Научная статья на тему 'Правовое регулирование порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ'

Правовое регулирование порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
803
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ / СУБЪЕКТ РФ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / АККРЕДИТАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ЭКСПЕРТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долотов Р. О.

В статье рассматривается принятые субъектами РФ законы о противодействии коррупции. Исследуется требование законодательств некоторых регионов о необходимости проведения антикоррупционной экспертизы аккредитованными физическими и юридическими лицами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Долотов Р. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ»

УДК 343.35:328.185

P.O. ДОЛОТОВ,

кандидат юридических наук

ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права"

E-mail: dolotov@inbox.ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ

АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ РФ1

В статье рассматривается принятые субъектами РФ законы о противодействии коррупции. Исследуется требование законодательств некоторых регионов о необходимости проведения антикоррупционной экспертизы аккредитованными физическими и юридическими лицами.

Развитие регионального законодательства, посвященного вопросам проведения антикоррупционной экспертизы (далее - АКЭ), является одним из важных направлений реформирования правовой базы субъектов РФ.

Важную роль в активизации нормотворчес-кой деятельности в данном направлении сыграло постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" [1], в котором Правительство РФ рекомендует высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять нормативные правовые акты о проведении экспертизы (включая независимую экспертизу) проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в целях выявления в них положений.

После опубликования данного постановления соответствующие документы были приняты в Москве, Санкт-Петербурге, Московской,

Амурской, Омской, Брянской, Воронежской, Пензенской областях, Ненецком автономном округе, республиках Саха (Якутия), Удмуртия, Мордовия, Камчатском крае, Хабаровском крае, Ханты-Мансийском автономном округе и ряде других субъектов РФ.

Результаты мониторинга регионального законодательства показали, что в большинстве субъектов РФ регламентация порядка и процедуры проведения АКЭ имеет свои особенности.

Практически по всех субъектах РФ уже приняты законы о противодействии коррупции, в которых говорится об АКЭ нормативных правовых актов и их проектов. Нет соответствующего закона в Белгородской и Новосибирской областях, Хабаровском крае и Республике Адыгея.

Специальный закон, посвященный вопросам организации и проведения АКЭ нормативных правовых актов и их проектов, принят в Забайкальском крае [2] и Республике Коми [3].

В ряде регионов вопросы проведения АКЭ зафиксированы только в законах, посвященных общим вопросам противодействия коррупции (Кировская, Курская, Ярославская, Новгородская области и др.). В данных правовых актах при-

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Антикоррупционная экспертиза правовых актов в субъектах РФ: вопросы регламентации и правоприменения», № 09-03-00039а.

сутствует отдельная статья, посвященная АКЭ. Подзаконные акты, регулирующие порядок проведения АКЭ, в этих регионах отсутствуют.

В 51 регионе принят Порядок (Правила) проведения АКЭ (Республика Мордовия; Республика Саха-Якутия; Удмуртская Республика; Республика Татарстан; Ямало-Ненецкий автономный округ; Курская область; Вологодская область и др.).

Имеются регионы, где есть утвержденный регламент проведения антикоррупционной экспертизы. Например, в Тверской области принято Распоряжение Администрации Тверской области от 29 января 2008 г. № 23-ра "О регламенте проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в исполнительных органах государственной власти Тверской области".

Как мы видим, уровень правовой регламентации вопросов, касающихся проведения антикоррупционной экспертизы в субъектах РФ различен: от общих законов о противодействии коррупции - до подзаконных нормативных актов, определяющих правила (порядок) или методику экспертизы.

При оценке базовых условий для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов большое значение приобретает применяемая методика.

В 34 субъектах РФ разработана и утверждена собственная методика (либо методические рекомендации) проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов (Чукотский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Ямало-ненецкий автономный округ, Сахалинская, Томская, Липецкая, Брянская области, Камчатский край, Еврейская автономная область и др.).

Есть регионы, где принятый порядок проведения антикоррупционной экспертизы, по сути, является методикой [4].

В ситуации, при которой некоторые регионы РФ разрабатывают собственную методику проведения антикоррупционной экспертизы, мы будем иметь Саратовскую, Псковскую, Астраханскую и другие "законности". Представляется, что должна быть единая для всех регионов методи-

ка проведения антикоррупционной экспертизы. Иначе получится, что в Саратовской области какой-то фактор будет признаваться коррупциоген-ным, а на федеральном уровне аналогичный фактор таковым являться не будет или наоборот.

Как показал анализ законодательства субъектов РФ, в подавляющем числе регионов антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов проводят органы исполнительной власти (в 61 субъекте РФ).

Что касается независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, то она закреплена в законодательстве большинства субъектов РФ. Независимая антикоррупционная экспертиза региональных правовых актов не проводится в Брянской2, Калужской, Псковской, Саратовской, Ярославской, Кировской, Иркутской областях, Республике Хакасия и некоторых других регионах.

Независимая антикоорупционная экспертиза, в основном, проводится гражданами, общественными объединениями, институтами гражданского общества, иными заинтересованными органами. В Амурской, Белгородской, Ярославской областях, Ямало-Ненецком автономном округе, некоторых других субъектах РФ такая экспертиза относится к компетенции Общественной палаты.

Помимо Общественной палаты, в Белгородской области к субъектам независимой антикоррупционной экспертизы отнесены Торгово-промышленная палата, а также иные некоммерческие организации Белгородской области.

В Томской области общественную (независимую) антикоррупционную экспертизу правовых актов могут проводить научные учреждения или высшие учебные заведения соответствующего профиля, эксперты из числа ведущих ученых и специалистов, не принимавших непосредственного участия в подготовке проекта правового акта. Примечательно, что в качестве экспертов не могут выступать депутаты Облас-

2

Независимая антикоррупционная экспертиза была закреплена в прежней редакции Закона Брянской области от 11.07.2007 № 105-З (с изм. от 08.06.2009 № 45-З) «О противодействии коррупции в Брянской области».

тной Думы Томской области, а также лица, занимающие иные государственные должности Томской области, государственные гражданские служащие Томской области.

В большинстве регионов требуется, чтобы субъекты независимой антикоррупционной экспертизы имели соответствующую аккредитацию.

Законы Мурманской, Липецкой областей, Камчатского края и некоторых других субъектов РФ предусматривают, что независимая экспертиза на коррупциогенность проводится аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации юридическими и физическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств.

Приведенное требование, на первый взгляд, кажется весьма логичным, но оно таит в себе скрытую правовую коллизию. Министерство юстиции РФ производит аккредитацию независимых экспертов в соответствии с Приказом Минюста РФ от 31 марта 2009 г. № 92 "Об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на кор-рупциогенность". Данный Приказ принят в соответствии с Правилами проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденными постановлением Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 195. В самих же правилах проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции сказано, что они приняты в целях организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по предупреждению включения в проекты нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, выявлению и устранению таких положений.

Таким образом, лица, получившие в Министерстве юстиции РФ свидетельство об аккредитации в качестве независимого эксперта, de jure имеют право проводить антикоррупцион-

ную экспертизу правовых актов, разработанных федеральными органами исполнительной власти, но не региональными.

В некоторых субъектах РФ для разрешения данной проблемы правом на аккредитацию независимых экспертов наделен уполномоченный орган исполнительной власти региона.

Например, в Ненецком автономном округе аккредитация независимых экспертов на проведение антикоррупционной экспертизы проводится Администрацией Ненецкого автономного округа, в г. Санкт-Петербурге - Администрацией Губернатора, Тюменской области - Комиссией по проведению административной реформы в Тюменской области.

Так, в Тюменской области независимая экспертиза проводится юридическими и физическими лицами (независимыми экспертами), определенными Комиссией по проведению административной реформы в Тюменской области, которые в инициативном порядке обращаются в аппарат Губернатора Тюменской области. Комиссия по проведению административной реформы в Тюменской области в течение 30 дней рассматривает данные обращения. При соответствии требованиям и условиям включает обратившихся лиц в перечень независимых экспертов, который размещается в сети Интернет на официальном Портале органов государственной власти Тюменской области в разделе "Власть" -"Административная реформа" в подразделе "Перечень независимых экспертов".

В Омской области определен специальный орган, уполномоченный на проведение независимой антикоррупционной экспертизы - Комиссия по проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов Омской области.

Как мы видим, независимая (общественная) антикоррупционная экспертиза проводится в большинстве регионов РФ; ее субъектами, как правило, выступают граждане, организации и иные институты гражданского общества. В некоторых регионах (Омская область) общественная антикоррупционная экспертиза проводится специальными субъектами.

Правовое регулирование вопросов, касающихся АКЭ в субъектах РФ, еще далеко от со-

вершенства. Вместе с тем, следует признать: нет ни одного региона, где не было бы вовсе никаких норм, посвященных антикоррупционной экспертизе. Законодательство субъектов РФ в сфере регулирования вопросов проведения АКЭ сейчас бурно развивается.

Список литературы

1. Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции: Постанов-

ление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 195 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. -№ 10. - Ст. 1240.

2. Об антикоррупционной экспертизе правовых актов и их проектов: Закон Забайкальского края от 29 декабря 2008 г. № 110-33К // СПС "Гарант".

3. Об антикоррупционной экспертизе правовых актов Республики Коми и их проектов: Закон Республики Коми от 17.04.2009 № 36-РЗ // СПС "Гарант".

4. О порядке проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов области на коррупциогенность: Постановление правительства Белгородской области от 14 июля 2008 г. № 174-пп // СПС "Гарант".

В редакцию материал поступил 09.11.09.

КО

ЮРРУПЦИЯ (от лат. ооггцрИо - подкуп) - согласно международно-правовым документам - это злоупотребление властью для получения выгод в личных целях. В отечественной криминологии данное явление рассматривается: 1) как элемент организованной преступности; 2) как специфичный вид экономической преступности; 3) как самостоятельный вид преступности; 4) как одна из форм проявления политической преступности.

В Федеральном законе "О противодействии коррупции" термин "коррупция" определяется как: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя и для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Ключевые слова: Порядок проведения антикоррупционной экспертизы, субъект РФ, региональное законодательство, аккредитация независимых экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.