LEGAL SCIENCES
Legal regulation of stages of the budgetary process in Kazakhstan Tapalov S.1, Begaliyev E.2 (Republic of Kazakhstan) Правовое регулирование стадий бюджетного процесса в Казахстане Тапалов С. Б.1, Бегалиев Е. Н.2 (Республика Казахстан)
'Тапалов Султан Батргалиевич / Tapalov Sultan — магистрант;
2Бегалиев Ернар Нурланович /Begaliyev Ernar - доктор юридических наук, ассоциированный профессор, кафедра юриспруденции, факультет социальных наук и права, Казахская академия труда и социальных отношений, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: в настоящей статье анализируется правовое регулирование стадий бюджетного процесса Казахстана. Результаты анализа приводят к заключению, что бюджетный процесс требует постоянного контроля за законностью и целесообразностью формирования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов.
Abstract: in the present article legal regulation of stages of the budgetary process of Kazakhstan is analysed. Results of the analysis lead to the conclusion that the budgetary process demands constant control behind legality and expediency offormation, distribution and use of the state financial resources.
Ключевые слова: бюджетный процесс, финансовое право, анализ. Keywords: budgetary process, financial right, analysis.
Государственный бюджет является основным звеном финансовой системы общества, позволяющим государству осуществлять экономическое и социальное регулирование. С помощью государственного бюджета создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций.
В настоящее время, в условиях экономического кризиса, в Казахстане наблюдается радикальное обновление финансовой системы общества.
Целью нашего исследования явилось изучение правового регулирования стадий бюджетного процесса в Казахстане.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что бюджетный процесс является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций.
Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в единую систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с различными звеньями финансовой системы. Признание бюджета основным финансовым планом характеризует его важное место в перераспределении национального дохода, особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через государственный бюджет перераспределяется около 50% национального дохода, примерно 3/4 всех денежных средств многих стран. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны [1 - 3].
Такое положение бюджета в жизни общества придает ему силу закона. Поэтому бюджет любой страны утверждается высшими законодательными органами — парламентами, а выполнение его доходной и расходной части становится обязательным для участников бюджетного процесса. Бюджетная система - важная составляющая часть всей финансовой системы государства. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет: республиканский бюджет; областной бюджет, бюджет города республиканского значения; бюджет района (города областного значения).
Государственный и местный бюджет как основной финансовый план территории действует строго определенное время и требует обновления. Это обусловлено происходящими в обществе социально-экономическими изменениями. В связи с этим государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют периодически деятельность по формированию нового финансового плана и принимают меры по его реализации. Каждая из них регулируется бюджетно-процессуальными нормами, закрепленными в БК РК. Финансовый (бюджетный) год в Республики Казахстан составляет 36 месяцев. Кроме того, по прошествии года для завершения операций по обязательствам, принятым в
рамках исполнения данного бюджета, предоставляется один льготный месяц. Указанный льготный месяц в совокупности с финансовым годом принято называть счетным периодом. Принцип ежегодности бюджета позволяет выявить ближайшие перспективы развития страны в условиях рыночных отношений и потому имеет важное экономическое значение. Составление бюджета основывается на целой системе финансово-экономических документов: Бюджетном послании Президента Казахстана; прогнозе социально-экономического развития; основных направлениях бюджетной и налоговой политики; плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории, а также прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год [3].
Правовое регулирование имеет своим предметом бюджет в двух его качествах: как финансовый план и как фонд денежных средств. В первом случае контролируются процессы прохождения акта о бюджете через стадии бюджетного планирования, т. е. проверяется исполнение соответствующими государственными органами своих обязанностей по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению и заключению бюджета. Во втором случае контролируется материальная сторона бюджета — его формирование, распределение и организация использования как фонда денежных средств, включая контроль за использованием государственными предприятиями и учреждениями, а также иными организациями полученных бюджетных ассигнований [4].
Правовое регулирование как условие соблюдения принципа транспарентности бюджетной системы Казахстана находит свое правовое закрепление в современном бюджетном законодательстве. Именуемый в Бюджетном кодексе государственным финансовым контролем, он представляет собой проверку соответствия законодательству Республики Казахстан деятельности объектов государственного финансового контроля в части исполнения, ведения учета и отчетности по исполнению республиканского и местных бюджетов, оценки их исполнения, использования связанных грантов, активов государства, гарантированных государством займов, денег от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении [5].
Правовое регулирование тесно взаимодействует с налоговым контролем. Это проявляется в том случае, когда все налоги поступают только в бюджеты, налоговый контроль можно рассматривать в качестве разновидности бюджетного контроля, связанного с формированием доходной части бюджета. Однако налоговый контроль традиционно рассматривают в роли самостоятельной разновидности финансового контроля. Правовое регулирование обеспечивает контроль полной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, целевое и эффективное использование бюджетных средств, соблюдение законов и подзаконных актов, правильность и своевременность поступления налогов и других платежей в бюджет, соблюдение финансовой дисциплины и режима экономии в расходовании бюджетных средств.
Основные задачи правового регулирования: обеспечение правильности составления и исполнения бюджета; соблюдение налогового и бюджетного законодательства; контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности; проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов; улучшение бюджетной и налоговой дисциплины; выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней; контроль за реализацией системы межбюджетных отношений; проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях; пресечение предоставления незаконных налоговых льгот, государственных субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам; выявление расточительства и финансовых злоупотреблений; принятие адекватных мер наказания к виновным лицам; проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины.
Принципы правового регулирования:
Принцип независимости — недопущение любого вмешательства, подрывающего независимость органов государственного финансового контроля, ревизионных комиссий маслихатов, служб внутреннего контроля, их работников и членов, независимость проводимого ими контрольного мероприятия при осуществлении контрольных функций.
Принцип объективности — проведение контроля строго в соответствии с законодательством Республики Казахстан, стандартами государственного финансового контроля, недопущение конфликта интересов, принятие решений по результатам контроля только на основании выявленных и документально подтвержденных фактов.
Принцип достоверности результатов — подтверждение результатов контроля бухгалтерскими, банковскими и иными документами объекта государственного финансового контроля.
Принцип прозрачности — ясность изложения результатов контроля, подотчетность органов государственного финансового контроля, ревизионных комиссий маслихатов Президенту Республики Казахстан, Парламенту Республики Казахстан, Правительству Республики Казахстан, маслихатам.
65
Принцип компетентности — совокупность профессиональных знаний и навыков работников органов государственного финансового контроля, служб внутреннего контроля, членов ревизионных комиссий маслихатов, необходимых для осуществления качественного контроля.
Принцип гласности — публикация результатов контроля с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.
Принцип ответственности — привлечение по результатам контроля к ответственности лиц за нарушение бюджетного законодательства Республики Казахстан [3 - 5].
Выводы: Правовое регулирование стадий бюджетного процесса - это контроль, осуществляемый государственными органами и должностными лицами в процессе бюджетного планирования, утверждения и исполнения республиканского и местных бюджетов.
Литература
1. Худяков А. И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. Алматы: ТОО « Баспа», 2001. 240 с.
2. Зейнельгабдин А. Б. Финансовая система: экономическое содержание и механизм использования. Алматы: «Каржы-каражат», 1995. 124 с.
3. Ильясов К. К., Саткалиева В. А. и др. Государственный бюджет: Учебник. Алматы: РЖ, 1994. 268 с.
4. Мельников В. Д. Государственное финансовое регулирование экономики Казахстана. Алматы: «Каржы-каражат», 1995. 112 с.
5. Утибаев Б. С., Жунусова P. M. Бюджетное устройство и бюджетная система: Учебное пособие. Акмола, 1997. 103 с.
Deformation of sense of justice. Causes and consequences
Dzanagova M.1, Beteeva M.2 (Russian Federation) Деформация правосознания. Причины и последствия Дзанагова М. К.1, Бетеева М. М.2 (Российская Федерация)
1 Дзанагова Маргарита Константиновна / Dzanagova Margarita - кандидат юридических наук, доцент; 2Бетеева Мадина Майрамовна / Beteeva Madina - кандидат исторических наук, доцент,
кафедра теории и истории государства и права, Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, г. Владикавказ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы возникновения и развития правосознания. Приводятся анализ и пути решения проблем деформации правосознания, их причины и последствия. Abstract: the article examines the emergence and development of legal awareness. The analysis and the ways of solving the deformation problem legal awareness, their causes and consequences.
Ключевые слова: правовая культура, правосознание, деформация правосознания. Keywords: Legal culture, legal awareness, deformation of legal awareness.
Сознание имеет несколько разновидностей, одна из которых играет немаловажную роль, как в развитии самого человека, так и в развитии общества, в котором мы живем. Это общественное сознание, которое, в свою очередь, имеет несколько форм, таких как нравственное, религиозное, эстетическое, философское, научное, правовое, политическое.
Зачастую приходится слышать такое выражение: «Имею на то право». То, что такое право, как проходят правовые процессы и то, как регулируются отношения между людьми с помощью права, - всем этим занимается правовое сознание или правосознание. Правосознание взаимодействует с другими формами общественного сознания, но в наиболее тесной связи находится с нравственным сознанием или моралью, так как последнее опирается на оценку поведения, а право, будучи регулятором общественных отношений, пользуется теми же способами. Отличие правосознания состоит в том, что право опирается на защиту государства, что характерно и для политической формы сознания.
Понятие правосознания по-разному трактуется у ряда ученых, занимающихся проблемой данного явления. Алексеев С. С. Трактует правосознание как «совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни» [1, с. 276]. Ю. В. Высоких в своей научной работе определил правосознание как «сферу сознания, связанную с