А.Н. Оленева*
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ АКЦИОНЕРА И ОБЩЕСТВА-ЭМИТЕНТА В СВЯЗИ С РАСКРЫТИЕМ ИНФОРМАЦИИ
Одним из принципов корпоративного управления, закрепленных российским Кодексом корпоративного поведения1, является принцип своевременного раскрытия полной и достоверной информации об обществе в целях обеспечения возможности принятия обоснованных решений акционерами общества и инвесторами. Раскрытие информации - обязательное условие хозяйственной деятельности акционерного общества. Требование «прозрачности» общества необходимо для привлечения инвесторов, обеспечения прав акционеров и для осуществления государственного контроля за финансовыми операциями в обществе.
Любое акционерное общество, и прежде всего публичное, должно быть информационно открытым и прозрачным, что является необходимым фактором для его инвестиционной привлекательности. Инвесторам интересно то общество, в котором не ущемляются права и законные интересы акционеров, в том числе обеспечивается право акционеров на получение ими информации в установленном законом порядке. Поэтому информационная прозрачность и открытость акционерного общества складываются из двух взаимосвязанных составляющих: 1) право акционеров на информацию; 2) установленная в акционерном обществе информационная политика как гарантия осуществления права на получение информации как акционерами, так и инвесторами.
Информация признается в качестве одного из объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). Вопрос о праве акционеров на получение информации о деятельности хозяйственного общества приобрел особую актуальность после опубликования информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда от 18 января 2011 г. № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными суда-
* Старший научный сотрудник сектора предпринимательского права Института государства и права РАН, кандидат юридических наук.
1 Распоряжение ФКЦБ России от 4 апреля 2002 г. № 421/р // Вестник ФКЦБ России. 2002. № 4.
Труды Института государства и права Российской академии наук № 1/2014
ми споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ»2.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»3 под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Особое значение для правового регулирования имеют информационные ресурсы, создаваемые путем систематизации документированной информации, а точнее, отношения, складывающиеся между собственниками или владельцами информационных ресурсов и их пользователями (потребителями), что наглядно можно показать на примере взаимоотношений акционерного общества и акционеров.
Акционерное общество в процессе своей деятельности предоставляет информацию широкому кругу лиц в определенных случаях и по определенным основаниям. Статьей 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»4 введено понятие раскрытия информации. В соответствии с этой статьей под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с законом.
Как предусмотрено ГК РФ (ст. 142 и 143), акция, являясь ценной бумагой, удостоверяет с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права. Это отнюдь не означает, что в акции не воплощаются неимущественные права акционера. Например, в ст. 2 Закона «О рынке ценных бумаг» среди прав, закрепляемых акцией, названо такое неимущественное право акционера, как право на участие в управлении акционерным обществом. Дело в том, что акция удостоверяет не разрозненные права акционера по отношению к обществу, а комплекс прав, носящий в целом имущественный
2 Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2011. № 3.
3 СЗ РФ. 2006 № 31 (ч. 1). Ст. 3448.
4 СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918. 106
характер и переходящий к лицу в момент перехода прав на саму акцию.
В юридической литературе этот комплекс прав именовался по-разному: «право членства», «акционерное право» и т.п. Однако, несмотря на терминологические расхождения, среди юристов существовало единство в понимании того, что в комплекс прав акционера входят имущественные права: право на дивиденд, право на ликвидационную квоту и связанные с ними неимущественные права, важное место среди которых занимает право акционера на информацию.
Право акционера на информацию имеет двоякое значение. Во-первых, получение информации о деятельности общества, о его должностных лицах служит гарантией защиты иных прав акционера. Например, грамотный акционер, ознакомившись с балансом общества и его годовым отчетом, может с достаточной степенью точности сделать правильные выводы о финансовом состоянии общества и перспективах его развития. В случае негативной оценки акционер, опасаясь, что в будущем они могут обесцениться, просто продаст принадлежащие ему акции. Во-вторых, обладание информацией позволяет акционеру наиболее целесообразно осуществлять свои права.
Без получения акционером информации осуществление некоторых его прав будет весьма затруднительно или просто невозможно. Например, можно поставить под большое сомнение возможность участия акционера в общем собрании, если он не был уведомлен ни о месте, ни о дате его проведения. Праву акционера на получение информации со стороны акционерного общества или иных лиц корреспондирует обязанность по предоставлению информации. Можно выделить случаи предоставления информации конкретным лицам и так называемые случаи предоставления безадресной информации, рассчитанной на широкий круг лиц (классификация по субъекту информации).
Так, согласно абз. 3 п. 1 ст. 52 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»5 (далее - Закон об АО) по общему правилу уведомление о проведении общего собрания акционеров, в том числе рассылка бюллетеней для голосования, осуществляется заказным письмом - адресная информация. Сообщение акционерам о проведении общего собрания может быть сделано в форме опубликования информации в органе печати, доступном неопределенному кругу лиц - безадресная информация (абз. 2 п. 1 ст. 52
5 СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.
Закона об АО). В соответствии с изменениями, внесенными в указанный Закон, которые вступили в силу с 1 января 2014 г., предусмотрена возможность размещения информации о проведении общего собрания на сайте общества в Интернете6.
Информация, предоставляемая акционерам, может касаться как самого акционерного общества, например при ознакомлении с уставом последнего (п. 4 ст. 11 Закона об АО), так и иных лиц. Речь идет о ситуации, когда акционер (акционеры), владеющий более чем 1% голосующих акций акционерного общества, на основании абз. 11 п. 3 ст. 8 Закона «О рынке ценных бумаг» требует от держателя реестра предоставления информации об имени (наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг (классификация по объекту информации). С учетом отмеченного следует иметь в виду и другие возможные основания для классификации информации, предоставляемой акционерам.
С практической точки зрения наиболее важной представляется классификация информации по характеру действий акционера, направленных на ее получение, в связи с чем следует различать две ситуации. Первая ситуация - это когда акционер выступает как пассивное лицо, поскольку осуществление права акционера на информацию обусловлено главным образом действиями самого акционерного общества. В другой же ситуации для осуществления права акционера на информацию недостаточно действий только акционерного общества и требуются соответствующие действия самого акционера, например по подготовке и оформлению запроса о предоставлении информации. Таким образом, в первом случае акционер изначально вправе требовать от общества совершения соответствующих действий по предоставлению информации, а во втором право требования возникает только после совершения необходимых действий самим акционером.
Рассматривая акционера как пассивное лицо, следует в первую очередь назвать обязанность общества предоставлять акционерам информацию, связанную с подготовкой и проведением общих собраний акционеров. Согласно п. 2 ст. 47 и ст. 54 Закона об АО порядок сообщения о его проведении и перечень предоставляемых акционерам ма-
6 См.: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 282-ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7607. 108
териалов (информации) при подготовке к проведению общего собрания устанавливаются советом директоров общества. Если в акционерном обществе отсутствует совет директоров, то устав общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, отвечающем за своевременное решение вопросов, связанных с подготовкой и проведением общего собрания, в том числе вопросов, касающихся утверждения повестки дня (абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об АО).
В ряде случаев акционерное общество не вправе отказаться от направления акционерам заказных писем. Как следует из п. 2 ст. 60 Закона об АО, общество с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более 1 тыс. обязано направлять акционерам заказным письмом бюллетень для голосования. В то же время сообщение о проведении общего собрания такого общества может не направляться заказным письмом, а доводиться до сведения акционеров иным способом (абз. 2 п. 2 ст. 52 Закона об АО).
Следует отметить, что адресатом подобной информации для акционерного общества не всегда является акционер, так же как и для акционера ее источником не всегда выступает акционерное общество. Промежуточным звеном между ними может быть номинальный держатель акций, выступающий в качестве лица, зарегистрированного в системе ведения реестра и не являющегося владельцем акций. В этом случае сообщение о проведении общего собрания акционеров направляется номинальному держателю, который обязан довести его до сведения своих клиентов в порядке и сроки, установленные правовыми актами РФ или договором с клиентом (п. 5 ст. 52 Закона об АО).
Согласно изменениям и дополнениям к Закону, которые вступили в силу 1 января 2014 г., данная информация будет в последующем предоставляться номинальному держателю в электронном виде (в форме электронных документов, подписанных электронной подписью), а он, в свою очередь, обязан будет донести до сведения своих депонентов сообщение о проведении общего собрания и все сопутствующие документы. Кроме акционерного общества и номинального держателя акций, источником информации для акционера может служить специализированный регистратор, являющийся держателем реестра данного общества. При этом оно не освобождается от ответственности за непредставление информации или нарушение порядка ее предоставления.
Обязанность акционерного общества по предоставлению информации, касающейся общего собрания, не прекращается с проведением
последнего. Согласно п. 4 ст. 62 Закона об АО акционеры должны быть проинформированы о решениях, принятых общим собранием, и об итогах голосования, оглашенных на общем собрании, в ходе которого проводилось голосование, или доводятся не позднее 10 дней после составления протокола об итогах голосования в форме отчета, который составляется не позднее трех рабочих дней после проведения общего собрания.
Следующая категория юридических обязанностей акционерного общества информационного характера связана с опубликованием сведений, предусмотренных ст. 92 Закона об АО. В ней закреплено требование для открытых акционерных обществ по обязательному раскрытию своего годового отчета. Из смысла данной нормы следует, что раскрытие годового отчета должно осуществляться открытым акционерным обществом путем его опубликования. При этом ни в одной из статей указанного Закона не установлен порядок опубликования годового отчета.
Этот вопрос довольно подробно освещен в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утверждено приказом ФСФР России от 4 октября 2011 г. № 11-46/пз-н7). Согласно п. 8.2.5 и 8.2.6 Положения акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в Интернете в срок не позднее двух дней с даты составления протокола общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета общества.
Текст годового отчета должен быть доступен на странице Интернета в течение не менее трех лет с даты истечения срока, установленного вышеназванным Положением для его опубликования в Сети, а если он опубликован после истечения такого срока - то с даты его публикации в Интернете. Публикация годового отчета с использованием Интернета не освобождает открытые акционерные общества от обязанности публиковать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.
Годовой отчет акционерного общества подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа общества, а также главным бухгалтером акционерного общества или лицом, осуществляющим его функции. Предва-
7 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 8. 110
рительно годовой отчет рассматривается и одобряется советом директоров (наблюдательным советом), а в случае отсутствия в акционерном обществе совета директоров (наблюдательного совета) - лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа данного общества, с последующим утверждением общим собранием акционеров акционерного общества. Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) акционерного общества.
Ранее годовые отчеты, как правило, включали в себя элементы бухгалтерской отчетности - бухгалтерский баланс на отчетную дату и отчет о финансовых результатах за прошедший год, сопровождаемые краткими комментариями исполнительного органа акционерного общества в лице генерального директора. В определенной степени это объяснялось и тем, что ни в Законе об АО, ни в иных нормативных правовых актах не было четко определено, что именно должен содержать годовой отчет акционерного общества. Были предусмотрены лишь самые общие обязанности его руководства по информированию акционеров, в частности, предоставление им возможности ознакомиться с годовым отчетом общества при подготовке и проведении годового общего собрания акционеров, поскольку в повестку дня годового общего собрания в обязательном порядке должен быть включен вопрос об утверждении годового отчета.
Первые попытки ввести в корпоративную практику регламентацию содержания годового отчета акционерного общества были предприняты в Кодексе корпоративного поведения. Однако поскольку Кодекс корпоративного поведения не является нормативным правовым актом обязательного к применению всеми акционерными обществами, а представляет собой лишь свод деклараций и правил, рекомендуемых к применению, его появление мало что изменило в правоприменительной практике подавляющего большинства российских акционерных обществ.
Ситуация кардинально изменилась в связи с принятием ФКЦБ России постановления от 31 мая 2002 г. № 17/пс «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров»8, в п. 3.6 и 3.7 которого было жестко регламентировано содержание годового отчета. Крат-
8 Российская газета. 2002. 18 июля (документ утратил силу).
кость и вольную трактовку его содержания следовало рассматривать как несоблюдение требований законодательства. Приказом ФСФР России от 2 февраля 2012 г. № 12-6/пз-н9 утверждено новое Положение по данному вопросу, содержащее пункты о жесткой регламентации.
Что касается формы и содержания бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, то они определены приказами Минфина России10. Бухгалтерская отчетность общества является основным документом, из которого акционеры и потенциальные инвесторы могут получить информацию о финансовом состоянии акционерного общества. Особое значение в этом смысле приобретает годовая бухгалтерская отчетность общества, поскольку именно в ней содержатся основные финансовые показатели его деятельности по итогам года.
Обязанность по раскрытию акционерным обществом годовой бухгалтерской отчетности установлена ст. 92 Закона об АО и ст. 13 Федерального закона от 16 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»11 (далее - Закон № 402-ФЗ). Кроме того, порядок раскрытия годовой бухгалтерской отчетности регламентируется приказом Минфина России от 28 ноября 1996 г. № 101 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами»12.
В соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская отчетность открытых акционерных обществ подлежала обязательной публикации не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Закон № 402-ФЗ порядок и случаи обязательного опубликования бухгалтерской отчетности не регулирует, отсылая к другим федеральным законам. В нем лишь устанавливается, что содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности не может являться коммерческой тайной, а при обязательном аудите одновременно с отчетностью должно публиковаться аудиторское заключение. Необходимость последнего
9 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 35.
10 См.: приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 35.
11 СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7344.
12 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. № 1.
требования связана с исключением аудиторского заключения из состава бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Следует также отметить отсутствие в Законе № 402-ФЗ требования о предоставлении уже утвержденной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. По этому вопросу данный Закон отсылает к другим нормативным правовым актам, в частности к п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (утв. приказом Минфина России от 28 июня 2010 г. № 63н)13.
Перед опубликованием годового отчета, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков открытое акционерное общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами. Ответственность за опубликование указанных документов в средствах массовой информации несет исполнительный орган общества.
Без предварительных действий со стороны акционеров общество обязано информировать их также о возникновении предусмотренных Законом об АО прав покупки или продажи акций. Так, лица, имеющие преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, должны быть уведомлены о данной возможности (п. 1 ст. 41 Закона об АО). Что касается случаев продажи акций, то соответствующее уведомление направляется акционерам в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 72 и п. 1, 2 ст. 76 Закона об АО. Особо следует выделить случай, когда предложение о приобретении акций направляется членам общества со стороны лица, приобретшего 30% или более обыкновенных акций общества (п. 2, 3, 5 ст. 80 Закона об АО).
Рассмотренные обязанности АО относятся к группе обязанностей, связанных с предоставлением обществом информации по запросам акционеров. Для выполнения данных обязанностей п. 1 ст. 89 Закона об АО предусмотрен перечень документов, которые общество обязано хранить, обеспечивая к ним доступ акционеров. Согласно указанной норме АО обязано хранить и «иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов
13 Российская газета. 2010. 6 авг.
управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации». К таким актам относится Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденное постановлением ФКЦБ России от 16 июля 2003 г. № 03-33/пс14. Данное Положение принято в соответствии с п. 2 ст. 89 Закона об АО и устанавливает порядок и сроки хранения документов акционерных обществ, в том числе порядок уничтожения документов с истекшими сроками хранения. Другим актом, определяющим требования к срокам хранения документов, является утвержденный приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558 Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправ-
15
ления и организаций, с указанием сроков хранения .
Согласно Закону об АО общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным, как уже было отмечено, п. 1 ст. 89 данного Закона. Поскольку перечень документов, которые общество обязано хранить, является открытым, перечень документов, к которым акционеры имеют право доступа, также является открытым.
В связи с этим Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 16 уже упоминавшегося выше информационного письма от 18 января 2011 г. № 144 указал, что в соответствии с Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558, общество обязано хранить гражданско-правовые договоры. Следовательно, они также должны предоставляться по требованию акционеров.
За неисполнение обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об акционерных обществах, а также за нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов установлена административная ответственность - наложение административного штрафа на должностных лиц и на юридических лиц (ст. 13.25 КоАП РФ). Вместе с тем необходимо различать
14 Российская газета. 2003. 26 авг.
15 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 38. Данный приказ принят в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», регулирующим отношения в сфере организации хранения. 114
документы, которые акционерное общество обязано хранить, и документы, к которым акционеры имеют право доступа. Хранение документов осуществляется в целях осуществления государственного регулирования и контроля за деятельностью общества.
Как указано в п. 3.2 определения Конституционного Суда РФ от 18 января 2011 г. № 8-О-П16, документы, перечисленные в п. 1 ст. 89 Закона об АО, подлежат обязательному хранению акционерным обществом в целях достоверного и полного отражения деятельности общества, ее сопоставления с деятельностью других хозяйствующих субъектов, оценки, а также обеспечения государственного регулирования и контроля в финансово-экономической сфере. Право доступа акционеров к указанным документам является их правом на получение информации и имеет иную цель, чем хранение документов обществом.
Если принимать во внимание необходимость предотвращения информационной уязвимости акционерного общества, то представляется необходимым дифференцировать перечень документов, к которым акционеры имеют право доступа, в зависимости от размера принадлежащих им пакетов акций (например, 10% акций), зафиксировав такое право акционера на получение информации в уставе общества. Кроме того, в Законе целесообразно предусмотреть, как акционеры вправе использовать полученную информацию, а также распоряжаться той информацией (документами), доступ к которым им обеспечивает акционерное общество.
В вышеназванном информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (п. 1) обращается внимание на то, что судам следует учитывать, что при реализации своего права на получение информации участники хозяйственных обществ не обязаны раскрывать цели и мотивы, которыми они руководствуются, требуя предоставления информации об обществе, а также иным образом обосновывать наличие интереса в получении соответствующей информации, за исключением случаев, вытекающих из закона. При этом согласно «абзацу третьему пункта 2 статьи 67 ГК РФ участники хозяйственного общества обязаны не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.
С учетом отмеченного в случае, если документы, которые требует предоставить участник хозяйственного общества, содержат конфиденциальную информацию о деятельности общества, в том числе
16 СЗ РФ. 2011. № 8. Ст. 1202.
коммерческую тайну, общество, прежде чем передать соответствующие документы и (или) их копии, может потребовать выдачи расписки, в которой участник подтверждает, что предупрежден о конфиденциальности получаемой информации и об обязанности ее сохранять» (п. 15).
Как и всякое субъективное право, право акционера на информацию в случае его нарушения подлежит защите. Акционер, которому не была предоставлена информация в соответствии с положениями нормативных актов, вправе требовать от обязанных лиц ее предоставления, а в случае отказа - обратиться за защитой своего права в суд с требованием обязать ответчика совершить действия по предоставлению информации. В судебном решении указывается срок, в течение которого требуемые сведения должны быть предоставлены акционеру.
Право акционера на информацию служит гарантией надлежащего осуществления иных его прав, например, права на участие в общем собрании. Поэтому в ряде случаев помимо требований о принуждении к совершению действий по предоставлению информации акционер может предъявить требования иного характера, в частности, о признании решения общего собрания акционеров недействительным (см. п. 7 ст. 49 Закона об АО).
Нарушение права акционера на информацию может повлечь за собой прекращение для нарушителя его профессиональной деятельности. Так, непредставление специализированным регистратором акционеру (акционерам), требующему созыва внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со ст. 55 Закона об АО, данных об имени (наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев акций, количестве, типе, номинальной стоимости принадлежащих им акций, а также их адресов в течение 10 дней с даты получения соответствующего запроса является основанием для приостановки действия или отзыва лицензии на право осуществления деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг.
Кроме того, если в результате непредоставления требуемых сведений у акционера возникли убытки, он вправе требовать их возмещения. В качестве иллюстрации можно привести пример с договором купли-продажи акций, предусматривающим обязанность продавца не только осуществить перерегистрацию прав на ценные бумаги в реестре акционеров на имя покупателя, но и предоставить последнему документ, подтверждающий факт перерегистрации. Таким докумен-
том обычно служит выписка из реестра акционеров. За ее несвоевременное предоставление договором устанавливается пеня.
Продавец, несвоевременно передавший покупателю из-за действий держателя реестра указанный документ и выплативший контрагенту по договору сумму пени, может впоследствии предъявить в порядке регресса иск к реестродержателю о возмещении убытков, вызванных просрочкой предоставления выписки. Если реестр ведет специализированный регистратор, в качестве соответчика по делу должно привлекаться само акционерное общество.
Перечень информации, в обязательном порядке предоставляемой обществом акционеру, приведен в ст. 91 Закона об АО, и отказ от ее предоставления может повлечь административный штраф. Документы для ознакомления, а также копии запрашиваемых документов предоставляются в течение семи дней с даты предъявления соответствующего требования, составленного в произвольной письменной форме на имя генерального директора или председателя совета директоров общества. В требовании должны быть указаны: фамилия, имя и отчество обратившегося лица (для юридического лица - наименование и местонахождение), количество и категория (тип) принадлежащих ему акций общества и наименование запрашиваемого документа. В случае если права на акции, принадлежащие акционеру, обратившемуся с требованием о предоставлении документов, учитываются у номинального держателя, акционер должен представить выписку со своего счета де-
Акционерное общество проверяет факт владения обратившимся лицом акциями общества и только после этого предоставляет для ознакомления запрашиваемые документы. Оно не обязано высылать (по электронной или обычной почте) копии документов, а должно лишь предоставить их для ознакомления и организовать изготовление копий.
Важным видом ежегодно раскрываемой информации для акционеров является сообщение об их общем собрании. В соответствии с действующим законодательством оно может быть опубликовано в печатном издании, доступном для всех акционеров общества. Такой способ сообщения о проведении общего собрания акционеров и само печатное издание должны быть предусмотрены уставом акционерного общества.
Согласно ГК РФ на все акционерные общества (как открытые, так и закрытые) распространяется требование по опубликованию инфор-
мации в средствах массовой информации о реорганизации и ликвидации общества. Конкретный порядок публикации такой информации устанавливается в соответствии с Законом об АО. С даты публикации начинается отсчет срока, в течение которого кредиторы акционерного общества вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.
Одним из элементов системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг является раскрытие эмитентами эмиссионных ценных бумаг информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах. Конкретный порядок раскрытия данной информации эмитентами установлен в приказе ФСФР России от 16 марта 2005 г. № 05-5/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»17. В нем помимо «традиционных» способов раскрытия информации эмитентами, а именно таких, как публикация информации в периодических печатных изданиях, предоставление информации всем заинтересованным лицам и направление информации в регистрирующий орган, установлены два принципиально новых способа раскрытия информации эмитентами.
Во-первых, теперь эмитент обязан раскрывать информацию о существенных фактах путем ее опубликования в ленте новостей информационных агентств, уполномоченных ФКЦБ России (с 2004 г.: Федеральная служба по финансовым рынкам России) на публичное предоставление информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг. Следовательно, только после опубликования информации в ленте новостей уполномоченных информационных агентств информация теряет статус инсайдерской информации и может быть использована для совершения сделок с ценными бумагами общества.
Во-вторых, эмитенты обязаны опубликовывать информацию на странице (веб-сайте) в Интернете (такое опубликование должно осуществляться только после опубликования соответствующей информации в ленте новостей информационных агентств). При этом для опубликования информации на странице (веб-сайте) в Интернете эмитент имеет право использовать как свою собственную страницу (веб-сайт), так и любую другую страницу (веб-сайт). Основное требование - свободный доступ к размещаемой на веб-сайтах информации, а также
17 Российская газета. 2005. 24 мая. 118
предоставление всем заинтересованным лицам информации об адресе страниц, на которых осуществляется опубликование информации.
Действующее законодательство обязывает акционерные общества предоставлять значительные массивы информации в виде сообщений в печатных органах и в Интернете. Однако для большинства средних акционерных обществ такой порядок является излишним, поскольку стратегический инвестор или крупный акционер всегда потребуют конкретную информацию, необходимую ему для принятия решения. Вместе с тем широкое распространение мало востребованной информации приводит к тому, что значительные материальные ресурсы расходуются без должного эффекта. Представляется целесообразным ограничить круг акционерных обществ, обязанных публично раскрывать указанную информацию, включив в него только те из них, чьи ценные бумаги обращаются или готовятся к обращению на фондовом рынке. Все же остальные акционерные общества вправе предоставлять такую информацию адресно, только по запросу заинтересованных лиц.
В заключение можно констатировать, что право акционеров на получение полной и достоверной информации о деятельности общества реализуется различными способами. В их числе: публичное раскрытие информации, которую общество обязано предоставить в соответствии с требованиями законодательства; предоставление обществом информации акционерам независимо от их желания; предоставление права на получение соответствующей информации по желанию акционера. От реализации акционерами своих полномочий на получение соответствующей информации об акционерном обществе зависит осуществление ими своих прав, связанных с участием в принятии решений по вопросам его деятельности.