Научная статья на тему 'Правовое регулирование предпринимательской деятельности в отраслевом законодательстве Российской Федерации'

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в отраслевом законодательстве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1649
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / КЛАССИФИКАТОР ПРАВОВЫХ АКТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зеко Лилия Юрьевна, Ткаченко Владимир Васильевич

В настоящей статье проведен анализ источников регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации и факторов, влияющих на их развитие. Рассмотрены принципиальные положения Конституции России, программно-ориентирующие позиции, изложенные в посланиях главы российского государства парламенту, и их воплощение в соответствующих федеральных программах. Уделено внимание дискуссии относительно принятия кодифицированных актов, связанных с регулированием предпринимательской деятельности. Высказаны аргументы в пользу того, что совершенствование предпринимательского законодательства целесообразно реализовать путем издания кодификационных актов, которые бы содержали предписания комплексного характера и были бы разработаны на уровне подотраслей права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF BUSINESS ACTIVITIES IN THE SECTORAL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article analyzes the sources of business regulation in the Russian Federation and of the factors influencing their development. The fundamental provisions of the Constitution of Russia, program guidance position set forth in the messages of the head of the Russian state Parliament, and their implementation in relevant Federal programs. Paid attention to the discussions on the adoption of codified acts related to the regulation of business activities. Arguing in favor of the improvement of the business legislation necessary to implement by means of legal acts containing requirements of a complex nature and would be developed at the level of fields of law.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование предпринимательской деятельности в отраслевом законодательстве Российской Федерации»

Проблемы экономики и юридической практики

6'2017

10. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

10.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТРАСЛЕВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Зеко Лилия Юрьевна, кандидат юридических наук, начальник Юридического отдела Место работы: ООО «Плаза», г. Москва

zekolilya@gmail.com

Ткаченко Владимир Васильевич, кандидат экономических наук, преподаватель кафедры управления и административной деятельности органов внутренних дел

Место работы: Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород

TkachenkoVlad@yandex. ru

Аннотация: в настоящей статье проведен анализ источников регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации и факторов, влияющих на их развитие. Рассмотрены принципиальные положения Конституции России, программно-ориентирующие позиции, изложенные в посланиях главы российского государства парламенту, и их воплощение в соответствующих федеральных программах. Уделено внимание дискуссии относительно принятия кодифицированных актов, связанных с регулированием предпринимательской деятельности. Высказаны аргументы в пользу того, что совершенствование предпринимательского законодательства целесообразно реализовать путем издания кодификационных актов, которые бы содержали предписания комплексного характера и были бы разработаны на уровне подотраслей права.

Ключевые слова: Конституция, предпринимательская деятельность, правовое регулирование, послания Президента России, федеральные программы, классификатор правовых актов.

LEGAL REGULATION OF BUSINESS ACTIVITIES IN THE SECTORAL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Zeko Lily Yu., PhD in law, head of Legal Department Work place: Open Company «Plaza», Moscow

zekolilya@gmail.com

Tkachenko Vladimir V., PhD in economics, lecturer in management and administrative activities Work place: Internal Affairs bodies Belgorod law Institute of MIA of Russia name I. D. Putilin, Belgorod

TkachenkoVlad@yandex.ru

Annotation: this article analyzes the sources of business regulation in the Russian Federation and of the factors influencing their development. The fundamental provisions of the Constitution of Russia, program guidance position set forth in the messages of the head of the Russian state Parliament, and their implementation in relevant Federal programs. Paid attention to the discussions on the adoption of codified acts related to the regulation of business activities. Arguing in favor of the improvement of the business legislation necessary to implement by means of legal acts containing requirements of a complex nature and would be developed at the level of fields of law.

Keywords: Constitution, business activities, legal regulation, the message of the President of Russia Federal program, the classifier of legal acts.

Российское законодательство развивается по отраслевому принципу, что закреплено в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном 16 декабря 1993 г. № 2171 Указом Президента Российской Федерации1. На дан-

1 Указ Президента РФ от 16.12.1993 № 2171 «Об Общеправовом классификаторе отраслей законодательства» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 119.

ный момент в силу Указа от 15 марта 2000 г. № 5112 действует «Классификатор правовых актов», основанный на отраслевом принципе. Так, к числу отраслей законодательства им отнесены материальные (гражданское и уголовное) и процессуальные (гражданско-, арбитражно-, уголовно-процессуальные) отрасли. Помимо этого, «Классификатор» дает конкретизацию

2 Указ Президента РФ от 15.03.2000 № 511 «О классификаторе право-

вых актов» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 12. Ст. 1260.

Зеко Л. Ю., Ткаченко В. В.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТРАСЛЕВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

отраслевого законодательства путем перечисления входящих в него правовых актов, основываясь и на других критериях. В частности, законодательство о промышленности и о строительстве объединены критерием «отрасль экономики». Анализ «Классификатора правовых актов» показал, что, несмотря на значимость предпринимательской деятельности, в нем нет соответствующей рубрики. При этом правовые акты, направленные на регулирование названной деятельность, рассредоточены по всему Классификатору.

Тем не менее, в Российской Федерации законодательство в сфере предпринимательской деятельности объединяет различные по своей юридической силе нормативные правовые акты. Так, в числе федеральных законодательных актов - Конституция России3, федеральные конституционные, федеральные, и иные законы. Федеральные подзаконные нормативные акты представлены указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также ведомственными актами, предназначенными, помимо прочего для гарантирования единства экономического пространства и свободы экономической деятельности.

Подзаконные нормативные акты играют очень важную роль в регулировании предпринимательской деятельности со стороны государства. Можно утверждать, что в настоящее время наблюдается активное развитие законодательства субъектов федерации в этой сфере. Регионы реализуют свои полномочия в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности, что иногда может повлечь за собой несоответствие регионального законодательства федеральному. Однако, необходимо заметить, что ведется активная работа по приведению региональных нормативных актов в соответствие с требованиями Конституции и федерального законодательства. Специфическим явлением для нормативно-правового регулирования сферы предпринимательской деятельности, которое также необходимо упомянуть в данном аспекте, является то, что одну из важных ролей в этой сфере играют акты локального регулирования, например, те, которые регулируют поведение конкретного субъекта правоотношений.

На правотворчество в сфере предпринимательской деятельности наряду с иными факторами оказывает серьезное влияние содержание посланий Президента Российской Федерации, прежде всего касающихся основных направлений внутренней и внешней политики государства, адресуемых Федеральному Собранию в соответствии с п. «е» ст. 84 Конституции России. Поддерживаем мнение, что «ежегодный режим таких посланий способствует, ... обнаружению тенденций, динамики и оценке действенности предпринимаемых мер»4.

Например, в 2012 г. Президент В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию5 указал, что для качественного обновления экономики, обеспечивающегося честной конкуренцией, Правительству Российской Федерации в качестве атрибута работы по развитию национальной предпринимательской инициативы в целях обновления промышленности, развития

3 Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 5.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 9. Ст. 851.

4 Мархгейм М.В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации : диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / Москва, 2005. С. 215.

5 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 года // Российская газета. 2012. 13 декабря.

конкуренции, науки, технологий, новых отраслей экономики надлежит принять соответствующую «дорожную карту». Итогами исполнения данного поручения стали, в частности, принятие Правительством федеральной целевой программы, касающейся исследований и разработок по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 г.г.6 и постановления о мерах государственной поддержки ведущих российских университетов7.

Посланием главы российского государства федеральному парламенту от 4 декабря 2014 г.8 в целях государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Правительству Российской Федерации было поручено принять меры, направленные на расширение возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам, осуществляемым в соответствии с Федеральным законом «О закупках.». Срок исполнения данного поручения конкретизирован в Перечне поручений по реализации данного Послания (утв. Президентом РФ 5 декабря 2014 г.). Исполнением стало принятие Постановления федерального Правительства9, касающегося особенностей участия в «закупочных отношениях» представителей малого и среднего предпринимательства.

То есть, учитывая содержание посланий Президента Российской Федерации в сфере предпринимательской деятельности, можно провести параллель с системой методов правового регулирования экономики, а именно с методом рекомендаций, являющимся гибкой формой регулирования предпринимательской деятельности: существует возможность выбора механизма реализации поручения10. Послания не обладают силой закона, хотя и фактически содержат отдельные его элементы, им не свойственна автономия воли, однако их исполнение необходимо - это обеспечивает экономические интересы государства, гражданского общества в целом и всех хозяйствующих субъектов. Данные документы также нельзя в полной мере отнести к императивным нормам, прямое указание закона отсутствует.

Некая бессистемность законодательства в предпринимательской сфере компенсируется изданием кодифицированных актов, в частности, Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом принятие в России предпринимательского или торгового кодексов не является целесообразным, хотя в зарубежных странах такой опыт нередок. В этой связи необходимо также подчеркнуть, что двойственность правового регулирования экономических отношений может повлечь за собой про-

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 года № 426 «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 22. Ст. 2810.

7 Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 12. Ст. 1314.

8 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/47173

9 Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 51. Ст. 7438.

10 Лаптев В.В., Занковский С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник / под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. - М., 2006. С. 28-29.

Проблемы экономики и юридической практики

6'2017

блему разграничения сферы действия гражданского и предпринимательского права.

Однако в целом допускается издание Предпринимательского кодекса, который будет системно упорядочивать отношения в сфере предпринимательской деятельности. Поскольку данные отношения неоднородны, опосредуются публичными и частноправовыми связями, в Предпринимательском кодексе необходимо учитывать их в определении принципиальных основ регулирования предпринимательских отношений11.

Оптимизацию предпринимательского законодательства можно также осуществлять путем издания кодификационных актов, содержащих комплексные предписания для подотраслей права.

В качестве принципиального условия эффективного правового регулирования предпринимательских отношений мы рассматриваем определенность в вопросе, является ли российская экономика рыночной или экономикой переходного периода. Современные ученые - и экономисты, и юристы - склонны к последнему, подчеркивая особенности совершенствования правовой системы России и ее законодательства в переходный период.

Однако при некой «децентрализации» нормотворчества в сфере предпринимательской деятельности необходимо избежать ограничения разумных действий централизованного руководства во избежание причинения вреда публично-правовым интересам, несмотря на то, что стремление государства упорядочить ту или иную сферу экономики нередко интерпретируются как вторжение публичных (государственных и муниципальных) органов в частные дела.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 75%.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 5.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 9. Ст. 851.

2. Указ Президента РФ от 16.12.1993 № 2171 «Об Общеправовом классификаторе отраслей законодательства» // Собрание законодательства РФ. 06.01.1997. № 1. Ст. 119.

3. Указ Президента РФ от 15.03.2000 № 511 «О классификаторе правовых актов» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 12. Ст. 1260.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 года № 426 «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 22. Ст. 2810.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 12. Ст. 1314.

6. Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 51. Ст. 7438.

11 Белых В.С. Совершенствование предпринимательского законодательства - необходимое условие реформирования рыночной экономики России / Белых В.С. // Научно-практический, экономико-правовой журнал «Бизнес, менеджмент и право» [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.bmpravo.ru/show_stat.php?stat=86

7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 года // Российская газета. 2012. 13 декабря.

8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/47173

9. Белых В.С. Совершенствование предпринимательского законодательства - необходимое условие реформирования рыночной экономики России / Белых В.С. // Научно-практический, экономико-правовой журнал «Бизнес, менеджмент и право» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bmpravo.ru /show_stat. php?stat=86

10. Лаптев В.В., Занковский С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник / под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. М., 2006.

11. Мархгейм М.В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации :диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / Москва, 2005.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Правовое регулирование предпринимательской деятельности в отраслевом законодательстве Российской Федерации», подготовленную кандидатом юридических наук Зеко Лилией Юрьевной и кандидатом экономических наук Ткаченко Владимиром Васильевичем Статья указанного авторского коллектива посвящена рассмотрению проблем правового регулирования предпринимательской деятельности в отраслевом законодательстве Российской Федерации с учетом факторов, влияющих на данный процесс.

Актуальность темы, рассматриваемой в данной статье, не вызывает сомнения, поскольку развитие предпринимательского сегмента экономических отношений во многом зависит от подходов к их правовому регулированию. Авторами сделан верный акцент на том, что в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства нет специальной рубрики, посвященной предпринимательскому законодательству, в силу чего правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность рассредоточены по всему Классификатору. С учетом этого, а также основываясь на том, что Российской Федерации законодательство в сфере предпринимательской деятельности образует единую систему нормативных правовых актов различной юридической силы, авторами сделан заслуживающий поддержки вывод, что совершенствование предпринимательского законодательства целесообразно реализовать путем издания кодификационно актов. По мнению авторов, они должны содержать предписания комплексного характера и разрабатываться на уровне подотраслей права.

Заслуживает быть отмеченной авторская тщательность в анализе спектра правовых источников, которым в статье отдано предпочтение (8 из 11 использованных источников именно правовые акты). Одновременно опора на правовые акты позволила охарактеризовать официальную позицию государства в отношении значимости и перспектив предпринимател ьской деятел ьности.

Авторами справедливо подчеркнуто, что при сохранении некой «децентрализации» нормотворчества в сфере предпринимательской деятельности необходимо избежать ограничения разумных действий централизованного руководства. Это, по мнению авторов, позволит избежать причинение вреда публично-правовым интересам.

Научная статья Л.Ю. Зеко и В.В. Ткаченко «Правовое регулирование предпринимательской деятельности в отраслевом законодательстве Российской Федерации» соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода, и может быть рекомендована к опубликованию.

Рецензент:

профессор кафедры конституционного и международного права Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета, д-р юрид. наук, профессор

И.Н.Куксин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.