Научная статья на тему 'Правовое регулирование таможенных формальностей в древнерусском государстве и удельных русских землях в IX-XV веках'

Правовое регулирование таможенных формальностей в древнерусском государстве и удельных русских землях в IX-XV веках Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1792
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫТ / МЫТНЫЕ ОБРЯДНОСТИ / МЫТНИЦА / ЗАКОН РУССКИЙ / ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ / РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЕ ДОГОВОРЫ / РУССКАЯ ПРАВДА / УСТАВНЫЕ ГРАМОТЫ / ПОШЛИНА / ТАМГА / TOLL / GLANDEROUS FORMALITY / RECEIPT / RUSSIAN LAW / LEGAL CUSTOM / THE RUSSO-BYZANTINE TREATIES / RUSSKAYA PRAVDA / CHARTERS / FEE / TAMGA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Димитров Н. Н.

В статье рассматривается один из важнейших периодов формирования исторических основ таможенного права. Анализируются таможенные формальности в едином древнем государстве Русь, а также в отдельных русских землях IX-XV вв. Выделяются ранние исторические формы правового регулирования таможенных отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL REGULATION OF CUSTOMS FORMALITIES IN THE OLD RUSSIAN STATE AND RUSSIAN PRINCIPALITIES IN IX - XV CENTURIES

The article discusses one of the most important periods of the formation of the historical foundations of customs law. Customs formalities in the Old Russian State are analyzed as well as in Russian principalities in IX-XV centuries. Some early historical forms of legal regulation of customs relations are highlighted

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование таможенных формальностей в древнерусском государстве и удельных русских землях в IX-XV веках»

УДК 336.2

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ И УДЕЛЬНЫХ РУССКИХ ЗЕМЛЯХ В IX-XV ВЕКАХ

Димитров Николай Николаевич

Российская таможенная академия, доцент кафедры теории и истории государства и права, к.и.н., доцент, e-mail: n.dimitrov@customs-academy.ru

В статье рассматривается один из важнейших периодов формирования исторических основ таможенного права. Анализируются таможенные формальности в едином древнем государстве Русь, а также в отдельных русских землях IX-XV вв. Выделяются ранние исторические формы правового регулирования таможенных отношений

Ключевые слова: мыт; мытные обрядности; мыт-ница; Закон Русский; правовой обычай; русско-византийские договоры; Русская Правда; уставные грамоты; пошлина; тамга

THE LEGAL REGULATION OF CUSTOMS FORMALITIES IN THE OLD RUSSIAN STATE AND RUSSIAN PRINCIPALITIES IN IX-XV CENTURIES

Dimitrov Nikolay N.

Russian Customs Academy, Associate Professor of Department of Theory and History of State and Law, PhD, Docent, e-mail: n.dimitrov@customs-academy.ru

The article discusses one of the most important periods of the formation of the historical foundations of customs law. Customs formalities in the Old Russian State are analyzed as well as in Russian principalities in IX-XV centuries. Some early historical forms of legal regulation of customs relations are highlighted

Keywords: toll; glanderous formality; receipt; Russian Law; legal custom; the Russo-Byzantine treaties; Russkaya Pravda; charters; fee; tamga

Для цитирования: Димитров Н.Н. Правовое регулирование таможенных формальностей в древнерусском государстве и удельных русских землях в 1Х-ХУ веках // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 2 (66). С. 109-115.

Продолжающийся процесс формирования теории таможенного права настоятельно требует рассмотрения его исторических истоков. Это позволит более точно определить сущность данного процесса, его содержание в современных условиях, место в российской системе права. Важно понять, как возникли таможенные правоотношения, как появлялись, обосновывались и выражались правовые нормы и институты, их регулирующие.

Включение древнего государства Русь в систему таможенно-торговых правоотношений происходило на основе обычаев, традиций, норм международного права, сложившихся ранее и получивших развитие после объединения Новгородской и других русских земель в единое русское государство с центром в Киеве.

Академик Б.А. Рыбаков утверждает, что в IV веке в окрестностях Киева активно развивалась торговля, существовали «мытные сборы», основанные на обычаях предков [1]. Обычаи, господствовавшие тогда на Руси, получили название «Закон Русский». Упоминание о нем имеется в тексте договора Руси с Византией еще за 907 год [2].

Применение норм таможенного права на Руси относится к VI-VIII вв. Торговля с зарубежными странами осуществлялась на основе правил, источником которых являлись правовые акты стран - торговых партнеров.

Восточные славяне еще в вв. поддержи-

вали торговые связи с Северным Причерноморьем, с Прибалтикой и Приазовьем, где уже сложились таможенные обрядности.

Так, например, мытный устав австрийского города Раффельштеттена, составленный в 903-906 гг., регламентировал сбор пошлины с киевских товаров [3].

Возникновение мытного сбора на Руси связано с греческими священниками, распространявшими христианство. Им поручался надзор за торговыми весами и мерами, на основании которых осуществлялись таможенные обрядности [4].

К.И. Лодыжинский относит сбор мыта за провоз товаров, пользование местами, отведенными для торга, соблюдение порядка в это время к древним обычаям славян [5].

Первые известные договоры Киева с Византией были заключены в 860 и 874 гг. В них закреплялись некоторые совместно выработанные правила таможенно-тарифного регулирования. Текст договора 874 г. зафиксирован в византийских и древнерусских источниках, в частности, в Никоновской летописи [6].

Следующим источником таможенного законодательства этого периода является договор с Византией 907 г., где изложены нормы, регулирующие взаимоотношения в области торговли и таможенных обрядностей. Он явился актом, зафиксировавшим и уточнившим ранее установленные правила мытных отношений. Значительно расширились договорные отношения между странами в договоре 911 г. В нем уже есть положения о сохранности провозимых товаров. Следствием войн с Византией стали условия договора 944 г. Было ограничено право русских купцов торговать в этой стране: для них исключалась безмытная торговля - все вошло в рамки общих международных торговых правил.

>

S Л X

о

п

H сг

s

s

n

H

о s

Я

Русско-византийский договор 971 г. содержал, в основном, обязательства Руси. Киевский князь Святослав пошел на уступки византийцам с целью сохранения с ней возможности дальнейшей торговли. В последующем данный договор был подтвержден Ярополком в 978 г. [7].

В 1043 г. князь новгородский Владимир Ярославович заключил новый договор с Византией. Как считает профессор Ю.Г. Кисловский, в этом договоре также содержались статьи о торгово-таможен-ном регулировании русско-византийских взаимоотношений [8].

Нормы, регулирующие мытные формальности, были закреплены в своде законов Х-Х1 вв. «Русская Правда»; наряду с другими документами в него вошли и нормы «Закона Русского», то есть обычного права. «Русская Правда» - крупнейший памятник права древней Руси. Её текст был обнаружен в составе летописей, а также в различных более поздних юридических сборниках. До нас дошло более ста её списков. Древнейшей редакцией является «Краткая Правда». Ее создание датируется 10-30 годом XI в. и приписывается Ярославу Мудрому и его сыновьям (ст. 1-42). Кроме того, в «Краткую Правду» входят Покон вирный (ст. 42), Урок мостников (ст. 43). «Краткая Правда» - документ, с помощью которого провинившиеся карались за нарушение имущественных прав и личной безопасности жителей Руси, в том числе и торговцев, и мытников. Широкое распространение на Руси в качестве сборника относительно развитого феодального права получила «Пространная Правда». Её создание относят ко времени княжения Владимира Мономаха или его сына Мстислава. Третья редакция - «Сокращенная Правда» - возникла во второй половине XII в. и является переработкой одного из списков «Пространной Правды». В «Русской Правде» содержались нормативные статьи, регулирующие финансовые и торговые вопросы на рынке, участие в торгах мытников [9].

В «Русской Правде» (в ее древнейшей редакции) упоминается об обязанности купцов, провозящих товары водным или сухим путем, уплатить мыто князю на специальных заставах. Сведения о торговом (таможенном) праве также содержатся в «Повести временных лет» и других летописных источниках.

После распада Киевской Руси на отдельные земли в XIII в. нормы мытно-торговых отношений содержались в княжеских уставных грамотах, договорах с другими государствами. Известны Устав -ная грамота смоленского князя Ростислава 1150 г., договоры князя Мстислава Давыдовича между Смоленском и Ригой, Готланд ским берегом (1229 г.) и другими городами. Согласно договору немцам разрешалась свободная торговля товарами в Смоленске, а русским - на Готланде. В договоре содержались нормы, регулирующие беспрепятственный транзитный проезд немецких купцов через территорию Смоленского княжества и русских купцов по территории Готланда.

Обширный сборник норм псковского права содержится в «Псковской судной грамоте». Это крупный нормативный акт в области торговли и пошлин. Значительное место отводится освещению вопросов регулирования взаимоотношений в области мены, займа и торговли.

Памятником, содержащим правовые нормы взаимоотношений города с другими городами в торговых и финансовых делах, является «Новгородская судная грамота». Особенностью государственного управления в Новгороде было то, что взаимоотношения, права и льготы между князьями и новгородцами регулировались «договорными грамотами». Грамоты обязывали князя, чтобы он «...держал Новгород в старине по пошлинам.» [10].

В некоторых договорных грамотах устанавливались мытные льготы для новгородских купцов в землях, откуда приглашался князь. Так, по договорной грамоте Новгорода с Ярославом Яросла-вичем (1265 г.) следовало, что с новгородских купцов в Суздальской земле брали две вещи с воза, ладьи или короба хмеля. В этих грамотах определялись также мытные обрядности. Князю не разрешалось открывать свои мытницы, закрывать иноземные торговые дворы. Новгородская торговля была защищена от княжеского произвола. Деятельность иностранных купцов в Новгороде регулировалась договорами. В 1191-1192 гг. в этих договорах устанавливался порядок разрешения торговых споров, принятия административных мер к виновным, порядок торговли, величина пошлины и наказания за нарушения правил торговли. К этому периоду относится и зарождение первых мытных застав, что было связано с развитием ремесла и торговли. Заставы и мыты - это средства, с помощью которых пополнялась казна и решались задачи экономического развития.

Самым ранним из известных документов о сборе мыта в Новгороде являются «Рукописание князя Всеволода» (первая половина XII в.), «Устав о мостах князя Ярослава (1260-е гг.), «Устав Великого князя Всеволода о церковных судах, людях и мерилах торговых» (вторая половина XIII в.).

Документальное упоминание о мытной службе в Брянске относится к 1136 г. В Уставной грамоте князя Ростислава Смоленского упоминается о древних поселениях Пацыне и Оболве на границе Смоленской и Чернигово-Северских земель, где производились мытные сборы. Псковская мытница была основана раньше - в Х в. Документальным свидетельством этому является «Псковская судная грамота». Одним из наиболее известных правовых понятий, относящихся к таможенному делу этого периода, был «мыт». Как уже отмечалось, он упоминается в русско-византийском договоре 907 г. [11], но не расшифровывается. «Да творят куплю, якоже им надобе, не платече мыта ни в чем же» [12], - говорилось в нем, то есть на Руси уже тогда был известен сбор с зарубежной торговли [13].

Если рассмотреть этимологию слова «пошлина», то оно имеет тверское происхождение, означающее что-то брать по древнему обычаю, например, пошлину за проезд заставы, через мост, за провоз товара, припасов. Вообще, как считал В. Даль, это пошлина за товар, то есть сбор по заграничной торговле [14].

Очевидно влияние на введение пошлины, то есть законного сбора с заграничной торговли в Руси, оказали страны Древнего Востока и Причерноморья, с которыми велась активная внешняя торговля.

Пошлины практиковались в середине первого тысячелетия в Тюркском каганате. В тюркском языке появилось и слово «тамга», клеймо родового скота, с продажи которого взимался сбор [15].

Соответственно «мыту» возникло и понятие «мытник», то есть человек, собирающий мыто; «мытные заставы» - места сбора проезжей пошлины. Это понятие упоминается в ст. 35 «Пространной Правды» [9]. Мытник или мытарь являлся представителем князя из числа его дружинников. На мытаря возлагалась, кроме того, обязанность контролировать и подтверждать правильность купли-продажи товаров (ст. 32 «Пространной Правды»).

Создание мытниц было связано с развитием торговли, ростом городов. Они учреждались в первую очередь для пополнения доходов путем сбора пошлин с торговых людей и тех, кто пересекал границы государства или частных владений, земель великих и удельных князей. На западной границе страны они появились в XI в., на Востоке - в конце XVI - начале XVII вв.

Важным элементом таможенно-правовых отношений были участники внешней торговли. Таковыми на Руси были купцы. Те из них, кто занимался внешней торговлей, назывались гости. Они упоминаются в ст. 48, 49, 54 Пространной редакции «Русской Правды».

Таможенные сборы той поры имели преимущественно фискальную функцию, являясь одним из основных источников доходов местных князей. Право получать торговую пошлину каждую десятую неделю - торг десятый - принадлежало соборам в Киеве, Владимире Залесском, ряде других городов древней Руси.

Торговые мерила находились под контролем князей и епископов. Взвешивание меда, воска и других товаров проводилось под непосредственным наблюдением весцов, взимавших особую пошлину.

Более детальное изучение Русской Правды показывает, что кроме проездных пошлин имелись и другие.

В зависимости от величины воза в саженях возникла разновидность мыта - посаженное. С находившегося на возу (ладье, дощанике) человека взималась головщина. С людей, сопровождавших товар, иногда собирались костки. При возвращении купца и его людей после продажи товара с них кое-где взималась разновидность годовщины - задние колачи. Мостовщина и перевоз взимались при

проезде по мосту или за пользование перевозом, но уже не мытниками, а мостовщиками и перевозчиками под предлогом улучшения мостов и перевозок

Важным для таможенно-правовых отношений является определение понятия «преступление». Об этом содержатся сведения в российско-византийских договорах, в «Русской Правде».

Преступление определялось по Русской Правде термином «обида», то есть причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Уголовное правонарушение в законе не отличалось от гражданско-правового. Объективная сторона преступления была еще недостаточно выражена, известны были лишь понятия «покушение на преступление» и «оконченное преступление». Закон намечал понятие «соучастие», но не разделял ролей соучастников.

В «Русской Правде» существовало представление о превышении пределов необходимой обороны. К смягчающим обстоятельствам закон относил состояние опьянения преступника, а отягчающим - корыстный умысел. Существовало уже понятие рецидива, повторности преступления. Субъектами преступлений были все физические лица, включая холопов. Субъективная сторона преступления включала в себя умысел или неосторожность. Тяжелым преступлением против личности считалось нанесение увечий (усечение руки, ноги) и других телесных повреждений. От них следовало отличать оскорбление действием (удар чашей, рогом, мечом в ножнах), которое наказывалось строже.

Имущественные преступления по «Русской Правде» включали в себя разбой, кражу (татьбу), уничтожение чужого имущества, угон скота, лошадей, поджог, конокрадство, злостную неуплату долга и так далее. Закон допускал безнаказанное убийство вора, что толковалось как необходимая оборона.

Таможенные правонарушения были связаны с уклонением от уплаты пошлин, контрабандой либо насильственными действиями в отношении мытников. Выделялись такие правонарушения, как объезд мытной заставы с целью уклонения от уплаты пошлины, складирование купцами своих товаров в домах частных лиц помимо гостиного двора, неявка товара на таможню.

Система наказаний по «Русской Правде» была достаточно проста. Высшей мерой наказания считался поток и разграбление, включающее в себя конфискацию имущества и выдачу преступника вместе с семьей «головой», то есть в рабство. Оно назначалось за убийство в разбое (ст. 7 ПП), поджог (ст. 83 ПП), конокрадство (ст. 35 ПП).

Другим видом наказания был штраф - вира, которая назначалась только за убийство. Родственникам потерпевшего уплачивалось головничество, равное вире. Вира могла быть одинарная (40 гривен) или двойная (80 гривен) - ст. 19, 22 КП, ст. 3 ПП.

Существовал особый вид виры - дикая, или повальная, которая налагалась на всю общину.

В «Русской Правде» сохранялись древнейшие элементы обычая, например талион, то есть кровная месть.

Для нарушителей таможенных правил предусматривались свои виды наказаний. Если купец объезжал мытную заставу, чтобы уклониться от уплаты пошлины, в этом случае, кроме установленной пошлины, взимался дополнительный штраф с воза -промыт, а с купца как с личности - дополнительный штраф - заповедь. С находившегося на возу (ладье, дощанике) человека взималась головщина. Кроме того, взимался штраф с купцов, складировавших свои товары в домах частных лиц помимо гостиного двора - протаможье - пеня за неявку товара на таможню.

Важный этап в истории отечественного таможенного законодательства - период золотоор-дынского господства над Северо-Восточной Русью (1240-1480 гг.). После разгрома монголами русских княжеств в первой половине XIII в., они стали данниками Орды. Княжества сохранили свою государственность, церковь и администрацию, но вынуждены были уплачивать подати, сбор которых поручался одному из князей. Это поручение закреплялось выдачей ханского ярлыка. В этой связи особый интерес представляет анализ влияния Золотой Орды на становление таможенного дела на Руси.

В Монгольском государстве, до покорения Руси, накопился значительный опыт в области организационно-правового оформления таможенного дела, который они переняли у Тюркского каганата, контролировавшего Великий шелковый путь [15].

Здесь была создана система таможен, как то: ке-ден - пограничная таможня; бажыхана - внутренняя таможня; бекеты и караван-сараи - транзитные пункты. Таможенные пошлины назывались здесь бажы, а налоги с продаваемого товара - салык. Сопровождением и доставкой грузов занимался караван-баши.

С принятием в Золотой Орде ислама международная торговля уже строилась по законам шариата. Пошлины не превышали 10 % стоимости товара. С целью пресечения контрабанды перемещаемые товары подвергались обязательному таможенному досмотру. Применялся важнейший принцип: в случае войны торговля не прекращалась и никто не был вправе остановить её.

По сути, торговый путь с Востока на Запад служил своеобразной экономической зоной, где правила международной транзитной торговли регулировались нормами международных обычаев и соглашений [15].

В XIV в. на Руси сохранялся прежний порядок мытных сборов. Предусматривались штрафные санкции за нарушение правил провоза товаров. Об этом речь шла в грамоте великого князя Василия Дмитриевича великому князю тверскому Михаилу Александровичу [16].

В документе были изложены нормы сбора пошлин. Они взимались с ладьи, струга (в 11-18 вв. -

русское речное и озерное плоскодонное парус-но-гребное судно с острыми носом и кормой) за право торговли, за провоз товара.

В документах периода феодальной раздробленности регулируются таможенные отношения между великим князем и монастырями. Так Иван III дал жалованную грамоту Троицкому Сергиеву монастырю. Суть её сводилась к освобождению от пошлин монастырских товаров и съестных припасов, провозимых через Московское княжество [17]. За неисполнение данных правил предусматривалась жестокая санкция - казнь.

Анализ содержания правовых актов IX - XIV вв. показывает, что в торговых отношениях обязательным условием была плата за товары и торговлю ими. Описанные нормы раскрывали комплекс торговых, проезжих и штрафных пошлин. Особенная часть таможенного права в этот период также отдельно не выделялась, но по известным источникам можно выявить наиболее характерные таможенные процедуры.

Картина таможенных сборов и платежей в период расцвета Древнерусского государства и феодальной раздробленности показана в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона «Россия».

Внутренние таможенные сборы Руси состояли из «...чрезвычайно запутанной и сложной массы разнообразных платежей, взимавшихся на каждом шагу движения товаров от производителей к потребителям: при провозе товаров по дорогам и рекам, при ввозе их в города, при складке в амбарах и гостиных дворах, при взвешивании, при продаже и тому подобном» [18].

Провозная пошлина (мыт) составляла от 1 до 3 денег (то есть 0,5 - 1,5 копейки с воза). В зависимости от величины воза в саженях возникла разновидность мыта - посаженное.

С находившегося на возу (ладье, дощанке) человека взималась головщина - от 0,5 до 6 денег. С людей, сопровождавших товар, собирали костки - по 1 деньге с души. При возвращении купца с его людьми после продажи товара с них взимались задние калачи - по 0,5 деньги с человека.

Мостовщина и перевоз взимались при проезде по мосту или за пользование перевозом под предлогом улучшения мостов и перевозок [19].

В условиях удельного периода (XII - XV вв.) содержание таможенных мероприятий стало более предсказуемым, сопряженным с экономическими интересами крупных земельных собственников.

Появляются новые виды таможенных платежей. К числу наиболее распространенных пошлин относились: мыт (сбор за провоз товаров), тамга (плата с цены товара), осьмничее (за продажу сыпучих товаров), пятно (за клеймение скота при продаже), костки (с лиц, сопровождающих товар) и так далее [20]. Как видим, произошло разделение понятий мыт и тамга.

Устав князя Ярослава Владимировича, определявший юрисдикцию русской церкви в феодальную

эпоху, в «Пространной Русской Правде» во второй половине XIII в. не только упоминает тамгу как торговую пошлину, в отличие от мыта - проезжей пошлины, но свидетельствует о важности этих сборов для княжеской казны, поскольку князю не хотелось делиться доходами от этих сборов с церковниками. Девять недель пошлины с проезжающих лиц и товаров взимались в пользу князя, а десятую неделю -в пользу церкви и лично митрополита, а другим же церковникам не полагалось взыскивать в свою пользу ни мыта, ни тамги.

Особую роль в торговле занимал Новгород, что было обусловлено его огромной территорией с природными богатствами, близостью к главным речным бассейнам Центрально-Европейской равнины и выходом к Балтийскому морю. Наряду с торговлей здесь шло становление пошлинных отношений.

В новгородских договорах 1191-1192 гг. устанавливался порядок торговли, величины пошлины и взыскания за нарушения правил торговли, воровство и другие преступления. Если кража происходила в пути следования по Неве, то вора судили в Ладоге, а если в пути по Волхову - то в Новгороде. В наказание за воровство предусматривался штраф от 2 до 10 гривен, в зависимости от стоимости украденного. За крупную кражу предавали смерти (ст. 1, 7, 8, 20, 27 и другие Псковской судной грамоты).

Таможенная процедура выглядела следующим образом: прибыв в Гостинополь, гости подвергались осмотру и облагались легкой пошлиной, но не платили её. Далее они плыли в Новгород и, пристав к берегу, именно здесь платили положенную Гости-нополю пошлину.

Размеры пошлины были следующие - гривна с ладьи, суда, нагруженные льном, мукой, пшеницей платили полгривны, а суда, нагруженные одним съестным, ничего не платили [21].

Кроме того, иностранные купцы платили пошлины за перевозку и выгрузку товара, церкви св. Пятницы, весовую.

Немецкая корпорация регулировала ввоз и вывоз товаров. С этой целью составлялся реестр. Немцы могли вести только оптовую торговлю. В розницу торговали русские купцы.

Ганзейские купцы имели определенные льготы при торговле в Новгороде: право беспрепятственного приезда и отъезда; обеспечение местными властями защиты их личных и имущественных прав, возможности селиться на определенный срок; освобождение от обычая берегового права; предоставление права взыскивать с местных жителей торговую задолженность; не привлекать к ответственности за проступки, совершенные их соотечественниками, за их убытки; не конфисковать имущество, оставшееся после смерти купца, выдачи родному городу покойного для последующей передачи родственникам; введение правил, обеспечивающих привоз товаров, производство по-грузочно-разгрузочных работ, предоставления лоцманов и так далее [12].

В эпоху феодальной раздробленности восточнославянские племена сдерживали агрессию зарубежных купцов первоначально территориальным способом - разрешением торговли только в пограничной полосе, в порубежных городах (Новгород, Псков, Нижний Новгород и других).

Это давало преимущества зарождающемуся русскому купечеству по самостоятельной транспортировке иноземных товаров вглубь страны и их последующей выгодной реализацией.

С приходом на русские земли монголов в русском языке укоренился термин «тамга», который у тюркских народов, означал знак, клеймо, тавро, проставлявшееся на имуществе, принадлежавшем роду [22].

Выдача ханских ярлыков с печатью - тамгой, подтверждающих привилегии феодалов и духовенства, сопровождалась сбором; сбор стал называться русской тамгой, а вскоре тамгой стала называться пошлина, взимавшаяся при торговле на рынках и ярмарках. В торговых грамотах указывалось: «Со всякого товара взыскивалось 3/4 копейки торговой пошлины». От слова «тамга» был образован глагол тамжить - взыскивать тамгу - пошлину. Место на рынке, ярмарке, где тамжили товар и взыскивали тамгу, стало называться таможней.

Служилый человек, в прошлом называвшийся мытником или пятенщиком, стал называться та-можником или таможенником.

Постепенно за всеми сборами с товаров, предназначенных для продажи, закрепилось наименование таможенных. Появилась структура таможенных органов и специальные термины и документы: таможенный голова (старший таможенник), таможенная грамота (разрешение лицу, общине или монастырю организовать в своих владениях торговлю и брать с привозимого товара пошлины). Внутренние таможенные пошлины взыскивались со всех привозимых на продажу товаров [23].

Таможенные сборы значительно умножали местные денежные доходы и делились на проезжие и торговые. Первоначально они взимались с количества товара - с воза, меры без учета стоимости объектов обложения. Впоследствии при определении их размера стали обращать внимание и на ценность продаваемого имущества [24].

Развитие феодальных отношений вело к укреплению власти великих князей. Среди многих торгово-экономических и политических вопросов важное место отводилось пошлинным отношениям, которые строились на основе взаимной договоренности и отличались нестабильностью и разнообразием.

Договариваясь друг с другом, русские князья определяли и условия взыскания пошлин на границах земель, например, в договорной грамоте Новгорода с Тверским великим князем Ярославом Ярос-лавичем в 1266 г. Закреплялся размер мыта.

Упоминалось, что при свободном перемещении товаров по тверской и суздальской земле: «Кня-же, имати по векше от лодьи, и от воза, и от льну,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и от хмел на короба. А дворянам твоим по селом у купцов повозов не имати...» [25]. Это означало: все таможенные пошлины взимались только в пользу великого князя.

Нормы, изложенные в договорной грамоте, свидетельствуют, что мытные (пошлинные) обрядности, уже являвшиеся обязательным условием торговых отношений, сложились в конце XII - начале XIII вв. [8].

Великий московский князь Иван Калита в связи с достаточно продолжительными отъездами в Орду поручал своим сыновьям сбор тамги в волостях, а княгине - осмничье [25].

В начале XIV в. бурно развиваются ремесла, в отдельных княжествах чеканится собственная серебряная монета, в товарно-денежные отношения втягиваются монастыри, деревни, светские и духовные феодалы, формируются местные рынки. Москва становится центром важнейших торговых путей, маленький Звенигород с пригородами - источником взимания внутренних пошлин для княжеской казны.

Внутренние таможенные пошлины взыскивались со всех привозившихся на продажу товаров, лишь за некоторыми исключениями. Необходимые владельцу предметы потребления пошлинами не облагались.

Великий князь московский Дмитрий Иванович в своей Грамоте великому князю тверскому Михаилу Александровичу в 1375 г. предоставлял право гостям и торговцам Великого Новгорода и Торжка с пригородами беспошлинный проезд в Тверь и Тверскую волость [25]. В своем завещании в 1389 г. он составил подробную «роспись» имущества, указал жене и детям, где собирать пошлины.

Особыми жалованными грамотами освобождались от уплаты пошлин лица духовного звания, монастыри, жители новых городов. Так, в уставной Грамоте великого князя Василия Дмитриевича в 1397 г., данной Двинской земле, закрепляется иммунитет от сборов двинских купцов. Василий III стремился поставить монастыри и церкви в финансовую зависимость от себя, ограничивая их права на сбор таможенных пошлин с торговых людей путем выдачи церковниками жалованных грамот.

Из содержания русско-византийских договоров можно сделать вывод, что между Киевской Русью и Византией был фактически оформлен торговый союз. «. Да любим друг друга от всея души, и не дадим никому из сущих под рукою наших светлых князей обижать вас; но потщимся, сколь можем, всегда и неприложно соблюдать сию дружбу!», - говорилось еще в договоре 911 г. [26].

Так, по русско-византийскому договору 907 г. было установлено, что русские, прибывшие в Константинополь, пользуются пошлинной льготой, то есть «..могут торговать свободно в Константинополе и не платя никакой пошлины» [26].

В договоре 911 г. имеется норма о возврате виновных русских купцов в Русь для наказания.

Такие же условия были и для греков на Руси. В данном случае можно вести речь об институте экстрадиции нарушителей таможенных правил.

По договору смоленского князя Мстислава Давыдовича, заключенном с Ригою, Готландом и немецкими городами в 1229 г., немецким купцам разрешалась свободная торговля в Смоленске, а русским - на Готланде, в Риге [8].

Подобным образом строились отношения Новгорода с зарубежными государствами. В договорах 1191-1192 гг. устанавливалось, что любые спорные вопросы, возникающие в торговых делах немцев в Новгороде или новгородцев «в немцах», не должно быть поводом для конфискации товаров или прекращения торговли [27].

Таким образом, в исследуемый период нормативная правовая база, регулирующая таможенные отношения, носила общий размытый казуальный характер. В той или иной степени были разработаны такие общие понятия, как мыто, мытница, мытники, мытные заставы. В последующем, под влиянием таможенной практики Золотой Орды, стали применяться термины тамга, тамжить, таможенник.

Более конкретно была разработана в «Русской Правде» Общая часть уголовного права, в том числе и в части, касающейся таможенных правонарушений. Порядок осуществления таможенных процедур регулировался в основном княжескими грамотами.

Важным является то, что в этот период стали использоваться нормы международного права в торговых отношениях с другими странами.

Можно отметить, что многие институты тамо-женно-правовых отношений не рассматривались и не регулировались. Отдельных правовых актов в этой сфере не было. Говорить о таможенном деле и таможенном законодательстве в рассматриваемый период преждевременно. Следует вести речь лишь о таможенных обрядностях и зарождении регулируемых государством таможенных формальностей.

Таким образом, основными историческими источниками таможенно-правовых отношений на Руси являются летописи, былины, труды иностранных авторов. Правовые нормы, их регулирующие, были установлены в обычном праве, в межгосударственных договорах Руси, русских земель, в княжеских уставных и договорных грамотах, в своде обычаев «Русская Правда».

Основными субъектами данных правоотношений выступали отечественные и иностранные купцы (гости), мытни и мытники, а в последующем - таможни и таможенники. Объектом данных правоотношений выступали общественные отношения, связанные с ввозом товаров, и сбором пошлины.

Единого нормативного правового акта, регулирующего правоотношения в таможенной сфере тогда еще не было.

Библиографический список:

1. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. XII - XIII вв. М., 1982. С. 96.

2. Памятники истории Киевского государства IX - XII вв.: Сб. документов. Л., 1936. С. 5.

3. Новосельцев А.П., Пашуто В.Т. Внешняя торговля Древней Руси (до середины XIII в.) // История СССР, 1967. № 3. С. 85.

4. Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины в России. Казань, 1850. С. 11.

5. Лодыжинский К. Таможенные учреждения // Энциклопедия. Ф. Брокгауз и И. Ефрон. Т. 64. СПб., 1901.

6. Раппов О.М. Русская церковь в К-первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988. С. 48.

7. Договоры русских с греками и предшествующие заключению их походы русских на Византию. Ч. 1:

8. Время Олега. Ч. 2: Время Игоря и Святослава. М., 1912. С. 55.

9. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Под общ. ред. А.Е. Жери-хова. М., 2004. С. 39; там же, С. 101; там же, С. 80-82.

10. Правда русская / Под ред. Б.Д. Грекова. Т. II. М., 1947. С. 378, 385.

11. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М., 1906. С. 72-73.

12. Памятники русского права. Т. 1. М., 1953. С. 65.

13. Таможенное дело в России. Х-начало ХХ в. / Под ред. А.Н. Мячина. СПб., 1995. С. 5; там же, С. 8-9.

14. Лодыжинский К.И. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886. С. 2.

15. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. М., 1981. Т. 2. С. 366; там же. Т. 3. С. 374.

16. Абсеметов М. Таможенное дело Казахстана (история, опыт, перспективы). Астана, 2002. С. 4; там же, С. 37-39; там же, С. 40.

17. Таможенное дело России. Т. 1. С. 41.

18. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедициею императорской Академии наук. Т. 1. СПб., 1836. С. 55-57.

19. Русский энциклопедический словарь. Издатели: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1898. С. 185.

20. Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в Российской Федерации. М., 1993. С. 36.

21. Мерзон А.Ц. Таможенные книги XVII века. М., 1957. С. 11.

22. Костомаров Н.И. Русская Республика. Северо-рус-ское народоправство во времена удельного вечевого уклада: История Новгорода, Пскова и Вятки. Смя-дынь, 1994. С. 378, 379.

23. Шалтыков А.И. Таможенная служба Казахстана: История и современность. Астана, 2001. С. 53.

24. Ларичев В.Д., Гильмутдинова Н.С. Таможенные преступления. М., 2001. С. 6-7.

25. Новиков Ю.А., Карганова Б.Г. Ответственность за преступления в таможенной сфере: историко-пра-вовой аспект. М.: РИО РТА, 2003. С. 9.

26. Договорные и духовные грамоты князей великих и удельных. М., 1909. С. 11-12; там же, С. 7-8; там же, С. 25-27.

27. Карамзин Н.М. Предание веков. М., 1989. С. 77; там же, С. 76.

28. Рыбина Е.А. О торговых пошлинах и санкциях в современном Новгороде // От мытной заставы до современной таможни. Новгород, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.