Научная статья на тему 'Правовое регулирование санаторно - курортного отдыха в России'

Правовое регулирование санаторно - курортного отдыха в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кудрявцева Лариса Владимировна, Карчуков Егор Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование санаторно - курортного отдыха в России»

В то же время, чтобы подготовить, подписать, запечатать письмо и отнести его на почту требуется в разы больше времени.

3) Высокая скорость доставки до участника дела, СМС - извещение доставляется на телефон в течение нескольких минут с момента отправки судом. В то же время, заказное письмо дойдет до получателя не ранее, чем через неделю.

4) Снижение рисков срыва судебных слушаний. Почти любой гражданин, участвующий в судебном разбирательстве, сталкивался с проблемой, когда письмо с вызовом в суд доходило либо после слушания, либо терялось на почте. У СМС - извещения такой проблемы нет. Специалист суда в режиме реального времени видит, было ли СМС доставлено до адресата. Само СМС идет по защищенному каналу данных, поэтому риск недоставки минимален. Таким образом, можно дать точный ответ, что внедрение информационных технологий, телекоммуникационных связей является важнейшим направлением реформирования гражданского и арбитражного процесса, нацеленным на упрощение и повышение оперативности судопроизводства. Применение современных информационных технологий в гражданском судопроизводстве необходимо рассматривать как альтернативу традиционным видам судебного документооборота, что подтверждается и опытом зарубежных стран.

Список литературы:

1. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-Ф3 (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. - 2002, 20 ноября.

2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9.02.2012 г. №-3 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного суда РФ» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 4, 2012.

3. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 25.12.2013 г. №9-257 «Об утверждении Регламента организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений» // «Бюллетень актов по судебной системе», № 2, 2014

4. Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 12 сентября 2012 г. N 33-4510/2012 // СПС "КонсультантПлюс".

5. Брановицкий К. Л. Информационные технологии в гражданском процессе Германии (сравнительно-правовой анализ): Моногр. М., 2010.

6. Изотова С. В., Баталова Л. А., Щербина Е. С., Наумов В. Б. Возможности и проблемы использования информационных и коммуникационных технологий и электронного документооборота в российском арбитражном процессе // Информационное право. 2006. № 4. С. 22 - 28.

7. Лаукканен С. Последние тенденции в гражданско-процессуальном праве и судоустройстве Финляндии // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса / Под ред. В. В. Яркова. СПб., 2008. С. 555.

8. Ринальди Д. «Электронное гражданское судопроизводство в Италии» // http://pravo.ru/interpravo/practice/view/10752/

9. http://www.reuters.com/news

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ САНАТОРНО - КУРОРТНОГО ОТДЫХА В РОССИИ

Кудрявцева Лариса Владимировна

Кандидат юридических наук, доцент, Филиал Российского государственного социального университета в г. Анапе

Заведующий кафедрой гражданского права и процесса, Россия, город-курорт Анапа

Карчуков Егор Юрьевич Студент 5 курса специальности «Юриспруденция» Филиал Российского государственного социального университета в г. Анапе

В современных условиях развитие санаторно-курортного комплекса, сохранение и умножение традиций отечественной курортологии, повышение профессиональных знаний и умений специалистов курортного дела -важнейшие задачи. Для их решения требуется привлечение государственных органов управления. Действующий механизм управления в стране не позволяет решать основные задачи санаторно-курортного комплекса, о чем свидетельствует относительное снижение доступности санаторно-курортного лечения для населения. Приоритетным направлением государственного регулирования санаторно-курортного комплекса выступает приведение в порядок нормативно-правовой базы, определяющей деятельность комплекса, разграничение полномочий в этой сфере между федеральным центром и субъектами Российской Федерации [5, с.207]. В последние годы предпринимаются попытки ревизии курортного законодательства с целью:

- ликвидации курортов федерального значения;

- снятия ограничения оборотоспособности земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов в

пределах зон их санитарной (горно-санитарной) охраны;

- изменения правового статуса курортов как особо охраняемых природных территорий, что может привести к утрате лечебных свойств природных ресурсов и самих курортов. В числе таких изменений разрешения:

1) переводить земли из категории курортов и лечебно-оздоровительных местностей в другие категории;

2) приватизировать земли первой и второй зон санитарной (горно-санитарной) охраны;

3) разрешать во второй зоне виды деятельности, не связанные с лечебным процессом на курортах.

Необходимо внести в законодательные и нормативные правовые акты изменения, предусматривающие преимущественное право санаторно-курортных организаций на пользование природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи). Таким образом, снижение роли управляющего воздействия государства привело к

тому, что нормативно-правовое регулирование санаторно-курортного комплекса не соответствует современным требованиям и тормозит его развитие. В течение длительного периода времени государство осуществляло единую политику развития санаторно-курортного комплекса, в центре которой находилась ориентация на массового потребителя. При этом массовость достигалась хорошо отлаженной системой финансирования, как за счет госбюджета, так и за счет фондов предприятий и других нецентрализованных источников. Существовавшая долгие годы система управления санаторно-курортным комплексом, направленная на его качественные и количественные изменения, пришла в противоречие с логикой проводимых социально-экономических реформ. Органы государственного управления систематически не занимались развитием данной сферы [1, с.74]. Об этом свидетельствует отсутствие концепции развития санаторно-курортного комплекса, непроработанность законодательства, касающегося преобразования социально-значимых предприятий сферы. Отсутствие программы развития отрасли в целом по стране приводит к отсутствию единой политики, которую должны осуществлять государственные органы. Рассмотренная практика управления развитием санаторно-курортного комплекса позволяет выделить ряд проблем, решение которых требует непосредственного участия органов государственного управления:

- создание условий для привлечения на отечественные курорты пациентов и отдыхающих;

- формирование потребности к здоровому образу жизни, что предполагает регулярное потребление услуг санаториев и профилакториев;

- создание условий для повышения эффективности деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса [6, с.97].

Решение первых двух проблем связано с популяризацией отдыха на отечественных курортах, в том числе путем формирования у населения культуры здоровья, а также повышением качества санаторно-курортных услуг. Это может быть обеспечено в ходе реализации комплексной государственной программы, предполагающей широкую пропаганду здорового образа жизни. Представляется необходимой разработка и реализация государственной программы реструктуризации сети предприятий санаторно-курортного комплекса. Как инструмент государственного воздействия на экономические процессы подобная программа органично вписывается в рыночные механизмы функционирования курортной отрасли [6, а244]. Реализация программы позволит решить социальные, экономические, финансовые, структурно-организационные, экологические и другие проблемы, которые объективно не могут быть решены только механизмами рыночной экономики без активного участия государства. Основной целью программы является создание необходимых условий для достижения доступности и высокого качества санаторно-курортных услуг путем рационального размещения предприятий санаторно-курортного комплекса. Кроме того, необходимо выравнивание возможностей доступа населения к получению качественных санаторно-курортных услуг, при условии эффективного использования кадровых, финансовых, материально-технических и природных лечебных ресурсов, а также совре-

менной эффективной организации здравоохранения. Важным методологическим принципом разработки программы реструктуризации сети предприятий санаторно-курортного комплекса является принцип непрерывности мониторинга и точного определения (количественного или качественного) ожидаемого эффекта (социального, экономического, экологического) [1, с.217]. Программа реструктуризации сети предприятий комплекса состоит из функциональных (относящихся к конкретным сферам осуществления санаторно-курортной политики) и отраслевых (относящихся к конкретным отраслям комплекса) блоков. Основными принципами разработки программы должны быть системность, комплексность, целенаправленность, адресность, блочный принцип построения и выделение базовых составляющих. Достижение главной цели программы возможно лишь в результате совершенствования стратегического управления санаторно-курортным комплексом на всех иерархических уровнях (федеральном, региональном, на уровне хозяйствующего субъекта). Реализация программы реструктуризации сети предприятий санаторно-курортного комплекса благоприятно скажется на развитии материально-технической базы. Это обеспечит инвентаризацию санаторно-курортных учреждений, а также существующих на курортах профилакториев, домов отдыха, турбаз, гостиниц с целью изучения условий для реализации различных оздоровительно-реабилитационных услуг: от оздоровительного отдыха до специализированной медицинской реабилитации и долечивания. Особенности функционирования санаторно-курортного комплекса в современных экономических условиях определяются:

- мобильной структурой системы дополнительных платных услуг;

- разнообразием форм собственности;

- активным характером протекания процессов специализации, диверсификации и монополизации;

- высоким уровнем конкуренции, как на рынке рекреационных услуг, так и с другими отраслями экономики за получение тех или иных видов ресурсов;

- возрастающим спросом на санаторно-курортные услуги. Все эти и другие особенности современного санаторно-курортного комплекса определяют необходимость государственного регулирования, как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Список литературы.

1. http://www.consultant.ru

2. Биржаков М.Б., Введение в туризм. - СПб.: Герда, 2000. - 132 с.

3. Курорты. Энциклопедический словарь/ Под ред. Е.И. Чазова. - М., 1983

4. Курорты. Энциклопедический словарь / Под ред. Е.И. Чазова. - М., 1983

5. Кусков Л.С., Лысинова О. В: Курортология и оздоровительный туризм: Учебное пособие. - Ростов н/Д. "Феникс", 2004 - 220 с.

6. Кусков А.С., Лысикова О.В. Курортология и оздоровительный туризм: Учебное пособие. - Ростов н/Д: "Феникс", 2004 - 140 с.

7. Организация туризма: Учебное пособие / А.П. Ду-рович, Н.И. Кабушкин, Т М. Сергеева. - Мн.: Новое знание, 2003. - 337 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.