Научная статья на тему 'Правовое регулирование налогообложения имущества физических и юридических лиц в Самарской области'

Правовое регулирование налогообложения имущества физических и юридических лиц в Самарской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
708
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЙ ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕДВИЖИМОСТИ / МИНИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / ВЗИМАНИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / A NEW PROCEDURE FOR TAXING REAL ESTATE / MINIMIZING TAXATION / LEGAL ACTS OF MUNICIPAL AUTHORITIES / LEVYING A TAX ON PROPERTY OF INDIVIDUALS / TAX INCENTIVES FOR ENTREPRENEURS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борисов Евгений Николаевич

В статье анализируется процесс принятия нормативных правовых актов, регулирующих налогообложение имущества физических лиц и организаций в Самарской области в связи с внесением изменений в статьи 12 и 85 части первой и в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и переходом от инвентаризационной к кадастровой оценке стоимости недвижимого имущества. Рассматриваются вопросы применения льгот для предпринимателей и оценивается результативность их введения. Делается заключение об актуальности минимизации налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF TAXATION OF PROPERTY OF PHYSICAL AND LEGAL ENTITIES IN THE SAMARA REGION

The article analyzes the process of adoption of regulatory legal acts governing the taxation of property of individuals and organizations in the Samara region, after were made to the new articles 12 and 85 part one and part two of the Tax code of the Russian Federation and the transition took place from the inventory value to the cadastral value of real estate. Considering the benefits for businesses and the efficiency of their administration. Makes the conclusion about the possibility of reducing the tax base and the conditions of granting exemptions.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование налогообложения имущества физических и юридических лиц в Самарской области»

 Правовое регулирование налогообложения имущества физических и юридических лиц в Самарской области

Е.Н. Борисов уполномоченный по защите прав предпринимателей в Самарской области (г. Самара)

Евгений Николаевич Борисов, samara@ombudsmanbiz.ru

В настоящее время в Российской Федерации идет процесс реформирования системы имущественных налогов физических и юридических лиц, в ходе которого осуществляется переход от инвентаризационной к кадастровой оценке стоимости недвижимого имущества. Окончательный переход к новому порядку налогообложения имущества исходя из кадастровой стоимости в масштабах всей страны должен завершиться до 1 января 2020 года. До этого времени установлен переходный период, в течение которого субъекты Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения в сфере имущества, исходя из оценки экономического эффекта от введения нового порядка налогообложения имущества на показатели социально-экономического развития региона.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон № 284-ФЗ). Указанным Федеральным законом Налоговый кодекс Российской Федерации (далее также - НК РФ) был дополнен главой 32, регулирующей порядок обложения налогом имущества физических лиц. Статьей 402 НК РФ (в редакции Закона № 284-ФЗ) предусмотрен порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц. Так, соглас-

но пункту 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи. При этом указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Вместе с тем законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в срок до 1 января 2020 года обязан установить единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

В связи с изменением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в центре внимания органов региональной и муниципальной власти оказались вопросы изменения местного законодательства, связанные с применением нового порядка налогообложения имущества физических и юридических лиц, с точки зрения формирования областного и местных бюджетов.

Таким образом, с момента появления у субъектов Российской Федерации указанных полномочий в Самарской области была проведена подготовительная работа, связанная прежде всего с обеспечением полноты кадастровой оценки указанных объектов недвижимости и проведением анализа экономического эффекта в случае принятия соответствующего нормативного правового акта Самарской области, в том числе в части изменения налоговой нагрузки на налогоплательщиков.

Итогом такой работы стало принятие Закона Самарской области от 23 ноября 2015 года № 116-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», в соответствии с которым с 1 января 2016 года на территории Самарской области налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378 НК РФ, определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Необходимо обратить внимание на то, что в силу пункта 7 статьи 378 НК РФ применение нового порядка исчисления налогов на имущество физических лиц 1 и имущество организаций возможно после соблюдения следующих условий:

• определение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378 НК РФ (административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торго-

вых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

• утверждение указанным уполномоченным органом соответствующего перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В целях соблюдения названных условий, необходимых для перехода к исчислению налогов на имущество физических лиц и имущество организаций исходя из их кадастровой стоимости, постановлением правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» Министерство имущественных отношений Самарской области определено органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Так, на 2015 год перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определен приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28 ноября 2014 года № 3258 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества,

1 Здесь и далее имеются в виду физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, которым принадлежат объекты недвижимого имущества, указанные в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ.

находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год». На 2016 год соответствующий перечень объектов недвижимого имущества определен приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год» (с учетом изменений, внесенных приказами от 25 декабря 2015 года № 3265, от 30 декабря 2015 года № 3434, от 31 марта 2016 года № 436).

Отметим, что в связи с поступлением обращений от предпринимателей по вопросу возможного увеличения налоговой нагрузки, а также в целях поддержки предприятий малого бизнеса Самарской Губернской Думой принят Закон Самарской области от 11 апреля 2016 года № 41-ГД «О внесении изменения в Закон Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» (далее - Закон Самарской области № 41-ГД), предусматривающий предоставление организациям льгот - уменьшение общей налоговой базы по всем объектам недвижимости на величину кадастровой стоимости площади объекта недвижимого имущества в зависимости от средней численности работников за предшествующий налоговый период. Также необходимо отметить, что Закон Самарской области № 41-ГД предусматривает возможность получения организацией льгот уже в течение первого года ее деятельности. Представляется, что это позволит снизить налоговую нагрузку на вновь созданные организации, повысить деловую и предпринимательскую активность в производственной сфере и сфере оказания услуг населению и, как следствие, в перспективе будет способствовать ускорению темпов социально-экономического развития Самарской области.

Таким образом, на территории Самарской области действуют следующие льготы для юридических и физических лиц.

Налоговые льготы для юридических лиц

Законом Самарской области № 41-ГД введена статья 4.1 «Налоговые льготы в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость», согласно которой:

1) общая кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях налогообложения уменьшается на величину кадастровой стоимости площади:

• 50 квадратных метров - для организаций со среднесписочной численностью работников не менее 2 человек за предыдущий налоговый период;

• 100 квадратных метров - для организаций со среднесписочной численностью работников не менее 4 человек за предыдущий налоговый период;

• 150 квадратных метров - для организаций со среднесписочной численностью работников не менее 5 человек за предыдущий налоговый период;

2) налоговые льготы, указанные в части 1 рассматриваемой статьи, предоставляются при одновременном соблюдении следующих условий:

• за предыдущий налоговый период среднесписочная численность работников организации не превышает 100 человек, и доходы организации по данным бухгалтерского учета не превышают 60 миллионов рублей с учетом установленного на соответствующий год коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации;

• средняя заработная плата работников за текущий отчетный (налоговый) период составила не менее 1,5 вели-

чины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Самарской области, установленного постановлением правительства Самарской области и рассчитываемого путем суммирования величин прожиточного минимума за четыре квартала предыдущего налогового периода и делением полученной суммы на четыре;

• в текущем налоговом периоде 80 процентов доходов организации от всех доходов, определенных по данным бухгалтерского учета, являются доходами, получаемыми по видам экономической деятельности, не относящимся к разделу 3 (Финансовая деятельность), классу 70 раздела К (Операции с недвижимым имуществом) и разделу С (Добыча полезных ископаемых) в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, принятым постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 года № 454-ст;

3) вновь созданным в текущем налоговом периоде организациям льготы по налогу предоставляются по итогам отчетного периода при одновременном соблюдении условий, указанных в пункте 2;

4) средняя заработная плата рассчитывается по утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форме расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за текущий налоговый (отчетный) период путем деления суммы начисленного дохода (за исключением суммы начисленного дохода в виде дивидендов) на количество работников и на количество месяцев в соответствующем налоговом (отчетном) периоде;

5) налоговые льготы, указанные в части 1 рассматриваемой статьи, предоставляются по месту нахождения организации.

В случае если площадь объекта недвижимого имущества, расположенного по месту нахождения организации, менее площади, установленной частью 1 статьи 4.1, или в случае расположения объекта недвижимого имущества вне места нахождения организации, льгота по налогу (оставшаяся ее часть) предоставляется по месту нахождения недвижимого имущества при условии представления в налоговый орган сведений о кадастровых номерах и площадях объектов недвижимого имущества, по которым заявлена льгота в налоговый орган по месту нахождения организации или по месту нахождения другого недвижимого имущества.

Налоговые льготы для физических лиц

Налоговые льготы для физических лиц определяются решениями городских округов и муниципалитетов:

1) в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость;

2) общая налоговая база по всем объектам недвижимости уменьшается на величину кадастровой стоимости площади объекта недвижимого имущества:

• 50 квадратных метров - для индивидуальных предпринимателей со средней численностью работников не менее 1 человека в предшествующем налоговом периоде;

• 100 квадратных метров - для индивидуальных предпринимателей со средней численностью работников не менее 3 человек за предшествующий налоговый период;

• 150 квадратных метров - для индивидуальных предпринимателей со средней численностью работников не менее 4 человек за предшествующий налоговый период;

3) налоговые льготы предоставляются в отношении всех объектов недвижимого имущества при одновременном соблюдении следующих условий:

• налогоплательщик - индивидуальный предприниматель, средняя численность работников которого не превышает 1 00 человек и доходы которого по данным бухгалтерского учета в 2014 году без учета налога на добавленную стоимость не превысили 60 миллионов рублей, в последующие годы - с учетом утвержденного на соответствующий год коэффициента-дефлятора;

• за отчетный и (или) налоговый период средняя заработная плата работников составила не менее 2 прожиточных минимумов в месяц, утвержденных постановлением правительства Самарской области;

• в текущем налоговом периоде 80 процентов доходов индивидуального предпринимателя от всех доходов, определенных по данным бухгалтерского учета, являются доходами, получаемыми по видам экономической деятельности, не относящимся к разделу 3 (Финансовая деятельность), классу 70 раздела К (Операции с недвижимым имуществом) и разделу С (Добыча полезных ископаемых) в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, принятым постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 года № 454-ст.

С учетом изложенного при применении нового порядка налогообложения имущества физических и юридических лиц необходимо четко разграничивать порядок уплаты налога на имущество физических лиц, предусмотренный для граждан (не

являющихся индивидуальными предпринимателями) в отношении имущества, не используемого для целей ведения предпринимательской деятельности, и порядок уплаты налога, предусмотренный для физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в отношении объектов коммерческой недвижимости, включенных в перечень, определяемый Министерством имущественных отношений Самарской области в соответствии с пунктом 7 статьи 3782 НК РФ 2. В первом случае физическим лицам начиная с налогового периода 2015 года при уплате налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости необходимо руководствоваться нормативным правовым актом муниципального образования, на территории которого находится соответствующий объект недвижимого имущества. Во втором случае уплата налога исходя из кадастровой стоимости в настоящее время зависит от фактического включения соответствующего объекта (см. сноску 2) в указанный перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Следует отметить, что формирование указанного перечня имущества - это длительный и трудоемкий процесс, предусматривающий совместную работу органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления. Этим в настоящее время объясняется неполный охват перечнем всех объектов, отвечающих соответствующим критериям. Так, в 2015 году в такой перечень входили 2 495 объектов, а в 2016 году - уже 24 882 объекта недвижимого имущества. В настоящее время исполнительными органами Самарской области совместно с Управлением Федераль-

2

Речь идет об объектах недвижимого имущества, относящихся к административно-деловым и торговым центрам (комплексам) и помещениям в них, а также о нежилых помещениях, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

ной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области ведется активная работа по выявлению таких объектов и включению их указанный перечень.

При оценке результативности введения названных льгот возникают вопросы:

1) существует ли в действительности необходимость их применения?

2) будут ли они целесообразным и эффективным инструментом снижения налоговой нагрузки на бизнес?

Эксперты выносят следующие замечания относительно применения уменьшения налоговой базы в части условия о том, что за отчетный и (или) налоговый период средняя заработная плата работников организации или индивидуального предпринимателя должна составлять не менее двух прожиточных минимумов в месяц, утвержденных постановлением правительства Самарской области:

1) порядок расчета средней заработной платы за отчетный и (или) налоговый период для целей применения налога на имущества физических лиц и налога на имущество юридических лиц законодательно не определен. Установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 (в редакции от 15 октября 2014 года) порядок исчисления заработной платы согласно пункту 1 этого постановления применяется для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Применение такого порядка для целей налогообложения законодательством не предусмотрено;

2) неясным остается вопрос о том, как при расчете средней заработной платы за отчетный и (или) налоговый период для целей применения налога на имущества физических лиц и налога на имущества юридических лиц будут учитываться периоды нетрудоспособности работников и суммы пособий по нетрудоспособности, которые

заработной платой не являются, а относятся к выплатам социального характера. Такие суммы выплачиваются как за счет средств работодателя (в три первых дня нетрудоспособности), так и за счет средств Фонда социального страхования;

3) в период начисления и выплаты заработной платы работодатель не располагает информацией о том, какова величина прожиточного минимума в месяце, за который начисляется и выплачивается заработная плата, поскольку величина прожиточного минимума определяется по истечению календарного квартала (например величина прожиточного минимума за II квартал 2015 года утверждена постановлением правительства Самарской области от 23 июля 2015 года № 456 «Об установлении величины прожиточного минимума в Самарской области за II квартал 2015 года в расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам»). Таким образом, работодатель лишен возможности контролировать соответствие величины средней заработной платы работников условиям, при которых возможно уменьшение налоговой базы.

Замечания относительно условий налогообложения имущества индивидуальных предпринимателей:

1) законодательством не урегулирован вопрос, каким образом налоговый орган, проводящий расчет налога на имущество физических лиц, должен получить следующую информацию:

• о том, что физическое лицо, являющееся собственником объектов налогообложения, включенных в перечень административно-деловых и торговых центров, использует имущество в предпринимательской деятельности;

• каковы численность и размер средней заработной платы работников индивидуального предпринимателя за отчетный и (или) налоговый период.

Исходя из изложенного следует отметить, что законодатель может предоставить

налогоплательщикам право использовать определенные преимущества в отношении уплаты налогов, а налогоплательщик, в свою очередь, может использовать или не использовать это право. Соответственно, особую актуальность приобретает минимизация налогообложения. Этот процесс основывается на налоговом планировании в целом и подразумевает разработку схем минимизации налоговых платежей, квалифицированную организацию исчисления и уплаты налогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» : Федеральный закон от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ.

3. Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области : постановлением правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118.

4. О внесении изменений в Закон Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» : Закон Самарской области от 23 ноября 2015 года № 116-ГД.

5. Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость : постановление правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719.

6. Об определении перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отноше-

нии которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год : приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 28 ноября 2014 года № 3258.

7. Об определении перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год : приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 (с изменениями, внесенными приказами от 25 декабря 2015 года № 3265, от 30 декабря 2015 года № 3434, от 31 марта 2016 года № 436).

8. О внесении изменения в Закон Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» : Закон Самарской области от 11 апреля 2016 года № 41-ГД.

9. О принятии и введении в действие ОКВЭД (вместе с ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) : постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 года № 454-ст.

10. Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы : постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 (в редакции от 15 октября 2014 года).

11. Трудовой кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ.

12. Об установлении величины прожиточного минимума в Самарской области за II квартал 2015 года в расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам : постановление правительства Самарской области от 23 июля 2015 года № 456.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.