40
ВЕСТИ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Светлана Шишарина,
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет»
Минздрава России, г. Нижний Новгород
Лев Гарин,
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет»
Минздрава России, г. Нижний Новгород
Svetlana Shisharina,
FSBEI of HE "Volga Research Medical University " of the Ministry of Health of Russia, Nizhny Novgorod
Lev Garin,
FSBEI of HE "Volga Research Medical University" of the Ministry of Health of Russia, Nizhny Novgorod
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ БЕЗРЕЦЕПТУРНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
LEGAL REGULATION OF ADVERTISING OF INFINITATIVE MEDICINES
Аннотация. Министерством здравоохранения РФ регулярно пересматривается перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта. Реклама лекарственных препаратов населению, не обладающему необходимых медицинских знаний, что бы адекватно ее воспринимать, неправильна. Намного правильнее было бы распространение рекламы лекарственных препаратов в специализированных печатных изданиях, в местах проведения медицинских форумов и тд. с целью познакомить врачей с новыми препаратами на фармацевтическом рынке, что бы те оценили все положительные и отрицательные стороны конкретного лекарства. Рассмотрены правовые аспекты рекламы лекарственных препаратов и их влияние на рациональное применение.
Ключевые слова: медицинское право, лекарственные средства, права пациента, фармакология, биологически активные добавки (БАД), реклама.
Abstract. The Ministry of Health of the Russian Federation regularly reviews the list of over-the-counter medicines. Advertising of drugs to the population that does not have the necessary medical knowledge to adequately perceive it is wrong. It would be much more correct to distribute advertising of drugs in specialized print media, in places where medical forums are held, and so on. in order to acquaint doctors with new drugs in the pharmaceutical market, so that they would appreciate all the positive and negative aspects of a particular drug. The legal aspects of drug advertising and their impact on rational use are considered.
Key words: medical law, drugs, patient rights, pharmacology, dietary supplements, advertising.
Сегодня вряд ли можно найти человека, который бы не встретился с рекламой. По телевидению, радио, через интернет или на бумажных носителях мы постоянно встречаемся с рекламой различной продукции. Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.[1] То есть реклама способствует формированию интереса и повышению популярности среди населения того или иного продукта.
Рекламной продукцией может стать практически любая вещь или услуги, за исключением наркотических и психотропных ве-
ществ, органов и тканей человека, продукция, которая запрещена на территории РФ и т.д. [2] В том числе активно рекламируются безрецептурные лекарственные препараты. На сегодняшний день, действующим законодательством это не запрещено. Однако если задуматься, можно ли рекламировать лекарственные препараты населению, не имеющему медицинское образование. Ведь человек, не обладающий необходимыми знаниями, не может грамотно оценить рекламируемую ему продукцию.
Министерством здравоохранения РФ регулярно пересматривается перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта. На сегодняшний день действует Приказ Минздравсоцразвития России №493 от 26 июля 2007г., который включает более 900
N 4. Июнь 2019 г.
препаратов.[3] Стоит отметить, что к безрецептурным лекарственным препаратам (БЛП) относится до 70% всех лекарственных препаратов в аптечных сетях и рынок БЛП растет. Его росту способствуют склонность россиян к самолечению, нежелание или отсутствие возможности у населения обратиться к врачу, активная реклама БЛП.[4]
Реклама лекарств и биологически активных добавок (БАД) занимает примерно десятую долю всего рекламного рынка, который Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) по итогам 1-Ш кварталов 2016 года оценивает в 250 млрд. рублей.[5] Доход значительный.
Безрецептурные лекарственные препараты считаются безопасными, если соблюдать все правила, указанные в инструкции. Но нельзя забывать, любой лекарственный препарат, даже самый безопасный, имеет побочные эффекты, нюансы по применению с другими лекарственными препаратами, может «стирать» симптомы заболеваний, что затрудняет постановку диагноза врачом, обладать токсическим эффектом при неправильной дозировке. Исходя из этого, можно сказать, что даже самое безопасное лекарственное средство в руках не знающего человека может стать попросту опасным.
Реклама БЛП создает у населения, немеющего медицинское образование, мнение, что они могут самостоятельно вылечиться от любого заболевания, не обращаясь за помощью к врачам. А на самом деле, подобное «самолечение», которое плодит реклама, приводит к
_ 41
отравлениям, использованию лекарств не по применению, развитию привыкания, ухудшению состояния от имевшегося заболевания и переходу заболевания в хроническую форму.
На сегодняшний день, нравится или не нравится присутствие рекламы безрецептурных лекарственных препаратов, если рекламный материал сделан с соблюдением всех правил законодательства (Ф3№38), претензий к нему быть не может.
На наш взгляд, реклама лекарственных препаратов населению, не обладающему необходимых медицинских знаний, что бы адекватно ее воспринимать, неправильна. Намного правильнее было бы распространение рекламы лекарственных препаратов в специализированных печатных изданиях, в местах проведения медицинских форумов и тд. с целью познакомить врачей с новыми препаратами на фармацевтическом рынке, что бы те оценили все положительные и отрицательные стороны конкретного лекарства. Намного логичнее, когда лекарственные препараты (и рецептурные, и безрецептурные) оценивают и назначают люди, имеющее соответствующее образование. Полный запрет рекламы лекарственных препаратов в СМИ - крайняя мера, но необходимая. Подобный запрет позволит избежать множества проблем со здоровьем людей, о которых говорилось ранее. Снизится масштаб самолечения, и население начнет обращаться к врачам за квалифицированной помощью. Снизятся затраты граждан на лекарственные препараты, так как из их стоимости уберутся затраты на рекламу.
Список литературы
1. Статья 3 Федеральный закон «О рекламе» N 38-Ф3 от 13 марта 2006 г. // [Электронный ресурс] // URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12145525/paragraph/21:0// (дата обращения 10.05.2019);
2. Статья 3 Федеральный закон «О рекламе» N 38-Ф3 от 13 марта 2006 г. // [Электронный ресурс] // URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12145525/paragraph/93/doclist/:0// (дата обращения 10.05.2019);
3. Приказ Минздравсоцразвития России «Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача» №493 от 26 июля 2007 г. // [Электронный ресурс] // URL: https://www.rosminzdrav.ru/ documents/7804-prikaz-minzdravsotsrazvitiya-rossii-493-ot-26-iyulya-2007-g// (дата обращения 10.05.2019);
4. Маркетинг. Анализ спроса на фармацевтическом рынке. Рынок безрецептурных лекарственных средств // [Электронный ресурс] // URL: https://vuzlit.ru/329687/rynok_bezretsepturnyh_lekarstvennyh_ sredstv// (дата обращения 10.05.2019);
5. VADEMECUM. Рынок рекламы лекарств вернулся к докризисному уровню.// [Электронный ресурс] // URL: https://vademec.ru/article/rynok_reklamy_lekarstv_vernulsya_k_dokrizisnomu_urovnyu// (дата
обращения 10.05.2019).