3. Гусенбеков И. И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права, 2006. № 6.
4. Капкина А. В. Политическое позиционирование крупного российского бизнеса: механизмы и цели: автореферат дис. ... канд. полит. наук. 23.00.02. М., 2015.
5. Мусалов М. А. Актуальные проблемы правового регулирования малого предпринимательства. [Электронный ресурс]: Отечественная юриспруденция. № 9 (11), 2016. С. 10-12. Режим доступа: http://eHbrary.ra/item.asp?id=26700054/ (дата обращения: 13.11.2016).
6. Паппэ Я. Ш. Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники 1993-2008 гг. М., 2009. С. 13-21.
7. Паренкова А. А., Немечкин В. Н. Теоретико-правовые подходы к разрешению юридических конфликтов. [Электронный ресурс]: Отечественная юриспруденция, 2016. № 6 (8). Режим доступа: http://elibrary.ru/download/86213204.pdf/ (дата обращения: 24.08.2016).
8. Синенко В. С., Кистенев В. В. Формы взаимодействия института Уполномоченного по защите прав предпринимателей с органами исполнительной власти. [Электронный ресурс]: Отечественная юриспруденция, 2016. № 9 (11). С. 12-16. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/35890328.pdf/ (дата обращения: 11.11.2016).
The legal regulation of business activities in the Russian Federation
Burtovoy M.1, Ovsyannikova K.2 (Russian Federation) Правовое регулирование предпринимательской деятельности
в Российской Федерации Буртовой М. Ю.1, Овсянникова К. А.2 (Российская Федерация)
'Буртовой Максим Юрьевич / Burtovoy Maxim - кандидат юридических наук, доцент, кафедра теории государства и права, конституционного и административного права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский государственный университет Национальный исследовательский университет; 2Овсянникова Ксения Александровна / Ovsyannikova Kseniya - главный специалист, отдел развития предпринимательства, Комитет экономики, г Челябинск
Аннотация: в работе рассматриваются некоторые вопросы нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности, анализируются встречающиеся сложности регулирования. Abstract: in scientific research some issues and aspercts learns about the legal regulation of entrepreneurial business, the article analyzes some problem of entrepreneurial business' regulation.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, правовое регулирование, нормативно-правовые акты, инновационная деятельность.
Keywords: business activities, legal regulation, act of legislation, innovation.
Вопросы развития предпринимательской деятельности занимают все более пристальное внимание в современных экономических условиях. Благоприятные условия для развития предпринимательства способствуют привлечению в отрасли инвестиций, рост конкурентоспособности предприятий, созданию новых рабочих мест, поэтому анализ существующих сложностей и поиск путей преодоления проблем в правовом регулировании данной сферы представляется необходимым.
Несмотря на разнообразие нормативных актов в области поддержки и развития предпринимательства вопрос совершенствования правового регулирования предпринимательской деятельности остается дискуссионным и актуальным.
В своем ежегодном Послании Федеральному собранию на 2016 год Президент России В. В. Путин ставит одной из основных задач «укрепление доверия между властью и бизнесом, улучшение делового климата в стране».
Анализ нормативно-правового поля в сфере регулирования предпринимательской деятельности позволил выделить ряд вопросов, требующих разрешения.
Во-первых, отставание правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований от постоянно изменяющегося федерального законодательства.
В связи с этим, существуют сложности несоответствия муниципальных актов федеральному или региональному законодательству. Так постоянно меняющееся законодательство ведет к тому, что при реализации нововведений на практике возникают правовые коллизии. В первую очередь это влияет на выполнение мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ: жесткие рамки, обусловленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и Приказами Министерства экономического развития Российской Федерации по выполнению обязательств по реализации средств, предоставляемых из федерального бюджета на содействие развитию малого и среднего предпринимательства в текущем бюджетном году.
Во-вторых, частичное дублирование предмета регулирования нормативных правовых актов в сфере поддержки предпринимательской деятельности. «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года» предусматривает регулирование формирования и разработки целевых программ. Общие положения о содержании программ содержатся в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1]. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится разработка и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей. Существующая многоуровневая система поддержки нуждается в координации, так как от согласованности действия различных актов, во многом, будет зависеть эффективность правового регулирования.
В-третьих, далекое от совершенства нормативно-правовое поле в сфере предпринимательской деятельности становиться сдерживающим фактором развития поддержки предпринимательской деятельности. Например, при вступлении с 1 января 2016 года изменений в Федеральный закон №209-ФЗ об отнесении хозяйствующих субъектов к категориям малого и среднего предпринимательства создалась неоднозначная ситуация. Сопоставив статью 4 Федерального закона №209-ФЗ и разъяснения Министерства экономического развития Российской Федерации, не трудно заметить, что к субъектам малого и среднего предпринимательства в 2016 году не будут относиться акционерные общества, за исключением тех, чьи акции, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики. Одновременно с этим, сведения об акционерных обществах отсутствуют в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Поэтому у них нет возможности получать поддержку в рамках реализации государственных и муниципальных программ поддержки предпринимательской деятельности.
Таким образом, нормативно-правовая база регулирования государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства имеет многоуровневую структуру. Данная система правовых актов не лишена недостатков. Вместе с тем, нормативные правовые акты постоянно совершенствуется и изменяется в сфере предпринимательской деятельности.
Литература
1. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».