Научная статья на тему 'Правовое состояние и правовой режим: вопросы разграничения понятий'

Правовое состояние и правовой режим: вопросы разграничения понятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5100
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое состояние и правовой режим: вопросы разграничения понятий»

ПРАВОВОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРАВОВОЙ РЕЖИМ: ВОПРОСЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ

Ю.С. Новикова, кандидат юридических наук, доцент кафедры государст-

венно-правовых дисциплин ЮУрГУ

Термин «правовое состояние» является относительно новым для юридической науки. При этом он имеет категориальный статус и активно используется для объяснения явлений государственно-правовой действительности. Ссылки на него можно встретить не только в общеправовой, но и в отраслевой литературе, в законодательстве, в юридической практике. Однако содержание, особенности и отличие данного понятия от других правовых категорий на сегодняшний день четко не определены. Нередко правовое состояние употребляется как синоним правового статуса, гражданского состояния, правового режима, что, по нашему мнению, не является верным.

Известно, что чем точнее и определеннее понятия, закрепленные в нормах права, тем легче реализовать содержащиеся в них предписания. Точность нормативных правовых актов в первую очередь определяется точностью и ясностью понятий, посредством которых они выражаются. От качества понятий в большой степени зависит и качество правоприменительной практики, а в целом - и режим законности. Нечеткие и неопределенные понятия ведут к неясности закона, расплывчатости его содержания, что неизбежно затрудняет его толкование и отрицательно сказывается на его реализации.

Правовое состояние представляет собой обусловленную социально-культурными условиями жизнедеятельности общества разновидность социального состояния, представляющую собой способ юридического бытия субъектов, объектов или общественных отношений в определенный момент времени и в определенном пространстве, как правило, закрепленный в установленном законом порядке.

Одной из основных задач исследования, обосновывающего существование нового с точки зрения категориального аппарата го-сударственно-правового явления, становится определение его места в системе существующих юридических категорий. Поэтому весьма важным является разграничение правового состояния со смежными правовыми

категориями, одной из которых и выступает правовой режим.

Правовой режим является категорией, достаточно тесно связанной с правовым состоянием. И если последнее применяется преимущественно к характеристике правового положения субъектов, объектов или общественных отношений, то правовой режим -категория более универсальная, поскольку активно используется в отношении большого круга правовых явлений. Носителями правовых режимов могут быть субъекты права (например, режим иностранных граждан, лиц без гражданства), социальные институты (например, режим здравоохранения, транспорта), социальные процессы (например, режим труда и отдыха), объекты и предметы (например, режим земель сельскохозяйственного назначения, режим совместной собственности супругов) и др.

В юридической литературе в первую очередь уделяется внимание вопросам разграничения категорий «правовой статус» и «правовой режим». В частности, Д.Н. Бахрах указывает, что к правотворчеству, правоприменению, к изучению права возможен статутный подход, то есть подход с точки зрения субъекта. Но к юриспруденции также применим и так называемый режимный подход, то есть систематизация норм по признаку объекта1.

Э.Ф. Шамсумова считает, что понятие «правовой режим» шире понятия «правовой статус», поскольку правовой режим как категория практическая устанавливается лишь относительно какого-либо объекта, субъекта или деятельности. Говоря же о субъектах, по мнению автора, чаще всего речь идет о характеристике их правового статуса. Однако наличие или обладание правовым статусом еще не предполагает установление правового режима2.

Как указал Б.Б. Каминский, правовой статус взаимодействует с правовым режимом той или иной отрасли права. Юридический режим является своего рода «питательной средой», в которой происходит и формируется содержание субъективных прав и юриди-

Новикова Ю.С.

ческих обязанностей гражданина, то есть его правовой статус3.

Вместе с тем большое практическое значение имеет также отграничение правового режима и правового состояния.

Режим (от франц. regime и лат. regimen) может пониматься в разных значениях:

- как государственный строй, метод управления;

- как установленный порядок жизни (работы, питания, отдыха, сна);

- как совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели.

В данном определении понятия «режим» можно выделить два аспекта: режим как способ существования какого-либо объекта и как путь достижения данного способа существования. Если в первом случае режим рассматривается как реально существующая совокупность определенных параметров того или иного объекта, то во втором - как совокупность правил, способов и методов, направленных на достижение данных параметров объекта. Иными словами, первое значение термина предполагает некоторое реальное содержание объекта, в котором отражается истинное положение дел, то есть материальная составляющая режима, а второе - некую процедуру, в которой закрепляется желаемое, должное положение объекта.

В этом смысле весьма плодотворным является определение понятия «режим», данное М.М. Валеевым, который характеризует его как категорию, применяемую для обобщенной характеристики либо реального состояния некоторого объекта, либо способов достижения объектом данного состояния4.

Необходимо отметить, что юридическая наука большей частью оперирует понятием правового режима как порядка, процедуры правового регулирования.

Следовательно, в своем материальном значении понятие «режим» (а вслед за ним, и понятие «правовой режим») может быть признано тождественным понятию «состояние» (и, соответственно, понятию «правовое состояние») и пониматься как способ существования какого либо объекта, выражающийся в виде его характеристик в определенный момент времени и в определенном пространстве.

Более того, в юридической литературе отмечается, что правовой режим, призванный упорядочить социальные состояния (процессы) и обладающий соответствующими элементами, сам выступает в качестве разновидности правового состояния5.

Таким образом, как любое другое явление, правовой режим также может находиться в определенном состоянии. Здесь правовой режим будет выступать как состояние упорядоченности, урегулированное™ общественных отношений, то есть как способ их организации и существования (функционирования), составляющих объект воздействия правовых норм. В этом смысле можно, например, сказать, что правовой режим лицензирования представляет собой состояние урегулированности общественных отношений, возникающих в сфере лицензирования. Следует отметить, что такое состояние носит правовой характер, поскольку отражено в праве.

Соотношение понятий «правовое состояние» и «правовой режим» в данном случае производится по формуле: «правовой режим - это всегда определенное состояние, но не каждое правовое состояние - правовой режим».

Проблема разграничения правового состояния и правового режима актуальна еще и потому, что отсутствие четких границ между ними приводит порой некоторых ученых к нечетким понятиям и формулировкам.

Например, И.П. Блищенко трактует экономический суверенитет государства как совокупность юридических правил, которые устанавливают взаимные обязательства государств, гарантирующие для каждого из них и всех вместе суверенные права свободно распоряжаться своими ресурсами, богатствами и всей экономической деятельностью, и их суверенное право на равноправное участие в межгосударственных экономических отношениях6. Данное понимание, на наш взгляд, не является точным, поскольку определять такое правовое состояние государства, как суверенитет, через совокупность правовых норм неприемлемо. Суверенитет государства в первую очередь отражает независимость и верховенство власти государства как внутри страны, так и на международной арене, а это проявляется именно в особом правовом состоянии государственной власти.

Правовой режим в юридической литературе традиционно понимается как порядок регулирования общественных отношений, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязывай ий и создающих особую направленность такого регулирования7. Правовой режим характеризуется определенным набором способов правового регулирования, где

один из них (дозволение или запрет) выступает в качестве доминирующего и определяет весь облик, специфику, направленность и настрой регулирования. Следует отметить, что это именно комплекс способов правового регулирования, которые формируют порядок воздействия права на общественные отношения. В этом смысле не совсем корректным следует признать название главы «Особенности правового регулирования ад-министративно-правовых режимов» в монографии С.С. Маиляна8. В результате такой формулировки получается, что речь идет «об особенностях правового регулирования порядка административно-правового регулирования», что явно несогласованно.

Кроме того, не вполне обоснованными следует признать также попытки некоторых авторов сузить понятие правового режима и определить, например, гражданско-правовой режим (который, на наш взгляд, является разновидностью правового режима вообще) как возможность или невозможность совершения с объектами определенных действий (сделок), влекущих известный юридический (гражданско-правовой) результат, и, как следствие, признать, что правовой режим различных благ, а не сами эти блага можно было бы считать объектом гражданского правоотношения9. Такое понимание может быть подвергнуто критике, так как гражданско-правовой режим различных объектов как разновидность правового режима в целом должен определяться как порядок правового регулирования, выраженный в характере и объеме прав по отношению к данному объекту10.

Следующий аспект соотношения понятий «правовое состояние» и «правовой режим» может быть определен согласно конструкции «порядок регулирования и его результат». В указанном контексте возникает проблема: правовой режим — это порядок регулирования или же результат такого регулирования? Мнения ученых по этому вопросу разделились.

Традиционно под правовым режимом понимают порядок воздействия права на общественные отношения, который закреплен в законодательстве и сочетает в себе комплекс различных правовых средств воздействия.

Однако существует мнение, что правовой режим есть результат регулятивного воздействия права на общественные отношения системы (определенного набора) юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса

общественных отношений, и конституционно-правовой режим как разновидность правового режима - один из важных социальнопрактических результатов конституционного регулирования".

Такое понимание, на наш взгляд, не является точным. Правовой режим, как верно подметил A.B. Малько, - это не столько результат, сколько система условий и методик осуществления правового регулирования, определенный распорядок действия права, необходимый для оптимального достижения соответствующих целей12.

Если правовой режим не охватывает собой результат правового регулирования, то каким же понятием он определяется? В качестве такового, думается, и выступает правовое состояние.

Правовой режим призван обеспечить наступление определенного социального результата, то есть того эффекта или состояния, к которому стремится законодатель, показывая при этом наиболее оптимальный путь к его достижению, способ, ведущий к нему, а также набор юридических средств, использовав которые, можно к этой цели прийти.

Правовой режим - это, прежде всего, функциональная характеристика права13. В этом смысле можно сказать, что правовой режим отражает особые подходы, формы и методы регулирования общественных отношений, своеобразие юридического инструментария организации и упорядочения этих отношений, отвечая при этом на вопрос: для чего и кому нужен этот режим, как можно достичь желаемой цели?14 Выбор оптимального для решения соответствующей задачи правового режима, его обработка сообразно специфике этой задачи и содержания регулируемых отношений является одним из условий эффективного использования правовых средств, предназначенных для достижения поставленной цели.

В качестве такой цели регулирования нередко выступает развитие, фиксация, охрана или устранение какого-либо правового состояния. Д.В. Осинцев, исследуя вопросы правового режима лицензирования отдельных видов деятельности, пишет, что регистрационный режим должен сопутствовать правилам реализации или предоставления правового статуса. Он состоит во введении государственного учета конкретных фактов или состояний. Этот порядок необходим для защиты частных интересов различных субъектов15.

Таким образом, если правовой режим представляет собой порядок, методику пра-

Новикова Ю.С.

вового регулирования, то правовое состояние - это та цель и результат, которые законодатель стремится достичь, устанавливая тот или иной режим. Последний создает для правового состояния условия оптимального функционирования и существования субъектов и объектов права как правовых явлений, то есть как обладателей субъективных прав и юридических обязанностей, либо носителей определенных качеств и свойств, имеющих юридическое значение.

Следовательно, становление и развитие правового состояния субъектов или объектов зависит от того, каков их правовой режим, то есть порядок регулирования их правового состояния. В этом смысле можно заметить, что правовой режим в механизме правового регулирования имеет законотворческое значение, в то время как правовое состояние -преимущественно правореализационное.

Важно отметить, что правовое состояние как элемент механизма правового регулирования носит в нем стабилизирующий характер. Правовое состояние является длящимся во времени, носит устойчивый характер, оказывает влияние на формирование и развитие многих общественных и правовых отношений. Более того, правовое состояние - это та часть механизма правового регулирования, которая наиболее связана с жизнью, с реальностью. Именно этим и объясняется постоянно растущее многообразие форм его проявления. Чаще всего правовые состояния становятся теми факторами, которые оказывают первостепенное влияние на формирование правового статуса субъекта и впоследствии сопровождают его достаточно продолжительный период времени, а иногда и всю жизнь (например, брак, родство, гражданство, дееспособность, недееспособность и другие).

Характер и особенности содержания и проявления правового состояния оказывают немаловажное значение при выборе средств и способов их регулирования. В первую очередь законодателем принимаются во внимание те последствия, которые влечет за собой то или иное состояние, его значимость для личности, общества и государства, а самое главное - его сущность и социальное назначение, функции, которые оно выполняет. В случае если состояние оказывает положительное влияние на их носителя, государство стремится стимулировать его существование и развитие (например, брак). Если же состояние имеет негативное воздействие, то законодатель пытается ограничить его, вернуть его носителя в первоначальное со-

стояние (например, неисправное состояние транспортного средства, неудовлетворительное состояние окружающей среды).

Комплекс указанных характеристик правового состояния формирует также выбор законодателем соответствующих конструкций их правового опосредования (способов, методов, типов регулирования, правовых режимов). Здесь значение будет иметь и та сфера, в которой складывается правовое состояние. Если оно возникает преимущественно в рамках частного права, то набор средств правового регулирования будет в пользу общедозволительного типа воздействия. Определяя общий порядок возникновения, изменения и прекращения таких правовых состояний, законодатель большое значение придает воле самих носителей этого состояния, поскольку именно их частные интересы в первую очередь реализуются через данное состояние. Так, правовое состояние брака между лицами может возникнуть лишь по воле лиц, вступающих в брак.

Если правовое состояние складывается преимущественно в сфере публичного права, то здесь от воли его носителя мало что зависит. Первоочередное значение в таком случае имеет публичный интерес и существование и реализация такого публично-пра-вового состояния осуществляется в интересах общества или государства. Ярким примером публично-правового состояния является судимость, которая возникает только по воле государства(законодателя, который устанавливает институт судимости, и правоприменителя, который выносит решение в отношении конкретного лица, привлекаемого к юридической ответственности) и для носителя имеет негативный характер, поскольку ограничивает' его права и возможности.

Таким образом, на выбор методов и типов правового регулирования состояний оказывает влияние не только субъективное усмотрение законодателя, но и характер самого состояния, а также значимость тех последствий, которые оно за собой влечет.

Разграничение понятий «правовое состояние» и «правовой режим» может осуществляться по следующим признакам.

1. Правовой режим всегда является определенным правовым состоянием, в то время как правовое состояние - не всегда правовой режим.

2. Правовой режим - это порядок правового регулирования, сочетающий в себе комплекс средств такого воздействия. Правовое состояние представляет собой способ проявления правового явления во вне, который

отражает момент стабильности в его изменении, развитии.

3. Правовое состояние - частица механизма правового регулирования, а правовой режим - его функциональная часть, нормативная основа. Правовое состояние в механизме правового регулирования выполняет иные функции.

4. Правовой режим отвечает на вопрос: как и в каком порядке осуществляется регулирование общественных отношений, правовое состояние- это цель и результат правового опосредования, то есть то, что регулируется.

1 Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Изд-во «Норма» (Изд. группа «Норма-Инфра-М»), 2002. С. 411.

2 Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы (теоретический аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. С. 119-120.

3 Каминский Б.Б. Индивидуальный правовой статус личности: Дис. ...канд. юрид. наук. Свердловск, 1986. С. 29.

4 Валеев М.М. Вещи как объекты гражданских правоотношений: Дис. ...канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 153.

5 Малько A.B., Матузов Н.И. Правовые режимы: понятие и виды// Правовая наука и реформа юридического образования: Сб. науч. тр. Вып. 4. Право и политика: совре-

менные проблемы становления и развития. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1996. С. 17.

6 Блищенко И.П, Экономический суверенитет государства: Учебное пособие/ И.П, Блищенко, Ж. Дориа. М.: Изд-во РУДО, 2001. С. 59.

7 Алексеев С.С. Общие дозволения и об1дие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989. С. 185.

8 Маилян С.С. Административно-правовые режимы в теории административного права и практике государственного управления правоохранительной деятельностью: Монография. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2002. С. 59.

' Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 1/Под ред. проф. Е.А. Суханова. С. 295.

10 Алексеев С.С. Теория права. М.: Изд-во «Бек», 1994. С. 174.

11 Морозова J1.А. Конституционное регулирование в СССР. М.: Юоид. лит., 1985. С. 121, 123.

12 Малько A.B. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. С. 206-207.

13 Малько A.B., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве// Журнал российского права. 2001. №9. С. 19.

14 Матузов Н.И., Малько A.B. Политико-правовые режимы: актуальные проблемы// Общественные науки и современность. 1997. № 1.

15 ОсинцевД.В. Лицензионно-разрешительная система в Российской Федерации: Монография. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. С. 10-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.