Научная статья на тему 'Правовое регулирование предметов ведения административных комиссий муниципальных образований'

Правовое регулирование предметов ведения административных комиссий муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование предметов ведения административных комиссий муниципальных образований»

УДК 342 П-56

Пономарев Кирилл Андреевич

юрист ООО Инженерный центр «Каветор» тел. (960) 488-88-81

Правовое регулирование предметов ведения административных комиссий муниципальных образований

Правовое регулирование вопросов, связанных с предметами ведения (компетенцией) административных комиссий, в последние годы претерпело существенные изменения. Дело в том, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъекта. Согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Согласно ст. 14-18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (мы здесь и далее имеем в виду действующий закон 2003 г.), организация и содержание административных комиссий не отнесены к компетенции органов местного самоуправления. Поэтому органы местного самоуправления могут заниматься данными вопросами только в случае их наделения отдельными государственными полномочиями (согласно ст. ст. 19-21 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), при этом им должны передаваться необходимые материальные ресурсы и финансовые средства.

Кроме того, и это имеет большое значение, предметы ведения административных комиссий, исходя из указанных положений, также определяются нормами федерального и регионального законодательства. Федеральные нормы закрепляются в КоАП РФ, они детально исследованы в литературе. Менее изученными являются соответствующие проблемы на региональном уровне - здесь имеется довольно существенное расхождение в регулировании предметов ведения административных комиссий муниципальных образований.

Рассмотрим несколько примеров. Так, согласно Закону Республики Коми от 30.12.2003 г. № 95-РЗ, административные комиссии рассматривают: административные правонарушения в сфере развлечений (допуск несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет, в помещения, используемые в сфере развлечений (досуга), в том числе кафе, рестораны, бары, клубы, кинотеатры, дискотеки, компьютерные салоны, пункты проката компьютерной техники, в период времени с 22.00 до 6.00, а в летнее время - с 23.00 до 6.00 без сопровождения своих законных представителей); административные правонарушения в сфере благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства (срыв или повреждение афиш, рекламных плакатов, аншлагов, стендов, щитов, объявлений, иных рекламных и (или) информационных печатных материалов, размещенных в общественных местах. Самовольное нанесение на здания и заборы надписей, рисунков, частных объявлений, размещение на них рекламных, информационных и (или) агитационных материалов); административные правонарушения в области

содержания домашних животных (выгул собак без присмотра, а равно выгул собак без поводка и (или) без намордника (за исключением комнатных -декоративных - пород собак) во дворах домов, на улицах, площадях, в парках, скверах, в других общественных местах. Нахождение граждан с собаками в помещениях магазинов, предприятий общественного питания, государственных или муниципальных учреждений, на территориях рынков, в местах во время проведения массовых общественных мероприятий (за исключением организаций, оказывающих специальные услуги собаководам). Свободный выпас владельцами на территориях поселений Республики Коми вне специально отведенных для этой цели мест крупного и мелкого рогатого скота, а также других домашних сельскохозяйственных животных или птиц (здесь и далее данные взяты из официальных сайтов соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований).

Более широкий перечень предметов ведения предусмотрен в Удмуртской Республике, где административные комиссии создаются согласно закону от 17. 09.2007 г. «Об административных комиссиях в Удмуртской Республике». В частности, в г. Глазове в развитие этого закона были приняты Порядок формирования административной комиссии муниципального образования «Город Глазов», утвержденным решением Глазовской городской думы от 30.01.2008 г., решение «О создании и составе Административной комиссии муниципального образования город Глазов» от 26.03.2008 г. В муниципальных актах указывается, что административная комиссия рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5-11, 11-2, 11-3, 12, 13, 15, 18, ч. 2 ст. 19, ст. ст. 21, 22, 24-1 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений»: несоблюдение гарантий оказания бесплатной (льготной) медицинской помощи; нарушение правил пользования городским и пригородным пассажирским транспортом; нарушение правил содержания и эксплуатации устройств наружного освещения; нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологической безопасности населения; нарушение тишины и покоя граждан; нарушение правил пользования водными объектами в Удмуртской Республике; нарушение порядка содержания инженерных коммуникаций; нарушение режима эксплуатации газового оборудования в жилых домах; непринятие мер к пресечению доступа в подсобные помещения; торговля в неустановленных местах; неисполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления; невыполнение требований депутата представительного органа местного самоуправления, непредставление информации; нарушение порядка использования имущества Удмуртской Республики или муниципального имущества; нарушение правил использования символики муниципального образования.

Приведем еще один пример. Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02.03.2009 г. «Об административных комиссиях в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» муниципальное образование город Нижневартовск наделен отдельным государственным полномочием по созданию административных комиссий и организационному обеспечению их деятельности на неопределенный срок, с предоставлением субвенций из бюджета автономного округа. На сегодняшний день в городе Нижневартовске создана одна административная комиссия на основе постановления главы города от 06.05.2009 г. «Об утверждении Положения и состава административной комиссии администрации города Нижневартовска». В этом

документе указывается, что административные комиссии рассматривают вопросы о следующих административных правонарушениях: торговля вне мест, установленных органами местного самоуправления муниципальных образований; проезд по газонам, остановка, стоянка на них; нарушение правил благоустройства и озеленения территорий; нарушение общепризнанных правил поведения.

Как видно, разброс предметов ведения в указанных субъектах Российской Федерации (Республика Коми, Удмуртская Республика и Ханты-Мансийский автономный округ) довольно существенный, он определяется прежде всего теми составами административных правонарушений, которые органы законодательной власти субъектов РФ сочли нужным включить в свое административное законодательство. На наш взгляд, такого большого различия быть не должно, учитывая, что административное законодательство предусматривает меры принуждения, которыми могут ограничиваться личные права граждан. Например, такое правонарушение, как «невыполнение требований депутата представительного органа местного самоуправления», должно быть, на наш взгляд, в каждом субъекте Российской Федерации - в противном случае местные депутаты разных регионов будут иметь неодинаковую правовую защиту, чего быть не должно. Для решения указанной проблемы целесообразно обобщить опыт разных регионов и выработать соответствующие рекомендации, на основе которых принять поправки в КоАП РФ и административное законодательство субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.