УДК 34
С.И.Митина
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
Гуманитарный институт НовГУ
Given clause is devoted to the research of the basic tendencies of becoming of institutes of regulation of the international economic relations of the Hellenistic period on the example of the state tax policy and stimulation of development of the banking capital.
Регулирование экономических отношений составляет, пожалуй, наиболее сложную функцию права. Это касается как внутригосударственной, так и международной сферы. Собственно говоря, право и возникло как институт защиты собственности и регулирования отношений по ее поводу между различными субъектами. Во всяком случае, в отношении античного общества, на основе которого в последующем сложилась так называемая «западная цивилизация», этот тезис, безусловно, верен. Ситуация усложняется, когда речь заходит о восточных государствах, или, что еще более проблематично, об эллинистических, которые по сути своей являлись порождением сразу двух культур: античной и азиатской. С точки зрения восточного менталитета, право не может быть самостоятельным регулятором, оно лишь инструмент в руках государства, которое является вседовлеющей и всепроникающей силой. Именно государство контролирует все, что связано с собственностью, а следовательно, и с экономикой. Оно же выбирает и регуляторы соответствующих отношений.
Уже в ходе завоевания Ахеменидской державы Александром Македонским наметился план создания единой империи, предполагавший включение богатых азиатских территорий в единое экономическое пространство. Это влекло за собой смещение центров экономического развития. Активная градостроительная политика Александра, знакомство греко-македонян с новыми торговыми маршрутами, неизвестными ранее способами хозяйствования, видами ремесел и сельскохозяйственных культур, а также приток в экономику огромного запаса ранее не задействованного, веками копившегося запаса драгоценных металлов, обеспечило невиданный до сих пор рывок в экономическом развитии всего Восточного Средиземноморья. Масштабы финансовых операций, перераспределение капитала, включение в экономическую сферу деятельности массы ранее люмпенизированного населения, — все это требовало новых регуляторов, отличающихся гибкостью и универсальностью, способных решать комплексные задачи.
Одним из способов воздействия на финансовую ситуацию было стимулирование развития банковского капитала, как государственного, так и частного.
Уже в классическую эпоху была развита практика обращения к банкам за процентными ссудами под обеспечение грузов. Подобного рода ссуды свободно предоставлялись лицам, не имевшим гражданских прав, но владевших достаточным состоянием.
Деньги предоставлялись под залог груза с платою до 36%. Кстати, при морских перевозках процент (хоко^ vauтlк6Z, єк5ості^) всегда был значительно выше, чем при сухопутной торговле (єууио^ или єууєю0. Практиковалась так называемая бодмерея, которая фактически сводилась к ипотечному кредитованию. Суть ее состояла в том, что для снаряжения морского торгового предприятия деньги брались под проценты, превосходившие все принятые в государстве по другим видам обязательств. Залогом служил сам корабль и груз, находящийся на его борту. Таким образом кредитор страховал себя за повышенный риск, связанный с морской торговлей. Он финансировал торговое предприятие в оба конца маршрута. Инициатива снарядителя корабля, т. е. должника, не могла выходить за рамки договорных условий, иначе к нему могли быть применены заранее предусмотренные штрафы. В случае несостоятельности должника на момент расплаты по долгу начинали действовать правила ипотеки: он терял право собственности на корабль и груз, которые переходили кредитору. Кроме того, кредитор имел право на все имущество должника [1].
Особенностью эллинистического периода стало широкое распространение особого типа финансиста. Как правило, это были весьма уважаемые люди, договора с ними заключались без свидетелей и основывались на доверии. У них на хранение оставляли заемные письма, при них заключали и расторгали контракты. Несмотря на то, что поручительством при получении ссуды служила чаще всего простая долговая расписка, это был весьма надежный вариант финансовой операции, так как опирался на весьма строгие законы [2].
Капитал накапливался банкирами, среди которых было немало предприимчивых афинян, по какой либо причине оказавшихся за пределами своей общины.
Именно оторванность от коллектива стимулировала развитие частной инициативы. Уже тогда четко действовало правило: спрос рождает предложение. Бурно развивавшаяся транзитная торговля и создание единого восточно-средиземноморского рынка определяли этот спрос. Услугами банкиров пользовались не только частные граждане, но и целые городские общины, различные корпорации и даже монархи. Некоторые из городов, например Делос, Византий, Милет, обзавелись собственными банками. Появились даже страховые компании, первую из которых организовал в 324 г. до н.э. Антимен Родосский. Она за
премию в восемь процентов гарантировала хозяев от потерь в случае бегства рабов [3]. Все это служило появлению специального слоя бюрократии, занимавшейся управленческой деятельностью в сфере экономики и финансов. Особой популярностью пользовались банки Родоса, как наиболее надежные и защищенные. Кроме того, банковскими операциями занимались и храмы. П. Левек считает, что именно жрецам крупных храмов первым пришло в голову извлекать выгоду из священных богатств [4]. Еще в классическую эпоху в Дельфийском и Тегейском храмах хранились капиталы состоятельных спартиатов. Делос-ский храм под проценты ссужал деньги иностранцам, причем его процентная ставка не менялась веками. Видимо, в стабильности и заключалась привлекательность для клиентов [5]. В эллинистическую эпоху наиболее знамениты подобными операциями были делосские храмы и анатолийские в Эфесе и в Сардах. После получения автономии от царей их примеру последовали и египетские жрецы. Причем банки были даже в деревнях.
Основными операциями банков были: обмен денег, кредитование под проценты, держание счетов клиентов, осуществление денежных переводов, работа с кредитными письмами, чеками и векселями. Правда, наличие последних в эллинистический период по-разному оценивается учеными. Учетные ставки по займам варьировались в зависимости от местоположения и финансовых способностей банков. Так, на Родосе или Делосе они составляли 10%, в Египте — 24%. Однако и они не были постоянными. Приток восточных богатств в III в. до н.э. на некоторое время понизил процентные ставки до 7% [6]. В.Тарн считает, что для всего III в. до н.э. нормой были 10%, хотя встречались и 8!/з% и 6%, что он объясняет льготой политического характера [7].
Определенное международное значение имела деятельность даже внутригосударственных полисных банков. Их операции по авансированию денег на непредвиденные расходы страховали полис от неприятных хлопот с внешними займами.
Варьировалось и значение отдельных функций банков. Так, по мнению М.Кэри, эллинистический период отличало то, что обмен денег утратил свое былое значение, а вот получение их на хранение (депозит) играло все большую роль в банковской деятельности. С развитием путешествий необходимость доверять денежные запасы финансовым дилерам становится неизбежной. Операции с займами не претерпели особых изменений по сравнению с классическим периодом [8].
В Египте, где главными владельцами финансовых средств были цари, именно они ссужали деньги и внутри страны и за ее пределами. Известна просьба Карфагена Птолемею Филадельфу о займе двух тысяч талантов. Исходя из содержания опубликованного папируса, относящегося к корреспонденции Зенона, М.Ростовцев делает вывод, что иностранные денежные трансакции Птолемеев осуществлялись царским банком в Александрии (РастгХгкп тралена), являвшимся одновременно сокровищницей царя, которую следует отличать от PастlXlк6v (царской финансовой
администрации, включавшей казну). Недостаток денежных расчетов в Египте сказывался на высоких банковских тарифах, составлявших 24%. О руководстве этого банка известно из фрагмента специального закона, регулировавшего банковское дело в стране. Это был «Закон о доходах» Птолемея Филадельфа. Все виды банковских операций царскими банками Египта велись на сравнительно высоком уровне: обмен, различные типы депозита, текущие счета, займы иностранных монархов, переводы кредитов, платежи в деньгах, все виды операций, какие известны по Афинам IV в. до н.э., строго регулировались царскими указами. Царские банки Египта — уникальный феномен в истории древнего мира, представляющий собой пример дуализма в экономике и социальной структуре страны [9].
Эллинистические банки достигли значительных успехов в технике платежей по приходным книгам трансферных денег. Греки не пользовались специальным законом об обмене, и нет доказательств их знакомства с банковскими чеками. Но они употребляли банковский порядок платежей по долгам наличным и безналичным (на расстоянии) [10].
И все-таки в исследовательской литературе существует мнение, что в Греции банки не играли большой роли и никогда не достигали такого значения, как римские банки. М.Кэри также считает, что хотя деловое сотрудничество регулярно использовалось эллинистическими предпринимателями для сбора пошлин, для создания банков, для гарантирования морских перевозок, нет доказательств, что они объединялись в долговременные акционерные компании, наподобие римских публиканов. Эллинистические ремесленники и торговцы следовали древнему обычаю объединения в союзы. Возможно, в Египте члены гильдий наделялись специальными правами и обязанностями, а сами союзы создавались принудительно правительством. Тем не менее расширение эллинистической коммерции и рост возможностей циркуляции денег отразились на формировании общего уровня цен. Эллинистический рынок стал особой стадией в прогрессе от районной к мировой экономике [11].
Качество и легальность банковских операций обеспечивались, прежде всего, за счет добросовестной конкуренции внутри самой банковской системы. Следует также добавить фактор религиозного авторитета храмовых банков и бюрократический контроль за банками полисов, находившихся под юрисдикцией монархов. Можно констатировать, что к моменту появления в Восточном Средиземноморье римских банкиров, здесь давно уже существовала отрегулированная банковская система.
Рим мог противопоставить эллинистической финансовой системе достаточно развитый банковский аппарат, находившийся под покровительством государства. Общественные банкиры (mensаrii или шmmularii) вели частные дела, осуществляли комиссию, а также следили за перемещением общественных денег. Особую категорию финансистов составляли аrgentarii. Будучи частными менялами, они принимали на себя поручения по торговым и денежным
делам: занимались разменом иностранных денег, осуществляли денежные переводы на имя знакомого банкира в другой город, выступали в роли депозитариев и кредиторов, участвовали в торговых операциях в качестве маклеров. Даже составляя замкнутую коллегию, эта категория римских банкиров представляла собой серьезную конкуренцию для эллинистических коллег. Однако только жесткое военное давление и прямая экспансия позволили римскому капиталу вытеснить эллинистических конкурентов.
Еще одним механизмом регулирования коммерции была налоговая политика. Именно благодаря ей процветали центры транзитной торговли, портовые города, островные государства. Как и все остальные сферы экономической жизни эллинистического общества, налоговая политика отличалась многообразием форм.
Известно, что в Греции, как и в Персии и в Египте, обложение налогами фиксировалось специальным кадастром (алоураф^). За составление и сохранение поземельных описей отвечали демархи [12]. Видимо, были специальные служащие, ведавшие кадастрами налогов, связанных с внешней торговлей.
Однако слабая источниковая база не позволяет с уверенностью провести классификацию налогов и сборов, практиковавшихся в международной торговле. Крупные государства, как, например, империя Селевкидов, имевшие на своей территории караванные маршруты, взимали дорожные пошлины [13]. Портовые города, островные государства активно практиковали сборы портовых пошлин, транзитных, как это делал Византий, и непосредственно торговых.
Особое значение имело перераспределение налоговых доходов в государствах с многоступенчатой схемой «вассальной зависимости».
Если материковые города-полисы в основном находились под юрисдикцией Селевкидов, Атталидов, Птолемеев или Антигонидов и определенную долю прибыли должны были отчислять в царскую казну, то, например, Родос был полностью финансово самостоятелен. Это позволяло ему даже при сравнительно небольших процентах налогов аккумулировать значительные денежные запасы, что, в свою очередь, служило базой для проведения благоприятной налоговой политики по отношению к иностранным купцам и делало остров привлекательным в качестве «мирового центра» оборота товаров и капитала. В. С. Сергеев подчеркивает, что торговое право Родоса было относительно либерально и охраняло интересы иностранных купцов и финансистов. Кроме того, политическая стабильность Родоса на фоне постоянных государственных переворотов и конфискации имущества в других государствах делала его привлекательным для притока денег со всех концов тогдашнего мира [14].
В 168 г. до н. э. после битвы при Пидне римляне провозгласили свободным портом Делос. Это было сделано специально, чтобы лишить экономической самостоятельности Родос, проводивший, с точки зрения Рима, слишком независимую политику. Хотя считалось, что Делос находится под афинским суверенитетом, фактически его правовое положение полностью зависело от волеизъявления римского сената.
Беспошлинный заход в гавань Делоса обеспечил быстрое превращение острова в центр восточносредиземноморской торговли. Господство Рима наложило свой отпечаток и на сам характер торговли. Доминирующим товаром на Делосе стали рабы (БИнЪ. X. ^4).
Подобное освобождение от пошлин в морской торговле именовалось ателией (ахєХєш,). Анализируя афинский декрет в честь Спартока III, в котором отсутствует упоминание ателий, дарованных афинянам еще предками царя, некоторые авторы делают вывод, что Спарток III их отменил в виду сложного экономического положения. В противовес этому мнению И.Б.Брашинский полагает, что под присутствующими в декрете понятиями «существующие привилегии» и «существующие дары» как раз и понимаются в первую очередь ателии. То же самое, подчеркивает он, присутствует и в афинском декрете 346 г. до н.э. в честь сыновей Левкона I [15]. Таким образом, современный исследователь должен иметь в виду фактор субъективности, присутствующий при составлении того или иного документа. Один и тот же юридический институт в разных государствах и в разные периоды может именоваться по-разному.
И.П.Никитина, анализируя проксении Херсо-неса Таврического, отмечает, что права и привилегии, предоставляемые гражданам других государств, включают, в частности, политию, т. е. право входа и выхода из гавани вместе с имуществом в военное и мирное время. Приводимые ею источники относятся к ^-Ш вв. до н.э., но и в актах ГН вв. до н.э. проксе-ны и их потомки также получают политию. Надо сказать, что проксенам различных полисов предоставлялся неодинаковый набор прав. Так, Херсонес избегал даровать ателию. Афины делали это редко, а Дельфы, наоборот, активно предоставляли это право, что, по мнению И.П.Никитиной, способствовало развитию религиозных связей. Освобождение от пошлин часто практиковали святилища [16].
Наряду с ателией активно практиковалась исо-телия (ітохєХєіа), подразумевавшая уравнение в податях и повинностях. По отношению к иностранцам это означало распространение на них общепринятых в данном государстве налогов, которые обычно платят граждане. Исотелии также являлись формой поощрения за различные услуги, оказанные данному государству или его представителям. В.П.Невская упоминает в связи с этим делосский декрет в честь византийца Дионисия, доставлявшего на остров хлеб, удостоенного за это званием проксена и поощренного исотелией [17].
Как видим, античное общество прекрасно понимало, что не только наложение налогового бремени, но и освобождение от него может быть прекрасным стимулятором экономического, а заодно и политического развития.
В классический период пошлины греческих государств на ввозимые и вывозимые товары были нацелены не на защиту интересов торговли, а на повышение доходов государства [18]. В Афинах помимо пошлины на вывоз и ввоз, равнявшейся 1/50 стоимости
товара, существовал особый портовый налог (еМлц^ю'). Его взиманием занимались еЯ,Ялце^стта1, состоявшие на службе у откупщиков. Надзор за морской торговлей осуществляли десять избранных по жребию должностных лиц (етце^пта! тоиецлорюи). В их функции входило наблюдение за исполнением существующих законов о пошлине и торговле.
Государственный контроль за международной торговлей в античный период, как признано современными антиковедами, существовал. Об этом свидетельствуют надписи (8уИ. 953; 975) и папирусы, содержащие письменные декларации, которые торговцы должны были предъявлять как при ввозе, так и при вывозе товаров. Кроме того, документами, удостоверяющими характер груза корабля, пункты его происхождения и назначения, могли выступать договоры о морских займах, т. е., как предполагают ученые, частноправовые документы. Все это свидетельствует о сочетании античным государством различных процедур экономического и административного характера для осуществления контроля за товаропо-токами [19].
Пожалуй, самым известным примером столкновения финансовых интересов конкретного государства и международных обычаев в античную эпоху стала война за свободу проливов Босфора и Дарданелл. В 411 г. до н. э. афиняне установили корабельную пошлину (бекатп) для всех неафинских судов, которые шли из Понта, и, вероятно, для тех, которые входили в него. Таможня (5екатеuт'qрюv) находилась в Хрисополе. Возможно, пошлина представляла собой десятину (бекатеит^рш,) [20].
Вообще же для эллинистического периода была обычной 2%-я пошлина на весь вывоз и ввоз. Известно также, что Кос ввел специальный сбор на вывоз своего вина и обложил налогом хлеб, муку, овощи, соленую рыбу и многие другие товары; Теос в III в. обложил налогом одежду из милетской шерсти. В.Тарн предполагает, что если такое обложение производилось городом, имевшим поручение взимать налоги в пользу царя, то в этом случае город не мог воспользоваться всей получаемой суммой [21].
Для эллинизма характерно также ужесточение правил вывоза товаров. В Афинах всегда четко была определена группа товаров, категорически запрещенных к вывозу (алоррпта): хлеб и все необходимое для снаряжения флота, например строевой лес, снасти. В отношении нарушителей норм торгового права осуществлялся особый вид процесса 5^а1 ецлортх! Если нарушения закона были столь серьезны, что квалифицировались как уголовные, то они подлежали разбирательству фесмофетами или упоминавшимися выше смотрителями порта в составе десяти человек. В гражданских процессах председательствовали фес-мофеты. Для раскрытия подобных преступлений практиковался специальный донос (фастк^), одноименный соответствующему иску против тех, кто причинял материальный ущерб государству, в данном случае против контрабандистов [22].
Можно предположить, что в эпоху эллинизма, когда международный рынок значительно расширился и усилилась конкуренция производителей, ситуа-
ция должна была измениться, так как частный капитал стал постоянным источником налоговых доходов государства.
Как видим, эффективное регулирование экономических отношений способно было обеспечить уже в древности высокие темпы развития общества. В то же время ошибки этого регулирования усугубляли негативные тенденции политической жизни. Именно на их преодоление и были направлены пусть не всегда официально продекларированные совместные усилия всех заинтересованных в экономическом сотрудничестве субъектов международных отношений. Именно регуляторы экономических отношений в первую очередь принимали международный характер. Зависимость одних государств от экономической деятельности других, что очевидно на примере торговли зерном, стимулировала постоянное совершенствование обычной практики в сфере обмена и торговли, способствуя ускоренному переходу последней на денежную основу. Это, в свою очередь, требовало упорядочивания денежного обращения, на что и были направлены усилия всех без исключения государств, стремившихся за счет рычага финансовой политики усилить свои позиции на международной арене.
Особенностью международных экономических отношений эпохи эллинизма стало активное включение в них частных лиц и предприятий, способных уже в то время претендовать на статус юридического лица: купеческих союзов, банкиров, страховых кампаний и т. д. Это стало возможным благодаря особому характеру международных связей в рамках восточносредиземноморского региона. Несмотря на разделение границами отдельных государств, эллинистическое общество осознавало не только свое этническое и культурное, но и экономическое единство. Это и служило базой для безбоязненного включения индивидов в межгосударственные экономические отношения. Невзирая на то, что усилия власти в любом государстве в то время были направлены в первую очередь на обеспечение за счет эффективного регулирования своей экономической безопасности, а не безопасности отдельных граждан и подданных, частная экономическая межгосударственная деятельность нашла отражение в сфере государственного регулирования.
Таким образом, эллинистическая эпоха создала благоприятную почву для развития государственной и частной инициативы в сфере международных экономических отношений и стимулировала развитие их регуляторов.
1. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей: В 3-х т. М., 2001. Т. 1. С.521-522.
2. Левек П. Эллинистический мир. М., 1989. С.76; Любкер Ф. Указ. соч. Т.3. С.422.
3. Дюрант В. Жизнь Греции. М., 1997. С.569.
4. Левек П. Указ. соч. С.67.
5. Лурье С.Я. История Греции. СПб., 1993. С.587.
6. Левек П. Указ. соч. С.67; Дюрант В. Указ. соч. С.569.
7. Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949. С.121.
8. Cary M A History of the Greek World from 323 to 146 B.C. L., 1932. Р.301.
9. Rostovtzeff M. The Social and Economic History of the Hellenistic World. Oxford, 1941. Vol.I. Р.404-405. 16. Никитина И.П. Проксении Херсонеса Таврического // Античная древность и средние века. Свердловск, 1978.
10. Cary M. Op. cit. Р.301. С.106-108; Хабихт Х. Афины. История города в эллини-
11. Cary M. Op. cit. Р.302; Тарн В. Указ. соч. С.121. стическую эпоху. М., 1999. С.255.
12. Любкер Ф. Указ. соч. Т. 1. С.132; Т. 3. С.422. 17. Невская В.П. Византий в классическую и эллинистиче-
13. Rostovtzeff M. Op. cit. P.471. скую эпохи. М., 1953. С.127-128.
14. Сергеев В.С. История Древней Греции. СПб., 2002. С.518. 18. Лурье С.Я. Указ. соч. С.587.
15. Брашинский И.Б. Черноморская торговля в эпоху элли- 19. См.: Ляпустина Е.В. // ВДИ. 1995. № 2. С.220.
низма // Причерноморье в эпоху эллинизма: Мат. III Все- 20. См.: Любкер Ф. Указ. соч. Т.1. С.414.
союз. симпозиума по древней истории Причерноморья. 21. Тарн В. Указ. соч. С.123-124.
Тбилиси, 1985. С.155. 22. Любкер Ф. Указ. соч. Т.1. С.137; 522; 537.