ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
УДК 349.2 К.В. Шишкина
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСШИРЕНИЯ ЗОН ОБСЛУЖИВАНИЯ И УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМА РАБОТ
Рассматриваются вопросы одного из видов дополнительной трудовой деятельности - расширения зон обслуживания и увеличения объема работ. Исследована правовая природа, особенности правового регулирования, предложен ряд изменений в Трудовой кодекс РФ.
Ключевые слова: расширение зон обслуживания, увеличение объема работ, нормирование труда, нормы труда.
Согласно ст. 60.2 ТК РФ под расширением зон обслуживания и увеличением объема работ понимается поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности). Аналогичное определение понятия содержится и в Инструкции ВЦСПС, Минфина СССР, Госкомтруда СССР от 14.05.1982 №53-ВЛ «По применению Постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. №1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» [1] . Определяющими характеристиками данного вида дополнительной трудовой деятельности являются:
1) осуществление дополнительной деятельности у того же работодателя, где выполняется основная работа;
2) осуществление ее в рабочее время наряду с основной работой;
3) осуществление дополнительной трудовой деятельности по той же профессии (должности), что и основная работа.
Именно третья особенность, являясь важной отличительной чертой данного вида дополнительной трудовой деятельности, вызывает сложности в правоприменении. Очевидно, что на практике достаточно проблематично разграничить основную и дополнительную трудовую деятельность в том случае, когда работник, наряду с основной работой, в рабочее время выполняет трудовые обязанности (работу) по той же работе или должности. Законодатель, выделив особый вид трудовой деятельности, фактически уклонился от определения понятия и ее характеристики.
Как указывалось ранее, расширение зон обслуживания и увеличение объема работ осуществляются одновременно с основной работой в рабочее время, следовательно, нормы продолжительности рабочего времени не имеют определяющего значения, однако применяются в связи с другими механизмами нормирования труда, а именно - установлением норм труда. Именно нормы труда, по мнению многих ученых, являются исходным началом и ключевым элементом для нормирования труда [2. С. 6;
3. С. 13-22]. Л.Я.Островский выделяет широкий и узкий смысл норм труда. В широком смысле понятие «нормы труда» охватывает нормы: непосредственно определяющие объем трудового задания, которое должен выполнить работник в нормальное рабочее время на основной работе (нормы выработки, нормы обслуживания и т.д.); определяющие сменное задание (объем работы) опосредованно, через другие нормы; служащие лишь материалом для нормирования труда (типовые нормы). В узком смысле нормы труда - это нормы, которые адресованы непосредственно работникам (например, нормы выработки) и которые должны выполняться в силу закона и трудового договора [4. С. 93].
Многоуровневая, иерархически построенная система регулирования труда работников при помощи установления норм труда создает правовую основу определения, расчета, установления норм труда в организации. Установление норм труда на любом из уровней позволяет определить тот объем работ, который должен выполнять работник в силу заключенного трудового договора.
Самым высоким уровнем установления норм труда является федеральное нормирование труда. К сожалению, в настоящее время установление норм труда в централизованном порядке применяется недостаточно. Согласно ст.161 ТК РФ для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Обязательное нормирование труда Трудовым кодексом РФ не предусмотрено. Вместе с тем нормирование труда -трудоемкий процесс, который должен быть осуществлен при наличии научно-исследовательской базы и научного обоснования. Им занимаются специалисты различных отраслей знаний: экономисты,
Указанный акт в настоящее время фактически утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 г. №216.
физики, социологи, нормировщики, медицинские работники и т.д. По этой причине необходимо восстановление научно-исследовательских институтов, которые занимались изучением трудового процесса, принятием научно обоснованных норм и более активной разработки типовых норм труда. Поэтому предлагаемое нормирование труда не имеет цели возвратиться к временам всеобщего планирования и контроля, а направлено на установление прав и обеспечение соблюдения гарантий работников при осуществлении трудовой деятельности.
Не менее важным уровнем нормирования труда является система коллективно-договорных актов. Прежде всего, это отраслевые тарифные соглашения и коллективные договоры. Коллективный договор конкретизирует и развивает отраслевое соглашение и является документом, определяющим социально-трудовые отношения в организации. В содержание коллективного договора и соглашения могут быть включены основные важные моменты при установлении норм труда.
Третьим уровнем установления норм труда является нормирование труда на локальном уровне, однако в настоящее время оно применяется в недостаточном объеме. На практике нормирование существует лишь в отдельных крупных организациях. Вместе с тем локальное нормирование труда имеет большое значение. Как справедливо отмечает Э.Н.Бондаренко, «наиболее распространенный способ установления норм выработки, времени и других норм труда - в нормах непрямого действия, требующих конкретизации в процессе применения на предприятиях посредством локального нормотворчества. Как минимум, локальные нормы конкретизируют централизованные применительно к условиям данного производства. Возможен и другой вариант создания местной нормы труда, когда она “родится” на самом предприятии, не имея прообраза в виде межотраслевой, отраслевой нормы и ее элементов» [5. С. 56-58]. На локальном уровне возможно установление как коллективных (распространяющихся на определенную группу), так и индивидуальных норм труда. Как справедливо отмечает Н.В. Ясаков, «установление индивидуальных норм позволяет обеспечить социальную защищенность работника от чрезмерной интенсификации труда. Индивидуализация норм труда позволяет определить те необходимые трудовые затраты на выполнение единицы продукции в определенное рабочее время конкретного работника, что позволяет определить объем работ, который работник может выполнить наилучшим образом. Это также позволяет избежать “уравниловки” при установлении норм труда. Следует иметь в виду, что специалисты в области нормирования труда должны в совершенстве владеть современными методами анализа и проектирования трудовых процессов, установления норм труда с помощью вычислительной техники, способами выявления резервов снижения трудовых затрат на различных видах работ и т.д.» [6. С. 18]. Считаем, что установление норм труда должно осуществляться в любой организации независимо от форм собственности и трудовой функции, выполняемой работником. Отказ от локального установления норм труда приводит к трудностям при определении объема трудовой деятельности, осуществляемой работниками, к необоснованным завышениям требований к объему работы, выполняемой работниками.
В науке и практике выделяют следующие виды норм труда: норма времени, норма обслуживания, норма выработки. Норма времени - это регламентированная величина, показывающая какое количество рабочего времени должен затрачивать работник определенной квалификации на выполнение данной работы в строго определенных организационно-технических условиях. Норма выработки показывает, какое количество данной продукции в строго определенных организационнотехнических условиях должно быть изготовлено работником за единицу времени. Норма обслуживания может иметь три определения: 1) количество рабочих мест, машин или работающих, которые должен обслужить один человек в течение смены; 2) количество человек, которые должны обслуживать один агрегат, сложную машину или систему машин; 3) количество людей, которыми может руководить один работник. Виды норм для ИТР и служащих: нормы времени и нормы выработки - для технических исполнителей; нормы управляемости - для линейного персонала; нормы численности -для функциональных подразделений; типовые структуры и штаты [7. С. 99-105].
Поручение дополнительного объема работ за пределами установленных для работника норм позволяет отграничить основную и дополнительную трудовую деятельность и определить объем дополнительной трудовой деятельности, которая поручена работнику. Работу, выполняемую по соглашению сторон сверх определенных в трудовом договоре норм труда, следует определять в качестве расширения зон обслуживания и увеличения объема работ.
Расширение зон обслуживания и увеличение объема работ как дополнительную трудовую деятельность, выполняемую сверх установленных для работника норм, следует отграничивать от пере-
2011. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
выполнения норм труда. Несмотря на то что в обоих случаях работник выполняет дополнительный объем работ, данные виды трудовой деятельности различны по своей правовой природе.
По нашему мнению, разграничение расширения зон обслуживания и увеличения объема работ от перевыполнения норм труда следует производить в зависимости от основания их возникновения и характера работ.
Как указывалось ранее, основанием для возникновения расширения зон обслуживания и увеличения объема работ является заключение соглашения между работником и работодателем. Следовательно, имеет место совпадение воли работника и работодателя при возникновении указанного вида деятельности и определения характера и условий ее выполнения. Расширение зон обслуживания и увеличение объема работ выполняются работником в порядке и в сроки, определенные соглашением. И только в случае и порядке, определенном в трудовом законодательстве и в соглашении, стороны вправе прекратить данное правоотношение.
Что касается перевыполнения работником норм труда, то инициатором является работник. По этой причине заключение какого-либо специального соглашения в законодательстве не предусмотрено. Более того, законодатель регламентирует лишь порядок и размер оплаты труда при перевыполнении норм. Каких-либо иных особенностей в законодательстве не предусмотрено. Следует также отметить, что выполнение работ за пределами установленных для работника норм труда носит разовый характер. Признак стабильности не является характерным при перевыполнении норм труда. При этом следует иметь в виду, что в случае, когда работник периодически перевыполняет установленные для него нормы, это может быть положено в основание пересмотра норм труда.
Следует отметить, что пересмотр норм труда должен быть основан на объективных показателях. Так, если работник обладает особыми качествами и перевыполняет нормы труда только по причине их наличия, это не может явиться основанием пересмотра норм труда. В соответствии с ч.2 ст.160 ТК РФ работодатель вправе пересмотреть установленные нормы труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования. При этом необходимо учитывать то, что пересмотр норм труда должен быть научно обоснован и произведен с привлечением специалистов различных областей знания. Кроме того, необходимо соблюдение определенной процедуры. В соответствии со ст.162 ТК РФ локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за два месяца.
Пересмотр установленных для работника норм труда может явиться основанием для отмены расширения зон обслуживания и увеличения объема работ. Так, если норма труда работника по основной работе увеличится, это может явиться основанием для прекращения дополнительной трудовой деятельности, так как пересмотренная норма труда по основной работе будет по объему идентична норме труда по основной и дополнительной трудовой деятельности.
Рассматривая расширение зон обслуживания и увеличение объема работ, следует также остановиться на вопросе, регулирующем оплату труда работника. Согласно ст.151 ТК РФ при расширении зон обслуживания, увеличении объема работ производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы. Однако на практике встречаются случаи, когда работник выполняет дополнительную трудовую деятельность без заключения дополнительного соглашения. В этом случае возникает проблема при определении размера доплаты за выполнение дополнительной работы.
Эта проблема возникает и в судебной практике. Так, мировой судья судебного участка №4 Октябрьского района г.Ижевска, рассмотрев в судебном заседании дело по иску П. к ГУ «Отделу внутренних дел Октябрьского района г.Ижевска» о взыскании заработной платы, отказал в удовлетворении исковых требований, несмотря на то что был установлен факт поручения ответчиком дополнительной работы - обслуживания дополнительных участков - по мотиву того, что размер доплаты за расширение зон обслуживания соглашением сторон не определен [8]. Решение суда было отменено апелляционным решением Октябрьского районного суда г. Ижевска. Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что незаконными действиями ответчика, выразившимися в отказе заключить дополнительное соглашение, нарушаются конституционные права истца, подлежащие защите. В соответствии с ч.3 ст.11 ГПК РФ в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии
таких норм разрешает дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права). В действующем на сегодняшний день законодательстве не определен размер доплаты за расширение зон обслуживания. Однако в подзаконных нормативно правовых актах определен максимальный размер доплаты за расширение зон обслуживания (не более 50% должностного оклада). Исходя из этого, исковые требования были удовлетворены, и суд взыскал 50% должностного оклада за расширение зон обслуживания. Однако суд отказал в удовлетворении требований о взыскании доплаты за расширение зон обслуживания в размере 50% за каждый участок, так как это требование не основано на нормах трудового законодательства. Полагаем, что решение суда является законным и обоснованным, поскольку обеспечивает соблюдение прав и интересов обеих сторон трудового правоотношения. С одной стороны, соблюдено право работника на оплату за труд в пределах, предусмотренных законодательством. С другой стороны, доплата устанавливается за дополнительную трудовую деятельность в целом, а не за каждый дополнительный участок. Если имеется несколько отдельных поручений работодателя, то каждое из них должно оплачиваться отдельно. Считаем, что необходимо установить минимальные гарантии прав работника при выполнении дополнительного объема работ и расширении зон обслуживания, что предотвратит ряд злоупотреблений со стороны работодателя при оплате труда работников. С учетом компенсационного характера доплаты считаем возможным закрепить в законодательстве минимальный размер выплат в случае отсутствия условий в дополнительном соглашении. Если установление объема невозможно либо стороны не пришли к соглашению, то работнику должно быть выплачено 50% должностного оклада или ставки.
С учетом вышесказанного считаем необходимым изложить ст.151 ТК РФ следующим образом:
«При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса) и максимальным пределом не ограничивается.
При отсутствии в соглашении между работником и работодателем условия о размере доплаты, работнику выплачивается 50% должностного оклада или ставки».
Рассмотрев содержание правовой категории «расширение зон обслуживания и увеличение объема работ», следует отметить, что терминология, применяемая законодателем, неудачна. Если исходить из того, что содержанием данного вида дополнительной трудовой деятельности является выполнение работ за пределами установленной нормы, используемая законодателем терминология не отражает сути явления. Исходя из прямого толкования термина, выполнение дополнительной трудовой деятельности связано только с двумя видами норм труда. Рассмотренные выше виды норм труда демонстрируют ошибочность данного положения. Правовое понятие должно отражать сущность правового явления. В законодательстве следует применять термин, который отражает весь объем определяемого понятия. Применение данного термина, на наш взгляд, является ошибочным. Более того, термин состоит из двух частей: первая - расширение зон обслуживания, вторая - увеличение объема работ. Каких-либо отличий в содержании данных терминов из содержания трудового законодательства не усматривается. При этом ни правоприменители, ни тем более работники не могут определить, в каком случае происходит расширение зон обслуживания, а в каком - увеличение объема работ. Следует констатировать, что на практике термин используется безотносительно к какому-либо виду нормирования труда в качестве устойчивой терминологии. На основании вышеизложенного считаем необходимым внести изменения и ввести в законодательство другой термин, отражающий сущность данного вида дополнительного труда - увеличение объема работ, определенного трудовым договором. И в качестве определения понятия в ст.60.2 ТК РФ следует закрепить: «Увеличение объема работ, определенных трудовым договором - дополнительная трудовая деятельность, осуществляемая в рабочее время одновременно с основной работой по той же трудовой функции сверх установленных для работника на основной работе норм труда».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Инструкция ВЦСПС, Минфина СССР, Госкомтруда СССР от 14.05.1982 №53-ВЛ «По применению Постановления Совета министров СССР от 4 декабря 1981 г. №1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» // Бюл. Госкомтруда СССР. 1982. №8.
2. Петров М.И. Нормирование труда. М., 2006.
2011. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
3. Суетина Л.М. Нормирование труда работников // Справоч. кадровика. 2001. №10.
4. Островский Л.Я. Нормирование труда рабочих и служащих. Минск, 1976.
5. Бондаренко Э.Н. Правовое регулирование нормирования труда на промышленных предприятиях: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1983.
6. Ясаков Н.В. Организация и нормирование труда на предприятии - гарант социальной защищенности труда// Нормирование труда в рыночных условиях. 2001. №10.
7. Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия) (экономика, организация, планирование, управление): в 2 т. / под ред. Г.А. Егиазаряна, А.Д. Шеремета. М., 1978. Т. 2.
8. Дело №11-155/07 // Архив Октябрьского районного суда г. Ижевска.
Поступила в редакцию 16.05.11
K. V. Shishkina
Law regulation for the service zones’ expansion and for the increase of the amount of work
The article considers the issues of one of the types of labor activity, which is the service areas' expansion and the increase of the volume of work. The legal nature of the issue and its legal regulation features are investigated, and a number of changes for the labor legislation are offered.
Keywords: the service areas' expansion, the increasing of the volume of work, work quota setting, work standards.
Шишкина Кристина Владимировна, старший преподаватель K.V. Shishkina, senior lecturer,
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University
426063, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп.4) 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4