УДК 340.12
Ф. С. Ерёмичев
Правовое регулирование обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации
В статье освещаются вопросы создания эффективной правовой базы в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на современном этапе развития российской государственности. Публикация посвящается 65-й годовщине победы советского народа и его Вооруженных сил над германским фашизмом и милитаристской Японией.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Федеральные Конституционные законы РФ, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Локальные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.
F. S. Eriomichev
Legal Regulation of the National Safety Support in the Russian Federation
The given article is devoted to the creation of the effective legal base with the purpose of supporting the national safety of the Russian Federation at the present stage of the Russian statehood development. It is devoted to the 65-th anniversary of the victory of the Soviet people and its Armed forces over the German fascism and militaristic Japan.
Keywords: the Constitution of the Russian Federation, Federal Constitutional laws of the Russian Federation, Federal laws, Decrees of the Russian Federation President, the Governmental regulations of the Russian Federation, Local regulatory legal acts of the subjects of the Russian Federation.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики нашего государства, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, включая стратегию развития страны и обеспечения ее безопасности.
В каждом из Посланий не только давалась оценка ситуации в стране, но и были представлены долгосрочные приоритеты во всех сферах, что в значительной мере определяло концептуальный план развития страны и обеспечения ее безопасности.
В 2008 г. избранный на пост Президента России Д. А. Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на тему: «Го -сударство Россия. Путь к эффективному государству» определил главные проблемы, включая, необходимость налоговой реформы, введение единой ставки подоходного налога, в экономике -освобождение предпринимателей от административного гнета, становление такой системы хозяйствования, когда благополучие страны не зависит от иностранных кредитов. В качестве главной
задачи Д. А. Медведев определил укрепление вертикали власти.
В апреле 2008 г. Д. А. Медведев в своем Послании на тему «Не будет ни революций, ни контрреволюций» в числе приоритетов назвал разграничение полномочий между центром и регионами, судебную реформу, модернизацию пенсионного и трудового законодательства. «Период расползания государства позади. Дезинтеграция государства, о которой говорилось в прошлом послании Федеральному Собранию, остановлена», - подчеркнул Д. А. Медведев.
В апреле 2009 г. в третьем Послании речь идет о том, что «России надо быть сильной и конку -рентоспособной». Отметив «некоторые достижения», Д. А. Медведев подчеркнул, что благоприятную международную конъюнктуру так и не удалось использовать для улучшения положения граждан, продолжается «бессмысленное соревнование между народом и властью», заявлено о необходимости реструктурирования властной системы, разграничения полномочий центра и регионов. После завершения «военной стадии» спецоперации в Чечне Д. А. Медведев призвал вернуть эту республику в «правовое пространство России».
16 мая 2009 г. в Послании в центре внимания - проблемы национальной безопасности, повы-
© Ерёмичев Ф. С., 2010
шения качества жизни и благосостояния россиян. Впервые поставлена задача удвоения ВВП страны за ближайшее десятилетие, достижения полной конвертируемости рубля. Целью государства названа «борьба с бедностью», сказано о необходимости «сильной армии», административных реформ во избежание «угрозы распада России». На внешнеполитическом направлении особое внимание - контактам с «большой восьмеркой» и борьба с терроризмом.
26 мая 2009 г. в Послании власть «поворачивается лицом к гражданам». Главное - повысить их благосостояние и качество жизни, обеспечить доступным и комфортным жильем. Конкретизирована задача по удвоению ВВП к 2012 г. В Послании говорится о необходимости снизить инфляцию до 3 % в год.
26 мая 2009 г. среди основных задач, поставленных в Послании, - отмена налога на имуще -ство, передаваемое по наследству или путем дарения, упрощение порядка оформления объектов жилой недвижимости граждан, легализация вывезенного капитала. Вводится институт парламентских расследований. Общественная палата призвана осуществлять гражданский контроль за соблюдением прав граждан.
26 мая 2009 г. в Послании сконцентрировано внимание на семейных и демографических проблемах, на обороноспособность страны и состояния армии. Перед экономикой страны поставлена задача «интеграции в мировую экономику». Тем же, кто незаконно получает выгоду на нуждах граждан, Д. А. Медведев пообещал (цитируя Рузвельта) «наступать на мозоли».
26 мая 2009 г. в Послании определена стратегия строительства России в качестве великой державы, сформулирован долгосрочный и последовательный план действий. Говорится о прямом вмешательстве из-за рубежа в наши внутренние дела, о том, что под «демократизаторскими лозунгами» некоторые персоны стремятся обеспечить собственные корыстные интересы, а их хозяева - лишить нашу страну политической и экономической самостоятельности. В своем Послании Д. А. Медведев предупреждает, что попытки США повлиять на избирательный процесс в России не пройдут незамеченными.
Стратегической целью является становление России к середине 20-х гг. XXI века как сильной демократической державы, одного из лидеров мировой политики и экономики. Для обеспечения наших национальных интересов и безопасности, нейтрализации вызовов и угроз преду-
сматриваются следующие основные направления деятельности, которые останутся базовыми на среднесрочную перспективу развития России.
- Укрепление российской государственности. Здесь в числе приоритетов - обеспечение единства правового пространства в Российской Федерации и четкого разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Существенно важно сконцентрироваться на формировании действенных механизмов развития гражданского общества и сформировать эффективный инструментарий воздействия общества на политическую ситуацию и власть. Россия будет оставаться светским государством с многонациональным и многоконфессиональным населением, уважительно относящимся к религиозным взглядам граждан. Российское общество и его институты и впредь будут всячески развивать тесное взаимодействие со всеми конфессиями, действующими в рамках закона на территории Российской Федерации.
- Модернизация экономики как обязательное условие интеграции России в реалии XXI века. Особое внимание будет сосредоточено на обеспечении ускоренного, опережающего развития высокотехнологичных отраслей промышленности на инновационной основе, расширении и воспроизводстве сырьевой базы. При этом принимается в расчет и возможность колебания мировых цен на энергоносители. Будут заблаговременно выработаны механизмы сокращения влияния кризисных явлений мировой конъюнктуры на российскую экономику, приняты меры по повышению «пластичности» российской экономики, способности ее секторов гибко и своевременно реагировать на новые возможности, создаваемые научно-техническим прогрессом и конъюнктурой мирового рынка. Ключевое значение для обеспечения безопасности России будет иметь развитие транспортной инфраструктуры страны. Это связано с масштабами России и географической удаленностью отдельных ее территорий от политических и экономических центров, с необходимостью обеспечения единства страны и роста ее экономики.
- Формирование системы социальной защиты граждан в условиях рыночной экономики. Действия властей в этой сфере должны строиться с учетом того, что социальные вопросы оказывают, и на ближайшую перспективу будут оказы-
вать, мощнейшее воздействие на общую стабильность в стране. Особое внимание будет уделено выработке эффективной системы адресной социальной помощи малоимущим. В ее основе должно быть разумное сочетание нынешней социально-экономической программы (реформы пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства) с надежными гарантиями в социальной сфере.
- Выстраивание отношений на основных направлениях внешней политики. Требуется прагматичный курс, сочетающий приверженность защите общечеловеческих ценностей и готовность к твердому и последовательному отстаиванию национальных интересов. Такой курс будет ориентирован на всемерное расширение международного сотрудничества на глобальном, региональном и двустороннем уровнях. Приоритет будет отдаваться обеспечению главенствующей роли ООН в иерархии международных организаций и сохранению Совета Безопасности в качестве основного инструмента поддержания мира и безопасности. Углубление интеграционных процессов на пространстве СНГ во всем их многообразии будет оставаться стержнем российской внешней политики.
- Разработка отвечающей интересам России модели интеграции в мировую экономику. Такая модель должна обеспечивать не только функцию России в качестве стратегического и энергетического партнера как Запада, так и Востока на долгосрочную перспективу, но и ее достойное место как державы, имеющей позиции в информационной сфере, мировых транспортных перевозках, освоении космоса, новых био- и на-нотехнологиях, телекоммуникациях и связи, сельскохозяйственном производстве. Будут приниматься необходимые меры по сохранению и умножению российского потенциала экспорта вооружений и военной техники. Важнейшей задачей является укрепление позиций российских научных школ в мировой науке. Интегрируясь в мировую экономику, мы должны будем сохранить самодостаточность национальной экономики в ее важнейших стратегических областях.
- Повышение обороноспособности государства, совершенствование его военной организации. Необходимо и впредь уделять первостепенное внимание укреплению и совершенствованию потенциала ядерного сдерживания как основы стратегической стабильности. Россия продолжит курс на повышение боеспособности сил общего назначения. Они должны быть компактными, со-
временно организованными и укомплектованными, мобильными, высокотехнично оснащенными, способными эффективно выполнять задачи по обеспечению безопасности государства. Наша военная организация будет учитывать реальные экономические, финансовые и мобилизационные возможности государства и подкрепляться потенциалом оборонно-промышленного комплекса России, от состояния и технологического уровня развития которого во многом зависит выполнение задач по укреплению обороноспособности страны. Оборонно-промышленный комплекс может стать в определенной мере авангардом инновационного развития российской обрабатывающей промышленности. Вооруженные Силы и впредь будут использоваться в качестве эффективного инструмента кризисного реагирования, а также миротворчества и разрешения конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве и в других регионах мира. Государство осознает свою ответственность за социальное и моральное положение военнослужащих и членов их семей, поэтому всемерный учет специфики воинского труда и обеспечение его статуса и социальных гарантий постоянно будут находиться в поле зрения власти.
- Борьба с организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом. Главная цель - повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, прежде всего за счет четкого определения сферы их компетенции и устранения несвойственных им функций. Необходимо продолжить кадровое укрепление правоохранительных органов. К участию в реализации этого курса будет активно привлекаться гражданское общество. Приоритетное внимание будет уделяться защите граждан от покушения на их жизнь и здоровье, предупреждению преступлений и устранению способствующих этому причин и условий.
- Восстановление физического и духовного здоровья нации и воспроизводства населения, преодоление последствий демографического и социального кризисов. Эти явления - не только результат объективных причин, но и следствие пренебрежительного отношения к семье, роста беспризорности и безнадзорности, низкого жизненного уровня и неудовлетворительного медицинского обслуживания. Потребуется принятие комплексных, долгосрочных мер по стимулированию рождаемости, сокращению смертности, особенно в категории наиболее трудоспособного населения, по поддержке семьи, по регулирова-
нию иммиграции и содействию ей. Будут приняты меры по кардинальному повышению иммиграционной привлекательности России, поскольку без массового привлечения квалифицированных трудовых ресурсов из-за рубежа, прежде всего из стран СНГ, и интеграции иммигрантов в социальную структуру российского общества выправление нынешней опасной демографической ситуации в Российской Федерации невозможно.
Постоянного внимания требуют проблемы физического и психического здоровья населения, борьбы с наркоманией и распространением социально обусловленных болезней. Особое внимание необходимо уделять укреплению здоровья подрастающего поколения.
- Системное изменение подходов к повышению уровня культуры граждан и в целом духовного состояния нации. Необходим пересмотр государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций в увязке с социальной, промышленной, структурной и внешнеэкономической политикой. В центр работы на этом направлении должны быть поставлены меры по сохранению историко-культурного наследия народов России как основы культурной идентификации и единства российского общества. Важно создавать условия для обеспечения свободы слова и творчества. Следует обратить особое внимание на интеграцию России в мировой культурно-информационный процесс и повышение конкурентоспособности продуктов российской культуры.
- Защита и возрождение природной среды как общенациональная глобальная задача. Россия намерена приложить максимум усилий для решительного изменения экологической ситуации как внутри страны, так и в целом на планете при международном сотрудничестве. С этой целью будут, в частности, реализовываться решения, предусмотренные Киотским протоколом. Следует срочно предпринять шаги по созданию экологически безопасных производств, внедрению чистых источников энергии, переработке вторичных ресурсов жизнедеятельности. Постоянного внимания требуют безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, ракетного топлива, запасов химического оружия. Успех в деле сохранения благополучной природной среды невозможен без создания эффективной системы мониторинга, объединения усилий федераль-
ных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации, без воспитания экологической культуры населения.
Перечисленные выше основные направления укрепления национальной безопасности настолько взаимозависимы, что недостаточное внимание к одному из них может отрицательно сказаться на достижении положительного результата на других и на успехе дела в целом. В этой связи первостепенное значение приобретает строго выверенный научно обоснованный и реальный учет всех имеющихся сил и ресурсов, а также внутренних и внешних факторов при разработке и принятии конкретных решений. Такой подход потребует качественного комплексного планирования и строжайшей согласованности действий власти.
Работа на основных направлениях развития России должна осуществляться путем решения комплекса взаимосвязанных первостепенных задач.
- Создание эффективной государственной системы антикризисного реагирования. Этого требуют ситуация в борьбе с международным терроризмом, возрастание рисков техногенных аварий и природных катастроф, сохраняющаяся возможность политической нестабильности. Система антикризисного реагирования должна охватывать все уровни государственной власти -федеральный, региональный, муниципальный - и обеспечивать немедленную реакцию для предупреждения, локализации, преодоления кризисных ситуаций и устранения их последствий. Причем пора смещать акцент с силовой составляющей на выработку упреждающих мер и превентивное, при необходимости, использование силы в рамках антикризисного реагирования. Основное внимание следует уделить предупреждению социальных и политических конфликтов, профилактике террористических проявлений. Потребуется новое качество взаимодействия разведывательных, контрразведывательных служб, правоохранительных органов государства и других структур при широкой поддержке со стороны гражданского общества.
- Завершение административной реформы. Требуется оптимизировать масштабы и структуру государственного управления, уточнить полномочия ветвей власти, возродить институт перспективного стратегического планирования развития страны на 10-15 лет. Важным инструментом должна стать созданная по инициативе Президента Российской Федерации Общественная
палата, которая призвана усилить контроль гражданских союзов и объединений за деятельностью государственных органов власти, в том числе силового блока, и проводить общественную экспертизу важнейших законопроектов и подзаконных актов. Настоятельно необходимо совершенствование системы выборов в органы государственной власти и местного самоуправления с целью дальнейшего укрепления вертикали власти, усиления борьбы с коррупцией и создания надежных правовых гарантий от проникновения криминалитета во власть.
- Нормализация политической и социально-экономической обстановки на Северном Кавказе в целом и в Чеченской республике, в частности. Главное - устранить возможности использования экстремизмом ситуации в регионе в целях подрыва единства и целостности страны. В первую очередь нужны меры по коренному изменению социально-экономической ситуации на Северном Кавказе, активизации общественно-политической работы с населением. Потребуются серьезные материальные и финансовые вложения подъема экономики, налаживания инфраструктуры и обеспечения занятости населения в Чеченской республике. Необходима качественно новая информационная политика в регионе.
- Повышение конкурентоспособности, эффективности и устойчивости экономики. Надо завершить работу по созданию сбалансированной структуры российской экономики и осуществить ее переход с топливно-сырьевой ориентации на инновационный путь развития, существенно поднять конкурентоспособность России в высокотехнологичных отраслях экономики. На это должны быть в первую очередь нацелены структурные и финансовые рычаги экономической политики государства, реформа налоговой системы и реструктуризация естественных монополий.
- Реформа топливно-энергетического комплекса страны. Необходимо создать условия для притока инвестиций на развитие инфраструктуры, разведку и освоение новых месторождений, обеспечить повышение эффективности использования сырьевой базы страны, инновационное развитие отрасли в целом. Требуется выстроить недискриминационные взаимоотношения всех хозяйствующих субъектов, в том числе, государства, на энергетическом рынке. Необходимо связать ценовую и налоговую политику властей, взвешенный подход к регулированию внешнеторговой деятельности и защите внутреннего
рынка. Важным условием является проведение эффективной антимонопольной политики и структурных преобразований в топливно-энергетическом комплексе.
- Реформирование военной организации государства и оборонно-промышленного комплекса. Для этого необходимо завершить перевооружение Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, сбалансировать их состав и структуру. Требуется осуществить переход Вооруженных сил к комплектованию по призыву на один год и перевод соединений и частей постоянной готовности к комплектованию исключительно на контрактной основе.
- Инвентаризация и уточнение всех аспектов российской политики на пространстве СНГ. Определяющими критериями участия России в интеграционных процессах в рамках Содружества в целом и с каждой страной СНГ в отдельности должны стать прагматизм и взаимная выгода. Большое значение имеет продолжение усилий по формированию Союзного государства России и Белоруссии с единым оборонным пространством. Следует добиваться дальнейшего укрепления организации договора о коллективной безопасности.
- Вступление России во Всемирную торговую организацию. Без этого невозможна интеграция в мировую экономику и, следовательно, полноценное развитие России, повышение ее роли в условиях глобализации. Важно добиваться диверсификации российского экспорта. Необходимо эффективно использовать имеющиеся конкурентные возможности в экспорте услуг, прежде всего транспортных, медицинских, образовательных, а также развивать возможности в наукоемких отраслях, трансграничное сотрудничество.
- Проведение реформ здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, образования. Это основное средство обеспечения высокого и устойчивого экономического роста. Реформы должны осуществляться таким образом, чтобы не ударить по жизненному уровню, не ущемить интересы и права граждан и исключить возможность разрастания протестных настроений в обществе. Следует повысить доступность и качество медицинской помощи для широких слоев населения, добиться обеспечения всех граждан лекарствами, в том числе современными. Жилищно-коммунальное хозяйство должно быть приведено в соответствие с условиями рыночной экономики. Одной из главных задач является создание рынка жилья, доступно-
го для всех слоев населения. Необходимы системные изменения в сфере образования. Важно ориентировать профессиональное образование на потребности рынка труда. Высшее образование целесообразно интегрировать с научной деятельностью, создать условия для его инвестиционной привлекательности, довести качество до уровня мировых стандартов.
- Сохранение историко-культурного наследия России. Надо всячески содействовать адаптации традиционных форм культурного потенциала России к современным условиям при одновременном поощрении обновления и омоложения культуры. Потребуется кардинально повысить уровень федеральной поддержки инициатив региональных и муниципальных властей в сфере культуры и обеспечить оптимальное соотношение государственного и частного финансирования.
Представленная стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет важнейшие направления работы по укреплению безопасности страны и первоочередные задачи, решение которых в настоящее время имеет для России решающее значение. Решение этих задач позволит совершить стратегический маневр в политике, экономике, социальной сфере и гуманитарной области и добиться заметного повышения уровня и качества жизни населения. Реализация стратегии даст возможность реально укрепить безопасность России, вывести ее на путь устойчивого социально-экономического развития и закрепить за ней достойное место в мировом сообществе.
Правовое обеспечение национальной безопасности в условиях глобализации призвано обеспечивать стратегию устойчивого развития России в интересах законопослушных граждан нашей страны, общества и государства. В настоящее время создана правовая основа для обеспечения национальной безопасности. Прежде всего, это федеральные конституционные законы, регулирующие режим чрезвычайного и военного положения, федеральные законы, регламентирующие военную службу, деятельность специальных служб, правоохранительных органон в современных условиях, федеральные законы о борьбе с терроризмом, экстремизмом, легализации (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем.
Указами Президента Российской Федерации утверждены Концепция национальной безопасности, Военная доктрина, Доктрина информаци-
онной безопасности. Вместе с тем, в результате исследования действующего законодательства по обеспечению национальной безопасности выявлены его фрагментарность и пробельность. Отдельные законы декларативны и противоречивы, что не позволяет результативно осуществлять их исполнение. Действующие нормативно-правовые акты в области национальной безопасности в основном концептуально касаются частных угроз.
Актуализируется проблема развития военного права в условиях глобализации военных угроз. Обеспечение военной безопасности России предполагает учет основных факторов, влияющих на ее положение в современном мире: негативные и позитивные аспекты процесса глобализации, доминирование США и ведущих западных стран в мире, сохранение основных источников противоречий между государствами и народами: территориальных, экономических, социально-политических. Основными угрозами национальной безопасности России являются следующие:
- политика зарубежных стран, направленная на лишение России независимости, вмешательство в ее внутренние дела, ущемление ее экономических и иных национальных интересов;
- возможность применения ядерного вооружения против России, распространение ядерного оружия и других видов оружия массового поражения;
- продолжающаяся конкуренция в качественном совершенствовании вооружений, стремление к доминированию военно-технического превосходства, наличие мощных вооруженных группировок, нарушающих баланс сил, создание очагов конфликтов, угрожающих России.
Инициируемые и направляемые конфликты связываются с так называемыми ситуациями ограниченного масштаба, к которым США относят гуманитарные интервенции, операции по поддержанию мира, принуждению к миру, по разделению противоборствующих сторон, по предоставлению гуманитарной помощи, по контролю за зонами запрета для полетов и др. Для успешного решения оборонных задач в новых условиях России необходимы современные Вооруженные Силы, совершенствование всей военной организации страны с учетом характера будущих войн.
Военная безопасность представляет собой состояние вооруженных сил и их составных частей, позволяющих гибко и своевременно реагировать и пресекать внешние угрозы военного характера, поддерживать определенный баланс сил и место страны на международной арене, а также пред-
полагает наличие оптимальной структуры, количественных и качественных характеристик системы обороны и безопасности. Такой подход предопределяет возрастание роли военного права как регулятора отношений в области обороны, военного строительства, военной службы и обусловливает потребность научной разработки правовых основ деятельности по обеспечению военной безопасности России.
Актуализируются задачи научного исследования проблем международного гуманитарного права, международного военно-технического сотрудничества, обеспечения региональной безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств.
Весьма значимыми представляются проблемы правового обеспечения военного сотрудничества Союзного государства Беларуси и России. В настоящее время Союзное государство находится в стадии становления, формирования системы обеспечения его безопасности и унификации законодательств государств-участников в этой сфере.
В области обеспечения обороноспособности и безопасности действует ряд национальных концепций и доктрин. Важными задачами являются научная разработка их правового оформления и унификация законодательства. Приказом Министра юстиции Республики Беларусь и Министра юстиции Российской Федерации от 18 мая 2002 г. образована Объединенная коллегия министерств юстиции государств-участников Союзного государства. На ее заседании было принято решение о подготовке предложений, направленных на обеспечение теоретических и практических исследований проблем формирования правовой системы Союзного государства.
Законотворческий процесс в области национальной безопасности развивался в условиях, когда не в полной мере учитывались основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2008 г. № 24.
Поскольку Концепция не содержит требования о законодательном оформлении нормативно-правовых актов, регулирующих основные сферы деятельности государства по обеспечению национальной безопасности (международной, внутриполитической, экономической, социальной, военной, пограничной, информационной, духовной, экологической), то появляются ведомственные концепции, доктрины и другие служебные документы. Согласованность этих докумен-
тов недостаточна: их разрабатывали различные министерства и ведомства, что привело к различным толкованиям, формулировкам, неоправданным повторам и противоречиям. В настоящее время не в полной мере проведена проработка классификации документов, разрабатываемых на основе утвержденной Концепции национальной безопасности. Термины «концепция», «стратегия», «доктрина», «концептуальное направление», «федеральная программа» и другие используются без должного обоснования, а их взаимная увязка и ранжировка пока еще не осуществлены.
Современное положение России, обусловленное характером ее нынешнего общественно-политического и экономического развития, ставит перед государством и обществом важные задачи по совершенствованию существующего и разработке нового законодательства в интересах укрепления национальной безопасности нашей страны. Основополагающей среди этих задач представляется законодательное закрепление положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации пакетом нормативно-правовых актов, конкретизирующих и развивающих положения этой Концепции по всем сферам деятельности государства.
Действующий закон Российской Федерации 1992 г. «О безопасности» до настоящего времени не приведен в соответствие с Конституцией Российской Федерации и не отражает актуальных задач национальной безопасности, определенных в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Таким образом, системообразующим законом мог бы стать новый федеральный закон «Об основах национальной безопасности», закрепляющий принципиальные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
Сферы деятельности государства, определенные Концепцией национальной безопасности, должны быть увязаны со структурой и функциями Правительства Российской Федерации. Это обусловливает потребность внесения соответствующих изменений в федеральный закон «О Правительстве Российской Федерации». Такой подход придаст устойчивость структуре правительства и позволит увязать ответственность членов правительства с задачами обеспечения национальной безопасности России.
Приоритетным направлением совершенствования законодательного обеспечения правоохранительной деятельности должны стать скоординированные действия правоохранительных орга-
нов, ориентированные на защиту прав и свобод человека и гражданина в условиях различных форм собственности.
Это законодательство должно предусматривать:
- право граждан России защищать свои законные права, честь и достоинство и свою собственность всеми законными способами;
- государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных лиц, содействующих уголовному производству;
- правовую защиту лиц, оказывающих негласную помощь правоохранительным органам в борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков, оружия и другими правонарушениями;
- право граждан, потерпевших от преступных действий, от незаконных действий (бездействия) органов (лиц) государственной власти, в том числе от злоупотребления властью, служебным положением должностных лиц на государственную компенсацию причиненного материального ущерба, включая оплату лечения телесных повреждений, увечий, морального и иного ущерба;
- правовые нормы защиты прав российских граждан, временно или постоянно проживающих на территории стран ближнего и дальнего зарубежья.
Важным направлением законотворческой деятельности должно стать противодействие криминализации реального сектора экономики и защита всех форм собственности.
Представляется целесообразной разработка и принятие федерального закона «О государственном финансовом контроле». Такой федеральный закон мог бы на законодательном уровне закрепить единую концепцию государственного финансового контроля в Российской Федерации; статус и полномочия Счетной палаты Российской Федерации; ответственность должностных лиц за качественное осуществление финансовой деятельности; роль контрольной деятельности и прокурорского надзора в финансовой сфере.
Действующее законодательство пока не регламентирует организацию финансового контроля на региональном и муниципальном уровнях, оставляя его на усмотрение региональных и местных органов власти, поэтому регионы по-разному организуют свой финансовый контроль, предоставляют разные полномочия своим кон -трольным органам. В отдельных регионах контрольно-счетные органы вовсе отсутствуют или являются бесправным придатком региональных
органов исполнительной власти. В действующем законодательстве по существу не отражен механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля как между собой, так и с органами Государственного управления и правоохранительными органами. Такое состояние ведет к бессистемности и неэффективности деятельности контрольных органов, обусловливает финансовые потери, воровство и коррупцию, угрожающие национальной безопасности.
Нуждаются в корректировке действующие федеральные законы:
- «О банках и банковской деятельности», в части предоставления информации правоохранительным органам о счетах юридических и физических лиц с санкции прокурора или суда;
- Налоговый и Таможенный кодексы Российской Федерации, в части конкретизации мероприятий по обеспечению собственной безопасности и по борьбе с коррупцией в налоговых и таможенных органах;
- Уголовный кодекс Российской Федерации, в части признания руководителей государственных и муниципальных предприятий, представителей государства в акционерных обществах открытого типа должностными лицами, а также установления ответственности должностных лиц и государственных служащих за участие в предпринимательской деятельности.
Необходимы комплексный анализ федерального и регионального законодательства в целях выявления норм, способствующих коррупции и взяточничеству, разработка и внедрение механизмов и процедур проведения криминологической экспертизы законопроектов и других нормативно-правовых актов, для исключения из них положений, создающих условия для коррупции.
Для формирования системы предупреждения правонарушений представляется необходимой подготовка проектов федеральных законов: «Об основах государственной системы предупреждения преступлений», «О профилактике бродяжничества и попрошайничества в Российской Федерации», «О социальной помощи лицам, отбывшим уголовное наказание, и контроле за их поведением».
Целесообразно внести изменения и дополнения в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ, касающиеся координации следственных мероприятий, проводимых следователями прокуратуры, МВД, ФСБ; расширения мер наказания, включая финансовые, за коммерческий подкуп; выработки мер борьбы с
сокрытием от налогообложения теневой экономики, маскирующейся под легальное производство, и других экономических преступлений, не нашедших противодействия в действующем законодательстве.
Актуализируется проблема разработки правовых основ государственной политики в области борьбы с терроризмом, обеспечивающей единство стратегии и действий всех ветвей государственной власти, вовлечение в борьбу с преступностью законопослушного потенциала гражданского общества.
Программу и механизмы реализации этой политики целесообразно внести в действующие законодательные акты, определить приоритетные направления правоохранительной деятельности в области борьбы с терроризмом, подлежащие финансированию с учетом возможностей федерального бюджета. Необходимо разработать методику определения приоритетов законодательного обеспечения проблем национальной безопасности, которые в зависимости от ситуации могут меняться. Это позволит надежно определить перспективы развития законодательства.
Чтобы охватить весь спектр современных проблем, связанных с национальной безопасностью, нужно сформировать основы концепции для разработки федерального закона «Об основах национальной безопасности», включающей понятийный аппарат, соответствующий национальным интересам и современным реалиям нашей страны; правовую ответственность органов, обеспечивающих национальную безопасность страны; учитывающей глобальные угрозы и определяющей направления противодействия внутренним и внешним угрозам национальной безопасности.
Концепция национальной безопасности, основные, законодательно закрепленные, ее положения должны стать инструментом консолидации всех ветвей государственной власти в этой работе под конституционным контролем Президента Российской Федерации.
Библиографический список
1. Дамаскин, О. В. Россия в современном мире: проблемы национальной безопасности [Текст] / О. В. Дамаскин. - М. : Наука , 2007.