Научная статья на тему 'Правовое регулирование туристской деятельности'

Правовое регулирование туристской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1077
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тавицкая Анна Сергеевна, Широкова Диана Константиновна

При развитии туризма важная роль заключается в защите прав и законных интересов субъектов данных правоотношений. Однако наше государство пока не может обеспечить в полной мере исполнение данной роли в связи с тем, что имеются пробелы в законодательстве, которое, в свою очередь, нуждается в значительном обновлении. Исследуя данную проблему, необходимо отметить, что требуют законодательного разрешения такие проблемы, как государственная поддержка разных видов туризма; создание образа России как страны туристических возможностей; учет специфики местных, природных и иных ресурсов; обеспечение прав и безопасности туристов и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование туристской деятельности»

необходимости и виде наказания за совершённое преступление, внешне выраженное в форме процессуального акта [1]. Даже если принимать тот факт, что исполнение приговора - это заключительная стадия, которая подводит итог всему уголовному процессу, то не следует умалять её значение для дела и для суда в принципе. Деятельность судьи на данной стадии представляет собой одну из форм правосудия, при которой происходят полноценные значимые действия, идёт реализация уголовного закона. Несомненно, здесь находят своё выражение многие принципы уголовного процесса (законность, справедливость, исключительность и т.д.). Поэтому исполняя приговор, задачи уголовного судопроизводства реализуются в полной мере и выполняются окончательно.

Список литературы

1. Бородинова Т.Г. Приговор: понятие, сущностные черты и виды // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения, 2017. № 1. С. 7-11.

2. Камардина А.А. Исполнение приговора как стадия уголовного судопроизводства // Вестник Оренбургского государственного университета, 2010. № 3 (109). С.64-66.

3. Конин В.В. Стадия исполнения приговора - УПК или УИК? // Вестник Самарского государственного университета, 2017. № 11/2 (122). С. 187-191.

4. Лупинская П.А., Воскобитова Л.А.Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2013. 1008 с.

5. Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства: в 2 т. СПб.: Альфа, 1996. 607 с.

6. Якубина Ю.П. Состояние, структура и динамика исполнения приговора // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2013. № 2 (78). С. 132-138.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тавицкая А.С.1, Широкова Д.К.2

1Тавицкая Анна Сергеевна - студент;

2Широкова Диана Константиновна - студент, направление: юриспруденция, Институт государства и права, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: при развитии туризма важная роль заключается в защите прав и законных интересов субъектов данных правоотношений. Однако наше государство пока не может обеспечить в полной мере исполнение данной роли в связи с тем, что имеются пробелы в законодательстве, которое, в свою очередь, нуждается в значительном обновлении. Исследуя данную проблему, необходимо отметить, что требуют законодательного разрешения такие проблемы, как государственная поддержка разных видов туризма; создание образа России как страны туристических возможностей; учет специфики местных, природных и иных ресурсов; обеспечение прав и безопасности туристов и другие. Ключевые слова: туризм, туристская деятельность, правовое регулирование.

В современном обществе такое направление деятельности, как туризм становится наиболее востребованным. Сегодня туризм воспринимается не только как удовлетворение каких-либо потребностей либо активное и познавательное проведение времени, но и в

качестве способа повышения экономического положения в государстве. Данная отрасль постоянно прогрессирует, при этом принимает особое значение при социально-экономическом развитии страны, увеличивает уровень занятости населения и способствует росту конкуренции на мировом рынке в сфере туристской деятельности. Однако прогресс в большей мере зависит от того, какой вклад государство инвестирует в развитие этой сферы, и как она воспринимается на государственном уровне. Законодательное регулирование в области туризма является важным критерием развития данной отрасли в РФ и содержится в закреплении основных принципов и правил реализации хозяйственной деятельности в данной области, условий проведения контроля и надзора, а также в подготовке и разработке нормативного закрепления принципов осуществления регулирования в туристской деятельности.

Большинство норм, действующих в данный момент и регулирующих отношения в сфере туризма, носят гражданско-правовой характер, и соответственно, не должны противоречить гражданскому законодательству РФ, а также Конституции РФ. Так, Конституция РФ [3] закрепляет права на отдых и свободу перемещения, которые предполагают, что каждый гражданин может свободно планировать свой отдых в любой форме и любым способом. Наиболее распространенным способом является именно туризм. Государственное регулирование данной деятельности возложено на Федеральное агентство по туризму РФ.

Каждый год число туристов, посещающих Россию или выезжающих за ее пределы, растет. По-нашему мнению это свидетельствует о том, что туристские возможности России увеличиваются, что приближает туризм к приоритетной отрасли экономики. Но, в силу того, что финансирование данной отрасли со стороны государства недостаточно велико, не реализованы различные программы поддержки на государственном уровне, а также отсутствие качественной подготовки персонала, развитие туризма на должном уровне становится пока невозможным.

Международно-правовые акты и соглашения вносят свою лепту в развитие туризма. Так, Всеобщая декларация прав человека [1] закрепляет право каждого человека на отдых и свободное время. Манильская декларация [2] к одному из важных критериев развития личности человека относит право на отдых, свободу путешествий и туризм.

Площадь России на 2014 год (после присоединения Крыма) составляет 17 124 442 км2. Несомненно, учитывая такие просторы, у нашей страны есть огромные потенциалы для развития туризма. Однако, в отдельных регионах страны, которые обладают рекреационным потенциалом, отсутствуют целевые программы данной направленности. Данная проблема проявляется в отсутствии разделов касающихся развития инфраструктуры и туристских услуг в отраслевых программах. «Инфраструктура туризма, включающая сеть коллективных средств размещения, питания, развлечений, оздоровления и спорта, способствует снятию психического и эмоционального напряжения, укреплению здоровья жителей как региона, так и страны в целом», именно такого мнения придерживается Е.Г. Леонидова [12, с. 67-77]. Однако не все считают, что развитие туризма скажется положительно на окружающей среде.

Отсутствие регламентации в законодательстве таких взаимосвязанных отношений как «туроператор — чартерный перевозчик — турист» является одной из наиболее острых проблем. Каждый из нас может оказаться на месте туриста, но кому понравится перенос или задержка рейса, если между самолетами всего пару часов и вы можете попросту не успеть на все необходимые вам рейсы? Перспектива ночевать в аэропорту, а не на каком-либо курорте, никого не обрадует. В нашем случае речь идет о договоре фрахтования, который, по мнению В.В. Витрянского [9], нужно относить к самостоятельному договору, заключать подобные договоры не с отдельными пассажирами, а с организацией, которая выступает в роли фрахтователя. Но статья 787 Гражданского кодекса РФ [4] не регулирует многие вопросы, касающиеся взаимоотношений фрахтователя и пассажиров, что позволяет судам

149

квалифицировать отношения, связанные с перемещением туристов посредством воздушного транспорта, как договор перевозки между туристом и транспортной компанией. Туроператору невыгодно заключать договоры в пользу туриста и нести потери своего дохода, им проще купить билеты для туристов и включить определенное условие в договор с туристом о том, что вся ответственность в случае переноса, задержки или отмены рейса лежит на компании-перевозчике. Это приводит к огромному количеству жалоб, связанных с неисполнением или некачественным исполнением услуг по перевозке. Данные проблемы освещаются и в работах таких ученых, как М.А. Алгафри [7, с. 286-288], Д.В. Васильева [9, с. 30-32], М.Н. Винокурова [10, с. 161-166], О.А. Кислова [11, с. 174-176].

Подводя итог, необходимо отметить, что российский туризм заложил свои корни как на международной арене туризме, так и на российской, но дальнейшая перспектива развития данной отрасли стоит под вопросом из-за ряда проблем, изложенных выше. Но нет проблем, у которых нет решения, поэтому для дальнейшего развития туризма необходимо:

1. Разработать долгосрочные целевые программы по развитию туризма и туристской деятельности в отдельных регионах страны с потенциалом развития данного направления.

2. Улучшить степень подготовки в ВУЗах квалифицированных кадров, путем разработки новых образовательных программ.

3. Законодательно регламентировать такие взаимоотношения как «туроператор — чартерный перевозчик — турист».

Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека: принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета, 1998. №10. С. 32.

2. Манильская декларация по мировому туризму: принята всемирной конференцией по туризму 10 октября 1980 г. // Международный туризм: правовые акты. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 186-203.

3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.: по сост. на 21.07.2014 г. // Собрание законодательства РФ, 2014. № 31. Ст. 4398.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ: по сост. на 31.01.2016г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ: по сост. на 28.06.2014 // Собрание законодательства РФ. № 31. 03.08.1998. Ст. 3824.

6. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ: по сост. на 28.12.2016 г. // Собрание законодательства РФ, 1996. №49. Ст. 5491.

7. Алгафри М.А. Проблемы российского туризма / М.А. Алгафри, М.А. Мохаммад // Молодой ученый, 2016. № 10. С. 586-588.

8. Брагинский М.И. Договорное право: Общие положения / М.И. Брагинский,

B.В. Витрянский. 3-е изд. М.: Статут, 2011. С. 847.

9. Васильева Д.В. Влияние туризма на экономический потенциал РФ / Д.В. Васильева, С.Е. Грицай // Символ науки, 2016. №11-1. С. 30-32.

10. Винокурова М.Н. Событийный туризм как важнейший фактор развития туристского центра в Якутии / М.Н. Винокурова, А.Е. Тарасов // Инновационная наука, 2015. №11. С. 161-166.

11. Кислова О.А. Правовое регулирование туристической деятельности в Российской Федерации / О.А. Кислова // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). Казань: Бук, 2016.

C. 174-176.

12. Леонидова Е.Г. Направления развития внутреннего туризма в регионе / Е.Г. Леонидова // Проблемы развития территории, 2017. № 4. С. 67-77.

13.Манохин В.М. Административное право России: учебник / В.М. Манохин. Саратов: АЙ Пи Эр Медиа, 2010. С. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.