Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В СТРАНАХ АНГЛО-САКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ И РОССИИ: КРАТКИЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В СТРАНАХ АНГЛО-САКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ И РОССИИ: КРАТКИЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1281
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АНГЛОСАКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ / РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ / ИСТОЧНИК ПРАВА / ЗАКОН / ПРЕЦЕДЕНТ / ПРАВОВАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / LEGAL CULTURE / LEGAL AWARENESS / LEGAL BEHAVIOR / ANGLO-SAXON LEGAL FAMILY / ROMAN-GERMAN LEGAL FAMILY / SOURCE OF LAW / LAW / PRECEDENT / LEGAL DEFORMATION / LEGAL NIHILISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шестак Виктор Анатольевич, Балицкий Алексей Витальевич

В работе авторами предложен краткий анализ сравнения основных особенностей правовых культур и правосознания в ряде стран англосаксонского мира и в России. Интерес к данной тематике обусловлен отсутствием внятного ответа на вопрос: какие факторы способствуют сближению либо отдалению правовых культур рассматриваемой группы государств в современных условиях? В статье изучена роль источников права в правовой культуре исследуемых стран. Особое внимание в исследовании уделено рассмотрению дефектов правосознания, в частности, правовому нигилизму, как показателю неразвитости правовой культуры. Исследован исторический фактор с позиции критерия формирования различий правовых культур и основ правового сознания. Опытным путем исследована возможность, в том числе и оперируя статистическими данными, выявления фактических причин отличия развитости правовой культуры в государствах одной правовой системы от другой. Выработаны предложения в части качественного и комплексного развития правового сознания граждан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AWARENESS AND LEGAL CULTURE IN THE ANGLO-SAXON LEGAL FAMILY AND IN RUSSIA: A COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS

In this paper, the authors proposed a brief analysis of the comparison of the main features of legal cultures and legal consciousness in a number of countries of the Anglo-Saxon world and in Russia. The interest in this topic is due to the lack of a clear answer to the question: what factors contribute to the convergence or distancing of the legal cultures of the considered group of states in modern conditions? The article examines the role of sources of law in the legal culture of the countries studied. Particular attention is paid to the study of defects in legal consciousness, in particular, legal nihilism, as an indicator of the underdevelopment of legal culture. The historical factor is investigated from the standpoint of the criterion of the formation of differences in legal cultures and the foundations of legal consciousness. The possibility of identifying the actual reasons for the development of a legal culture in the states of one legal system from another is empirically investigated, including using statistical data. Developed proposals in terms of quality and comprehensive development of the legal consciousness of citizens

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В СТРАНАХ АНГЛО-САКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ И РОССИИ: КРАТКИЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

С^ ЮРИДИЧЕСКИЙ АРХИВ ^D

ШЕСТАК Виктор Анатольевич

Профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и

криминалистики МГИМО МИД России доктор юридических наук, доцент e-mail: shestak.v.a@mgimo.ru

БАЛИЦКИЙ Алексей Витальевич

Студент 2-го курса МИЭП МГИМО МИД России (направление подготовки: «Международное право и юридическое обеспечение

международного энергетического сотрудничества»)

e-mail: balitskiy_1999@mail.ru

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В СТРАНАХ АНГЛО-САКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ И РОССИИ: КРАТКИЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация: В работе авторами предложен краткий анализ сравнения основных особенностей правовых культур и правосознания в ряде стран англосаксонского мира и в России. Интерес к данной тематике обусловлен отсутствием внятного ответа на вопрос: какие факторы способствуют сближению либо отдалению правовых культур рассматриваемой группы государств в современных условиях? В статье изучена роль источников права в правовой культуре исследуемых стран. Особое внимание в исследовании уделено рассмотрению дефектов правосознания, в частности, правовому нигилизму, как показателю неразвитости правовой культуры. Исследован исторический фактор с позиции критерия формирования различий правовых культур и основ правового сознания. Опытным путем исследована возможность, в том числе и оперируя статистическими данными, выявления фактических причин отличия развитости правовой культуры в государствах одной правовой системы от другой. Выработаны предложения в части качественного и комплексного развития правового сознания граждан.

Ключевые слова: правовая культура, правовое сознание, правовое поведение, англосаксонская правовая семья, романо-германская правовая семья, источник права, закон, прецедент, правовая деформация, правовой нигилизм.

SHESTAK Victor Anatolyevich

Professor of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminology MGIMO University Doctor of Juridical Science, Associate Professor e-mail: shestak.v.a@mgimo.ru

BALITSKIYAlexey Vitalyevich

The 2nd year student of MGIMO University (International Institute of Energy Policy and Diplomacy) e-mail: balitskiy_1999@mail.ru

LEGAL AWARENESS AND LEGAL CULTURE IN THE ANGLO-SAXON LEGAL FAMILY AND IN RUSSIA: A COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS

Abstract: In this paper, the authors proposed a brief analysis of the comparison of the main features of legal cultures and legal consciousness in a number of countries of the Anglo-Saxon world and in Russia. The interest in this topic is due to the lack of a clear answer to the question: what factors contribute to the convergence or distancing of the legal cultures of the considered group of states in modern conditions? The article examines the role of sources of law in the legal culture of

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

the countries studied. Particular attention is paid to the study of defects in legal consciousness, in particular, legal nihilism, as an indicator of the underdevelopment of legal culture. The historical factor is investigated from the standpoint of the criterion of the formation of differences in legal cultures and the foundations of legal consciousness. The possibility of identifying the actual reasons for the development of a legal culture in the states of one legal system from another is empirically investigated, including using statistical data. Developed proposals in terms of quality and comprehensive development of the legal consciousness of citizens.

Keywords: legal culture, legal awareness, legal behavior, Anglo-Saxon legal family, Roman-German legal family, source of law, law, precedent, legal deformation, legal nihilism.

Одним из важнейших критериев разделения правовых семей является уровень правовой культуры и правосознания а твк литературы:оведения субъектов права. личности и государства от противоправных действий ьно-исторического опытации правопр [10, с. 258]. Именно исходя из качественных особенностей правовой культуры конкретной страны или группы стран законодатель осуществляет регулирование поведения граждан и проводит соответствующий правотворческий и правореали-зационный курс в государстве.

Однако, до сих пор не сформировалась единая позиция в дефиниции правовой культуры. Под ней предлагают понимать само юридически значимое поведение, систему правовых ценностей, а также состояние субъекта права, характеризуемое уровнями его правосознания и правового поведения [10, с. 258]. Либо как более крупную социальную форму правосознания, соотнося их как часть и целое [5, с. 294]. Мы придерживаемся позиции, что правовая культура - часть культуры общества, включающая в себя правовые ценности определенной социальной группы, и являющаяся показателем правового прогресса в обществе. Правосознание, в свою очередь, это совокупность идей, взглядов, чувств, возникающих у субъекта по поводу права и определяющих его правовую культуру.

Какие же отличительные черты свойственны англосаксонской и российской правовым культурам с точки зрения структуры источников права? Так, англосаксонские страны - типичные представители семьи прецедентного, судейского права, где судьи создают нормы права наряду с законодателями [4]. В российском праве, наоборот, прецедент никогда не рассматривался как источник права, хотя отдельные исследователи склонны считать постановления Пленума Верховного Суда предпосылками для формирования в правовом поле России судебного прецедента [2, с. 216-219]. Различия в наличии или отсутствии среди источников права таких базовых элементов, как закон и прецедент, уже свидетельствуют о существующих отличиях правовых культур в рассматриваемых странах.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

Необходимо отметить, что закон как источник права в той или иной степени характерен для всех государств мира. В англо-саксонской правовой семье закон несет в себе фундаментальное значение для защиты прав гражданина, а также верховной власти, поскольку многие из них не подвергались изменениям уже несколько столетий, являясь гарантом стабильности общественных отношений. Среди них, в частности, Билль о правах 1688 года, Акт о престолонаследии и Акт об устроении 1701 года, Акт о союзе с Шотландией 1706 года и прочие. Кроме того, в Великобритании до сих пор существуют различные политико-правовые документы, в числе которых важное значение имеет Великая хартия вольностей 1215 г., регулирующая отдельные вопросы верховной власти, судоустройства, налогообложения и церкви. Действующее российское законодательство является значительно более молодым.

В современной Англии и странах Содружества значительная роль отводится обычаям, правовым доктринам и традициям, принципам и нормам международного права. Особо отметим обычай как форму проявления правовой культуры. В России последний также признается источником права и находит свое отражение, в частности, в гражданском законодательстве (статьи 5, 478 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Главный критерий здесь - широкое применение данного правила поведения и то, что оно не должно быть предусмотрено самим законодательством. При этом, в англосаксонских странах, предусматриваются более детальные правила для признания правила обычаем. Так, в суде стороне необходимо доказать, что обычай отвечает критерию древности, т.е. что он существовал до 1189 года [4]. Для современного российского правосознания такое требование могло бы показаться неразумным и нелогичным, хотя сам по себе обычай был известен на Руси еще до Русской Правды [12]. Совершенно несвойственными для права России являются и, так называемые, конституционные обычаи (соглашения), являющиеся правилами поведения в политической сфере общества. Так, к примеру, в Великобритании лидер политической партии, победившей на выборах в палату общин, становится премьер-министром.

Другими составными частями правовой культуры стран системы общего права являются разум, доктрина и договор. Как справедливо отмечали правоведы, разум - это жизнь права, и общее право есть не что иное, как разум [11, с. 296]. Разум в том виде, в котором он воспринимается английской юриспруденцией, свойственен и российскому праву, содержится в такой правовой категории как аналогии права или закона.

Под правовой доктриной традиционно понимают компетентные мнения, взгляды, идеи видных юристов по определенной правовой проблеме, имеющие силу источника права. К примеру, в Соединенном Королевстве доктрина начала формироваться с давних времен, став важным пластом юридического знания. В качестве примера приведем труд английского юриста и адвоката Уильяма Блэкстона «Комментарии к законам Англии» [13]. Эта работа сыграла ключевое значение в разработке способов и правил толкования права, а также определения критериев обычая, которые характерны для науки теории права в настоящее время. Доктрины в Британии характерны не только тем, что на них возможно прямо ссылаться в обосновании своих доводов, но и обязательным характером в силу их высокого правового значения. В России, несмотря на наличие многих замечательных трудов как дореволюционных и советских, так и современных юристов, доктрина еще не воспринимается как обязательный источник права. В этой связи, доктрина в англо-саксонских странах является показателем преемственности и учета предыдущего правового опыта, который широко применяется в современных условиях.

Несмотря на очевидные различия, правовые культуры рассматриваемых государств обладают и схожими чертами. Так, континентальное право во многом развивалось благодаря рецепции римского права, активной деятельности глоссаторов и постглоссаторов, а также заимствованию церковного права. Влияние римской правовой культуры на англосаксонский мир также прослеживается через каноническое право и через университеты [3]. Как видим, в некотором смысле правовая культура и стран центрально-восточной Европы, и стран системы общего права имеют одинаковые культурно-исторические истоки. Кроме того, именно Англия стала родоначальницей таких правовых категорий и институтов, как презумпция невиновности, принцип верховенства права, состязательное правосудие, суд присяжных, которые были внедрены в право стран романо-гер-манской правовой семьи, включая Россию. Так или иначе, в течение многих столетий правовые культуры рассматриваемых стран развивались по-разному. Например, в средневековой Англии

со временем появилось право справедливости (law of equity), которое в итоге слилось с более строгим общим правом (common law), образуя единое прецедентное право.

Некоторые авторы пришли к выводам, что правовая культура англосаксонских стран характеризуется стабильностью и преемственностью, учетом своего предыдущего правового опыта и ценностей [4]. В России же правовая культура менялась несколько раз в связи с неоднократными изменениями самой правовой системы, которые происходили в нашей стране (смена дореволюционной, советской, современной правовых моделей). Именно поэтому считается, что для нее характерно отсутствие той устойчивости, которая свойственна США, Великобритании и странам Содружества.

Как отмечают некоторые исследователи, становление правовой культуры российского общества в современных условиях представляет собой достаточно пеструю картину [9, с. 9-13]. По их мнению, российское правосознание является неразвитым по сравнению с западной цивилизацией. Это выражается в различного рода правовых деформациях, таких как, правовой нигилизм, правовой идеализм, правовой инфантилизм, правовой дилетантизм и прочие. Как же влияет, к примеру, такая правовая деформация, как правовой нигилизм, на уровень правовой культуры? Под данным явлением принято понимать неуважительное, пренебрежительное отношение лица к праву в силу несогласия с правовыми требованиями и установками, отрицания и неприятия правовых ценностей, нежелания руководствоваться ими в качестве ориентиров своего поведения [10, с.259]. Разумно предположить, что существует прямая зависимость между типичностью данного вида правовой деформации (правового нигилизма) в определенной стране и количеством совершаемых в ней преступлений. Иными словами, правовой нигилизм как элемент правосознания и правовой культуры находит свое отражение в конкретных противоправных действиях субъектов права. Так, по некоторым данным, в США, одной из стран англосаксонского мира, такой показатель, как количество убийств на 100 тысяч человек, составляет 4.6 [7]. В Канаде, по данным на 2019 год, он равен 1.6, в Австралии -1.1, в Великобритании - 1, а в Новой Зеландии -0.9. В России он равен от 9 до 10 убийств на 100 тысяч человек, что в 10 раз превышает показатели Австралии, Великобритании и Новой Зеландии [1].

Полагаем, что для решения данной проблемы в условиях современности крайне важно выявить основные причины, влияющие на данный негативный тип правового поведения в России.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

Так, во-первых, следует отметить так называемый «правовой менталитет», который в рассматриваемом контексте сложился скорее как криминогенный фактор. Его негативная роль заключается, прежде всего, в ряде фундаментальных неверных установок и воззрений части населения о праве и его роли в обществе. К ним можно отнести такие представления, что закон - бесполезная и ненужная вещь, на которую нет необходимости обращать внимание, что право может служить инструментом ущемления государством прав и свобод человека [6]. К сожалению, российскому обществу стало свойственно и такое явление, как правовой цинизм, под которым понимается «откровенное, вызывающе-презрительное отношение к общепринятым правилам поведения в обществе и установкам» [8]. Во-вторых, российскому правосознанию характерен максимализм, суждения о предопределенности жизни и, как следствие, пассивность правового поведения и недоверие к праву в целом [6]. В-третьих, одним из ключевых факторов является незнание законодательства, сочетающаяся с некомпетентностью отдельных представителей государственных органов и пренебрежение ими своими должностными полномочиями.

В Великобритании ситуация обстоит несколько иным образом. Правовой менталитет подданых Ее Величества формировался длительное время за счет воспитания подрастающего поколения в традициях уважения к праву и его определяющей роли для благосостояния всего общества. При этом, процесс правовой социализации в этой стране не ограничивается изучением общеюридических предметов. Он в дальнейшем ведется через активную деятельность различных юридических ассоциаций, союзов, иных сообществ и высших учебных заведений, которые оказывают правовую помощь гражданам. Интересно отметить и другую характерную особенность британского общества, которая заключается в том, что британцы довольно часто обращаются в судебные органы для защиты своих прав. Это говорит о том, что они воспринимают суд не как карательный орган, назначающий наказание, а как гарант защиты их гражданских прав и свобод.

В связи с этим, видится важным осуществление Россией комплексного курса по повышению правосознания граждан. Это может выражаться, в частности, в увеличении в школах и высших учебных заведениях времени на изучение ряда правовых предметов; расширения спектра проведимых представителями органов правопорядка предупредительных мероприятий со школьниками и студентами; активном финансировании государством деятельности по оказанию бесплатных правовых услуг юридическими ассоциациями,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

высшими учебными заведениями отдельным категориям граждан; распространение положительного антикриминогенного опыта деятельности таких организаций и учреждений.

Правовые культуры англосаксонских стран и России, как и других континентальных государств, имеют общие культурно-исторические корни. Однако в настоящее время они представляют собой, скорее, полную противоположность друг другу. Это выражается в: различной роли источников права, которые служат базой для правовой культуры; отличиях правовых категорий и конструкций, исторически сложившихся в рассматриваемых странах; неодинаковой степени развитости правовой культуры. Вместе с тем развитая правовая культура - важный гарант соблюдения и полной реализации прав и свобод человека и гражданина. Полагаем, в современной России имеются все условия для формирования собственной традиции поддержания правопреемства, учета своего национально-исторического правового опыта с целью обеспечения комплексной защиты интересов личности, общества и государства от противозаконного поведения субъектов права.

Список литературы:

[1] Аналитический портал gtmarket. Электронный ресурс. - URL: https://gtmarket.ru/ratings/ homicide-rate/info (дата обращения 13.04.2019).

[2] Баранова М.А., Григорян В.Л. О прецедентных свойствах постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - Саратов: ФГБОУ ВО «Сарат. гос. юр. акад.», 2016, № 2 (109). - С. 216219

[3] Берман, Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования: пер. с англ. - М.: МГУ : Инфра-М - Норма, 1998. 624 с.

[4] Бычкова Екатерина Васильевна. Правовая культура в англосаксонской правовой семье (Теоретико-правовое исследование) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Коломна, 2003 222 с. РГБ ОД, 61:04-12/824

[5] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. -М.: Юриспруденция, 2000. 528 с.

[6] Дряблова А. А. Проблема формирования правосознания в России // Молодой ученый. -2016.- №8. - С. 734-736. — URL https://moluch.ru/ archive/112/28424/ (дата обращения: 15.05.2019).

[7] Информационный портал visasam. Электронный ресурс. - URL: https://visasam.ru/ emigration/canadausa/prestupnost-v-ssha.html (дата обращения 13.04.2019).

[8] Mоджина, Н. В. Правовой нигилизм и правосознание россиян. // Вестник Башкирского университета. 2010. — Т. 15. — No 2. — с. 455-459.

[9] Непомнящая Н. Г.,Авраменко С. Российская правовая культура на современном этапе [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы Mежцунар. науч. конф. (г. Mосква, ноябрь 2011 г.). — M.: Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 9-13

[10] Оксамытный В.В.. Общая теория государства и права. M.: 2012. 511 с.

[11] Цвайтерг К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. -Т.1. - M.: Mеждународные отношения, 1998. 480 с.

[12] Черных В.В., Цыкунов Г.А. Правовые обычаи Древней Руси как источник права // Вестник Восточно-Сибирского института MВД России. 2017. №4 (83). С. 2.

[13] William Blackstone. Commentaries on the Laws of England. Электронный ресурс. - URL: https://lonang.com/library/reference/blackstone-commentaries-law-england/ (дата обращения: 16.04.2019).

Spisok literatury:

[1] Analiticheskij portal gtmarket. Elektronnyj resurs. - URL: https://gtmarket.ru/ratings/homicide-rate/info (data obrashcheniya 13.04.2019).

[2] Baranova M.A., Grigoryan V.L. O precedentnyh svojstvah postanovlenij Plenuma Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii po ugolovnym delam // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. - Saratov: FGBOU VO "Sarat. gos. yur. akad.", 2016, № 2 (109). - S. 216-219

[3] Berman, G. Dzh. Zapadnaya tradiciya prava: epoha formirovaniya: per. s angl. - M.: MGU : Infra-M - Norma, 1998. 624 s.

[4] Bychkova Ekaterina Vasil'evna. Pravovaya kul'tura v anglosaksonskoj pravovoj sem'e (Teoretiko-

pravovoe issledovanie) : Dis. ... kand. yurid. nauk : 12.00.01 : Kolomna, 2003 222 c. RGB OD, 61:0412/824

[5] Vengerov A.B. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik dlya yuridicheskih vuzov. 3-e izd. - M.: YUrisprudenciya, 2000. 528 s.

[6] Dryablova A. A. Problema formirovaniya pravosoznaniya v Rossii // Molodoj uchenyj. — 2016.

— №8. — S. 734-736. — URL https://moluch.ru/ archive/112/28424/ (data obrashcheniya: 15.05.2019).

[7] Informacionnyj portal visasam. Elektronnyj resurs. - URL: https://visasam.ru/emigration/ canadausa/prestupnost-v-ssha.html (data obrashcheniya 13.04.2019).

[8] Modzhina, N. V. Pravovoj nigilizm i pravosoznanie rossiyan. // Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2010. — T. 15. — No 2. — s. 455-459.

[9] Nepomnyashchaya N. G., Avramenko S. Rossijskaya pravovaya kul'tura na sovremennom eta pe [Tekst] // Aktual'nye problemy prava: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, noyabr' 2011 g.). — M.: Vash poligraficheskij partner, 2011. — S. 9-13

[10] Oksamytnyj V.V.. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava. M.: 2012. 511 s.

[11] Cvajterg K., Kyotc H. Vvedenie v sravnitel'noe pravovedenie v sfere chastnogo prava.

- T.1. - M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1998. 480 s.

[12]Chernyh V.V., Cykunov G.A. Pravovye obychai Drevnej Rusi kak istochnik prava // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. 2017. №4 (83). S. 2.

[13] William Blackstone. Commentaries on the Laws of England. Elektronnyj resurs. - URL: https:// lonang.com/library/reference/blackstone-commentaries-law-england/ (data obrashcheniya: 16.04.2019).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.