Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
198
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / РОБОТОТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Конев Сергей Игоревич, Кунина Ирина Леонидовна

Положения концептуальных нормативных документов, рассчитанных на длительную перспективу, позволяют утверждать, что в России технология искусственного интеллекта будет внедряться в различные отрасли, в том числе и в топливно-энергетический комплекс. Авторами выдвинута гипотеза, что наиболее перспективными направлениями в данной сфере является промышленная робототехника и анализ больших массивов информации, связанных с разведкой, разработкой и добычей полезных ископаемых. С правовой точки зрения требуется разработка требований к безопасному использованию искусственного интеллекта, стандартов защиты конфиденциальной информации в связи с применением указанной технологии, стандартов, определяющих требования к операторам подобных систем в топливно-энергетическом комплексе и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE APPLICATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGY IN THE FUEL AND ENERGY COMPLEX OF RUSSIA

The provisions of conceptual normative documents designed for the long term make it possible to assert that in Russia artificial intelligence technology will be introduced into various industries, including the fuel and energy complex. The authors put forward a hypothesis that the most promising areas in this area are industrial robotics and the analysis of large amounts of information related to the exploration, development and production of minerals. From a legal point of view, it is required to develop requirements for the safe use of artificial intelligence, standards for the protection of confidential information in connection with the use of this technology, standards that define the requirements for operators of such systems in the fuel and energy complex, etc.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ»

Административное право; административный процесс

DOI 10.47643/1815-1337 2020 11 93

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО

ИНТЕЛЛЕКТА В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ КОНЕВ Сергей Игоревич,

старший преподаватель кафедры информационного, энергетического права и уголовно-правовых дисциплин

Российского государственного университета нефти и газа

(национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина.

E-mail: sj-13@yandex.ru;

КУНИНА Ирина Леонидовна

старший преподаватель кафедры информационного, энергетического права и уголовно-правовых дисциплин Российского государственного университета нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина. E-mail: sj-13@yandex.ru

Краткая аннотация: положения концептуальных нормативных документов, рассчитанных на длительную перспективу,

позволяют утверждать, что в России технология искусственного интеллекта будет внедряться в различные отрасли, в том числе и в топливно-энергетический комплекс. Авторами выдвинута гипотеза, что наиболее перспективными направлениями в данной сфере является промышленная робототехника и анализ больших массивов информации, связанных с разведкой, разработкой и добычей полезных ископаемых. С правовой точки зрения требуется разработка требований к безопасному использованию искусственного интеллекта, стандартов защиты конфиденциальной информации в связи с применением указанной технологии, стандартов, определяющих требования к операторам подобных систем в топливно-энергетическом комплексе и др.

Abstract: the provisions of conceptual normative documents designed for the long term make it possible to assert that in Russia artifi-

cial intelligence technology will be introduced into various industries, including the fuel and energy complex. The authors put forward a hypothesis that the most promising areas in this area are industrial robotics and the analysis of large amounts of information related to the exploration, development and production of minerals. From a legal point of view, it is required to develop requirements for the safe use of artificial intelligence, standards for the protection of confidential information in connection with the use of this technology, standards that define the requirements for operators of such systems in the fuel and energy complex, etc.

Ключевые слова: искусственный интеллект, правовой режим, топливно-энергетический комплекс, большие данные, робототехника

Keywords: artificial intelligence, legal regime, fuel and energy complex, big data, robotics

Информация является «нефтью XXI века» [2], смена индустриальных полюсов с механической техники в сторону интеллектуальной позволяет реализовывать цели, которые были заложены еще в 2000 году в Хартии глобального информационного общества. А именно: с помощью информационных технологий эффективно и творчески решать экономические проблемы. Одной из таких технологий является искусственный интеллект (далее - ИИ), возможности которого позволяют оптимизировать множество процессов в промышленности. Собственно, процесс внедрения ИИ в топливно - энергетический комплексе (далее - ТЭК) и использование его для анализа нефтеносных горизонтов иногда обозначают как «цифровая нефть»[3]. Исходя из этой посылки, авторами будет проанализировано правовое регулирование ИИ как такового в нашем государстве, а так же применительно к конкретной отрасли -ТЭК с целью выявления его особенностей и пробелов.

Искусственный интеллект является одним из основных направлений развития отечественных информационных технологий (пп. в п. 36 Указа Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»).

Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждённый президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протокол от 24 декабря 2018 г. № 16 по отношению к ИИ предусматривает:

нологии «Нейротехнологии и искусственный интеллект», принятая Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10 октября 2019 определяет конкретные шаги, позволяющие пройти путь от НИОКР до реальных проектов в области ИИ.

мах, применяющих технологию ИИ по уже существующим стандартам, разработка пилотных проектов ИИ (п.1.29);

нальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г.» предполагает развитие ИИ как одно из условий обеспечения конкурентоспособности и независимости нашего государства (раздел 2 указанного документа).

г. № 20-р утверждена «Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, которая так же предусматривает создание технологического задела в виде программно-аппаратных комплексов, реализующих технологию ИИ, с ежегодным докладом Правительству о проделанной работе (п.6. плана мероприятий по реализации Стратегии развития электронной промышленности до 2030 г.). Однако следует отметить, что пока исполнитель указанного

сти по отношению к системам, реализующим технологию ИИ (п.1.26);

Дорожная карта развития «сквозной» цифровой тех-

Указ Президента от 10 октября 2019 г. № 490 «Нацио-

анализ угроз информационной безопасности в систе-

разработку стандартов информационной безопасно-

Распоряжением Правительства РФ от 17 января 2020

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 11(191)

пункта не назначен. В то же время, является очевидным, что возможности по созданию и развитию инфраструктуры ИИ будут распределены между несколькими управленческими звеньями, а именно:

- Подкомиссией по развитию искусственного интеллекта, при Правительстве РФ (Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2019 № 2791-р);

- Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Нейротехнологии и искусственный интеллект»);

- Министерством экономического развития РФ (распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2019 г. № 1964-р «Соглашение о намерениях между Правительством Российской Федерации и акционерным обществом «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций» в целях развития в Российской Федерации высокотехнологичной области «Искусственный интеллект»).

К указанному перечню органов власти, применительно к рассматриваемой сфере общественных отношений добавится еще один - Министерство энергетики РФ. В силу того, что 9 июня 2020 г. № 1523-р была утверждена Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года (далее - Энергетическая стратегия - 2035), а Минэнерго обязано, совместно с другими органами власти, представить план мероприятий по реализации этого документа. При этом среди прочих мер развития отрасли предполагается:

внедрение «сквозных» цифровых технологий (раздел «Научно-техническая и инновационная деятельность» Энергетической стратегии-2035);

внедрение автоматизированных и роботизированных технологий добычи (производства) энергетических ресурсов (раздел 3 Энергетической стратегии-2035);

внедрение роботизированных комплексов, исключающих присутствие персонала в потенциально опасных зонах (раздел 4 Энергетической стратегии-2035);

Таким образом, с точки зрения стратегических решений наше государство создало необходимую правовую базу регулирования ИИ в топливно - энергетическом комплексе. Однако, в этой связи хотелось бы обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, термин «искусственный интеллект» представляет собой отдельную область для анализа, которая находится не только в пределах правового поля, но и затрагивает вопросы медицины, психологии, философии, биологии, математики и других наук. Так, Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Нейротехнологии и искусственный интеллект», от 10.10.2019 г. (равно как и Указ Президента от 10 октября 2019 г. № 490 «Национальная стратегия развития ис-

кусственного интеллекта на период до 2030 г.») определяет ИИ как комплекс технологических решений, имитирующий когнитивные функции человека. В свою очередь он состоит из информационной структуры и программного обеспечения, которое позволяет получать результаты сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека. Термин «интеллект» восходит к лат. «intellectus», что означает «восприятие, познание или понимание» [4]. Интеллект является свойством психики человека, «которое заключается в способности учиться на опыте, адаптировать эти знания к текущей ситуации, понимать и оперировать абстрактными понятиями, а так же изменять или управлять окружающей средой» [1]. Способен ли базис в виде микросхем и надстройка в виде программного кода к познанию? Авторы в этом сомневаются. Закрепление в нормативных актах паритета разума человека и «разума» компьютера можно сравнить с Deus Ex Machina - приемом в греческом театре, когда неожиданный фактор решает проблемы героев спектакля. Однако информационные технологии не способны «решить» проблемы по существу, они ускоряют процесс решения, выявляют недостатки в уже существующих подходах, а могут и вообще превратится в угрозу безопасности. Общий ИИ, слабый ИИ и любой иной на данном этапе развития технологий - зависит от воли человека и тех алгоритмов, которые он закладывает. В этом смысле подход Энергетической стратегии - 2035 представляется технологически выверенным в силу того, что она оперирует категориями «машинное обучение», «робототехника», «интеллектуальные технологии».

Во-вторых, сфера применения вышеуказанных технологий не ограничивается уже названными в Энергетической стратегии - 2035 областями. Совершенно точно можно говорить о двух направлениях применения ИИ в ТЭК. Первое - это промышленная робототехника, применение автономных комплексов, там, где доступ человека затруднен. С точки зрения права необходима работа над профессиональными стандартами определяющих требования к образованию и компетенциям операторов таких систем. Второе - это работа с большими данными. Современный процесс разведки, разработки и добычи полезных ископаемых представляет собой высокотехнологичное производство, имеющее дело с огромным количеством информации на каждой стадии. Это и сведения о сейсморазведке, профили добычи и закачки, данные геолого-технических мероприятий, информация о телеметрии бурения, характеристика керна и др. Все эти сведения характеризуются разнообразием, большим количеством и неопределённостью. Предиктивная аналитика, реализуемая технологией ИИ, позволит ускорить процесс принятия правильного решения, оптимизировать логистику, осуществлять функции автоматизированного контроля и т.д. При этом правовые регуляторы так же не остаются в стороне - это и дальнейшее совершенствование Федерального закона от 3 де-

Административное право; административный процесс

кабря 2011 г. № 382-Ф3 «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса», разработка стандартов обмена информацией, разработка «профильного» акта регулирующего правовой режим ИИ (действующего, применительно к области персональных данных - явно недостаточно) и др.

И наконец, третий аспект - информационная безопасность. Правовое обеспечение безопасности геологической информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, защита коммерческой тайны предприятий нефтегазового комплекса, охрана персональных данных сотрудников этих предприятий - так же должно учитывать риски связанные с ИИ. Кроме того, представляется важным закрепление в нормативных актах, возможности каждого заинтересованного лица знать по каким алгоритмам ИИ принимает решения (право

Библиография:

на объяснение («right to explanation»)) [5].

В заключении авторы хотели бы напомнить один из законов Мерфи: «прогресс — это замена одного неудобства на другое». Важно не идеализировать возможности ИИ, а использовать эту технологию с максимальной эффективностью. Применительно к ТЭК искусственный интеллект позволяют оптимизировать процессы разработки, разведки и добычи полезных ископаемых, минимизировать риски, автоматизировать контроль, уменьшить неопределенность в процессы выработки оптимальных решений и т.д.

При этом, на государстве лежит обязанность по разработке требований к безопасному использованию ИИ, защите конфиденциальной информации, а так же принятию новых стандартов, которые позволят сократить негативное влияние уже самого ИИ на рынок труда.

1. Британика. Энциклопедия[Электронный ресурс]: URL: https://www.britannica.com/science/human-intelligence-psychology (дата обращения 03.10.2020 г.)

2. Глава Intel заявил: «Данные - новая нефть» [Электронный ресурс]: URL: https://fortune.com/2018/06/07/intel-ceo-brian-krzanich-data/ (дата обращения 03.10.2020 г.)

3. ПМЭФ-2019 [Электронный ресурс]:URL: https://iz.ru/886265/nikolai-khrenkov-evgeniia-pertceva/tcifra-rubl-berezhet-iskusstvennyi-intellekt-otpravili-na-dobychu-nefti (дата обращения 03.10.2020 г.)

4. Словари и энциклопедии [Электронный ресурс]:URL: https://translate.academic.ru/intellectus/la/ru/ (дата обращения 03.10.2020 г.)

5. Ali Hashmi: Anticipating the impact of AI Ethics within the Public Sector [Электронный ресурс]: URL:: https://www.worldgovernmentsummit.org/docs/default-source/default-document-library/deloitte-wgs-report-en-lq.pdf?sfvrsn=1acfc90b_0 (дата обращения 03.10.2020 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.