Научная статья на тему 'Правовое регулирование охраны общественного порядка административно-правовыми средствами'

Правовое регулирование охраны общественного порядка административно-правовыми средствами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2581
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
государство / право / законодательство / правовое регулирование / общественный порядок / охрана общественного порядка / state / law / legislation / legal regulation / public order / protection of public order

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрий Аркадьевич Аккузин, Вадим Артемович Чернецкий, Наталья Сергеевна Урманова

Статья посвящена рассмотрению основных вопросов правового регулирования охраны общественного порядка административно-правовыми средствами. Авторы рассматривают понятие общественного порядка и соотношение его с правопорядком, общедозволительные и принудительные механизмы охраны общественного порядка; анализируют практику правового регулирования охраны общественного порядка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of public order protection by administrative and legal means

This article is devoted to the consideration of the main issues of legal regulation of public order protection by administrative and legal means. The authors say about the concept of public order and its relationship with the rule of law, licensing and enforcement mechanisms of public order, analyze the practice of legal regulation of public order

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование охраны общественного порядка административно-правовыми средствами»

УДК 342.9 ББК 67.401.1

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10130

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ

Юрий Аркадьевич АККУЗИН, преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России E-mail: akkuzin68@bk.ru

Вопросы обеспечения общественного порядка продолжают оставаться актуальными; они неоднократно рассматривались в юридической литературе.

Глава 2 Конституции РФ закрепляет и гарантирует широкий перечень прав и свобод человека и гражданина. Важнейшей функцией современного государства (особенно государства, позиционирующего себя социальным — см. статьи 2, 7 Конституции РФ) является охрана об-

Вадим Артемович ЧЕРНЕЦКИЙ, преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России E-mail:Vadim23101977@gmail.com

право;

щественного порядка и поддержание стабильности, безопасности в обществе, обеспечение каждому гражданину комфортных условий для жизни [об этом подроб. см. 3].

В законодательстве нет императивной дефиниции общественного порядка; в литературе под ним понимается система отношений, складывающихся в общественных местах, обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести, достоинства и других прав граждан [1, с. 485].

Наталья Сергеевна УРМАНОВА, преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России E-mail: chine777@yandex.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.14 — административное

административный процесс

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных вопросов правового регулирования охраны общественного порядка административно-правовыми средствами. Авторы рассматривают понятие общественного порядка и соотношение его с правопорядком, общедозволительные и принудительные механизмы охраны общественного порядка; анализируют практику правового регулирования охраны общественного порядка.

Ключевые слова: государство, право, законодательство, правовое регулирование, общественный порядок, охрана общественного порядка.

Annotation. This article is devoted to the consideration of the main issues of legal regulation of public order protection by administrative and legal means. The authors say about the concept of public order and its relationship with the rule of law, licensing and enforcement mechanisms of public order, analyze the practice of legal regulation of public order.

Keywords: state, law, legislation, legal regulation, public order, protection of public order.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

Понятие общественного порядка можно трактовать по-разному. В широком смысле он является совокупностью социальных связей и отношений, которые складываются в обществе на конкретном историческом этапе его развития под воздействием социальных норм (права, морали, обычаев и традиций, религии и т.д.). В узком смысле слова речь идет об обусловленной интересами каждого конкретного человека и общества в целом системе общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, а также общественных отношений, развивающихся вне общественных мест, но обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан и общественное спокойствие.

Узкая трактовка понятия «общественный порядок» имеет практическое значение в работе полиции, прокуратуры, судов, общественных формирований.

Понятие общественного порядка тесно связано с понятием правопорядка, анализ которого также актуален.

Так, по мнению М.И.Абдуллаева и С.А.Комарова, правопорядок — это система существующих в обществе правовых отношений между его членами; правопорядок является объективной необходимостью и закономерностью развития общества. Правопорядок представляет собой правовую форму образа жизни каждого конкретного человека, обеспечивающую нормальное функционирование общества и являющуюся образцом для формирования поведенческих решений членов этого общества [1, с. 485—486].

А.Ю. Винокуров считает, что правопорядок — это система общественных отношений, урегулированных правом и соответствующих праву, являющаяся следствием законности и реальным результатом ее требований [2, с.19]. В свою очередь, понятие правопорядка перекликается с идеей законности, которая представляет собой юридическую форму выражения идеи справедливости, а своей целью имеет достижение строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения всеми субъектами норм действующего законодательства [2, с. 16].

Правовое регулирование общественного порядка осуществляется разнообразными и разно-отраслевыми правовыми нормами. Это:

1. Нормы, определяющие правовой статус граждан в сфере общественного порядка и устанавливающие их права, обязанности и ответственность в данной сфере. Права граждан не могут рассматриваться вне их связи с обязанно-

стями, поскольку единство прав и обязанностей в цивилизованном обществе базируется на сочетании интересов общества и конкретной личности.

2. Нормы, определяющие компетенцию государственных органов и их должностных лиц в сфере охраны общественного порядка и устанавливающие цели, задачи, функции, обязанности, права, ответственность органов и их должностных лиц, формы и методы их деятельности, механизмы их взаимодействия друг с другом.

3. Нормы, регулирующие деятельность общественных структур, участвующих в охране общественного порядка. Они устанавливают права и обязанности общественных формирований, их задачи и функции, порядок образования и организации работы, формы и методы работы, механизмы их взаимодействия с гражданами, органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления.

Обеспечение общественного порядка, правопорядка и законности осуществляется разнообразными административно-правовыми средствами. Условно мы можем разделить их на две группы:

1. Внеправовые средства реализуются в рамках деятельности общественных организаций и непосредственно граждан, направленной на решение стоящих перед социумом задач. Речь идет о деятельности некоммерческих организаций (осуществляемой в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ), о деятельности граждан, которые защищают свои права и интересы без образования юридических лиц, но с использованием механизмов так называемой непосредственной демократии — выборов, референдумов, митингов, демонстраций и т.д. (в соответствии с нормами Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ, федеральных законов: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-Ф3).

Распространенность внеправовых механизмов поддержания общественного порядка и правопорядка в обществе иллюстрирует его гражданскую зрелость, умение и желание граждан принимать на себя ответственность за решение стоящих перед ними задач, стремление граждан

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

искать социально значимые компромиссы в отношениях с государством.

2. Правовые средства реализуются в рамках деятельности органов государственной власти и должностных лиц, направленной непосредственно на поддержание общественного порядка и правопорядка, на обеспечение законности. Такая деятельность многообразна; это: выдача разрешений (лицензий) на осуществление определенной деятельности, контроль и надзор за предпринимателями, антикоррупционная экспертиза нормативных актов [см., напр., 4], привлечение к ответственности за совершение правонарушений, деятельности по исполнению возложенных на виновных лиц наказаний. В рамках этих правовых средств субъектам могут предоставляться преимущества, ограничения, исключения [см., напр., 5]. Особое значение имеют меры административного принуждения [7]. Значение административной ответственности настолько велико, что в литературе высказывается идея о принятии Кодекса РФ об административной ответственности [6].

Деятельность по охране общественного порядка правовыми средствами опирается на специфические принципы:

■ законности и справедливости — все принимаемые властные решения должны четко соответствовать требованиям закона и быть направленными на защиту прав и интересов граждан [8];

■ публичности — деятельность органов государственной власти и управления подконтрольна обществу;

■ гласности — деятельность органов власти и управления является открытой; этот принцип проявляется, в частности, в открытости судопроизводства;

■ демократизма — народ как основной источник и носитель власти в стране принимает участие и в формировании органов власти, порядка их деятельности.

Таким образом, общественный порядок и правопорядок являются тем результатом, к которому стремятся государство, общество в целом и каждый конкретный гражданин.

Анализируя общественный порядок и правопорядок, нельзя не отметить значение их гарантий — это совокупность условий и способов, которые позволяют беспрепятственно реализо-вывать правовые нормы, пользоваться субъективными правами, защищать свои интересы.

К таким гарантиям традиционно относятся:

■ экономические, или материальные (материальные условия жизни общества — рыночные отношения, стабильная налоговая система, четко прописанный в законе уровень вмешательства государства в дела частного бизнеса);

■ политические (наличие в стране системы стабильного функционирования власти, выборность высших органов, возможность привлечения к юридической ответственности чиновников);

■ социальные (наличие в обществе системы защиты нуждающихся в ней категорий граждан);

■ юридические(наличие законодательства, регламентирующего права и свободы граждан, права и обязанности органов власти и управления, механизмы привлечения к ответственности виновных в совершении правонарушений).

Закрепляя юридические гарантии общественного порядка и правопорядка, наша страна признает приоритетность международных норм и принципов (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

К юридическим гарантиям следует также отнести наличие в стране системы органов по предупреждению и пресечению правонарушений(-суды, прокуратура, полиция и др.).

Перечень органов, обеспечивающих общественный порядок, очень широк. Это органы полиции и иные правоохранительные органы, таможня, пожарная охрана, органы местного самоуправления и др.

Основным органом выступает полиция, действующая в соответствии с нормами Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ, п. 1 ст. 1 которого определяет, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Механизмы обеспечения общественного порядка и правопорядка административными мерами прописаны в Кодексе РФ об административных правонарушения и актах регионального законодательства (например, в Законе Ростовской области «Об административных правонарушениях» от 25.10. 2002 г. № 273-ЗС ).

КоАП РФ закрепляет основные положения об административной ответственности (понятие

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

и состав административного правонарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства); об административном наказании; о составах административных правонарушений; об органах, рассматривающих дела об административных правонарушениях и об их полномочиях; о порядке рассмотрения таких дел.

Большое значение в формировании административной юридической практики имеет сегодня прецедентная практика Конституционного и Верховного судов РФ. Отметим, например, постановление Пленума Верхового Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Однако формирование юридической практики не всегда успевает за изменяющимися общественными отношениями.

В контексте рассматриваемой нами темы интересны положения главы 20 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность», особенно нормы о мелком хулиганстве (ст. 20.1), правонарушениях при проведении собраний, митингов и т.п. (статьи 20.2, 20.2.2), нарушениях требований поведения в чрезвычайных ситуациях (статьи 20.4—20.6, 20.27), нарушениях правил обращения с оружием (статьи 20.8—20.14), нарушениях антиалкогольных правил и запретов (статьи 20.20— 20.22), об уклонении от исполнения административного наказания (ст. 20.25).

В свете проведения в России Чемпионата мира по футболу 2018 г. и необходимости обеспечивать общественный порядок и правопорядок на данном мероприятии актуальными выступали составы «Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» (ст. 20.31), «Нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» (ст. 20.32).

Таким образом, охрана общественного порядка административно-правовыми средствами

имеет большое значение в условиях современной действительности. Правовое регулирование в данной сфере можно признать в целом достаточным.

Библиографический список

1. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права; Учебник. СПб.: Питер, 2003. 576 с.

2. Абрамова А.И., Андрианов М.С., Большо-ва А.К. и др. Законность в Российской Федерации. М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2008. 624 с.

3. Кивич Ю.В. Признаки общественного порядка и общественной безопасности как объектов административно-юридической защиты // иКЬ:Ьир8://суЬег1ешпка.ги/агис1е/п/рп2пак1-obschestvennogo-poryadka-i-o

4. Лой Е.В. Перспективы совершенствования института антикоррупционной экспертизы в рамках проведения административной реформы // Административное право и процесс. 2017. № 12. С. 64—67.

5. Репьев А.Г. Преимущества, ограничения и исключения как средства административно-правового регулирования // Административное право и процесс. 2017. № 2. С. 64—67.

6. Решетник Ю.Ф. К вопросу о проекте Кодекса Российской Федерации об административной ответственности // Административное право и процесс 2017.- № 2.- С. 41-44.

7. Фиалковская И.Д. Значение административного принуждения как метода государственного управления // Административное право и процесс. 2018. № 4. С. 47—52.

8. Юнусов С.А. Обеспечение принципов справедливости и законности в административной деятельности правоохранительных органов // Административное право и процесс. 2017. № 4. С. 54—56.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.