Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА ПО БИОМЕТРИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА ПО БИОМЕТРИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
FacePay / персональные данные / оплата биометрией / транспортная система / распознавание лиц / публичная оферта / лицензионный договор / простая электронная подпись.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новичков И.В., Николаева Т.В., Мензатюк И.А.

Одним из аспектов цифровизации транспортной отрасли является внедрение инновационных технологий в сферу пассажирских перевозок. Любопытным примером здесь является создание единого цифрового инструмента оплаты проезда для всех видов транспорта с применением технологий биометрии. Исследованию этого нововведения в части его правовой регламентации посвящено настоящее исследование. Авторы изучают правовую природу данного способа платежа и делают оригинальные выводы, прогнозы и предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА ПО БИОМЕТРИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-2-348-351 NIION: 2018-0076-2/23-130 MOSURED: 77/27-023-2023-2-130

НИКОЛАЕВА Татьяна Валерьевна,

студент Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), Владивосток, Россия;

e-mail: nikolaeva.tva@students.dvfu.ru

МЕНЗАТЮК Иван Антонович,

студент Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Владивосток, Россия; e-mail: menzatiuk.ia@students.dvfu.ru

НОВИЧКОВ Илья Вячеславович,

студент Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), Владивосток, Россия;

e-mail.novichkov.iv@students.dvfu.ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА ПО БИОМЕТРИИ

Аннотация. Одним из аспектов цифровизации транспортной отрасли является внедрение инновационных технологий в сферу пассажирских перевозок. Любопытным примером здесь является создание единого цифрового инструмента оплаты проезда для всех видов транспорта с применением технологий биометрии. Исследованию этого нововведения в части его правовой регламентации посвящено настоящее исследование. Авторы изучают правовую природу данного способа платежа и делают оригинальные выводы, прогнозы и предложения.

Ключевые слова: FacePay, персональные данные, оплата биометрией, транспортная система, распознавание лиц, публичная оферта, лицензионный договор, простая электронная подпись.

NOVICHOK Ilya Vyacheslavovich,

student of the Far Eastern Federal University (FEFU), Vladivostok, Russia

NIKOLAEVA Tatiana Valeryevna,

student of the Far Eastern Federal University (FEFU), Vladivostok, Russia

MENZATYUK Ivan Antonovich,

student of the Far Eastern Federal University (FEFU), Vladivostok, Russia

LEGAL REGULATION OF FARE PAYMENT BY BIOMETRICS

Annotation. One of the aspects of digitalization of the transport industry is the introduction of innovative technologies in the field of passenger transportation. A curious example here is the creation of a single digital fare payment tool for all types of transport using biometrics technologies. This study is devoted to the study of this innovation in terms of its legal regulation. The authors study the legal nature of this payment method and make original conclusions, forecasts and suggestions.

Key words: Faceplay, personal data, payment by biometrics, transport system, facial recognition, public offer, license agreement, simple electronic signature.

В2020 году Минтрансом была утверждена ведомственная целевая программа «Цифровая платформа транспортного комплекса Российской Федерации», а в

2021 году была разработана Транспортная стратегия до 2030 года. Комплексным кульминационным документом стало Стратегическое направление в области цифровой трансформации трансОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

портной отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 3744-р [1].

Результаты научно-технического прогресса особенно заметны для населения, когда инновационные технологии внедряются в повседневную жизнь людей. Поэтому среди первостепенных задач Стратегического направления названа именно цифровизация пассажирских перевозок. Она должна поспособствовать доступности и скорости, снижению стоимости транспортных услуг. Здесь представляется любопытным проект под названием «Зеленый цифровой коридор пассажира», в рамках которого планируется создание единого цифрового инструмента оплаты проезда для всех видов транспорта с применением технологий биометрии. Правовому регулированию этого нововведения и посвящено исследование.

В соответствие со ст. 11 Федерального закона «О персональных данных» биометрические персональные данные представляют собой физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность [2]. Для целей идентификации чаще всего используются отпечатки пальцев, радужная оболочка глаза, голос и распознавание лица. По данным аналитической компании Juniper Research мировой объем платежей, совершенных при помощи биометрических данных, в 2020 году достиг $404 млрд [3].

В рамках реализации «Зеленого цифрового коридора пассажира» на станциях московского метрополитена были установлены камеры видеонаблюдения, использующие технологии распознавания лиц. На их базе начала свою работу система FacePay - полностью бесконтактная оплата проезда [4]. На сегодняшний день сервис доступен на всех станциях московского метрополитена, но в соответствии со Стратегическим направлением к 2030 году доля пассажиров пригородных, междугородних и международных автомобильных, железнодорожных и воздушных перевозок, идентифицируемых посредством применения биометрических технологий должен достичь показателя 70%.

Система оплаты FacePay интегрирована в ГУП «Московский метрополитен». Для бесконтактной оплаты в метро через биометрические данные нужно скачать соответствующие приложение с официального сайта московского метрополитена. Далее в приложении требуется привязать банковскую карту и верифицировать биометрические данные [5]. Процесс самой оплаты происходит следующим образом: лицо подходит на стан-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

ции метро к черному стикеру «Оплата по биометрии», который может быть расположен на створках турникета или перед ними на полу, открывает лицо, если оно чем-либо прикрыто, после чего камера идентифицирует пользователя, загорается зеленый сигнал, открываются створки турникета [5].

Однако для исследования более важным является правовая природа оплаты биометрией. На странице для скачивания приложения «Метро Москвы» (далее - Приложение), к примеру, в App Store, в разделе конфиденциальности содержится ссылка на публичную оферту [6]. Оферта направлена на заключение лицензионного договора, и адресована она исключительно физическим лицам. Помимо содержания лицензионного договора в публичной оферте содержатся положения об обработке персональных данных клиентов. Рассматриваемый документ достаточно универсален, так как имеет некую смешанную природу, проявляющуюся в интеграции публичной оферты, лицензионного договора и согласия на обработку персональных данных в одном документе.

Акцептом является совершение физическим лицом фактических действий по установке (скачиванию) Приложения на мобильное устройство, которые рассматриваются как полное и безусловное согласие с условиями оферты (п.1.2 Договора) [6]. Как уже было сказано, оферта направлена на заключение лицензионного договора, то есть путем конклюдентного действия (скачивания / установки приложения) пользователь - лицензиат по договору, заключает с московским метрополитеном лицензионный договор, предметом которого является предоставление лицензиату права безвозмездного пользования Приложением на условиях простой (неисключительной) лицензии (п.2.1 Договора).

В договоре, как упоминалось выше, содержится раздел об обработке персональных данных, где сказано, что лицензиат самостоятельно и добровольно передает третьим лицам информацию о своих персональных данных при регистрации в Приложении (п. 5.1 Договора).

Наиболее интересным представляется пункт, касающийся оплаты (п. 5.2 Договора). Цитата: «...Лицензиат и ГУП «Московский метрополитен», выступающие участниками электронного взаимодействия, дают конкретное, информированное и сознательное согласие на использование простой электронной подписи для подписания документов (согласий) на обработку данных и информации о Лицензиате и на принятие решений, основанных на результатах исключительно автоматизированной обработки данных и порож-

дающих юридические последствия в отношении Лицензиата по списанию денежных средств Пользователя для оплаты проезда Пользователя и пропуска на территорию ГУП «Московский метрополитен». Если говорить коротко, то пользователь путем простой электронной подписи, которая выражается в комбинации из логина и пароля в соответствии с ч.2 ст. 5 Федерального закона «Об электронной подписи» [7], соглашается на списание денежных средств для оплаты проезда в метро, в том числе биометрией, т. е. лицом.

К слову, принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных (в данной ситуации идентификация биометрии субъекта через камеру в метро для списания средств со счета) разрешена лишь с письменного согласия в соответствии с ч.2 ст. 16 Федерального закона «О персональных данных» [8], но в данном случае к письменному согласию приравнивается сам вход в свою учетную запись под советующим логином и паролем.

Резюмируя вышеизложенное, отмечу, что скачивание приложения акцептирует, как конклю-дентное действие, оферту договора лицензирования, тем самым заключается договор между Лицензиаром - ГУП «Московский метрополитен» и Лицензиатом - физическим лицом (пользователем), а регистрация и дальнейший вход в учетную запись под логином и паролем является простой электронной подписью, которая подтверждает согласие на списывание денежных средств с привязанной к Приложению банковской карты после идентификации биометрических данных для оплаты проезда.

Итак, прогноз на будущее состоит в повсеместной интеграции данной технологии, что позволит увеличить скорость перевозки за счет мгновенного процесса оплаты, сделает общественный транспорт более привлекательным для пассажиров, увеличит их мобильность. Однако ее использование требует повышенной ответственности оператора персональных данных, принципиальной обязанностью которого является использование информации в строгом соответствии с назначением, на которое субъект биометрических данных давал свое согласие. Важной проблемой здесь может стать деанонимизация субъектов, а также вытекающая из этого тотальная слежка и контроль за гражданами.

На пути к реализации целей Стратегического направления высока вероятность столкнуться с таким камнем преткновения, как недостаточная

цифровая просвещенность граждан, основанная на недоверии к инновационным технологиям, которое, в свою очередь, порождается как раз боязнью утечки персональных данных пользователей и их использования против интересов своих владельцев. Данное обстоятельство неизбежно отразится на востребованности новых цифровых сервисов. Тормозить данный путь прогресса могут и банковские карты, абсолютное большинство которых на сегодняшний день также имеют функцию бесконтактной оплаты.

Список литературы:

[1] Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. N 3744-р // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2022 г. N 1 (часть IV) С. 264.

[2] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) С. 3451.

[3] Оплата по биометрии [Электронный ресурс] // URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ Статья:Оплата_по_биометрии (Дата обращения: 10.05.2022).

[4] FacePay [Электронный ресурс] // URL: https://facepay.mosmetro.ru/ (Дата обращения: 10.05.2022).

[5] ГОСТ Р ИСО/МЭК 19795-1-2007. Идентификация биометрическая. Эксплуатационные испытания и протоколы испытаний в биометрии. М., 2007. 43 с. (Автоматическая идентификация).

[6] Публичная Оферта [Электронный ресурс] // URL: https://www.mosmetro.ru/docs/new_oferta. pdf (Дата обращения: 10.05.2022).

[7] Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 15 С. 2036.

[8] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) С. 3451.

Spisok literatury:

[1] Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 21 deka-bria 2021 g. N 3744-r // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 3 ianvaria 2022 g. N 1 (chast' IV) S. 264.

[2] Federal'nyi zakon ot 27 iiulia 2006 g. N 152-FZ "O personal'nykh dannykh" // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 31 iiulia 2006 g. N 31 (chast' I) S. 3451.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

[3] Ор^а ро Ыоте^И [Elektronnyi resurs] // URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ Stat'ia:Oplata_po_biometrii (Data obrashcheniia: 10.05.2022).

[4] FacePay [Elektronnyi resurs] // URL: https:// facepay.mosmetro.ru/ (Data obrashcheniia: 10.05.2022).

[5] GOST R ISO/MEK 19795-1-2007. ^пА-fikatsiia biometricheskaia. Ekspluatatsionnye ispyta-niia i protokoly ispytanii V biometrii. М., 2007. 43 s. (Avtomaticheskaia identifikatsiia).

[6] Publichnaia Oferta [Elektronnyi resurs] // URL: https://www.mosmetro.ru/docs/new_oferta.pdf (Data obrashcheniia: 10.05.2022).

[7] Federal'nyi zakon ot 6 aprelia 2011 д. N 63^ "ОЬ elektronnoi podpisi" // Sobranie zakonod-atel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 11 aprelia 2011 д. N 15 S. 2036.

[8] Federal'nyi zakon ot 27 iiulia 2006 д. N 152-FZ "О personal'nykh dannykh" // Sobranie zakonod-atel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 31 iiulia 2006 д. N 31 (с1^Г I) S. 3.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.