Научная статья на тему 'Правовое регулирование проведения запусков космических аппаратов из открытого моря'

Правовое регулирование проведения запусков космических аппаратов из открытого моря Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
60
33
Поделиться
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ / SPACECRAFT / МОРСКИЕ СУДА / КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / SPACE / ОТКРЫТОЕ МОРЕ / "МОРСКОЙ СТАРТ" / SHIPS / SEA / "SEA LAUNCH"

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Кожевникова П.К., Сафронов В.В.

Рассматривается проблема правового регулирования производства запусков космических аппаратов с морских судов из открытого моря и проблему самой возможности таких запусков.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Кожевникова П.К., Сафронов В.В.,

LEGAL REGULATION OF SPACECRAFT LAUNCH FROM THE OPEN SEA

In this paper, we consider the problem of legal regulation of the production of spacecraft launches from ships of the seas and the problem of the possibility of such launches.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование проведения запусков космических аппаратов из открытого моря»

УДК 340.1

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАПУСКОВ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ ИЗ ОТКРЫТОГО МОРЯ

П. К. Кожевникова Научный руководитель - В. В. Сафронов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: poli.livingston@bk.ru

Рассматривается проблема правового регулирования производства запусков космических аппаратов с морских судов из открытого моря и проблему самой возможности таких запусков.

Ключевые слова: космический аппарат, морские суда, космическое пространство, открытое море, «Морской старт».

LEGAL REGULATION OF SPACECRAFT LAUNCH FROM THE OPEN SEA

P. K. Kozhevnikova Scientific supervisor - V. V. Safronov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: poli.livingston@bk.ru

In this paper, we consider the problem of legal régulation of the production of spacecraft launches from ships of the seas and the problem of the possibility of such launches.

Keywords: spacecraft, ships, space, sea, "SeaLaunch".

При осуществлении запусков космических аппаратов с морских судов из открытого моря может возникать ряд вопросов, каждый из которых связан с проблемой нормативно-правового регулирования отдельных аспектов данной деятельности. К таким вопросам можно отнести следующие:

Можно ли осуществлять запуски космических аппаратов из открытого моря? Рассматривая вопрос правового регулирования производства запусков космических аппаратов с морских судов из открытого моря, и, в первую очередь, вопрос о самой возможности таких запусков, необходимо отметить, что такая деятельность запускающего государства прежде всего должна соответствовать положениям международного космического и международного морского права.

Здесь следует сказать, что одним из основных принципов космического права является принцип свободы исследования и использования космического пространства и небесных тел.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Названный принцип установлен основополагающим международным документом, регулирующим межгосударственные отношения в сфере космической деятельности - Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. Так, ст. I названного Договора предусматривает, что «исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, свободно для научных исследований, и государства содействуют и поощряют международное сотрудничество в таких исследованиях» [1].

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

Из рассмотренного нами принципа следует, что государства вправе осуществлять свою космическую деятельность, соблюдая при этом положения международного права. Статья 4 Закона Российской Федерации о космической деятельности от 20 августа 1993 г. (в ред. Федерального закона от 29.11.96 № 147-ФЗ) закрепляет, что «не допускается космическая деятельность, запрещенная международными договорами Российской Федерации» [2].

При этом под космической деятельностью «понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» (п. 1 ст. 2 Закона РФ о космической деятельности) [2].

Далее: к правоотношениям, возникающим в связи с использованием морского судна в качестве стартового комплекса (пусковой установки) применимы положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Наряду с иными принципами, в международном морском праве действует принцип свободы открытого моря, установленный ст. 87 названной Конвенции. Данный принцип закрепляет, что «открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю» [3].

Общие положения режима открытого моря изложены в ч. VII Конвенции ООН по морскому праву. В нормах этой части Конвенции говорится, что открытое море не может находиться под суверенитетом какого-либо государства. В открытом море все государства, независимо от того, имеют ли они выход к морю или нет, пользуются равными правами на его использование на условиях, установленных в международном праве. Каждое государство в открытом море сохраняет исключительную юрисдикцию над судами и летательными аппаратами, которые зарегистрированы на его территории. Никакое другое государство не вправе осуществлять властные полномочия в отношении судов, плавающих под флагом другого государства, кроме случаев, прямо оговоренных в Конвенции.

В ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. говорится следующее:

«1. Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Свобода открытого моря осуществляется в соответствии с условиями, определяемыми Конвенцией ООН по морскому праву, и другими нормами международного права. Она включает, в частности, как для прибрежных государств, так и для государств, не имеющих выхода к морю:

а) свободу судоходства;

б) свободу полетов;

в) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы с соблюдением Части VI Конвенции;

г) свободу возводить искусственные острова и другие установки, запускаемые в соответствии с международным правом, с соблюдением Части VI Конвенции;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

д) свободу рыболовства с соблюдением условий, изложенных в Разделе 2 Части VII Конвенции;

е) свободу научных исследований с соблюдением Частей VI и XIII Конвенции.

2. Все государства осуществляют эти свободы, должным образом учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря, а также должным образом учитывая права, предусмотренные настоящей Конвенцией в отношении деятельности в Районе» [3].

Из рассмотренного принципа свободы открытого моря следует, что каждое государство вправе заниматься любой научно-исследовательской или экономической деятельностью без каких- либо ограничений, если они не установлены нормами международного права. Свобода научно-исследовательской и экономической деятельности распространяется и на проведение запусков космических аппаратов из открытого моря, не говоря уже о взлетах и посадках специальных летательных аппаратов.

В частности, именно на принципе свободы открытого моря основывается деятельность международной компании «Морской старт», которая была учреждена для проведения коммерческих запусков космических аппаратов из открытого моря. Соглашение об учреждении компании «Морской старт» было подписано 3 мая 1995 г. Оно предусматривает создание и эксплуатацию стартовой платформы морского базирования и сборочно-командного судна (СКС) для осуществления запусков космических объектов.

Участниками совместного проекта «Морской старт» являются: компания «Боинг» (Соединенные Штаты Америки), которой принадлежит 40 % акций; ракетно-космическая корпорация «Энергия» (Российская Федерация), которой принадлежит 25 % акций; судостроительная фирма «Кварнер» (Норвегия), владеющая 20 % акций; НПО «Южное» (Украина), владеющая 15 % акций. При создании компании «Морской старт» ее учредители исходили из того, что свобода не запрещенной экономической деятельности в открытом море является составным элементом принципа свободы открытого

моря. Кроме этого, производство запусков космических аппаратов из открытого моря Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. не запрещено.

Таким образом, принимая во внимание как принцип свободы исследования и использования космического пространства, так и принцип свободы открытого моря, следует сделать вывод, что деятельность по осуществлению запусков космических аппаратов из открытого моря международному праву не противоречит, а поэтому является допустимой.

Вместе с этим, осуществление запусков космических аппаратов из открытого моря не должно препятствовать правомерной деятельности других государств в Мировом океане, а тем более, создавать опасность другим государствам. Так, в отдельных районах открытого моря могут проходить международные морские пути или находиться районы интенсивного (традиционного) рыболовства. Кроме этого, над такими районами могут пролегать трассы международного воздушного сообщения. Само собой разумеется, что в таких районах осуществлять запуски космических объектов не допускается, для этой цели следует выбирать иные районы открытого моря.

Библиографические ссылки

1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. 27 янв. 1967 // Международное публичное право : сб. док. Т. 2. М. : Изд-во БЕК, 1995. С. 352-356.

2. Закон Российской Федерации о космической деятельности от 20 августа 1993 г., в ред. фе-дер. закона от 29 ноября 1996 г. № 147-ФЗ // Международное космическое право : учебник / отв. ред. Г. П. Жуков, Ю. М. Колосов. М. : Междунар. отношения, 1999. С. 296-316.

3. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10.12.1982. 1994. 370 с.

© Кожевникова П. К., 2015