Научная статья на тему 'Правовое регулирование противодействия незаконному предпринимательству'

Правовое регулирование противодействия незаконному предпринимательству Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
695
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ex jure
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕЗАКОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / УСЛОВИЯ КВАЛИФИКАЦИИ НЕЗАКОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COUNTERING ILLEGAL BUSINESS / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / ILLEGAL ENTREPRENEURSHIP / QUALIFICATION CONDITIONS FOR ILLEGAL ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / STATE REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семякин М. Н., Губарева А. В.

Проанализирован состав незаконной предпринимательской деятельности, анализе эффективности применения норм законодательства о противодействии незаконной предпринимательской деятельности, выработке рекомендаций по предупреждению совершения преступлений в рассматриваемой сфере. Были сделаны следующие выводы: предпринимательская деятельность включает две взаимозависимые составляющие: экономическую и юридическую, к которым относятся признаки, определенные в российском законодательстве. Неисполнение одного из экономических признаков влечет определение деятельности в качестве непредпринимательской, а отсутствие в деятельности лица юридического критерия влечет признание ее незаконной. С опорой на обобщенные выводы доктрины уголовного права было сделано заключение, что условия квалификации незаконной предпринимательской деятельности включают ведение бизнеса без лицензии, обязательной на осуществление определенных законом работ, либо без регистрации, крупный ущерб гражданам, организациям или государству или извлечение дохода в крупном размере в результате такой деятельности. Обращается внимание на то, что преступление, предусмотренное статьей 171 УК РФ, общественно опасно: во-первых, незаконная предпринимательская деятельность полностью выпадает из сферы государственного регулирования экономики, во-вторых, существует потенциальная возможность нанесения ущерба обществу и государству, за что предприниматель обязан нести соответствующую закону ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF COUNTERACTION TO UNLAWFUL ENTREPRENEURSHIP

The goal of this article is a comprehensive analysis of the composition of illegal business activities, analysis of the effectiveness of the application of the legislation on countering illegal business activities, making recommendations to prevent the commission of crimes in this area. The results of the study indicate that in the framework of improving the legal regulation of the economy, the issue of illegal entrepreneurship is being updated. The introduction of criminal liability for carrying out illegal bisiness activities as a tool to counter the commission of this crime was conceived by the legislator in order to ensure an adequate level of protection for bona fide entrepreneurs, the rights of the state and society. An analysis of doctrinal sources on criminal liability for illegal entrepreneurship showed that domestic criminal law science has not yet developed approaches to establishing signs and elements of crime. Based on the analysis of the doctrine of civil and criminal law, the authors concluded that entrepreneurial activity includes two independent components: economic and legal, which include the signs defined in Russian legislation. Non-fulfillment of one of the «economic signs» entails the definition of activity as «non-entrepreneurial», and the absence of a legal criterion in the activity of a person entails its illegality. Based on the generalized conclusions of the criminal doctrine, the authors of the study concluded that the conditions for qualifying illegal business activities include: doing business without registration, major damage to citizens, organizations or the state, or generating income in large amount as a result of such activities. The article draws attention to the fact that the crime under Art. 171 of the Criminal Code of the Russian Federation is socially dangerous: firstly, illegal entrepreneurial activity completely goes beyond state regulation of the economy; secondly, there is a potential possibility of harming society and the state, for which the entrepreneur must bear the relevant law

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование противодействия незаконному предпринимательству»

УДК 341.01

DOI: 10.17072/2619-0648-2020-2-72-94

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

М. Н. Семякин

Доктор юридических наук, профессор,

главный научный сотрудник Управления научных исследований, профессор кафедры гражданского права

Уральский государственный юридический университет 620137, Россия, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21

E-mail: 9193705538@mail.ru А. В. Губарева

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского права

Уральский государственный юридический университет 620137, Россия, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21

E-mail: ashipova@mail.ru

Аннотация: проанализирован состав незаконной предпринимательской деятельности, анализе эффективности применения норм законодательства о противодействии незаконной предпринимательской деятельности, выработке рекомендаций по предупреждению совершения преступлений в рассматриваемой сфере. Были сделаны следующие выводы: предпринимательская деятельность включает две взаимозависимые составляющие: экономическую и юридическую, к которым относятся признаки, определенные в российском законодательстве. Неисполнение одного из экономических признаков влечет определение деятельности в качестве непредпринимательской, а отсутствие в деятельности лица юридического критерия влечет признание ее незаконной. С опорой на обобщенные выводы доктрины уголовного права было сделано заключение, что усло-

© Семякин М. Н., Губарева А. В., 2020

вия квалификации незаконной предпринимательской деятельности включают ведение бизнеса без лицензии, обязательной на осуществление определенных законом работ, либо без регистрации, крупный ущерб гражданам, организациям или государству или извлечение дохода в крупном размере в результате такой деятельности. Обращается внимание на то, что преступление, предусмотренное статьей 171 УК РФ, общественно опасно: во-первых, незаконная предпринимательская деятельность полностью выпадает из сферы государственного регулирования экономики, во-вторых, существует потенциальная возможность нанесения ущерба обществу и государству, за что предприниматель обязан нести соответствующую закону ответственность. Ключевые слова: противодействие незаконному предпринимательству;

предпринимательская деятельность; незаконное предпринимательство; условия квалификации незаконной предпринимательской деятельности; государственное регулирование предпринимательской деятельности

LEGAL REGULATION OF COUNTERACTION TO UNLAWFUL ENTREPRENEURSHIP

M. N. Semyakin

Ural State Law University

21, Komsomolskaya st., Yekaterinburg, Russia, 620137 E-mail: 9193705538@mail.ru

A. V. Gubareva

Ural State Law University

21, Komsomolskaya st., Yekaterinburg, Russia, 620137 E-mail: ashipova@mail.ru

Abstract: the goal of this article is a comprehensive analysis of the composition of illegal business activities, analysis of the effectiveness of the application of the legislation on countering illegal business activities, making recommendations to prevent the commission of crimes in this area. The results of the study indicate that in the framework of improving the legal regulation of the economy, the issue of illegal entrepreneurship is being updated. The introduction of criminal liability for carrying out illegal bisiness activities as a tool to counter the commission of this crime was conceived by the legislator in order to ensure an adequate level of protection for bona fide entrepreneurs, the rights of the state and society.

An analysis of doctrinal sources on criminal liability for illegal entrepreneurship showed that domestic criminal law science has not yet developed approaches to establishing signs and elements of crime. Based on the analysis of the doctrine of civil and criminal law, the authors concluded that entrepreneurial activity includes two independent components: economic and legal, which include the signs defined in Russian legislation. Non-fulfillment of one of the «economic signs» entails the definition of activity as «non-entrepreneurial», and the absence of a legal criterion in the activity of a person entails its illegality. Based on the generalized conclusions of the criminal doctrine, the authors of the study concluded that the conditions for qualifying illegal business activities include: doing business without registration, major damage to citizens, organizations or the state, or generating income in large amount as a result of such activities. The article draws attention to the fact that the crime under Art. 171 of the Criminal Code of the Russian Federation is socially dangerous: firstly, illegal entrepreneurial activity completely goes beyond state regulation of the economy; secondly, there is a potential possibility of harming society and the state, for which the entrepreneur must bear the relevant law Keywords: countering illegal business; entrepreneurial activity; illegal entrepreneurship; qualification conditions for illegal entrepreneurial activity; state regulation of entrepreneurial activity

Одним из результатов развития мировой экономики является стремительное расширение глобального рынка сырой нефти - ключевого источника энергоносителей. Растет использование нефти и нефтепродуктов в качестве сырья для химической промышленности, что является более эффективным, чем прямое энергетическое применение углеводородов. Нефть - это исходное сырье для производства различных видов топлива, нефтехимических продуктов, а также ключевых товаров массового потребления. Нефтяная отрасль пережила особенно тяжелые несколько лет в связи со слабым спросом и низкими ценами. Сейчас сектор начинает выходить из состояния упадка, доля нефти в мировом энергобалансе составляет около 40 %.

Основное значение в определении мирового спроса на нефть имеют промышленно развитые страны. В региональном отношении выделяются три преобладающих центра мирового потребления нефти: Северная Америка -США (7,2 млн барр. нефти), Азиатско-Тихоокеанский регион (Китай (5,6 млн барр. нефти), Япония (4,5 млн барр. нефти), Западная Европа (Германия (2,3 млн барр. нефти), Франция (1,7 млн барр. нефти)1. Ведущую роль в формировании спроса на нефть играет Северная Америка. В 2017 г. США импор-

1 Основные экспортеры и импортеры нефти // Offbank. 2016. 23 янв. URL: https://www.offbank. raMog/771-osnovme-stram-eksportyori-i-importyori-nefti.html (дата обращения: 21.07.2018).

тировали 10,1 млн барр./день из 84 стран, включая сырую нефть, заводской газовый конденсат, жидкий пропан, бутан, получаемый после переработки сырой нефти, керосиновые продукты, такие как бензин, дизельное топливо, биотопливо (этанол и биодизельное топливо). Около 79 % приобретаемых нефтепродуктов стали результатом переработки сырой нефти. Экспорт составил 6,3 млн барр. в 180 стран. Около 82 % всего экспорта нефти - это нефтепродукты. К концу 2017 г. чистый импорт нефти США составил 3,7 млн барр.2 Глубина переработки нефти на предприятиях достигла 90 %3.

Другим центром потребления являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности Китай, на который приходится 8,6 % мирового потребления нефти, и Япония - 6,4 %. Развитие национальной экономики КНР напрямую связано с ростом спроса на нефть. Анализ динамики мирового потребления нефти показывает, что именно азиатские страны обеспечили большую часть прироста потребления. Процент прироста потребления нефти в рамках АТР отнесен к Китаю и составил 6,7 % в период с 2016 по 2017 г.4

Третьим регионом является Западная Европа. Нефть в этом регионе составляет почти 40 % энергетического баланса. Несмотря на переход к альтернативным источникам энергии, европейские государства по-прежнему зависят от импорта сырой нефти и нефтепродуктов5. Процент мирового потребления нефти в европейских странах достиг 20,5 %, основная часть которого пришлась на 15 стран - участниц ЕС до расширения организации в 2004 г., а 2/3 потребления - на наиболее крупные государства: Германию, Францию, Великобританию, Италию и Испанию.

Анализ динамики потребления нефтепродуктов показал, что наиболее быстрыми темпами растет их потребление транспортными средствами (50,21 % мирового спроса на нефть), а также химической и нефтехимической промышленностью (14,26 %)6. Увеличилось потребление нефтепродуктов в сфере строительства и сельского хозяйства (8,94 %). В целом мировое по-

2 How much petroleum does the United States import and export? // U. S. Energy Information Administration: official website. 2018. URL: https://www.eia.gov/tools/faqs/faq.php?id=727&t=6 (дата обращения: 22.07.2018).

3 Как осуществляется добыча нефти в США? // Neftok. URL: https://neftok.ru/strany/dobycha-nefti-v-ssha.html (дата обращения: 22.07.2018).

4 Нефтяная отрасль: итоги 2017 года и краткосрочные перспективы. URL: http://ac.gov.ru/ files/publication/a/15796.pdf (дата обращения: 23.07.2018).

5 EU oil stocks // European Commission: official website. URL: https://ec.europa.eu/energy/en/ topics/imports-and-secure-supplies/eu-oil-stocks (дата обращения: 22.07.2018).

6 Oil demand distribution by sector worldwide 2016 // Statista. 2017. URL: https://www.statista.com/ statistics/307194/top-oil-consuming-sectors-worldwide (дата обращения: 24.07.2018).

требление нефти увеличилось на 1,8 %, или 1,7 млн барр./день, что выше среднего показателя за 10 лет, который составил 1,2 %7.

Страны ОПЕК в настоящее время владеют 81,89 % мировых доказанных запасов, сосредоточенных в странах - членах ОПЕК. При этом основная часть запасов на Ближнем Востоке составляет 65,36 % общего объема8.

Географическое распределение нефтяных запасов неравномерно. В 2017 г. более 47,6 % мировых запасов нефти были сосредоточены на Ближнем Востоке. В данном регионе производство нефти сконцентрировано в наибольшей степени9. В мировом масштабе 300,9 млрд барр. приходится на Венесуэлу, 266,5 млрд барр. - на Саудовскую Аравию, 169,7 млрд барр. - на Канаду. Российская Федерация в общем списке стран с доказанными запасами занимает 8 место, ее запасы составляют 80 млрд барр.10

Важную роль в производстве нефти играет качественная неоднородность нефтяных запасов, влекущая существенные различия между регионами, связанные с уровнем удельных затрат на добычу нефти. При низком уровне цен на нефть в мире вероятность расширения добычи нефти в высокозатратных регионах резко снижается.

На объемы производства нефти значительное влияние оказывает государственная политика нефтедобывающих государств по отношению к нефтегазовому сектору, т. е. политика регулирования объемов добычи, налоговая политика, политика лицензирования, политика в отношении доступа к экологически уязвимым районам, перспективным с точки зрения нефти и газа. В странах ОПЕК, где добыча нефти осуществляется государственными компаниями, определяются текущие объемы ее добычи национальными компаниями в соответствии с согласованными на межгосударственном уровне квотами добычи. Государственная политика является определяющей при установлении текущего уровня производства и при выходе поставок нефтяной продукции на мировой уровень. В странах, где добыча нефти осуществляется частными компаниями, государственная политика включает политику лицензирования, политику в отношении доступа к экологически уязвимым районам, перспективным с точки зрения добычи нефти, налоговую политику. В тех

7 BP Statistical Review of World Energy // BP Global. 2018. URL: https://www.bp.com/content/dam/ bp/en/corporate/pdf/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2018-full-report.pdf (дата обращения: 24.07.2018).

8 OPEC share of world crude oil reserves, 2017 // OPEC : official website. 2018. URL: https://www.opec.org/opec_web/en/data_graphs/330.htm (дата обращения: 25.07.2018).

9 Oil distribution of proved reserves worldwide by region 2017 // Statista. 2017. URL: https://www.statista.com/statistics/273497/distribution-of-global-proved-oil-reserves-since-by-region (дата обращения: 25.07.2018).

10 Proven Oil Reserves by Country // Global Firepower. 2017. URL: https://www.globalfirepower. com/proven-oil-reserves-by-country.asp (дата обращения: 25.07.2018).

государствах, где деятельность осуществляют частные нефтяные компании, порядок добычи определяется только решениями самих производителей в рамках установленных ограничений.

Примером являются США, где в 1970-1980-е гг. были приняты меры по ускорению лицензирования перспективных зон на континентальном шельфе, находящемся в федеральной собственности. Конгресс США ограничил лицензионную программу, осуществляя экологическую политику, целью которой было предотвращение загрязнения окружающей среды вследствие нефтяных операций; около 5 млрд барр. перспективных запасов шельфовых зон относились к территориям, где устанавливался мораторий на нефтяные операции. В начале 2000-х гг. в США реализовывалась другая программа по освоению новых нефтяных площадей, которая должна была увеличить предложение нефти в рамках национальных границ.

Налоговая политика государства также оказывает существенное влияние на добычу нефти. В целях расширения нефтяного производства и привлечения инвестиций нефтедобывающие государства совершенствуют свои налоговые системы в отношении нефтяного сектора. Так, в 1993 г. в Великобритании был отменен специальный налог на нефтяные доходы по новым месторождениям, вводимым в разработку, а по используемым месторождениям налог был снижен с 75 до 50 %.

Сегодня производство и потребление нефти постепенно приходят в равновесие, запасы остаются на рекордно высоких уровнях. ОПЕК совместно с Венской группой приступила к реализации обещанного сокращения добычи нефти с целью ускорения корректировки запасов. Спрос на нефть вырос на 1,7 млн барр./день, такое же значение было отмечено в 2016 г. Это произошло в контексте разговоров о пике спроса на нефть, повышении производительности автомобилей, популярности электромобилей. Все эти факторы имеют место, но устойчиво низкие цены могут произвести обратный эффект. Неудивительно, что спрос на нефть в 2017 г. по-прежнему определялся странами - импортерами нефти, получившими сверхприбыль от неожиданного падения цен, в то время как в Европе и в США наблюдался заметный рост цен по сравнению с их уровнем за последние 10 лет11.

Влияние сокращения производства можно увидеть в рамках динамики роста предложения на нефть. С точки зрения агрегированных показателей рост производства в 2017 г. (0,6 млн барр./день) был аналогичным росту в 2016 г. Затем после увеличения производства нефти в 2016 г. на 1,6 млн

11 BP Statistical Review of World Energy. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/en/corporate/ pdf/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2018-full-report.pdf (дата обращения: 24.07.2018).

барр./день объем производства ОПЕК и членов Венской группы упал на 0,9 млн барр./день в 2017 г. в связи с сокращением производства. После падения в 2016 г. показатели добычи нефти в странах, не входящих в Венскую группу во главе с США, выросли на 1,5 млн барр./день, обогнав Ливию. Венская группа поставила себе цель сократить производство нефти почти на 1,8 млн барр./день по сравнению с показателями октября 2016 г. На практике сокращение производства превысило запланированный уровень, составив в апреле 2018 г. почти 2,5 млн барр./день. Это отклонение было сосредоточено в Венесуэле, где экономический и политический кризис привел к сокращению производства почти на 700 кбарр./день, что намного превысило целевое сокращение на 100 кбарр./день в Саудовской Аравии и Анголе12.

Спад добычи нефти сыграл значительную роль в увеличении темпов снижения запасов нефти до обычного уровня в 2017 г. Ежедневное потребление нефти превысило производство, в результате чего коммерческие запасы ОЭСР упали на 150 млн. барр., а в марте 2017 г. в целом соответствовали 5-летнему нестабильному среднему показателю, первоначально выделенному Венской группой.

Сведение воедино указанных показателей спроса и предложения сказалось на ценах на нефть. По мере того, как сокращение производства начало регулироваться, а запасы начали падать, цены стали значительно расти и достигли максимальной оценки в 66 долл./барр. к концу 2017 г. Увеличение пропускной способности наряду с продолжающимся спадом доступности в Латинской Америке позволило расширить площади для нефтеперерабатывающих заводов в США и Европе после того, как они были уменьшены в 2016 г. Увеличение объемов нефтепереработки, а также год слабого роста мощностей подтолкнули ее к росту до максимального уровня по сравнению со стабильным уровнем в течение 10 лет. Маржа нефтепереработки также выросла, чему способствовали ураган «Харви», высокие показатели ее использования и снижение запасов продукции до среднего значения13.

В Российской Федерации добыча и переработка нефти является одним из самых распространенных и, соответственно, самых прибыльных видов предпринимательской деятельности. В 2015 г. полная себестоимость добычи (поставки) 1 т нефти составила 8784,6 тыс. руб.14 В 2016 г. было добыто и переработано 549 млн т нефти, включая газовый конденсат. При этом объем нефти, поступившей на первичную переработку, составил 285 млн т. Высо-

12 BP Statistical Review of World Energy.

13 Ibid.

14 Полная себестоимость добычи (поставки) тонны нефти (добыча нефти, Российская Федерация). URL: http://cbsd.gks.ru/# (дата обращения: 14.08.2018).

кий уровень организации нефтяной промышленности способствовал увеличению числа предприятий в данной отрасли. Если в 2005 г. существовало 795 нефтяных организаций и их обособленных подразделений, то в конце 2015 г. показатель увеличился и достиг 967 организаций (в то же время их количество значительно снизилось по сравнению с 2014 г., когда число нефтяных организаций составляло 1110)15.

Россия, обладающая чрезвычайно богатыми запасами нефти и развитым нефтедобывающим сектором, является одним из самых крупных экспортеров сырья на мировой рынок. Значительную часть дохода российского бюджета составляют поступления от экспорта нефти. В 2016 г. экспорт нефти и нефтепродуктов составил 172 млн т (в 2015 г. - 156 млн т), из которых 18,6 млн т сырой нефти и 8 млн т нефтепродуктов экспортировано в страны СНГ, 236 млн т сырой нефти и 148 млн т нефтепродуктов - в страны дальнего зарубежья. В 2016 г. цены на нефть и нефтепродукты достигли 289 долл./т и 295 долл./т соответственно16. Таким образом, в 2017 г. Россия сохранила второе место по экспорту нефти на мировом энергетическом рынке. По итогам 2017 г. показатели добычи нефти, включая газовый конденсат, фактически остались на уровне рекордных показателей 2016 г. и составили 546,5 млн т17.

Сегодня нефтяной сегмент российской экономики считается одним из двигателей прогресса страны. Топливно-энергетический комплекс занимает 1/3 промышленного производства России, т. е. около 15 % ВВП страны. К самым крупным предприятиям в нефтяном секторе относятся «Лукойл», «ТНК», «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и «Газпром». Перечисленные предприятия играют существенную роль в развитии России. Их деятельность невозможна без поддержки мелких и средних предприятий, которые занимаются разведывательными и монтажными работами, компаний, которые проводят сервисное обслуживание, строительные работы (например, строительство новых вышек), прокладку и ремонт трубопроводов18. В данной области наблюдается значительное количество правонарушений, классифицирующихся законом как незаконная предпринимательская деятельность.

Оценивая роль предпринимательства в России, необходимо проанализировать его состояние в российской нефтяной промышленности на современном этапе развития. По состоянию на январь 2018 г. добычу нефти и неф-

15 Россия в цифрах 2017: краткий статистический сборник. URL: http://www.gks.ru/free_doc/ doc_2017/rusfig/rus17.pdf (дата обращения: 15.08.2018).

16 Там же.

17 Основные результаты работы Министерства энергетики Российской Федерации за 2017 год. URL: http://government.ru/dep_news/32258/ (дата обращения: 15.08.2018).

18 Нефтегазовая промышленность России // Экспоцентр. URL: https://www.neftegaz-expo.ru/ ru/articles/neftegazovaya-promyshlennost-rossii/ (дата обращения: 15.08.2018).

тяного сырья (газового конденсата) на территории России осуществляли 288 организаций, имеющих необходимые лицензии на право пользования недрами19. При этом точное количество юридических лиц, занимающихся добычей, переработкой нефти и нефтепродуктов, определить сложно, поскольку такая деятельность часто ведется без специального разрешения.

Порядок лицензирования деятельности по добыче и разведке углеводородного сырья определяется Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах». Согласно этому закону предоставление в пользование недр, в том числе органам государственной власти РФ, оформляется лицензией. Лицензия подтверждает право пользования конкретным участком недр в определенных границах в соответствии с поставленной целью в течение установленного срока на условиях соглашения, где указаны правила такого пользования в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ и законодательством РФ о недрах. Между уполномоченным государственным органом и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования участком недр и обязательства сторон по реализации данного договора. Лицензия может предоставляться на несколько видов пользования недрами: для геологического изучения (региональные геолого-геофизические работы, геологическая съемка, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические работы и другие работы, целью которых является геологическое изучение недр, создание и ведение мониторинга состояния недр и т. д.), разведки и добычи природных ископаемых, включая использование отходов от добычи полезных ископаемых, перерабатывающих производств и др. Разведка и добыча ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или самим иностранным инвестором может осуществляться на основании соответствующего решения Правительства России. Лицензия подтверждает право лица осуществлять работы по изучению недр, разработке месторождений, размещению в пластах горных пород попутных вод и вод, которые используются такими лицами при разведке и добыче углеводородного сырья, использованию отходов от добычи ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств20.

Пользование недрами для добычи нефти может осуществляться только на основании выданной в порядке, установленном законом, лицензии. Само-

19 Об отрасли. Основные показатели. URL: https://minenergo.gov.ru/node/910 (дата обращения: 16.08.2018).

20 О недрах: Закон Рос. Федерации от 21 фев. 1992 г. № 2395-1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 10, ст. 823.

вольная добыча нефти как деятельность по пользованию недрами без специального разрешения образует состав преступления по статье 171 УК РФ. Лицензия на право пользования участками недр не представляет собой подтверждение законности предпринимательства, т. к. она не дает право на осуществление какой-либо предпринимательской деятельности, а осуществление предпринимательской деятельности не предоставляет право пользования недрами. Существует такой признак предпринимательства, как направленность на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и услуг, тогда как добыча природных ископаемых, в частности нефтяного сырья, как самостоятельная стадия его превращения в товар не приводит к извлечению прибыли, а находится за пределами такой направленности. Пользование недрами само по себе не является предпринимательской деятельностью.

Активизация предпринимательства на рынке нефти (строительство новых АЗС, сервисных точек, увеличение объемов продаж нефтепродуктов) привела к учащению случаев необоснованных проверок правоохранительных органов, которые нередко заканчиваются возбуждением уголовных дел в отношении руководителей и предпринимателей нефтяных коммерческих предприятий, являющихся посредниками при купле-продаже нефти и нефтепродуктов. В сложившейся ситуации возникает вопрос о том, вправе ли та или иная организация заниматься деятельностью по купле-продаже нефти и нефтепродуктов, их приобретению, хранению, сбыту без лицензии, предусмотренной статьей 171 УК РФ. Целью указанной нормы является предупреждение выхода предпринимательской деятельности из области государственного контроля. Из указанной статьи видно, что не все юридические лица, занимающиеся нефтебизнесом, обязаны получать специальное разрешение на соответствующую деятельность. Лицо, которое напрямую не связано с переработкой, хранением и транспортировкой нефти по магистральным нефтепроводам, с эксплуатацией АЗС, не обязано получать лицензию, поскольку его деятельность не представляет интереса с точки зрения целей государственного контроля.

Магистральный трубопровод является единственным «несамодвижущимся» видом транспорта и обладает особенностью передвижения нефти, нефтепродуктов, газа и углеводородного сырья при постоянном стационарном положении трубопровода. От нефтедобывающих заводов к потребителям проложена система трубопроводов, где хранятся и проходят под высоким давлением десятки видов нефтепродуктов, включая бензин, керосин, дизельное топливо, печное топливо и т. д. Преимущество трубопроводного транспорта нефти заключается как в низкой себестоимости, возможности его про- 81 -

кладывания в любой местности, на любые расстояния и направления, простоте обслуживания, автономии от погодных условий, легкой поддаче автоматизации, так и в относительно минимальных транспортных потерях углеводородного сырья. К недостаткам относятся значительные вложения при строительстве магистрали, а также наличие ограничений на количество видов энергоносителей, подлежащих перекачиванию21.

Сравнивая специализированные нефтепроводы и продуктопроводы, следует отметить, что сеть последних отличается крайней разветвленностью (напоминает «кровеносную систему» организма страны), поскольку охватывает большую сферу потребления. Системой нефтепроводов объединяются нефтяные месторождения и нефтеперерабатывающие заводы, размещенные в промышленных регионах России. Данный способ перекачки нефти способствует образованию смеси ее различных сортов в местах их контакта. Убытки от потери качества при образовании смеси, а также расходы на их переработку малы по сравнению с общими затратами при строительстве параллельных ниток трубопроводов22.

В России магистральные трубопроводы, используемые в настоящее время, были построены в период с 1960-х по 1980-е гг., когда объем перекачиваемой нефти и нефтепродуктов составил 163 млн т; в 1980-е гг. цифра достигла 574 млн т.23 В 1990-е гг. трубопроводы частично находились на поверхности земли, что позволяло водителям заправлять автомобили, заплатив за горючее небольшую сумму. Когда цены на нефть резко возросли, все трубопроводы «спрятали» под землю. Сегодня большая часть существующих трубопроводов расположена под землей на расстоянии от 0,2 до 2 м глубиной. За их сохранностью следить довольно сложно. Надземные трубопроводы, находящиеся на высоте нескольких метров, лучше всего защищены от посягательств извне. При контроле подземных трубопроводов возникает проблема учета нефтепродуктов, существует большая вероятность кражи при их транспортировке, в результате чего появляется возможность ведения незаконной предпринимательской деятельности.

Объекты трубопроводного транспорта, обладая всеми признаками источника повышенной опасности, относятся к категории опасных производственных объектов и ввиду этого к ним ограничен свободный доступ. Магист-

21 Технология последовательной перекачки нефти и нефтепродуктов по трубопроводу // Oilresurs. URL: https://oilresurs.ru/artides/obshchie-svedeniya-o-tekhnologii-posledovatelnoy-pere-kachke-nefti-i-nefteproduktov-po-truboprovodu/ (дата обращения: 17.08.2018).

22 Там же.

23 Как осуществляется трубопроводный транспорт нефти? // NeftOk. URL: https://neftok.ru/trans-portirovka/truboprovodnyj-transport-nefti.html (дата обращения: 17.08.2018).

ральный нефтепровод представляет собой технологически неделимый централизованно управляемый производственный комплекс, который состоит из производственный площадок, включающих здания, трубопроводы, оборудования, сооружения, целью которых является транспортировка нефти и нефтепродуктов, подготовленных в соответствии с требованиями законодательства стран - участниц СНГ, от пунктов приема до пункта сдачи потребителю. Объекты магистрального трубопровода (МТ) делятся на площадочные и линейные. К последним относятся трубопроводы, включая переходы через арматуру, установки электрохимической защиты от коррозии, естественные и искусственные препятствия, сооружения технологической связи, вдольтрас-совые линии электропередач и др. Повреждение или отклонение от установленного режима эксплуатации линейной части технических устройств трубопровода или оборудования, влекущее нарушение герметичности с утечкой продукта объемом менее 10 м3 без загрязнения, воспламенения или взрыва, представляет собой инцидент на магистральном нефтепродуктопроводе. Такой инцидент является результатом нелегальной добычи нефти через врезку в магистральный трубопровод. Трассы нефтепроводов обозначаются опознавательными, предупреждающими и запрещающими знаками, установленными в рамках прямой видимости через 500 м на углах поворота, пересечениях с другими трубопроводами и коммуникациями. На протяжении подземной линейной части с целью исключения повреждений устанавливается охранная зона, представляющая собой участок земли, условные линии которой обозначены на расстоянии 25 м от оси трубопровода с каждой стороны. В таких зонах запрещается осуществлять какую-либо деятельность, влекущую нарушение стандартной эксплуатации нефтепроводов или их повреждение, включая открытие люков, ограждений узлов линейной арматуры, станций дренажной и катодной защиты, осмотровых и линейных колодцев, разрушение земляных

защит и др.24

При эксплуатации МТ должны обеспечиваться процесс перекачки продуктов, управление процессами, контроль за работой трубопровода и его объектов, своевременное техническое обслуживание, учет нефти, разработка и внедрение мер по сокращению потерь нефти, антитеррористическая и про-тивокриминальная защита нефтепродуктопроводов и т. д. Учет проведения операций с нефтью, оформление товарных балансов при перекачке нефти и нефтепродуктов ведется в соответствии с Инструкцией по учету нефтепро-

24 ГОСТ 34182-2017 «Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Эксплуатация и техническое облуживание. Основные положения» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

дуктов на магистральных нефтепродуктопроводах. Согласно этой инструкции акционерные общества трубопроводного транспорта принимают нефтепродукты непосредственно от заказчиков для дальнейшего перемещения сырья из пунктов производства в пункты сдачи и отгрузки по условиям договоров на услуги по транспортировке нефтепродуктов и несут ответственность за утрату25. Заказчик не ощущает потери от кражи при транспортировке нефти и нефтепродуктов, поскольку на последнем этапе он получает столько продукта, сколько необходимо было перегнать по условиям договора. От врезок терпят убытки только компании, транспортирующие нефть, вынужденные регулярно компенсировать запасы светлых нефтепродуктов (бензин, керосин, реактивное топливо, дизельное топливо) для поддержания системы в рабочем состоянии.

Следует определиться, что понимается под крупным ущербом в статье 171 УК РФ применительно к нефтяной промышленности. Существует два варианта его интерпретации: стоимость незаконно добытых запасов и ущерб в экологической сфере. При первом рассмотрении понятия Особенной части УК РФ можно прийти к выводу о том, что к статье 255 УК РФ «Нарушение правил охраны и использования недр» будет относиться ущерб в сфере экологии. В отношении данной статьи при детальном рассмотрении значительный ущерб не будет связан с причинением вреда только окружающей среде или здоровью населения, но будет соотноситься с уменьшением экономического блага. Объясняется это тем, что недра поставлены под уголовно-правовую охрану от истощения и повреждения в качестве экономического блага и одного из основополагающих ресурсов России, которые имеют стратегическое значение. Во-вторых, Закон РФ «О недрах» требует от пользователя недрами проведения энергоемких и затратных мероприятий, таких как полная разведка и извлечение полезных ископаемых, их рациональное использование, недопустимость повреждения, способного понизить качество и промышленную ценность месторождений. В-третьих, в связи с тем, что уголовное законодательство не раскрывает содержание понятия «значительный ущерб», необходимо обратиться к институтам других отраслей. В соответствии со статьей 15 ГК РФ под ущербом понимаются расходы, которые лицо произвело или должно произвести с целью восстановления нарушенного права, утраты или повреждения имущества. Наконец, формула установления размера вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых в результате

25 Инструкция по учету нефтепродуктов на магистральных нефтепродуктопроводах. РД 15339-011-97. (утв. Минтопэнерго России 23.01.1997) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

самовольного пользования недрами, вводимая пунктом 4 Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ, иллюстрирует характер вреда в рублевом эквиваленте. Установленные факты позволяют сделать вывод о том, что под значительным ущербом понимается стоимость незаконно добытого при эксплуатации недр природного ресурса, в частности нефти, т. к. именно на эту сумму снижается общее экономическое благо правообладателя недр. На практике размер похищенной нефти в результате вмешательства в систему трубопроводов составляет 20 т.

Исследуя особенности расследования преступных посягательств в сфере нефтеоборота, следует выделить следующие криминалистические характеристики: предмет преступного посягательства, способ совершения преступления, условия его совершения и личность преступника, а также сведения об обстановке совершения преступного деяния.

Предмет незаконного предпринимательства в сфере нефтеоборота является одним из наиболее существенных элементов для анализа незаконной предпринимательской деятельности и ее характеристики. При классификации нефти по химическому составу выделяется парафиновая (парафиновые углеводороды), нафтеновая и асфальтеновая (циклопарафиновые углеводороды) нефть.

Следовая картина раскрывается посредством рассмотрения носителей информации, таких как прайс-листы, упаковочный материал, печати, штампы. Незаконная предпринимательская деятельность отслеживается через учредительные документы юридического лица, а также документы, являющиеся доказательством государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, документы, подтверждающие право лица заниматься деятельностью, подлежащей лицензированию, документы контрольно-ревизионных органов, а также производственные документы, к числу которых относятся договоры, контракты, доверенности. Имеют значение личные связи предпринимателя, его персональные материалы, записи, находящиеся в мобильном телефоне, компьютере, ежедневнике. Распространено ведение бухгалтерии на ПК на арендованных в Интернете сайтах, благодаря чему становится проблематично отследить информацию даже при изъятии компьютера.

Незаконное предпринимательство в сфере нефтеоборота распространено на большой территории, которая часто включает не только несколько субъектов России, но и несколько государств. Географическое положение региона определяет способ подготовки к совершенствованию данных преступных действий. Например, в приграничных районах Уральского и Сибирского регионов подпольные предприниматели работают на контрабандном

сырье из Республики Казахстан, качество которого значительно хуже по причине высокого процента содержания в нем парафина, соответственно, данный вид нефти дешевле, чем на официальном российском рынке. Информация о месте залегания углеводородного сырья позволяет определить строгие границы и глубину залегания, в рамках которых будет возможным осуществление незаконной добычи нефти, а также ее объемы.

Переработка и хранение нефти и нефтепродуктов требует наличия обособленной территории с подъездными путями, где было бы возможно размещение необходимых для транспортировки емкостей. Преступники используют уже существующие нефтебазы или нефтеперерабатывающие заводы, редко - гаражи, нефтеналивные пункты, склады и др. В 2017 г. следователем ОРПВТ «Кировский район» СУ УМВД России по г. Томску было возбуждено уголовное дело в отношении неустановленных лиц по пункту «б» части 2 статьи 171 УК РФ по факту ведения на территории эксплуатированной нефтебазы незаконного производства дизельного топлива, мазута, смеси отработанной нефти путем использования установок по переработке нефти без лицензии на эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности. Незаконно произведенные нефтепродукты были переданы оптовым покупателям, в результате чего сумма дохода в период с мая 2016 г. по май 2017 г. составила 9 552 661,06 руб., что классифицируется как доход в особо крупном размере. В период с июня по июль 2017 г. было осуществлено хищение нефти объемом 80,8 т. Гражданину П., задержанному в июле 2017 г. по обвинению в совершении преступления по пункту «б» части 2 статьи 171 УК РФ, было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных пунктами «а», «б» части 2 статьи 171 УК РФ и пунктами «а», «б» части 4 статьи 158 УК РФ26.

Расположение мест реализации нефти зависит от уровня организации производства. Для лиц, осуществляющих переработку нефти с помощью простого самодельного оборудования и в результате получающих некачественный продукт, характерна продажа нефти на месте самого производства. Поставка такой нефти осуществляется своим транспортом сельскохозяйственным предприятиям на места их расположения. При этом поставки реализуются мелкими партиями и за наличный расчет. Организованные группы, имеющие более значительные средства для производства нефтяных продуктов, применяют более сложную систему сбыта, включая продажу крупных партий нефти через АЗС, расположенные в пределах России, а также за ее граница-

26 Апелляционное постановление № 22-351/2018 22К-351/2018 от 15 фев. 2018 г. по делу № 22351/2018 // Судебные и нормативные акты РФ. 2018. URL: http://sudact.ru/regular/doc/eig3 egQAeV5H/ (дата обращения: 18.08.2018).

ми. Оплата таким лицам осуществляется в виде безналичного перечисления, как правило, на счет фирмы-однодневки. Все чаще сложность отслеживания потоков денежных средств является причиной продажи незаконно добытой и произведенной нефти через Интернет.

Согласно исследованию Б. В. Пимонова, ввоз контрабандной нефти осуществляется автобойлерами в обход таможенных постов или железнодорожным транспортом и посредством недостоверного декларирования, использования поддельных документов, средств таможенной идентификации. Часто используется нефть, похищенная из нефтебаз или нефтетрубопроводов через врезку в них27. Количество таких преступлений значительно увеличилось. По результатам исследований, проведенных в Самарской области, в 2000 г. были зарегистрированы 33 криминальные врезки в нефтепроводы, к 2005 г. их количество увеличилось до 523.

Кража из магистральных трубопроводов, определяемая как тайное хищение чужого имущества, совершенная из нефтепровода, нефтепродуктопро-вода, газопровода, квалифицируется по пункту «б» части 3 статьи 158 УК РФ и наказывается штрафом в размере от 100 до 500 тыс. руб., в размере заработной платы (иного дохода) лица за период от 1 до 3 лет, принудительными работами на срок до 5 лет с (без) ограничением свободы на срок до 1,5 лет, лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб., заработной платы (иного дохода) лица за период до 6 мес. и с (без) ограничением свободы на срок до 1,5 лет28. Приравнивание краж из магистральных нефтепроводов к кражам из хранилищ (хозяйственные помещения, обособленные от жилых построек, участки территории, иные сооружения, предназначенные для постоянного или временного хранения нефти и нефтепродуктов, а также трубопроводы) содействует привлечению лиц, ведущих деятельность незаконно, к уголовной ответственности. На практике определить ущерб от такой деятельности, т. е. количества украденной нефти и нефтепродуктов из нефтепровода, практически невозможно, кроме случаев, когда похищенное удается изъять. Это связано с отсутствием средств, устанавливающих объем похищенной нефти в зависимости от объективных показателей, таких как диаметр врезки, изменение давления и др.

При самовольном подключении к нефтепроводу или нефтепродукто-проводу существует опасность для широкого круга правоохраняемых объектов. Ошибочные врезки в нефтепроводы или противоправное завладение нефтью провоцируют появление опасности техногенной катастрофы с серь-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 Апелляционное постановление № 22-351/2018 22К-351/2018 от 15 фев. 2018 г.

28 Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. URL: http://stykrf.ru/ (дата обращения: 29.10.2017).

езными экологическими и экономическими последствиями. Сам факт незаконной врезки содержит признаки умышленного преступления, уничтожения и повреждения имущества, совершенного против безопасности общества. Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2006 г. № 283-ФЗ такая деятельность должна квалифицироваться как приведение в негодность нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в случае, если разрушение, повреждение или их приведение каким-либо способом в негодное состояние, а также связанных с ними объектов, сооружений, средств связи, автоматики и сигнализации повлекли или могли повлечь нарушение их стандартной работы.

Субъект незаконного предпринимательства в производстве, переработке и реализации нефти и нефтепродуктов представляет собой лицо, достигшее 16-летнего возраста. Фактически в 73 % случаев такая деятельность ведется организованной группой лиц, где все роли четко распределены. Организатор деятельности после анализа законодательства и возможностей определяет способ ведения незаконного бизнеса. После этого формируется группа, где более активные участники (как правило, друзья и родственники руководителя) информируются о целях деятельности, возможных доходах и мероприятиях. Проводится набор рядовых участников, которым не раскрываются ни цели деятельности, ни сумма дохода. При этом одни члены группы участвуют в организации, другие добывают сырье, осуществляют его транспортировку, переработку, хранение и реализацию. В развитых группировках участники имеют связи в аппарате государственной власти, местном управлении и нефтегазовой промышленности. «Грязная» работа (перевозка, хранение и др.) осуществляется разными группами исполнителей, связь между которыми исключена. Лица, специально нанятые с целью осуществления врезок в нефтепровод, обычно не обладают информацией о полученном от деятельности доходе, который распределяется организатором преступления без отчета. Криминальные деньги от незаконно добытой нефти и нефтепродуктов, инвестированные группировками в дальнейшее развитие нефтяного незаконного предпринимательства, возвращаются в течение 1-2 мес. и позволяют оснащать преступников достижениями научно-технического прогресса для дальнейшей «добычи» ресурсов.

Таким образом, незаконная предпринимательская деятельность в области оборота нефти и нефтепродуктов является одной из самых распространенных в России, это связано с существенными объемами добычи сырья и большими возможностями для реализации такой деятельности.

Изложенное позволяет говорить о целесообразности и крайней необходимости сосредоточения усилий различных субъектов на борьбе с незаконной предпринимательской деятельностью как в сфере оборота нефти и продуктов ее производства, так и в любой другой экономической отрасли, будь

то предпринимательская деятельность в области незаконной добычи полезных ископаемых или медицинской, транспортной областях, в транспортировке опасных грузов и т. д. Основополагающей целью этих субъектов является борьба с преступностью в области ведения предпринимательства. Можно выделить несколько групп таких субъектов, к полномочиям которых относится данный вид деятельности. Первая группа включает федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, вторая группа охватывает правоохранительные органы, третья группа - самих предпринимателей.

Органы государственной власти и местного самоуправления устанавливают основные задачи превентивной работы, координируют деятельность подчиненных им органов по направлению контроля предпринимательской деятельности, обеспечивают финансирование региональных и местных программ и контролируют их реализацию. Ключевым направлением является совершенствование правового обеспечения профилактических работ, которое способствовало бы устранению обстоятельств, воздействующих на рост числа преступлений по статье 171 УК РФ. Правовые меры следует дифференцировать как на региональном, так и на общегосударственном уровне, одновременно отражая всю направленность превентивной деятельности.

Увеличение числа преступлений, предусмотренных статьей 171 УК РФ, вызвано также недостаточностью мер по координации деятельности правоохранительных органов, связанной с профилактикой незаконного предпринимательства. Вопрос о координации деятельности субъектов системы профилактики является одним из наиболее актуальных в связи с тем, что непривлечение виновных к ответственности по выявленным фактам совершения преступления является результатом недостаточного взаимодействия различных подразделений правоохранительных органов и отсутствия эффективной координации в деятельности государственных органов.

При этом под координацией будет пониматься согласование действий правоохранительных структур по борьбе с преступностью по цели, месту и времени проведения соответствующих работ, программе и исполнителю, учитывая компетенции каждого органа. Взаимодействие складывается из совместной деятельности координируемых субъектов. Такой деятельностью выступает информирование органов государственной власти о состоянии правопорядка, мерах по его укреплению, а также результатах деятельности предотвращения реализации незаконного предпринимательства и устранения его последствий.

Формы координации могут быть разными: совместное изучение положения дел с экономической преступностью в регионе и стране, включая процессы развития незаконного предпринимательства и определение круга во- 89 -

просов, требующих координируемых действий правоохранительных органов, взаимосогласованные мероприятия по борьбе с экономическими преступлениями, включая незаконную предпринимательскую деятельность, разработка мер по предупреждению преступлений и проведение мероприятий по укреплению законности и т. д.

Согласно Положению «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» 29 взаимодействие должно осуществляться в следующих формах:

- проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов,

- обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью,

- совместные выезды в регионы для проведения координированных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам,

- создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений,

- проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, содействующих их совершению,

- многостороннее использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных учебных мероприятий,

- в процессе деятельности оказание обоюдной помощи в обеспечении собственной безопасности,

- издание совместных организационно-распорядительных документов,

- выпуск совместных информационных изданий,

- разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности и др.

Можно говорить о необходимости группировки форм взаимодействия правоохранительных органов по предупреждению преступлений, включая незаконное предпринимательство. В целях повышения эффективности координационных действий правоохранительным органам следует учитывать наличие составляющих элементов, к которым относятся меры по управлению деятельностью органов, связанной с выявлением и устранением причин и условий, способствующих ведению незаконной предпринимательской деятельности, меры по организации индивидуально-профилактических мероприятий в отношении лиц, расположенных к совершению рассматриваемого преступ-

29 О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: указ Президента Рос. Федерации от 18 апр. 1996 г. № 567 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ления, а также меры по контролю за результатами индивидуально-профилактических операций.

По итогам опроса сотрудников правоохранительных органов, проведенного в 2014 г., выяснилось, что только 15,5 % респондентов оценивают существующие возможности для борьбы с незаконным предпринимательством как хорошие, 26,2 % - как средние, 7,1 % - как слабые и ни одного процента - как отличные. При этом слабый показатель в отношении результатов борьбы с незаконным предпринимательством был выбран 21,4 % респондентов, средний -17,9 %, хороший - 1,8 % и только 0,6 % - отличный. Из этого можно заключить, что если существующие возможности для борьбы с незаконным предпринимательством оцениваются выше среднего уровня, то ее результаты оцениваются как слабые. Одной из причин таких выводов является отсутствие должной координации действий правоохранительных органов, направленных на профилактику незаконной предпринимательской деятельности.

В отношении незаконного предпринимательства в сфере оборота нефти и нефтепродуктов предлагается следующее. Ввиду недостаточной разработанности признаков указанного преступления следует сформировать у сотрудников правоохранительных органов современное представление об области такой деятельности, времени и потенциальных местах ее осуществления, обстановке совершения преступления и характерных его следах, а также об отличительных свойствах самого объекта преступления. Знание классификации нефти по ее химическому составу также будет способствовать четкому представлению о направлении всей преступной деятельности в отмеченной сфере. Необходимым условием эффективного противодействия незаконному предпринимательству будет являться установление сведений о личности преступника, а также о его окружении.

Правоохранительным органам следует предусмотреть в деятельности юридических лиц по обороту нефти и нефтепродуктов способы приобретения сырья, а также пути его реализации, в частности в розничной торговле, использовании продукции в производственных целях или добыче нефти для ее экспорта из России. Во многом поиск такой информации зависит непосредственно от сведений о самих субъектах преступления и масштабах их деятельности.

Важным является проведение индивидуально-профилактических мероприятий для лиц, склонных к ведению незаконной предпринимательской деятельности. Такие мероприятия предполагают как организацию работ правоохранительных органов по выявлению лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность незаконно (проведение проверок), а также лиц, входящих в группу риска, так и анализ полученной информации с целью принятия дальнейших решений по постановке таких лиц на профилактический учет.

Одновременно с проведением индивидуально-профилактических мер предполагается осуществление контроля за их организацией и результатами. Подобное управление способствует определению рационального поведения субъекта предпринимательской деятельности при сосредоточении всесторонних усилий в ситуации выбора наиболее эффективного способа реализации мер, ориентированных на защиту общественных отношений от преступлений экономического характера.

Рассматривая факторы, способствующие развитию незаконного предпринимательства в России, следует выделить причины совершения этого преступления, в числе которых экономические, политические, правовые, социально-психологические, организационные, технические и др. К общим причинам можно отнести несоответствие законодательной базы современному развитию экономических отношений. Для большинства граждан характерны отсутствие необходимых навыков экономического поведения в условиях развитой рыночной экономики, а также низкая осведомленность о правилах ведения предпринимательской деятельности. В связи с этим необходимо активизировать работу по правовому воспитанию граждан, включающую правовое обучение, проведение консультаций, конкурсов, бесед, воспитательное воздействие закона и юридической практики.

Ключевым моментом, сдерживающим развитие эффективности в действиях по борьбе с незаконным предпринимательством, является несоразмерность доходов предпринимателей от незаконной деятельности и штрафа, налагаемого на них. Действующая законодательная база предусматривает штрафы, которые фактически не влияют на деятельность предпринимателей. В целях дальнейшего контроля предпринимательства и предотвращения незаконной предпринимательской деятельности представляется целесообразным создать на региональном уровне рабочие группы, которые смогли бы проанализировать ситуацию в рамках соответствующих субъектов Российской Федерации и подготовить предложения по ужесточению наказания для незаконных предпринимателей30.

Уместно и создание ряда норм стимулирующего содержания, направленных на поощрение лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, в частности в сфере оборота нефти и нефтепродуктов, которые не нарушают законодательство в области предпринимательской деятельности. Например, этим лицам можно предоставить право получать лицензию на опре-

30 Дополнительные меры противодействия незаконному предпринимательству разработают в Приморье. URL: http://www.primorsky.ru/news/140486/ (дата обращения: 19.08.2018).

деленную деятельность на более длительный срок. Это даст им возможность в дальнейшем развивать добычу углеводородного сырья.

Особая роль в противодействии незаконному предпринимательству должна быть отведена самим предпринимателям. Прежде всего, им необходимо знать как минимум все законы, относящиеся к ведению предпринимательской деятельности, ее организации и дальнейшему осуществлению, условия несения ответственности и др. С целью предотвращения возникновения проблем с законом им следует обращаться за консультацией к квалифицированному юристу, способному дать необходимую информацию об осуществлении предпринимательской деятельности.

Таким образом, осуществление противодействия незаконному предпринимательству зависит от многих факторов, начиная с деятельности государственных органов и заканчивая знаниями и умениями самих предпринимателей. Значение имеют координационные работы правоохранительных органов, а также их совместные мероприятия с органами государственной власти. Преимущественным в решении рассматриваемого вида преступления является достижение стабильности экономической ситуации в стране, совершенствование социально-экономического положения в обществе, благодаря чему необходимость в ведении незаконной предпринимательской деятельности среди населения исчезнет.

Библиографический список

Багаутдинов Ф. Н., Гумаров И. А. Уголовная ответственность за хищение из магистральных трубопроводов // Журнал российского права. 2008. № 2 (134).

Безверхов А., Адоевская О. Проблемы дифференциации уголовной ответственности за кражу, совершенную из нефтепровода и нефтепродуктопро-вода // Уголовное право. 2007. № 2 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Бешуков А. Г. Криминологическая характеристика и уголовно-правовые меры противодействия незаконному предпринимательству // Современная научная мысль. 2012. № 1.

Бобылев Ю. Н., Четвериков Д. Н. Факторы развития рынка нефти. М.,

2006.

Бочаров А. И. Актуальные проблемы борьбы с преступностью в сфере незаконного оборота нефти и продуктов ее переработки // Проблемы правоохранительной деятельности. 2007. № 1.

Винокуров В. Н., Тепляшин П. В. Проблемы квалификации незаконной добычи песчано-гравийной смеси // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2017. № 1 (26).

Еремченко В. И. Противодействие незаконной предпринимательской деятельности в сфере оборота сельскохозяйственной продукции в условиях

санкций и политики импортозамещения // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 1 (31).

Кургузкина Е. Б., Щеглова С. А. Меры специально-криминологического предупреждения незаконного предпринимательства в сфере медицинской и фармацевтической деятельности // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2015. № 3 (46).

Лебединский Н. А. Тенденции развития мирового рынка нефти // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2016. № 12.

Пимонов Б. В. Особенности производства допроса по уголовным делам о незаконном предпринимательстве, совершенном в сфере оборота нефти и нефтепродуктов // Концепт. 2014. № 29. URL: https://e-koncept.ru/2014/ 14841.htm?view (дата обращения: 18.08.2018).

Пимонов Б. В. Содержание криминалистической характеристики незаконного предпринимательства в сфере оборота нефти и нефтепродуктов // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 4.

Романец Н. Н. Методика расследования преступлений в сфере оборота горюче-смазочных материалов // LawTheses.com. 2005. URL: http://lawtheses. com/metodika-rassledovaniya-prestupleniy-v-sfere-oborota-goryuchesmazochnyh-materialov (дата обращения: 09.11.2017).

Романец Н. Н. Особенности транспортировки горюче-смазочных материалов по трубопроводам как элемент обстановки совершения краж ГСМ // Теория и практика общественного развития 2005. № 1.

Сергеев В. И. Проблемы лицензирования отдельных видов деятельности с точки зрения квалификации криминального предпринимательства // Право и экономика. 1999. № 9.

Середа И. М. К вопросу о специально-криминологических мерах профилактики незаконного предпринимательства // Юридическая наука. 2014. № 4.

Сережкина К. Н. Системный анализ уголовно-правовых положений федерального закона РФ от 30 декабря 2006 г. № 283-Ф3 // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2007. № 1.

Onibalusi A. 5 Ways to Protect Your Small Business Against a Legal Fallout // Entrepreneur. 2016. URL: https://www.entrepreneur.com/article/279077 (accessed: 19.08.2018).

Информация для цитирования

Семякин М. Н., Губарева А. В. Правовое регулирование противодействия незаконному предпринимательству // Ex jure. 2020. № 2. C. 72-94. DOI: 10.17072/2619-0648-2020-2-72-94.

Semyakin M. N., Gubareva A. V. Legal Regulation of Counteraction to Unlawful Entrepreneurship. Ex jure. 2020. № 2. Рр. 72-94. (In Russ.). DOI: 10.17072/2619-0648-2020-2-72-94.

V и

W

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.