Правовое регулирование пропаганды наркотических средств в РФ
Legal regulation of propaganda of narcotic drugs in Russia
Аметова Софья Искандеровна.
Студент 1 курса, Институт экономики и управления федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» РФ, г. о. Самара e-mail: Sofya. [email protected]
Ametova Sofya I.
1nd year student, Institute of Economics and management Samara National Research University Russia, Samara e-mail: Sofya. [email protected]
Шиханова Елена Геннадьевна
Ассистент кафедры социальных систем и права федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» РФ, г.о. Самара e-mail: EGShikhanova@yandex. ru
Shikhanova Elena G.
Assistant, Department of social systems and law Samara National Research University Russia, Samara e-mail: EGShikhanova@yandex. ru
Аннотация.
Наркотические средств и их распространение - это основная проблема социально-правовой области во всех странах мира. Каждый год Правительством РФ разрабатываются меры по пресечению, в том числе профилактические, распространения наркотиков и минимизации их пропаганды. В рамках представленной статьи проанализированы основные аспекты проблематики пропаганды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в современном обществе.
Annotation.
Narcotic substances and their distribution are the main problem of the social sphere in all countries of the world. Every year, the government develops measures to curb the spread of drugs and minimize their propaganda. Within the framework of the presented article the main points concerning the problem of propaganda of narcotic substances in modern society are analyzed.
Ключевые слова: пропаганда, наркотические средства, психотропные вещества, профилактика, наркомания, способы пропаганды, молодежь.
Keywords: propaganda of narcotic means, psychotropic substances, prevention, addiction, youth.
В законодательстве Российской Федерации пропаганда определяется как «информирование населения в целях привлечения, осуществляемого через средства массовой информации, а также посредством издания и распространения литературы, рекламных материалов, организации тематических выставок и использования других способов информирования населения помощью средств массовой информации или каким-либо иным способом массового воздействия» [1]. В наши дни пропаганда наркотических веществ приобрела большую актуальность. Но стоит отметить, что в разных странах за подобного рода деяния предполагаются разные формы привлечения к ответственности, в том числе к самой суровой форме наказания - смертной казни. К таким государствам относятся страны мусульманской культуры и исламского толка:
1. Иран
2. Ирак
3. Судан
4. Египет
5. Ливия
6. Пакистан
7. Нигерия
8. Камерун
9. Уганда
10. Эритрея
11. Отчасти также Китай и Вьетнам
Целью исследования проблематики распространения наркотических веществ является обнаружение методов и средств недопущения данных препаратов в массы, а также выявление профилактических мер по устранению пропаганды, распространяющейся посредством различных СМИ.
Каким же образом на сегодняшний день эффективней всего осуществлять пропаганду наркотиков посредством СМИ? Очевидно, вывод напрашивается сам собой: лучшим способом сделать общество наркозависимым - это использовать средства новой формации, такие как продакт плейсмент. Что же используется для продвижения и развития наркотических препаратов в пропагандистских целях в наше время? Основные способы:
1. Песни народной эстрады, наиболее популярные композиции таких международных певцов, как: Леди Гага, Тимати, Мадонна, Рамштайн, Скутер, Линда и другие.
2. Криминальные драмы и боевики, реже комедии, главным образом, западного кинематографа. Например, американский триллер «575», «Остаться в живых», «Любовь или смерть», «Секс в большом городе», «Проститутка», «Буря в пустыне», «Меч» многие другие.
3. Значительное место в пропаганде наркотиков занимает также интернет. На сегодняшний день в Гугле, Яндексе и в других поисковых системах можно найти множество предложений, которые в той или иной мере делают рекламу наркотиков, в том числе тяжелых, таких как: героин, кокаин, марихуана, план и других психотропных веществ.
К сожалению, следует сказать, что ни один известный на сегодняшний день способ борьбы с пропагандой наркотических средств нельзя назвать в полной мере эффективным. Важную роль на воздействие умонастроений людей играет музыка эстрадных певцов. Одним из ярких примеров такого рода может выступать песня певицы Линды в 1995 году, которая называется «Марихуана». В данном случае имеет место открытая
реклама данного наркотика, конечной целью которого является приобретение и употребление наркотического психотропа после просмотра видео-клипов певицы. По самым скромным оценкам, продажи марихуаны, а также любых ее наркотических производных увеличились более чем на 400% по сравнению с годом ранее (информация из газеты «Комсомольская правда» за 1996 год).
Главной проблемой являлось то, что на данной пропаганде строилась общественная жизнедеятельность российского и других постсоветских обществ на протяжении как минимум шести лет, с 1994 по 2000 годы вплоть до смены политической власти в стране. На почве растущей пропаганды наркотиков значительно участились случаи суицидальных исходов вследствие отсутствия возможностей приобрести новую дозу, рост криминала, проституции, воровства и особенно убийств. Летом 1997 года РФ заняла первое место в мире по числу убийств и самоубийств по причине всесторонней пропаганды наркотиков, обогнав тем самым даже такие страны, как Сомали, Колумбию, Афганистан и Судан.
Приходится с горечью признать, что в связи со стопроцентной криминализацией всех рычагов власти в России, от «кремлевской» власти до властей местного самоуправления вплоть до 2001 года, борьба в стране с таким явлением, как пропаганда легких и тяжелых наркотиков, велась крайне неэффективно. Ни один учредитель организаций по производству, доставке и продаже марихуаны, гашиша, героина и плана не предстал перед судом даже в настоящее время, несмотря на официально действующие нормативно-правовые акты, регулируемые УК РФ от 1994 года.
Каким образом найти решение проблемы с пропагандой наркотиков в наши дни? Для того чтобы оценить масштабы деятельности сил, которые по-настоящему эффективно борются с таким пагубным явлением, как пропаганда наркотиков, следует обратиться к современным источникам, которые официально публикуются в СМИ РФ с 1999 года. Стоит отметить, что для действительно продуманных средств борьбы с пропагандой наркотиков, необходимы особые институциональные единицы, которые способны бороться с данным явлением эффективно. По самым последним исследованиям, проведенными уголовно-следственным аппаратом МВД РФ, именно суровые меры наказания способны уничтожить это зло, а вместе с тем приносить в федеральную казну баснословные суммы, которые ранее оседали в карманах создателей пропаганды.
На сегодняшний день основной причиной блокировки доступа во всемирную сеть на территории Китая, а также в Туркменистане, Иране и Пакистане, в первую очередь к видеоресурсам, является то, что интернет стал настоящим рассадником пропаганды смерти в виде музыкальных форматов, видеоигр и телевикторин. На территории восточных стран строго запрещен показ западных кинокартин, в которых имеются хотя бы минимальные признаки пропаганды наркотиков. Спецслужбы всех заинтересованных государств эффективно борются с любыми проявлениями пропаганды наркотических средств, не щадя ни производителей, ни транспортировщиков, ни продавцов таких материалов.
На сегодняшний день в РФ на законодательном уровне, закреплено понятие пропаганды и установлена административная ответственность за данное правонарушение: статья 6.13. «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ [2]. В данной статье закреплены взыскания за пропаганду и незаконную рекламу наркотических веществ. Ужесточение контроля способствует формированию целостной системы по истреблению пропаганды потребления и распространения запрещенных наркотических продуктов, главная цель которой сохранить безопасность и здоровье общества.
Несмотря на столь незначительные период введения в действие статьи 6.13 КоАП, уже имеется практика
применения. Первым примером может послужить дело № 5-187/2017, рассматривающее случай административного правонарушения в городе Балаково гражданином Г., который выкрикивал пропагандистские лозунги, призывающие к употреблению наркотического средства. Г. сознавал противоправный характер своего действия, предвидел его вредные последствия и относился к ним безразлично. Деяние Г. мировой судья квалифицировал по части 1 статьи 6.13 КоАП, как пропаганда наркотических средств и назначил ему наказание в виде административного штрафа в сумме 4000 рублей [3].
В деле № 5-414/2017-8 ООО «Х.» в торговом павильоне совершило также административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.6.13 КоАП РФ. Данная организация пропагандировала марихуану посредством яркой упаковки 4 картонных коробок (с изображением конопли) с подарочными курительными наборами, находившимися на витрине, с надписью, призывающей попробовать данный вид наркотика. Поскольку ООО «Х.» осуществляло деятельность по продаже 4 коробок, на которых имелось изображение человека с сигаретой, листок конопли, что говорит о пропаганде курения конопли. Также продажа данного товара попадает под понятие рекламы, так как главной целью их деятельности является привлечение внимания к продаваемому объекту и к курению конопли. Таким образом, суд постановил признать ООО «Х.» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.13 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей с конфискацией изъятого товара: 4 картонных коробок с подарочными курительными наборами, обратив их в собственность РФ [4].
Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что введение статьи 6.13 КоАП РФ было необходимой мерой для пресечения пропаганды наркотических веществ в РФ. Несмотря на все профилактические меры, именно она предусматривает административные наказания за данный вид нарушения и предотвращает их, несмотря на проблемы, которые предполагаются исследователями в связи с введением и последующим применением данной статьи.
Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью говорить о том, что на сегодняшний день большинство стран мира способны эффективно бороться с любыми проявлениями пропаганды наркотиков. Для этого применяются самые жесткие меры наказания по отношению к организованным преступным группам. Те времена, когда можно было беспрепятственно заниматься пропагандой материалов наркотического характера, ушли в прошлое, хотя даже в настоящее время большинство российских и западных специалистов в сфере продакт-плейсмента, создают по-настоящему продуманную культуру внедрения оптимальных форм пропаганды наркотиков благодаря работе с подсознанием потребителей.
Несмотря на то, что ФЗ «О рекламе» [8] официально запрещает использование радио-, теле-, аудио- и видеоматериалов в распространении скрытой рекламы, большинство современных специалистов в области работы с подсознанием потребителей способны провести эффективные работы по внедрению пропагандистских идей в рекламную область. Подобная ситуация наблюдается также и в наиболее развитых странах мира, в которых, в случае нарушения законов в сфере распространения наркотических препаратов, организация по защите прав потребителей способна обратиться в верховные инстанции Европейского суда с целью пресечения любых антиконституционных мер, которые ущемляют права потребителей. Подобные же действия в решении спорных вопросов закреплены также в Конституции РФ.
Проанализировав постановления некоторых субъектов РФ, можно выделить на 2017 год следующие профилактические меры по устранению пропаганды наркотических веществ:
«- устранение любой рекламы, связанной с наркотиками;
- выявление распространителей наркотиков среди населения;
- проведение профилактических бесед в школе;
- социальная реклама на ТВ, радио, стендах на улице;
- проведение специализированных марафонов против наркотических веществ;
- выпуск социальных фильмов, направленных на привитие отторжение от наркотической тяги;
- устранение пропаганды наркотиков среди «селебрити» » [5,6,7].
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что по мере популяризации СМИ уровень пропаганды наркотических веществ растет с каждым годом. Однако, при современных условиях развития социальной, экономической, политической и правовых сфер общества появляется множество профилактических мер для ее предотвращения. В последние годы усилено правовое регулирование данного феномена с помощью конкретизации явления в таких нормативно-правовых актах, как: КоАП РФ, N 38-Ф3 «О рекламе», N З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и др.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон "О донорстве крови и ее компонентов" от 20.07.2012 N 125-ФЗ (последняя редакция).
2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.06.2017).
3. [Электронный ресурс] https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-2-goroda-balakovo-saratovskoj ^^^^-237819463/.
4. [Электронный ресурс] https://rospravosudie.com/court-petrozavodskij-gorodskoj-sud-respublika-kareliya-s/act-555929934/.
5. Распоряжение от 26 декабря 2016 года N 14553 «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика наркомании в городе Челябинске в 2017 - 2019 годах».
6. Постановление от 29 ноября 2013 года N 522-П «О Государственной программе Камчатского края: «Профилактика правонарушений, терроризма, экстремизма, наркомании и алкоголизма в Камчатском крае на 2014-2018 годы».
7. Постановление от 10 января 2013 года № 25 «Об утверждении плана мероприятий по противодействию наркомании и зависимости от других психоактивных веществ в городе Нижнем Новгороде на 2013-2017 годы».
8. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция).