Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 61—68. State service and personnel. 2024;(3):61 —68.
Научная статья УДК 349.2
https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-61-68 NIION: 2012-0061-03/24-121
EDN: https://elibrary.ru/CEOJJO MOSURED: 77/27-008-2024-03-321
Правовое регулирование работ повышенной опасности
Александр Николаевич Кузнецов
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования
«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения
наказаний», Вологда, Россия, [email protected]
Аннотация. Выявлены пробелы к требованиям безопасности при работах повышенной опасности. Предложены рекомендации по совершенствованию правового регулирования. Данная работа представляет интерес для исследователей в области охраны труда.
Ключевые слова: работы повышенной опасности, охрана труда, охраняемые законом ценности, наряд-допуск в электронном виде, электронная подпись.
Для цитирования: Кузнецов А.Н. Правовое регулирование работ повышенной опасности // Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 61—68. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-61-68 ЕЭЫ: https://elibrary.ru/CEOJJO
Original article
Legal regulation of hazardous works
Alexander N. Kuznetsov
Federal State Educational Institution of Higher Education «Vologda Institute
of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service», Vologda, Russia, [email protected]
Annotation. Gaps in safety requirements for hazardous work have been identified. Recommendations for improving legal regulation have been proposed. This work is of interest to researchers in the field of occupational safety.
Keywords: hazardous work, occupational safety, legally protected values, work permit in electronic form, electronic signature.
For citation: Kuznetsov A.N. Legal regulation of high-risk works // Civil service and personnel. 2024. No. 3. P. 61—68. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-61-68 END: https://elibrary.ru/CEOJJO
Требования трудового законодательства в области охраны труда урегулированы законодателем не всегда детально, в связи с чем становится актуальным провести анализ действующих норм и выявить сложные вопросы. Предлагаем подробно рассмотреть правовые основания организации и выполнения работ повышенной опасности (далее — РПО) в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. 40 правил по охране труда (далее — ПОТ), из которых 33 предусматривают требования к выполнению РПО.
Цель исследования: системное изучение вопросов организации и проведения РПО в целях оптимизации правового регулирования их реализации.
До реализации Минтрудом стратегии «Регу-ляторной гильотины» документом, устанавлива-
©Кузнецов А.Н. М., 2024.
ющим требования к проведению РПО, являлось «Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения» (ПОТ Р 0-14000-005-98). Данный документ являлся единственным нормативным актом, устанавливающим требования к РПО. Особенность данного документа заключалась в том, что в нем объединены различные направления РПО, в том числе на опасных производственных объектах (далее — ОПО), а именно в электроустановках, на линиях электропередачи, газоопасных и огневых работах, на тепловых энергоустановках, подъемных сооружениях и при производстве сварочных работ. Текст документа предоставлял исчерпывающие требования к организации, выполнению и контролю РПО. Четко устанавливал границы опасных зон и обязанности лиц, участвующих в проведении РПО.
№ 3/2024
Многие юридические публикации затрагивают изучение РПО, но отсутствует сравнительный анализ новых ПОТ. М.С. Березовская, А.Р. Краснова1 провели анализ практической реализации РПО.
Действительно, если системно посмотреть на ПОТ, регулирующие РПО, то становится совершенно очевидно, что правовое регулирование требований к РПО в ПОТ различно, в то время как основная цель нормативного акта в области охраны труда должна быть направлена на сокращение травматизма и его последствий. Отсутствует единый системный подход к требованиям безопасности при РПО. Во многих ПОТ отсутствуют базовые требования к РПО. Не все ПОТ содержат требования к локальным нормативным актам, устанавливающим порядок организации и выполнения РПО. В семи ПОТ отсутствуют требования:
■ к формированию порядка организации РПО;
■ к оформлению документа, регламентирующего требования по безопасному выполнению работ (наряду-допуску);
■ устанавливающие обязанности уполномоченных работодателем должностных лиц, ответственных за организацию и безопасное производство работ;
■ к формированию исчерпывающего перечня РПО.
В семи ПОТ предусмотрен порядок производства РПО подрядными организациями на территории заказчика, в то время как ответственность по контролю рисков повреждения жизни и здоровья возлагается в том числе на работодателя (иного лица), под контролем которого находится территория или объект, на которых осуществляется производство работ по договору возмездного оказания услуг. Отсутствие в иных ПОТ правового регулирования требований к выполнению работ на выделенной территории или объекте не способствует предотвращению производственного травматизма или профессиональных заболеваний и снижению их последствий.
В 17 ПОТ отсутствует право организации РПО, выполняемых без оформления наряда-допуска (далее — НД), при условии, если данные работы проводятся на постоянной основе и выполняются в аналогичных условиях постоянным составом работников. Таким образом, в половине ПОТ исключена возможность упрощенного порядка организации РПО в отношении повторяющихся работ. Отсутствие требований к упрощенному
1 Березовская М.С., Краснова А.Р. Порядок проведения работ, связанных с повышенной опасностью // Сб. науч. тр. Ангар. гос. техн. ун-та. 2021. № 18. С. 166—171.
порядку повторяющихся РПО не решает проблемы устранения избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.
В 22 ПОТ законодатель не установил требования к перечню работ, профессий и должностей работников, требующих прохождения специального обучения в области охраны труда, в то время как именно РПО предусматривают выполнение трудовых функций со значительными рисками к жизни и здоровью.
A.В. Веселов2 отмечает, что законодатель придает большое значение специальному обучению при РПО. Аналогичную точку зрения высказывает Е. Чимидова3. Отсутствие в ПОТ требований к прохождению специального обучения в области охраны труда создает риски допуска к выполнению работ лиц, не обладающих навыками и умениями, позволяющими исключить нарушения охраняемых законом ценностей.
Неурегулированным остался вопрос о предоставлении специальных перерывов при выполнении работ во время экстремальных температур атмосферного воздуха.
B.В. Данилова4 более подробно рассказывает о правоприменительной практике установления работникам перерывы для отдыха.
В 23 ПОТ данное требование отсутствует. В остальных ПОТ не установлен единый порядок по предоставлению перерыва. Нет критериев о продолжительности перерыва и интервалов между ними. Отсутствует норма права в отношении предоставления перерывов при повышенной температуре атмосферного воздуха, в то время как РПО выполняются в том числе в замкнутых пространствах и предусматривают особые условия к температуре технологических операций.
2 Веселое A.B. Комментарии к письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.12.2022 N 15-2/ ООГ-3348 об организации обучения требованиям охраны труда работников организации, в том числе при выполнении работ повышенной опасности / / Нормативные акты для бухгалтера. 2023. № 3. URL: https:// www. consultant .ru/cons / cgi/ online. cgi?req=doc&base= PBI&n= 311557#euZH8LUWcQo9Aicr
3 Чимидоеа E. Комментарии к письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.04.2023 № 15-2/ ООГ-1189 «О внесении в реестр обученных по охране труда лиц сведении о программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности» // Нормативные акты для бухгалтера. 2023. № 9. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req= doc&base=PBI&n=315500#ul8I8LUcEDclJoi9
4 Данилоеа B.B. Правильно ли вы устанавливаете работникам перерывы для отдыха // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. 2022. № 10. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=PBI;n=307315
№ 3/2024
Данная ситуация выглядит существенным пробелом гражданско-правового регулирования, требующим восполнения, в том числе с учетом повышенной температуры атмосферного воздуха и необходимости правового упорядочения гражданско-правовых критериев труда и отдыха.
Следует выделить и другую проблему — обязанность проведения целевого инструктажа при РПО не установлена в 30 ПОТ. Между тем А. Каблучков5 указывает на существенную роль целевого инструктажа. Правовые последствия за непроведение инструктажа рассмотрены А.П. Тишиным6 и А.О. Яценко7.
Вопросы правового регулирования выполнения тех или иных трудовых функций рассматривала О.И. Сизова8.
Стоит отметить, что законодатель не предоставил четких ограничений по возрасту и медицинским противопоказаниям в отношении лиц, выполняющих РПО. В 29 ПОТ данные требования отсутствуют. Становится возможна ситуация, при которой работник по основной профессии прошел медицинский осмотр и не имеет противопоказаний, но, помимо основной профессии, он выполняет трудовые функции при РПО. Однако результаты специальной оценки условий труда (СОУТ) не содержат оценки вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ) при трудовых функциях РПО. Таким образом, особое внимание стоит уделить установлению правовых ограничений к возрасту и медицинским противопоказаниям.
Наличие аптечки в месте РПО не установлено в 22 ПОТ. Совершенно очевидно, что отсутствие аптечки значительно влияет на условия сохранения жизни пострадавшего.
Здесь же стоит отметить, что обязанность выявления опасностей и оценки рисков при РПО
5 Каблучков А. Противопожарное обучение по новым правилам / / Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2022. № 7. URL: https://login. consultant. ru/link/?req=doc&base=PBI&n=3049 33&dst= 100004&demo=1
6 Тишин А.П. Правовые аспекты отстранения сотрудника от работы // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2022. № 12. URL: https:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= PBI&n=309901#EesF8LUSRdWLPLMi
7 Яценко А.О. Правовые аспекты отстранения работника от работы // Сб. ст. по результатам Междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы совершенствования законодательства и правоприменительной практики». 2022. С. 1043—1048.
8 Сизова О.И. Основные правовые гарантии охраны труда несовершеннолетних работников // Сб. ст. XX Между-нар. науч.-практ. конф. «Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации». 2019. С. 246—249.
не содержится в 23 ПОТ, а обязанность соблюдать Правила и требования технической документации организации-изготовителя не указаны в 11 ПОТ, в то время как средства индивидуальной защиты (СИЗ) при РПО выполняют особую роль при спасении. Правовое регулирование ответственности по выполнению требований изготовителя СИЗ существенно влияет на установление лиц, виновных в получении травмы.
Нет единого подхода к содержанию документов, устанавливающих требования к организации РПО:
■ составление производственных инструкций
или технологических карт по эксплуатации оборудования не предусмотрено в 18 ПОТ. В ПОТ не указано требований к их содержанию. Необходим единый правовой подход к формированию разделов производственных инструкций или технологических карт в целях выявления всех возможных рисков и установления единой последовательности выполнения производственных операций;
■ составление перечня мероприятий и решений по определению технических средств и методов работ с учетом специфики хозяйственной деятельности отсутствует в 27 ПОТ;
■ план мероприятий по эвакуации и спасению персонала при аварии (инциденте), а также при проведении спасательных работ предусмотрен в отношении 11 видов РПО и содержится в четырех ПОТ. Здесь также требуется правовое регулирование, устанавливающее исчерпывающий перечень требований к РПО, в отношении которых необходимо разрабатывать мероприятия при аварии (инциденте), а также порядок организации спасательных работ, в том числе с учетом требований законодательства в области промышленной безопасности;
■ порядок внесения изменений в состав бригады не указан в 28 ПОТ. Следовательно, в случае замены сотрудника требуется аннулировать НД и оформлять заново. Отсутствие правовых оснований для замены лица, осуществляющего трудовую функцию по организации и (или) выполнению РПО, отрицательно влияет на проведение работ;
■ особенности организации выполнения огневых работ с учетом специфики деятельности установлены в 5 ПОТ.
Формулирование и обоснование представляющих научно-теоретический и практический интерес суждений и рекомендаций, ориентиро-
№ 3/2024
ванных на совершенствование трудового законодательства и правоприменительной практики в обозначенной сфере правового регулирования, позволят выработать единые требования к РПО с учетом специфики хозяйственной деятельности и как результат позволят снизить риски возникновения ситуаций, создающих угрозу здоровью работников.
В научной литературе можно найти анализ правового регулирования учета и хранения документов по охране труда. Данные вопросы рассмотрены А. Хабировым9.
Здесь также заметим, что в нормативном законодательстве отсутствует единое понимание вопросов оформления, учета и хранения документов по организации РПО:
1) журнал учета выдачи НД не предусмотрен в 11 ПОТ. Следовательно, отсутствует правовое регулирование момента открытия и закрытия НД;
2) требование об указании в НД сведений о месте, времени, условиях производства РПО, используемом оборудовании и средствах механизации, о необходимых мерах безопасности, о составе бригады и работников, ответственных за организацию и безопасное производство работ, не предусмотрено в 8 ПОТ. Данные сведения характеризуют особенности РПО. Отсутствие данных требований в ПОТ не позволяет понять, предприняты ли все исчерпывающие меры безопасности по исключению травматизма;
3) при открытии НД учтены требования законодательства в области промышленной безопасности в 8 ПОТ по 11 видам РПО. При этом значительные изменения в федеральные нормы и правила, регулирующие организацию работ на ОПО, внесены позднее вступления в силу ПОТ. Необходим единый подход к документации РПО, исключающий дублирование требований в смежных отраслях норм права;
4) формы НД не имеют отдельного раздела для отображения результатов оценки параметров рабочей среды (ОПРС), в том числе периодических во время производства работ, в то время как требования 16 ПОТ предусматривают наличие записи оценки результатов до проведения работ и 11 ПОТ — сведения о периодических замерах;
5) в 12 ПОТ указаны требования по оформлению и приложению к НД некоего акта о наличии письменного разрешения организации — владельца сооружения или коммуникации, охранной зоны, в которой выполняются РПО. Однако отсутствует информация о том, какие показатели должен содержать данный акт, к приме-
9 Хабаров А. Сроки хранения документов по охране труда существуют // Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве. 2020. № 3 (193). С. 19—20.
ру: на какой период дано разрешение; необходимо ли постоянное присутствие уполномоченного лица при проведении РПО; в какие сроки и каким образом письменное разрешение должно поступить в адрес организации, осуществляющей РПО; каков порядок отмены разрешения в случае аварии (инцидента). Правовое урегулирование данных вопросов позволит значительно снизить риски при РПО;
6) сроки действия НД указаны в пяти ПОТ. Отсутствие нормы права по ограничению срока действия НД значительно увеличивает вероятность наступления неблагоприятных событий, способных негативным образом отразиться на здоровье работников;
7) сроки хранения закрытого НД не установлены в 26 ПОТ. При этом имеются значительные различия по периоду хранения НД. Данная ситуация создает неопределенность при формировании локальных актов организации РПО при условии, что различные ПОТ допускают оформление единого НД;
8) сроки хранения журнала учета выдачи НД на производство РПО установлены в трех ПОТ. Отсутствие нормы правового регулирования сроков хранения журнала в подавляющем большинстве ПОТ отрицательно влияет на оценку профессиональных рисков в части выявления наиболее часто повторяющихся работ и корректировки в обучении и тренировках;
9) условие оформления одного НД при одновременном проведении РПО с другими видами РПО, требующими оформления НД, указано в 16 ПОТ. Отсутствие единых требований к оформлению одного НД не решает проблемы устранения избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.
Указанные казусы снимаются путем последовательного проведения нормативной идеи к выработке единых критериев к проведению РПО в правовых актах, регулирующих требования трудового, противопожарного законодательства и законодательства в области промышленной безопасности.
Отсутствие ясности в вопросах распределения обязанности и установления ответственности лиц, выполняющих РПО, также требует внимания:
1) не урегулирован вопрос распределения ответственности между выдающим НД, допускающим и руководителем работ;
2) не установлено требование об ознакомлении (под роспись) всех лиц принимающих участие в РПО;
3) необходимо уточнить порядок письменного разрешения от организации — владельца сооружения или коммуникации, охранной зоны, в которой выполняются РПО. Возможно дополне-
№ 3/2024
ние ПОТ требованием формирования перечня специальных мест с указанием лиц, имеющих право на оформление и подписание разрешения;
4) требует внимания вопрос к лицу, уполномоченному выполнять трудовую функцию, по спасению работников при проведении РПО, в том числе при работе в группе, что позволит значительно снизить риски при РПО;
5) обязанность проверки документов, подтверждающих прохождение в установленные сроки подготовки по охране труда, в том числе по всем видам совмещаемых работ, не указана в 13 ПОТ. Таким образом, возрастают риски выполнения РПО лицами, не обладающими правом их проведения;
6) необходимо уточнить ответственность лица, назначаемого старшим, и его обязанности при выполнении РПО группой работников в составе не менее чем двух человек.
Вопрос правового регулирования ответственности в трудовом законодательстве рассмотрен Л.И. Хисаевой10.
Если системно посмотреть на нормы, регулирующие ответственность, то ключевой шаг в сторону их распределения — установление четких и понятных обязанностей каждого из лиц при РПО.
Необходимо также кратко рассмотреть вопрос об отсутствии в ПОТ требований по оценке параметров рабочей среды:
1) нет единого исчерпывающего перечня работ, при которых необходима ОПРС;
2) нет сведений о временном интервале, при котором проводится ОПСР до момента проведения РПО, также отсутствуют требования к периодичности таких замеров в момент выполнения РПО;
3) в некоторых ПОТ указаны требования по оформлению и приложению к НД некоего акта ОПРС. Однако отсутствует информация о том, какие показатели должен содержать данный акт;
4) нет сведений о порядке проведения измерений (отборе проб) с учетом конструктивных особенностей мест проведения РПО. В некоторых ПОТ указаны возможные места наличия опасного фактора. Однако не установлены критерии допуска персонала к РПО при таких рисках;
5) нет сведений о требованиях к приборам по ОПРС, в том числе требованиях к поверке таких приборов;
6) нет сведений о требованиях к лицам, выполняющим ОПРС. Отсутствие навыков и умений напрямую создает риски угрозы жизни и здоровью работника, поскольку электронная фор-
10 Хисаева Л.И. Ответственность за нарушение требований охраны труда // Евразийский союз ученых. 2016. № 6 (27). С. 28—30.
ма показаний прибора не учитывает положение прибора в момент измерения;
7) нет сведений об обязанностях и ответственности лиц, выполняющих трудовую функцию ОПРС.
Отсутствие сведений о ПДК опасных веществ и предельных параметрах электрического и магнитного полей не позволяет оценить риски повреждения здоровья как при выполнении РПО, так и при выполнении ОПРС. Особенности выполнения работ ОПРС необходимо выделить в отдельный раздел ПОТ. Отсутствие правовых норм, регулирующих ОПРС, отрицательно влияет на травматизм. Не достигается главная цель правового акта — соблюдение охраняемых законом ценностей.
Таким образом, актуальной задачей современного правового регулирования в сфере РПО является разработка сбалансированных норм, позволяющих выработать единый подход к реализации положений в области безопасности.
Предлагаю разработать нормативный правовой акт, включающий исчерпывающий перечень требований к организации и проведению РПО. Создание такого акта позволит:
1) исключить из действующих ПОТ значительную часть требований, в том числе повторяющихся в других ПОТ;
2) установить правовое регулирование требований к выполнению РПО на выделенной территории или объекте, находящихся под контролем другого работодателя (иного лица);
3) исключить дублирование или излишки требований из областей смежного законодательства, регулирующего РПО;
4) ввести единый порядок организации РПО:
■ сформировать исчерпывающий перечень работ, выполнение которых предусматривает оформление НД;
■ ввести единую кодификацию видов РПО, позволяющую объединить требования трудового и противопожарного законодательства и промышленной безопасности. Сгруппировать виды РПО по видам опасностей;
■ детально распределить обязанности и установить ответственность персонально для каждого из лиц, участвующих в организации и (или) проведении РПО;
■ установить единые критерии совмещения обязанностей различных трудовых функций одним из лиц при выполнении РПО;
■ установить требования к возрасту, квалификации, стажу работы в отношении всех категорий лиц, участвующих в проведении РПО, включая членов аттестационной комиссии проводящих проверку знаний при организации РПО, ответственных за
№ 3/2024
допуск к применению СИЗ и приспособлений, а также лиц, в полномочия которых входит утверждение планы производства работ, технологических карт и (или) производственных инструкций для РПО;
■ разработать единую универсальную форму НД, учитывающую особенности РПО различных видов;
5) установить требования к ОПРС, в том числе разработать форму НД по ОПРС;
6) установить единый срок хранения НД, в том числе при выполнении работ на опасных производственных объектах и при проведении огневых работ;
7) установить единый срок хранения журнала выдачи НД;
8) распространить право организации РПО, выполняемых без оформления НД, при условии, если данные работы проводятся на постоянной основе и выполняются в аналогичных условиях постоянным составом работников на все виды РПО, предусмотренные действующим законодательством;
9) выработать единые критерии предоставления специальных перерывов при выполнении работ во время экстремальных температур атмосферного воздуха;
10) сформировать примерный перечень тем или объем требований к проведению целевого инструктажа по охране труда;
11) сформировать единый перечень медицинских противопоказаний к лицам, выполняющим РПО;
12) в отношении всех видов РПО установить единые требования:
■ к обязательному соблюдению требований технической документации организации-изготовителя оборудовании и СИЗ применяемых при РПО;
■ выявлять опасности и оценивать риски;
■ обеспечить наличие аптечки в местах проведения РПО;
■ составлять план мероприятий по эвакуации и спасению персонала при аварии (инциденте), а также при проведении спасательных работ;
■ к обозначению границ опасных зон, в том числе в темное время суток и (или) в условиях ограниченной видимости;
■ к организации работы на проезжей части дороги;
■ к работе стреловыми кранами в границах опасных зон ЛЭП;
■ к работе на высоте;
■ к работам с использованием подъемных сооружений (люлек, вышек);
■ к срокам пребывания рабочего в ОЗП;
■ к организации работы под напряжением;
13) установить единый порядок электронной регистрации сведений об организации РПО на расстоянии с применением современных телекоммуникационных технологий и электронной подписи — формирования электронного НД и журнала учета РПО, предусматривающего возможность:
■ получения допуска к работе и (или) аннулированию НД;
■ получения разрешения организации — владельца сооружения или коммуникации, охранной зоны, в которой выполняются РПО;
■ изменения состава лиц, выполняющих РПО,
■ осуществлять перевод бригады на новое рабочее место;
■ осуществлять приемку рабочего места по завершении РПО;
■ блокировки:
а) включения в состав бригады лиц, не имеющих документов, подтверждающих прохождение в установленные сроки подготовки по охране труда, в том числе по всем видам совмещаемых работ;
б) изменения сроков действия НД;
в) аннулирования НД при условии превышения пределов показателей при ОПРС.
Содержание акта формировать по видам РПО. Отдельными разделами прописать особенности организации РПО на ОПО при проведении огневых работ и при ОПРС.
Вопросами практической реализации дигита-лизации РПО занимались Ж.И. Седова11 и А. Белослудцев12, В.Н. Тоболин, A.A. Рябушев, П.Ю. Шутов13.
Дигитализации РПО опередит правовое регулирование и законодательно закрепит электронный НД. Электронная квалифицированная подпись позволяет достоверно определить лицо, подписавшее электронный документ.
Блокировка НД может быть одним из средств и способов доказывания в судебном процессе надлежащего использования цифровых технологий для выработки единого подхода к оценке электронных доказательств.
Современное правовое регулирование со временем должно закреплять результаты дигитали-
11 Седова Ж.И. Требования законодательства при переходе на цифровые технологии в деятельности опасных производственных объектов // Перм. юрид. альманах. 2019. № 2. С. 128—137.
12 Белослудцев А. Цифровой формат наряда-допуска // Горная промышленность. 2019. № 2 (144). С. 40—41.
13 Тоболин В.Н., Рябушев АА., Шутов П.Ю. Электронные наряды-допуски / / Федеральная служба по интеллектуальной собственности. 2023. Бюл. № 12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp7edn-ayfcjf
№ 3/2024
зации даже в сферах государственного надзора и контроля, где существует угроза жизни и здоровью работника.
Правовое регулирование требований к выполнению РПО в отдельном нормативном акте будет способствовать созданию локальных актов работодателем. Устранит пробелы к отдельным требованиям, влияющим на безопасность. Исключит судебные ошибки при привлечении к ответственности. Таким образом, станет намного проще достичь ключевой цели изменений трудового законодательства — безопасности людей.
В науке трудового права пока не подвергалось самостоятельному системному изучению правовое регулирование РПО.
В целом следует сделать вывод об отсутствии в настоящее время концептуального, научно обоснованного и отраженного в трудовом законодательстве подхода по вопросам реализации РПО. Кроме того, в трудовом законодательстве, регулирующем вопросы реализации РПО, имеются противоречия и коллизии, нуждающиеся в устранении и разрешении. В этом плане повышается значимость научных исследований в области трудового права.
Список источников
1. Белослудцев А. Цифровой формат наряда-допуска // Горная промышленность. 2019. № 2 (144). С. 40—41.
2. Березовская М.С., Краснова А.Р. Порядок проведения работ, связанных с повышенной опасностью // Сб. науч. тр. Ангар. гос. техн. ун-та. 2021. Т. 1. № 18. С. 166—171.
3. Веселое А.В. Комментарии к письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.12.2022 № 15-2/ООГ-3348 об организации обучения требованиям охраны труда работников организации, в том числе при выполнении работ повышенной опасности // Нормативные акты для бухгалтера. 2023. № 3. URL: https://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= PBI&n=311557#euZH8LUWcQo9Aicr
4. Данилова В.В. Правильно ли вы устанавливаете работникам перерывы для отдыха // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. 2022. № 10. URL: https://www. consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PBI;n = 307315
5. Каблучков А. Противопожарное обучение по новым правилам // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2022. № 7. URL: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base= PBI&n= 304933&dst=100004&demo=1
6. Седова Ж.И. Требования законодательства при переходе на цифровые технологии в деятель-
ности опасных производственных объектов // Перм. юрид. альманах. 2019. № 2. С. 128—137.
7. Сизова О.И. Основные правовые гарантии охраны труда несовершеннолетних работников // Сб. ст. XX Междунар. науч.-практ. конф. «Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации». 2019. С. 246—249.
8. Тишин А.П. Правовые аспекты отстранения сотрудника от работы // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2022. № 12. URL:https://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=PBI&n=309901# EesF8LUSRdWLPLMi
9. Тоболин В.Н., Рябушев АА., Шутов П.Ю. Электронные наряды-допуски // Федеральная служба по интеллектуальной собственности. 2023. Бюл. № 12. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?edn=ayfcjf
10. Хабиров А. Сроки хранения документов по охране труда существуют // Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве. 2020. № 3 (193). С. 19—20.
11. Хисаева Л.И. Ответственность за нарушение требований охраны труда // Евразийский союз ученых. 2016. № 6 (27). С. 28—30.
12. Чимидова Е. Комментарии к письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.04.2023 № 15-2/ООГ-1189 «О внесении в реестр обученных по охране труда лиц сведении о программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности» // Нормативные акты для бухгалтера. 2023. № 9. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=PBI&n=315500#ul8I8LU cEDclJoi9
13. Яценко А.О. Правовые аспекты отстранения работника от работы // Сб. ст. по результатам Междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы совершенствования законодательства и правоприменительной практики». 2022. С. 1043—1048.
References
1. Belosludtsev A. Digital format of the permit // Mining. 2019. No. 2 (144). P. 40—41.
2. Berezovskaya M.S., Krasnova A.R. Procedure for work related to increased danger // Collection of scientific works of the Angarsk State Technical University. 2021. V. 1. No. 18. P. 166—171.
3. Veselov A.V. Comments to the letter of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated 27.12.2022 No 15-2/OOG-3348 on the organization of training in the requirements of labor protection of employees of the organization, including when performing work of increased danger // Regulations for the accountant. 2023. No. 3. URL: https://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PBI&n= 311557# euZH8LUWcQo9Aicr
№ 3/2024
4. Danilova V.V. Are you correctly setting rest breaks for employees // Remuneration: accounting and taxation. 2022. No. 10. URL: https://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base= PBI;n=307315
5. Kabluchkov A. Fire training according to the new rules // Personnel service and personnel management of the enterprise. 2022. No. 7. URL: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base= PBI&n=304933&dst=100004&demo=1
6. Sedova Zh.I. Legislative requirements for the transition to digital technologies in the activities of hazardous production facilities // Perm Legal Almanac. 2019. No. 2. P. 128—137.
7. Sizova O.I. Basic legal guarantees of labor protection for underage workers // Collection of articles of the XX International Scientific and Practical Conference Modern jurisprudence: current issues, achievements and innovations. 2019. P. 246—249.
8. Tishin A.P. Legal aspects of the employee's suspension from work // Current issues of accounting and taxation. 2022. No. 12. URL:https://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= PBI&n= 309901#EesF8LUSRdWLPLMi
9. Tobolin V.N., Ryabushev AA., Shutov P.Yu. Electronic work permits // of the Federal Service for Intellectual Property. 2023. Bul. No. 12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ayfcjf
10. Khabirov A Terms of storage of documents on labor protection exist // Labor protection and safety in agriculture. 2020. No. 3 (193). P. 19—20.
11. L.I. Khisaeva. Responsibility for violation of labor protection requirements // Eurasian Union of Scientists. 2016. No. 6 (27). P. 28—30.
12. Chimidova E. Comments to Letter of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated 04.04.2023 No. 15-2/ OOG-1189 On Entering Information on the Training Program for Safe Methods and Techniques for Hazardous Work into the Register of Persons Trained in Labor Protection // Regulations for the Accountant. 2023. No. 9. URL: https://www.con-sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= PBI&n=315500#ul8I8LUcEDclJoi9
13. Yatsenko A.O. Legal aspects of the employee's dismissal from work // Collection of articles based on the results of the international scientific and practical conference Problems of improving legislation and law enforcement practice. 2022. P. 1043—1048.
Информация об авторе
Кузнецов А.Н. — студент (магистрант) факультета психологии и права ФКОУ ВО «Вологодский институт права и экономики ФСИН России»
Статья поступила в редакцию 08.08.2024; одобрена после рецензирования 12.08.2024; принята к публикации 20.08.2024.
Information about the author
Kuznetsov A.N. — student (undergraduate) of the Faculty of Psychology and Law of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia
The article was submitted 08.08.2024; approved after reviewing 12.08.2024; accepted for publication 20.08.2024.
№ 3/2024