Научная статья на тему 'Правовое регулирование труда работников Крайнего Севера'

Правовое регулирование труда работников Крайнего Севера Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1192
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА / РАЙОНЫ КРАЙНЕГО СЕВЕРА / МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Подгорных Татьяна Игоревна

В данной статье рассмотрена проблема правового регулирования труда работников Крайнего Севера. Также рассмотрены особенности трудовых отношений отдельных категорий работников Крайнего Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование труда работников Крайнего Севера»

неподаче транспортного средства для отправки пассажира, в связи с чем явно видно упущения законодателя относительно регулирования ответственности перевозчика за неподачу транспортного средства для перевозки пассажира.

Законодателем заявка ставится в один ряд с договором. В частности, в п. 1 ст. 791 ГК РФ указано, что перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В то же время представляется, что ответственность за невыполнение условий заявки строится на внедоговорных началах.

По нашему мнению, заявка представляет собой оферту, исходящую от отправителя груза, так как именно на основании принятой перевозчиком заявки у сторон возникают права и обязанности, установленные в данной заявке или законодателем.

Так, например, у перевозчика с того момента, как он принял заявку, возникает обязанность подать транспортное средство для перевозки груза в срок, установленный заявкой. Но при этом не возникают договорные отношения в силу того, что договор перевозки груза реальный. В данном случае возникает так называемая преддоговорная ответственность Основанием применения такой ответственности является недобросовестное поведение одной из сторон при заключении договора. Преддоговорная ответственность строится на «принципиальном тезисе о том, что с начала переговоров между сторонами возникает связь особого рода - доверительное отношение, требующее от них проявления взаимной добропорядочности».[2]

Таким образом, заявка является офертой, на основании которой у сторон возникают преддоговорные отношения, принятие заявки перевозчиком не переводит отношения сторон в договорные, но добавляет обязанностей.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ: в ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.01.1996. № 5. Ст. 410.

2. Груздев В.В. Возникновение договорного обязательства по российскому гражданскому праву: Монография. Волтерс-Клувер, 2015. С. 78.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА Подгорных Т.И.

Подгорных Татьяна Игоревна - студент, направление: правовое обеспечение национальной безопасности, юридический факультет, кафедра трудового права, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема правового регулирования труда работников Крайнего Севера. Также рассмотрены особенности трудовых отношений отдельных категорий работников Крайнего Севера.

Ключевые слова: правовое регулирование труда, районы Крайнего Севера, малочисленные народы Крайнего Севера.

Проблема правого регулирования труда работников Крайнего Севера уже на протяжении нескольких десятков лет остается одной из приоритетных в российской экономике. В последнее время стала наблюдаться тенденция отъезда трудоспособного населения из этих районов. Несмотря на меры социальной государственной поддержки северян, происходит снижение их жизненного уровня. Причинами является сокращение средств, выделяемых из федерального бюджета на статьи расходов северных территорий и «размытый» механизм реализации правовых норм, которые регулируют трудовые отношения работников Крайнего Севера. Решение данной проблемы, а точнее создание четкого механизма правовых норм регулирования трудовых отношений в районах Крайнего Севера подходящих для 14 территорий Российской Федерации, является важной в российской экономике. Экономическое развитие данных территорий является стратегической и геополитической задачей нашей

страны, огромная по площади северная территория также несет функцию и национальной безопасности. Особое место в этом вопросе занимает вопрос регулирования трудовых отношений с коренными малочисленными народами Севера, которые ведут традиционный (кочевой) образ жизни. На примере Ямало-Ненецкого автономного округа за последние три года наблюдается сокращение численности совхозов и охотоведческих хозяйств, в состав которых входили бригады оленеводов. Всё больше тундровиков переходят к личному ведению хозяйства, реорганизуются звероводческие хозяйства, тем самым изменяются формы трудовых отношений коренных малочисленных народов Севера. В целях расширения количества рабочих мест для коренных малочисленных народов Севера на законодательном уровне принято решение Правительством практически всех северных территорий создание в местах их проживания предприятий малого предпринимательства, факторий, малых цехов по переработке продукции оленеводства и охотничьего промысла.

Второй огромный пласт трудовых ресурсов на северных территориях это привлечение внешних и внутренних мигрантов. Чаще приезжают малоквалифицированные работники, как правило долго стоящие на биржах труда, при этом сейчас высококвалифицированные кадры уже не едут, так как установленные правовые гарантии не восполняют материальные да и физиологические затраты связанные с работой и проживанием в экстремальных условиях Севера. Трудовые отношения с данными категориями населения тоже не имеют четкого механизма реализации правых отношений. Одной из форм Законодательной деятельности является проведение Парламентских слушаний, где рассматриваются различные нормативные акты для дальнейшего рассмотрения в Законодательном Собрании. Изучая этот вопрос более глубоко, можно увидеть, что комплексному исследованию вопросу регулирования трудовых отношений в районах Крайнего Севера и предоставлению государственных гарантий и компенсаций были посвящены работы ученых Сибирского отделения Северо-Восточного комплексного НИИ. Труды Т.И. Батаевой, Л.И. Орловской, С.М. Навасардовой стали некой основой рассматривающей особенности условий труда и потребностей людей, проживающих в условиях Крайнего Севера. Несомненно, со времен публикаций этих работ, прошло много изменений, но и сейчас в Трудовом кодексе Российской Федерации отражены не все особенности регулирования труда в районах Крайнего Севера.

Все виды регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определены в гл. 50 ТК РФ. Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, - законами субъектов РФ, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем. Законодательная база каждого субъекта выстраивается в четком соответствии с Законами РФ. Предоставление и финансирование таких гарантий и компенсации регулируется законами субъектов федераций. Каждый субъект полномочен создавать собственную нормативную базу для урегулирования вопросов связанных с особенностями своего региона. Например, в законодательной базе ЯНАО достаточно много нормативов направленных на выплаты различных компенсаций и пособий за счет окружного бюджета направленных на стимулирование и поддержки работников со стажем. Работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений автономного округа выплачивается единовременное вознаграждение в размере 10 должностных окладов, но не более 50000 рублей. Единовременное вознаграждение выплачивается работникам по заявлению при одновременном соблюдении на день обращения следующих условий: достижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, либо наличие оснований, дающих право на пенсию за выслугу лет; наличие стажа работы в государственных или муниципальных образовательных учреждениях автономного округа не менее 10 лет; государственное или муниципальное образовательное учреждение автономного округа является основным постоянным местом работы. [1]

Изучив региональную правовую базу северных территорий, хочется отметить, что в ней отражены все особенности государственной политики субъектов, а судебная практика данного показывает, что расходование собственных средств на выплату гарантий и компенсаций находится под постоянным контролем. Законодательное Собрание берет на себя ответственность на установление норм данных выплат. Анализируя изученный материал можно отметить, что несмотря на принятие различных правовых документов в Трудовом Кодексе есть еще много особенностей требующих изменений и дополнений в правовом обеспечении регулирования трудовых отношений работников в районах Крайнего Севера.

69

Список литературы

1. Абзац введен Законом ЯНАО от 28.02.2011 N 21-ЗАО (часть 3 в ред. Закона ЯНАО от 01.07.2010 № 80-ЗА0).

2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Комментарий к последним изменением / Под редакцией Г.Ю. Касьяновой. М.: АБАК, 2017. 320 с.

3. [Электронный ресурс]: Ямало-Ненецкий автономный округ официальный сайт органов власти. Режим доступа: М1р://правительство.янао.рф/ (дата обращения: 09.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.