Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
115
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АГРОБИОРАЗНООБРАЗИЕ / ЭТИКА / УКРУПНЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ибрагимов Кюри Хамзатович

В статье рассматривается правовое регулирование территориального планирования рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения. Обоснована актуальность темы исследования. Постулировано: нынешнее поколение россиян несёт этическую ответственность перед будущими поколениями за ту политику территориального планирования сельского хозяйства, которую осуществляют. Предложено разработать и принять ФЗ РФ «О государственном регулировании территориального планирования сельского хозяйства в Российской Федерации», в котором, в частности, необходимо урегулировать вопрос воссоздания единых крупных массивов земель сельскохозяйственного назначения с сохранением за собственниками мелких земельных участков права на получение своей симметричной доли прибыли. Аргументирована парадигма устойчивого развития конкретной сельскохозяйственной территории, которая предполагает системный подход, предусматривающий синхронное комплексное правовое регулирование рационального использования как земель сельхозназначения, так и иных природных объектов (лесов, вод, воздуха, фауны, флоры и т.д.), взаимодействующих с ними. Обоснована необходимость включения дисциплины «Основы территориального планирования земель сельскохозяйственного назначения» в перечень обязательных курсов, преподаваемых студентам аграрных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ибрагимов Кюри Хамзатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF TERRITORIAL PLANNING RATIONAL USE AND PROTECTION OF AGRICULTURAL LAND

The article discusses the legal regulation of territorial planning, rational use and protection of agricultural lands. The relevance of the research topic has been substantiated. It is postulated that the current generation of Russians bears ethical responsibility to future generations of Russians for the policy of territorial planning of agriculture that they are pursuing. It is proposed to develop and adopt the Federal Law of the Russian Federation "On state regulation of territorial planning of agriculture in the Russian Federation". In this Federal Law of the Russian Federation, it is extremely necessary to resolve the issue of recreating single large tracts of agricultural land while retaining the right of owners of small land plots to receive their symmetrical share of profits from the sale of agricultural products produced on this large land area. The paradigm of sustainable development of a specific agricultural territory is argued, which assumes a systematic approach that provides for the simultaneous comprehensive legal regulation of the rational use of both agricultural land and other natural objects (forests, water, air, fauna, flora, etc.) interacting with them. The necessity of including the discipline "Fundamentals of territorial planning of agricultural lands" in the list of compulsory courses taught to students of agricultural universities has been substantiated.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_8_63

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

LEGAL REGULATION OF TERRITORIAL PLANNING FOR RATIONAL USE AND PROTECTION OF AGRICULTURAL LANDS

ИБРАГИМОВ Кюри Хамзатович,

доктор сельскохозяйственных наук, кандидат юридических наук,

профессор юридического факультета Чеченского государственного университета,

г.н.с. Комплексного НИИ им. Х.И. Ибрагимова РАН, академик АН ЧР.

364907, Чеченская Республика, г. Грозный, Бульвар Дудаева, 17а.

E-mail: 7800467@mail.ru;

Ibragimov Kurie Khamzatovich,

Professor of the Faculty of Law of the Chechen State University,

Senior Researcher Complex Research Institute named after H.I. Ibragimov RAS,

Academician of the Academy of Sciences of the Chechen Republic, Doctor of Agricultural Sciences, Ph.D. 17a Dudaev Boulevard, Grozny, Chechen Republic, 364907. E-mail: 7800467@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается правовое регулирование территориального планирования рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения. Обоснована актуальность темы исследования. Постулировано: нынешнее поколение россиян несёт этическую ответственность перед будущими поколениями за ту политику территориального планирования сельского хозяйства, которую осуществляют. Предложено разработать и принять ФЗ РФ «О государственном регулировании территориального планирования сельского хозяйства в Российской Федерации», в котором, в частности, необходимо урегулировать вопрос воссоздания единых крупных массивов земель сельскохозяйственного назначения с сохранением за собственниками мелких земельных участков права на получение своей симметричной доли прибыли. Аргументирована парадигма устойчивого развития конкретной сельскохозяйственной территории, которая предполагает системный подход, предусматривающий синхронное комплексное правовое регулирование рационального использования как земель сельхозназначения, так и иных природных объектов (лесов, вод, воздуха, фауны, флоры и т.д.), взаимодействующих с ними. Обоснована необходимость включения дисциплины «Основы территориального планирования земель сельскохозяйственного назначения» в перечень обязательных курсов, преподаваемых студентам аграрных вузов.

Abstract: The article discusses the legal regulation of territorial planning, rational use and protection of agricultural lands. The relevance of the research topic has been substantiated. It is postulated that the current generation of Russians bears ethical responsibility to future generations of Russians for the policy of territorial planning of agriculture that they are pursuing. It is proposed to develop and adopt the Federal Law of the Russian Federation "On state regulation of territorial planning of agriculture in the Russian Federation". In this Federal Law of the Russian Federation, it is extremely necessary to resolve the issue of recreating single large tracts of agricultural land while retaining the right of owners of small land plots to receive their symmetrical share of profits from the sale of agricultural products produced on this large land area. The paradigm of sustainable development of a specific agricultural territory is argued, which assumes a systematic approach that provides for the simultaneous comprehensive legal regulation of the rational use of both agricultural land and other natural objects (forests, water, air, fauna, flora, etc.) interacting with them. The necessity of including the discipline "Fundamentals of territorial planning of agricultural lands" in the list of compulsory courses taught to students of agricultural universities has been substantiated.

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, территориальное планирование, правовое регулирование, агробио-разнообразие, этика, укрупнение земель, системный подход, устойчивое развитие

Keywords: agricultural land, territorial planning, legal regulation, agrobiodiversity, ethics, land consolidation, systems approach, sustainable development

Для цитирования: Ибрагимов К.Х. Правовое регулирование территориального планирования рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения // Аграрное и земельное право. 2023. № 8(224). С. 63-68. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_63.

For citation: Ibragimov K.Kh. Legal regulation of territorial planning for rational use and protection of agricultural lands // Agrarian and Land Law. 2023. No. 8(224). pp. 63-68. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_63.

Статья поступила в редакцию: 21.01.2022

За последние годы значительно возросшая угроза возникновения голода ставит перед государствами и всем человечеством актуальную проблему правильной организации территории земель сельскохозяйственного назначения. От этого зависит не только эффективность и устойчивое развитие сельского хозяйства, продовольственная безопасность страны, но и благополучие российского села. Недаром Президент РФ В.В. Путин подчеркнул: "Село для России - это не только производство продуктов питания. Это свой, традиционный уклад и образ жизни. Это богатство нашей культуры и самобытность многонационального народа нашей огромной страны" [7]. Согласно «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 года N 2 07-р к наиболее существенным изменениям в пространственной организации экономики отнесена «концентрация производства сельскохозяйственной продукции на территориях с наиболее благоприятными агроклиматическими и почвенными условиями и выгодным положением относительно емких потребительских рынков» [17].

Однако, как отмечает Г. Л. Землякова: «...В законодательстве не указано, что при подготовке документов территориального планирования должны учитываться такие важные факторы, как природный потенциал территории, экологическая ситуация. .Принятие документов территориального планирования без учета принципа комплексного развития территорий будет все сильнее усложнять транспортные, инженерно-технические, экологические проблемы, ... может привести к злоупотреблениям и нерациональному использованию земель и бюджетных средств» [4]. Липски С.А., считая основными такие современные ключевые процессы в сельскохозяйственном землепользовании, как повторное освоение

заброшенных угодий; концентрация земель у агрохолдингов; выделение в участки невостребованных земельных долей, пришел к однозначному выводу: без подробного анализа этих процессов и должного землеустроительного обеспечения они могут привести к негативным последствиям длительного характера» [12, с. 38].

Массовое предоставление с 1990 г. земель сельскохозяйственного назначения под индивидуальное жилищное строительство без «учета принципа комплексного развития территорий», преобладающая их площадь до настоящего времени не застроена, а застроенная не предоставляет ее жителям достаточные инфраструктурные условия для комфортного проживания. На протяжении всех этих последних трех десятилетий растрачивания пашни автор настоящей работы предупреждал в своих научных трудах о недопустимости сокращения площадей земель, обеспечивающих продовольственную безопасность страны и занятость настоящего и будущих поколений россиян [6].

Территориальное растранжиривание сельхозугодий - только полбеды: вся оставшаяся в сельхозобороте пашня на протяжении многих десятилетий находится под сильным прессингом бессистемной химизации и механизации земледелия. Более того огромный вред почвам наносят кислотные осадки. На фоне обвального захимичивания земель сельхозназначения практически на всей площади сельхозугодий не соблюдаются научно обоснованные ландшафтные системы земледелия, включая севообороты. Постоянно прогрессирующий дисбаланс почвенного плодородия в один миг может обернуться полной утерей почвой способности обеспечивать урожаи сельскохозяйственных культур, и как следствие, - возникновением голода.

Такая ситуация чрезмерной нагрузки сельского хозяйства на окружающую среду является господствующей почти во всех странах мира. Например, Е.И. Шаврина и Е.Д. Ткач из Одесской области отмечают: «Характер негативной хозяйственной деятельности, ее глубина и масштабность вызвали существенную трансформацию ландшафтов региона. Особая роль в формировании неблагоприятной ландшафтно-экологической обстановки в Одесской области предстоит антропогенному фактору, в частности, чрезмерному сельскохозяйственному освоению территории. В структуре сельскохозяйственного землепользование ведущее место занимает пашня, доля которой составляет почти 62%. Экологическое состояние агроландшафтов Одесской области является нестабильным и претерпевает повышенный уровень антропогенной нагрузки» [23, с. 30]. Такая негативная ситуация вокруг земель сельскохозяйственного назначения во многом обусловлена отсутствием четко продуманной стратегии территориального планирования использования данной категории земель. Как справедливо отмечает Н.В. Кичигин: «Институт территориального планирования, отражая экологические публичные интересы государства и общества, должен закладывать основы для будущего развития муниципальных образований, субъектов РФ, Российской Федерации в целом» [9, с. 143].

Действующее земельное законодательство России стимулирует развитие сельского хозяйства вблизи сельских населенных пунктов. Так, согласно п. 4 ст. 78 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) «земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с нуждами сельского хозяйства и сельскохозяйственным производством...». Замысел законодателя, вероятно, заключался в том, чтобы, во-первых, приостановить незаконный захват особо прибыльных пахотных угодий вблизи поселений, во-вторых, обеспечить работой сельских жителей в шаговой доступности, в - третьих, оперативно доставлять быстро портящуюся продукцию на реализацию в магазины, на консервные заводы и т.д.

Однако это может вызвать серьезные негативные последствия для здоровья населения. Например, в интенсивных садах за сезон против вредителей и болезней плодово-ягодных культур применяется до 40 химических опрыскиваний. Это означает, что в среднем на каждый кв. метр почвы сада ежегодно попадает по 10 л растворов опаснейших ядов. Их перечень охватывает более двух десятков наименований. К этому следует еще приплюсовать внесение в почву сада гербицидов и множества минеральных удобрений. Вся эта химия через воздух, с пылью, через поверхностные и грунтовые воды попадают в организмы жителей тех сел, которые граничат с садами. Другую опасность для здоровья человека составляют плоды и ягоды. В них яды поступают в большом количестве через корневую систему. Поскольку в интенсивных садах корневая система плодовых культур расположена поверхностно, поэтому их и подвязывают к шпалере, практически вся названная выше смертоносная химия через корни поступает в организмы людей.

Приведем пример, транслированный пару лет назад на ТВ «Евроньюс». Показывают питомник собак, соседствующий с полем фермерского хозяйства. Фермер на тракторе опрыскивает почву гербицидом Раундап, а ветер обильно наносит его пары на живущих по соседству в сеточном вольере собак. Трудно было смотреть, а теперь и описывать состояние кожных покровов этих жалких животных ... .

Представьте себе картину: на столе в двух одинаковых тарелках находится два блюда, абсолютно одинаковых по цвету и консистенции. Это - кукурузная каша, приготовленная по единому рецепту и заправленная маслом, сметаной и творогом. В первом - каша приготовлена из муки, произведенной из кукурузы с промышленной плантации, а во втором - из кукурузы, выращенной на личном приусадебном участке. При потреблении каши из первой тарелки наступает полное ее отторжение организмом: возникает ощущение, близкое к рвоте: у искусственной каши, полученной из кукурузы на гербицидах и иных агрохимикатах, нет ни запаха, ни, тем более, аромата. Ее, конечно, можно есть, если себя заставить через силу.

Другое дело - каша естественного происхождения с приусадебного участка: после первой же ложки организм требует ее ещё и ещё. У каши имеется четко выраженный аромат и приятный вкус. Искусственная мука имеет одно «преимущество» перед естественной - срок ее хранения практически безграничен, и она вовсе не поражается молью. Вряд ли можно считать достоинством каши-суррогата и тот факт, что выложенная в огород, она не поедается ни одним живым организмом - ни птицами, ни дождевыми червями, ни мышами. Более того - она не разлагается и остается на почве, покрываясь темной коркой от окисления. От естественной каши в огороде не остается и следа уже через сутки.

Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что современное сельское хозяйство сопряжено с применением опаснейших для

здоровья людей средств производства, и поэтому вопросы пространственной организации его отраслей должны стать приоритетными в земельном и аграрном законодательствах России. Причем, методические и методологические подходы в пространственной организации территорий земель сельхозназначения должны кардинально отличаться от тех, которые применялись в советское время - в настоящее время накоплены качественно новые знания, позволяющие экологически и экономически оптимизировать размещение сельского хозяйства как с учетом обеспечения его высокой эффективности, так и с позиции соблюдения прав граждан на здоровую окружающую среду.

Соблюдение этих требований, т.е. смену приоритетов, трудно себе представить во все предыдущие эпохи истории России. Это один из главных достоинств действующего земельного законодательства. Так, согласно п.п. 3 п. 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип: «Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть прин яты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат».

Термин «территориальное планирование» впервые обосновал и ввел в науку в 1927 г. немецкий ученый, основатель Немецкого архива поселений Густав Ланген. Под ним, точнее, под «порядком пространства» он понимал «плановый порядок использования земельных ресурсов в целях оптимального развития и обеспечение безопасности более крупных территориальных единиц (регионов, федеральных территорий, страны в целом) с точки зрения будущих разработок объектов землепользования для обеспечения постоянного использования среды обитания. Это включает в себя согласование различных требований к пространству, урегулирование конфликтов и сохранение открытых долгосрочных вариантов развития. Территориальное планирование служит для упорядочения пространства с точки зрения будущих разработок. Однако между упорядочением пространства и планированием пространства существует множество содержательных и исторических перекрестных связей». Густав Ланген под «порядком пространства» также понимал всеобъемлющий контроль над индустриализацией независимо от административных границ, в соответствии с „экономическим порядком" и "общественным порядком. Он стремился обуздать попытки политиков, пытавшихся создать сплошь индустриальную среду под бетоном, и напротив, создать гуманную жизненную среду, основой которой является баланс в отношениях человека и природы» [20].

Следует отметить, что при решении проблемы правильной научно обоснованной территориальной переориентации сельского хозяйства, Россия имеет очевидное преимущество перед многими странами мира. Это, в первую очередь, тот факт, что страна является малонаселенной и поэтому располагает множеством не занятых земель. Во-вторых, за последние три десятилетия в стране, к огромному сожалению, сгорело такое множество лесов, что пора ставить вопрос о необходимости замены территорий под гарями на площади земель сельскохозяйственного назначения, и наоборот.

Современное сельское хозяйство России по большей части развивается стихийно - главным его двигателем являются такие же стихийно формирующиеся рыночные отношения. В бытность СССР вопросы территориального планирования и специализации совхозов и колхозов были приоритетными. Сельскохозяйственные предприятия могли развивать сельское хозяйство только при наличии проектов, разработанных на основе последних достижений науки и практики. Данные проекты разрабатывали Республиканские (областные, краевые) проектные институты по землеустройству «Росгипрозем» [14]. После распада СССР они почти полностью ликвидированы. Однако, аналогичные проектные организации по землеустройству имеются в большинстве развитых стран мира. Их возрождение в России крайне необходимо. Например, в Швейцарии ни один банк не выделит кредит заемщику, намеревающемуся построить шале (загородный дом. - Авт.) без предоставления проекта, с одной стороны, и распоряжения местной администрации (кантона) о предоставлении земельного участка под строительство шале. В Швейцарии с 2012 г. «действует закон Ф. Вебера, который не позволяет количеству шале превышать более 20 % зданий, расположенных на территории данного муниципалитета» [3].

И это абсолютно справедливо: нынешнее поколение россиян также, как и швейцарцы и другие цивилизованные народы, несёт этическую ответственность перед будущими поколениями россиян за ту политику территориального планирования сельского хозяйства, которую осуществляют. В этой связи Е.Л. Уварова справедливо отмечает: «Устройство территории должно отвечать требованиям высокопродуктивного сельского хозяйства, развитой индустрии, транспортной доступности, защиты природных ресурсов, приумножения природного и культурного наследия» [19, с.12].

Следовательно, сельское хозяйство России не может далее развиваться стихийно. Оно должно представлять собой систему, оформленную в ФЗ РФ «О государственном регулировании территориального планирования сельского хозяйства в Российской Федерации». Странное дело: деятельность по развитию территорий, относящихся к категории земель населенных пунктов, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий и т.д. регулируется Градостроительным кодексом РФ, а категории земель сельскохозяйственного назначения - нет. Насколько важно планирование территории данной категории земель можно судить по одному факту: Н. Хрущев пытался распространить возделывание кукурузы в северных широтах страны - из этого ничего не вышло. Как отмечено в «Ви-кипедии»: «Попытка не учитывала климатических условий страны, поэтому была в целом провальной. Одно из самых ярких проявлений хрущёвского волюнтаризма» [10].

Следовательно, законодательно необходимо установить порядок рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения на основе правильного планирования территорий развития различных отраслей сельского хозяйства - например: полеводства, животноводства, садоводства, виноградарства, овощеводства, картофелеводства и т.д. Во главу угла при правовом регулировании территориального планировании развития сельского хозяйства должны быть поставлены: антиклиматическая безопасность развития конкретной отрасли

сельского хозяйства; ее сочетаемость с одновременным развитием других отраслей аграрного производства, обеспечение при осуществлении аграрной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия сельскохозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования данной категории земель и иных природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Однако самым важным показателем при территориальном планировании использования земель сельхозназначения должно стать их плодородие. Трудно в этой связи не согласиться с мнением В.А. Тарбаева с соавторами: «Управление земельными ресурсами на любом структурном уровне (поле, хозяйство, район, регион) предполагает обоснование критерия эффективности управляющих воздействий, соизмеряющего результаты и затраты. На всех уровнях в качестве параметра, измеряющего результат управления, выступает продуктивность угодий» [18, с. 37].

Территориальное планирование развития сельского хозяйства, наряду с сельскохозяйственным зонированием и проектом планировки территории сельскохозяйственного предприятия имеет целью обеспечение комплексного и устойчивого развития данного аграрного пространства. При этом под сельскохозяйственным зонированием сельскохозяйственных территорий следует понимать их дифференциацию на функционально-территориальные зоны (садоводство, овощеводство, птицеводство, полеводство и др.) и подзоны (яблоневые, абрикосовые и иные сады, виноградник, пшеница и др.) и установление для них соответствующих административно-правовых производственных регламентов (инструкций, протоколов и т.д.). Другими словами, подобная специализация территории предполагает разработку для каждой отраслевой зоны или подзоны особого правового режима рационального использования и охраны земель и иных природных объектов, функционирующих на данной территории. Следовательно, парадигма устойчивого развития конкретной сельскохозяйственной территории предполагает системный подход, предусматривающий синхронное комплексное правовое регулирование рационального использования как земель сельхозназначения, так и иных природных объектов (лесов, вод, воздуха, фауны, флоры и т.д.), взаимодействующих с ними. Тем самым, речь идет о необходимости налаживания взаимодействия отраслей земельное право и аграрное право с такими отраслями права, как экологическое, лесное, водное, фаунистическое, воздушное и т.д.

Проект планировки территории земель сельскохозяйственного назначения - это документ для определённой части данной территории, устанавливающий границы размещения функционально-территориальных зон и подзон и их иные параметры.

В основу разработки проекта планировки можно взять позитивный опыт, наработанный в данной области в период СССР. Однако с тех пор много чего изменилось в объективном и субъективном аспектах. В объективном смысле, в первую очередь следует отметить многочисленные негативные последствия изменения климата: засухи, наводнения, град, смерчи, торнадо, возвратные морозы весной и т.д. В субъективном -тот факт, что после 1990 г. земли сельскохозяйственного назначения как мелкие лоскуты распределены между миллионами собственников. Это имеет чрезвычайно неблагоприятные последствия для возможностей организации надежного противодействия отмеченным выше негативным последствиям изменения климата и устойчивого обеспечения продовольственной безопасности. Ни то, чтобы о каких-то мерах внедрения ланд-шафтно-экологической системы земледелия, даже о решении таких простых вопросов, как строительство ирригационных систем или автодорог, прокладки ЛЭП и газопроводов здесь не может быть и речи.

Поэтому в предлагаемом выше ФЗ РФ крайне необходимо урегулировать вопрос воссоздания единых крупных массивов земель сельскохозяйственного назначения с сохранением за собственниками земельных участков права на получение своей симметричной доли прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной на этой крупной земельной территории. Кроме того, на единых крупных массивах земель сельхозназначения намного эффективнее применять передовые достижения аграрной науки, техники и технологий, намного легче осуществлять кредитное обеспечение со стороны финансовых учреждений. Государству также намного легче субсидировать и контролировать несколько десятков крупных хозяйств конкретного региона, чем тысячи мелких. Но и это далеко не самое главное. А главное - это то, что на модели крупных хозяйств гораздо легче осуществлять почвоохранные и иные природоохранные мероприятия.

Собственники должны быть крайне заинтересованы в объединении земельных участков в крупные, поскольку урожайность с единицы площади, а соответственно, и прибыль в таком случае повысится в разы. А именно, «только прибыль, а не высокая урожайность, по справедливому мнению Г.А. Полунина, мотивирует современных земледельцев России заниматься растениеводством (при этом «выжать» из земли всё, что возможно, к сожалению, - единственная цель большинства землепашцев - россиян! - Авт.). Один из известных английских публицистов и политиков Даннинг писал: «капитал боится отсутствия прибыли. При 20% он становится оживленным, при 100% - попирает все человеческие законы, ... и нет такого преступления, ради которого он не рискнул бы при 300% прибыли» [13, с. 16].

Более того, в крупно - земельных хозяйствах будут соблюдены интересы будущих поколений россиян - плодородие земель будет возрастать в геометрической прогрессии от применения ландшафтно-экологической системы земледелия, т.е. применения научно обоснованных севооборотов, органических удобрений, биологических средств защиты растений и т.д. Более того, на землях сельскохозяйственного назначения восстановится биологическое разнообразие, проживание и миграция которого была невозможна из-за многочисленных оград частных земле-пользований, отсутствия его доступа к воде, но более того, из-за бессистемного применения всевозможных агрохимикатов.

Возрождение агробиоразнообразия - это как раз та самая основа, благодаря которой обеспечивается производство экологически чистого продовольствия. А это уже означает, что восстановится здоровье населения, повысится его трудоспособность и продолжительность жизни, значительно снизится заболеваемость, и что особенно важно - смертность от коронавирусной пандемии и иных болезней цивилизации. Между тем, вопросы территориального планирования земель сельскохозяйственного назначения, к сожалению, изучаются в юридической литературе изолированно от исследования проблемы охраны агробиоразнообразия [5, с. 104].

Одним из главных условий нового территориального планирования сельского хозяйства должна стать дискретность пространства земель сельхозназначения, что означает частое размещение среди пашни «островков» с древесно-кустарниково-травянистой растительностью, а также болот, озер, речек и иных естественных экосистем. В научной литературе в последнее время предлагаются три допустимых варианта функционального зонирования сельскохозяйственных территорий с различными видами и режимами природопользования: «зону экономически целесообразного использования ландшафтов, зону экологически адаптивного использования ландшафтов и зону использования ландшафтов в режиме сохранения» [15]. В контексте отмеченного выше, мы считаем, что современное территориальное планирование земель сельскохозяйственного назначения, в интересах обеспечения должного баланса между экосистемами, и в целом, устойчивого развития аграрного производства, должно предусматривать единственно правильный вариант - экологически адаптивное использование природных ландшафтов.

Законодательное оформление территориального планирования развития сельского хозяйства должно учитывать все рисковые обстоятельства, сгенерированные изменением климата. Например, во избежание затоплений при наводнениях, нельзя размещать пашню вблизи рек и крупных водоемов, вблизи пустынь, поскольку ветер может нанести пески на посевы, вблизи лесов, поскольку лесные пожары также могут привести к гибели урожаи сельскохозяйственных культур. Более того, дикие звери из лесов (например, кабаны) также могут уничтожать урожаи сельскохозяйственных культур. Вряд ли можно заниматься растениеводством в местах выпадения большого количества осадков, например, в горной местности или в прибрежной зоне океанов и морей. Поскольку эти осадки - кислотные, растениеводческая продукция, выращенная на таких землях, может оказаться сильно захимиченной. Следовательно, законодатель на таких территориях должен предусмотреть иные пути производства продукции сельского хозяйства, например, на основе развития тепличных хозяйств.

Градус напряжения сельского хозяйства от возрастающих угроз изменения климата возрос настолько, что настала пора концентрации законотворческой деятельности в области территориального планирования использования земель сельскохозяйственного назначения исключительно в полномочиях Федерального Собрания РФ. В этом контексте абсолютно прав Д.В. Лебедев, отмечая: «Существующая в Российской Федерации модель правового регулирования территориального планирования, при которой требования федерального законодательства могут быть нивелированы правовыми актами субъектов Федерации, органов местного самоуправления, не позволяет достичь оптимального соотношения различных видов использования земель, обеспечивающего благоприятные условия проживания, создание комфортной, безопасной среды жизнедеятельности, эффективного экономического развития» [11, с. 8].

В последние два десятилетия некоторые ученые из области земельное право предлагали, - как им это казалось правильным -, решение проблемы территориального планирования на основе замены деления земельного фонда страны на категории, на территориальное зонирование. «Это, - по справедливому мнению Т.А. Дедковой, - создаст условия для злоупотреблений в переходный период, когда имеющиеся в настоящее время особо ценные сельскохозяйственные земельные территории умышленно либо неумышленно могут быть отнесены к иным территориальным зонам, предполагающим использование земель и земельных участков не по сельскохозяйственному назначению» [2, с. 145].

Поскольку поднимаемые в данной работе вопросы являются не праздными, предлагаемый нами ФЗ РФ должен предусмотреть подготовку в вузах специалистов сельского хозяйства нового типа. Имеется в виду целенаправленное внедрение в учебный процесс парадигмы соотнесения территориального планирования сельского хозяйства и этики. Студенты должны знать, что за теми или иными их неэкологичными, т.е. асоциальными решениями в производстве продукции сельского хозяйства рано или поздно наступит моральная, а возможно, и юридическая ответственность. Несмотря на то, что согласно французской версии Википедии, территориальное планирование давно уже является дисциплинарной областью географических наук [20], настало время включения дисциплины «Основы территориального планирования земель сельскохозяйственного назначения» в перечень обязательных курсов, преподаваемых студентам аграрных вузов.

Закончить настоящую работу хотелось бы словами директора «ВНИИ социального развития села» А.И. Богачева: Правильное территориальное планирование территории земель сельскохозяйственного назначения «даст возможность повысить качество и эффективность использования ресурсного обеспечения, обеспечить рост сельской экономики, сократить уровень безработицы на селе, повысить уровень жизни сельского населения и нивелировать целый ряд экономических и социальных проблем» [1, с. 52].

Библиография:

1. Богачев А.И. Зонирование сельских территорий Орловской области на основе диагностики уровня устойчивости их развития //Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2016. № 4(61). - С. 52-56.

2. Дедкова Т.А. Правовые последствия принятия законопроекта о зонировании территорий для земель сельскохозяйственного назначения //Вестник Томского государственного университета. Право. 2019. № 31. - С. 145.

3. Закон Вебера: за что боролись? 30 октября 2021 г. //https://nashagazeta.ch/news/politica/17197

4. Землякова Г. Л. Некоторые проблемы правового регулирования территориального планирования. Доступ //https://wiselawyer.ru/poleznoe/51206-nekotorye-problemy-pravovogo-regulirovaniya-territorialnogo-planirovaniya

5. Ибрагимов К.Х. Правовое регулирование охраны биоразнообразия на землях сельскохозяйственного назначения //Аграрное и земельное право. 2005. № 7. С. 104-112.

6. Ибрагимов К.Х. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 456 с.; Ибрагимов К.Х., Ибрагимов А.К. Земли сельскохозяйственного назначения: понятие, сущность и особенности правовой охраны // Право и политика. 2004. № 4. С. 85-90; Ибрагимов К.Х. Вопросы земельно-правовой ответственности // Журнал российского права. 2006. № 10 (118). С. 102-107; Ибрагимов К.Х. Прогнозные и программные мероприятия по охране и использованию земель сельскохозяйственного назначения: актуальные проблемы // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2010. № 12 (111). С. 71-75; Ибрагимов К.Х. Земельный правопорядок и продовольственная безопасность в условиях коронавирусной пандемии // Аграрное и земельное право. 2021. № 6 (198). С. 53-61; Ибрагимов К.Х. Уголовно-правовая охрана особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий России - важнейшая задача государства и общества //Черные дыры в Российском законодательстве. 2020. № 1. С. 64-73 и др.

7. Из выступления В.В. Путина на совместном заседании Госсовета и Совета при Президенте по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политики. 22.04.2014 //https://www.akkor.ru/statya/313-vladimir-putin-selo-dlya-rossii-eto-ne-tolko-proizvodstvo-produktov-pitaniya-eto-svoy

8. Кичигин Н.В. Актуальные проблемы применения генеральных планов и правил землепользования и застройки // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. № 2 (149). С. 24-30.

9. Кичигин Н.В. Правовое обеспечение учета экологических требований при территориальном планировании // Журнал российского права. 2019. №

7. - С. 143.

10. Кукурузная кампания //https://ru.wikipedia.org/wiki/Кукурузная_кампания

11. Лебедев Д.В. Правовое регулирование территориального планирования использования земель городов в Российской Федерации. - Автореф. канд. юрид наук. - М., 2007. - С. 8.

12. Липски С.А. Качественно новые процессы в аграрном землепользовании влияют на продовольственную безопасность и требуют анализа и землеустроительного обеспечения // Островские чтения. 2021. № 1. - С. 38.

13. Полунин Г.А. Эффективность землепользования сельскохозяйственными производственными кооперативами //Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2018. № 2. С. 16.

14. «Республиканский проектный институт по землеустройству «Росгипрозем» Министерства сельского хозяйства РСФСР» //https://guides.rusarchives.ru/funds/36/respublikanskiy-proektnyy-institut-po-zemleustroystvu-rosgiprozem-ministerstva-selskogo

15. Байкалова Т.В., Карпова Л.А. Функциональное зонирование сельскохозяйственных территорий предгорных районов Алтайского края // География и природопользование Сибири. 2019. № 26. С. 34-40; Орлова И.В. Ландшафтное планирование для целей сельскохозяйственного природопользования: На примере Благовещенского района Алтайского края. - Аатореф. дис. ... канд географ. наук. - Барнаул., 2002. - 24 с. и др.

16. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. Постатейный: научное издание / отв. ред. С. А. Боголюбов. 5-е изд. М.,

2016. - С. 79.

17. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 года N 207-р //https://docs.cntd.ru/document/552378463.

18. Тарбаев В.А., Янюк В.М. и др. Зонирование агроэкологического потенциала территории для оценки сельскохозяйственных угодий Саратовской области // Аграрный научный журнал. 2020. № 4. - С. 37.

19. Уварова Е.Л. Зонирование территории как инструмент организации рационального использования земельных ресурсов // Вестник факультета землеустройства Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2017. № 3. - С. 12-15.

20. Aménagement du territoire. Февраль 2020 //https://fr.wikipedia.org/wiki/Aménagement_du_territoire

21. Kegler H. Von der "Überlandplanung" zum „innovativen Milieu" - Regionalplanung zwischen Genese und "Welt-Konferenz der Regionen". In: et - Magazin der Regionen 2/2000, S.58 - 61 //http://dr-kegler.de/forsch.htm

22. Martin Lendi; Karl-Hermann Hübler (Hrsg.): Ethik in der Raumplanung: Zugänge und Reflexionen. - Hannover. 2004. - S. 3-10.

23. Шаврша V. I., Ткач E. D. Функцюнальне зонування як основа еколопчно'Т оцЫки територи / Агроеколопчний журнал. 2020. № 3. - С. 26-30.

References:

1.Bogachev A. I. zoning of rural territories of the Orel region on the basis of diagnostics of the level of stability or development //Bulletin of the Orel state Agrarian University. 2016. № 4(61). - P.52-56.

2.Dedkova T. A. legal consequences of the adoption of the draft law on zoning territories for agricultural lands //Bulletin of the Tomsk State University. Right. 2019. №

31. - P. 145.

3. Weber's law What did you fight for? October 30, 2021 //https://nashagazeta.ch/news/politica/17197

4. Zemlyakova G. L. some problems of legal regulation of Territorial Planning. Access //https://wiselawyer.ru/poleznoe/51206-nekotorye-problemy-pravovogo-regulirovaniya-territorialnogo-planirovaniya

5.Ibragimov K. Kh. Pravovoe regulirovanie Okhrana bioraznoobraziya na zemlyakh selskohozyaistvennogo nazaniya [Legal Regulation of bioraznoobraziya protection on agricultural lands]. 2005. № 7. pp. 104-112.

6.Ibragimov K. Kh. legal regime of agricultural lands. Monograph. Moscow: unity-Dana publ., 2004, 456 P.; Ibrahimov K. Kh., Ibrahimov A. K. agricultural lands: concept, essence and features of legal protection. 2004. No. 4. pp. 85-90; Ibragimov K. Kh.Voprosy zemelno-pravovoi otvetstvennosti [issues of land and legal responsibility]. Zhurnal rossiiskogo prava [Journal of Russian law]. 2006. № 10 (118). Pp. 102-107; Ibragimov K. Kh.forecast and program measures for the protection and use of agricultural land: actual problems // property relations in the Russian Federation. 2010. № 12 (111). Pp. 71 -75; Ibragimov K. Kh.Land Law and order and food security in the conditions of coronavirus pandemic // agrarian and land law. 2021. № 6 (198). Pp. 53-61; Ibragimov K. Kh.criminal law protection of special valuable productive agricultural transactions of Russia-the most important task of the state and society //black holes in Russian legislation. 2020. № 1. pp. 64-73 et al.

7.from Vladimir Putin's speech at the joint meeting of the State Council and the Presidential Council on the implementation of priority national projects and demographic policy. 22.04.2014 //https://www.akkor.ru/statya/313-vladimir-putin-selo-dlya-rossii-eto-ne-tolko-proizvodstvo-produktov-pitaniya-eto-svoy

8.Kichigin N. V. actual problems of application of general plans and rules of land use and development // property relations in the Russian Federation. 2014. № 2 (149).

P. 24-30.

9.Kichigin N. V. legal support of accounting for ecological requirements in territorial planning. Journal of Russian law. 2019. № 7. - p. 143.

10. corn campaign //https://ru.wikipedia.org/wiki/Кукурузная_кампания

11.Lebedev D. V. Legal Regulation of territorial planning of the use of urban land in the Russian Federation. - Author's abstract of the cand. yurid Nauk - Moscow,

2007, P. 8.

12.Lipsky S. A. qualitatively new processes in agricultural land use affect food safety and require analysis and land management support. 2021. № 1. - P. 38.

13.Polunin G. A. efficiency of land use by agricultural production cooperatives //fundamental and applied research of the cooperative sector of Economics. 2018. № 2.

p. 16.

14. "Republican Design Institute for Land Management "Rosgiprozem" of the Ministry of Agriculture of the RSFSR" //https://guides.rusarchives.ru/funds/36/respublikanskiy-proektnyy-institut-po-zemleustroystvu-rosgiprozem-ministerstva-selskogo

15.Baykalova T. V., Karpova L. A. functional zoning of agricultural territories of Foothill districts of the Altai territory. 201 9. No. 26. pp. 34-40; Orlova I. V. landscape planning for the purposes of agricultural nature use: on the example of the Blagoveshchensk District of the Altai territory. - Aatoref. dis. кан Kand geographer. science. - Barnaul., 2002. - 24 c. and others.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16.comment to the City Building Code of the Russian Federation. Article-by-Article: scientific publication / rel. edited by S. A. Bogolyubov. 5th ed. MOSCOW, 2016, P.

79.

17 ." strategy of spatial development of the Russian Federation for the period up to 2025", approved by the decree of the government of the Russian Federation No. 207-R of February 13, 2019 //https://docs.cntd.ru/document/552378463.

18. Tarbaev V. A., Yanyuk V. M. et al. Zoning of the agroecological potential of the territory for the assessment of agricultural transactions of the Saratov region // agrarian scientific journal. 2020. № 4. - p. 37.

19.Uvarova E. L. zoning of the territory as a tool for organizing rational use of land resources // Bulletin of the Faculty of land management of the St. Petersburg State Agrarian University. 2017. № 3. - pp. 12-15.

20. Aménagement du territoire. February 2020 //https://fr.wikipedia.org/wiki/Aménagement_du_territoire

21. Kegler H. Von der "Überlandplanung" zum „innovativen Milieu" - Regionalplanung zwischen Genese und "Welt-Konferenz der Regionen". In: et - Magazin der Regionen 2/2000, S.58 - 61 //http://dr-kegler.de/forsch.htm

22. Martin Lendi; Karl-Hermann Hübler (Hrsg.): Ethik in der Raumplanung: Zugänge und Reflexionen. - Hannover. 2004. - S. 3-10.

23. Shavrina V. I., Weaver E. D. Functional zoning as a basis for environmental assessment of the territory / agroecological Journal. 2020. № 3 - - pp. 26-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.