Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КРЕСТЬЯН В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА: К ИСТОРИИ ВОПРОСА'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КРЕСТЬЯН В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА: К ИСТОРИИ ВОПРОСА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
149
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА / МАЛОЗЕМЕЛЬЕ / ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / АГРАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В СИБИРЬ / СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / PEASANT COMMUNITY / LAND SHORTAGE / RESETTLEMENT MOVEMENT / AGRICULTURAL LEGISLATION / RESETTLEMENT TO SIBERIA / SIBERIAN RAILWAY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дюсюпова Алмагуль Дауткановна

В статье автор обращается к истории разработки государственно-правового регулирования в отношении крестьянских переселений в течение второй половины Х1Х - начала ХХ века в Российском государстве. В этот период времени в Российской империи продолжалась выработка политической концепции переселенческого законодательства. Обсуждались функции переселения, права на него различных сословий, роль государства в организации переселения, методы стимулирования русского крестьянства в процессе освоения окраин в период капитализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE RESETTLEMENT POLICY OF PEASANTS IN RUSSIA IN THE SECOND HALF OF THE 19TH - EARLY 20TH CENTURY: TO THE HISTORY OF THE QUESTION

In the article the author refers to the history of the development of legal policy in relation to peasant resettlement during the second half of the nineteenth and early twentieth centuries in Russia. During this period the development of concepts of immigration legislation continued in the Russian Empire. The functions of resettlement, the rights to it of various estates, the role of the state in organizing resettlement, methods of stimulating the Russian peasantry in the process of developing the outskirts during the period of capitalism were under discussion.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КРЕСТЬЯН В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА: К ИСТОРИИ ВОПРОСА»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КРЕСТЬЯН В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА: К ИСТОРИИ ВОПРОСА ДЮСЮПОВА Алмагуль Дауткановна,

кандидат юридических наук, старший специалист отдела магистратуры

Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. E-mail: alma_23@mail.ru

Краткая аннотация: В статье автор обращается к истории разработки государственно-правового регулирования в отношении крестьянских переселений в течение второй половины ХХ - начала ХХ века в Российском государстве. В этот период времени в Российской империи продолжалась выработка политической концепции переселенческого законодательства. Обсуждались функции переселения, права на него различных сословий, роль государства в организации переселения, методы стимулирования русского крестьянства в процессе освоения окраин в период капитализма.

Abstract: In the article the author refers to the history of the development of legal policy in relation to peasant resettlement during the second half of the nineteenth and early twentieth centuries in Russia. During this period the development of concepts of immigration legislation continued in the Russian Empire. The functions of resettlement, the rights to it of various estates, the role of the state in organizing resettlement, methods of stimulating the Russian peasantry in the process of developing the outskirts during the period of capitalism were under discussion.

Ключевые слова: крестьянская община, малоземелье, переселенческое движение, аграрное законодательство, переселение в Сибирь, Сибирская железная дорога.

Keywords: peasant community, land shortage, resettlement movement, agricultural legislation, resettlement to Siberia, Siberian railway.

Вторая половина XIX и начала ХХ века — время судьбоносных перемен в аграрной сфере России и стратегический период для развития государственной политики переселений. Аграрный вопрос являлся одним из основных вопросов социально-экономической и политической жизни страны пореформенной эпохи.1 Значимость его определяется ролью переселений русского крестьянства в процессе освоения окраин в период капитализма. Значительное увеличение количества безземельных крестьян, рост сельского перенаселения в губерниях Центральной России вызвали социальную напряжённость в стране. Проведение крестьянской реформы 1861 г. и ликвидация крепостничества2, завершение формирования границ России на Востоке, постройка Сибирской железной дороги, — все это способствовало разработке переселенческого законодательства в Российской империи. Развитие переселенческого законодательства шло долго и мучительно, преодолевая шаг

1 Аграрный вопрос в России - это все равно, что крестьянский вопрос, - значит, вопрос, затрагивающий самым непосредственным, насущным и жизненным образом интересы, приблизительно, пяти шестых населения нашей родины. Интересы этих пяти шестых - это вместе с тем и интересы всего русского сельского хозяйства: если, может-быть, и нельзя сказать, что все сельское хозяйство в помещичьих имениях, за редкими исключениями, ведется по системе издельной или испольной, то во всяком случае смело сказать, что все владельческое хозяйство ведется крестьянскими руками и стоит в тесной зависимости от условий землевладения, хозяйства и благосостояния крестьян. Интересы этих пяти шестых -это в то же время интересы всей нашей фабрично-заводской промышленности, а значит, и нашего рабочего класса: только обеспеченное крестьянство может составить необходимый для нашей промышленности широкий рынок, без которого промышленность не может стать на твердую широкую почву. Интересы этих пяти шестых - это, в конце-концов, интересы всего народа и государства, ибо от того решения, какое получит современный аграрный кризис, зависит все будущее России, от решения аграрного вопроса зависит и судьба нашей зарождающейся, в таких муках, гражданской и политической свободы. Подробнее см.: Кауфман А.А. Аграрный вопрос в России: Лекции, чит. в Моск. нар. ун-те в 1907 г. Земельные отношения и земельная политика. - Москва. - 1908. - Тип. Т-ва И.Д. Сытина. - 166 с. - С.4

2 Крепостное право, окончательно окрепшее и получившее законченную форму в конце XVI и начале XVII века, дожило до середины XIX столетия. Правительство

еще с начала этого столетия, даже с конца XVIII века, начинало задумывать о необходимости его уничтожения, - но дело не шло дальше учреждения различных секретных комитетов и кое-каких частных мер, имевших целью облегчение положения крепостных. Но больше всего требовали освобождения крестьян интересы государства, и прежде всего чисто финансовые интересы, - интересы государственной казны. Единственный в то время крупный прямой налог - подушная подать - не давал государству значительных доходов. Но пока существовало крепостное право, не могли давать достаточных доходов и косвенные налоги: косвенные налоги могут давать много только там, где население зажиточно, где развиты торговля и промышленность. Подробнее см.: Кауфман А.А. Аграрный вопрос в России: Лекции, чит. в Моск. нар. ун-те в 1907 г. Земельные отношения и земельная политика. -Москва. - 1908. - Тип. Т-ва И.Д. Сытина. - 166 с. - С. 10

за шагом — на основе практического опыта — опасения породить неуправляемый, стихийный процесс миграции.

В теоретическом исследовании «Землевладение и земледелие в России и других европейских государствах» 1881 года ученого - экономиста, действительного статского советника князя А.И. Васильчикова отмечается, что переселение в России имеет иной характер, чем в других европейских странах, где они происходят в виде эмиграции, т.е. выхода из отечества, как, например, в Германии, или перемещения из одной части света в другую, из метрополии в дальние, трансатлантические колонии. У нас переселение имеет некоторое сходство с колонизацией в Соединенных Штатах, в том отношении, что свободные территории, куда направляются колонисты, в Америке, как и в России, примыкают одни с запада, другие с востока к коренным областям и составляют с ними один сплошной материк; но с тем различием, что американская республика большею частью населяется эмигрантами из других стран и наций, между тем, как в России главная масса переселенцев набирается почти исключительно из внутренних губерний. 3

Существенное отличие русского переселения от миграционных явлений, наблюдаемых в других странах, заключается, следовательно, в том, что избытки русского населения переселяются не в чужестранные государства и даже не в заморские колонии, а в состав русской государственной территории и составляющая как бы прямое продолжение районов, выпускающих переселенцев.

С экономической, в теснейшем смысле слова, точки зрения это различие не особенно существенно: под понятие «переселение», с этой точки зрения, в одинаковой степени подходят и переход из одной общины в другую, соседнюю, и переселение на отдаленнейшие окраины страны, и эмиграция в заморские колонии или даже за границу: эмиграция - есть факт не правовой, а социальной жизни, и обычно сопровождающий западно-европейскую эмиграцию момент

3 Подробнее см.: Васильчиков А.И. Землевладение и земледелие в России и других европейских государствах. - Т.2 - Издание второе. - Санктпетербург. -1881. - Тип. М.М. Стасюкевича. - 395 с. - С.320

перемены подданства или гражданства не имеет, в данном случае, существенного значения.1

При таких условиях, имея с одной стороны, в центре государства довольно густонаселенные местности, где при сильном развитии помещичьего элемента крестьяне издавна обременены малоземельем, а с другой стороны - громадные пространства пустых земель. В этих обстоятельствах царское Правительство должно было находить прямые выгоды в перемещении жителей из центра страны на ее окраины. Но, стесненное крепостным правом и паспортно-податной системой Правительство не могло действовать на этом поприще последовательно. В действительности, наперекор всем запретам, переход русских хлебопашцев, рыболовов и других категорий крестьян происходил постоянно из века в век по одному и тому же направлению - с запада на восток.

«Переселенческое движение - это продолжение первоначальной колонизации, первоначального заселения страны. Еще в середине XIX века переселение продолжало направляться в некоторые местности средней черноземной полосы; в 70-х годах оно шло в Новороссию, в башкирский край, в предкавказские степи: в течение 70-х годов в Уфимскую и Оренбургскую губернию переселились до 200 тыс. человек; приблизительно, столько же народу за то же время ушло в предкавказье. С конца 80-х годов, переселение направляется, главным образом, за Урал - в Сибирь и киргизские степи»[5, с. 88].

Российский ученый - юрист Г.К. Гинс, приват-доцент Императорского Санкт-Петербургского университета в своих очерках «Переселение и колонизация» 1913 года пишет, что на переселенческую политику Правительства второй половины XIX столетия обратили внимание иностранные издания. Например, немецкий публицист Пальме о переселении за Урал писал в приподнятом тоне. «Колонизация Сибири - это явление глубокого мирового значения, хотя оно и не бросается в глаза. Свои выводы о благотворном влиянии переселения на экономическую жизнь Азиатской России Пальме подкрепляет различными цифровыми данными. Он указывает на быстро развивающееся благосостояние переселенцев, приводит данные об обороте сельскохозяйственных складов Переселенческого Управления и о росте грузооборота железных дорог (в 1900 году - 45,3 миллиона пудов, в 1909 году - 187, 2 млн. пудов); производство сибирского масла, которое ежегодно вывозится в Германию и Данию в 1909-1910 г.г. на 15-20 млн. марок»[4, с. 16].

По мнению Г.К. Гинса, современная русская колонизационная политика ближе всего подходит к системе уравнения.2 Русские

1 Подробнее см.: Кауфман А.А. Переселение и колонизация. - С-Петербург. -1905. - Библиотека «Общественной пользы». - 370 с. - С.6.

2 Теоретики колонизации наметили три типа колонизационной законодательной политики: систему подчинения; самоуправления и уравнения с метрополией. 1)

Система подчинения пренебрегает интересами колонии: будущее приносится в жертву настоящему. Колония эксплуатируется эгоистически, часто она предоставляется в расположение и пользование нескольких привилегированных компаний предпринимателей. Такая политика преобладала до конца XVIII века. 2) Система самоуправления исходит из принципов прямо противоположных. При системе самоуправления, колонии сами законодательствуют. Принятые их автономными законодательными органами законы могут быть приостановлены только

колонии составляют непосредственное продолжение государственной территории; образовались они путем постепенного завоевания и постепенно приобщались к общему государственному порядку. Порядок законодательства, администрация, суды, финансирование и торговая политика распространяются на всю Империю, но особенностей и отклонений от начала уравнения все же очень много и эти отклонения не в сторону системы автономии, а в сторону подчинения.

Во многих частях Азиатской России сохраняются особые формы управления, отличающиеся особою широтою полномочий администрации. Военная повинность на большинство туземцев не распространяется. Режим подчинения сказывается затем в больших, чем в других частях Империи, стеснениях публичных прав, в различных ограничениях по отношению к нежелательным почему-либо элементам населения, пользующимся свободою во всех остальных частях Империи, наконец, в ограниченном участии населения в выборах народных представителей.

Замена военной администрации (например, в Туркестане) гражданским управлением должна быть подготовлена и не произведена вдруг. Преобразование туземного суда может произведено немедленно. Земское самоуправление может быть дано с некоторыми особенностями. Воинская повинность может быть вводима постепенно, сначала, быть может, для желающих. Словом, все реформы должны быть сообразованы с местными условиями и проводимы неотложно, но в одинаковой степени - и без излишней поспешности и без излишней осторожности[4, с. 43].

А.А. Кауфман, автор труда «Переселение и колонизация», отмечает, что переселение и колонизация играли первостепенно важную роль не только в экономической, но и в культурной и политической истории всех времен и народов. Русское переселенческое движение не представляет чего - либо исключительного по своим размерам. Даже по абсолютной величине своих переселений Россия не занимает первого места между другими странами, а тем более -по их относительной величине, приведенной к общей массе населения. Мы не располагаем полными данными, которые позволили бы нам учесть размеры русских поселений хотя бы за последние 20-25 лет, так как переселение направляется в разные районы, и для многих не существует никакого, даже приблизительного учета переселенцев^, с. 4].

Таким образом, вторая половина XIX в.3 характеризуется постепенным отказом от преобладающего взгляда на приоритетность

если они в чем-либо нарушают права метрополии. 3) Система уравнения колоний с метрополией приводит к следующим последствиям: законодательный режим одинаков для метрополии и колонии. Законы издаются одним и тем же порядком. Подробнее см.: Гинц Г. Переселение и колонизация. Выпуск 1. - С-Петербург. -1913 - Тип. Ф. Вайсберга и П. Гершунина. - 48 с. - С.40

3 Уже в эпоху подготовки крестьянской реформы выдвигались, как известно, и вскоре выступили на первый план землевладельческо-дворянские элементы, которые не только опасались, что крестьяне, получив свободу, массами станут бродить по всей России, но имелись и другие, гораздо более серьезные причины опасаться крестьянских переселений. Крестьянская реформа вызвала резкий перелом в прежнем помещичьем хозяйстве; предстояла необходимость изменить все хозяйственные привычки и порядки при замене даровой работы наемным трудом. А между тем отношения хозяев к рабочим приобретали весьма неудовлетворительный характер: жаловались на то, что трудно добыть рабочих, что свободный рабочий работает плохо, что рабочие не исполняют рабочих контрактов и т.п. Осталось только одно-

принудительного переселения, признанием возможности и целесообразности развития его вынужденных форм, а также использованием переселения в качестве инструмента не только административного, но и хозяйственного освоения Сибири и Дальнего Востока.

Обратимся к истории разработки государственной политики в отношении крестьянских переселений в течение второй половины XIX - начала XX века. С 1881 по 1889 гг. в Российской империи продолжалась выработка концепций переселенческого законодательства. Обсуждались функции переселения, права на него различных сословий, роль государства в организации переселения, методы стимулирования. Медленность, с какой велись необходимые для этого подготовительные работы - они продолжались более восьми лет - показывает, как неохотно Правительство шло на уступки настоятельным требованиям жизни, и как сильно в его среде были противоречивые взгляды и течения. Почти одновременно с началом этих работ издаются временные правила 10 июля 1881года «Временные правила о переселении крестьян на казенные земли». Правила, в которых впервые выразилось официальное признание и узаконение этого явления народной жизни.

Предполагалось не только дать переселенцам возможность жить безбедно на своих новых местах, но и содействовать поднятию экономического положения остающихся на местах крестьян. Правила 1881года обещают помощь переселенцам во время следования их на новые места - в виде особых переселенческих контор, из правительственных чиновников и представителей местных земств, для содействия переселенцам в отыскании земель, выдачи им материальных пособий и оказания врачебной помощи во время пути.

Вместе с тем, временные правила 1881 года, не достигли того упорядочения переселенческого движения, к которому стремилось правительство. С одной стороны, выход из обществ, вследствие разных затруднений и хлопот, продолжал оставаться доступным лишь сравнительно более состоятельным крестьянам, не особенно нуждающимся в переходе на новые места. С другой стороны, преувеличенное опасение размерами переселения не позволило обнародовать упомянутых правил и провести меры, преследующие колониальные интересы отдельных районов.

Закон 13 июля 1889 г. «Правила о добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли»1 и введе-

отдать землю крестьянам в наем. Отдельные лица могут из высших побуждений жертвовать своими интересами на пользу общества; но целые классы населения всегда и везде относятся к экономическим вопросам с эгоистической точки зрения. Вот почему класс землевладельцев смотрел недоброжелательно на переселенческий вопрос; а так как это был класс самый влиятельный, то его образ действия отражался и на настроении правительства. То, что прежде, в дореформенное время, казалось делом самым естественным и необходимым, после 1861 года стало представляться делом крайне опасным, которое не только не следует поощрять, но которому следует даже препятствовать всеми мерами. Таким образом, и теоретические воззрения, и интересы самого влиятельного в то время общественного класса одинаково побуждали правительство отрицательно относиться к крестьянским переселениям, - и как законодательство, так и административная практика 60-х и 70-х годов всецело носят на себе отпечаток именно этого отрицательного отношения. Подробнее см.: Кауфман А.А. Переселение и колонизация. - С-Петербург. -1905. - Библиотека «Общественной пользы». - 370 с. - С.20

1 Этот закон был первым правительственным актом, признавшим за переселением значение народной потребности, подлежащей удовлетворению. Им определено: 1)

ние в 1890 г. удешевленного проезда по железным дорогам дали новый импульс переселенческому движению на Восток, причем не только организованному, но и самовольному. Существенные облегчения закон 13 июля 1889 г. создает лишь в отношении условий выхода переселенцев из обществ: получение разрешения на переселение освобождает крестьян от нелегкой обязанности просить увольнительные приговоры, недоимки, которые еще по правилам 1881 г. оставались на переселяющихся. По закону 1889 г. недоимки по окладным сборам переводятся, вместе с выкупными платежами, на общества, из которых выходят переселенцы, которые за то получают в свое распоряжение, без какой-либо выводной платы, невыкупленные окончательно наделы, освобождающиеся вследствие переселения.

Оказание переселенцам более значительной материальной помощи закон 13 июля 1889 г. ставит в зависимость от распоряжения министерств - внутренних дел, финансов и государственных имуществ: особым (оставшимся неопубликованным постановлением закона), министерствам было предоставлено оказывать, в случае необходимости, особое содействие «отдельным переселенцам» - выдавать путевые пособия, производить денежные ссуды на приобретение рабочего скота, выдавать лесной материал для строения дачь и т.д. Эти постановления так и остались неопубликованными, что свидетельствует, в какие узкие рамки законодатель стремился поставить материальную помощь переселенцам.

В политике Правительства по отношению к переселению продолжает проявляться та же двойственность. По-прежнему, Правительство решалось на оказание некоторой материальной помощи переселенцам, с другой стороны - под влиянием опасения, чтобы подобное содействие не вызвало нежелательное массовое передвижение народа, правительство стремилось ограничить помощь переселенцам и поставить его в возможно узкие границы. Между тем, вторая половина 80-х годов была временем особенно быстрого роста переселенческого движения.

«Переселение в Сибирь, еще в середине 80-х годов не превышавшее 30-35 тысяч в год, в 1889 году достигает 40 тыс. душ, в 1890 году - 49000, в 1891 году - 87000, в 1892 году - 92000 душ. Но сибирское переселение и в это время отнюдь не исчерпывало всего русского переселенческого движения. В течение 80-х годов продолжается не поддающееся даже приблизительному учету пере-

какие условия должны выполнить лица, желающие переселяться и 2) в каких губерниях переселенцы наделяются землею. Несомненно, что закон 1889 г. имеет особенно важное значение именно для громадной массы крестьянского населения, так как из мещан под его правила подпадают лишь те, которые издавна занимаются хлебопашеством, как главным источником пропитания себя и своих семейств, и по быту своему не отличаются от крестьян; мещане же, пользующиеся по действующим законам правом водворения на казенных землях, изъемляются от действия этого закона. Законом имелось в виду предоставить право на переселение всем нуждающимся в нем лицам упомянутых сословий, не стесняя их какими-либо формальностями при получении соответствующих разрешений. Одновременно он стремился подчинить самый процесс переселения такому воздействию со стороны правительства, которое ставило бы самые размеры переселения в ближайшую зависимость от возможности отвода переселенцам свободных земель. В целях осуществления этих задач переселение допущено было не иначе, как с предварительного разрешения министров внутренних дел и земледелияи государственных имуществ. Подробнее см.: Акимов В.В. «Самовольное» переселение крестьян // Вестник права. Журнал юридического общества при Императорском Санкт-Петербургском университете. -1904. - Кн. 8. - С. 2 - 35. - С.5

селение в восточные и юго-восточные степи Европейской России, а также в предкавказский район.

В 1883 году в глухой Тургайской степи основывается «вольный город» Кустанай; по мысли его основателей, он должен был стать простым административным центром с населением в 1000 семейств: прошло немного лет и его население втрое превысило предполагаемую норму и достигло 16000 душ, вокруг него образовалась группа больших крестьянских поселков, население которых к 1896 году достигло девяти тысяч. Около того же времени значительно усиливается и переселение в Туркестан: к 1 января 1891 года в Сыр-Дарьинской области имелось 19 русских поселений, в которых проживало 1500 семейств, - из них 13 селений было образовано во второй половине 80-х годов; в голодные 1891-1892 гг. в край нахлынуло до 12000 переселенцев, образовавших 23 новых поселения»[6, с. 31].

Значительная часть крестьян продолжала переходить в Сибирь и другие колонизационные районы за свой счет и страх. Цель упорядочения переселения, которую преследовал закон 1889 года оставалась недостигнутой. Самовольные переселенцы составляли в это время от 60 до 85% всего переселенческого движения в Сибирь, не говоря уже о таких колонизационных районах, как Кубанская область или Тургайские степи, где все переселение было исключительно самовольным. Судьба самовольных переселенцев складывалась в разных местностях по-разному.

Например, Алтай пореформенного периода стал главной приманкой переселенцев из Европейской России, которых привлекали обширные пространства плодороднейшей земли и разнообразие естественных условий, близких к привычным.1 Точные размеры переселений в Алтайский округ по годам едва ли можно установить, до 1884 года учет переселенцев не производился. Всемерное ограничение переселений, борьба против самовольцев, нажим на местную администрацию для побуждения ее к решительной защите коронных интересов против переселенческого крестьянства - такова была политика Кабинета накануне первой русской революции.

По мнению В.В. Акимова, до 1892 года министерством внутренних дел было выдано, на основании нового закона, 17289 семьям разрешение на переселение в разные местности Империи, а между тем по данным, добытых регистрацией, оказалось, что за эти же (1889-1891) годы прошло только за Урал 28911 семей. Множество крестьян продолжало переходить в Сибирь на свой страх и риск. Понятно, что к столь значительному числу самовольных переселенцев невозможно было применять требование закона о возвращении их на родину административным порядком, в виду чего правительству не оставалось другого средства, как только, пользо-

1 Кабинетские земли имели значительный удельный вес в сельскохозяйственном земельном фонде Сибири да и всей империи. В начале ХХ в. земли Кабинета, находившиеся в сельскохозяйственном обороте, составляли в Сибири - 19,3%, а в общероссийском земельном фонде (без Закавказья, Средней Азии и Дальнего Востока) - 7,6%. Но этот показатель неполно характеризует их действительное значение в Сельском хозяйстве Сибири. Подробнее см.: Жидков Г.П. Кабинетское землевладение (1747 - 1917 гг.) - Изд. «Наука» Сибирское отделение. -Новосибирск - 1973 - 264 с. - С.8

ваться неоднократно применяемой мерой - причислить всех переселенцев, перешедших к этому времени к без установленного разрешения в Западную Сибирь, к местам размещения на общих осно-ваниях[1, с. 6].

Несмотря на наличие закона 1889 года переселение сохраняло свой прежний беспорядочный характер. Движение крестьян за Урал продолжалось и переселенцам приходилось сталкиваться с рядом неудобств, вызываемых отсутствием правильной организации в их передвижении и, в особенности, недостатком продовольственной и медицинской помощи. Сооружение Сибирской железной дороги снова привлекло внимание Правительства к переселенческому движению, так как это движение должно было разрастись не только вследствие удешевления проезда и устранения многих неудобств прежнего пути, но и вследствие ожидавшегося наплыва из Европейской России на постройку железной дороги громадного количества рабочих, из которых многие впоследствии стали сибирскими новоселами.

Как известно, в 1892 году учреждается комитет Сибирской железной дороги, на который было возложено вести контроль за переселением в Сибирь. В 1896 году при Министерстве внутренних дел появилось Переселенческое управление. На этом этапе принимается ряд законов, которые оказали значительное влияние на переселенческое движение: по закону от 13 марта 1896 года выдача путевых ссуд на проезд в оба конца гарантировалась всем следующим на переселение, в том числе тем, кто следовал без официального разрешения; 23 мая 1896 года выходит закон о плановом землеустройстве в Сибири, благодаря которому начинаются работы по разметке и нарезке участков.

В 1897 году выходит закон «О причислении земледельцев к старожильческим деревням», где говорится, что зачисленные по приемным договорам переселенцы имеют все права на льготы, наравне с поселяющимися на незаселенные участки. В 1899 году, согласно «Правилам о пособиях переселенцам в Сибирь и Степное генерал-губернаторство» Правительство предоставило гарантии на беспроцентные ссуды для обзаведения хозяйством. Завершает этот этап новый переселенческий закон от 6 июня 1904 года «Временные правила о добровольном переселении сельских обывателей и мещан-землевладельцев».

Основная его идея, по мнению А.А. Кауфмана, это -улучшение, при помощи переселения, условий землепользования и хозяйства крестьянского населения внутренних губерний; переселение, по идее нового закона, рассматривается как одно из средств для улучшения быта коренного малоземельного населения, и лишь на второе место ставится задача усиления русской мощи на отдаленных окраинах государства[6, с. 34].

Таким образом, Правительство на протяжении второй половины XIX - начала ХХ века стремилось решить серьезную проблему малоземелья в Центральной России. Большое количество переселенцев приходится на время проведения аграрной реформы П.А. Столыпина. «Политика массовых крестьянских переселений, организо-

ванная и осуществленная правительством П.А. Столыпина, была важнейшим этапом в процессе колонизации и освоения Сибири. В целом Столыпинская переселенческая политика была последовательным продолжением правительственного курса, намеченного еще во второй половине XIX в. Фактически обозначенные в 1906 г. правительством задачи хотя и были актуальными для России, но были не новыми. Переселение как средство борьбы с аграрной теснотой использовалось задолго до Столыпинских реформ»[8, 9, 10, 11].

Правовое регулирование переселенческой политики крестьян в Российском государстве во второй половине Х1Х - начала ХХ века всецело определялось потребностью в заселении окраин, Библиография:

как способа упрочения колониального влияния. Ради этой цели Правительством создавались линии укрепления пунктов, чтобы связать эти пункты между собой с коренным ядром государства и создать на окраинах земледельческое население. Правительство, предоставляя разнообразные льготы и пособия крестьянам, предоставляло переселенцам землю в пользование, с обязанностью обеспечивать государственную казну определенной долей доходов. Вместе с тем, крестьяне стремились на новые места в надежде спастись от преследований различного рода - политического, финансового и религиозного гнета: тяжелые подати, долговая кабала, раскол и бродяжничество.

1. Акимов В.В. «Самовольное» переселение крестьян // Вестник права. Журнал юридического общества при Императорском Санкт-Петербургском университете. - 1904. - Кн. 8. - С. 2 - 35.

2. Белянин Д.Н. Государственная политика аграрно-крестьянских переселений в Западную Сибирь в 1861-1917 гг. - дисс. на соиск. уч. степ. док. истор. наук. -Томск - 2016. - 696 с.

3. Васильчиков А.И. Землевладение и земледелие в России и других европейских государствах. - Т.2 - Издание второе. - Санктпетербург. - 1881. - Тип. М.М. Стасюкевича. - 395 с.

4. Гинс Г. Переселение и колонизация // Выпуск 1. - С-Петербург. - 1913. - Тип. Ф. Вайсберга и П. Гершунина. - С.2 - 48 с.

5. Кауфман А.А. Аграрный вопрос в России: Лекции, чит. в Моск. нар. ун-те в 1907 г. Земельные отношения и земельная политика. - Москва. - 1908. - Тип. Т-ва И.Д. Сытина. - 166 с.

6.Кауфман А.А. Переселение и колонизация. - С-Петербург. - 1905. - Библиотека «Общественной пользы». - 370 с.

7. Жидков Г.П. Кабинетское землевладение (1747 - 1917 гг.) - Изд. «Наука» Сибирское отделение. - Новосибирск - 1973. - 264 с.

8. Белянин Д.Н. Государственная политика аграрно-крестьянских переселений в Западную Сибирь в 1861-1917 гг. - дисс. на соиск. уч. степ. док. истор. наук. -Томск - 2016 - 696 с - С. 345.

9. Чупров А.И. Крестьянский вопрос. Статьи 1900 - 1908 годов. - Москва. - 1909. - Изд. М. и С. Сабашниковых. - 339 с. - С.310.

10. Жидков Г.П. Кабинетское землевладение (1747 - 1917 гг.) - Изд. «Наука» Сибирское отделение. - Новосибирск - 1973. - 264 с. - С.133.

11. Дюсюпова А.Д. Глава 7. Аграрные правоотношения / Правоотношения в современной правовой реальности: традиционные подходы и новые концепции: монография / под ред. док. юрид. наук, проф. Р.Л. Хачатурова. - М.: Юрлитинформ - 2019. - 464 с. - С.173-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.