Научная статья на тему 'Правовое регулирование оспенных комитетов в России начала XIX века'

Правовое регулирование оспенных комитетов в России начала XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
441
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСПЕННЫЙ КОМИТЕТ / ОСПОПРИВИВАНИЕ / ОСПА / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Золотухина П. С.

В статье рассматривается правовое положение оспенных комитетов в дореволюционной России на примере оспенного комитета Забайкальского казачьего войска. Автор анализирует нормативные акты первой половины XIX в., регламентировавшие деятельность оспенных комитетов как органов, осуществляющих профилактические меры в целях предупреждения распространения натуральной оспы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование оспенных комитетов в России начала XIX века»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК: 340.15

Золотухина П. С.

аспирант

Юго-Западный государственный университет

г. Курск

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСПЕННЫХ КОМИТЕТОВ В РОССИИ

НАЧАЛА XIX ВЕКА

В статье рассматривается правовое положение оспенных комитетов в дореволюционной России на примере оспенного комитета Забайкальского казачьего войска. Автор анализирует нормативные акты первой половины XIX в., регламентировавшие деятельность оспенных комитетов как органов, осуществляющих профилактические меры в целях предупреждения распространения натуральной оспы.

Ключевые слова: оспенный комитет, оспопрививание, оспа, санитарно-эпидемиологические мероприятия, Российская Империя.

Одной из основных задач государственной власти Российской Империи в начале XIX в. была необходимость создать благоприятные условия для жизни людей, в том числе и оградить население от заразных болезней. Согласно историческим источникам, на протяжении многих веков на территорию российского государства проникали опасные эпидемии, уносившие миллионы жизней. В целях прекращения заноса инфекций и их дальнейшего распространения предпринимались санитарно-эпидемиологические меры, которые регламентировались рядом нормативных актов. В перечень таких мер можно отнести учреждение карантинных застав на границах с государствами и внутри страны, осуществляющих контроль за пересечением охраняемой территории, проведение медико-санитарных мероприятий, представляющих собой очищение путем примитивной дезинфекции улиц, домов, товаров, вещей, оказание медицинской помощи, захоронения умерших в строго определенных местах. Применение карантинных мер положительно сказывалось на достижении поставленной задачи: число эпизодов занесения инфекций в Российскую Империю значительно снижалось. Ввиду неразвитой медицины комплекс противоэпидемических мероприятий был направлен только на предупреждение дальнейшего распространения эпидемий, а медицинская помощь ограничивалась лишь традиционными способами лечения.

Наиболее часто возникающими инфекционными заболеваниями в российском государстве, а также всей Европы, являлись чума, холера и оспа. Благодаря многовековому опыту врачей в конце XVIII в. появилась возможность противостоять страшной эпидемии натуральной оспы путем вакцинации.

В России первый опыт вакцинации проведен в 1801 г. Первая прививка была сделана в Московском воспитательном доме в весьма торжественной обстановке, в присутствии высокопоставленных лиц профессора Московского университета Е.О. Мухина [2, с. 280]. Именно с этого момента принято считать массовое использование оспопрививания в дореволюционной России. Несмотря на то, что вакцинация против оспы оказывала положительное влияние на уменьшение смертности от болезни и противостояла ее быстрому распространению в небольших группах людей, применение оспопрививания не проводилось повсеместно по причине малочисленности медицинских работников и недоверия населения страны к нововведению.

В начале XIX в. государственная власть обратила особое внимание на развитие оспопрививания. Согласно Указу от 9 апреля 1802 г. № 20226 «Об отправлении доктора

Бутацца во внутренние губернии России для введения в употребление прививания коровьей оспы», доктор Бутацца должен был немедленно отправиться в губернии со своим штатом и необходимыми инструментами для вакцинации [3, с. 105]. Власти были обеспокоены недоверием к оспопрививанию со стороны простого населения, которое игнорировало убеждения медицинских чинов о пользе и безвредности данной процедуры. Поэтому в Указе от 10 октября 1804 г. № 21475 «Об убеждении приходским священником крестьян и прочего звания людей к прививанию их детям коровьей оспы» государственная власть обращалась за помощью к церковнослужителям, чтобы те, имея большое влияние на людей, рассказывали о необходимости прививания, ссылаясь на положительные примеры выздоровевших младенцев [4, с. 542].

Тем не менее обычное убеждение не приводило к ожидаемым результатам. Перед властями появилась задача создать орган, контролирующий и исполняющий оспопрививание. Так, высочайше утвержденным Положением Комитета Министров от 3 мая 1811 г. № 24622 «О распространении прививания коровьей оспой в губерниях» в столицах и всех губерниях были учреждены оспенные комитеты, во главе которых находились губернатор, вице-губернатор, предводитель губернского дворянства, член из духовенства, в столицах из штадт-физиков, в губернских городах из инспекторов врачебной управы, в уездных городах из дворянских уездных представителей, городничих, благочинных протоиреев, капитан-исправников и уездных врачей [5, с. 640].

Перед оспенными комитетами были поставлены следующие частные задачи: «а) приведение в известность повсеместно в каждой губернии число малолетних детей, у которых не было еще оспы, и ведение им правильного счета; в) попечение, чтобы везде знающими людьми прививаема была всем детям без изъятия коровья оспа; с) снабжение прививателей свежей оспенной материей и самоудобнейшими для сего дела инструментами; ф наставление от медицинских чиновников желающим научиться основательному прививанию» [5, с. 643].

На оспенные комитеты возлагалась обязанность по распространению прививания коровьей оспы, и позволялось использовать все возможные средства для достижения поставленных задач. Комитеты, получая полугодовые ведомости из уездных комитетов, составляли из них общие ведомости по всей губернии, которые отправляли Министру полиции для дальнейшего информирования правительства [5, с. 643]. Уездные же комитеты получали сведения от оспопрививателей, непосредственно выполняющих вакцинацию населения.

Помимо частных задач оспенные комитеты имели и общие, которые заключались в обучении оспопрививанию студентов выпускных курсов публичных училищ, распространении знаний среди повивальных бабок, предоставлении возможности медицинскому совету составить и опубликовать методические пособия, имеющие в своем содержании общие понятия о вакцинации коровьей оспой и написанные простым языком, понятным как медицинскому классу, так и обывателям [5, с. 643].

В связи с недостатком медицинских чиновников в оспенных комитетах, в прямые обязанности которых входило распространение прививания среди населения, гражданским губернаторам предписывалось посредством дворянских предводителей, гражданских обществ и земской полиции присылать в учрежденные комитеты людей, способных к медицинской науке, для обучения прививанию безвозмездно на срок до двух месяцев [5, с. 680].

Финансовая поддержка распространения оспопрививания осуществлялась путем сбора земских и частных повинностей, взносов из приказов общественного призрения, а также добровольных взносов от губерний и Вольного экономического общества.

Жалование оспопрививателям не предоставлялось вплоть до 1837 г., но в случае если успех прививания предохранительной оспы был повсеместный, и вспышки натуральной оспы прекращались, члены комитетов и оспопрививатели имели право на особую

признательность правительства [1, с. 48]. Например, согласно высочайше утвержденному Положению Комитета Министров от 16 февраля 1826 г. № 153, от 27 декабря 1827 № 1655, отличившихся прививателей предохранительной оспы и членов комитета награждали золотыми и серебряными медалями [6, с. 213; 7, с. 1112]. Кроме того, за труды оспопрививателей, обученных в течении одного года согласно Положению от 18 августа 1831 г. № 4761 «О мерах для распространения оспопрививания в казённых селениях», освобождали от всех повинностей, обеспечивали их жильем и инструментами [8, с. 766]. А с 9 июня 1837 г. Положением «О назначении жалования крестьянским мальчикам, окончившим курс учения оспопрививания» (№ 10320) прививателям назначался оклад в размере сорока пяти рублей и пятнадцати рублей на канцелярские расходы [9, с. 529].

Несомненный интерес вызывает утвержденное 25 апреля 1855 г. № 29241 Положение «Об оспопрививании в Забайкальском казачьем войске» [10, с. 284]. Положение включило в себя все применяемые нормы в сфере оспопрививания за первую половину XIX в. Положение включало в себя 29 параграфов, разделенных на три отделения: 1) основные положения, 2) об оспопрививателях, 3) обязанности войскового начальства по оспопрививанию.

Итак, для распространения в Забайкальском казачьем войске прививания предохранительной оспы согласно ранее изданному положению «О распространении прививания коровьей оспой в губерниях» и с учетом местных особенностей учреждался оспенный комитет в г. Чита под предводительством наказного атамана [10, §2-3, с. 285]. Состав комитета состоял из войскового доктора, старшего члена войскового правления, войскового стряпчего, старшего священника города и одного медика. Предметом ведения оспенного комитета являлись все те же задачи, что и у членов комитета в столицах и губерниях, а именно: предоставлять ведомости детей, не перенесших натуральную оспу, осуществлять контроль за исполнением задач оспопрививателей, снабжать их свежей оспенной материей и необходимыми для вакцинации инструментами. Кроме того, оспенный комитет обязан был выбирать из казачьего числа способных молодых людей для обучения вакцинации, разъяснять правила хранения материи, рассказывать об отличительных признаках коровьей оспы, принимать меры по искоренению предрассудков в отношении прививания предохранительной оспы [10, §5, с. 285].

Комитет, получая от подведомственных ему лиц полугодовые ведомости о числе людей, получивших прививку, немедленно составлял общую ведомость и предоставлял ее генерал-губернатору Восточной Сибири, а в конце года комитет составлял уже годовую ведомость с донесением об успехах оспопрививания, о случаях возникновения оспы и мерах, применяемых по их прекращению. Общие годовые ведомости от генерал-губернатора предоставлялись военному министру [10, §7, с. 285].

Непосредственную деятельность по распространению вакцинации осуществляли оспопрививатели. Ряд их обязанностей был закреплен во втором отделении рассматриваемого Положения. Так, Забайкальское казачье войско было разделено на шесть округов, которые соответствовали разделению на бригады [10, §11, с. 286]. Бригадные лекари контролировали успешное оспопрививание, объезжая вверенный им округ три раза в год [10, §12, с. 286]. Во время таких «обходов» лекари должны были обращать внимание на наличие оспенной материи должного качества у оспопрививателей, контролировать работу оспопрививателей и удостоверяться в наличии оспы у коров. Относительно возобновления оспенной материи постановлялись строгие правила: при обнаружении оспы у коров, лекарь должен был тотчас же запастись достаточным количеством оспенной материи не только для себя и оспопрививателей своего округа, но и для остальных. Прежде чем прививать свежую материю людям, лекарь обязан был привить ее здоровому животному, чтобы убедиться, что это действительно коровья оспа, затем лекарь докладывал о проведенной проверке комитету, который давал дальнейшие указания к применению материи [10, §13, с. 286]. По завершению

«обхода» округа лекарь доносил о результатах комитету [10, §14, с. 287], помимо этого он предоставлял полугодовые ведомости о числе привитых [10, §15, с. 287].

В каждом округе для непосредственного прививания находились войсковые оспопрививатели, подчиненные бригадным медикам [10, §17, с. 287]. Выборы в войсковые оспопрививатели проводились полковыми и батальонными командирами из числа казачьих молодых людей, оказавшихся неспособными к полевой службе, но ранее осуществлявших обязанности оспопрививателей гражданского и горного ведомства [10, §19, с. 287]. Положением закреплены обязанности войсковых оспопрививателей, в которые входило: осуществлять вакцинацию младенцев не ранее первого месяца жизни и не позже трехмесячного возраста, а также снимать оспенную материю с привитых детей в присутствии казачьего начальства, прививать предохранительную оспу всем взрослым людям в наиболее благоприятное время, чтобы не отвлекать их от важных хозяйственных дел; следить за наличием оспенной материи и ее появлением на животных, информировать об этом лекаря; относиться к прививаемым с уважением; в случае отказа от вакцинации обращаться к священнику, чтобы тот повлиял на решение, если же это не возымело действие — лекарю, который доводил до сведения Комитет; иметь списки новорожденных, указывать в ведомостях дату прививания предохранительной оспы младенцам и последствия процедуры [10, §21, с. 287-288].

За службу войсковым оспопрививателям полагались некоторые привилегии. Они освобождались от всех денежных и натуральных повинностей, им выделялось жалование в размере семнадцати рублей и четырнадцати с четвертью копеек серебром и денежная сумма на канцелярские расходы в размере пяти рублей и семидесяти одной с половиной копеек серебром из войсковых доходов, предоставлялось жилье, за усердную работу полагались награды [10, §22, с. 288].

Независимо от войсковых оспопрививателей Положение выделяет деятельность полковых и батальонных фельдшеров, которые тоже осуществляли вакцинацию. Заниматься оспопрививанием дозволялось любому лицу, имевшему свидетельство от врачей. Фельдшеры могли прививать только той оспенной материей, которую получили от бригадных лекарей, и должны были в обязательном порядке заполнять ведомости подобно войсковым оспопрививателям [10, §23, с. 288].

В третьем разделе Положения регламентировались обязанности войскового начальства по части оспопрививания. Так, наказной атаман осведомлялся об успехах оспопрививания, в случае замеченных беспорядков, подвергал нарушителей ответственности в соответствии с законом и докладывал об этом оспенному комитету. Войсковое правление обязывало бригадное правление приказывать батальонным и сотенным правлениям ежегодно составлять на текущий год списки детей, которым не была привита предохранительная оспа в младенческом возрасте. Такие списки передавались войсковым оспопрививателям [10, §25, с. 289].

Бригадные, полковые и батальонные командиры следили за деятельностью оспопрививателей, оказывали возможное содействие им, осуществляли контроль за внутренним порядком и исполнением обязанностей, присутствовали в момент прививания младенцев [10, §26-28, с. 289]. На долю местных священников ложилась обязанность за искоренением предрассудков и сомнений, препятствующих распространению предохранительной оспы среди населения [10, §29, с. 289].

Таким образом, Положение закрепляло правовую организацию оспенных комитетов, регламентировало обязанности оспопрививателей как лиц, осуществляющих непосредственную деятельность по вакцинации населения, и членов оспенного комитета, на которых ложилась функция контроля в рамках распространения прививания предохранительной оспы в вверенном им округе. Суть деятельности оспенных комитетов сводилась к убеждению населения в благородности цели государства минимизировать количество смертей от натуральной оспы путем прививания, проведению вакцинации

населения и ведению строгой отчетности. Следует отметить, что учреждение оспенных комитетов относилось к профилактической противоэпидемической мере на ряду с частными карантинными мероприятиями.

Государственная политика в сфере борьбы с возникновением и распространением эпидемий в Российской Империи в первой половине XIX в. приняла быстроразвивающийся характер, поэтому оспенные комитеты были упразднены в 1865 г. с последующей организацией земских учреждений и врачебных отделений при губернских правлениях в соответствии с Указом от 8 июня 1865 г. №42180 «Правила о преобразовании губернских учреждений ведомства Министерства внутренних дел в тридцати семи губерниях и в Бессарабской области» [11, с. 633] , и утверждением Положения Кабинета Министров от 6 августа 1865 г. №42375 «О введении в России повсеместного правильного оспопрививания» [11, с. 786].

Литература

1. Опыт гражданской медицинской полиции, примененной к законам Российской Империи. Том I Гелинг К. — 1842 г. — 621 с.

2. Васильев К. Г., Сегал А. Е. История эпидемий в России. Материалы и очерки. Под ред. проф. А. И. Метелкина. — М.: Медгиз. — 1960. — 395 с.

3. Полное собрание законов Российской Империи. С 1649 г. — СПБ — Т. XXVII. 1802 — 1803. — 1830. — 1122 с.

4. Полное собрание законов Российской Империи. С 1649 г. — СПБ — Т. XXVIII. 1804 — 1805. — 1830. — 1328 с.

5. Полное собрание законов Российской Империи. С 1649 г. — СПБ — Т. XXXI. 1810 — 1811. — 1830. — 944 с.

6. Полное собрание законов Российской Империи. С 1825 г. — СПБ — Т. I. 1825 — 1826. — 1830. — 1379 с.

7. Полное собрание законов Российской Империи. С 1825 г. — СПБ — Т. II. 1827. —

1830. — 1138 с.

8. Полное собрание законов Российской Империи. С 1825 г. — СПБ — Т. VI. Отд. 1.

1831. — 1832. — 790 с.

9. Полное собрание законов Российской Империи. С 1825 г. — СПБ — Т. XII. Отд. 1. 1837. — 1838. — 822 с.

10. Полное собрание законов Российской Империи. С 1825 г. — СПБ — Т. XXX. Отд. 1. 1855. — 1856. — 778 с.

11. Полное собрание законов Российской Империи. С 1825 г. — СПБ — Т. XL. Отд. 1. 1865. — 1867. — 991 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.