Научная статья на тему 'Правовое регулирование валютных отношений: от ограничений к интеграции'

Правовое регулирование валютных отношений: от ограничений к интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2640
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ВАЛЮТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / CURRENCY REGULATION / CURRENCY RESTRICTIONS / CURRENCY INTEGRATION / CURRENCY RELATIONSHIPS / CURRENCY TRANSACTIONS / FINANCIAL TRANSACTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крохина Юлия Александровна

В статье анализируется мировая тенденция перехода от валютных ограничений к созданию валютных союзов, при этом внимание акцентировано на сегодняшней реальности в области финансовых инструментов и механизма валютного регулирования. С учётом сложившейся ситуации на валютном рынке и мировых тенденций, автором предложены пути совершенствования правового регулирования валютных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крохина Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of currency relations: from restriction to integration

The article analyses the world tendency of switch from currency restrictions to monetary unions forming. The author draws attention to present-day financial instruments and mechanism of currency regulation. The article puts the forward ways of legally regulating currency relations taking into account the existing situation on the money-market and current global trends.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование валютных отношений: от ограничений к интеграции»

_ « ф правовой курьер

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ОТ ОГРАНИЧЕНИЙ К ИНТЕГРАЦИИ

Ю.А. КРОХИНА

профессор, зам. директора Государственного научно-исследовательского института системного анализа счётной палаты российской Федерации

Развитые государства давно осознали значение валютного аспекта внешнеэкономической политики. Валютная дипломатия стала составной частью международной деятельности этих государств. Предоставление кредитов, реструктуризация долгов, применение валютных ограничений - все эти механизмы активно используются в качестве элементов внешней политики, средств борьбы за рынки сбыта и сферы приложения капитала.

Валютные отношения, имея собственный круг субъектов и строго определённый перечень объектов, функционируют достаточно самостоятельно. Вместе с тем они оказывают существенное воздействие на характер и эффективность международных экономических отношений через валютный курс, платёжный баланс стран, через режим кредитования и международных расчётов.

В свою очередь, международные валютные отношения активно воздействуют на национальную денежно-кредитную систему каждого государства. Подобное воздействие является закономерным процессом развития экономических отношений, что связано, во-первых, со стремительным ростом международного разделения труда и, во-вторых, усложнением и развитием экономических отношений между национальными экономиками. С середины ХХ века национальная экономика каждого государства всё больше становится зависимой от экономического развития соседних стран, происходит активный товарообмен, экспорт (импорт) услуг, рабочей силы и т.д. Все названные экономические отношения невозможны без опосредования их валютными операциями.

Как следствие, происходит правовое оформление валютных отношений, усиливается роль международных валютно-правовых норм в регу-

лировании внутринациональных валютных отношений. Главной целью правового регулирования валютных отношений является создание эффективного правового механизма валютного регулирования путём нормативного закрепления статуса резидентов и нерезидентов, принципов осуществления валютных операций, полномочий и функций органов валютного контроля, ответственности за нарушения валютного законодательства и т.д.

Стоит обратить внимание, что валютные отношения в их современном понимании стали складываться относительно недавно, что существенно сказывается на их правовом регулировании. В настоящее время практически все страны испытывают дефицит правовых норм, регламентирующих национальные валютные отношения, с большими трудностями происходит ратификация международных валютно-правовых норм и принципов международного валютного права.

Основным элементом валютного регулирования выступают валютные ограничения, которые комплексно регулируются финансовым и административным законодательством в виде ограничения прав резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций как на территории Российской Федерации, так и за её пределами.

Валютные ограничения - это меры финансово-правового регулирования, препятствующие возникновению, изменению или прекращению валютных правоотношений, объектом которых являются национальная валюта и ценные бумаги, удостоверяющие право на получение национальной валюты, а также валютные ценности, в том числе иностранная валюта.

Валютные ограничения, как и валютное регулирование, широко применяются во всём мире. Так,

по состоянию на конец 2002 г., согласно данным МВФ, в мире не существовало ни одной страны, где не было бы валютных ограничений1, а в 2003 г. единственной такой страной стала Панама2.

В мировой практике валютные ограничения используются с целью уравновешивания платёжных балансов, поддержания курса национальных валют и концентрации валютных ресурсов в руках государства.

Согласно экономической теории к валютным ограничениям относят [1]:

• обязательную продажу экспортёрами государству иностранной валюты (в обмен на национальную валюту по официальному курсу);

• запрещение свободной продажи и купли иностранной валюты;

• регулирование переводов и платежей за границу, вывоза капитала, репатриации прибылей, золота, денежных знаков и ценных бумаг;

• ограничение прав физических лиц владеть и распоряжаться иностранной валютой;

• регулирование получения внешних займов.

Следует отметить, что валютные ограничения

в развивающихся странах (в отличие от развитых стран) охватывают более широкий круг внешнеэкономических операций и характеризуются жёсткими административными запретами.

Используемые в мировой практике валютные ограничения распространяются на операции, связанные с движением капиталов, и текущие операции платёжного баланса. К первой группе относятся такие ограничения, как:

• государственный контроль над иностранными инвестициями и вывозом капитала и прибылей;

• централизованное привлечение внешних займов национальными компаниями (государственными и частными);

• обязательное получение разрешения валютных органов для привлечения внешних займов (где это разрешено производить самостоятельно хозяйствующим субъектам);

• депонирование определённой части полученных заёмщиками иностранных кредитов на специальные счета в центральном банке. Иногда размеры таких депозитов дифференцируются в зависимости от назначения займов, что даёт возможность государству воспрепятствовать вложению полученных средств в проекты, которые не соответствуют общему направлению экономической стратегии в стране;

• предоставление определённых льгот иностранным инвесторам с целью стимулирования притока в страну иностранного капитала: гарантии перевода за границу всей или части прибыли

в течение установленного периода, привлечение внешних займов без специального разрешения валютных органов и т.д.

Ко второй группе ограничений (по текущим операциям платёжного баланса) следует отнести:

• продажу всей (или части) валютной выручки уполномоченным банкам по официальному курсу;

• запрет ввоза и вывоза валютных ценностей без специальных разрешений;

• ограничения прав физических лиц владеть и распоряжаться средствами в иностранной валюте, переводить за границу личные доходы и осуществлять платежи;

• лимитирование обмена национальной валюты на иностранную при поездках за границу [1].

Наиболее распространёнными валютными ограничениями являются следующие: специальные положения о валютных операциях банков (160 стран); контроль за прямыми инвестициями нерезидентов (149 стран); контроль за приобретением недвижимости резидентами за рубежом и/или нерезидентами на территории страны (137 стран); контроль за операциями резидентов со средне- и долгосрочными ценными бумагами в иностранной валюте и/или за операциями нерезидентов с внутренними ценными бумагами (128 стран); контроль за финансовыми кредитами в иностранной валюте (112 стран); контроль за операциями резидентов с краткосрочными ценными бумагами и платежными документами в иностранной валюте и/или за операциями нерезидентов с внутренними ценными бумагами (107 стран); контроль за коммерческими кредитами в отношении нерезидентов (104 страны); обязательная репатриация экспортной валютной выручки (101 страна); обязательная продажа экспортной валютной выручки (79 стран).

Валютные ограничения обычно предполагают регулирование международных платежей и переводов капиталов, репатриации экспортной выручки, прибылей, движения золота, денежных знаков и ценных бумаг; запрет свободной купли-продажи иностранной валюты; концентрацию в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей. Кроме того, валютные ограничения применяются развивающимися странами для регулирования состояния платёжных балансов, решения проблем возврата долгов по иностранным кредитам.

Мировой опыт свидетельствует, что практически все государства прибегали к использованию валютных ограничений в части международного движения платежей и капиталов. Например, США в период с 1966 по 1974 гг. применяли

1 Данные приводятся по: IMF. Annual Report on Exchange Arrangements and Exchange Restrictions, 2002, р. 1070-1076.

1 Там же, р. 12-18.

уравнительный налог (interest equalisation tax) на покупку иностранных ценных бумаг гражданами США с целью ограничения таких покупок. Весьма активно валютные ограничения применялись в периоды между двумя мировыми войнами и после второй мировой войны до конца 50-х годов. Последующие 30 лет характеризуются постепенной отменой валютных ограничений для международного движения платежей и капиталов (в основном, в западноевропейских странах, а также в США и Японии), что связано с переходом этих государств к свободной конвертируемости национальных валют, развитием внутреннего финансового рынка, укреплением связей этих стран с международными валют-но-финансовыми структурами и осуществлением важнейших реформ денежно-кредитной политики. К настоящему времени в этих странах значительно расширены права резидентов и сняты основные ограничения на операции, осуществляемые нерезидентами. Регулирование движения капитала обеспечивается в основном за счёт применения рыночного механизма и инструментов денежно-кредитной политики. Особое значение в промышленно развитых странах приобрёл экспортный контроль, в первую очередь за вывозом стратегически важных товаров и товаров двойного назначения, что связано с интернационализацией движения капитала и распространением в мировом масштабе процесса «отмывания» денег [2, с. 74-78].

Анализ валютного законодательства зарубежных стран позволяет вывести следующие основные принципы валютных ограничений [2, с. 74]:

• централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках;

• лицензирование валютных операций, предполагающее получение импортёрами или должниками предварительного разрешения органов валютного контроля на приобретение иностранной валюты;

• полное или частичное блокирование валютных счетов;

• ограничение обратимости валют.

Будучи по своей природе национальным институтом, валютные ограничения в рамках МВФ получили гарантию экстерриториальности (ст. VIII разд. 2 (b) Статей соглашения МВФ 1944 г.), распространяющуюся и на ограничения, установленные российским законодательством.

В России введение валютных ограничений обусловлено необходимостью защиты экономической безопасности государства [3].

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет три цели введения валютных ограничений: предотвраще-

ние существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курсов валюты РФ, а также поддержание устойчивости платёжного баланса РФ (ст. 6). Названные цели корреспондируют принципам валютного регулирования и валютного контроля.

Установленные российским законодательством валютные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Указание ст. 6 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» на недискриминационный характер ограничений свидетельствует о выполнении Россией принятых на себя обязательств, предусмотренных Статьями Соглашения Международного валютного фонда, в частности, обязательства избегать дискриминационной валютной практики.

Всё вышеуказанное позволяет отметить специфическую юридическую природу валютных ограничений, определяемую использованием в механизме действия финансово-правовых норм средств административно-властного характера. Поэтому валютные ограничения, являясь основным инструментом валютного регулирования, носят характер односторонних юридически властных предписаний, характеризующихся признаками государственного принуждения [4].

Развитые западные страны через валютные ограничения пришли к валютной интеграции. Однако столкновения государственных интересов в финансовой сфере между ними всё равно наблюдаются.

Следует согласиться с Шумиловым В.М. [5, с. 214] в том, что создание валютных союзов (юридически оформленных или союзов де-факто, как это происходит в Латинской Америке, где некоторые страны выбрали доллар в качестве своей национальной валюты) станет тенденцией XXI века. Этот вывод подтверждается идеями единой валюты для России и Беларуси, в рамках ЕврАзЭс. Таким образом, происходит структурирование международной финансовой системы на региональные валютные союзы, в которых будет преобладать одна - надгосударственная валюта. Уже сейчас в международной финансовой системе имеет место своего рода борьба доллара, евро и иены за наиболее широкий захват в зону своего притяжения валют других стран.

Специалисты единодушны в том, что сегодня завершается формирование единых мировых финансовых и информационных систем, центров регулирования мировой экономики [6, с. 34]. В результате действия десятков тысяч транснациональных корпораций (многонациональных предприятий), множества международных финансовых

организаций, образовалась своего рода надстройка, которая, контролируя более половины всех мировых ресурсов, действует согласно принципам, отличным от традиционных для национальных органов государств. Многолетняя деятельность транснациональных корпораций свидетельствует об отсутствии в ряде случаев формальных демократических процедур: регулирование осуществляется, по сути, административными методами. Например, предоставляя кредиты, МВФ фактически директивно определяет программу действий правительств соответствующих государств. В общем, глобализация во многом стирает границы между внутренней и внешней сферами экономической деятельности, превращая внешние факторы во внутренние [7, с. 65].

С другой стороны, действует противоположная тенденция. В условиях экономической регионализации национальные границы и интересы, национальное своеобразие во многих его проявлениях не только сохраняются, но и усиливаются. В результате этого в мировой экономике формируются устойчивые региональные обособленные хозяйственные структуры. Экономическая регионализация - явление не новое, она имеет свои исторические корни. В последние годы соответствующие процессы чрезвычайно усилились, более того - изменили свой характер. Раньше они служили главным образом экономической интеграции в рамках регионального сотрудничества, являясь средством преодоления обособленности отдельных стран или небольшой группы стран. Сейчас региональные экономические организации во всё большей мере начинают выполнять координирующие функции, что позволяет им выходить вовне в качестве единых структур и отстаивать объединёнными усилиями своих участников общие региональные интересы. Таким образом, развитие современной мировой экономики определяется двумя ключевыми тенденциями, которые находятся в сложном, неоднозначном, противоречивом взаимодействии. С одной стороны происходит невиданный до сих пор процесс глобализации мирового хозяйства, а с другой - рост региональной и субрегиональной интеграции.

Подобное тяготение финансового капитала к центру прослеживается не только на уровне центров мировой экономики, но и на всех других финансово-экономических уровнях (страна, регион страны, район). Это объясняет то, что подавляющая часть российского финансово-банковского капитала сосредоточена в Москве. Следует подчеркнуть, что в данном случае имеется в виду тяготение финансового капитала не к власти, расположенной в центре, а к повышающим конкурентоспособность возможностям, которые предоставляет центр (наличие высококвалифицированных специалис-

тов, высоких технологий, развитых информационных систем, высокого уровня деловой активности и т.п.) [8, с. 63].

Региональные интеграционные союзы рассматриваются многими развивающимися странами в качестве наиболее эффективного способа улучшения конкурентоспособности как отдельных стран, так и региона в целом на фоне некоторых негативных последствий, связанных с глобализацией. Во многом обозначившееся стремление к расширению регионального сотрудничества на новом витке стало ответом на процессы глобализации. Укрепление хозяйственных региональных связей, институтов локальной кооперации, а также сотрудничество в других сферах создают, как показывает мировая практика, лучшие перспективы социально-экономического развития отдельных стран, отдельных регионов, а стало быть, в конечном итоге - мирового сообщества в целом.

В настоящий момент самый «международный» из всех мировых финансовых центров - Лондон. На лондонские банки приходится 19% международного банковского кредитования (на США - 10%, на Японию - 9%). В Лондоне расположены 501 международный банк и около 170 международных инвестиционных компаний. Общая сумма активов, которые управляются из Лондона, составляет 2,6 трлн фунтов стерлингов (из Нью-Йорка управляется 2,3 трлн долл., из Токио - 2,05 трлн долл.). Акцент лондонского рынка акций смещён в сторону иностранных ценных бумаг: ежедневный объём торгов акций иностранных компаний - более 25 млрд долл. в день [9, с. 31]. В связи с этим большое значение имеет внутринациональное законодательство, позволяющее функционировать мировым финансовым центрам на территории определённого государства.

Глобализация предъявляет повышенные требования к компетенции государственного управления, качеству правового регулирования всего комплекса общественных отношений. Не совершив экономического рывка, не выступив в качестве полноправного, сильного партнёра в глобализирующемся мире, Россия обречена оказаться в стороне от мирового развития. Важнейшим фактором в этом процессе выступает совершенствование правового регулирования финансовых отношений.

В этой связи заслуживает внимания идея Российской Федерации о создании в Москве мирового финансового центра. Об этом было заявлено Президентом РФ Медведевым Д.А. 7 июня 2008 г. в Санкт-Петербурге на открытии 12-го Международного экономического форума. Кроме того, Медведев Д.А. заявил о стремлении превратить рубль в одну из ведущих региональных резервных валют. Формирование в России мирового финансового центра - стратегическая задача, от решения

которой зависит, какое место будет занимать Россия в мировой экономике в течение ближайших лет. Опыт показывает: финансовый центр - привилегия развитой, сильной, конкурентоспособной экономики. Это одно из условий экономического суверенитета государства. Не случайно задачу укрепления своих экономических центров решают США, Великобритания, Германия, Дубай, Китай, Австралия. В силу своего географического расположения и экономического потенциала, Россия могла бы стать мостом между глобальными мировыми центрами. Задача, безусловно, сложная, но в сегодняшних условиях глобализации - безальтернативная.

В послании к Федеральному Собранию Российской Федерации на 2008 год Президент РФ Медведев Д.А. подчеркнул необходимость принятия до конца года пакета законов, необходимых для создания в России мирового финансового центра. В настоящее время в федеральных органах исполнительной власти и в Государственной Думе Российской Федерации ведётся работа над целым рядом законопроектов о развитии финансового рынка. Так, в Государственной Думе рассматриваются проекты федеральных законов о биржах, о допуске иностранных ценных бумаг на российские биржи, об особенностях банкротства финансовых организаций, об упрощении порядка выпуска ценных бумаг и другие. Названные законопроекты направлены в первую очередь на установление требований нового уровня для финансовых институтов, на внедрение новой системы оценки рисков и современных технологий раскрытия объективной информации об участниках рынка и о финансовых операциях, на повышение требований к капиталу финансовых учреждений. В результате это позволит придать российской финансовой системе существенно более устойчивый характер, предотвратит создание финансовых пирамид, которые послужили причиной нынешнего мирового финансового кризиса. За счёт ужесточения системы контроля, в частности, произойдет оздоровление банковского сектора.

В современных условиях глобализации и усиления конкуренции между мировыми финансовыми центрами России необходимо включиться в конкурентную борьбу на глобальном рынке капитала. В этой связи разработаны законопроекты, направленные на расширение допуска иностранных ценных бумаг на отечественный рынок. В частности, принят во втором чтении проект Закона «О внесении изменения в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 5 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"». Названные законопроекты направлены на исключение запрета и установление правового регулирования пуб-

личного размещения и обращения иностранных ценных бумаг в Российской Федерации.

Кроме предпринятых мер, следует расширить перечень иностранных эмитентов, чьи ценные бумаги могут быть допущены к публичному размещению или обращению в Российской Федерации, а также уточнить порядок допуска ценных бумаг иностранных эмитентов к размещению и обращению в Российской Федерации.

Формирование в России мирового финансового центра требует реализации правовых мер, направленных, в числе прочих, на совершенствование налогового законодательства. Реализации задач оптимизации налогообложения финансовых инструментов срочных сделок должен способствовать внесённый Правительством РФ проект Федерального закона «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Действующее налоговое законодательство не всегда учитывает реалии динамично развивающегося финансового рынка, что не позволяет создать режим налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок, сопоставимый с аналогичными режимами, существующими в странах с развитой финансовой системой, и препятствует совершению операций с финансовыми инструментами.

Поправки в главу 21 Налогового кодекса предусматривают возможность совершения операций с расчётными финансовыми инструментами, а также поставочными финансовыми инструментами без взимания НДС до момента поставки. Кроме того, уточняется порядок определения налоговой базы при реализации базисных активов финансовых инструментов срочных сделок.

Поправки в главу 25 Налогового кодекса исключают из налоговой базы по налогу на прибыль организаций операции с финансовыми инструментами, совершаемые клиринговыми организациями, обеспечивающими клиринг и расчёты по таким операциям. Рыночную стоимость внебиржевых финансовых инструментов предлагается определять исходя из предельных отклонений цены сделки от расчётной цены, методика расчёта которой будет определяться федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Позитивным шагом к развитию финансовых операций является установление названными законопроектами одинакового режима налогообложения для биржевых и внебиржевых финансовых инструментов и обеспечение возможности отнесения на финансовый результат убытков от таких сделок вне зависимости от того, совершены операции в целях хеджирования или нет.

В условиях продолжающегося финансового и экономического кризиса предлагаемые меры бу-

дут способствовать не только созданию правовой базы для функционирования в России мирового финансового центра, но и позволят существенно облегчить выход из кризиса различных отраслей российской экономики, создадут дополнительные возможности для привлечения капитала, компенсации возможных убытков налогоплательщиков, придадут дополнительный импульс к развитию биржевой торговли товарами, обращающимися на внебиржевом рынке (нефти, нефтепродуктов и др.).

Таким образом, в современных условиях существует как необходимость, так и практическая возможность изменения мировой финансовой архитектуры, разрушения монополии на принятие значимых финансовых решений. В результате реализации предполагаемых мер, Россия может стать одним из таких центров принятия решений, что в свою очередь обеспечит создание самостоятельной и конкурентоспособной российской финансовой системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Суэтин А.А. Международные валютно-финансовые отношения: Учебник. Изд. 3-е, доп. и исп. - М., 2006.

- 75 с.

2. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой: Учебник. / Под ред. В.М. Крашенинникова. - М.: «Экономика», 2003.

3. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации».

4. Саттарова Н.А. Система мер валютно-правового ограничения // Финансовое право. - 2005. - № 12.

5. Шумилов В.М. Международное финансовое право: Учебник. - М.: «Международные отношения».

- 2005.

6. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. - М.: «Волтерс Клувер». - 2005.

7. Куликов В.В. Нынешняя модель глобализации и Россия // Российский экономический журнал. - 2002.

- № 10.

8. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». - М.: «Дело», 2001.

9. Гетьман-Павлова И.В., Гущина А.А. Кодекс Сити о слияниях и поглощениях // Банковское право. - 2008. - № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.