2004 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. __Се£^б. Вып. 1 (№ 6)
ПСИХОЛОГИЯ
Д. С. Безносое
Правовое сознание и система социальных ценностей
Правовое сознание человека представляет собой совокупность знаний, представлений, чувств, выражающих его отношение к праву и оценку значимости правовых явлений в обществе. Однако до сих пор не создана четкая классификация видов правосознания, опирающаяся на психологические категории «сознание» и «отношение». Мы предлагаем классификацию видов правового сознания, на основе социальных отношений и ценностей. Право как социальное явление вызывает к себе определенное отношение людей. Оно может быть позитивным, негативным или нейтральным. При позитивном отношении гражданин понимает необходимость соблюдения правовых норм в обществе, осознает значимость и ценность права как основного регулятора социальных взаимоотношений. При негативном отношении человек считает право бесполезным и ненужным. Нейтральное отношение — это равнодушие к правовым нормам, правовой деятельности государства. Основное содержание правосознания выражено в форме отношения человека к праву. Структура понятия «отношение» в психологии детально разработана и включает в себя познавательные, эмоциональные, поведенческие компоненты. При изучении отношения людей к праву необходимо также учитывать оценочный компонент.
Познавательный компонент показывает наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информированность человека может быть полной и всесторонней, а может быть поверхностной, не глубокой. Человек может иметь только общие представления о существовании правовой системы в обществе, но совершенно не интересоваться и не знать детально сущность законов и механизмы их работы. Эмоциональный компонент проявляется в двух аспектах. Первый аспект — это направленность (положительная или отрицательная) эмоциональных отношений к праву. Положительная направленность свидетельствует о переживании индивидом позитивных чувств, связанных со знанием права и правомерным поведением. Отрицательная показывает, что человек переживает негативные чувства, сталкиваясь с правовой системой. Второй аспект — это интенсивность переживаний, сила чувств по отношению к праву. Как позитивные, так и негативные чувства могут быть слабо или сильно выражены. Поведенческий компонент показывает, как отношение к праву проявляется в реальном поведении человека. С этой точки зрения поведение человека и его правосознание могут быть двух типов: правомерным или противоправным. Оценочный компонент свидетельствует об интересе к правовой системе, о признании ее роли в регуляции социальных отношений в обществе. Значимость права в обществе может оцениваться с точки зрения пяти вариантов: завышенная, высокая, нормальная, низкая, заниженная. В соответствии с оценкой значимости возникают различные виды правосознания.
На основе анализа психологической и юридической литературы, а также анализа соотношения четырех компонентов (когнитивного, эмоционального, поведенческого и оценочного) можно создать классификацию видов правосознания. В зависимости от объема знаний о праве, направленности и интенсивности чувств, правомерности или противоправности поведения, а также оценки значимости права нами были выделены восемь основных видов правосознания: реализм, идеализм, конформизм, фетишизм, инфантилизм, скептицизм, цинизм и нигилизм.
Правовой реализм опирается на полноту правовых знаний, положительные эмоции, право-
© Д.С. Безносое. 2004
мерное поведение и высокую оценку значимости законов в регуляции социальных отношений. Он представляет собой нормальное отношение к праву, остальные семь видов являются аномальным, деформированным отношением к праву. Правовой идеализм характеризуется завышенной оценкой значимости права в обществе, восторженными, положительными эмоциями, правомерным поведением, однако объем юридических знаний недостаточен для объективной оценки роли права. Правовой конформизм основан на знании современного законодательства, правомерном поведении, но на равнодушном отношении к праву, отсутствии интереса и нейтральной оценке его значимости. Правовой фетишизм возникает при отсутствии правовых знаний, но правомерном поведении, при завышенной оценке роли права, придании ему мистического, магического значения, восторженных эмоциях по поводу возможностей правовой системы урегулировать и облагородить социальные отношения. Правовой инфантилизм отличает незнание или недостаточное знание законов, равнодушие в отношении правовой системы; значимость права не оценивается, тем не менее, человек демонстрирует правомерное поведение, ориентируясь на пример и стереотипы поведения других людей. Правовой скептицизм проявляется при хорошем знании права, правомерном поведении, но при низкой оценке значимости права в общественной жизни и равнодушном к нему отношении. Правовой цинизм складывается как деформация правосознания при хорошем знании законов, но негативном к ним отношении, заниженной оценке роли права в обществе и противоправном (асоциальном) поведении. Циник — это человек, хорошо знающий законы, но склонный их нарушать, возможно, даже совершать преступные деяния. Правовой нигилизм также является деформацией правосознания, так как возникает при незнании законов, негативном к ним отношении, противоправном поведении и крайне заниженной оценке значимости правового регулирования общественных отношений.
При изучении правосознания необходимо учитывать ценностный компонент отношения людей к праву. С целью изучения перечисленных видов правосознания нами был разработан психологический тест «Отношение к праву». Он был создан согласно технологии, разработанной американским социологом Р. Лайкертом. Технология дает возможность создать научно обоснованную методику изучения социальных установок и отношений.
Цель исследования состояла в анализе взаимосвязи различных видов отношения к праву с системой ценностей личности. Была выдвинута гипотеза о том, что система ценностей оказывает влияние на формирование отношения к праву: каждый вид правового сознания формируется под влиянием системы конкретных значимых для человека ценностей. При этом положительные взаимосвязи ценностей и конкретного вида правосознания определяют позитивное отношение к праву, а отрицательные взаимосвязи - негативное отношение.
С помощью теста «Отношение к праву» и методики изучения ценностей, разработанной С. Шварцем, были опрошены 355 респондентов, представляющих различные профессиональные группы. Первая группа - курсанты вузов МВД, получающие высшее юридическое образование (99 человек). Вторая группа - правоприменители, имеющие специальное юридическое образование. Ее составили сотрудники районных отделов МВД - следователи и оперуполномоченные (99 человек). Третья группа - граждане, не имеющие специального юридического образования. В эту группу вошли представители различных профессий - медицинские работники, менеджеры, психологи (87 человек). И, наконец, четвертая группа - студенты, обучающиеся на юридических факультетах в вузах Санкт-Петербурга (70 человек).
Результаты исследования показали, что первая группа, т. е. получающие специальное юридическое образование, в большей степени проявляют правовой реализм как нормальное позитивное отношение к праву, чем люди, не имеющие такого образования. Их правосознание характеризуется не только большим объемом юридических знаний, но в целом и более позитивной эмоциональной окраской отношения к праву, более высокой оценкой его соци-
альной значимости. Для них не характерны негативные виды правосознания, такие как правовой инфантилизм, скептицизм, цинизм и нигилизм. Представители второй группы, т.е. правоприменители, использующие правовые нормы в своей практической деятельности, показывают более высокий правовой реализм, чем другие группы респондентов. Респонденты из третьей и четвертой групп, т.е. не имеющие юридического образования и студенты юридических вузов, склонны наравне с правовым реализмом проявлять и правовой нигилизм.
Для определения взаимосвязи видов отношения к праву и системы ценностей был проведен корреляционный анализ. Результаты анализа показали, что правовой реализм как вид нормального отношения к праву имеет только положительные взаимосвязи с ценностной системой. Основаниями правового реализма служат прежде всего такие традиционные ценности, как национальная безопасность (защищенность страны от врагов) и уважение традиций. Правовой реализм обеспечивается также такими ценностями, как стремление к достижению поставленных целей (способствует достижению успеха личности в обществе), социальная нормативность поведения (стремление к одобрению, признанию и уважению со стороны других людей) и авторитетность (заслуженное право личности руководить, отдавать распоряжения, вести других людей за собой). Ценности ответственности (надежность, верность в слове и деле) и обязательности (осознание своего долга, выполнение обязательств) отличают реалистическое отношение к праву от других видов правосознания. Приверженность правовому реализму способствует реализация таких ценностей, как честолюбие (усердие в работе, целеустремленность), умелость (юридическая компетентность, продуктивность, эффективность в работе). Правовой реализм составляет залог здоровья человека (отсутствие физических и духовных недугов). Таким образом, ценностные основания правового реализма опираются на традиционные и современные ценности.
Следовательно, доказано, что правовой реализм является позитивной формой правового сознания, поскольку он опирается на современные ценности социальной нормативности поведения и взаимоотношений с людьми, ответственности, юридической компетентности.
Правовой идеализм, как показал корреляционный анализ, также положительно связан с системой ценностей. Правовой идеализм базируется на таких ценностях профессиональной деятельности, как честолюбие (усердие в работе, целеустремленность), социальная нормативность (одобрение, признание и уважение со стороны других людей), стремление к достижению целей и идеалов (достижение успеха). Правовой идеализм подкрепляют также современные ценности альтруизма — полезность (стремление приносить пользу другим людям) и радикализма — любознательность (интерес ко всему новому, исследовательская направленность). Ценность авторитетности, т. е. права вести за собой, руководить, отдавать распоряжения, и ценность власти (контроля над другими, доминирования, господства) также положительно влияют на формирование правового идеализма. С правовым идеализмом положительно связаны ценности уважения традиций и социального порядка в обществе. Правовой идеализм формируется под влиянием современных ценностей профессиональной деятельности (стремление к достижению целей, идеалов, социальная нормативность поведения как приверженность социальным и правовым нормам поведения и деятельности) и является позитивной формой правосознания, так как имеет только положительные связи с системой ценностей.
Корреляционной анализ показал, что граждане, придерживающиеся социальной нормативности поведения (стремление к одобрению, признанию и уважению со стороны других людей), но не придающие большого значения ответственности и чувству долга, склонны проявлять правовой конформизм. Они ценят свое здоровье (отсутствие физических и душевных недугов), относятся с уважением к сохранению установленных традиций. Такие люди предпочитают не разрушать отношения с другими, даже если наблюдают некоторые нарушения законодательства. Отличительной чертой правового конформизма являются отрицательные
взаимосвязи с ценностями честности (подлинность, искренность в делах и во взаимоотношениях) и творчества (изобретательность, уникальность, неповторимость). Граждане, не стремящиеся быть честными, искренними во взаимоотношениях с другими, быть неповторимыми и самобытными личностями, но желающие сохранить свое здоровье, заслужить одобрение, признание и уважение со стороны других, склонны проявлять правовой конформизм.
В сочетании предпочитаемых и отвергаемых ценностей и проявляется такой вид правосознания, как правовой конформизм. Он связан положительно с социальной нормативностью, но отрицательно с современными ценностями самостоятельности (честность) и самодостаточности (творчество), поэтому и проявляется как деформированное правовое сознание.
Правовой фетишизм как особый вид правосознания опирается прежде всего на такие традиционные ценности, как благочестие (хранение веры, следование религиозным убеждениям), уважение родителей (почтение к старшим), уважение традиций (сохранение обычаев и обрядов), ценности группы аскетизма - умеренность (избегание крайностей в чувствах и поступках), ценность группы альтруизма - полезность (приносить пользу другим людям). Именно сочетание ценностей благочестия с традиционными ценностями отличает этот вид правосознания. Опора на религиозные ценности придает этому отношению к праву мистический характер. Важны также ценности группы профессиональной деятельности (стремление к достижению целей и идеалов и социальная нормативность поведения). Данные ценности придают позитивную окраску указанному виду правосознания. В то же время правовой фетишизм отрицательно связан с ценностью, с помощью которой реализуется самостоятельность человека - выбор собственных целей (самостоятельность в работе).
Итак, корреляционные связи правового фетишизма и системы ценностей выявили мистический, религиозный характер этого вида правосознания, показали влияние на людей с подобным типом правосознания ценностей социальной зависимости, отказ от ценностей самостоятельности. Правовой фетишизм связан с религиозными и традиционными представлениями о правовых нормах, поэтому он проявляется как рудиментная, устаревшая форма правосознания.
Правовой инфантилизм значимо связан со следующими ценностями социальной зависимости: довольство своим местом в жизни (смирение с жизненными обстоятельствами), защита семьи (безопасность тех, кого мы любим), чувство принадлежности (отождествление себя с конкретной группой людей). Отрицательные связи обнаружены с такими ценностями, как мудрость (зрелое, выстраданное понимание и отношение к жизни) и авторитетность (право вести за собой, руководить, отдавать распоряжения).
Правовой инфантилизм опирается на ценности социальной зависимости, проявляясь как несамостоятельность, незрелость, невозможность служить авторитетом для окружающих. Правовой инфантилизм основан на ценностях социальной зависимости, поэтому он является недостаточно развитой, наивной и упрощенной формой деформации правосознания.
Корреляционный анализ показывает, что правовой скептицизм препятствует реализации человеком своих значимых ценностей. Зрелая любовь как глубокая эмоциональная и духовная близость, смысл жизни человека недостижима при доминировании в сознании человека правового скептицизма. Ценности профессиональной деятельности оказываются незначимыми для скептика в области права. Социальная нормативность поведения, ожидание одобрения, признания и уважения со стороны окружающих людей отрицаются как ценности. Умелость (юридическая компетентность), честолюбие (усердие в работе, целеустремленность), интеллект (высокий уровень логического мышления) не служат значимыми ценностями при проявлении подобного вида правового сознания. Отличительной чертой правового скептицизма является отрицание ценностей юридической компетентности, социальной нормативности и социального порядка в обществе, но придание значимости ценности независимости, уверенности в своих собственных силах. В целом можно констатировать, что правовой скептицизм
как вид правового сознания отрицательно связан с системой ценностей, он отражает негативные деформированные проявления правового сознания.
Исследование показало, что люди, которые не ценят ценности социального порядка (стабильность в обществе), обязательности (осознание своего долга, выполнение обязательств перед людьми), самодисциплины (сдержанность, сопротивляемость соблазнам), проявляют такой вид правосознания, как правовой цинизм. Его отличительной чертой является приверженность ценностям власти (влияние как воздействие на события и других людей) и гедонизма (наслаждение жизнью — получение удовольствий). Таким образ.ом, отрицание долга перед людьми и самим собой, но преувеличение значения власти и наслаждений приводят к правовому цинизму. Он связан с отрицанием важнейших социальных ценностей, прежде всего социальных обязательств, но с преувеличением ценностей влияния и гедонизма, именно поэтому он является крайним случаем деформации правового сознания.
Правовой нигилизм также отрицательно связан с ценностной системой. Люди, не придающие значения ценностям, особенно не признающие такие ценности, как уважение традиций (сохранение обычаев), социальная нормативность (одобрение, признание и уважение со стороны окружающих), умение прощать (готовность простить ошибки других), интеллект (развитие логического мышления), склонны проявлять правовой нигилизм. Отличительной чертой правого нигилизма служит отрицание значимых человеческих ценностей и социальных норм. Он проявляется как неуважение к традициям и окружающим людям, как черствость и, возможно, даже жестокость (неумение и нежелание прощать других), как принижение значимости развитого интеллекта, отрицание правовых и иных социальных норм. Правовой нигилизм — это негативно эмоционально окрашенная форма правового сознания, он отрицает общепринятые человеческие ценности и выражается в деформации правового сознания.
Проведенное исследование показало, что ценностная система составляет социальную основу правосознания. В зависимости от предпочтения или отрицания тех или иных ценностей формируются различные виды правосознания, складывается устойчивое личностное отношение к закону. Однако отношение к праву затрагивает не всю ценностную систему, т. е. не все предложенные для оценки 57 ценностей, а избирательно соотносится с конкретными ценностями. Оказалось, что позитивные виды правосознания наиболее тесно связаны с ценностями современных обществ. Правовой реализм и отчасти правовой идеализм - вот те виды правосознания, которые опираются на значимые человеческие ценности. Позитивное отношение к праву, осознание его значимости формируются под влиянием современной системы ценностей. Основные современные ценности, позитивно влияющие на правосознание, - это социальная нормативность, стремление к достижению целей и идеалов, честолюбие (целеустремленность, усердие в работе), юридическая компетентность (умелость, эффективность, продуктивность). Основная традиционная ценность, оказывающая позитивное влияние на отношение к праву, —уважение традиций, т. е. норм и правил поведения, которые сложились естественно в процессе исторического развития общества.
Негативное отношение к праву, преуменьшение значимости правовых норм основаны на отрицании таких ценностей, как социальная нормативность, ответственность, обязательность в отношениях с людьми, интеллект, творчество, самодисциплина, умение прощать других людей. Такие негативные проявления отношения к праву, как скептицизм, цинизм и нигилизм, обнаруживают больше отрицательных корреляционных зависимостей, чем положительных. Это свидетельствует о том, что граждане — носители негативного правосознания, имеют в целом искаженную систему ценностей.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Позитивное отношение к праву положительно связано с системой ценностей, а негативное отношение - отрицательно.
2. Отношение к праву можно рассматривать как ценность, имеющую значение в современном социальном мире.
3. Каждый вид правосознания связан с ценностями специфическим образом: правовой реализм результат сочетания ценностей социальной нормативности, юридической компетентности, ответственности и чувства долга; правовой идеализм опирается на ценности социальной нормативности, целеустремленности, достижения целей и идеалов; правовой конформизм проявляется в преувеличении ценности социальной нормативности, но в отрицании ценностей честности, искренности во взаимоотношениях и творческого отношения к делу; правовой фетишизм связан с религиозными и традиционными ценностями, формируется под влиянием религиозного сознания; правовой инфантилизм формируется под влиянием таких ценностей как, чувство принадлежности к группе людей, прежде всего своей семье, а также довольство своим местом в жизни; правовой скептицизм строится на отрицании ценностей юридической компетентности, социальной нормативности, социального порядка в обществе, но придании значимости ценности независимости; правовой цинизм проявляется как отрицание долга, обязательств, но преувеличении ценностей влияния и гедонизма (наслаждение жизнью); правовой нигилизм заметен в отрицании значимых человеческих ценностей.
Таким образом, наша гипотеза о том, что на формирование нормального позитивного отношения к праву влияет система ценностей как социокультурных детерминантов позитивного реалистического правосознания подтвердилась. Негативное отношение к праву связано с отрицанием значимых человеческих ценностей. На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы. Во-первых, необходимо повышать уровень юридического образования в обществе и в системе среднего и высшего образования будет способствовать формированию у граждан правового реализма как нормального и позитивно окрашенного вида правосознания. Во-вторых, создание в обществе устойчивой системы социальных ценностей — социальной нормативности, юридической компетентности, ответственности за свое поведение, чувства долга - также способствует становлению правового реализма.
Summary
Eight types of people's law consciousness depending on their social values are distinguished. The research showed that specific social values lay in the basis of each type of law consciousness. Positive attitudes to law are closely correlated with acceptance of significant values, while negative ones correspond to their denial. People trained in law mostly show law-realistic altitudes as compared to those who have no law education.
Статья поступила в редакцию 22 октября 2003 г.