Научная статья на тему 'Правовое регулирование НДС в Бахрейне'

Правовое регулирование НДС в Бахрейне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC
178
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАХРЕЙН / НДС / ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ / ВОЗВРАТ НДС / ССАГПЗ / КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ПОСТАВКА / ДЕКРЕТ-ЗАКОН / УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыжкова Екатерина Александровна

Статья посвящена анализу правового регулирования налога на добавленную стоимость в Бахрейне, третьем государстве Персидского залива после Саудовской Аравии и Объединённых Арабских Эмиратов, которое реализовало подписанное ещё в ноябре 2016 г. Единое соглашение о налоге на добавленную стоимость в ССАГПЗ и ввело с 1 января 2019 г. НДС на своей территории. Автор в статье анализирует экономические и исторические предпосылки введения НДС в Бахрейне, изучает основные элементы налога. При рассмотрении правовых основ НДС в Бахрейне применялись формально-юридический и сравнительно-правовой методы исследования. Для Бахрейна введение налога на добавленную стоимость стало вынужденной мерой в ответ на рост дефицита бюджета. Вместе с тем, несмотря на антисоциальную природу НДС, Королевство постаралось найти компромисс между западной моделью налогообложения и фундаментальными основами ислама, применив льготный режим для социально значимых товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование НДС в Бахрейне»

Правовое регулирование НДС в Бахрейне

Рыжкова Екатерина Александровна

кандидат юридических наук

доцент, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

119454, Россия, г. Москва, ул. Проспект Вернадского, 76

И [email protected] Статья из рубрики "Налоговые системы зарубежных стран"

Аннотация.

Статья посвящена анализу правового регулирования налога на добавленную стоимость в Бахрейне, третьем государстве Персидского залива после Саудовской Аравии и Объединённых Арабских Эмиратов, которое реализовало подписанное ещё в ноябре 2016 г. Единое соглашение о налоге на добавленную стоимость в ССАГПЗ и ввело с 1 января 2019 г. НДС на своей территории. Автор в статье анализирует экономические и исторические предпосылки введения НДС в Бахрейне, изучает основные элементы налога. При рассмотрении правовых основ НДС в Бахрейне применялись формально-юридический и сравнительно-правовой методы исследования. Для Бахрейна введение налога на добавленную стоимость стало вынужденной мерой в ответ на рост дефицита бюджета. Вместе с тем, несмотря на антисоциальную природу НДС, Королевство постаралось найти компромисс между западной моделью налогообложения и фундаментальными основами ислама, применив льготный режим для социально значимых товаров.

Ключевые слова: Бахрейн, НДС, принцип справедливости, возврат НДС, ССАГПЗ, косвенное налогообложение, п о с та в ка , декрет-за кон, уклонение от уплаты, административный штраф

DOI:

10.7256/2454-065Х.2018.12.28616

Дата направления в редакцию:

10-01-2019

Дата рецензирования:

11-01-2019

С 1 января 2019 года Бахрейн присоединился к Саудовской Аравии и ОАЭ и ввёл на территории Королевства налог на добавленную стоимость. Предпосылкой данного события послужило подписание 27 ноября 2016 г. государствами-членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) Соглашения по

введению налога на добавленную стоимость-Ш. Первыми на новую для стран Персидского Залива систему налогообложения перешли 1 января 2018 г. Саудовская Аравия и ОАЭ. Проанализировав опыт соседей, Комитет по финансовым и экономическим вопросам Бахрейна разработал свои предложения по ведению НДС в Королевстве. Программа «Финансовый баланс», направленная на финансовую стабильность и экономический рост в Королевстве, была подготовлена рабочей группой во главе с Его Высочеством наследным принцем Салманом бен Хамадом Аль-Халифа. Она служит дорожной картой для дальнейшего развития страны, граждан и будущего Королевства Бахрейн. В частности, её целями является достижение бюджетного баланса, разрешение вопросов государственного долга и дефицита, поддержка экономического роста и привлечение большего объёма инвестиций и проектов, что должно послужить открытию новых перспектив для развития экономической деятельности и возможностей трудоустройства для молодёжи Бахрейна. Одним из направлений программы «Финансовый баланс» является проект «Налог на добавленную стоимость» в качестве общего обязательства стран Персидского залива, цель которого состоит в увеличении доходной части бюджета без ущерба интересов подданных. Примечательно, что программе «Финансовый баланс» большое внимание уделяет и Саудовская Аравия, так в ходе визита Его Высочества наследного принца Бахрейна Салмана бен Хамада Аль-Халифа в Джидду в июне 2018 г. программа была высоко оценена наследным принцем

Саудовской Аравии Мухаммедом бин Салманом Аль-Саудом-2!. Напомним, что КСА было одним из инициаторов введения нового налога для стран Персидского залива.

Особенность налогообложения в странах Арабского Востока заключается в его справедливости, как фундаментальной основе налоговых отношений. В исламской умме государь берет на себя заботу о всех членах общины с обязательством перераспределения материальных благ. Именно такая система ценностей помогает сплочению мусульман всего мира. В странах Персидского залива функцию единого религиозного центра, определяющего общие направления внутренней и внешней политики региона, в том числе в экономической и финансовой сфере, взяла на себя Саудовская Аравия. Столкнувшись с проблемой роста дефицита бюджета, спровоцированного, в частности, падением цены на нефть, страны Персидского залива были вынуждены прибегнуть к поиску нового источника государственного дохода, носящего постоянный характер и не нарушающего фундаментальных основ мусульманского права. В современных экономических условиях выбор пал на систему косвенного налогообложения, а именно на налог на добавленную стоимость. С учётом того, что косвенное налогообложение ложится экономическим бременем на конечного потребителя, в задачу разработчиков правовых основ НДС входило соблюдение принципа справедливости налогообложения, закреплённого на конституционном уровне во всех государствах региона. Контроль за соблюдением норм шариата при разработке светского законодательства как раз и выполняет Саудовская Аравия в лице Постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам и Совета Верховных муфтиев. Так, при разработке Соглашения по введению налога на добавленную стоимость ССАГПЗ были учтены все спорные моменты, которые могли нарушить принцип справедливого налогообложения. В частности, с целью защиты интересов населения все социально значимые товары и услуги были освобождены от налогообложения, а максимальная ставка налога установлена на уровне 5 %.

В этих условиях, учитывая опыт Саудовской Аравии, парламент Бахрейна в октябре 2018 г. принимает программу «Финансовый баланс» и одобряет три декрета-закона, послужившие основой НДС: Декрет-закон № 46 2018 г., об утверждении рамочных

соглашений о финансовом сотрудничестве по программе финансового баланса в Королевстве Бахрейн на период 2018-2022 годы между (Саудовская Аравия -Государство Кувейт - Объединённые Арабские Эмираты) и Королевством Бахрейн и

Арабским валютным фондом от 4 октября 2018 г. Декрет-закон № 47 2018 г. о ратификации единого соглашения о налоге на добавленную стоимость для стран ССАГПЗ

и Декрет-закон № 48 2018 г. о налоге на добавленную стоимость Парламент рекомендовал правительству определить механизм введения Н ДС, методы его сбора, мониторинга коммерческих предприятий и жёсткого контроля за уплатой налога с целью защиты интересов подданных и страны.

Следует отметить, что при подготовке декрета-закона о НДС власти Бахрейна взяли за основу Соглашение о налоге на добавленную стоимость для стран ССАГПЗ, Систему НДС

КСА, одобренную Королевским декретом №М113 от 4/11/1438 Х. (27.07.2017) [6], поэтому многие положения о НДС являются идентичными на территории Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна. Кстати, практические рекомендации по применению НДС пока не приняты, несмотря на рекомендации парламента.

Администрирование НДС возложено на Национальное налоговое управление, учреждённое Указом № (45) 2018 г. ^ В сфере НДС в функции и задачи Управления входят применение нормативных актов в сфере налогообложения, организация системы регистрации и учёта налогоплательщиков, контроль и надзор в сфере декларирования, корректировка сумм налогов, сбор и хранение информации, проведение налоговых проверок с целью выявления нарушений налогового законодательства, рассмотрение жалоб на налоговые процедуры. Для исполнения стоящих перед Управлением задач и функций оно наделяется правотворческими полномочиями. Кроме того, ст. 71 Декрета-закона предусматривает электронную систему регистрации и учёта в сфере НДС, реализация которой также возлагается на Национальное налоговое управление.

В целях налогообложения плательщиками НДС в Бахрейне признаются импортёры и лица, осуществляющие поставку товара или услуги на территории Королевства. Декрет-закон предусматривает регистрацию налогоплательщиков, требованием которой является достижение совокупной стоимости поставок в течение двенадцати месяцев в 37 500 бахрейнских динаров. Лицо также может обратиться в Национальное налоговое управление с просьбой о добровольной регистрации, если оно предполагает, что стоимость его поставок может превысить установленный лимит. Добровольная регистрация возможна при достижении стоимости поставок в размере 50 % от обязательного лимита. Законодательство закрепляет возможность регистрации двух и более юридических лиц в качества единой налоговой группы, при этом все члены налоговой группы будут нести солидарную ответственность по налоговым обязательствам этой группы.

В отличие от Саудовской Аравии, где нерезидент может зарегистрироваться только через представителя-резидента, в Бахрейне возможна как личная регистрация нерезидента, так и через представителя-резидента. Нерезидент обязан зарегистрироваться в качестве налогоплательщика вне зависимости от стоимости поставок. Кроме того, Национальное налоговое управление может самостоятельно осуществлять автоматическую регистрацию налогоплательщиков. В случае, если к поставкам лица применяется только нулевая ставка, оно может быть освобождено от обязательной регистрации и исключено из реестра налогоплательщиков НДС, однако, регистрация должна быть возобновлена при совершении поставок, облагаемых по стандартной ставке. Налогоплательщик обязан уведомить Национальное налоговое

управление об изменении характера своей деятельности, а Управление вправе взыскивать штрафы и причитающиеся к уплате налоги при совершении лицом поставок, подлежащих налогообложению.

Основанием для снятия плательщика с налогового учёта является прекращение хозяйственной деятельности субъекта. Кроме того, регистрация отменяется, если лицо не осуществляет налогооблагаемые поставки в течение любых 12 месяцев подряд, или если в конце любого месяца стоимость облагаемых налогом поставок, произведённых в течение 12 последовательных месяцев, меньше порога добровольной регистрации, и стоимость его поставок или расходов в течение следующих 12 месяцев не превысит добровольный порог регистрации, а также, если стоимость облагаемых налогом товаров в течение последних 12 месяцев была меньше обязательной, но больше порога добровольной регистрации.

Законодательство предусматривает возможность представлять интересы налогоплательщика уполномоченным лицам, при этом от имени налогоплательщика-резидента выступает налоговый агент, а нерезидента - налоговый представитель. Налоговый представитель несёт солидарную ответственность с налогоплательщиком за уплату налога до момента прекращения своих обязательств, а назначение налогового агента не освобождает налогоплательщика-резидента от ответственности за выполнение своих налоговых обязательств. Уполномоченный налогоплательщиком представитель, в том числе законный представитель, опекун, ликвидатор, обязан уведомить Управление о своём назначении в течении тридцати дней. Деятельность налоговых агентов и представителей подлежит лицензированию, Национальное налоговое управление выдаёт соответствующие лицензии и ведёт реестр аккредитованных лиц.

В обязанности налогоплательщиков и их представителей входит регистрация в Национальном налоговом управлении, ведение налогового и бухгалтерского учёта и отчётности. Обязательным требованием к финансовой документации является указание налогового регистрационного номера во всех видах налоговых и бухгалтерских документах. Этот номер также является допуском к электронной системе регистрации и учёта, которая является единственным законным способом общения с Национальным налоговым управлением. Все заявления налогоплательщика, налоговые декларации, претензии, жалобы, возражения, уплата и оспаривание налоговых платежей, начисление, оспаривание и уплата штрафов осуществляются только через электронную систему, администратором которой является Национальное налоговое управление.

Согласно ст. 2 Декрета-закона обложению налогом на добавленную стоимость в Бахрейне подлежат импорт и поставка товаров и услуг. Регулирование порядка ввоза и вывоза товаров в Бахрейн осуществляется на основе Декрета-закона № 10 2002 г.,

утверждающего Единый таможенный закон ССАГПЗ-^. Декрет-закон № 48 2018г. устанавливает требования к уплате и возврату НДС в случае импортирования и экспортирования товаров, определяя критерии для импорта ввоз на территорию Бахрейна товаров из государств, не присоединившихся к Единому соглашению стран ССАГПЗпо НДС. Согласно ст. 19 Декрета-закона № 48 импортом признаётся первичный ввоз товара на территорию ССАГПЗ через Бахрейн.

В целях налогообложения законодательство детально регулирует понятие «поставка». Так, под поставкой понимается возмездное предоставление товаров и услуг, включая производство, продажу и покупку в дополнение к лизингу. Налог на добавленную стоимость взимается на каждом этапе производства и поставки товара. Ст. 5 декрета-закона к поставкам также относит предоставление имущественных прав в натуральной

форме, принудительную передачу прав собственности на товары в соответствии с решением государственных органов, или если такая передача предусмотрена действующим законодательством. Кроме того, под налогообложение подпадает поставка части имущества налогоплательщика в другое государство ССАГПЗ, присоединившееся к соглашению по НДС, за исключением товаров, ввозимых под режимом временного ввоза или как часть другой облагаемой поставки. Процесс поставки товаров и услуг в обмен на ваучеры облагается налогом, если полученное вознаграждение превышает его номинальную стоимость. Поставки, осуществляемые государственными органами, облагаются налогом на общих основаниях, если они реализуются в соответствии с конкурентными механизмами с частным сектором. Перечень соответствующих государственных органов, характер поставок, формы деклараций утверждаются премьер-министром.

Базовая ставка налога составляет 5 %, что соответствует требованиям Соглашения стран ССАГПЗ, кроме того, предусмотрено освобождение от уплаты налога и обложение по нулевой ставке. Льготный режим налогообложения предусмотрен для социально значимых товаров и услуг.

В соответствии со ст.54-56 не подлежат налогообложению предоставление финансовых услуг, за исключением явной комиссии или коммерческой скидки, аренда и продажа земли и помещений, импорт товаров, не подлежащих обложению НДС или облагаемых по нулевой ставке, а также товаров, освобождённых от уплаты таможенных платежей в соответствии с Общим таможенным законом, а именно: товары для пользования иностранными дипломатическими представительствами и личного пользования дипломатического персонала, военные поставки, личные вещи и предметы домашнего обихода, ввозимые подданными, проживающими за границей, по возвращении и иностранцами, переехавшими в Бахрейн впервые, личный багаж и подарки, перевозимые путешественниками, товары для людей с особыми потребностями, ввоз временно вывезенных товаров.

Нулевая ставка применяется к экспорту и реэкспорту товаров, международным и внутренним перевозкам грузов и пассажиров, реализации лекарств и медицинского оборудования в соответствии с установленным перечнем, предоставлению профилактических и базовых медицинских услуг и сопутствующих товаров, образовательным услугам и сопутствующим товарам, поставке или импорту инвестиционных металлов (золота, серебра, платины) при условии их продажи на мировом рынке в виде слитков на уровне чистоты не менее 99%, первой поставке после добычи золота, серебра и платины, а также поставке и импорту жемчуга и драгоценных камней при условии получения сертификата, нефтяному и газовому сектору, строительству новых зданий. Здесь стоит отметить особенность исламских стран, а именно реализацию принципа справедливости в налогообложении, который закреплён на конституционном уровне. Так, согласно ст.31 Соглашения ССАГПЗ по НДС продукты питания облагаются по стандартной ставке, но страны могут применять к данной категории товаров нулевую ставку. Чётко следуя фундаментальным основам ислама, Бахрейн установил в отношении всех продуктов питания ставку в размере 0 %.

Н алогооблагаемая база исчисляется исходя из стоимости товара, включая причитающиеся к уплате налоги, сборы и пошлины. В случае поставки товара в натуральной форме налогооблагаемая база рассчитывается исходя из рыночной стоимости аналогичного товара, включая причитающиеся к уплате налоги, сборы и пошлины. При налогообложении импорта для расчёта налога используется таможенная стоимость товара, указанная в соответствии с Общим таможенным законом, включая

акцизы и таможенные пошлины. Стоимость поставки ваучера в целях налогообложения рассчитывается на основе разницы между возмещением, полученным поставщиком, и номинальной стоимостью, указанной в ваучере.

Налоговый период согласно ст.35 Декрета-закона составляет один месяц. Предусматривается, что налоговый период может быть как уменьшен, так и увеличен в отношении конкретных товаров. Налоговая декларация подаётся не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Подача декларации необходима и в случае отсутствия у налогоплательщика в налогом периоде налогооблагаемых операций. Законодательство предусматривает возможность внесения изменений в налоговую декларацию. Примечательно, что в случае непредставления налоговой декларации в срок налоговый орган самостоятельно исчисляет налог, что не освобождает налогоплательщика от ответственности, установленной законодательством.

Документом, подтверждающим совершение поставки, является счёт-фактура, который может быть составлен как на бумажном носителе, так и в электронной форме не позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была проведена поставка. Все суммы указываются в бахрейнских динарах по курсу Центрального банка Бахрейна на день поставки.

Законодательство предусматривает возможность применения налогового вычета, в частности, речь идёт о входном НДС, который возмещается в полном объёме за исключением поставок, не составляющих экономическую деятельность, товаров, запрещённых к реализации на территории Королевства, поставок и импорта товаров, освобождённых от уплаты НДС в Бахрейне. Основанием для применения налогового вычета являются счёт-фактура и таможенная декларация, в которых заявитель указан в качестве получателя или импортёра товара.

Кроме того, в соответствии с требованиями Единого соглашения о НДС иностранные правительства, международные организации, дипломатические и военные органы и миссии, а также туристы и лица, уплатившие НДС в другом государстве ССАГПЗ в рамках экономической деятельности, имеют право на возврат НДС. В случае переплаты также предусмотрен возврат излишне уплаченных средств, который может быть возмещён в денежной форме или перенесён на будущий период. Интересно, что сумма переплаты может быть зачтена в счёт уплаты штрафов, предусмотренных налоговым законодательством по любому налоговому обязательству.

Примечательно, что налоговый контроль, помимо Национального налогового управления осуществляют судебные контролёры, назначаемые министром юстиции по согласованию с министром финансов. Судебные контролёры привлекаются к проведению контроля в случае наличия в действиях налогоплательщиков и их представителей состава правонарушения. В их задачу входит проведение проверок любых учреждений и организаций, осуществляющих поставки и импорт товаров и услуг, в частности, производственных помещений, складов, магазинов, а также регистрация правонарушений и составление протоколов. Досмотр жилых помещений осуществляется только с санкции прокурора.

За нарушение налогового законодательства в Бахрейне предусмотрена административная и уголовная ответственность. Стоит отметить, что, несмотря на наличие в стране Уголовного кодекса ^^ уголовная ответственность за уклонение от уплаты налога на добавленную стоимость предусмотрена Декретом-законом о НДС. Так, согласно ст.63 Декрета-закона под уклонением от уплаты НДС следует понимать

отсутствие регистрации по истечении 60 дней после истечения установленного в законодательстве срока регистрации, непредставление налоговой декларации и неуплата налога по истечении 60 дней после установленного срока, умышленное занижение суммы налога, представление ложных сведений, влекущих неуплату или неполную уплату налога, начисление НДС на необлагаемые товары, неправомерное взыскание входящего Н ДС, непредставление счёта-фактуры, нарушение правил ведения учёта и отчётности. Совершение данного вида правонарушения наказывается лишением свободы на срок от трёх до пяти лет и штрафом в размере подлежащего уплате налога. В случае повторного в течение трёх лет со дня вынесения приговора совершения преступления, предусмотренного ст.63 Декрета-закона о НДС, наказание удваивается. Организация также несёт ответственность за уклонение от уплаты налога, если такое преступление совершалось от её имени за её счёт или в её пользу, в удвоенном размере. При этом виновное в уклонении от уплаты налога физическое лицо не освобождается от уголовной ответственности. Кроме того, суд может вынести решение о конфискации имущества, использованного для уклонения от уплаты налога, за исключением судов и самолётов, если последние не были специально изготовлены в целях контрабанды. Дела об уклонении от уплаты налога возбуждаются по требованию министра финансов или его представителей и подлежат рассмотрению в суде в срочном порядке.

Примечательно, что законодательство предусматривает возможность применения согласительной процедуры по заявлению обвиняемого или его агента, если обвиняемый уплатил причитающуюся сумму налога и установленный штраф. Причина такой возможности кроется в том, что данный вид преступления относится к преступлениям против чести. Согласно классификации преступлений, предусмотренных в шариате, данный вид правонарушения относится к категории «тазир», отличительной чертой которой является раскаяние, извинение и даже искупление. Традиционно к данной категории преступлений относились правонарушения, затрагивающие как права Аллаха, так и частные интересы, в частности, неуплата закята, нарушение обязательств по сделкам, обмеривание, обвешивание и мошенничество, взяточничество и растрата средств казны и др. Наказания за преступления категории «тазир» носят назидательный характер, чётко не устанавливаются в Коране и Сунне, в отличие от наказаний за преступления категории «хадд» и «кисас», а налагаются либо по приговору суда, либо компетентным органом ПШ.

П омимо уголовной ответственности Декрет-закон устанавливает административные штрафы за нарушения в сфере НДС. Так, задержка с подачей налоговой декларации и уплатой налога в срок до 60 дней влечёт взыскание штрафа в размере от 5 до 25 процентов от суммы налога. За нарушение сроков регистрации до 60 дней предусмотрен штраф в размере до 10 000 бахрейнских динаров. За представление ложных сведений, влекущих недостоверность сумм, указанных в налоговой декларации, предусмотрен штраф в размере от 2,5 до 5 процентов от суммы неуплаченного налога за каждый месяц. Кроме того, Декрет-закон предусматривает штраф в размере до 5000 бахрейнских динаров за препятствие деятельности сотрудников Налогового управления по проведению налогового контроля, непредставление необходимых сведений и документов, несоблюдение налоговых процедур.

Решение о наложении административного штрафа принимается от имени министра финансов и подлежит опубликованию в средствах массовой информации за счёт денежных средств правонарушителя. Публичность наказания ещё раз подчёркивает приверженность основам шариата, где всеобщее осуждение порой является более

значимым наказанием, чем финансовые потери, ибо честь и достоинство являются главными атрибутами члена уммы. Законодательство не лишает виновное лицо возможности обжаловать вынесенное решение в Комитете по рассмотрению жалоб и конфликтов налогообложения, а в случае отклонения жалобы заявитель может обратиться в суд.

Исследовав основные моменты законодательства Бахрейна о налоге на добавленную стоимость, можно сделать вывод, что введение НДС в Королевстве является особой вехой в реформировании налогового законодательства страны. Введение косвенного налога, суть которого сводится к получению государством дохода от конечного потребителя, порой не обладающего достаточными средствами для обеспечения себе достойной жизни, всё же стало возможным в этой исламской стране благодаря постулату, закреплённому в преамбуле к Конституции, согласно которому «необходимо, чтобы мы прислушались и посмотрели на всемирное наследие как Запада, так и Востока, адаптируя то, что мы считаем благоприятным, подходящим и совместимым с нашей

религией, ценностями и традициями, и подходит нашим обстоятельствам...» i11^. Так, в условиях увеличивающего дефицита бюджета и падения цены на нефть Бахрейн совместно с другими государствами ССАГПЗ переходит к новой для мусульманских стран системе хозяйствования, основанной на западной модели налогообложения, в которой благодаря своему всеобщему охвату ключевым источником пополнения бюджета является налог на добавленную стоимость.

Библиография

1. Common VAT Agreement of the States of the Gulf Cooperation Council (GCC) // URL: https://www.tax.gov.ae/pdf/GCC-VAT-Agreement.pdf (дата обращения 02.01.19).

2. o.+jjI^Jj.JI acL. ^¿iJs .«Ssl^oJl Чл+аЛ» J..ÖJ ^э-Л // URL: http://www.akhbar-alkhaleej.com/news/article/1139783 (дата обращения 02.01.19).

3. OjljiJl g-joLijj ul^j ^JLoJl üslsÜjU qjjLb^l oLjjjjJi ^Jlc Säsl^üJlj 2018 S-^J 46 asj o^jLaj qJs^ - oj<£Ji qJs^ - Spga^-ll S+ijaJl qULouoJl) 2022-2018 ¿jLaJU ^jj^Ji ч^дл ^э ^JLoJl 2018 jjgi^l 4 ¿jjlu Оаэ^дл ^jjsji лал ^эл-^э ojj^-ji SSJ-доэ (Ьл>^д11 s<j>2ji oljLoVl // URL: http://www.legalaffairs.gov.bh/Media/LegalPDF/L4618.pdf (дата обращения 02.01.19).

4. ^Jlsjo ^aj ssl^oji чл-аЛ ч-jj^j Ьл^^дЛ SslflJ^l ^JLc ^ja-^jlj 2018 S-^J 47 asj o^jlüj ^э^^о s^jj^ji ö+JJ^Jl JэлJ иэ1яЛ // URL:

http://www.legalaffairs.gov.bh/Media/LegalPDF/L4718.pdf (дата обращения 02.01.19).

5. S&+äjl s-jj^ o^jls jia^lj 2018 S-^J 48 asj o^jlüj ^э^^о //URL: http://www.legalaffairs.gov.bh/Media/LegalPDF/L4818.pdf (дата обращения 02.01.19).

6. Ssl^oJl Чл-аН S-jj^ ^Lkj Value Added Tax Law // URL: https://vat.gov.sa (дата обращения 02.01.19).

7. S+sijLsJl ^jij^lj ^ЪэЛ jl^^Jl А+^иэ tl^jLj 2018 S-^J 45 аъ // URL: http://www.legalaffairs.gov.bh/AdvancedSearchDetails.aspx?id = 146432#.XBn872gzY2w (дата обращения 02.01.19).

8. иэ1^Л ^JJJÄO JэлJ ^jLo^JU Л>-элЛ "O^jläJl" ^Lb-Jl ^JLc Чаэ1элЛ) 2002 S-^J 10 ASj u^jläj S+jj^JI a-JL^Jl JэлJ (дата обращения 05.01.19). // URL: http://www.legalaffairs.gov.bh/AdvancedSearchDetails.aspx?

id = 146149#.XB_tkWgzY2w (дата обращения 02.01.19).

9. оЬэ-аяЛ o^jls jia^lj 1976 S-^J 15 аЪ u^jlüj // URL: http://www.legalaffairs.gov.bh/AdvancedSearchDetails.aspx?id = 4069#.XDCA71wzY2w (дата обращения 02.01.19).

10. Ислам: Энциклопедический словарь.-М.; Наука. Главная редакция восточной

литературы, 1991. 315 с : ил. С. 221. 11. чИло j^i^i // URL: http://www.legalaffairs.gov.bh (дата обращения 02.01.19).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.