ПРАВО
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСТОЙНОЙ ПОВИННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ХУШ-Х1Х вв.1
П.П. Щербинин, Л.Е. Яковлева
В статье изложены историко-правовые аспекты расквартирования русской армии (постойной повинности) в ХУШ-ХГХ вв., уточнены историографические и источниковедческие подходы, выявлены основные направления государственного регулирования дислокации войск в городах и сельской местности.
Ключевые слова: военное право, история государства и права, военная политика, правовая регламентация, история русской армии.
Военный фактор оказывал большое влияние на все стороны жизни общества, развитие российской государственности, взаимоотношения военного и гражданского населения Российской империи в XVIII - начале XX в. Натуральные военные повинности (рекрутская, постойная, подводная, отпуск военным дров, соломы, осветительных материалов и др.) составляли неотъемлемую часть государственно-общественных отношений и несли на себе значительный отпечаток феодальных правовых обычаев и законодательного регулирования обязанностей горожан и сельских жителей.
Для военных и гражданских властей наиболее удобной и малозатратной являлась практика использования повинностей, накладываемых на податное население. Примечательно, что военный постой, т. е. расквартирование войск по квартирам городских и сельских жителей правительство активно использовало в доимперский период в XVI-
XVII вв. [1].
Натуральные повинности как установление публичного права, составлявшие один из видов налога, отличались от натуральных обязанностей и платежей, отправляемых одними лицами в пользу других на основании договора или в силу закона. В XVIII-XIX вв. натуральные военные повинности получили широкое распространение в связи с развити-
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект № 07-06-00114а.
ем регулярной русской армии. Важно заметить, что военный постой являлся одной из самых тяжелых натуральных (т. е. безденежных) принудительных обязанностей населения России.
Сам термин «постойная повинность», «военный постой», «расквартирование войск», «квартирная повинность», активно использовался в российском военном и гражданском законодательстве, официальных документах и повседневной речевой практике. В словаре
В.И. Даля указывается, что постойная повинность является обязанностью, долгом, что должно отбыть, исполнить, это натуральная, не денежная земская повинность, обязанность принимать бесплатно военный постой [2]; по словарю С.И. Ожегова постой - это стоянка войск, военных на частных квартирах [3]. Показательно, что термин «военный постой» употреблялся и после введения в России денежного содержания расквартирования войск.
Вопрос о достоинствах и недостатках натуральных повинностей долгое время составлял предмет споров властных структур в Российской империи. В военном министерстве и МВД считали, что для сельского населения, не располагавшего деньгами, легче и удобнее исполнять повинности натурой, чем уплачивать денежные сборы. Кроме того, в натуральных повинностях власти видели наиболее целесообразный способ выполнения общественных работ. Заметим, что квартирная повинность составляла почти во всех
европейских государствах главный способ снабжения вооруженных сил квартирами. Однако если в Западной Европе к середине XIX в. большая часть армии размещалась в казарменных помещениях, то в Российской империи лишь в последней четверти XIX в. началось активное возведение казарм. Но и в это время в случае мобилизации войск при отсутствии специальных помещений войска могли и размещались по частным квартирам городских обывателей и сельских жителей. Таким образом, проблема военного постоя являлась одной из самых острых на протяжении почти двух столетий, отражая особенности модернизации российской государственности, сложности взаимоотношений армии и общества, личности и власти. Военный постой серьезно деформировал развитие социокультурного, общественно-экономического, социально-правового, демографического и санитарно-эпидемиологического развития
российского социума.
Первые историко-правовые исследования о военном постое появились уже в XIX в. В работе Н. Абельдяева был представлен очерк, перечислены указы и проекты, касавшиеся натурального военного постоя в XVIII -первой половине XIX в. [4]. В статье П. Агапь-ева «Квартирное расположение русской армии» специально изучено законодательство о военном постое [5]. Отдельные правовые аспекты расквартирования войск проанализированы в статьях, опубликованных в журнале «Военный сборник» [6]. Выходили работы и о развитии военного постоя в других государствах Европы [7]. Добротный обзор земских повинностей дан в работах М. Кашка-рова и М.М. Михайлова [8, 9]. В монографии И. Дитятина «Городское самоуправление в России» рассмотрена трансформация российского законодательства по квартирному размещению войск [10].
Из современных исследований о правовых аспектах расквартирования русской армии рассматриваемого периода отметим работы В.В. Лапина [11] и Л.Е. Субботиной [12].
Источниками изучения историко-право -вой регламентации военного постоя в Российской империи XVШ-XIX вв. являются непосредственно законодательные акты, составлявшие правовую основу деятельности государства, и правила, уставы, сборники постановлений, циркуляров и инструкций
министерств и ведомств, постановления, касающиеся размещения войск, результаты которых впоследствии непосредственно отражались на повседневных реалиях российского социума. Наиболее полно развитие законодательства отражено в Полном собрании законов Российской империи, Своде военных постановлений, сборниках циркуляров МВД, других правовых источниках.
Следует заметить, что анализ российского законодательства показывает, что значительная часть его была посвящена военным проблемам. В эту весьма обширную группу источников включены отчеты и проекты различных комитетов и комиссий, создаваемых в XIX в. для реформирования постойной повинности. В частности, следует отметить составленную Комитетом об устройстве постойной повинности в 1859 г. Объяснительную записку к проекту дополнительных правил [13], где помимо самого проекта большой интерес представляют многочисленные сведения о правовом регулировании военного постоя.
В XVIII в. правовое регулирование размещения военнослужащих регулярной армии не имело четко выраженной государственной воли и единой государственной политики, а ограничивалось личным вмешательством русских императоров или императриц в решении этой острой проблемы военно-мобилизационной деятельности. Большая часть личного состава русской армии располагалась в домах городских и сельских обывателей. Важнейшим компонентом правовой регламентации расквартирования войск являлось непризнание правительством до конца XVIII в. необходимости казарменного строительства [14]. Надо учитывать и то обстоятельство, что эпоха дворцовых переворотов тормозила возможности модернизации натурального постоя. Однако с начала XIX в. строительство казарм стало одним из важнейших направлений правой регламентации постойной повинности в Российской империи.
Заметим, что существовал ряд законодательно оформленных привилегий при исполнении постойной повинности. Государство освобождало целые категории лиц от несения постойной повинности (дома помещиков в деревнях, дома духовенства, купцов и пр.). В XIX в. достаточно распространены прошения представителей различных сословий в
государственные инстанции с просьбами о снятии с их домов квартирной повинности. Если «законные» методы освобождения от постоя не помогали, нередки были случаи повреждения жилья до степени, когда оно не могло принимать постояльцев [15].
В первой половине XIX в. произошли существенные изменения в расквартировании войск, утвердились две новые системы уравнения постоя: устройство казарм для войск и выдача воинским чинам квартирных денег за счет особых сборов с населения. Для дальнейшей разработки этих вопросов в 1849 г. при министерстве был учрежден особый комитет. Но его работа приостанавливалась по различным причинам, и, в итоге, проекты так и не получили силу закона. Однако в этот период было построено большое количество казарм на государственные средства. От военного постоя были освобождены Петербург и Москва. Во многих губернских и уездных городах казармы возводились на средства местных бюджетов. К середине XIX в. казарменным способом располагалась 1/3 русской армии. Необходимо отметить, что из-за отсутствия общих законов размер квартирных окладов сильно колебался. Однако сам факт введения денежного налога свидетельствует о том, что правительство окончательно склонялось к отмене натуральной формы постоя.
В 1851 г. был принят Устав о земских повинностях, в котором подтверждалась натуральная форма отбывания повинности, но четко прописывались правила отбывания армии у населения. К тому же была проведена регламентация законодательства о военном постое.
В 1874 г. было введено Положение о преобразовании воинской квартирной повинности, по которому натуральный постой отменялся. Квартирное довольствие было переложено на счет казны и производилось в соответствии с разделением городов на разряды. Но все же лишь к началу XX в. можно говорить, что государство полностью отказалось от использования квартир населения для размещения армии и окончательно заменило его казарменным расположением, прекратив, таким образом, существование натуральной постойной повинности.
Вполне очевидно, что системное изучение историко-правового аспекта военного
постоя позволяет реконструировать различные стороны развития государственных механизмов взаимоотношений населения и власти, личности и государства, выявить доминирующие тенденции влияния «военного фактора» на повседневную жизнь населения России.
1. Яковлева Л.Е. Развитие постойной повинности в России в XVШ-XIX вв.: дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 2008.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1998. Т. 3. С. 144, 343.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1973. С. 523.
4. Абельдяев Н. Исторический очерк развития вопроса о постойной повинности в России и о постройке помещений для войск // Записки для чтения. 1869. Август-декабрь. С. 400-430.
5. Агапьев П. Квартирное расположение русской армии // Военный сборник. 1896. № 4.
С. 408-426; № 5. С. 164-181; № 6. С. 333-352.
6. Брандт П. Полковое и ротное хозяйство // Военный сборник. 1863. № 1. С. 73-112.
7. Воинская постойная повинность в главных государствах Европы: в 3 ч. СПб., 1858.
8. Кашкаров М. Исторический обзор законодательных работ по общему устройству земских повинностей. СПб., 1894.
9. МихайловМ.М. Военные законы. СПб., 1861.
10. Дитятин И. Устройство и управление городов в России. Т. 2. Городское самоуправление в настоящем столетии. Ярославль, 1877.
11. Лапин В.В. Постойная повинность в России // Английская набережная, 4: ежегодник Санкт-Петербургского научного общества историков и архивистов. СПб., 2000. С. 135-164.
12. Субботина Л.Е. Взаимоотношения военных и гражданского населения при исполнении постойной повинности в 50-60-е гг. XIX в. // Армия и общество в Российской истории XVIП-XX вв.: сб. тр. междунар. заочной науч. конф. Тамбов, 2007. С. 78-85.
13. Объяснительная записка к проекту Комитета об устройстве постойной повинности. СПб., 1859.
14. Субботина Л.Е., Щербинин П.П. Расквартирование войск в Тамбовской губернии в
XVIII в. // IX Державинские чтения: материалы науч. конф. 2004. Тамбов, 2004. С. 5-6.
15. Щербинин П.П. Особенности расквартирования русской армии в XVIII-XIX веках («постойные» страдания) // Сибирь: вклад в Победу в Великой Отечественной войне: сб. докладов III Всерос. науч. конф. (Омск, 5-6 мая 2005 г.). Омск, 2005. С. 103-104.
Поступила в редакцию 21.10.2008 г.
Scherbinin P.P., Yakovleva L.Y. Legal regulations of free-quarter in the Russian Empire of XVIII-XIX centuries. The article deals with the historical and legal aspects of cantonment of the Russian army (free-quarter) in XVIII-XIX centuries. The authors define the historicographical approaches and historical source studies and reveal the main directions of governmental regulations of troop disposition in towns and in rural localities.
Key words: martial law, history of state and law, military policy, legal standards, history of the Russian army.
Literature
1. Yakovleva L.E. Stages of development of the free-quarter in Russia in XVIII-XIX centuries: Dis. ... Candidate of Historical Sciences. Saratov, 2008.
2. Dahl V.I. Explanatory Dictionary of the Live Great Russian language: in 4 volumes. Moscow, 1998. Vol. 3. P. 144, 343.
3. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. Moscow, 1973. P. 523.
4. Abeldyaev N. Historical studies of the problem of development of the free-quarter in Russia and construction of premises for the Russian army // Notes for reading. 1869. August-December. P. 400-430.
5. Agapiev P. Cantonment of the Russian army // Collected articles. 1896. # 4. P. 408-426; # 5. P. 164-181; # 6. P. 333-352.
6. Brandt P. Regimental and field services // Collected articles. 1863. # 1. P. 73-112.
7. Free-quarter in the main European states: in 3 parts. St Petersburg, 1858.
8. Kashkarov M. Historical review of legislative regulations on general arrangement of zemstvo compulsory services. St Petersburg, 1894.
9. MikhailovM.M. Military laws. St Petersburg, 1861.
10. Dityatin I. Structure and governance of Russian cities. Vol. 2. City self-government in the present century. Yaroslavl, 1877.
11. Lapin V.V. Free-quarter in Russia // English quay, 4: annuary of St Petersburg scientific society of historians and archivists. St Petersburg, 2000. P. 135-164.
12. Subbotina L.E. Interrelations of military men and civilian population at the period of cantonment of the Russian army in 50-60th years of XIX century // Army and civilian population in the Russian history of XVIII-XX centuries: collected articles of the International correspondence scientific conf. Tambov, 2007. P. 78-85.
13. Explanatory reports to the project of the Committee on the free-quarter regulations. St Petersburg, 1859.
14. Subbotina L.E., Scherbinin P.P. Cantonment of troops in Tambov Guberniya in XVIII centuries // IX Derzhavin Readings: materials of scientific conference.
2004. Tambov, 2004. P. 5-6.
15. Scherbinin P.P. Peculiar features of cantonment of the Russian army in XVIII-XIX centuries (“free-quarter” sufferings) // Siberia: contribution to the victory in the Great Patriotic war: Collected articles III All-Russian scientific conference (Omsk, 5-6 May 2005). Omsk,
2005. P. 103-104.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
М.Ю. Дворецкий, В.Ю. Стромов
В статье анализируются направления совершенствования отечественной системы уголовных наказаний, исследуются проблемы реализации отдельных их видов. Авторы вносят предложения по оптимизации наиболее эффективных мер государственного принуждения на современном этапе. Ключевые слова: уголовная ответственность, виды уголовных наказаний.
Прекращением существования союзного государства в 1991 г. и принятием Конституции России 1993 г. ознаменован нынешний этап развития уголовного законодательства, претерпевшего значительные изменения. К этому моменту существенно скорректированный текст УК РСФСР 1960 г. уже не соответствовал новой общественной формации, и «жизнь потребовала создания нового Уголовного кодекса, соответствующего современным социально-политическим и эконо-
мическим процессам» [1]. Именно в такой ситуации разрабатывался новый уголовный закон, Общая и Особенная части которого кардинально отличны от аналогичных структурных элементов советского кодекса. Так, УК РФ впервые в ст. 3-7 содержит принципы уголовного права; в ст. 15 раздела II «Преступление» зафиксированы категории преступлений; в ст. 16-18 включены формы множественности; ст. 22 «Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством,