Научная статья на тему 'Правовое регулирование налоговых отношений на белорусских землях в XIV–XVIII вв'

Правовое регулирование налоговых отношений на белорусских землях в XIV–XVIII вв Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
269
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ФЕОДАЛЬНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ФЕОДАЛЬНОЕ НАЛОГОВОЕ ПРАВО XIV–XVIII ВВ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ФЕОДАЛЬНОГО БЕЛОРУССКО-ЛИТОВСКОГО ГОСУДАРСТВА / ПРИНЦИПЫ ФЕОДАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО ПРАВА / ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИВИЛЕИ / СТАТУТЫ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО / КОНСТИТУЦИИ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ 3 МАЯ 1791 Г / СОЙМЫ / TAX LAW FEUDAL XIV–XVIII CENTURIES / TAX / TAX LEGAL / FEUDAL CONSTITUTIONAL LAW / TAX POLICY FEUDAL BELARUSIAN-LITHUANIAN STATE / FEUDAL PRINCIPLES OF TAX LAW / NATION-WIDE CHARTERS / STATUTES OF THE GRAND DUCHY OF LITHUANIA / THE POLISH-LITHUANIAN COMMONWEALTH CONSTITUTION OF MAY 3 / 1791 / SOIMY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьева Е. Н.

В статье анализируется законодательство Великого княжества Литовского, регулировавшее отношения фискального характера. Подчеркивается, что налогообложение в XIV–XVI вв. являлось важнейшим институтом этого суверенного государства. Рассматривается принцип сословности феодального налогового права. Указывается, что практика реляционных (местных) соймиков стала основанием возникновения принципа партикулярности как феномена белорусского феодального права в области налогообложения: феодалы, имея право устанавливать любые налоги на своей территории, зачастую на таких собраниях выступали против распространения на свои частные землевладения взимания государственных налогов, принятого к исполнению Вальным соймом (главным законодательным органом государства). Принцип партикулярности в налоговом праве Великого княжества Литовского находился в противоречии с одной из экономических функций государства – функцией налогообложения. Автор обращает внимание на несомненную абсолютную зависимость налоговой политики и законодательства от принципа политической целесообразности. Попыткой преодоления такого рода конфликтной ситуации явилось законодательное закрепление во второй половине XVIII в. принципов пропорционального равенства, приоритета представительных органов перед исполнительными в области фискальной деятельности государства, исключительной компетенции законодательного органа в установлении, изменении и отмене налогов, регулирования налоговых отношений законом. Что указывает на быстрое и адекватное реагирование государства посредством правотворчества на происходящие в нем процессы политического и экономического характера. В свою очередь, закрепление инновационных для того времени положений буржуазного характера в законодательстве феодального государства, направленных на регулирование налоговых отношений, стало показателем высокого уровня правосознания и правовой культуры представителей законодательной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF TAX RELATIONS IN THE BELARUSIAN LAND IN THE XIV-XVIII CENTURIES

The article analyzes the law of the Grand Duchy of Lithuania that regulated the relationship of a fiscal nature. The author emphasizes that the taxes in XIV–XVI centuries is an important sign of a sovereign state. Also for this period was characterized by the existence of the principle of feudal survivals of the tax law. The essence of the considered fundamental beginning was to be liberated from the feudal state taxation – direct owners of the land, and shifting the burden of taxes on the lower strata of society, who were treated feudal-dependent peasantry and the petty bourgeoisie. Exemption from the feudal state jurisdiction in the area of taxation, according to the principle of survivals, has led to the establishment and collection of any tax them on their land. Argues that the practice of relational (local) soymikov became the basis for the emergence of the principle of particularity as a phenomenon of the Belarusian feudal law in the field of taxation. The essence of this phenomenon was the fact that the feudal lords, having the right to appoint any taxes on their territory, often refuse at such meetings from spreading to their private land ownership of state taxes taken rampart soimy (the main legislative body of the state). The existence of the principle of particularity in the tax law of the Grand Duchy of Lithuania was at variance with one of the economic functions of the state – a function of taxation. The author draws attention to the unquestionable absolute dependence on tax policy and legislation on the principle of political expediency. Attempt to overcome this kind of conflict was the legislative consolidation in the second half of the XVIII century principles of proportional equality, the priority of the representative bodies to the executive in the fiscal activities of the state, the exclusive competence of the legislature in the establishment, modification and cancellation of taxes, regulation of tax relations law. Indicating a rapid and adequate response by the state to the processes of law-making in it a political and economic nature. In turn, the consolidation of innovation for the time of the bourgeois character of the provisions in the legislation of the feudal state, aimed at regulating tax relations, was the result of a high level of legal culture and legal representatives of the legislature.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование налоговых отношений на белорусских землях в XIV–XVIII вв»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2013 Юридические науки Выпуск 4(22)

УДК 34.09

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ В Х1У-ХУШ ВВ.

Е.Н. Григорьева

Доцент кафедры правоведения

Белорусский государственный экономический университет 220070, г. Минск, просп. Партизанский, 26 E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье анализируется законодательство Великого княжества Литовского, регулировавшее отношения фискального характера. Подчеркивается, что налогообложение в XIV-XVI вв. являлось важнейшим институтом этого суверенного государства. Рассматривается принцип сословности феодального налогового права.

Указывается, что практика реляционных (местных) соймиков стала основанием возникновения принципа партикулярности как феномена белорусского феодального права в области налогообложения: феодалы, имея право устанавливать любые налоги на своей территории, зачастую на таких собраниях выступали против распространения на свои частные землевладения взимания государственных налогов, принятого к исполнению Вальным соймом (главным законодательным органом государства). Принцип партикулярности в налоговом праве Великого княжества Литовского находился в противоречии с одной из экономических функций государства - функцией налогообложения.

Автор обращает внимание на несомненную абсолютную зависимость налоговой политики и законодательства от принципа политической целесообразности. Попыткой преодоления такого рода конфликтной ситуации явилось законодательное закрепление во второй половине XVIII в. принципов пропорционального равенства, приоритета представительных органов перед исполнительными в области фискальной деятельности государства, исключительной компетенции законодательного органа в установлении, изменении и отмене налогов, регулирования налоговых отношений законом. Что указывает на быстрое и адекватное реагирование государства посредством правотворчества на происходящие в нем процессы политического и экономического характера. В свою очередь, закрепление инновационных для того времени положений буржуазного характера в законодательстве феодального государства, направленных на регулирование налоговых отношений, стало показателем высокого уровня правосознания и правовой культуры представителей законодательной власти.

Ключевые слова: налог; налоговые правоотношения; феодальное конституционное право; феодальное налоговое право XIV-XVIII вв.; налоговая политика феодального белорусско-литовского государства; принципы феодального налогового права; общегосударственные привилеи; статуты Великого княжества Литовского; Конституции Речи Посполитой 3 мая 1791 г.; соймы

Обращение к национальным истокам правового регулирования общественных отношений в целом и налоговых отношений в частности способствует более глубокому пониманию тенденций их законодательного регулирования на современном этапе, поис-

© Григорьева Е.Н., 2013

ку оптимальных путей развития самого государственного законодательства.

Юридические источники, регулировавшие общественные отношения в Великом княжестве Литовском в ХГУ-ХУ1 вв. свидетельствуют о значимости налогообложения как важнейшего института этого суверенного государства и господстве в ука-

занный период принципа сословности феодального налогового права. Сущность рассматриваемого основополагающего начала заключалась в освобождении от государственного налогообложения феодалов -непосредственных собственников земли и переложении бремени налогов на низшие слои общества, к которым относились феодально-зависимое крестьянство и мещанство. Так, согласно первым общегосударственным привилеям князя Ягайлы (1387 г.) части феодалов предоставлялись государственные привилегии в области налогообложения, что подтверждается также нормами Городельского привилея 1413 г.

Важным этапом в развитии законодательства, в частности государственного права, становится привилей Казимира 1447 г. Доктринальное толкование нормы ст. 10 рассматриваемого акта еще раз законодательно подтверждает исключение феодально-зависимого населения из-под государственной юрисдикции, что лишает их государственной защиты от произвола феодала-землевладельца. В силу данного при-вилея полномочия по взиманию налогов с населения окончательно перешли к отдельным феодалам.

Эти положения в дальнейшем нашли свое закрепление в нормах привилея Александра 1492 г. Норма ст. 1 данного правового акта освобождала от государственного налогообложения католическую и православную церковь, а в ст. 9 содержалась норма, которая выводила феодалов и их подданных из-за государственной налоговой юрисдикции. К исключительной фискальной компетенции государства норма, закрепленная в ст. 23 привилея, относила изъятие в пользу последнего («на агульную земскую карысць») налогов с границ и пивных заведений («корчмау») [1, с. 50]. Сословная направленность привилея особенно ярко прослеживается в ст. 25, согласно которой правительство Великого княжества Литовского обязано было не допустить равенства между привилегированными и низшими слоями феодального общества. Неслучайно привилей 1492 г. исследователи в области государства и права называют

своеобразной феодальной конституцией, которая окончательно закрепила принцип сословности.

О существовании принципа сословности свидетельствуют нормы областных и волостных, городских грамот (привилеев), которые выдавались отдельным административно-территориальным единицам Великого княжества Литовского и его городам. Посредством этих источников средневекового права осуществлялось государственное регулирование на местах, законодательно закреплялся принцип ограничения власти местных государственных чиновников, что не позволяло последним злоупотреблять своими служебными полномочиями в области государственных финансов. В результате кодификационной деятельности Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566, 1588 гг. закрепили привилегированное положение богатых и знатных магнатов.

Освобождение феодалов от государственной юрисдикции в сфере налогообложения, согласно принципу сословности, приводит к возникновению практики установления и взимания ими любых налогов на своих землях.

Практика реляционных (местных) соймиков стала основанием для возникновения принципа партикулярности как феномена белорусского феодального права в области налогообложения. Сущность этого явления заключалась в том, что феодалы, имея право устанавливать любые налоги на своей территории, зачастую на таких собраниях выступали против распространения на свои частные землевладения взимания государственных налогов, принятого к исполнению Вальным соймом (главным законодательным органом государства). Такие соймы созывались депутатами на местах (своих административно-территориальных единицах) для ознакомления с отчетом избирателей и принятыми на государственном уровне решениями. Так, например, Вальный сойм 1551 г. принял постановление о взимании серебщины (военного налога). Из-за неурожая уплата была перенесена на 1552 г., а затем на 1553 г. Серебщина была

Е.Н. Григорьева

обязательным налогом для шляхты, однако значительная ее часть уклонилась от уплаты этого налога [2, с. 28-35]. В 1671 г. шляхте Берестейского повета на реляционном сой-мике довели до сведения принятие государственного решения об установлении военного налога. Однако, ссылаясь на отсутствие кворума, шляхта не привела в исполнение решение Вального сойма и отложила соймиковые дебаты по данному вопросу [3, с. 128]. Таким образом, каждый соймик Великого княжества Литовского оставлял за собой право принятия своего решения на постановление главного сойма, что свидетельствует о нарушении государственных интересов и подрыве его (сойма) авторитета как публичной власти.

Понимание губительности сложившейся ситуации не оставляло равнодушными современников. На наш взгляд, предложение белорусского гуманиста и мыслителя М. Литвина (М. Тишкевича) о введении системы пропорционального налогообложения было довольно прогрессивно и отражало реформационно-гуманистическую направленность его трактата «О нравах татар, литовцев и москвитян» (1550 г.). Эта система должна была охватывать все сословия Великого княжества Литовского, в том числе шляхту, по принципу «тот, у кого земли больше, больше и вносил бы» [4, с. 89]. М. Литвин критиковал существовавшую практику взимания военных государственных налогов с населения: «до сих пор мы берем налоги на защиту государства от одних лишь подвластных нам бедных горожан и беднейших землевладельцев, обходя владельцев земель, тогда как они многое получают от своих латифундий (latifundiis), пашен, лугов... А гораздо лучше шли бы военные дела и собирались нужные для нас подати, которые взимались бы с каждого человека, если бы пришло к концу начатое измерение всех земель и пашен, (принадлежащих) как шляхте, так и простому люду (р1еЬеюгит)» [4, с. 89]. Такой же позиции относительно критических взглядов М. Литвина на военное налогообложение и введения системы пропорционального

налогообложения придерживается

И.В. Вишневская [5, с. 45].

Непомерное и нерегулируемое налоговое бремя вело к обеднению основной массы налогоплательщиков и, соответственно, снижению поступлений в государственную казну. Подобное положение требовало реакции со стороны законодателя.

Анализ норм Статута 1588 г. приводит к выводу о постепенном ограничении полномочий привилегированного сословия в области взимания налогов. Статья 29 раздела I Статута 1588 г. содержит нормы, запрещающие установление землевладельцами новых налогов и устанавливающие ответственность за их нарушение. Вместе с тем белорусско-литовское законодательство исходя из принципа «старины не рухать», закрепленного еще в первых нормативных правовых актах Великого княжества Литовского, оставляет за шляхтой абсолютные налоговые льготы. Нормы ст. 2 «О вольностях шляхетских» раздела II не оставляют сомнений в продолжении существования принципа сословности в налогообложении [6, с. 30-31, 42]. Налоговая политика феодального белорусско-литовского государства находилась в зависимости от политической конъюнктуры, вызванной как внешними факторами (унией с Польской короной, взаимоотношениями с Московским княжеством, конфликтом с тевтонским орденом), так и внутренними факторами (гражданскими войнами XIV-XV вв. за великокняжеский трон). В определенные периоды истории в Великом княжестве Литовском налоговый иммунитет предоставлялся только шляхте католического вероисповедания. Уже первые общегосударственные приви-леи 1387 и 1413 гг. предоставляли налоговый иммунитет шляхте, принявшей католицизм, и католическому духовенству. Данное обстоятельство приводит к внутригосударственному противостоянию феодалов католического и православного вероисповедания, что послужило основанием для принятия общегосударственных привилеев 1432 и 1434 гг. Эти правовые акты Великого княжества Литовского законодательно закрепляли своеобразный принцип религиозного

равенства феодалов христианского вероисповедания перед законом. Из-под государственной налоговой юрисдикции наряду с феодалами выходят также католическое и православное духовенство, церковь, костел, монастыри и феодально-зависимые от них люди [1, с. 40-42; 3, с. 79-80; 7, с. 140-141].

Таким образом, обращает на себя внимание абсолютная зависимость налоговой политики и законодательства от внутренней и внешней конъюнктуры, что свидетельствует о наличии в налоговом праве Великого Княжества Литовского принципа политической целесообразности.

Развитие внутриполитических процессов в Речи Посполитой, в состав которой в результате Люблинской унии 1569 г. вошли земли современной Беларуси, приводит к попытке проведения государственных реформ, в том числе налоговых. Так, на Кан-вакационном сойме 1764 г. принимается решение об ограничении применения при голосовании liberum veto. Решение экономических вопросов об установлении государственных налогов принимается большинством голосов, соймовым депутатам разрешается не придерживаться распоряжений соймиков, если те перечат решениям Вального сойма. На законодательном уровне идет возвращение к принципу пропорционального равенства. В пользу данного положения свидетельствуют факты введения в 1764, 1765 гг. обязательного для всех сословий, в том числе шляхты и духовенства, единого таможенного, генерального налога; одновременной отмены внутренних пошлин, также отменяются партикулярные налоги; установления всесословного (всеобщего) военного налога. Проведение налоговой политики становится исключительной компетенцией государства .

В Конституции Речи Посполитой от 3 мая 1791 г. нашли законодательное закрепление принцип исключительной компетенции законодательного органа в установлении «вековечных» налогов (раздел 6), принцип регулирования налоговых отношений законом, приоритет в области финансовой деятельности государства представительных органов перед исполнительными

органами государственной власти [1, с. 168]. Существование последнего принципа в рассматриваемом правовом акте подтверждается нормами, регулировавшими порядок формирования и деятельности исполнительной власти (правительства). Так, в разделе 7 содержится прямой запрет исполнительной власти на установление и толкование законов, введение «под каким бы то ни было названием налогов и сборов» [1, с. 170]. Закрепление в законодательных актах рассматриваемых отправных положений было не чем иным, как показателем буржуазного правового мышления, попыткой реформирования государства и сохранения его суверенитета [8, с. 95].

Как справедливо отмечает Н.Н. Зло-бин, подобный экскурс в историю развития института налогообложения позволяет сделать вывод о том, что налоги, возникая в качестве временных, чрезвычайных источников формирования государственной казны, постепенно, по мере усложнения и развития системы государственных институтов, становятся регулярными, основными источниками формирования доходов государства. Фактический постоянный поиск новых доходных источников приводит к осознанию необходимости поиска равного, справедливого налогообложения, стремления найти баланс между налогоплательщиками и государством [9, с. 12].

Итак, исследование зарождения и развития правового регулирования фискальных отношений является основой для понимания истоков национальных налоговых правоотношений. На налоговые правоотношения феодальной Беларуси (XIV-XVIII вв.) оказывали влияние общеправовые принципы сословности, религиозного равенства перед законом. Принцип партикулярности в налоговом праве Великого княжества Литовского находился в противоречии с одной из экономических функций государства -функцией налогообложения. Вместе с тем несомненна абсолютная зависимость налоговой политики и законодательства от принципа политической целесообразности. Попыткой преодоления такого рода конфликтной ситуации явилось законодатель-

E.H. Григорьева

ное закрепление во второй половине XVIII в. принципов пропорционального равенства, приоритета представительных органов перед исполнительными в области фискальной деятельности государства, исключительной компетенции законодательного органа в установлении, изменении и отмене налогов, регулирования налоговых отношений законом. Это указывает на быстрое и адекватное реагирование государства посредством правотворчества на происходящие процессы в нем политического и экономического характера. В свою очередь закрепление инновационных для того времени положений буржуазного характера в законодательстве феодального государства, направленных на регулирование налоговых отношений, стало показателем высокого уровня правосознания и правовой культуры представителей законодательной власти.

Библиографический список

1. В1шнеуск1 А. Ф. Псторыя дзяржавы i права Беларус у дакументах i матэрыялах: са старажытных часоу да нашых дзен: вучэб. дапам. / пад агул. рэд. А.Ф. Вшнеускага. Мшск : Акад. МУС Рэсп. Беларусь, 1998. 310 с.

2. Пичета В.И. Аграрная реформа Сигиз-мунда-Августа в Литовско-Русском государстве / под ред. В.Д. Королюка, А.П. Пичета, Н.И. Улащика. М.: Акад. наук СССР, 1958. 547 с.

3. В1шнеуск1 А.Ф. Псторыя дзяржавы i права Беларус : вучэб. дапам. Мшск : Акад. МУС Рэсп. Беларусь, 2003. 319 с.

4. Литвин М. О нравах татар, литовцев и москвитян / пер. В.И. Матузовой; отв. ред. А.Л. Хорошкевич. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1994. 149 с.

5. Вшнеуская 1.У. Палггычная i прававая думка Беларус на мяжы еурапейсюх цывшзацый (Х!-пачатак XXI стст.). Мшск: Тэсей, 2007. 296 с.

6. Статут Вялшага княства Лгшускага 1588 / пер. на беларус. А.С. Шагун. Мшск: Беларусь, 2005. 206 с.

7. Юхо Я.А. Каротю нарыс псторьп дзяржавы i права Беларуси вучэб. дапам. Míto^ Ушверсггэцкае, 1992. 270 с.

8. Григорьева E.H. Генезис принципов налогового права в юридической науке // Юрид. журн. 2007. №4. С. 92-96.

9. Злобин H.H. Налог как правовая категория. M.: Рос. правовая акад. M-ва юстиции Рос. Федерации, 2003. 170 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Vishneyski A.F. Gistoryja dzjarzhavy i prava Belarusi y dakumentah i matjeryjalah: sa starazhytnyh chasoy da nashyh dzen: vuchjeb. dapam. / pad agul. rjed. A.F. Vishneyskaga. Minsk: Akad. MUS Rjesp. Belarus', 1998. 310 s.

2. Picheta V.I. Agrarnaja reforma Sigizmun-da-Avgusta v Litovsko-Russkom gosudar-stve / pod red. V.D. Koroljuka, A.P. Picheta, N.I. Ulashhika. M.: Akad. nauk SSSR, 1958. 547 s.

3. Vishneyski A.F. Gistoryja dzjarzhavy i prava Belarusi: vuchjeb. dapam. Minsk: Akad. MUS Rjesp. Belarus', 2003. 319 s.

4. Litvin M. O nravah tatar, litovcev i mos-kvitjan / per. V.I. Matuzovoj ; otv. red. A.L. Horoshkevich. M.: Izd-vo Mosk. gos. un-ta, 1994. 149 s.

5. Vishneyskaja I.U. Palitychnaja i pravavaja dumka Belarusi na mjazhy eyrapejskih cyvilizacyj (XI-pachatak XXI stst.). Minsk: Tjesej, 2007. 296 s.

6. Statut Vjalikaga knjastva Litoyskaga 1588 / per. na belarus. A.S. Shagun. Minsk: Belarus', 2005. 206 s.

7. Juho Ja.A. Karotki narys gistoryi dzjarzhavy i prava Belarusi: vuchjeb. dapam. Minsk: Universitjeckae, 1992. 270 s.

8. Grigor'eva E.N. Genezis principov nalo-govogo prava v juridicheskoj nauke // Jurid. zhurn. 2007. №4. S. 92-96.

9. Zlobin N.N. Nalog kak pravovaja kategori-ja. M.: Ros. pravovaja akad. M-va justicii Ros. Federacii, 2003. 170 s.

LEGAL REGULATION OF TAX RELATIONS IN THE BELARUSIANLAND IN THE XIV-XVIII CENTURIES

E.N. Grigorieva

The Belarusian state economic university

26, pr-t Partizanskiy, Minsk, Republic of Belarus, 220070

E-mail: [email protected]

Abstract: The article analyzes the law of the Grand Duchy of Lithuania that regulated the relationship of a fiscal nature. The author emphasizes that the taxes in XIV-XVI centuries is an important sign of a sovereign state. Also for this period was characterized by the existence of the principle of feudal survivals of the tax law. The essence of the considered fundamental beginning was to be liberated from the feudal state taxation - direct owners of the land, and shifting the burden of taxes on the lower strata of society, who were treated feudal-dependent peasantry and the petty bourgeoisie. Exemption from the feudal state jurisdiction in the area of taxation, according to the principle of survivals, has led to the establishment and collection of any tax them on their land.

Argues that the practice of relational (local) soymikov became the basis for the emergence of the principle of particularity as a phenomenon of the Belarusian feudal law in the field of taxation. The essence of this phenomenon was the fact that the feudal lords, having the right to appoint any taxes on their territory, often refuse at such meetings from spreading to their private land ownership of state taxes taken rampart soimy (the main legislative body of the state). The existence of the principle of particularity in the tax law of the Grand Duchy of Lithuania was at variance with one of the economic functions of the state - a function of taxation.

The author draws attention to the unquestionable absolute dependence on tax policy and legislation on the principle of political expediency. Attempt to overcome this kind of conflict was the legislative consolidation in the second half of the XVIII century principles of proportional equality, the priority of the representative bodies to the executive in the fiscal activities of the state, the exclusive competence of the legislature in the establishment, modification and cancellation of taxes, regulation of tax relations law. Indicating a rapid and adequate response by the state to the processes of law-making in it a political and economic nature. In turn, the consolidation of innovation for the time of the bourgeois character of the provisions in the legislation of the feudal state, aimed at regulating tax relations, was the result of a high level of legal culture and legal representatives of the legislature.

Keywords: tax; tax legal; feudal constitutional law; tax law feudal XIV-XVIII centuries; tax policy feudal Belarusian-Lithuanian state; feudal principles of tax law; nation-wide charters; statutes of the Grand Duchy of Lithuania; the Polish-Lithuanian Commonwealth Constitution of May 3, 1791; soimy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.