Научная статья на тему 'Правовое регулирование механизма «Трансформация делового климата». Проблемы и перспективы'

Правовое регулирование механизма «Трансформация делового климата». Проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
трансформация делового климата / регуляторные требования / контрольные полномочия / мониторинг правоприменения / business climate transformation / regulatory requirements / TOntrol powers / legal monitoring

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денис Сергеевич Вечернин

В статье рассматриваются правовые основы механизма управления системными изменениями предпринимательской среды «Трансформация делового климата». Автор дает характеристику важнейшим проблемам реализации данного механизма и формулирует практические рекомендации по их решению. Делается вывод о том, что решение указанных проблем сделает продвижение общественных и частных интересов более эффективным и обеспечит качественное улучшение предпринимательского климата и условий ведения бизнеса в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Денис Сергеевич Вечернин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the mechanism «Transformation of the business climate»: problems and prospects

The article discusses the legal foundations of the mechanism for managing systemic changes in the business environment «Transformation of the business climate». The author characterizes the most important problems of the implementation of this mechanism and formulates practical recommendations for their solution. It is concluded that the solution of these problems will make the advancement of public and private interests more effective and will provide a qualitative improvement in the business climate and business conditions in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование механизма «Трансформация делового климата». Проблемы и перспективы»

УДК 342.951:351.82 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2020-10043

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА «ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЛОВОГО КЛИМАТА»

Проблемы и перспективы

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.14 —

административный процесс

Аннотация. В статье рассматриваются правовые основы механизма управления системными изменениями предпринимательской среды «Трансформация делового климата». Автор дает характеристику важнейшим проблемам реализации данного механизма и формулирует практические рекомендации по их решению. Делается вывод о том, что решение указанных проблем сделает продвижение общественных и частных интересов более эффективным и обеспечит качественное улучшение предпринимательского климата и условий ведения бизнеса в Российской Федерации.

Ключевые слова: трансформация делового климата, регуляторные требования, контрольные полномочия, мониторинг правоприменения.

Системное и перманентное реагирование федеральных органов государственной власти на запросы бизнес-сообщества с целью ликвидации нормативных ограничений для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе устранения избыточных, устаревших и противоречащих друг другу регуляторных требований, является насущной потребностью в современных экономических условиях и нашло непосредственное выражение в актах действующего законодательства.

Благодаря постоянному взаимодействию бизнеса и власти в Российской Федерации были созданы различные эффективные правовые формы продвижения частных и общественных ин-тересов1, которые позволяют учесть мнение частных и общественных структур не только на этапе подготовки проекта нормативного право-

Денис Сергеевич ВЕЧЕРНИН, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), кандидат юридических наук E-mail: [email protected]

административное право;

Annotation. The article discusses the legal foundations of the mechanism for managing systemic changes in the business environment «Transformation of the business climate». The author characterizes the most important problems of the implementation of this mechanism and formulates practical recommendations for their solution. It is concluded that the solution of these problems will make the advancement of public and private interests more effective and will provide a qualitative improvement in the business climate and business conditions in the Russian Federation.

Keywords: business climate transformation, regulatory requirements, control powers, legal monitoring.

вого акта, но и в рамках складывающейся правоприменительной практики. Примерами таких форм продвижения бизнес-интересов можно назвать оценку регулирующего воздействия (ОРВ), оценку фактического воздействия (ОФВ) и независимую антикоррупционную экспертизу правовых актов и их проектов.

В целях реализации национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Правительство РФ предполагает реализовать комплекс мер, в том числе создать условия для экономического роста, что, в свою очередь, потребует разработки комплекса мер по улучшению инвестиционного климата2.

№ 1/2020

В 2018 г. начал работу механизм реагирования федеральных органов государственной власти на обращения предпринимательского сообщества в аспекте устранения избыточных, устаревших и противоречащих друг другу регу-ляторных требований при ведении бизнеса под названием «Трансформация делового климата», который вскоре получил неофициальное название Правительственный план по упрощению ведения бизнеса в России.

В академическом сообществе набирает популярность точка зрения, согласно которой создание механизма «Трансформация делового климата» является продолжением реформы контрольно-надзорной деятельности3. Вместе с тем анализ нормативно-правовой базы показывает, что данный механизм является отдельным направлением деятельности органов государственной власти по развитию отечественной экономики, что подтверждается выделением механизма в специальный раздел «Создание условий для экономического роста» в рамках Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2024 г. и официальными комментариями высших должностных лиц4.

Данный механизм стал логичным продолжением системной работы Правительства РФ по реализации «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы5.

В частности, Агентство стратегических инициатив (АСИ) проводило работу по уменьшению административного воздействия на бизнес посредством выстраивания взаимодействия с деловым сообществом и координации государственных и общественных интересов.

В контексте реализации программы по улучшению инвестиционного климата «100 шагов» АСИ совместно с Российском союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой РФ, «Деловой Россией» и другими бизнес-объединениями подготовило проект под названием «Национальная предпринимательская инициатива», а также разработало 12 «дорожных карт»6. целью реализации которых являлось устранение административных барьеров в различных отраслях экономики.

«Дорожные карты» являлись основным инструментом реализации Национальной предпринимательской инициативы и включали подробные планы с конкретным набором мероприятий, сроками их реализации, ожидаемыми результатами и ответственными исполнителями.

17 января 2019 г. была утверждена первая редакция плана мероприятий «Трансформация делового климата», а также перечень из 12 эк-

спертных рабочих групп, их руководителей и организаций, осуществляющих организационно-техническое обеспечение исполнения данного плана7.

10 августа 2019 г. были утверждены Правила реализации плана мероприятий «Трансформация делового климата»8, которые предусматривают регулярный сбор предложений от бизнес-сообщества (не реже двух раз в год), организацию экспертных рабочих групп с участием представителей органов государственной власти и заинтересованных организаций, мониторинг реализации проводимых мероприятий в соответствии с предложениями бизнеса, а также оценку достигнутых результатов.

Через год после издания первой редакции плана мероприятий «Трансформация делового климата» было принято распоряжение Правительства РФ9, которое предполагает внесение изменений как в перечень мероприятий, так и рабочих групп. Необходимо отметить, что принятие данного распоряжения произошло после отставки Правительства РФ и позволяет надеяться на то, что механизм «Трансформация делового климата» продолжит существование в утвержденном формате.

Анализ правоприменительной практики реализации плана мероприятий механизма «Трансформация делового климата», а также личное участие в работе экспертных рабочих групп позволяет выявить следующие проблемы:

■ систематическое нарушение федеральными органами исполнительной власти сроков исполнения мероприятий плана;

■ несвоевременное предоставление федеральными органами исполнительной власти статистической и аналитической информации для проведения экспертными группами мониторинга правоприменения, предусмотренного правилами реализации плана мероприятий;

■ некорректная работа модуля по управлению реализацией мероприятий плана в государственной автоматизированной информационной системе «Управление».

На наш взгляд, решению вышеуказанных проблем будет способствовать внесение изменений в постановление Правительства РФ от 10 августа 2019 г. № 1042 «Об утверждении Правил реализации плана мероприятий «Трансформация делового климата» в части:

■ наделения Минэкономразвития России (как органа, осуществляющего координацию деятельности исполнителей мероприятий плана, заинтересованных федеральных ор-

№ 1/2020

ганов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, а также экспертных и рабочих групп) дополнительными контрольными полномочиями с целью соблюдения исполнителями сроков реализации мероприятий плана и предоставления необходимой для проведения мониторинга правоприменения информации; ■ определения сроков предоставления федеральными органами исполнительной власти статистической и аналитической информации для проведения экспертными группами мониторинга правоприменения, предусмотренного правилами реализации плана мероприятий. Отдельного внимания требует организационное обеспечение технической возможности направления новых предложений для включения в план мероприятий при помощи модуля государственной автоматизированной информационной системы «Управление» в сети Интернет: в настоящее время не все участники, вовлеченные в процесс управления и реализации механизма «Трансформация делового климата», подключены к данному модулю и не могут в режиме онлайн получать такие предложения.

Представляется, что в случае учета органами власти вышеуказанных проблем и предложений по их решению позволит в перспективе до 2024 г. сделать механизм управления системными изменениями предпринимательской среды «Трансформация делового климата» таким же эффективным инструментом продвижения общественных и частных интересов, как оценка регулирующего воздействия, и обеспечить качественное улучшение предпринимательского климата и условий ведения бизнеса в Российской Федерации.

1 По мнению автора, понятие «общественные интересы» включает интересы граждан и некоммерческих организаций. В свою очередь, общественные интересы являются составной частью публичных интересов. Под продвижением общественных интересов автор понимает совокупность форм и процедур взаимодействия граждан и некоммерческих организаций с органами государственной власти и органами местного самоуправления Российской Федерации с целью принятия правотворческого и властно-распорядительного решения в рамках реализации конституционных прав и свобод граждан.

2 В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года от 29 сентября 2018 г. // СПС «Гарант»

3 Фурман Т.Ю. Совершенствование контрольно-надзорной деятельности государственных органов // Закон и право. 2018. № 11. С. 45—48.

4 Например, выступление Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева на 33-м заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям в России 21 октября 2019 г. // URL: http://government.ru/news/38152/

5 Проект был реализован Агентством стратегических инициатив в 2012 — 2018 гг.

6 «Дорожные карты» — официальное название специальных планов мероприятий, разработанных в рамках НПИ и направленных на улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации.

7 Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 г. № 20-р «Об утверждении плана мероприятий «Трансформация делового климата» и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» // СПС «Гарант»

8 Постановление Правительства РФ от 10.08.2019 г. № 1042 «Об утверждении Правил реализации плана мероприятий «Трансформация делового климата»» // СПС «Гарант»

9 Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2020 г. № 19-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 г. № 20-р» // СПС «Гарант»

Библиографический список

1. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года от 29 сентября 2018 г. // СПС «Гарант»

2. Постановление Правительства РФ от 10.08.2019 г. № 1042 «Об утверждении Правил реализации плана мероприятий «Трансформация делового климата» // СПС «Гарант»

3. Распоряжение Правительства РФ от

17.01.2019 г. № 20-р «Об утверждении плана мероприятий «Трансформация делового климата» и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» // СПС «Гарант»

4. Распоряжение Правительства РФ от

17.01.2020 г. № 19-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 17.01. 2019 г. № 20-р» // СПС «Гарант»

5. Фурман Т.Ю. Совершенствование контрольно-надзорной деятельности государственных органов // Закон и право. 2018. № 11. С. 45—48.

№ 1/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.