Научная статья на тему 'Правовое регулировании трудоустройства иностранных студентов и выпускников:
зарубежный и российский опыт'

Правовое регулировании трудоустройства иностранных студентов и выпускников: зарубежный и российский опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
719
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранные студенты / иностранные выпускники / работодатели / экспорт образования / трудоустройство / национальный рынок труда / квалифицированная рабочая сила / миграционная политика / государственно-правовой механизм / international students / export of education / national interests / soft power / Soviet Union / Commonwealth of Independent States / state legal mechanism.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скоробогатова Вера Игоревна

Введение: актуальность исследования вызвана значимостью экспортной деятельности в области образования, которая обозначена в качестве приоритетной задачи в стратегических государственных документах последних лет, таких как Указ Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. Цель: анализ нормативно-правовой базы трудоустройства иностранных студентов и выпускников в России и странах ОЭСР и формулировка предложений по совершенствованию российского законодательства с учетом лучших зарубежных практик. Методологическая основа: общенаучные, формально-юридические, сравнительно-правовые. Результаты: в работе обосновано, что законодательство в области трудоустройства иностранных студентов в период обучения и после завершения обучения в России имеет ряд ограничений. Вывод: автор предлагает ввести поправки в действующие нормативные акты с целью совершенствования трудового и миграционного законодательства, что позволит упростить трудоустройство иностранных студентов и выпускников, и в целом сделать обучение в России более привлекательным для них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Regulation of Foreign Students and Graduates Employment in Russia and Abroad

Background: the relevance of the research is caused by the importance of export activities in the field of education, which is designated as a priority in strategic state documents of recent years, such as the Decree of the President of the Russian Federation No. 204 “On National Goals and Strategic Objectives for the Development of the Russian Federation for the Period up to 2024” dated May 7, 2018. Objective: to analyze the legal framework for employment of foreign students and graduates in Russia and the OECD countries and formulation of proposals for improving Russian legislation, taking into account the best foreign practices. Methodology: general scientific, formal legal, comparative legal methods of research. Results: it is proved that the legislation in the field of employment of foreign students during the study and after completion of studies in Russia has some obstacles. Conclusions: the author proposes amendments to existing regulations in order to improve labor and migration legislation, which will simplify the employment of foreign students and graduates, which will make studying in Russia more attractive to them.

Текст научной работы на тему «Правовое регулировании трудоустройства иностранных студентов и выпускников: зарубежный и российский опыт»

DOI 10.24412/2227-7315-2021-1-246-255 УДК 349.2

В.И. Скоробогатова

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

Введение: актуальность исследования вызвана значимостью экспортной деятельности в области образования, которая обозначена в качестве приоритетной задачи в стратегических государственных документах последних лет, таких как Указ Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. Цель: анализ нормативно-правовой базы трудоустройства иностранных студентов и выпускников в России и странах ОЭСР и формулировка предложений по совершенствованию российского законодательства с учетом лучших зарубежных практик. Методологическая основа: общенаучные, формально-юридические, сравнительно-правовые. Результаты: в работе обосновано, что законодательство в области трудоустройства иностранных студентов в период обучения и после завершения обучения в России имеет ряд ограничений. Вывод: автор предлагает ввести поправки в действующие нормативные акты с целью совершенствования трудового и миграционного законодательства, что позволит упростить трудоустройство иностранных студентов и выпускников, и в целом сделать обучение в России более привлекательным для них.

Ключевые слова: иностранные студенты, иностранные выпускники, работодатели, экспорт образования, трудоустройство, национальный рынок труда, квалифици-рованнаярабочая сила, миграционная политика, государственно-правовой механизм.

V.I. Skorobogatova

LEGAL REGULATION OF FOREIGN STUDENTS

AND GRADUATES EMPLOYMENT IN RUSSIA AND ABROAD

Background: the relevance of the research is caused by the importance of export activities in the field of education, which is designated as a priority in strategic state documents of recent years, such as the Decree of the President of the Russian Federation No. 204 "On National Goals and Strategic Objectives for the Development of the Russian Federation for the Period up to 2024" dated May 7, 2018. Objective: to analyze the legal framework for employment of foreign students and graduates in Russia and the OECD countries and formulation of proposals for improving Russian legislation, taking into account the best foreign practices. Methodology: general scientific, formal legal, comparative legal methods of research. Results: it is proved that the legislation in the field of employment of foreign students during the study and after completion of studies in Russia has some obstacles. Conclusions: the author proposes amendments to existing regulations in order to improve

© Скоробогатова Вера Игоревна, 2021

Кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института демографических исследований (Российская Академия наук); е-mail: skorobogatova_ve@mail.ru © Skorobogatova Vera Igorevna, 2021

Candidate of law, associate Professor, leading researcher of the Institute for Demographic Researches of the 246 Russian Academy of Sciences (the IDR of the RAS)

labor and migration legislation, which will simplify the employment of foreign students and graduates, which will make studying in Russia more attractive to them.

Key-words: international students, export of education, national interests, soft power, Soviet Union, Commonwealth of Independent States, state legal mechanism.

Хорошо известно, что возможность работать в период обучения за рубежом, как и трудоустроиться по специальности после завершения обучения в стране, является одним из факторов, влияющих на решение иностранных абитуриентов обучаться в той или иной стране мира. Данные различных исследований демонстрируют неослабевающий интерес иностранных абитуриентов к правилам регулирующим доступ к национальным рынкам труда, и усилиям, которые власти стран прилагают для удовлетворения этого спроса. Можно с уверенностью констатировать, что миграционная политика стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) в отношении иностранных студентов и исследователей направлена на расширение доступа к национальным рынкам труда в период их обучения и после его завершения1. И связана она с демографическими изменениями в этих странах, повлекшими за собой старение трудоспособного населения и дефицит квалифицированных работников, который возмещается в т.ч. за счет привлечения иностранных студентов на национальные рынки труда. Стратегия привлечения иностранных граждан для обучения в национальных вузах с последующим трудоустройством на национальном рынке труда получила название Стратегии привлечения квалифицированной рабочей силы (англ. — Skilled migration approach)2. В рамках ее реализации используется целый ряд правовых механизмов по введению «дружелюбного» визового, миграционного и трудового законодательства.

Россия, как и другие страны ОЭСР, также столкнулась с проблемой нехватки квалифицированных кадров вследствие длительного отрицательного демографического тренда. И на уровне государственной миграционной политики привлечение иностранных студентов с последующим их трудоустройством на национальном рынке труда обозначено в целом ряде стратегических нормативных документов, таких как «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы»3 и Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»4. А в федеральном проекте «Экспорт образования» национального проекта «Образование»5 даже

1 См.: EUROPEAN MIGRATION NETWORK 2016 Annual Report on Migration and Asylum.2017. U URL: https://ec.europa.eu/home-affairs/sites/homeaffairs/files/00_apr2016_synthesis_report_fi- * nal_en.pdf. (дата обращения: 01.06.2020). 1

2 См.: Internationalisation and Trade in Higher Education: Opportunities and Challenges. OECD. 1 2004. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/education/internationalisation-and-trade-in-higher- ) education_9789264015067-en (дата обращения: 01.06.2020). 2

3 См.: Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федера- 13 ции на 2019-2025 годы» от 31 октября 2018 г. URL: http://kremlin.ru/acts/news/58986 (дата м обращения: 01.06.2020).

4 См.: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 01.06.2020).

5 См.: Паспорт национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16): URL: http://government.ru/info/35566/ (дата обращения:

01.06.2020). 247

был введен показатель «Трудоустройство не менее 5 процентов иностранных обучающихся, завершивших обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, по востребованным (дефицитным) направлениям подготовки, в российских компаниях, в том числе для работы за рубежом» к 2024 г. Этот показатель сформулирован как решение основной задачи 1.3. по созданию программы поддержки и развития экспорта образования по референтным группам стран-партнеров и территориально-отраслевым сегментам мирового рынка с целью эффективного обеспечения высококвалифицированными кадрами экспортно ориентированных секторов российской экономики и реализацией основной задачи 1.8. по разработке Комплексного плана привлечения иностранных граждан для обучения в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, с целью их последующего трудоустройства в российских и транснациональных компаниях за рубежом

К настоящему времени в целом ряде стран ОЭСР, реализующих Стратегию привлечения квалифицированной рабочей силы, накоплен значительный опыт привлечения иностранных студентов с целью их дальнейшего трудоустройства на национальных рынках труда. Большинство государств-членов Европейского Союза с 2017 по 2019 гг. внесли изменения в национальное трудовое и миграционное законодательства, чтобы облегчить доступ иностранных студентов к рынку труда как во время учебы, так и после его завершения.

Например, в Австрии максимальное количество рабочих часов для школьников и студентов было увеличено до 20 ч в неделю (ранее 10 ч в неделю), и для учащихся и студентов больше не требуется проходить тест на рынке труда (англ. — a labour market test).

В Литве студентам разрешено работать до 20 ч в неделю начиная с первого года обучения, и требование о получении разрешения на работу снято (включая тест на рынке труда). Кроме того, были сняты ограничения в 20 ч работы в неделю для студентов в период прохождения ими практики.

Латвия разрешает студентам работать до 40 ч в неделю в течение летних каникул, в то время как исследователи имеют неограниченный доступ к рынку труда. Доступ на рынок труда (до 20 ч в неделю) также планируется расширить для студентов и исследователей в рамках программ мобильности — временного вида на жительство или долгосрочной визы, выданной другим государством-членом ЕС. В Латвии право на пребывание после окончания учебы с целью работы планируется увеличить с 6 до 9 месяцев. В Польше новые правила предусматривают возможность выполнения работ на территории страны как исследователями, так и студентами или аспирантами6.

В Ирландии студенты могут работать до 40 ч в неделю в каникулярное время. Кроме того, запущена программа «Выпускник» (англ. — the Graduate Scheme), в рамках которой после завершения обучения иностранцы могут работать 40 ч в неделю, причем выпускники, завершившие обучение в бакалавриате с отличием могут работать в течение 12 месяцев, а остальные могут работать в течение 6 месяцев. Планируется в дальнейшем в рамках программы «Выпускник» давать

6 См.: Annual Report on Migration and Asylum 2019. European Migration Network. June. 2020. URL: https://ec.europa.eu/home-affairs/sites/homeaffairs/files/00 eu arm2019 inform fi-248 nal_en.pdf (дата обращения: 01.10.2020).

разрешение на работу до 24 месяцев выпускникам магистратуры или докторантуры.

Эстония разрешила докторантам работать полный и неполный рабочий день в период обучения и облегчила требования к пребыванию после завершения обучения. Кроме того, права предоставляемые в настоящее время иностранным студентам, обучающимся в университетах, были распространены на лиц, получающих профессиональную квалификацию.

Если иностранный выпускник немецкого высшего учебного заведения проживал в Германии не менее двух лет и имеет работу по своей квалификации, ему предоставляется вид на жительство в качестве резидента. Если иностранный выпускник покинул Германию по истечении определенного законом времени, то он еще раз единожды может обратиться за разрешением вида на жительство с целью поиска работы, даже находясь за пределами Германии [1, с. 50-52]. «Продление вида на жительство иностранным гражданам в Германии рассматривается как поощрительная мера для иностранных студентов по поиску работы по специальности, полученной в немецком высшем учебном заведении» [2, с. 89].

В 2017 г. Италия облегчила процесс подачи заявлений на получение въездных виз и видов на жительство для инвесторов и лиц, устанавливающих налоговое резидентство в стране для создания инновационных стартапов, реализации инвестиционных инициатив или повышения квалификации, исследовательской деятельности в партнерстве с компаниями, университетами, исследовательскими центрами и другими итальянскими государственными или частными организациями.

В Австрии (как и в Португалии) выпускникам университетов предоставлено право на трудоустройство в течение 12 месяцев после завершения обучения (ранее 6 месяцев).

В Нидерландах в соответствии с Законом «О миграционной политике» (англ. — the Modern Migration Policy Act), выпускники национальных вузов могут оставаться в стране в течение одного года для поиска работы7.

С 1 марта 2019 г. иностранные студенты, имеющие квалификацию эквивалентную магистерской, имеют возможность остаться во Франции в течение 1 года после окончания учебы, чтобы найти работу в соответствии с их квалификацией или создать компанию для получения своего первого профессионального опыта. Таким образом, доступ к рынку труда был упрощен для выпускников магистратуры.

Небольшое число государств-членов расширили мобильность исследователей и членов их семей или установили новые иммиграционные механизмы для этой группы, такие как равный доступ на рынок труда для супругов или партнеров, где им не нужно было получать разрешение на трудоустройство.

Необходимо отметить, что срок 18 месяцев для поиска работы иностранным выпускникам также был введен в Австралии. Лидером по продлению сроков пребывания, для студентов после завершения обучения, является Канада, где выпускники-иностранцы получают постстуденческую рабочую визу сроком на 3 года.

7 См.: MIGRATION AND ASYLUM IN THE NETHERLANDS .MAY 2020. URL: https://emn-netherlands.nl/sites/default/files/2020-06/EMNNL_Jaaroverzicht2019_ENG_DEF.pdf (дата обращения: 10.2.2020). 249

С 2020-2021 учебного года иностранным выпускникам британских вузов разрешено оставаться в Великобритании после завершения обучения в течение 2 лет8. Это нововведение касается всех иностранных студентов без ограничений, в т.ч. обучающихся дистанционно из-за карантинных мер по СОУГО-19. Выпускникам бакалавриата, продолжающих обучение в магистратуре и магистров, продолжающих обучение в докторантуре, разрешено не покидать страну при переходе с одного уровня образования на другой для продления их студенческих виз9.

В целом, основными правовыми механизмами привлечения иностранных студентов с последующим их трудоустройством в странах ОЭСР являются следующие:

упрощение правил въезда и пребывания, снятие ограничений для осуществления трудовой деятельности и обучения членов семей иностранных студентов и выпускников;

создание национальных и институциональных программ привлечения в страну иностранных студентов, предусматривающих трудоустройство в процессе обучения и после его завершения;

развитие инфраструктуры в сфере трудовой миграции на базе сотрудничества государственных, частных и некоммерческих организаций.

Порядок трудоустройства иностранных граждан регулируют Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан», приказ Минтруда от 30 июня 2014 г. № 424 н, ведомственные приказы МВД России.

Иностранные студенты из числа граждан стран Евразийского экономического союза (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика) имеют такие же права в отношении трудовой деятельности, что и граждане России, т.е. не имеют каких-либо ограничений на трудовую деятельность.

Важным этапом совершенствования законодательства в части возможности трудоустройства иностранных студентов стало внесение изменений в Федеральный закон 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в части упрощения порядка трудоустройства в Российской Федерации обучающихся в российских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования иностранных граждан и лиц без гражданства), который был принят Государственной Думой Российской Федерацией 23 января 2020 г. и подписан Президентом РФ 6 февраля 2020 г. за № 16-ФЗ (далее — Федеральный закон № 16-ФЗ)10.

Данным Федеральным законом расширяются возможности осуществления иностранными гражданами, обучающимися в Российской Федерации по очной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающим в свободное от учебы время, трудовой деятельности без получения на то соответствующих разрешений. В связи с этим п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации» (далее —

8 Ранее только в течение 4 месяцев для выпускников бакалавриата и магистратуры и один год для докторантов.

9 Портал Правительства Великобритании. URL: https://www.gov.uk/browse/visas-immigration/work-visas (дата обращения: 10.02.2020).

250 10 См.: Российская газета. 2020. 10 февр.

Федеральный закон № 115-ФЗ) был дополнен новым подп. 71, с учетом которого иностранные граждане, обучающиеся в Российской Федерации по очной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, могут привлекаться к трудовой деятельности без получения указанными лицами разрешения на работу или патент и без получения работодателями, заказчиками работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников. До принятия данного Закона иностранные студенты могли осуществлять трудовую деятельность без ограничений в каникулярное время и в период обучения, но только в учебных заведениях, где они обучаются. Безусловно, положения Закона прямо соотносятся с концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, а также проекта «Экспорт образования» в части решения задачи по совершенствованию и развитию российской нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы трудоустройства и стажировок иностранных граждан и лиц без гражданства на время обучения на территории Российской Федерации.

В то же время в ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливается, что в случае, «если иностранный гражданин завершил или прекратил обучение в профессиональной образовательной организации ил образовательной организации высшего образования, трудовой договор ил гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенный с иностранным гражданином, будут подлежат прекращению (новый п. 8). Это означает, что при полученном разрешении на работу, иностранный студент (выпускник) не обладает никакими преференциями при трудоустройстве, которое регулируются общими нормами для иностранного гражданина независимо от квалификации. По нашему мнению, данная норма целесообразна, если иностранный студент прекратил обучение, не завершив образовательную программу. При условии успешного завершения образовательной программы и трудоустройства в соответствии с полученной квалификацией более логично было бы не прекращать трудовой договор. Такая норма напрямую коррелируется с показателем проекта «Экспорт образования» в части трудоустройства 5% иностранных выпускников на российских предприятиях.

По завершении обучения и отчислении из образовательной организации российское миграционное законодательство обязывает иностранного студента выехать его из России. Возможность продления срока учебной визы и временного пребывания в целях трудоустройства после завершения обучения миграционным законодательством не предусмотрена. Исключение составляют случаи, когда перед органами исполнительной власти в сфере внутренних дел о продлении срока визы иностранного выпускнику ходатайствует образовательная организация или работодатель, который готов принять на работу иностранного выпускника в качестве высококвалифицированного специалиста.

В этой связи было бы целесообразно учесть зарубежный опыт и внести в п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115 изменения в части касающейся увеличения срока пребывания в РФ иностранным выпускникам российских вузов для поиска работы до 180 дней [3, с. 21].

Целесообразно также рассмотреть снятие ограничений, которые введены п. 5 ст. 18.1 Федерального закона № 115 по допустимой доле иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектам, для иностранных выпускников российских вузов в отраслях, где регулированием притока иностранных работников занимаются уполномоченные государственные органы.

В соответствии со ст. 224 Налогового кодекса РФ ставка НДФЛ на доходы от трудовой деятельности иностранных граждан, в т.ч. студентов, составляет 30%. При этом социальные отчисления в Пенсионный фонд РФ для иностранных студентов, работающих в вузе на условиях гражданско-правового договора составляют 22%.

В целом, привлечение иностранных студентов на работу для работодателей связано с увеличением отчетности в разные инстанции, временными и организационными издержками на их оформление, что в целом ограничивает мотивацию работодателей на привлечение иностранных студентов или выпускников. Для иностранных студентов в связи с высокими ставками налогообложения, работа также теряет привлекательность, т.к. по факту они зарабатывают значительно меньше (при прочих равных) по сравнению с российскими работающими студентами. Процесс трудоустройства иностранных студентов связан со значительным количеством уведомлений со стороны вуза и работодателя в адрес различных ведомств (МВД, органов исполнительной власти в сфере занятости и образования, налоговых органов) [4, с. 65].

В обязанности образовательной организации входит внесение информации я о выданных документах об образовании всем выпускникам в течение 60 дней ? в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о до-а кументах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (да» лее — Федеральный реестр). По факту иностранный выпускник должен выехать I раньше момента, когда его документы об образовании попадут в Федеральный | реестр и работодатель не может оперативно проверить их на подлинность, что, ! в конечном итоге, сказывается на решение о приеме на работу иностранного

§ выпускника. Безусловно, облегчило бы ситуацию, если российские вузы вы-

ф

| давали документы об образовании на иностранном языке, что предусмотрено | Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Россий-'I ской Федерации», но в связи с тем, что это влечет дополнительные финансовые | и временные издержки и является не обязательным, абсолютное большинство | российских вузов этого не делают.

В связи с вышеизложенным, автор статьи, с учетом анализа российского законодательства и правоприменительной практики трудоустройства иностранных § выпускников, рекомендаций Рабочей группы по подготовке совершенствова-§ нию законодательства в отношении иностранных студентов и выпускников, | созданной при Комитете по науке, образованию и культуре Совета Федерации | Федерального Собрания Российской Федерации, и «Комплекса мер по совершенствованию правил въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории иностранных граждан в целях обучения в российских образовательных организациях и трудоустройства в Российской Федерации», разработанного в рамках проекта «Экспорт образования», предлагает следующие изменения (кроме вышеназванных) в действующее законодательство Российской Федерации, 252 касающиеся иностранных выпускников российских вузов:

отмена уведомительного порядка для работодателей и вузов в различные инстанции через создание федеральной электронной информационной системы учета трудоустройства иностранных студентов с подачей уведомлений в электронном виде;

«Внесение изменений в п. 3 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации в части расширения категорий нерезидентов (иностранных граждан), в отношении которых налоговая ставка в отношении доходов от трудовой деятельности вне зависимости от времени фактического нахождения на территории России равняется 13% » [5, ^ 18];

введение упрощенного порядка изменения типа визы с учебной на рабочую без выезда на родину для иностранных выпускников российских вузов;

внесение изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части установления обязанности выдачи образовательными организациями высшего образования документов об образовании и квалификации на двух языках (русском и английском) с утверждением соответствующей формы дипломов11;

внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 729 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» в части сокращения сроков внесения информации российскими образовательными организациями о выданных документах об образовании с 60 дней до 14 дней.

отмена обязательного квотирования для трудоустройства иностранных выпускников российских вузов в российских компаниях, работающих за рубежом;

установление 100% льготы на государственную пошлину за оформление разрешения на работу для иностранных выпускников российских вузов.

По нашему мнению, внесение вышеперечисленных изменений и дополнений в действующую нормативно-правовую базу по трудоустройству иностранных студентов и выпускников позволит сократить административные процедуры и барьеры, а также отменить избыточные требования в части трудоустройства иностранных студентов и выпускников. Тем более, в условиях сокращения мобильности иностранных студентов в связи с пандемией коронавируса зарубежные страны (такие как Канада, Великобритания) проводят активную кампанию рекрутинга иностранных студентов, привлекая увеличением сроков рабочей визы после окончания университета12.

Правоприменительная практика первых месяцев вступления в силу Федерального закона № 16-ФЗ показывает, что даже образовательные организации с большой осторожностью принимают на работу своих же иностранных

11 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Фе- ) дерации» установлена возможность выдачи документа об образовании на иностранном языке. 2 Однако формат документа на двух языках способствует облегчению признания документа за S рубежом без материально затратных процедур перевода и заверения. МГУ и СПбГУ, имеющие м право издавать собственные образцы документов об образовании, выдают дипломы на двух языках: русском и английском. Также на 2-х языках выдаются дипломы образовательных организаций стран СНГ.

12 Гибкость в выдаче разрешений на работу выпускникам университетов должна помочь иностранным студентам. URL: https://www.canada.ca/en/immigration-refugees-citizenship/ news/notices/pgwpp-rules-covid19.html (дата обращения: 01.06.2020); Великобритания возвращается к двухлетним рабочим визам для иностранных выпускников. URL: https://monitor. icef.com/2019/09/uk-restores-two-year-post-study-work-visas/ (дата обращения: 01.06.2020). 253

студентов в связи с дополнительной нагрузкой по сопровождению процедуры трудоустройства: необходимостью получения студентами ИНН, СНИЛС, предоставления справки о несудимости, уведомления миграционных органов в 3-х дневный срок. Можно представить, как этот процесс сложно будет организовать для сторонних работодателей, поскольку у работодателя, желающего принять на работу иностранного студента или заключить с ним гражданско-правовой договор, появляется предусмотренная подп. 3, 5 п. 8 ст. 18 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» обязанность представить в органы МВД документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания, а также содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним договора.

Тем более, что судебная практика в большей степени связана либо с административными нарушениями в области миграционного законодательства, с отказом УФМС в приеме заявлений на выдачу разрешений на работу иностранным работникам, желанию работодателей получить возврат государственной пошлины, уплаченной за разрешения, которые так и не были выданы в случае отказа соответствующих органов, т.е. принимает решения не в пользу работодателей и иностранных граждан. В преобладающем большинстве дел речь идет о трудовых мигрантах, практически отсутствует судебная практика в отношении иностранных студентов или выпускников, т.к., количество выданных разрешений на работу студентам до вступления в силу Федерального закона № 16-ФЗ было крайне незначительно из-за нежелания работодателей брать на себя дополнительную ответственность и административные риски.

По мнению автора, названные проблемы требуют принципиальных изменений в миграционном законодательстве, которое должно стать дружелюбным как к иностранным студентам, так и выпускникам.

Библиографический список

1. Краснова ГА. Новые тенденции в экспорте международного образования // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 2. С. 27-34.

2. Краснова ГА.., Парфенова С.В. От магистра до «постдока»: к вопросуо послевузовском обучении за рубежом // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Информатизация образования. 2015. № 4. С. 87-94.

3. Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И. Российское миграционное законодательство: за или против академической мобильности? // Миграционное право. 2019. № 3. С. 21.

4. Махотаева М.Ю., Бакуменко ОА., ВарламовГ.В. Экспорт образовательных услуг vs интернационализация университета. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2019. 212 с.

5. Бакуменко ОА.. Трудоустройство иностранных студентов — атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг // Аккредитация в образовании. 2018. № 7 (107). С. 12-19.

References

1. Krasnova G.A. New Trends in the Export of International Education // University management: practice and analysis. 2015. No. 2. P. 27-34.

2. Krasnova GA, Parfenova S.V. From Master's Degree to "Postdoc": to the Question of Postgraduate Study Abroad // Bulletin of the Peoples ' Friendship University of Russia. Ser.: Informatization of education. 2015. No. 4. P. 87-94.

3. Rostovskaya T.K., Skorobogatova V.I. Russian Migration Legislation: for or against Academic Mobility? // Migration law. 2019. No. 3. P. 21.

4. Makhotaeva M.Yu., Bakumenko O.A., Varlamov G.V. Export of Educational Services Vs Internationalization of the University. Saint Petersburg: Publishing house of the Saint Petersburg University of management and Economics technologies, 2019. 212 p.

5. Bakumenko O.A. Employment of Foreign Students - an Attribute of Positioning in the International Market of Educational Services // Accreditation in education. 2018. No. 7 (107). P. 12-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.