Научная статья на тему 'Правовое регулирование законодательного процесса в Великобритании'

Правовое регулирование законодательного процесса в Великобритании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6683
600
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ / ПАЛАТА ОБЩИН / ПАЛАТА ЛОРДОВ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / БИЛЛЬ / ЗАКОН / ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОРОЛЕВСКАЯ САНКЦИЯ / СОГЛАШЕНИЕ СЭЛИСБЕРИ / BRITISH PARLIAMENT / HOUSE OF COMMONS / HOUSE OF LORDS / LEGISLATIVE PROCESS / BILL / ACT / STATUTORY INSTRUMENTS / ROYAL ASSENT / THE SALISBURY CONVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агеев Станислав Сергеевич

В данной статье рассматривается законодательный процесс в Великобритании с упором на его правовое регулирование. Автор последовательно описывает стадии законотворческого процесса в Парламенте Великобритании: от законодательной инициативы до опубликования законов. При описании автор указывает на сходства и различия с законодательными процедурами в других странах общего права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW REGULATION OF LEGISLATIVE PROCESS IN GREAT BRITAN

. In this article the legislative process in Great Britain is observed with an emphasis on its regulation. The author describes step-by-step the stages of legislative process in the British Parliament: from the legislative initiative to the publication. While describing it the author points out to the similarities and differences of legislative procedures in other common law states.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование законодательного процесса в Великобритании»

я- ^ |

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Станислав Сергеевич АГЕЕВ,

студент международно-правового факультета МГИМО МИД России [email protected] 119454, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается законодательный процесс в Великобритании с упором на его правовое регулирование. Автор последовательно описывает стадии законотворческого процесса в Парламенте Великобритании: от законодательной инициативы до опубликования законов. При описании автор указывает на сходства и различия с законодательными процедурами в других странах общего права.

Ключевые слова: Парламент Великобритании, палата общин, палата лордов, законодательный процесс, билль, закон, делегированное законодательство, королевская санкция, Соглашение Сэлисбери.

DOI: 10.17803/2311-5998.2017.32.4.166-175

S. S. AGEEV, student of the Faculty of International Law MGIMO [email protected] 119454, Russia, Moscow, Pr-t Vernadskogo, 76 LAW GEGULATION OF LEGISLATIVE PROCESS IN GREAT BRITAN Annotation. In this article the legislative process in Great Britain is observed with an emphasis on its regulation. The author describes step-by-step the stages of legislative process in the British Parliament: from the legislative initiative to the publication. While describing it the author points out to the similarities and differences of legislative procedures in other common law states. Keywords: the British Parliament, the House of Commons, the House of Lords, legislative process, bill, act, statutory instruments, Royal assent, the Salisbury Convention.

о.

,истема источников права Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (далее — Великобритания) состоит из двух основных элементов: общего права (включая право справедливости) и статутного права. Ключевое отличие общего права от статутного права в субъекте правотворчества. Так, для прецедентов этим субъектом является корпус судей, тогда как для законов — Парламент Великобритании (далее — Парламент), принимающий законодательство преимущественно для Англии и Уэльса, а также законо-© с. с. Аге^ 2017 дательные органы Шотландии и Северной Ирландии. Отметим, что в Австралии

УНИВЕРСИТЕТА

имени o.e. Кутафина (мгюа) в Великобритании

прецеденты едины на уровне федерации и штатов (равно как и территорий), а законодательство различается. В свою очередь, в США имеет место дуализм как в системе прецедентов, так и в системе законов федерации и штатов.

По административно-территориальному устройству Великобритания является региональным государством1, состоящим из Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Таким образом, законы Парламента действуют на территории всего государства, но для Шотландии и Северной Ирландии их применение сопряжено с рядом особенностей.

Так, в Шотландии существует собственная правовая система (Scots law). Следовательно, для применения законов Парламента на территории Шотландии необходимо либо принять специальный закон, учитывающий особенности региона, либо предоставить Парламенту Шотландии возможность принять собственный закон с аналогичным содержанием. «Для Ассамблеи Уэльса предусматриваются иные права, нежели для Парламента Шотландии. Она не наделяется законодательными полномочиями, а получает лишь право расширительного толкования законов, принятых Парламентом, с учетом особенностей регионального развития Уэльса»2.

В Великобритании принцип разделения властей, в соответствии с которым законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляются разными государственными органами, проявляется особым образом. Так, например, законодательная власть в Великобритании представлена «Королевой в Парламенте», палатой общин и палатой лордов. Аналогичная ситуация имеет место в Парламенте Австралии, тогда как в США принцип разделения властей соблюдается в его классическом проявлении.

«Особенности принципа разделения властей в Великобритании проявляются не только в положении монарха в системе государственных органов, но и в том, что члены Правительства являются членами законодательного органа власти, а также обладают полномочиями издавать акты делегированного законодательства»3. То же в Австралии, но не в США.

Начнем рассмотрение законодательного процесса в Парламенте с определения круга источников права. Ввиду отсутствия в Великобритании писаной конституции (примечательно, что в США действует Конституция 1787 г., в Австралии Конституция 1901 г.) правовые положения, регулирующие законодательный процесс, закреплены преимущественно в следующих законах: Parliament Act of 1911, Statute of Westminster of 1931, Statutory Instruments Act of 1946, Parliament Act of 1949, Royal Assent Act of 1967, European Communities Act of 1972. Наряду с ними регулирование законодательного процесса представлено в конституционных соглашениях, прецедентах и правовых обычаях. Так, основное конституционное соглашение в сфере законодательного процесса сформулировано следующим образом: «Монарх обязан подписать закон,

1

2

У

I >

Великобританию принято считать унитарным государством, однако для государства с таким административно-территориальным устройством характерно единство законодательства, которое отсутствует в Соединенном Королевстве.

Конституционное право зарубежных стран : учебник / под ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо,

Л. М. Энтина. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Норма — Инфра-М, 2013. С. 522, 504. д

Конституционное право зарубежных стран. С. 522, 504.

УЧЕНОГО

>

J--У I

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

принятый палатами Парламента». Среди ранее существовавших конституционных соглашений наиболее интересны следующие: «В случае спора между палатами Парламента в конечном счете спор решался в пользу Палаты общин» (данное соглашение стало частью Parliament Act of 1911); «Право Парламента принимать законы для государства — члена Содружества по требованию или с согласия последнего» (это соглашение было включено, к примеру, в Преамбулу к Statute of Westminster of 1931).

«Компетенция Парламента является абсолютно неопределенной. По известному выражению швейцарского исследователя английской конституции Де Лоль-ма (XVIII век), "английский Парламент может все, он не может только превратить мужчину в женщину и наоборот". Однако членство Соединенного Королевства в Европейском Союзе накладывает некоторые ограничения на компетенцию Парламента: он не может принимать акты, противоречащие актам Европейского Союза, изданные в рамках компетенции последнего»4 .

Конституционного контроля в Великобритании нет, тогда как в США (решение Верховного суда США по делу Marbury v. Madison5) и в Австралии (правовая позиция Высокого суда Австралии) он есть. «Выражение "неконституционный" в применении к закону имеет несколько значений, изменяющихся сообразно с характером конституции, в применении к которой оно употребляется. Когда дело идет об английском парламентском акте, это выражение означает только, что данный акт, по мнению лица говорящего, противен духу английской конституции; оно не может означать, что этот акт есть нарушение закона или что он недействителен»6 .

Субъекты законодательной инициативы

В Великобритании билли (законопроекты) можно классифицировать по трем основаниям: по влиянию на действующее законодательство, по субъектам законодательной инициативы и по содержанию.

По влиянию на действующее законодательство билли подразделяются на правообразующие, правоизменяющие и отменяющие существующие правовые предписания. Поскольку в Великобритании отсутствует конституционный контроль, действующий закон может быть изменен или отменен только посредством издания Парламентом другого закона.

По субъектам законодательной инициативы законопроекты делятся на правительственные билли (government bills) и частные билли членов палаты (private member bills). Отметим, что «подавляющее большинство законопроектов в Великобритании (около 95 %) принимается по инициативе Правительства, тогда как для обсуждения законопроектов членов Парламента выделяется лишь один день в неделю»7 .

4 Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник / под ред. Б. А. Страшуна. М. : Проспект, 2012. С. 194.

5 Marbury v. Madison, 5 U.S. 137 (1803).

6 Дайси А. В. Основы государственного права Англии. М. : Изд-е Тов-ва И. Д. Сытина, 1905. С. 557.

7 Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М. : Юристъ, 2006. С. 360.

УНИВЕРСИТЕТА

имени о.е. кутафина (мгюа) в Великобритании

«В рамках Кабинета министров по традиции (начиная с XIX века) создаются комитеты для рассмотрения вопросов внутренней и внешней политики. Названия комитетов и их количество определяется внутри Кабинета преимущественно Премьер-министром. Среди прочих создается Комитет законотворчества, занимающийся подготовкой правительственных законопроектов и актов делегированного законодательства»8 .

«Законодательная инициатива Правительства может быть сопряжена с вопросом о доверии, адресованным Парламенту. Вопрос о вотуме недоверия в Великобритании бывает только связанным, то есть он ставится самим Правительством в связи с предлагаемым им законопроектом: Правительство заявляет, что если билль не будет принят, то оно уйдет в отставку, оказывая тем самым давление на палату общин. Применяется этот институт очень редко (всего два таких случая было зафиксировано в XX веке)»9 .

Частные билли членов палаты принимаются Парламентом к рассмотрению преимущественно в тех случаях, когда издание подобного закона необходимо, но Правительство не хочет быть его инициатором. По общему правилу у члена палаты Парламента есть три способа внести законопроект: «the ballot» (билли, внесенные в палату Парламента таким образом, имеют приоритет при обсуждении в условиях ограниченного времени); «ten minutes rule» (согласно этому правилу для представления билля выделяется десять минут); «presentation» (предупредив Спикера палаты за день, можно формально внести билль в список для обсуждения).

По содержанию законопроекты, рассматриваемые в Парламенте, можно разделить на три группы: публичные билли (public bills), частные билли (private bills) и смешанные билли (hybrid bills). Первая группа ориентирована на интересы всего общества, тогда как вторая группа связана с интересами определенной группы лиц или населения определенной территории. Третья группа биллей сочетает в себе признаки как публичных, так и частных биллей. Тем не менее критерии смешанного билля нигде не регламентированы, что приводит к правовой неопределенности. «Например, законопроект о национализации Банка Англии принимался как смешанный билль, а законопроекты о национализации газовой, электрической и угольной промышленности как публичные билли»10 .

«В отличие от США, глава государства (монарх) обладает законодательной инициативой, но законопроекты от его имени представляют королевские министры (члены Тайного совета)»11. То же в Австралии.

10 11

Чиркин В. Е. Указ. соч. С. 360.

Прохождение законопроекта в Палате общин

И

В последнее время в Великобритании получили распространение «черновые ^

варианты законопроектов» (draft bills). Как правило, они составляются Прави- Н

тельством и выносятся на публичные обсуждения, которые проводятся до представления законопроекта в Парламент.

8 Конституционное право зарубежных стран. С. 514

9 Чиркин В. Е. Указ. соч. С. 361.

Конституционное право зарубежных стран. С. 509. °

УЧЕНОГО

>

/Ш—I

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Далее, «черновой вариант законопроекта» рассматривается специальным комитетом в Палате общин или совместным комитетом Палаты лордов и Палаты общин. Это позволяет членам Парламента заблаговременно ознакомиться с законопроектом и внести в него необходимые изменения и дополнения. Данный процесс называется «проверкой, предшествующей законодательному процессу» (pre-legislative scrutiny).

«Самыми известными примерами "черновых вариантов законопроектов" являются "белые и зеленые бумаги" (white and green papers). Данные термины не имеют законодательного толкования, однако на практике сложились следующие определения: в "зеленых бумагах" выдвинуты идеи, касающиеся политики Правительства, которые открыты для публичных обсуждений; в "белых бумагах" закреплены более определенные цели Правительства, по которым тоже проводятся публичные обсуждения»12 .

«Законопроект рассматривается в трех чтениях, но, в отличие от США, в первом чтении Клерк палаты лишь зачитывает его заголовок, во втором чтении обсуждаются основные положения законопроекта, после чего он передается в ответственный комитет, где происходит постатейное обсуждение с поправками и голосованием»13 .

Данная стадия называется «стадией комитета» (committee stage). Поправки, по которым будет проводиться голосование, отбираются председателем ответственного комитета. Далее, только члены ответственного комитета могут голосовать по данным поправкам.

«В палатах Парламента создаются и действуют следующие комитеты, каждый из которых может получить статус ответственного в рамках законодательного процесса: комитет всей палаты (the committee of the whole House), постоянные комитеты (standing committees), отобранные комитеты (select committees) и совместные комитеты (joint committees)»14 .

Комитет всей палаты представляет собой палату общин в полном составе (заседание такой палаты проводится не под руководством спикера, а во главе с избираемым председателем). Данный комитет созывается, как правило, при принятии законов конституционного значения (например, European Communities Act of 1972).

Постоянные комитеты формируются в составе 16—50 депутатов для рассмотрения конкретных законопроектов. Например, в палате общин сформированы комитеты по законодательству Европейского Союза, по финансовым законопроектам, по законопроектам и другим вопросам, связанным с Шотландией и Северной Ирландией.

Отобранные комитеты создаются после консультаций с руководителями партийных фракций, а совместные комитеты обеих палат Парламента формируются для рассмотрения вопросов, не связанных с политикой.

После возвращения из ответственного комитета в палату общин законопроект оказывается на «стадии доклада» (report stage). На этой стадии ответственный комитет представляет обработанный законопроект, а члены палаты общин,

12 URL: http://www.parliament.uk.

13 Чиркин В. Е. К Указ. соч. С. 360.

14

Конституционное право зарубежных стран. С. 506.

УНИВЕРСИТЕТА

имени o.e. Кутафина (мгюа) в Великобритании

не участвовавшие в его обработке, могут предлагать собственные поправки. По данному законопроекту проводятся дебаты.

В Парламенте спикер палаты общин может использовать одну из трех процедур ограничения дебатов: «процедуру гильотины» (спикер заранее определяет время дебатов, по истечении которого законопроект выносится на голосование); «процедуру кенгуру» (спикер самостоятельно отбирает положения законопроекта, которые подлежат обсуждению); «процедуру прекращения дебатов» (по требованию 100 депутатов спикер завершает обсуждение законопроекта и выносит его на голосование).

«Третье чтение представляет собой общую дискуссию по законопроекту с предложениями за или против его принятия, но нередко вместо такой дискуссии спикер ставит проект на голосование "за" и "против" (как и в США, спикер палаты пользуется широкими полномочиями). Для дискуссий по проекту необходимо присутствие 40 членов палаты, но для принятия закона требуется большинство голосов от общего числа членов палаты, в связи с чем в такие периоды "кнуты" (whips) развивают бурную деятельность, обеспечивая участие в голосовании членов своей партии»15 .

Прохождение законопроекта в палате лордов

Принятый палатой общин законопроект направляется в палату лордов, где он проходит аналогичную процедуру рассмотрения: первое чтение, второе чтение, «стадия комитета», «стадия доклада» и третье чтение. Несмотря на то что данные стадии в обеих палатах Парламента одинаковы по форме, их содержание различается. Рассмотрим их с упором на те особенности палаты лордов, которые не характерны для палаты общин.

На первом чтении в палате лордов зачитывается не «короткий заголовок» законопроекта (short title), а его «длинное название» (long title), из которого можно сделать вывод о сути данного законопроекта.

В рамках второго чтения в силу Соглашения Сэлисбери (the Salisbury Convention) законопроекты Правительства, включенные в его предвыборный манифест, не встречают возражений со стороны лордов.

На «стадии комитета» в палате лордов рассматриваются все поправки, поскольку голосование по ним не ограничено по времени. Между тем, «стадии доклада» в обеих палатах Парламента абсолютно одинаковы.

Отличительная особенность третьего чтения состоит в том, что лорды могут вносить поправки (при условии, что на более ранних стадиях конкретно по этим поправкам они не голосовали), тогда как в палате общин на аналогичной стадии ^

внесение поправок не допускается. Н

После проведения лордами окончательного голосования по законопроекту законопроект направляется либо на стадию согласительной процедуры (consideration of amendments), либо на стадию получения королевской санкции (Royal assent). Судьба законопроекта зависит от согласия палаты лордов с его исходным текстом, предложенным палатой общин.

Чиркин В. Е. Указ. соч. С. 361.

н □

УЧЕНОГО

>

15

J--У I

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Особенности финансовых законопроектов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Традиционно к полномочиям палаты общин относят финансовые полномочия, поскольку налогообложение невозможно без представительства народа, ибо налоги изначально платит население, а представительством народа считается нижняя палата. Законопроект о бюджете всегда принимается сначала нижней палатой, а вносит его только Правительство»16 .

В 1911 году был принят первый Parliament Act, значительно ограничивший права палаты лордов. В настоящее время он действует с учетом поправок второго Parliament Act, датируемого 1949 годом17 .

Согласно Parliament Act of 1911 (в редакции Parliament Act of 1949) «финансовым законопроектом признается публичный законопроект, который, по мнению спикера палаты общин, содержит лишь положения, касающиеся всех или одного из перечисленных ниже вопросов, а именно:

1) установления, отмены, освобождения от, изменения или регулирования налогообложения;

2) установления, изменения или отмены платежей из Консолидированного фонда, Фонда национального кредитования или из денежных фондов, сформированных Парламентом, для выплаты долга или иных финансовых целей;

3) финансирования;

4) операций по счетам, на которых находятся публичные финансы (включая распределение, зачисление, сбережение, выпуск и аудит публичных финансов);

5) получения кредита, предоставления гарантии по нему или его выплаты;

6) иных вопросов, связанных со всеми или с некоторыми из перечисленных выше».

Согласительная процедура

В соответсвии с Parliament Acts of 1911 and 1949 при несогласии с законопроектом, принятым палатой общин, Палата лордов может лишь отсрочить его принятие (отлагательное вето, которое не свойственно для Сената США), так как по истечении одного года Палата общин вправе преодолеть возражения верхней палаты. Возражения палаты лордов на обычные законы преодолеваются палатой общин путем голосования: если дважды в течение года палата общин примет законопроект в прежней редакции, то законопроект считается принятым парламентом.

«Еще проще преодолеваются возражения палаты лордов на финансовые законопроекты (money bills)»18. В Parliament Act of 1911 (в редакции Parliament Act of 1949) сказано следующее: «Если финансовый законопроект, принятый палатой общин и направленный в палату лордов по меньшей мере за месяц до окончания сессии, не будет принят без поправок палатой лордов в течение месяца, то

Чиркин В. Е. Указ. соч. С. 361.

В Великобритании существует разница между терминами «Acts of Parliament» и «Parliament Acts», которые переводятся на русский язык как «законы Парламента» и «законы о Парламенте» соответственно.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. С. 194, 195.

16

17

ЕСТНИК Агеев СС- п-7Ъ

уиивсотитстА Правовое регулирование законодательного процесса яг^Г

имени o.e. Кутафина (мгюа) в Великобритании

этот законопроект будет представлен монарху, и после получения королевской санкции он станет законом Парламента, несмотря на то что палата лордов его не приняла».

Так или иначе, согласно Parliament Acts of 1911 and 1949 одобрение Палаты лордов по некоторым законопроектам является обязательным условием их принятия. К таким законопроектам относятся: билли, продлевающие срок полномочий Парламента; частные билли; билли, направленные лордам менее, чем за месяц до окончания сессии Парламента; билли, инициаторами которых выступили члены палаты лордов.

«На практике разногласия между палатами по любым законопроектам разрешаются с помощью "законодательного челнока" (ping pong)»19. Так, законопроект с поправками, внесенными палатой лордов в рамках третьего чтения, направляется в палату общин для согласования предложенных лордами изменений и дополнений. При «законодательном челноке» законопроект может передаваться из одной палаты в другую до тех пор, пока не будет достигнуто полное согласие между обеими палатами Парламента. Между тем, в Австралии палата представителей и Сенат назначают своих представителей для выработки общего решения. Что касается США, то там формируется согласительный комитет.

Когда между палатой общин и палатой лордов достигнуто полное согласие по поводу законопроекта, его окончательная редакция направляется на стадию получения королевской санкции. По сути, данная стадия является данью традиции, поскольку последний раз монарх давал королевскую санкцию лично в 1854 г. В Австралии королевская санкция дается генерал-губернатором, действующим от имени монарха, а в США подписание законов является конституционной обязанностью Президента.

Промульгация

«После одобрения билля обеими палатами или преодоления возражений лордов палатой общин билль направляется на королевскую санкцию. Она дается монархом устно на старофранцузском языке»20 .

В соответствии с Royal Assent Act of 1967 «закон Парламента считается принятым должным образом, если королевская санкция, подтвержденная Патентной грамотой, большой государственной печатью Соединенного Королевства и собственноручной подписью монарха, — (а) произнесена в присутствии обеих палат Парламента в палате лордов в той форме и тем способом, который установлен обычаем, перед принятием закона или (б) доведена до сведения каждой палаты Парламента, заседающих раздельно, через спикера палаты, а в слу- ^ чае его отсутствия — через лицо, которое его заменяет». Далее сказано: «Ничто Н в данной статье не влияет на право монарха объявить королевскую санкцию лично в Парламенте и на тот способ, каким закон Парламента должен быть подписан от имени монарха».

19 Rogers R., Walters R. How Parliament works. 6th ed. London : Longman Pearson Education,

2006.

20 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. С. 194, 195.

н □

УЧЕНОГО

>

¿Я—I

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

«Монарх Великобритании формально обладает правом абсолютного вето, однако с 1707 года (Королева Анна не утвердила законопроект о создании шотландского ополчения) ни один суверен в этой стране не воспользовался данным правом»21. Примечательно, что в США Президент обладает правом отлагательного, «карманного» и выборочного вето.

Для всех законов, принимаемых Парламентом, обязательна формула обнародования. Ее текст закреплен в Parliament Act of 1911 (в редакции Parliament Act of 1949): «Превосходнейшим Величеством Королем с совета и согласия общин, собранных в настоящем Парламенте, в соответствии с постановлениями Законов о Парламенте 1911 и 1949 года и в силу этих Законов, утверждается и обнародуется нижеследующее».

«Чтобы вступить в силу, акт должен быть опубликован в Своде законов. До 1798 года публичные и частные акты публиковались в одной серии. С 1798 года они публикуются в различных сериях. Публичные акты публикуются в серии "Public general acts", частные акты публикуются в серии "Local and personal acts". Канцелярия Ее Величества (Her Majesty's Stationary Office, HMSO) публикует законодательство Великобритании на своем сайте с 1996 года. Как королевский публикатор, HMSO контролирует опубликование законов, правительственных документов, официальных бюллетеней и другого. Газеты "London", "Edinburgh", "Belfast" являются официальными журналами Англии, Шотландии и Северной Ирландии. Они издаются частными компаниями под надзором HMSO. В Интернете представлены сайты (электронные версии) этих газет. С 2000 года все британское законодательство публикуется одновременно в печатном виде и на сайте HMSO22. С октября 2002 года эти публикации получили статус официальных. Акты Парламента публикуются HMSO на сайте в течение 24 часов после того, как они были опубликованы в печатном виде. Опубликование актов Европейского Союза осуществляется в официальном журнале Сообщества — "The Official Journal of the Community" (согласно European Communities Act of 1972)»23 .

Делегированное законодательство

«Акты, принимаемые в порядке делегирования, обобщенно называются актами делегированного законодательства (statutory instruments). Парламент может делегировать свои полномочия широкому кругу субъектов: министрам, Правительству, публичным компаниям (например, "British Broadcasting Company") и органам местного самоуправления»24 .

Делегированное законодательство позволяет Правительству вносить изменения в законы без необходимости принятия нового закона Парламентом. Исходный закон (primary legislation) обычно содержит в себе положения, закрепляющие

21 Лейбо Ю. И. [и др.]. Законодательный процесс в зарубежных странах. М. : МГИМО-Уни-верситет, 2012. С. 14.

22 URL: http://www.legislation.gov.uk.

Официальное электронное опубликование : История, подходы, перспективы / под ред.

проф. В. Б. Исакова. М. : Формула права, 2012. С. 30. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. С. 195.

ЕСТНИК Агеев СС- Л7с

уиивсотитстА Правовое регулирование законодательного процесса

имени o.e. Кутафина (мгюа) в Великобритании

возможность его изменения посредством делегированного законодательства (secondary legislation) в будущем.

Для контроля за актами делегированного законодательства в палате лордов были созданы следующие комитеты, аналоги которых отсутствуют в палате общин: комитет по надзору за делегированием полномочий в области законодательства (Delegated Powers Scrutiny Committee) и комитет по надзору за делегированным законодательством (Secondary Legislation Scrutiny Committee). Statutory Instruments Act of 1946 предусматривает и иные формы контроля Парламента за делегированным законодательством.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Дайси А. В. Основы государственного права Англии. — М. : Издание Товарищества И. Д. Сытина, 1905.

2. Конституционное право зарубежных стран : учебник / под ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма — Инфра-М, 2013.

3. Конституционное право зарубежных стран : учебник / отв. ред. проф. Ю. И. Лейбо. — М. : Статут, 2012.

4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник / под ред. Б. А. Страшуна. — М. : Проспект, 2012.

5 . Лейбо Ю. И. [и др.]. Законодательный процесс в зарубежных странах. — М. :

МГИМО-Университет, 2012.

6 . Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. — М. : Юристъ, 2006. 7. Rogers R. & Walters R. How Parliament works. — 6th ed. — London : Longman

Pearson Education, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.