Научная статья на тему 'Правовое регулирование товарно-биржевой деятельности в республике Казахстан'

Правовое регулирование товарно-биржевой деятельности в республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
406
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С. И. Климкин

Автор статьи делает анализ нормативных правовых актов, касающихся товарно-биржевой деятельности в Республике Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author makes an analysis of laws and regulations relating to the commodity-exchange activities in the Republic of Kazakhstan

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование товарно-биржевой деятельности в республике Казахстан»

С.И. КЛИМКИН,

профессор кафедры частно-правовых дисциплин Каспийского общественного университета, кандидат юридических наук

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОВАРНО-БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Глава 25 ГК РК «Купля-продажа» состоит из шести параграфов:

§ 1. Общие положения о купле-продаже;

§2. Розничная купля-продажа;

§3. Поставка;

§4. Контрактация;

§5. Энергоснабжение;

§6. Продажа предприятия.

При этом п. 2 ст. 406 Кодекса устанавливает, что к купле-продаже ценных бумаг и валютных ценностей применяются положения специальных законодательных актов. Таковыми актами, соответственно, являются Законы РК от 2 июля 2003 г. «О рынке ценных бумаг» и от 13 июня 2005 г. «О валютном регулировании и валютном контроле».

Согласно п. 3 этой статьи, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными законодательными актами, особенности купли-продажи отдельных видов товаров определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, правовое регулирование сделок, заключаемых на товарных биржах, подпадает под действие данной нормы. При этом сам Кодекс посвятил биржевым сделкам лишь одну статью. В соответствии с п. 1 ст. 156 ГК, биржевые сделки - это сделки, предметом которых является имущество, допущенное к обращению на бирже, и которые заключаются на бирже участниками проводимых ею торгов в соответствии с законодательством Республики Казахстан о соответствующих биржах (товарных, фондовых и других) и правилами биржевой торговли.

Как видим, и п. 3 ст. 406 ГК, и п. 1 ст. 156 Кодекса отсылают к иным актам законодательства. На настоящий момент основными актами, регулирующими деятельность товарных бирж, а, следовательно, и договор купли-продажи на товарных биржах, являются Закон РК от 4 мая 2009 г. «О товарных биржах» и Типовые правила биржевой торговли, утвержденные постановлением Правительства РК № 2042 от 8 декабря 2009 г.

С.П. Мороз, со ссылкой на работу Г.П. Черникова «Фондовая биржа: международный опыт»

(М.: Международные отношения, 1991), отмечает, что биржи возникли в эпоху первоначального накопления капитала. Первые биржи были товарными - в XV в. большую известность получили ярмарки и товарные биржи Венеции, Генуи, Флоренции и других торговых городов Италии. В XVI в. к ним добавились крупные товарные биржи Нидерландов, Франции, Англии.

«Советский период развития характеризуется активной антибиржевой политикой. Развитию советских бирж 20-х годов мешала государственная политика, которая провозгласила, что торго-во-посреднические функции биржи должны постепенно отмирать, а значение советских бирж - это активное воздействие на товарооборот путем установления государственных ограничений на цены, обязательные для всех членов биржи. Все шире распространялось мнение, что биржа всего лишь учетный статистический орган и торгово-механический аппарат, содействующий упорядочению торговли. И к 1930 г. биржи были окончательно ликвидированы».

Развитие национального законодательства о товарных биржах началось с принятием пакета первых экономических законов суверенного, независимого Казахстана. В рамках рассматриваемого вопроса таковым являлся Закон Казахской ССР от 13 июня 1991 г. №664-Х11 «О товарных биржах».

Этот Закон, как и большинство законов того времени, был лаконичным и состоял всего из 13 статей. Товарные биржи рассматривались как важнейшее звено рыночной инфраструктуры, и под ними понимались коммерческие предприятия, создающие условия для оптовой торговли товарами по свободным ценам в виде публичных торгов на условиях постоянства определенного места и правил проведения биржевых торгов. Биржи могли создаваться в форме акционерных обществ.

Биржи подразделялись по степени участия в торгах на закрытые, на которых могли торговать только члены биржи, брокеры, дилеры, маклеры, принятые в члены биржи в соответствии с ее уставом, и открытые, которые допускали к учас-

тию в биржевых торгах посетителей. Под брокером понималось лицо, осуществлявшее посреднические услуги при совершении сделок купли-продажи как на бирже, так и вне ее от имени члена или клиента биржи, за их счет. Дилером являлось лицо, осуществляющее посредничество на товарном рынке за свой счет. Наконец, маклер определялся как биржевой посредник, осуществлявший по поручению и за счет клиентов выявление спроса и предложения, а также работу по согласованию условий сделки, ее оформлению и регистрации от лица биржи.

Следует отметить, что появление этих новых для нашего законодательства терминов вызывало в то время на практике определенные сложности и, к сожалению, порождало спорные биржевые обыкновения. Согласно словарю О.С. Ахма-новой и Е.А.М. Уилсон, «брокер» - маклер, комиссионер, то есть сторона в договоре комиссии, совершающая сделки от своего имени за счет другой стороны - комитента. В результате некоторые биржевые арбитражи рассматривали споры с привлечением брокеров и налагали на них имущественные взыскания даже в тех случаях, когда нарушение биржевых контрактов происходило по вине клиентов, то есть тех, от имени которых этих контракты и заключались.

Как отмечалось, в торгах на открытых товарных биржах участвовали посетители, то есть продавцы и покупатели, не являющиеся членами биржи и желающие самостоятельно совершать сделки купли-продажи. По уровню специализации товарные биржи подразделялись на универсальные, принимающие к биржевым торгам различные виды товаров, и специализированные, обслуживающие обращение определенного вида товара.

Допускалось проведение биржевых операций как с реально существующим товаром, так и с продукцией, намечаемой изготовителем к производству. Органы управления включали в себя: Биржевой совет, общее собрание членов биржи, ревизионную и арбитражную комиссии. Могли быть созданы и другие органы управления. Компетенция органов определялась уставами товарных бирж.

«Воздавая должно смелости первопроходцев, -замечает М.К. Сулейменов, - нужно вместе с этим признать, что первые республиканские законы о биржах (речь идет также о Законе Казахской ССР от 11 июня 1991 г. «Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР» -С.К.) оказались весьма несовершенными».

Тем не менее их принятие послужило мощным толчком к развитию биржевой торговли, которая

в известной степени смогла погасить негативные последствия разрыва прежних экономических связей между предприятиями. Например, только в г. Усть-Каменогорске было зарегистрировано тринадцать (!) товарных и товарно-сырьевых бирж. Однако «впоследствии, когда такие связи были налажены, необходимость в биржах отпала. И все они тихо умерли».

И все же значение Закона 1991 г. трудно переоценить. И с точки зрения формирования свободных рыночных отношений, и с точки зрения накопления первоначального, а для некоторых предпринимателей - значительного, капитала, ведь брокерское вознаграждение в тот период составляло 5-7% от суммы сделки.

Закон действовал почти три года, и ему на смену пришел Указ Президента РК от 20 марта 1994 г. «О товарных биржах», который, конечно, уже не смог сыграть той роли, что его предшественник. Однако новые подходы к регулированию биржевых отношений, предложенные им, безусловно, заслуживают внимания.

Прежде всего, было указано «считать, что биржа - это субъект, не ставящий себе целью получение прибыли для выплачивания дохода своим членам. Доходы биржи используются для компенсации ее затрат, технического и социального развития». Данное положение давало основание ожидать утрату всякого интереса к развитию биржевой деятельности со стороны частного капитала и возможное повышение активности государства в этой области экономики. Подтверждением последнего являлось, как следовало из Указа, необходимость создания специализированного государственного органа по биржам, в компетенцию которого входили следующие вопросы: выдача биржевых лицензий, ведение государственного реестра, изучение деятельности бирж и развития биржевой торговли, разработка методических рекомендаций по подготовке биржевых документов, организация рассмотрения жалоб участников биржевой торговли на злоупотребления и нарушения законодательства о биржевой торговле, применение к бирже или участникам биржевых торгов соответствующих санкций в случае нарушения ими законодательства, несвоевременного исполнения его предписаний, назначение государственного инспектора на биржу, организация по согласованию с органами финансового контроля аудиторских проверок деятельности бирж и участников биржевых торгов, предъявление требований о предоставлении соответствующей документации.

Изменились подходы к пониманию брокерской и дилерской деятельности. Отныне под брокерской деятельностью понималось совершение биржевых сделок от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени и за счет клиента. Дилерская деятельность предполагала совершение биржевых сделок от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже.

Указом определялось, что в ходе биржевых торгов участники биржи могли совершать сделки, связанные:

- со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

- со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);

- со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на будущую поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);

- с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки);

- с биржевым товаром или контрактом, установленным в правилах биржевой торговли.

Указом устанавливалось, что сделки, совершенные на бирже, но не зарегистрированные и не оформленные в установленном порядке, считаются недействительными (п. 5 Указа). Вряд ли эта норма юридически безгрешна. Кем эти сделки «считаются» недействительными? Очевидно, что стороны, экономя деньги на уплате биржевого сбора, будут считать совсем иначе. Таким образом, только сама биржа заинтересована в недействительности таких сделок. Однако «считать» сделку недействительной и признать ее таковой - не одно и то же. Законодательство содержит перечень оснований, по которым сделка может быть признана недействительной или ее ничтожность может быть подтверждена судом, и только принятие судебного решения влечет за собой процедуру восстановления сторон в первоначальное положение. Иными словами, продавец обязан вернуть покупателю полученные деньги, а покупатель - приобретенный у продавца товар. Естественно, что в условиях оптовой торговли установление такой возможности ни к чему хорошему привести не может. Ко всему прочему, представлялась очевидной практическая сложность доказывания того обстоятельства, что спорная сделка была совершена именно на бирже. Например, будет

ли считаться заключенным на бирже договор, подписанный по окончании торгов, либо договор, предметом которого является товар, не заявленный к продаже или покупке, но подписанный в биржевом зале?

И еще один вопрос, который возникал при анализе этого нормативного правового акта. В соответствии с п. 16 Указа, органами управления биржи являются общее собрание членов биржи и биржевой совет. Органом контроля - ревизионная комиссия. Общее собрание членов биржи является высшим органом управления и обеспечивает соблюдение всех прав и обязанностей биржи и ее членов. Функции и полномочия органов управления и контроля биржи, порядок принятия ими решений определяются нормативными документами биржи (п. 16 Указа).

Таким органом, высший орган управления биржи представлял собой собрание юридических и физических лиц, в том числе иностранных, которые приобрели брокерские места на бирже (часть первая п. 13 Указа). Ситуация, аналогичная той, как если бы мне предоставили возможность участвовать в управлении торговым домом лишь на том основании, что я в нем каждый день покупаю пачку сигарет! Вероятно, разработчики Указа забыли, что биржа - это, прежде всего, юридическое лицо, созданное в одной из организационно-правовых форм, и ее высшим органом должно являться общее собрание учредителей (участников).

7 апреля 1995 г. Президентом РК издается Указ, и.с.з., «О товарных биржах» № 2170.

Этим нормативным правовым актом бирже вновь было дано новое определение: товарной биржей является юридическое лицо, основанное на любых формах собственности, осуществляющее организационную и регулирующую деятельность по оптовой торговле биржевыми товарами путем регулярного проведения публичных торгов в определенном месте и в определенное время по установленным правилам биржевой торговли (п. 1 ст. 1 Указа). Биржа - это субъект, доходы от услуг которого используются для компенсации его затрат, информационно-технического и социального развития биржи и биржевой инфраструктуры (п. 2 указанной статьи).

Как видим, несмотря на то, что к тому времени Гражданский кодекс РК (Общая часть) уже был введен в действие, новый биржевой Указ по непонятным причинам, определяя статус товарной биржи, сделал упор на формы собственности, а не организационно-правовую форму. Ее сле-

довало указывать в уставе (ст. 13 Указа). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что он готовился в отрыве от подготовки проектов законодательных актов об отдельных формах юридических лиц. Вероятно, в рабочей группе по его подготовке также отсутствовали соответствующие специалисты. Примечательно, что и научная мысль того периода допускала определенные вольности в этом отношении. Так, например, М.С. Уакпаев предлагал признавать «организационно-правовой формой биржи саму биржу».

Пунктом 2 ст. 2 Указа однозначно устанавливалась специальная правосубъектность бирж. Также запрещалось иным юридическим лицам использовать в своем наименовании слова «товарная биржа» в любых сочетаниях. Регламентация видов биржевых сделок, а также самих бирж осталась без изменений.

Согласно ст. 10 Указа, биржа считалась созданной и приобретала статус юридического лица со дня регистрации ее учредительных документов. Данное положение было ошибочным, поскольку государственной регистрации подлежит само юридическое лицо, а не его учредительные документы.

Также вызывала возражения, причем по двум основаниям, ст. 12 Указа, которой устанавливалось, что биржа учреждается юридическими и физическими лицами, которым законодательно не запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан.

Во-первых, сами учредители не занимаются предпринимательской деятельностью, связанной с функционированием биржи. В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК, предпринимательство - это инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода (в первой редакции Кодекса - «прибыли или личного дохода» - С.К.) путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская

деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.

Таким образом, субъектом биржевой деятельности являлись не учредители биржи, а сама биржа как юридическое лицо. Основная же обязанность учредителей заключалась, согласно п. 2 ст. 14 Указа, в оплате не менее 70% объявленного уставного фонда, размер которого определялся в учредительных документах.

Во-вторых, как уже отмечалось, доходы биржи направлялись на компенсацию затрат, информационно-техническое и социальное развитие биржи и ее инфраструктуры. Иными словами, деятельность товарных бирж по своей сути являлась некоммерческой (непредпринимательской).

Общее собрание учредителей являлось высшим органом биржи. Органами также являлись биржевой совет и ревизионная комиссия. Функции и полномочия органов, порядок принятия ими решений определялись учредительными документами биржи.

Указ действовал более четырнадцати с половиной лет, и за это время в него были внесены поправки, причем незначительные, лишь тремя Законами (в 1997 г., 2003 г. и 2004 г.)1. На наш взгляд, данное обстоятельство на фоне перманентности совершенствования казахстанского законодательства второго этапа его развития2, свидетельствует о том, что и этот нормативный правовой акт оказался совершенно не востребованным практикой.

Действительно, как указывал Комитет по регулированию торговой деятельности Министерства индустрии и торговли РК, в 2006 г. в Казахстане действовало 11 товарных бирж, на которых было заключено 1852 сделки с биржевым оборотом 28 млрд. тенге, или 230 млн. долл. США. По сравнению с 2005 г. количество товарных бирж в республике сократилось в три раза, а число совершенных сделок - в семь раз. В январе-июне 2007 г. в республике действовало уже девять товарных бирж, на которых было заключено 595 сделок с оборотом в 4,8 млрд. тенге, или 39 млн. долл. США.

1 Так, Законом РК от 2 июня 1997 г. № 115 изменена редакция п. 1 ст. 29 Указа о ведении биржей бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности в соответствии с законодательством; Законом РК от 10 июля 2003 г. № 483 изменена редакция ст. 20 об определении лицензиара клирингового центра (палаты) (ранее - Национальный банк РК); Законом РК от 20 декабря 2004 г. Указ переименован в Закон, слова «Кабинет министров» заменены словами «Правительство» в соответствующих падежах, а также косметически изменены ст.ст. 14, 17, 23, 24, 25, 26, касающиеся указания на лицензиара и государственного регулятора товарных бирж (ранее - республиканская комиссия по товарным биржам).

2 По классификации, предложенной М.К. Сулейменовым, - этап резкого ускорения экономической и правовой реформы (см.: Сулейменов М.К. Указ. соч. С. 16).

4 мая 2009 г. принят Закон РК «О товарных биржах» № 155-ГУ ЗРК и введен в действие по истечении шести месяцев со дня опубликования3. В его развитие 8 декабря 2009 г. постановлением Правительства РК № 2042 утверждены Типовые правила биржевой торговли.

В соответствии с частью первой п. 1 ст. 6 Закона, товарной биржей является юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме акционерного общества, осуществляющее организационное и техническое обеспечение торгов путем их непосредственного проведения с использованием торговой системы товарной биржи. В части формирования уставного капитала и утверждения устава товарной биржи закон делает отсылки к законодательству об акционерных обществах. Деятельность товарных бирж подлежит лицензированию4.

Наименование товарной биржи должно содержать слова «товарная биржа», а ее правосубъектность является специальной, то есть биржа не вправе осуществлять иные, не связанные с биржевой торговлей, функции.

Биржевой сделкой признается сделка, предметом которой является имущество, допущенное к обращению на бирже, и которая заключается на бирже участниками проводимых ею торгов в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах и правилами биржевой торговли. Сделки, совершенные на товарной бирже, но не соответствующие этим требованиям, не являются биржевыми. Более того, согласно п. 3 ст. 15 Закона, сделки с товарами, включенными в перечень биржевых товаров, допущенных к торгам, совершенные вне товарных бирж, признаются недействительными по иску заинтересованных лиц, уполномоченного органа либо прокурора.

Закон по-новому подошел к классификации биржевых сделок. На товарной бирже совершаются:

1) сделки со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении спот-товара5, включая

сделки, взаимосвязанные с международными деловыми операциями;

2) фьючерсные сделки6;

3) опционные сделки7;

4) сделки с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении складских документов.

В соответствии с п. 76 Типовых правил биржевой торговли, совершенная биржевая сделка является основанием для заключения и регистрации договора. Участники биржевой торговли, которые совершили биржевую сделку, оформляют три экземпляра договора, соответствующих существу совершенной биржевой сделки, по рекомендуемой бирже форме, если иное не установлено правилами биржи, и регистрируют их на бирже. Регистрацию осуществляет биржевой маклер. Договор, дополнительное соглашение, соглашение о расторжении договора (биржевой сделки) считаются заключенными с момента их регистрации на бирже.

Для решения споров, связанных с заключением биржевых сделок, товарная биржа создает в течение тридцати календарных дней после государственной регистрации постоянно действующий биржевой арбитраж, который в своей деятельности руководствуется законодательством РК о третейских судах.

Членами товарной биржи, то есть лицами, имеющими право участвовать в биржевых торгах, являются брокеры и (или) дилеры. Членов биржи должно быть не менее трех. Брокерская и дилерская деятельность также подлежат лицензированию.

Биржевой брокер - это юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на товарной бирже, создаваемое в форме акционерного общества или товарищества с ограниченной ответственностью и совершающее сделки с биржевым товаром по поручению, за счет и в интересах клиента.

Биржевой дилер - юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на товарной бирже, создаваемое в форме акционерного общества или товарищества с ограниченной ответственно-

3 Закон был опубликован в «Казахстанской правде» 7 мая 2009 г. Таким образом, он введен в действие с 8 ноября 2009 г. Примечательный факт: компанией KPMG (ТОО «KPMG Audit» и ТОО «KPMG TAX Advisory») определена иная дата -

7 октября 2009 г. (см.: Предприниматель и право, 2009, № 17. С. 1). Очевидно, что здесь допущены сразу две ошибки: математическая и формально-юридическая. Во-первых, 5 (май-месяц по порядку) + 6 = 11 (ноябрь-месяц по порядку). Во-вторых, согласно ст. 173 ГК РК, течение срока, определяемого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

4 Лицензиаром выступает Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан (уполномоченный орган).

5 Спот-товар - товар, находящийся на складе, с немедленной поставкой или с поставкой его в будущем.

6 Фьючерсная сделка - биржевая сделка с уплатой залога, расчеты по которому проводятся через клиринговый центр, совершаемый со срочным контрактом на товарной бирже, с принятием участниками торгов на себя обязательств поставить (принять) определенное количество биржевого товара в определенный период в будущем по цене, установленной в момент заключения сделки.

При этом под клирингом понимается проведение зачета взаимных требований и обязательств между участниками биржевых торгов по сделкам, совершаемым на товарной бирже.

7 Опционная сделка - биржевая сделка, объектом которой является опционный контракт.

стью и совершающее сделки с биржевым товаром в своих интересах и за свой счет, а также по поручению клиента.

Совершение биржевых сделок осуществляется брокером в соответствии с приказом клиента, а дилером - как в соответствии с приказом клиента, так и в своих интересах и за свой счет8.

Типовыми правилами биржевой торговли установлены следующие режимы проведения торгов:

1) режим классической торговли, когда биржевые торги проводятся без предварительной оплаты по обязательствам за сделку;

2) режим двойного встречного аукциона -форма проведения биржевого торга, в котором конкурируют и продавцы, и покупатели, а цена устанавливается на уровне равновесия спроса и предложения, когда число продавцов по этой цене равно числу покупателей;

3) режим стандартного аукциона, когда биржевые торги проводятся без использования торговой системы товарной биржи путем проведения голосовых торгов.

Следует отметить, что законодательство о товарных биржах корреспондируется с некоторы-

ми другими законодательными актами. Так, например, согласно ст. 30 Закона РК от 12 апреля 2004 г. № 544-11 «О регулировании торговой деятельности», биржевая торговля осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах. Статья 12 Закона РК № 303-Ш-ЗРК «О государственных закупках» называет в качестве одного из способов осуществления государственных закупок закупки через товарные биржи. Пунктом 1 ст. 36 этого Закона установлено, что государственные закупки через товарные биржи осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах.

В этой связи можно прогнозировать некоторое оживление биржевой торговой деятельности в Казахстане. По мнению специалистов Комитета по регулированию торговой деятельности Министерства индустрии и торговли РК, Закон будет дополнительным импульсом в развитии конкурентоспособного предпринимательства в сфере биржевой торговли и определенным образом будет способствовать переходу на новые, более современные формы организации торговли.

Использованная литература

1. Мороз С.П. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. - Алматы: «Бастау», 2009. - С. 145.

2. Уакпаев М.С. Правовое регулирование деятельности товарных бирж в Республике Казахстан. Автореф... канд. юрид. наук. - Алматы, 1998. - С. 7-8.

3. Англо-русский словарь / Под ред. О.С. Ахмановсй и Е.А.М. Уилсон - М.: «Русский язык», 1986. - С. 79.

4. Сулейменов М.К. Становление и развитие гражданского законодательства Республики Казахстан. - Алматы, 2006. - С. 69.

5. Там же. С. 71.

6. Подробнее см. наш материал: Климкин С.И. Имею ли я право управлять магазином, если по утрам покупаю в нем пачку сигарет // Экспресс К., 13 мая 1994 г.; то же: Климкин С.И. Развитие законодательства Казахстана о предпринимательстве (сборник статей). - Алматы: «Баспа», 1998. - С. 26-30.

7. Уакпаев М.С. Указ. соч. - С. 6.

8. Развитие товарных бирж в Республике Казахстан // Малый и средний бизнес Казахстана, 2007. - №4. - С. 53.

9. Развитие товарных бирж в Республике Казахстан // Малый и средний бизнес Казахстана, 2007, № 4.- С. 53.

Автор мацаласында К^азацстан Республикасындагы тауарлы-биржалыц цызметгмен бай-ланысты нормативтгк цщъщтъщ актглерге талдау жасайды.

Автор статьи делает анализ нормативных правовых актов, касающихся товарно-биржевой деятельности в Республике Казахстан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The author makes an analysis of laws and regulations relating to the commodity-exchange activities in the Republic of Kazakhstan.

8 Под приказом понимается документ, представляемый клиентом брокеру и (или) дилеру с указанием осуществления определенного действия на товарной бирже в отношении конкретных биржевых товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.