Научная статья на тему 'Правовое регулирование журналистской деятельности в российской Федерации'

Правовое регулирование журналистской деятельности в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3964
538
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ / ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / JOURNALISM / LEGISLATIVE REGULATION / ETHICAL STANDARDS / RIGHTS AND OBLIGATIONS / RESPONSIBILITY TYPES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Алина Алексеевна

В статье анализируется современный процесс правового регулирования журналистской деятельности в Российской Федерации, формообразующие элементы права, регламентирующие правовое поле российской журналистики. Выявляются основополагающие аспекты регулирования данного вида профессиональной деятельности, его корреляции с нормами этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF JOURNALISTIC ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

In this article the analysis of modern process of legal regulation of journalism is provided in the Russian Federation. Comes to light fundamental aspects of regulation of this type of professional activity, and also its correlation with standards of ethics. The author’s analysis of the form-building element of the right regulating the legal framework of the Russian journalism is provided.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование журналистской деятельности в российской Федерации»

А.А. Иванова

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье анализируется современный процесс правового регулирования журналистской деятельности в Российской Федерации, формообразующие элементы права, регламентирующие правовое поле российской журналистики. Выявляются основополагающие аспекты регулирования данного вида профессиональной деятельности, его корреляции с нормами этики.

Ключевые слова: журналистика, законодательное регулирование, этические нормы, права и обязанности, виды ответственности.

A.A. Ivanova

LEGAL REGULATION OF JOURNALISTIC ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

In this article the analysis of modern process of legal regulation of journalism is provided in the Russian Federation. Comes to light fundamental aspects of regulation of this type of professional activity, and also its correlation with standards of ethics. The author's analysis of the form-building element of the right regulating the legal framework of the Russian journalism is provided.

Keywords: journalism, legislative regulation, ethical standards, rights and obligations, responsibility types.

Возникновение и последующее развитие правового регулирования журналисткой деятельности в Российской Федерации исторически связано с созданием и развитием книгопечатания. Примечательным, по нашему мнению, является тот факт, что авторское право в нашей стране в оносном строилось по принципу заимствования из передовых зарубежных источников. В настоящий момент правовое регулирование в сфере российских СМИ отличается рядом отчасти неразрешенных проблемных аспектов, которые в первую очередь определяются несоотсветствием во взаимодействии стремительно развивающихся передовых методов журналистики (Интернет-СМИ) и устаревших правовых институтов, которые, тем не менее, уже проходят необходимый процесс трансформации.

На сегодняшний день основой законодательно-нормативного поля, определяющей принципы функционирования журналистской деятельности в современной российской правовой практике, безусловно, является, принцип свободы массовой информации, провозглашаемый ст. 29 Конституции РФ. По нашему мнению, именно данная правовая норма представляет собой структурообразующий элемент правового регулирования деятельности СМИ в нашей стране в качестве одного из институтов демократического общества, позволяя журналистике играть роль «четвертой ветви власти» наряду с законодательной, исполнительной и судебной ветвями.

При анализе юридической системы законодательных актов, регламентирующих взаимодействие СМИ между собой и с прочими представителями отечественного правового поля, представляется необходимым в первую очередь отметить

© Иванова Алина Алексеевна, 2017

Кандидат филологических наук, ассистент кафедры теории и истории журналистики (Российский университет дружбы народов); e-mail: alina_alekseevna@mail.ru 217

тот факт, что значительную часть норм следует отнести как непосредственно к журналистскому, так и к классическому правовому полю. В этой связи показательной является норма, закрепляющая за журналистами право на запрос информации, изложенная в ст. 39 действующего Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 3 июля 2016 г.)1.

При рассмотрении структуры правового регулирования журналисткой деятельности в Российской Федерации в первую очередь важно выявить законодательный элемент, занимающий центральное место в данной системе. Несомненно, подобным звеном российской правовой системы является упомянутый выше Закон «О средствах массовой информации» с учетом приоритетного характера правовых норм Конституции РФ. Далее следуют прочие правовые нормы, касающиеся регулирования журналисткой деятельности и функционирования СМИ, но при этом не относящиеся исключительно к каким-либо отраслям законодательного регулирования. В качестве примера, иллюстрирующего данный тезис, следует назвать Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 28 марта 2017 г.)2.

Кроме того, в ходе правоотношений, возникающих в результате деятельности представителей журналистского правового поля, зачастую образуется перекрестное взаимодействие различных элементов правового поля РФ. Например, в случае сбора информации об экологической ситуации в некоем регионе необходимо принимать во внимание следующие юридические нормативные акты: упомянутую ст. 29 Конституции РФ; ст. 47 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 3 июля 2016 г.), в которой закреплено право журналиста «искать, запрашивать, получать и распространять информацию»3, а также нормы Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды»4 регламентирующие обязанности соответствующих государственных органов и должностных лиц по предоставлению информации об экологической ситуации и ст. 237 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей уголовную ответственность за «сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей».

Примечательным в контексте заявленной выше взаимосвязи законодательных норм, относящихся к приведенному нами примеру, с нашей точки зрения, является тот факт, что третье звено рассмотренной юридической иерархии может относится как к журналистским, так и к правовым нормам, защищающим от разглашения коммерческую тайну субъекта правоотношений.

В современной журналистской практике выделяется четыре вида СМИ: телевидение, радиовещание, печатные издания и Интернет-источники. Последние являются наиболее незащищеными, с одной стороны, и имеющими наибольшую свободу в размещении информации, с другой стороны, в силу значительных пробелов в законодательном регулировании онлайн-СМИ в нашей стране. Очень важно указать на следующий факт. К онлайн-версиям печатных изданий применяются те же правовые нормы, что и в отношении их печатных аналогов. В данном случае речь идет исключительно о разнице в носителе информации или, иными словами, о различном способе доступа к потенциальной аудитории. Совершенная иная ситуации складывается в правовом поле, регулирующем деятельность именно онлайн-СМИ, т.к. они представляют собой иной вид журналисткой

деятельности. Исключением в данном случае являются Интернет-источники, согласно российскому законодательству приравниваемые к СМИ.

Таким образом, блогеры и популярные в социальных сетях пользователи (например, в Instagram) приравниваются в Российской Федерации к СМИ в случае, если у них насчитывается более 3 тыс. читателей или зрителей5. На практике это означает, что они обязаны соблюдать правила предвыборной агитации и закон о клевете, не распространять экстремистские материалы, маркировать свои издания по возрастной категории и т. д.

В ходе анализа процесса законодательного регулирования деятельности СМИ определяющим нюансом, с нашей точки зрения, является тот факт, что наиболее существенной задачей журналиста является по возможности максимально всестороннее и предельно достоверное изложение фактологической составляющей, удовлетворяющей информационные потребности аудитории. С другой стороны, формообразующей границей правового регулирования журналистской деятельности выступает право гражданина на свободу выражения своего мнения и убеждений, закрепленное отечественным законодательством в ст. 47 Закона «О средствах массовой информации».

Далее следует выделить право на выражение журналистом собственного мнения, что находит свое отражение в ст. 1266 ГК РФ, из которой следует, что не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Иными словами, любая интерпретация авторского материала возможна только с согласия самого автора. т

Таким образом, в российской практике порой имеют место правовые казусы, к

п

суть которых заключается в том, что такие журналистские жанры, как рецензия, а

т

искусствоведческая статья или эссе-иллюстрация (например, обложка издания), »

к

могут быть расценены автором рассматриваемого материала как посягательство г на неприкосновенность поизведения. д

В ходе дальнейшего анализа заявленного в данном исследовании процесса т представляется крайне существенной ст. 49 Закона «О средствах массовой ин- н формации», согласно которой при осуществлении профессиональной деятельно- | сти журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство д граждан и организаций. Государство гарантирует журналисту в связи с осущест- с влением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, I

а

здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг. д

е

Необходимо, как представляется, определить и границы этической составляю- и

и

щей в качестве отчасти смежного с правовым регулятора деятельности россий- № ских СМИ. На сегодняшний день в российской практике сложилась ситуация, 1 при которой этическая регламентация носит в основном рекомендательный ) характер. Этой точки зрения придерживается и исследователь отечественного 1 медийного пространства Е.П. Абов: «Границы деятельности журналиста главным образом определяются медийным саморегулированием, призванным сдерживать журналистику а рамках ею же самой выработанных правил и стандартов»6. Необходимо также отметить, что, как и в случае формирования практики правового регулирования, координация этических аспектов в нашей стране исторически опирается в процессе своего развития на международный опыт в данной сфере. 219

Ключевым моментом определения правового статуса журналиста является, безусловно, регламентация юридической ответственности, предусмотренной российским законодательством. В этой связи следует обратиться к ст. 59 Закона «О средствах массовой информации». Примечательно, что в ней уделяется особое внимание злоупотреблению правами журналиста, а также возможным видам ответственности журналистов за подобные нарушения. Теоретически предусматриваются следующие формы ответственности: «уголовная, административная, дисциплинарная или иная ... в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В заключение отметим, что основополагающим аспектом при регламентации законодательного регулирования журналистской деятельности является сочетание основ лингвистики и юриспруденции, т.к. именно лингвистика представляется базисом любого журналистского материала.

В настоящий момент в Российской Федерации правовое поле журналисткой деятельности формируется при помощи совокупности различных юридических нормативов, они являются регуляторами прав и обязанностей российских журналистов. Хотелось бы также отметить, что журналист несет персональную, общественную и юридическую ответственность за действия, совершаемые в ходе осуществления им своей профессиональной деятельности, а также за ее результаты. При этом формирование и дальнейшее развитие правового поля журналиста в системе взаимоотношений государства и СМИ определяется четырьмя неотъемлимыми составляющими, а именно: деятельностью государственных органов, действующей на сегодняшний день законодательной базой, нормами профессиональной этики журналиста и жанровостью самого материала.

Важно отметить, что далеко не все ситуации, возникающие в ходе осуществления профессиональной деятельности представителей СМИ имеют прецеденты и могут быть заранее спрогнозированны. В силу данного обстоятельства, а также по причине динамичного развития Интернет-СМИ, правовой статус современного отечественного журналиста зачастую формируется непосредственно на практике, в т.ч. в ходе возникающих судебных разбирательств, а также с учетом положений профессиональной журналистской этики.

1 См. Российская газета. 1992. 8 февр.; 2016. 6 июля.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 12, ст. 1232; 2017.№ 14, ст. 2003.

3 См. Российская газета. 1992. 8 февр.; 2016. 6 июля.

4 Российская газета. 2002. 12 янв.

5 Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 15.01.2017).

6Абов Е.П. К проблеме профессиональных стандартов в российских печатных СМИ // Настольная книга по медийному саморегулированию. М., 2009. С. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.