Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Страхование / застрахованные / страхователи / страховой полис / страховые компании / страховщики / железнодорожная отрасль / защита прав и свобод / судебные иски / правоохранительная система / Insurance / insured / policyholders / insurance policy / insurance companies / insurers / railway industry / protection of rights and freedoms / lawsuits / law enforcement system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивлиев Павел Валентинович, Шиманская Светлана Викторовна

В данной статье рассматривается особенности и проблемные аспекты страхования в железнодорожной отрасли России на сегодняшний день. Предлагаются эффективные способы и механизмы совершенствования страхования в исследуемой сфере. Анализируются потенциальные преимущества и перспективы для российской экономики и общества в целом в случае успешного применения эффективных методов и механизмов решения, озвученных в настоящем исследовании проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF INSURANCE IN THE RAILWAY INDUSTRY

This article examines the features and problematic aspects of insurance in the Russian railway industry today. Effective methods and mechanisms for improving insurance in the area under study are proposed. The potential benefits and prospects for the Russian economy and society as a whole are analyzed in the event of the successful application of effective methods and mechanisms for solving the problems voiced in this study.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_10_94

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ LEGAL REGULATION OF INSURANCE IN THE RAILWAY INDUSTRY

ИВЛИЕВ Павел Валентинович,

кандидат юридических наук, доцент института по кафедре гражданского права и процесса

Академии ФСИН России.

390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1.

E-mail: ivliev_pv@mail.ru;

ШИМАНСКАЯ Светлана Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент института по кафедре гражданского права и процесса

Академии ФСИН России.

390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1.

E-mail: sv_shiman@mail.ru;

IVLIEV Pavel Valentinovich,

PhD in Law, Associate Professor of the Institute for the Department of Civil Law and Process of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, st. Sennaya, 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru;

SHIMANSKAYA Svetlana Viktorovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Institute in the Department of Civil Law and Process of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, st. Sennaya, 1. E-mail: sv_shiman@mail.ru

Краткая аннотация: В данной статье рассматривается особенности и проблемные аспекты страхования в железнодорожной отрасли России на сегодняшний день. Предлагаются эффективные способы и механизмы совершенствования страхования в исследуемой сфере. Анализируются потенциальные преимущества и перспективы для российской экономики и общества в целом в случае успешного применения эффективных методов и механизмов решения, озвученных в настоящем исследовании проблем.

Abstract: This article examines the features and problematic aspects of insurance in the Russian railway industry today. Effective methods and mechanisms for improving insurance in the area under study are proposed. The potential benefits and prospects for the Russian economy and society as a whole are analyzed in the event of the successful application of effective methods and mechanisms for solving the problems voiced in this study.

Ключевые слова: Страхование, застрахованные, страхователи, страховой полис, страховые компании, страховщики, железнодорожная отрасль, защита прав и свобод, судебные иски, правоохранительная система.

Keywords: Insurance, insured, policyholders, insurance policy, insurance companies, insurers, railway industry, protection of rights and freedoms, lawsuits, law enforcement system.

Для цитирования: Ивлиев П.В., Шиманская С.В. Правовое регулирование страхования в железнодорожной отрасли // Аграрное и земельное право. 2023. № 10(226). С. 94-96. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_94.

For citation: Ivliev P.V., Shimanskaya S.V. Legal regulation of insurance in the railway industry // Agrarian and Land Law. 2023. No. 10(226). pp. 94-96. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_94.

Статья поступила в редакцию: 09.08.2023

Введение. Значение страхования в железнодорожной отрасли в современной России играет важнейшую роль. Это связано с тем, что для социально-экономического развития перевозки необходимы в принципе в силу географического расположения нашей страны. Более того необходимо учесть, что Россия является связующим звеном между западом и востоком, а это в свою очередь означает увеличение количества перевозок и дополнительную нагрузку на железнодорожное полотно и в целом инфраструктуру. Также необходимо отметить, что железнодорожные перевозки могут осуществляться и частными компаниями. Также надо сказать, что железнодорожная отрасль предоставляет работу огромному количеству людей, обеспечивает рост валового внутреннего продукта, что делает её неотъемлемой и одной из важнейших аспектов в жизнедеятельности общества и государства. Все это позволяет говорить о дополнительной необходимости осуществлять страхования в исследуемой нами отрасли.

Цель исследования. Целью настоящего исследования является изучения проблемных аспектов развития страхования в железнодорожной отрасли современной России. Также разрабатывается комплекс мер, направленных на искоренение трудностей, препятствующих развитию страховых правоотношений в исследуемой нами отрасли.

Методы исследования. В данном исследовании применяется описательный и перспективный методы. Посредством описательного метода изучается, и анализируются проблемы, препятствующие развитию страхования в железнодорожной отрасли А посредством перспективного метода предлагаются эффективные механизмы решения проблем исследуемо сфере и выявляются объективные преимущества и выгоды при реализации предложенных решений.

Развитие транспортной сети в России во все времена являлось крайне важным фактором. Перевозка грузов и пассажиров на дальние расстояния объективно обусловлена развитием окраин государства. Железнодорожные перевозки являются одним из основных способов всесе-зонных массовых и при этом относительно доступных с точки зрения финансовых затрат для населения. Так, например если учесть что Россия является страной, в которой присутствуют почти все виды климата, то для обычного автомобильного транспорта зимние и весенние перевозки

Частно-правовые (цивилистические) науки

являются не очень выгодными как с точки зрения безопасности, так и по времени. Авиаперевозки в основном используются на пассажирских рейсах, а много грузов на них не перевозят, водные перевозки ограничены речными артериями, а в зимний период и реки использовать также вряд ли получится. Исходя из этого именно железнодорожный транспорт является самым актуальным видом перевозок, количество которых будут только увеличиваться. Переориентация российской экономики с сотрудничества с западными странами на азиатские регионы позволяет утверждать об увеличение масштабов перевозок с использованием железнодорожной инфраструктуры. Не трудно догадаться, что нагрузка на железные дороги будет только возрастать, и для того чтобы не подводить партнеров необходимо будет качественно обслуживать данную инфраструктуру и именно страхование должно сыграть в этом процессе не маловажную роль.

Для более полного понимания темы настоящего исследование необходимо раскрыть общее понятие страхования транспорта. Транспортное страхование (страхование средств транспорта) - совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба вследствие повреждения или уничтожения транспортного сред-ства[1].

Значение страхования в железнодорожной отрасли трудно переоценить, ведь ущерб от катастрофы может серьезно повлиять на снижение темпов экономического роста, загрязнения окружающей среды и многих других факторов. Также необходимо отметить, что посредством железнодорожного транспорта перевозится основная масса грузов и пассажиров, что делает поезда самым востребованным транспортом в России. Это создает дополнительную плодородную почву для страхования.

Одной из основных задач страхования в железнодорожной отрасли является защита жизни и здоровья пассажиров и сотрудников железнодорожной компании. То есть речь идет о страхователях и застрахованных лицах. В случае аварии или другого происшествия на железной дороге, страховая компания может выплатить компенсацию пострадавшим и их семьям. Это позволяет снизить риски для жизни и здоровья людей, а также улучшить имидж железнодорожной компании.

Кроме того, страхование в железнодорожной отрасли помогает защитить имущество железнодорожной компании от различных рисков. Например, страхование от кражи, пожара, наводнения и других стихийных бедствий может значительно снизить ущерб, который может быть нанесен железнодорожной компании.

Развитие страхования в железнодорожной отрасли также может способствовать улучшению качества услуг. Как правило, страховые компании требуют от своих клиентов выполнения определенных стандартов безопасности и качества. Это может привести к тому, что железнодорожная компания будет вынуждена улучшить свои услуги и обеспечить безопасность пассажиров и работников, тем самым осуществляя защиту их прав и свобод.

Развитие страхования в железнодорожной отрасли в принципе позволит снизить риски перевозок грузов, что обеспечит увеличение их количества. А с учетом того, что России является мостом между Европой и Азией, то актуальность развития железнодорожной инфраструктуры возрастает на несколько порядков. Более того это обеспечит и авторитет России на международной арене. Можно сказать, что рынок страхования в России логично рассматривать как неотъемлемую часть мирового рынке страховых услуг[2].

Качественная реализация вышеперечисленных задач позволит еще больше увеличить престижность и популярность среди населения железнодорожного транспорта.

Необходимо отметить, что развитие страхования в железнодорожной отрасли в нашем государстве имеет свои проблемы и трудности.

Во-первых, такой проблемой будет являться высокая стоимость страховых полисов. Для железнодорожной компании, которая уже имеет высокие расходы на обслуживание и ремонт оборудования, дополнительные расходы на страхование могут стать значительным бременем. Решение этой проблемы можно найти в предоставлении дополнительного целевого государственного финансирования данной отрасли. Получив от государства финансовый пакет помощи, железнодорожные компании смогут позволить себе полный пакет страховых услуг.

Во-вторых, необходимо сказать, что некоторые железнодорожные компании могут не видеть необходимости в страховании своей деятельности. Это может быть связано с недостаточной информированностью о преимуществах страхования или с недоверием к страховщикам. Решение этой проблемы является наиболее простым. В данной ситуации необходимо просто напросто осуществить дополнительное информирование страховых компаний и уведомить их о всех тех потенциальных преимуществах, которые они, их пассажиры и иные субъекты, которые с ними связаны получат при полноценной реализации страховых отношений.

В-третьих, ещё одной проблемой является отсутствие единой системы страхования в железнодорожной отрасли России. В настоящее время каждая железнодорожная компания заключает договора со своими страховыми компаниями, что может привести к различным условиям и ограничениям в страховых полисах. Решение этой проблемы можно решить на уровне законодательства, приведя его к единому знаменателю.

Четвертой проблемой будет являться тот факт, что далеко не все страховые компании имеют достаточный и необходимый опыт страхования в железнодорожной отрасли, что в свою очередь может привести к неправильному расчету рисков и недостаточной компенсации пострадавшим. Решение этой проблемы можно найти в заимствовании опыта зарубежных стран, в которых страхование железнодорожных перевозок имеет большую историю и в целом является очень успешным. К таким странам можно смело отнести Францию и Японию. Мощное экономическое развитие в Японии за последние годы существенно повлияло на формирование страхового рынка[3].Также необходимо отметить построивший за последние три десятилетия огромное количество железных дорог и Китай.

В случае если пренебрегать обслуживанием железнодорожной инфраструктуры посредством такого её финансирования как страхования, то тогда можно через очень не продолжительный промежуток времени прийти к такому состоянию путей сообщения как в США, в которой

схождение поезда с рельсов обычное дело. В Соединенных Штатах Америки с рельсов в день сходит в среднем 3 поезда. В феврале текущего года в Огайо в связи с железнодорожной катастрофой произошла серьезная экологическая катастрофа. Именно посредством страхования можно радикально улучшить и держать в подобающем состоянии железнодорожную инфраструктуру.

Заключение. Подводя итог всему вышесказанному можно с уверенностью сказать, что развитие страхования в железнодорожной отрасли имеет большое значение для экономического роста, повышения авторитета России на международной арене, увеличения занятости, обеспечения безопасности пассажиров и работников, а также защиты имущества железнодорожной компании. Также необходимо отметить, что повсеместное внедрение в железнодорожную отрасли практики заключения договоров страхования уменьшит количество судебных исков и тем самым уменьшит нагрузку на правоохранительную систему в целом, а это в свою очередь может сильно повысить уровень правовой культуры и правосознания населения. Однако, необходимо учитывать сложности и проблемы, связанные с высокой стоимостью страховых полисов и недостаточной информированностью железнодорожных компаний о преимуществах страхования. Решение этих проблем может способствовать более широкому внедрению страхования в железнодорожной отрасли и повышению безопасности на железной дороге.

Библиография:

1. Вихарева Е.П. Современное страхование транспорта // Транспорт и логистика: актуальные вопросы, проектные решения и инновационные достижения., статья в сборнике трудов конференции, 2021. С. 144-148.

2. Толочко С.Н. Страхование транспортных средства (на примере личного транспорта) // Менеджмент в социальных и экономических системах, статья в сборнике трудов конференции. 2021. С. 63-65.

3. Мальцева В.А. Особенности правового регулирования страхования на транспорте в Японии // Транспортное право и безопасность. 2019. № 1(29). С. 193203.

References:

1. Vikhareva E.P. "Modern transport insurance" // Transport and logistics: current issues, design solutions and innovative achievements., article in the collection of conference proceedings, 2021, pp. 144-148.

2. Tolochko S.N. "Vehicle insurance (using the example of personal transport) // Management in social and economic systems, article in the collection of conference proceedings, 2021, pp. 63-65.

3. Maltseva V.A. "Features of the legal regulation of transport insurance in Japan" // Transport Law and Security, No. 1 (29), 2019, pp. 193-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.