Научная статья на тему 'Правовое регулирование заключения смарт-контрактов'

Правовое регулирование заключения смарт-контрактов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
443
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМАРТ-КОНТРАКТ / БЛОКЧЕЙН-ТЕХНОЛОГИИ / КРИПТОВАЛЮТА / РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ РЕЕСТР / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сальникова Анастасия Владимировна

Рассматриваются правовые аспекты заключения смарт-контрактов, дается понятие смарт-контракта, блокчейн-технологий, а также сопоставляются подходы заключения смарт-контрактов и стандартных договоров в гражданском праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование заключения смарт-контрактов»

УДК 34

А.В.Сальникова

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СМАРТ-КОНТРАКТОВ

Аннотация. Рассматриваются правовые аспекты заключения смарт-контрактов, дается понятие смарт-контракта, блокчейн-технологий, а также сопоставляются подходы заключения смарт-контрактов и стандартных договоров в гражданском праве.

Ключевые слова: смарт-контракт, блокчейн-технологии, криптовалюта, распределенный реестр, обязательства.

В последнее время активно ведется разработка таких новых технологий, как криптовалюта, цифровые финансовые активы, а также блокчейн-технология.

Россию данные нововведения не обошли стороной, что можно видеть на примере внесенного около трех лет назад проекта Федерального закона «О цифровых финансовых активах», а также введенного в 2018 г. проекта Федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». Основной задачей данных законопроектов является введение в законодательную систему Российской Федерации основ регулирования цифровых активов и контрактов.

Блокчейн - это многофункциональная и многоуровневая информационная технология, предназначенная для надежного учета различных активов; технология надежного распределенного хранения записей обо всех когда-либо совершенных транзакциях. Блокчейн представляет собой цепочку блоков данных, объем которой постоянно растет по мере добавления новых блоков с записями самых последних транзакций. Это хронологическая база данных, т.е. такая база данных, в которой время, когда была сделана запись, неразрывно связано с самими данными, что делает ее некоммутативной [1].

Что же касается смарт-контракта, то его можно определить как условия или алгоритм действий по обмену правами и имуществом. Для его использования необходимо иметь криптовалюту как средство платежа и, конечно же, децентрализованную сеть для определения равенства прав участников.

Смарт-контракты позволяют решить такие проблемы, как непредсказуемость и неоднозначность судебного толкования условий контракта ввиду использования программного кода, а также сложность в отношении доказывания убытков, понесенных стороной при нарушении договора [2]. Кроме того, смарт-контракты служат средством исполнения обязательств.

Несмотря на то, что принцип должного исполнения обязательств для гражданского права является основополагающим, к сожалению, реализуется он в недостаточной степени. Смарт-контракты отличаются в данном аспекте правовых отношений тем, что обязательства по ним будут исполняться независимо от волеизъявления должника. При использовании смарт-контракта принцип надлежащего исполнения реализуется в полной мере, так как приостановление или отмена данных обязательств фактически невозможны.

Для заключения смарт-контракта и возникновения взаимных прав и обязанностей стороны заключают договор, который основывается на их обоюдном волеизъявлении.

© Сальникова А. В., 2020.

Вестник Пензенского государственного университета № 2 (30), 2020

При этом стоит отметить, что составление смарт-контрактов регулирует особая норма права. С одной стороны, смарт-контракты представляют собой модель договора, которая состоит из двух частей: оферты (предложения на вступление в эти договорные отношения) и акцепта (выражения согласия). На деле же оферта представляется в виде созданной веб-страницы, которая с помощью ссылки на определенный код составляет предложения для заключения данного договора. Данный код подписывается закрытым ключом оферента.

В определении срока оферты смарт-контракта обычно не возникает сложностей, он чаще всего указывается на веб-странице, а по истечении данного срока страница обычно выдает ошибку, что не позволяет вступить акцептанту в данные правоотношения.

Акцепт же представляет собой модель, аналогичную оферте, т.е. это электронное сообщение, которое подписывается закрытым ключом акцептанта. Акцепт данного вида договора не может изменять его программный код, в связи с тем, что смарт-контракт -это договор присоединения, следовательно встречного предложения от акцептанта последовать не может.

Момент заключения смарт-контракта легко определить, так как при занесении записи об акцепте активируется тот самый программный код в блок записи реестра.

Смарт-контракт имеет значительное отличие от классических договоров на бумажном носителе. Он может быть отображен в электронном виде (т.е. в виде веб-страницы, либо же в мобильном приложении), который содержит полную и исчерпывающую информацию о договоре.

Если же мы начнем сравнивать меры защиты и меры ответственности по исполнению классического договора в гражданском праве и смарт-контракта, найдем значительные отличия. У. Р. Ягубова считает, что в случае исполнения обязательства из смарт-контракта неприемлема категория ненадлежащего исполнения обязательства. Фактически ввиду использования смарт-контракта устраняются риски недобросовестности стороны по договору [3, с. 396].

Полагается, что понуждение исполнения обязательств в натуре и двухсторонняя реституция могут быть представлены как меры защиты сторон в заключении смарт-контрактов. Двусторонняя реституция вступает в силу с момента начала действия механизма обратной транзакции. Она применяется, когда в смарт-контракте обнаруживается ошибка, при том, что обязательство было уже исполнено. Что же касается понуждения исполнения обязательства в натуре, то такой способ защиты применяется, когда в заключенном договоре была допущена ошибка и из-за этого не было возможности исполнить обязательства [4, с. 43].

Если мы касаемся вопроса исполнения смарт-контракта, то можем заметить, что в данном случае он имеет определенные сходства с классическим вариантом договора и может быть исполнен как по частям, так и единовременно. Данный факт фиксируется в реестре, где уже видны развернутые положения смарт-контракта.

На современном этапе развития общества смарт-контракты активно захватили аудиторию. Сфера применения их очень широка. Говоря о ней, стоит упомянуть выборы. Данный метод голосования может гарантировать населению высокий уровень безопасности и отсутствие возможности подтасовки голосов. Также умные контракты очень удобны в использовании при доставке продуктов, ставках на тотализаторе, в сфере логистики и т.д.

На основании всего сказанного можно сделать вывод, что умные контракты достаточно глубоко проникли в нашу жизнь и имеют ряд преимуществ:

- безопасность;

- дешевизна;

- скорость;

- стандартизация;

- удобство в использовании.

Смарт-контракты - очень удобная технология, развивающаяся с огромной скоростью. «Смарт-контракты могут кардинально изменить наше общество, став технической базой для изменений» [5].

Библиографический список

1. Пряников, М. М. Блокчейн как коммуникационная основа формирования цифровой экономики: преимущества и проблемы / М. М. Пряников, А. В. Чугунов // International Journal of Open Information Technologies. - 2017. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.03.2020).

2. Raskin, M. The Law and Legality of Smart Contracts / M. Raskin // Georgetown Law Technology Review. - 2017. - Vol. 1:2, № 305. - P. 321-322.

3. Ягубова, У. Р. Проблемы применения норм договорного права к смарт-контрактам, осуществляемым в информационной платформе блокчейн (Blockchain) / У. Р. Ягубова // Вестник современных исследований. - 2018. - № 4-1. - С. 394-396.

4. Зимнева, С. В. Добросовестность и разумность поведения как основание освобождения от гражданско-правовой ответственности / С. В. Зимнева, М. Ф. Лукьяненко // Государство и право. -2017. - № 8. - С. 42-49.

5. Rosic, A. Smart Contracts: The Blockchain Technology That Will Replace Lawyers / A. Rosic // Blockgeeks : информ. портал. - URL: https://blockgeeks.com/guides/smart-contracts (дата обращения: 12.02.2018).

Сальникова Анастасия Владимировна, студентка, Пензенский государственный университет. E-mail: kafedra_gp@list.ru

Образец цитирования:

Сальникова, А. В. Правовое регулирование заключения смарт-контрактов / А. В. Сальникова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2020. - № 2 (30). - С. 13-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.