Научная статья на тему 'Правовое регулирование взаимодействия органов внутренних дел с органами местного самоуправления по вопросам организации охраны общественного порядка при проведении на территории Свердловской области публичных и массовых мероприятий'

Правовое регулирование взаимодействия органов внутренних дел с органами местного самоуправления по вопросам организации охраны общественного порядка при проведении на территории Свердловской области публичных и массовых мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1343
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / BODIES OF THE INTERNAL AFFAIRS / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL GOVERNMENTS / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / PUBLIC ORDER / ПУБЛИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / PUBLIC EVENTS / МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крысанов Антон Вячеславович

В статье рассмотрены отдельные положения нормативных правовых актов, регулирующих вопросы взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка при проведении на территории Свердловской области публичных и массовых мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Крысанов Антон Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of interaction of law-enforcement bodies with local authorities on the issues of the protection of public order during the Sverdlovsk Region and public events

The article deals with some provisions of the normative-legal acts regulating the issues of cooperation between law enforcement bodies and local authorities in the field of public order during the Sverdlovsk region, and public events.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование взаимодействия органов внутренних дел с органами местного самоуправления по вопросам организации охраны общественного порядка при проведении на территории Свердловской области публичных и массовых мероприятий»

УДК 342.5

правовое регулирование взаимодействия органов внутренних дел с органами местного самоуправления по вопросам организации охраны общественного порядка при проведении на территории свердловской области публичных и массовых мероприятий

Крысанов Антон Вячеславович, преподаватель кафедры конституционного права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук

e-mail: AmK1984@e1.ru

В статье рассмотрены отдельные положения нормативных правовых актов, регулирующих вопросы взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка при проведении на территории Свердловской области публичных и массовых мероприятий.

Ключевые слова: органы внутренних дел; органы местного самоуправления; охрана общественного порядка; публичные мероприятия; массовые мероприятия.

Legal regulation of interaction of law-enforcement bodies with local authorities on the issues of the protection of public order during the

Sverdlovsk Region and public events

Krysanov Anton Vyacheslavovich,

Lecturer of the Department of Constitutional Law

of the Ural Law Institute of the Ministry

of the Interior Affairs of the Russian Federation,

Gandidate of juridical sciences

The article deals with some provisions of the normative-legal acts regulating the issues of cooperation between law enforcement bodies and local authorities in the field of public order during the Sverdlovsk region, and public events.

Key words: bodies of the internal affairs; local governments; public order; public events; public events.

В силу особой значимости для безопасности личности, общества и государства вопросы охраны общественного порядка являются актуальными и составляют часть единой общегосударственной политики [1, с. 86]. При этом охрана общественного порядка в условиях проведения публичных и массовых мероприятий требует повышенного внимания со стороны государства, поскольку угрозы безопасности в таком случае возрастают не только количественно, но и качественно. В связи с этим государство стимулирует и привлекает к участию в охране общественного порядка различных субъектов, эффективная организация взаимодействия которых выступает важным условием обеспечения правопорядка. Основным субъектом охраны общественного порядка на территории муниципальных образований являются органы внутренних дел, ряд полномочий в данной сфере закреплены также за органами местного самоуправления. В свою очередь, отдельного рассмотрения и анализа требует вопрос

о правовом регулировании взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления при проведении на территории Свердловской области публичных и массовых мероприятий.

Конституция Российской Федерации закрепила положение о том, что органы местного самоуправления самостоятельны в пределах своих полномочий (в научной литературе степень самостоятельности органов местного самоуправления в сфере обеспечения общественного порядка подвергается критическому обсуждению [2]). Осуществление органами местного самоуправления полномочий направлено на решение отведенных для них вопросов местного значения, в том числе по охране общественного порядка [3, ст. 12, ст. 132], которые, как представляется, являются совместными [4].

В настоящее время основополагающим законом в сфере регулирования местного самоуправления в Российской Федерации является принятый 6 октября

2003 г. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5] (далее - ФЗ № 131). Анализ норм представленного закона позволяет констатировать, что в число вопросов местного значения органов местного самоуправления включены такие, как организация охраны общественного порядка на территории муниципального района, городского округа муниципальной милицией; оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин; создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка. Кроме того, законодательно предусмотрен запрет на отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере осуществления охраны общественного порядка. В то же время в тексте ФЗ № 131 для органов местного самоуправления отсутствует предписание осуществлять взаимодействие с органами внутренних дел по вопросам охраны общественного порядка.

Главенствующим законом в сфере регулирования деятельности российской полиции является Федеральный закон «О полиции», который возложил на полицию обязанность обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий [6].

Порядок взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления в сфере обеспечения правопорядка при проведении публичных мероприятий на территории Свердловской области, а именно митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, регулируется Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [7] (далее - ФЗ № 54) и Законом Свердловской области «Об отдельных вопросах подготовки и проведения публичных мероприятий на территории Свердловской области» [8] (далее - закон № 102-ОЗ).

Приведенные законы направлены на обеспечение реализации установленного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования [3, ст. 31].

На этапе подготовки к проведению публичного мероприятия организатор мероприятия подает уведомление в письменной форме в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления [7]. В соответствии с законом № 102-ОЗ уведомление подается в орган исполнительной власти Свердловской области только в двух случаях:

- если публичное мероприятие планируется одновременно провести в двух или более муниципальных

образованиях, расположенных на территории Свердловской области;

- если публичное мероприятие планируется провести на территории муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, с численностью населения свыше 500 тысяч человек.

Во всех остальных случаях уведомление подается в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого планируется провести соответствующее публичное мероприятие [8].

Орган местного самоуправления муниципального образования, получивший уведомление о проведении публичного мероприятия, в соответствии с ФЗ № 54 обязан письменным распоряжением назначить уполномоченного представителя, копия которого заблаговременно направляется в орган внутренних дел. Сроки, в течение которых орган местного самоуправления должен уведомить орган внутренних дел о проведении публичного мероприятия, законодательно не установлены. При этом представляется, что такое уведомление должно направляться в минимальный срок (в течение 1 суток), чтобы орган внутренних дел имел возможность надлежащим образом организовать охрану общественного порядка.

Важно обратить внимание, что граждане зачастую проводят акции, которые не подпадают под признаки публичного мероприятия, что, в свою очередь, влечет дополнительные трудности в обеспечении безопасности их участников. Особенно это касается случаев организации и проведения флэш-мобов [9, с. 44-45], порядок организации которых законодательно не определен, и, как правило, органы внутренних дел и органы местного самоуправления лишены возможности обеспечить охрану общественного порядка при их проведении.

Взаимодействие органов внутренних дел и органов местного самоуправления по вопросам охраны общественного порядка при проведении на территории Свердловской области культурно-массовых, а также спортивных мероприятий регулируется следующими нормативными правовыми актами:

1. Федерал ьным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [10].

2. Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» [11].

3. Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. № 353 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» [12].

4. Постановлением Правительства Свердловской области от 30 мая 2003 г. № 333-ПП «О мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении на территории Свердловской области мероприятий с массовым пребыванием людей» [13].

5. Ведомственными приказами МВД России.

Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований осуществляется их организаторами совместно с собственниками (пользователями) объектов спорта во взаимодействии с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Организаторами культурно-массовых, спортивных мероприятий могут выступать группы граждан, общественные объединения, представители органов исполнительной власти и местного самоуправления.

В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами организатор мероприятия обязан уведомлять администрации муниципальных образований в Свердловской области и соответствующие подразделения полиции о проведении культурно-массовых, спортивных и иных мероприятий, представлять информацию об их названии, программе с указанием места, времени, условий организационного, финансового и иного обеспечения, предполагаемого количества участников, своего адреса и номеров контактных телефонов. Кроме того, в уведомлении организатор должен указать формы и методы обеспечения общественного порядка. Организатору вменяется в обязанность обеспечить привлечение специалистов для осуществления проверок мест проведения массовых мероприятий на наличие взрывоопасных предметов, а также установления их антитеррористической защищенности; во взаимодействии с администрацией объекта проведения мероприятия, а также при участии органов местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области обеспечить техническую укрепленность мест проведения мероприятия, в том числе металлическими ограждениями и стационарными металлодетекторами.

При планировании массовых мероприятий организаторы мероприятия и администрация сооружения должны обратить особое внимание на предельное число зрителей (безопасную вместимость объекта), которые могут одновременно присутствовать на сооружении, а также характер и распределение мест для зрителей.

При проведении соревнований, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, необходимо, чтобы места их проведения имели соответствующую инфраструктуру и техническое оснащение, необходимые для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований.

Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований осуществляется в соответствии с инструкцией и планом мероприятий. Инструкция разрабатывается собственниками (пользователями) объектов спорта на основе типовой инструкции, утвержденной федеральным ор-

ганом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, согласовывается с территориальными органами безопасности и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне и утверждается собственниками (пользователями) объектов спорта не реже одного раза в 3 года. План мероприятий разрабатывается и утверждается организатором соревнований совместно с собственником (пользователем) объекта спорта по согласованию с территориальными органами внутренних дел в соответствии с типовым планом мероприятий и с учетом положения (регламента) о соревнованиях в срок не позднее 10 дней до начала соревнований.

За нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования предусмотрена административная ответственность: ст. 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»; ст. 20.2.2 КоАП РФ «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка». За нарушения в области проведения спортивных мероприятий предусмотрена административная ответственность: ст. 20.31 КоАП РФ «Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований»; ст. 20.32 КоАП РФ «Нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий». Предусмотрена также уголовная ответственность по ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».

Таким образом, рассмотрев правовую основу взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления по вопросам охраны общественного порядка при проведении на территории Свердловской области публичных и массовых мероприятий, следует отметить, что законодательно определены основные полномочия данных субъектов. При этом в основополагающем нормативном акте, посвященном организации местного самоуправления в Российской Федерации, вопросы взаимодействия органов местного самоуправления с органами внутренних дел не получили закрепления. Кроме того, при проведении публичных мероприятий органы местного самоуправления, получившие уведомление об их проведении, не связаны какими-либо сроками для передачи информации в орган внутренних дел. Предлагается законодательно ограничить данный срок одними сутками.

В законодательстве Российской Федерации на сегодняшний период времени законодательно не урегулированы вопросы организации и проведения флэш-мобов, которые не содержат признаков публичного мероприятия, в связи с чем могут возникать проблемы, связанные с обеспечением охраны общественного порядка и безопасности участников таких акций.

Список литературы

1. Андреев А. В. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов внутренних дел в организации охраны общественного порядка / А. В. Андреев, И. А. Андреева // Правоохранительные органы: теория и практика. - 2010. - № 1.

2. Алешкова Н. П. Проблемы реализации конституционной нормы о самостоятельности осуществления охраны общественного порядка органами местного самоуправления / Н. П. Алешкова // СПС «Консультант-Плюс».

3. Конституция Российской Федерации 1993 г. [Электронный ресурс]. - URL: http:/www.consultant.ru.

4. Карасев А. Т. Компетенция органов местного самоуправления / А. Т. Карасев, А. В. Елькина // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. -№ 8.

5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru.

6. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru.

7. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru.

8. Закон Свердловской области от 7 декабря 2012 г. № 102-0З «Об отдельных вопросах подготовки и проведения публичных мероприятий на территории Свердловской области» [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.consultant.ru.

9. Безруков А. В. Участие правоохранительных структур в обеспечении конституционного права граждан на манифестации / А. В. Безруков // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 4.

10. Федерал ьный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru.

11. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru.

12. Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. № 353 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru.

13. Постановление Правительства Свердловской области от 30 мая 2003 г. № 333-ПП «О мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении на территории Свердловской области мероприятий с массовым пребыванием людей» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru.

14. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.