Научная статья на тему 'Правовое регулирование взаимодействия государственных и муниципальных органов с субъектами предпринимательской деятельности в сфере утилизации отходов'

Правовое регулирование взаимодействия государственных и муниципальных органов с субъектами предпринимательской деятельности в сфере утилизации отходов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ / МУСОРНАЯ РЕФОРМА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ УТИЛИЗАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ / WASTE MANAGEMENT / GARBAGE REFORM / INTERACTION IN THE FIELD OF RECYCLING / REGIONAL OPERATORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Василечко В. Д.

Актуальность статьи обусловлена остротой проблемы загрязнения окружающей среды, решение которой во многом связана с разработкой современных технологий утилизации твердых коммунальных отходов. Автор рассматривает особенности проведения «мусорной» реформы в нашей стране. Отмечает, что данная реформа в процессе своей реализации сталкивается со многими проблемами, в том числе с проблемой правового регулирования взаимодействия государственных и муниципальных органов с субъектами предпринимательской деятельности в сфере утилизации отходов. Автор показывает, что за последний год было внесено множество поправок в законы, тем не менее пока реализация принятых норм не принесла желаемого результата, что можно объяснить влиянием разных факторов, в том числе особенностью организации деятельности региональных операторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF INTERACTION OF STATE AND MUNICIPAL AUTHORITIES WITH BUSINESS ENTERPRISES IN THE FIELD OF WASTE RECYCLING

The relevance of the article is due to the severity of the problem of environmental pollution, the solution of which is largely associated with the development of modern technologies for the disposal of municipal solid waste. The author considers the features of the “garbage” reform in our country. He notes that this reform in the course of its implementation faces many problems, including the problem of legal regulation of the interaction of state and municipal bodies with business entities in the field of waste management. The author shows that over the past year a lot of amendments to the laws have been made, however, at the moment the implementation of the adopted standards has not brought the desired result, which can be explained by the influence of various factors, including the peculiarity of the organization of the activities of regional operators.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование взаимодействия государственных и муниципальных органов с субъектами предпринимательской деятельности в сфере утилизации отходов»

УДК 346.22

В. Д. Василечко

Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Новосибирск, Россия)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ С СУБЪЕКТАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ

Принята к публикации 16.12.2019

Актуальность статьи обусловлена остротой проблемы загрязнения окружающей среды, решение которой во многом связана с разработкой современных технологий утилизации твердых коммунальных отходов. Автор рассматривает особенности проведения «мусорной» реформы в нашей стране. Отмечает, что данная реформа в процессе своей реализации сталкивается со многими проблемами, в том числе с проблемой правового регулирования взаимодействия государственных и муниципальных органов с субъектами предпринимательской деятельности в сфере утилизации отходов. Автор показывает, что за последний год было внесено множество поправок в законы, тем не менее пока реализация принятых норм не принесла желаемого результата, что можно объяснить влиянием разных факторов, в том числе особенностью организации деятельности региональных операторов.

Ключевые слова: утилизация отходов, мусорная реформа, взаимодействие в сфере утилизации, региональные операторы.

На сегодняшний день приоритеты государственной политики Российской Федерации в сфере экологии следующие:

— охрана здоровья человека, сохранение разнообразия биологических видов и забота об окружающей среде;

— усиление взаимосвязи интересов общества в сфере экологии и экономики;

— разработка и внедрение эффективных и экономически технологичных и современных решений в сфере утилизации отходов;

— максимально возможная переработка отходов для их дальнейшего использования;

— финансовое регулирование процессов в сфере обращения с мусором;

— предоставление свободного доступа к информации по теме переработки отходов всех классов;

— международное сотрудничество России по проблеме утилизации мусора.

Федеральный закон об утилизации отходов появился в 1988 г. Потребовалось более 25 лет для того, чтобы Государственная Дума Российской Федерации сочла некоторые положения закона об утилизации устаревшими и приняла меры по приведению актов в соответствие требованиям настоящего времени. Часть изменений приняли еще в 2014 г., другие поправки вступили в законную силу в 2019 г.

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2019. № 4 (18). © В. Д. Василечко, 2019

Обстановка с утилизацией мусора в нашей стране и, в частности, в Новосибирской области на сегодня неблагоприятна. Эта проблема назревала не одно десятилетие и к настоящему времени вылилась в полномасштабный кризис. Если в городах еще регулируется выброс отходов, региональные операторы следят за санкционированными свалками, то в районах дела обстоят намного хуже. Свалки в городах и районах переполнены, и большинство из них эксплуатируются с нарушениями. Число несанкционированных свалок с каждым годом растет. Власти пытаются с этим бороться, но это не дает ощутимых результатов.

С 1 января 2019 г. власти определились с местами для контейнерных площадок, разработали схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, оборудовав их согласно СанПиНу. Ответственность за сбор, вывоз и утилизацию мусора с момента выбора возложена на регионального оператора. Региональные операторы должны организовать систему полностью, т. е. собирать и вывозить мусор даже в самом отдаленном населенном пункте, наладить работу перевозчиков мусора, строить и улучшать существующие мусоросорти-ровочные комплексы, отправлять подлежащие переработке отходы на специализированные для этого предприятия [1].

РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Остальной, не подлежащий обработке, мусор по минимуму будет подлежать захоронению на полигонах. Но это все в идеале — после вступления в силу всех законов уже возникло множество трудностей.

С 1 января 2018 г. в Новосибирской области на основании Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «Об отходах производства и потребления» проводится «мусорная реформа» — новая система обращения с отходами, которая полностью должна изменить алгоритм их сбора и утилизации в области. Ее основная идея звучит так: «отходы производит каждый человек, и платить за мусор должны все». И за контролем этих выплат с 2019 г. следит региональный оператор (РО).

В обязанности РО входит весь «жизненный путь» мусора — от контейнера до полигона. Также региональные операторы будут заниматься вопросами стихийных свалок, в случае, если найти владельцев мусора и обязать их вывести мусор будет невозможно, тогда РО вывозит мусор самостоятельно. В настоящий момент в Новосибирской области региональным оператором является ООО «Экология-Новосибирск», и им уже сформирована схема территорий, отталкиваясь от которой производится сбор, хранение и утилизация твердых коммунальных отходов.

Также был разработан Федеральный закон от 22 декабря 2017 г. № 503 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес ряд существенных изменений в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89 «Об отходах производства и потребления». Самым важным пунктом в законе является то, что с 1 января 2019 г. вступили в силу положения, согласно которым органы местного самоуправления должны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации [2].

Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО. В реестры мест (площадок) ТКО будут включены данные о месте нахождения площадок, их собственниках и технических характеристиках, а также об источниках образования ТКО, которые складируются в местах накопления ТКО.

Принцип формирования платы за услугу по обращению с ТКО определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Согласно правилам, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из норматива накопления ТКО, количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении и утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

Как отмечает А. С. Семибратова, все изменения Закона № 89 направлены на достижение следующих целей: повысить результативность в области манипуляции с отходами; увеличить использование сырья из мусора в хозяйственной деятельности; простимулировать привлечение инвестиций в область вторичной переработки отходов [3].

Изменения 2019 г. касаются уточнения некоторых понятий, пересмотра полномочий федеральных и региональных властей, зоны ответственности региональных операторов. Также уточнены правила тарификации и предоставления льгот, предусмотрено право юридического лица отказываться от заключения договора с оператором, если на их территории имеется объект размещения отходов.

В Федеральном законе особое внимание уделено нормированию в области обращения с отходами индивидуальных предпринимателей. Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц устанавливаются лимиты по размещению отходов в зависимости от категории объекта. Крупные организации самостоятельно рассчитывают нормативы непригодных к применению материалов и проекты лимитов на размещаемые отходы [1].

С целью уменьшения попадания отходов в окружающую среду государством были установлены сборы для юридических лиц. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе работы которых образуются отходы, обязаны выплачивать экологический сбор за нанесение ущерба природе.

Обязанность предпринимателей не только в уплате сборов, но и в утилизации образованного мусора, и чем опаснее мусор, тем строже требования к подрядчику по утилизации. Отходы с 1 -го по 4-й класс вывозят компании, у которых есть на это лицензия. К компаниям по переработке утильсырья тоже есть требования:

— у перерабатывающего предприятия и работников свидетельства о праве проведения работ с мусором;

— помещение, в которых проводится переработка, должно быть в собственности;

— предприятие должно иметь права собственности на оборудование и дополнительно на передвижные мобильные установки.

В дополнение ко всему перерабатывающее предприятие должно иметь лицензию на обращение с отходами.

Ответственность за нарушение норм закона устанавливается в индивидуальном судебном порядке. Она может быть любой, вплоть до уголовной, контроль за исполнением требований закона осуществляют федеральные и местные органы исполнительной власти [4].

Конечно, «мусорная реформа» является глобальной и как любой вид деятельности она сталкивается со сложностями, в частности:

— к трудностям в логистике работы РО относятся большая площадь территории и малая плотность населения, особенно в отдаленных районах.

В. Д. Василечко. Правовое регулирование взаимодействия в сфере утилизации отходов

— во многих муниципальных образованиях либо отсутствует, либо только начинает работу необходимая инфраструктура, мусороперераба-тывающие и сортировочные комплексы.

В рамках исполнения «мусорной» реформы будет выявлено еще много недостатков в работе регионального оператора, в федеральных законах, но, только начав эту работу, можно уменьшить количество несанкционированных свалок ТКО, которые оказывают крайне негативное влияние на окружающую среду по всей стране. Региональные операторы получают свой статус на 10 лет, и это большой срок, за который необходимо не только очистить область от мусора, но и наладить управление сферой обращения с отходами, наладить взаимодействие не только с органами власти, но и с юридическими лицами, гражданами, которые должны ответственно подойти к вопросу утилизации мусора.

Научный руководитель — канд. юрид. наук, доцент Е. А. Дорожинская

Список литературы

1. Бодня М. С., В. Н. Алексеев, Т. В. Кастери-на. Перспективы развития механизмов частно-государственного партнерства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами // Инновационные наукоемкие технологии : сб. материалов V Междунар. науч.-технич. конф. / под общ. ред. В. М. Панарина. 2018. С. 45—48.

2. Данильянц Г. Г. Мусорная реформа в России // Инновации в развитии научных и творческих направлений образовательного процесса : сб. материалов Междунар. конкурса курсовых, науч.-исслед. и выпускных квалификац. работ. Кемерово, 2019. С. 58—60.

3. Семибратова А. С. «Мусорная» реформа в российских регионах: проблемы и перспективы их решения // Водные ресурсы — основа устойчивого развития поселений Сибири и Арктики в XXI веке : сб. докл. XXI Междунар. науч.-практ. конф., 2019. С. 383—388.

4. Южакова В. Ю. Мусорная реформа-2019 и куда девать весь мусор? // Научное сообщество студентов XXI столетия. экономические науки : сб. ст. по материалам студен. междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2019. С. 38—41.

V. D. Vasilechko

LEGAL REGULATION OF INTERACTION OF STATE AND MUNICIPAL AUTHORITIES WITH BUSINESS ENTERPRISES IN THE FIELD OF WASTE RECYCLING

The relevance of the article is due to the severity of the problem of environmental pollution, the solution of which is largely associated with the development of modern technologies for the disposal of municipal solid waste. The author considers the features of the "garbage" reform in our country. He notes that this reform in the course of its implementation faces many problems, including the problem of legal regulation of the interaction of state and municipal bodies with business entities in the field of waste management. The author shows that over the past year a lot of amendments to the laws have been made, however, at the moment the implementation of the adopted standards has not brought the desired result, which can be explained by the influence of various factors, including the peculiarity of the organization of the activities of regional operators.

Keywords: waste management, garbage reform, interaction in the field of recycling, regional operators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.