Научная статья на тему 'Правовое регулирование "цифровизации" образовательных отношений'

Правовое регулирование "цифровизации" образовательных отношений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1723
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРЕНДЫ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / EDUCATIONAL RELATIONS / EDUCATIONAL TRENDS / PROJECT-BASED APPROACH IN EDUCATION / DIGITIZATION OF EDUCATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Певцова Елена Александровна

Анализ правоприменительных актов 2018 года и юридических коллизий в образовательном законодательстве. Ведущие тенденции в образовании, возникшие в диджетальную эпоху. Новое понимание юридической конструкции «цифровизация образовательных отношений в школе». Обоснование необходимости включения её в нормативные правовые акты России. Специфика реализации проектного подхода в образовательных отношениях и его правовое обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Певцова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Regulation Of Digitalization Of Educational Relations

The author proposed a new understanding of the legal construction of «digitalization of educational relations in school» and justified the need for its inclusion in the regulatory legal acts of Russia, based on an analysis of leading trends in the field of education (automation, gaming, priority of knowledge and competencies, cognitive revolution, digital revolution, mass education of higher education) considered the project approach in educational relations and its legal support, shows the specifics of modern educational relations in Cola and the new rules of behavior of participants of educational relations.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование "цифровизации" образовательных отношений»

УДК 347.1

ПРА

ВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ «цифровизации» образовательных отношений

Елена Александровна Певцова,

доктор юридических наук, профессор, проректор Московского государственного областного университета, Москва; e-mail: pevtsova@bk.ru

Новый век Биг даты (больших данных) спровоцировал кардинальные изменения во взаимоотношениях учителя и ученика современной школы. Сегодня можно достоверно сказать, что образовательные отношения, регулирование которых осуществляется нормами различных отраслей права, приобрели иную сущность. Однако комплексный Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» явно не справляется с возрастающими потребностями в правовом регулировании новых ситуаций и отношений в образовательной сфере. Очевидно, что в условиях правовых пробелов юристы воспользуются нормами гражданского законодательства, что не лишает образовательное пространство потребности формулирования собственных юридических правил.

цифровизация • образовательные отношения правовое регулирование

тренды • проектный подход

Тенденции развития образования в цифровую эпоху в правовом поле

В 2015 г. произошёл резкий скачок, переход от информационной эпохи в эпоху диджитальную. Скорость человеческой жизни заметно возросла, а специалисты прогнозируют, что к концу XXI в. все события будут проскакивать мгновенно. В цифровом водовороте появилось неограниченное количество информационных данных и новых инструментов их обработки от ведущих компаний мира — Google, Яндекс и других.

Образовательные отношения стали приобретать черты volatility (неста-

бильности), uncertainty (неопределённости), complexity (сложности), ambiguity (неоднозначности), а, следовательно, возникли новые потребности в их правовом

ТГ «

регулировании. Каждый из участников образовательного процесса (ученики даже в большей степени) стал генератором в среднем от 500 мегабайт данных в день, оставляя за собой большой информационный след. Образовательное пространство стало прозрачным, а инновационные технологии образовательной деятельности позволили по-новому взглянуть на показатели результативности работы педагогов и формирования необходимых компетенций учеников. При этом ведущими трендами образования стали:

автоматизация, игрофикация, приоритет знаний и компетенций, когнитивная революция, цифровая революция, массовизация высшего образования. Прежде чем представить потребности в правовом регулировании образовательных отношений в школе в цифровую эпоху, разъясним некоторые тренды, затронувшие указанные отношения.

1. Непрерывная активность личности в получении новых знаний и компетенций.

В настоящее время доказано, что в скором будущем (к 2030 году) каждый из нас не будет тратить время на специальное обучение чему-либо, в силу необходимости человек окажется подключённым к системе постоянного получения информации, нужных умений незамедлительно в реальном времени. Такие процессы уже описаны учёными и разъяснены практикам техническим директором компании Google Реем Курцвейлом, который назвал подобное технологической сингулярностью. При этом потребность в обучении возрастёт не только для детей более раннего возраста, но и весьма умудрённых опытом пожилых людей, которые хотят оставаться включёнными в условия современной реальности. Искусственный интеллект, встраиваясь в жизнь людей, приведёт не только к исчезновению многих профессий, изменению роли педагога и школы в образовательных отношениях, но и к резкому сокращению рабочих мест, количества необходимых учителей, традиционно приходящихся на контингент учеников школы. И такие факты уже стали реальностью. Достаточно проследить изменения в банковской сфере. Если шесть лет назад в офисах Сбербанка России работало почти 60 тысяч человек, то, по информационным сообщениям на телеканалах Германа Грефа, в 2018 году их осталось около 5 тысяч, и это количество будет падать далее. Касательно образовательных отношений этот процесс приведёт к новому типу их существования, переходу содержания в виртуальную реальность, приоритету бесконтактных отношений контактному взаимодействию.

2. Реальная действительность потребовала революционного перехода от традиционных

пассивных стратегий взаимодействия учителей и учеников к стилю проектного содружества. При этом проектное взаимодействие меняет структуру образовательной организации, в которой начинают доминировать горизонтальные взаимосвязи не только в управлении, но и в образовательных отношениях с участием учителей, учеников и их родителей.

Президент Российской Федерации В.В. Путин на Международном экономическом форуме в С.-Петербурге заметил, что «задачи, которые стоят перед нами, требуют новых подходов к управлению развитием, и здесь мы намерены ак-

" 1

тивно использовать проектный принцип» , а министр просвещения О.Ю. Васильева подчеркнула новый вектор развития страны в виде проектного управления, «которое является новой ступенью в развитии инновационной экономики». Действительно, проекты сегодня прочно вошли в содержание образовательных отношений, получив правовую поддержку, закреплённую в ряде нормативных правовых актов и методических разъяснений, к которым можно отнести: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года»; Постановление Правительства России от 15.10.2016. № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»; Федеральные методические рекомендации по управлению проектами; Государственную программу развития образования 2018—2025 гг. (утверждена Постановлением Правительства России от 26 декабря 2017 г. № 1642); Приказ Министерства образования и науки

РФ от 01.11.2016. № 1368 «Об организации в Министерстве образования и науки России проектной деятельности в рамках стратегического направления «Образование»; Федеральные государственные образовательные стандарты (вузы и школы).

1 https://www.ntv.ru/video/1596549/

В Указе Президента России № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»2 поставлены задачи внедрения в основном и среднем общем образовании новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов.

3. Важным трендом современных образовательных отношений стало самообразование как ключевой компонент развития человека.

Современное бизнес-сообщество крайне негативно оценивает компетенции молодёжи. Ведущие брендовые компании мира приглашают на работу тех, кто «умеет делать» то, что хочет компания, а не тех, кто имеет общее образование, полученное в известной гимназии, и высшее образование престижного университета. Ив этой связи сложившаяся модель взаимодействия учителя и ученика, при которой учитель целый урок сидит в классе за своим столом и даёт информацию по теме урока под запись в тетрадь, уходит в прошлое. Нас затягивает в свой водоворот цифровая образовательная среда, в которой ученик осуществляет свою образовательную траекторию «полёта» и выбирает наставника из сотен учителей, портфолио и медийность которых становятся общедоступными каждому. Происходит разрыв между тем, что имеется в дипломе специалиста (бакалавра, магистра), и востребованными реальной жизнью профессиями. Так, в 2019 г. запланирован запуск новой образовательной платформы для школ России от Сбербанка. С её помощью ученик сможет выбирать систему обучения, получая знания непрерывно в зависимости от собственных целей и задач, а также осуществлять мониторинг сформированных умений. Крупные цифровые платформы создали такие компании, как Facebook, Uber, Amazon и др., которые используются для осуществления бизнес-процессов.

Социум соприкоснулся с искусственным интеллектом и уже разрабатывает механизмы эффек-

2 Текст Указа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 7 мая 2018 г.

тивного сотрудничества, что ставит перед образованием новые задачи. Однако человек может и должен оставаться главным в цифровой экономике, а потому и цифровизация образовательных отношений не может допустить исчезновение главных участников образовательного процесса: учителя и ученика. В содержании современных образовательных отношений сделан акцент на результативный подход. Востребованными становятся Soft skills — навыки по коммуникациям, работе в команде, управлению временем, менеджменту, проведению презентаций, продажам, лидерству, личному развитию, самомотивации и т.д. Это навыки, которые помогают людям находить оптимальные решения в широком спектре задач, не описанных ни в пошаговых, ни в должностных инструкциях.

4. В образовательные отношения прочно вошёл тренд демократизации информации. О каждой образовательной организации можно узнать весьма подробно на сайте, а также в социальных сетях, всего лишь потратив время на изучение общественного мнения её «клиентов»: учеников, родителей, учителей. Цифровой водоворот становится образом жизни образовательной организации. За последние пару лет стало очевидно, что компании в сфере бизнеса, которые не сумели верно встроиться в указанный тренд, просто разоряются. Это касается и результативности работы образовательной организации. Современный учитель без набора цифровых компетенций окажется ненужным в будущем. В настоящее время происходит стирание граней между отраслями экономики. Человек перестаёт нуждаться в вещах, ему оказались более нужными их функции, что радикально меняет модель бизнеса и образовательную деятельность по формированию востребованных компетенций. Компания Uber (сервис такси) сегодня не владеет ни одним автомобилем, Airb'n'b — крупнейшая компания (в сфере гостиничного бизнеса), не владеет ни одним отелем.

5. Важным трендом образовательных отношений является смена понимания лидера

и его роли. Директор школы нового формата, педагог несёт колоссальную ответственность за общий бренд своей организации. Не случайно его характеристикой называют чувство собственности (Ownership) и вовлечённости в общий успех.

Компетенции современного педагога преобразуются, его деятельность становится открытой, а модели поведения предсказуемы. Современными учёными разработана концепция эмоционального интеллекта, способностей распознавать свои эмоции и эмоции других и управлять ими, способности к колаборации на основе горизонтальной культуры. Так, по лайкам в Facebook (методика Михаила Косински) можно проанализировать многие характеристики личности: 10 лайков достаточно, чтобы предсказания модели поведения совпали с оценками поведения педагога от его коллег, а 230 лайков дадут возможность экспертам понимать преподавателя лучше, чем его родные и близкие люди. А это открывает новые горизонты в управлении образовательными процессами.

Указав выявленные особенности изменений образовательных отношений в настоящее время, обратим внимание на то, как отражается на них цифровизация и что даёт она участникам образовательных отношений. В программе «Цифровая экономика», которая разработана по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина, можно увидеть пять базовых и три прикладных аспекта её реализации: к базовым направлениям относятся нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций, информационная инфраструктура и информационная безопасность, а к прикладным — государственное управление, «умный город» и здравоохранение. Следует признать, что образование и его нормативное регулирование являются центрами мощных преобразований.

В настоящее время в России отсутствует достаточное количество нормативных правовых актов, регулирующих процесс цифровизации образовательных отношений. В не-

которых случаях это порождает спонтанность. Недостаточно урегулированы эти отношения в локальных нормативных актах, создателями которых выступает каждая образовательная организация. Внедрение цифровых технологий в школу должно сопровождаться разработкой отдельных локальных актов, в которых необходимо чётко прописать не только цифровой маршрут отношений между участниками образовательных взаимодействий, но и обеспечить защиту их прав. Многие учителя весьма скептически воспринимают переход на цифру, внедрение новых форматов заполнения документации или организации образовательного процесса. Эта тенденция схожа и с другими сферами экономики. Россияне, например, пока весьма недоверчиво относятся к беспилотному транспорту или внедрению системы блокчейн. В рамках цифровизации образования важно не потерять его качество, создать соответствующую потребностям ребёнка инфраструктуру. Однако образовательные отношения кардинальным образом отличаются от иных отношений, возникающих в сфере бизнеса. То, что считается в сфере бизнеса продвижением своего продукта, в сфере образования может быть осуждено и даже признано правонарушением. Так, например, Федеральным законом от 30.10.2018. № 383-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О рекламе» статья 7 Федерального закона «О рекламе» дополнена новым пунктом 10, устанавливающим запрет рекламы услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.

Исследуя указанную проблему, многие юристы и педагоги делают акцент на циф-ровизации образования и не обращают внимания на цифровизацию образовательных отношений, что не является тождественным и требует особого внимания со стороны законодателя.

Сама конструкция «цифровизация образовательных отношений» не представлена дефинитивно в нормативных правовых актах, хотя понятно, что она связана с автоматизацией всех этапов образовательной деятельности, начиная с момента их появления, формирования целей и задач образования и заканчивая достижением результата, проверкой сформированных компетенций и уровня обученности и воспитанности школьника, с возможностью дальнейшей их корректировки. Цифровизация же образования предполагает обеспечение условий образовательной деятельности, оснащение школ новой техникой, компьютерами, необходимыми системами, в том числе возможностями иметь доступ к электронным ресурсам, библиотекам на разных языках мира3. В реальной практике создаются цифровые учебники (к сожалению, в большинстве своём просто копии бумажной версии), реализуется цифровой документооборот.

Реализация проекта «Современная образовательная среда» позволила ещё больше актуализировать необходимость разработки новых нормативных актов локального, регионального и федерального уровня. С 2018 по 2025 год будет полностью реализован проект «Цифровая школа», который позволит обеспечить равный доступ всех школьников к качественному образованию. Это позволит не только «встроиться» в жизнь в условиях цифровой экономики, но и создать цифровую экосистему. А это требует изменения содержания образовательных отношений, изменения роли учителя, перехода на индивидуальные траектории обучения. Появляется возможность в режиме реального времени каждому участнику образовательного процесса взаимодействовать друг с другом, родителям — оценивать качество образовательных услуг школы, результаты образовательной деятельности детей.

В цифровых образовательных отношениях важной характеристикой педагога становится его цифровая грамотность — способность создавать и реализовывать цифровой учебный контент и электронные новые технологии оценки качества достижения поставленных целей, обладание навыками компьютерного программирования, коммуникации с другими участниками образова-

3 Кудлаев М.С. Процесс цифровизации образования в России / / Молодой учёный. — 2018. — № 31. — С. 3-7. URL: https://moluch.ru/archive/217/52242/

тельных отношений в цифровом пространстве. При этом важно преодолеть стереотип неуспешности, который, как ни странно, формируется у ребёнка ещё в предшкольный период взросления.

Мобильные технологии позволяют учиться в любом месте и в любое время, цифровой формат обеспечивает свободную циркуляцию информации. В условиях ци-фровизации образовательных отношений происходит смещение их акцента на индивидуальные взаимодействия на основе advanced learning technologies, в которое включают использование больших данных о процессе освоения обучаемыми дисциплин, автоматическую адаптацию учебного процесса на его основе, включение виртуализации, дополненной реальности и облачных технологий. Цифровизация образовательных отношений рождает новые компетенции участников образовательных отношений. Появляется новая информационная культура, предполагающая наличие у участников образовательных отношений умений получать информацию из цифровых библиотек и кампусов.

В правовом обеспечении нуждаются цифровые образовательные маршруты, в рамках которых обучаемые включаются в самостоятельный поиск, отбор необходимой информации.

В условиях цифровизации образовательных отношений необходимо преодолеть коллизии в образовательных нормах, количество которых увеличивается. Новые требования к педагогу, предполагающие наличие определённого уровня квалификации, образования, вступают в противоречие с существующим опытом его практической деятельности. Так, например, отсутствие у педагога профильного образования не может служить причиной увольнения его с работы, если он успешно осуществляет профессиональную педагогическую деятельность. Конституционный суд Российской Федерации рассмотрел дело о проверке конституционности статьи 46 Федерального

закона «Об образовании в Российской Федера-

4 п ° °

ции» . В своей постановляющей части он определил «признать часть 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не соответствующей Конституции Российской Федерации, её статьям 1 (часть 1), 2, 7 (часть 1), 17 (части 1 и 2), 18, 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1) и 37 (часть 1), в той мере, в какой она — по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, — используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятыми на работу до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности. Суд отметил, что «цель введения профессиональных стандар-

4 Постановление Конституционного суда РФ от 14.11.2018 № 41-П По делу о проверке конституционности статьи 46 Федерального закона Об образовании в Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.В. Серегиной // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, (16.11.2018).

тов, в частности в сфере образования, так и их предназначение в механизме правового регулирования не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций. Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учётом длящегося характера трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу».

Наличие национальных проектов, стратегий, программ является недостаточным для выстраивания эффективных и бесконфликтных взаимодействий участников образовательного процесса в рамках цифровой экономики. Государство должно создать условия для защиты прав участников образовательных отношений в условиях получения образовательных услуг в цифровом формате, необходимо закрепить образовательные нормы по вопросу участия субъектов образовательных отношений в цифровом пространстве на федеральном и локальном уровнях. НО

Legal Regulation Of Digitalization Of Educational Relations

Elena A. Pevtsova, doctor of law, Professor, Vice-rector of Moscow state regional University, Moscow, e-mail: pevtsova@bk.ru

Abstract: The author proposed a new understanding of the legal construction of «digitalization of educational relations in school» and justified the need for its inclusion in the regulatory legal acts of Russia, based on an analysis of leading trends in the field of education (automation, gaming, priority of knowledge and competencies, cognitive revolution, digital revolution, mass education of higher education) considered the project approach in educational relations and its legal support, shows the specifics of modern educational relations in Cola and the new rules of behavior of participants of educational relations.

Keywords: educational relations, educational trends, project-based approach in education, digitization of educational relations.

References:

1. Federalnyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 03.08.2018) «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» // Rossiyskaya gazeta. № 303. 31.12.2012.

2. Postanovleniye Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 26.12.2017 № 1642 (red. ot 04.10.2018) «Ob utverzhdenii gosu-darstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Razvitiye obrazovaniya» / / Sobraniye za-konodatelstva RF. 01.01.2018. № 1 (Chast II). st. 375.3. Postanovleniye Konstitutsionnogo Suda RF ot 14.11.2018 № 4

2. 1-P «Po delu o proverke konstitutsionnosti stati 46 Federalnogo zakona «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» v svyazi s zhaloboy grazhdanki I.V. Sereginoy» // Ofitsialnyy internet-portal pravovoy informatsii http://www.pravo.gov.ru. 16.11.2018.

3, 4. Prioritetnyy proyekt v oblasti obrazovaniya «Sovremennaya tsifrovaya obrazovatelnaya sreda v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs Rezhim dostupa: http://neorusedu.ru/about.

5, 6. Kudlayev M.S. Protsess tsifrovizatsii obrazovaniya v Rossii // Molodoy uchenyy. 2018. №31. S. 3—7. URL: https://moluch.ru/archive/217/52242/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.