Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
137
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНАЯ КОРЕЯ / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО / МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ / КОРЕЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНДЕКС МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА / ПОЛИТИКА ЮЖНОЙ КОРЕИ / АССОЦИАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Царев Олег Олегович

В настоящий момент одним из самых быстрорастущих рынков в мире является медицинский туризм. Республика Корея в последние годы достигла крайне высокого уровня развития в этой сфере, даже с учетом того, что несколько десятков лет назад государство представляло из себя полу-аграрную страну. Во многом такого успеха удалось добиться благодаря грамотному правовому регулированию медицинского туризма, о чем и рассказывается в статье. Кроме того, свою роль сыграли и иные факторы: командная работа государственных органов и частных организаций, высокий уровень корейского образования, широкая вовлеченность общественных и научных кругов в решение поставленных перед нацией проблем. По результатам проведенного исследования автор делает вывод о том, что в Южной Корее сложись как правовые, так и неправовые предпосылки для дальнейшего развития медицинского туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF MEDICAL TOURISM IN THE REPUBLIC OF KOREA

At present, one of the most expeditiously expanding markets globally is medical tourism. In recent years, the Republic of Korea has attained an exceedingly advanced level of development in this domain, even considering that merely a few decades ago the nation was characterized as a semi-agrarian country. To a large extent, such success has been achieved due to the adroit legal regulation of medical tourism, as expounded in this article. Furthermore, other factors have played a pivotal role: the collaborative efforts of state authorities and private organizations, the elevated standards of Korean education, and the extensive involvement of public and academic circles in addressing the challenges faced by the nation. Based on the results of the conducted research, the author concludes that both legal and non-legal prerequisites for the continued advancement of medical tourism have emerged in South Korea.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ»

Правовое регулирование медицинского туризма в Республике Корея Legal regulation of medical tourism in the Republic of Korea

Царев Олег Олегович

Студент 4 курса бакалавриата Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Москва, Россия e-mail: oleg.tsarev.msu@mail.ru

Tsarev Oleg Olegovich

Bachelor programme (4th year student) Faculty of Law Lomonosov Moscow State University Moscow, Russia e-mail: oleg.tsarev.msu@mail.ru

Аннотация.

В настоящий момент одним из самых быстрорастущих рынков в мире является медицинский туризм. Республика Корея в последние годы достигла крайне высокого уровня развития в этой сфере, даже с учетом того, что несколько десятков лет назад государство представляло из себя полу-аграрную страну. Во многом такого успеха удалось добиться благодаря грамотному правовому регулированию медицинского туризма, о чем и рассказывается в статье. Кроме того, свою роль сыграли и иные факторы: командная работа государственных органов и частных организаций, высокий уровень корейского образования, широкая вовлеченность общественных и научных кругов в решение поставленных перед нацией проблем. По результатам проведенного исследования автор делает вывод о том, что в Южной Корее сложись как правовые, так и неправовые предпосылки для дальнейшего развития медицинского туризма.

Annotation.

At present, one of the most expeditiously expanding markets globally is medical tourism. In recent years, the Republic of Korea has attained an exceedingly advanced level of development in this domain, even considering that merely a few decades ago the nation was characterized as a semi-agrarian country. To a large extent, such success has been achieved due to the adroit legal regulation of medical tourism, as expounded in this article. Furthermore, other factors have played a pivotal role: the collaborative efforts of state authorities and private organizations, the elevated standards of Korean education, and the extensive involvement of public and academic circles in addressing the challenges faced by the nation. Based on the results of the conducted research, the author concludes that both legal and non-legal prerequisites for the continued advancement of medical tourism have emerged in South Korea.

Ключевые слова: Южная Корея, Республика Корея, медицинское право, медицинский туризм, корейское законодательство, Индекс Медицинского Туризма, политика Южной Кореи, Ассоциация медицинского туризма.

Key words: South Korea, Republic of Korea, medical law, medical tourism, Korean legislation, Medical Tourism Index, South Korea policy, Medical Tourism Association.

Не секрет, что одним из самых быстрорастущих рынков в мире в настоящий момент выступает медицинский туризм. Медицинский туризм представляет из себя практику, при которой туристы целенаправленно пересекают международные границы между государствами, чтобы получить ту или иную форму медицинского лечения в другой стране за пределами своего основного места жительства. Основные предпосылки для данного перемещения миллионов пациентов по всему миру в целом базируются на следующих мотивах: стремление к более качественному уходу, снижение стоимости услуг, более быстрый доступ к лечению. На все эти факторы во многом влияют вопросы макроэкономической политики государств, такие как возможность людей обращаться за лечением в другие страны, отсутствие каких-либо императивных правовых рамок в отношении медицинского туризма, наличие международных соглашений между государствами, а также вопросы медицинской этики пациентов и неприкосновенности их частной жизни [1, с. 2].

На глобальном уровне многие вопросы, связанные с медицинским туризмом, решаются Ассоциацией медицинского туризма (Medical Tourism Association) - некоммерческой организацией, нацеленной на устранение барьеров на пути к доступному, прозрачному медицинскому обслуживанию мирового класса. В компетенцию данной организации входит публикация всеобъемлющего рейтинга стран мира по критерию их популярности с точки зрения медицинского туризма. Потребители оценивают ту или иную страну по более чем сорока критериям, базовыми из которых являются привлекательность места назначения, безопасность и качество медицинской помощи. Так, в Индексе Медицинского Туризма, подготовленного за 2020-2021 годы, в топе рейтинга можно увидеть сразу несколько стран из Юго-Восточной Азии: это, к примеру, Япония, Сингапур, Таиланд и Южная Корея [2]. Хоть последнее из названных государств и занимает всего лишь 14 место (Япония занимает первое место среди всех стран Азии, находясь на втором месте - выше в рейтинге только Канада), в рамках настоящей статьи автор ставит перед собой задачу рассмотреть именно это государство с точки зрения правового регулирования медицинского туризма.

Такой выбор не случаен. Южная Корея долгие годы оставалась полу-аграрной страной, во многом зависящей от своих соседей. До 1970-х годов научно-технический прогресс в стране в основном ограничивался отдельными разработками, главным образом по усовершенствованию использования западной технологии в корейских условиях. Однако, уже в 1980-х годах Южная Корея перешла к более системному научному прогрессу, включающему в себя освоение передовых технологий и развертывание собственной исследовательской базы. И уже в 2010-х страна фактически с нуля заняла второе место среди наиболее инновационных стран, став 11-м государством в мире, вошедшим в «космический клуб» [3, с. 292-293]. Если иные представленные страны в Индексе Медицинского Туризма заняли свое место в ходе более длительного эволюционного развития, то корейское государство получило свой статус фактически за несколько десятилетий, чем и обуславливается повышенный интерес именно к этой стране.

Политика Южной Кореи по активному продвижению медицинского туризма всерьез началась после пересмотра в 2009 году «Закона о медицинском обслуживании» ("Medical Service Act"), что позволило корейским медицинским учреждениям и другим частным компаниям законно привлекать иностранных пациентов к оказанию медицинских услуг. В связи с новеллами законодательства в январе 2009 года правительство Южной Кореи объявило о плане «Новый двигатель роста: концепция и стратегия» ("New Growth Engine: Vision and Strategy"), согласно которому глобальное здравоохранение стало рассматриваться в качестве одной из новых растущих отраслей хозяйства. Это привело к принятию в 2016 году «Закона об оказании содействия в расширении системы здравоохранения для иностранных граждан и привлечении иностранных пациентов» ("Act on Support for Overseas Expansion of Health care System and Attraction of International Patients"). Однако, еще до его вступления в силу правительство Южной Кореи внедрило ряд политических механизмов, направленных на продвижение медицинского туризма, основанных на отдельных сравнительных оценках индустрии медицинского туризма в других странах. В частности, были проанализированы политика и экономические стратегии Таиланда, Сингапура и Индии, основных стран-конкурентов в этом секторе, в результате чего итоги этих оценок во многом повлияли на положения закона 2016 года [1, с. 5].

Интересно, что при введении изменений в законодательство правительство Южной Кореи во многом прислушивалось мнения общества, в особенности тех или иных позиций научного сообщества. Например, начиная с 2008 года, все чаще и чаще стали публиковаться специализированные статьи, посвященные медицинскому туризму. Большинство из них касалось разработки новых отраслей медицинского туризма, а также адаптации зарубежных маркетинговых планов и стратегий продвижения. Часть материалов были посвящены роли центральных органов власти, в частности Министерству здравоохранения и благосостояния, в новой для

Южной Кореи области хозяйствования. Часть статей касались планов по расширению инфраструктуры, а также созданию сайтов, связанных с медицинским туризмом, для иностранцев. Популярность стали набирать работы, посвящённые проблематике процедур due diligence различных медицинских компаний и корпораций [4, с. 867]. Многие наработки, подчерпнутые из позиций ученых по тем или иным вопросам медицинского туризма, впоследствии были воспроизведены на законодательном уровне.

Рационально более подробно остановится на тех мерах, которые были введены в законодательство в качестве средства поощрения медицинского туризма. Так, одним из механизмов, направленных на ту цель, выступило создание системы медицинских виз, нацеленных на упрощение въезда в страну и предоставление доступа к южнокорейской системе здравоохранения для иностранных пациентов. На это аспекте следует остановится поподробнее. Иностранные гости, желающие получить медицинскую визу для медицинского туризма в Южной Корее, должны подать заявление в зарубежные посольства или консульства этой стран. При этом, кандидаты должны пройти собеседование и предоставить подтверждающие документы. Интересно, что в настоящий момент существует два типа медицинских виз, разница между которыми базируется на необходимом сроке лечения в стране: виза C-3-3 разрешает пребывание в Южной Корее сроком до 90 дней, виза G-1-10 же позволяет владельцам проходить долгосрочное лечение сроком до одного года [5].

Другие изменения в законодательстве включили в себя следующие элементы: предоставление разрешения на размещение медицинской рекламы на иностранных языках, что представляет собой явный отход от строгих правил маркетинга в рамках собственной национальной системы здравоохранения; разработка страхового полиса на случай врачебной халатности, охватывающего корейских и иностранных пациентов для целей облегчения принятия мер против потенциальных врачебных ошибок и снижения финансовых рисков. В декабре 2011 года в результате пересмотра «Закона о фармацевтических вопросах» ("Pharmaceutical Affairs Act") врачам и стоматологам было разрешено выдавать лекарства иностранным пациентам, несмотря на традиционное строгое разделение в проведении диагностики и выдачи лекарств для двух групп людей: для граждан Южной Кореи и для туристов.

Любопытно, что для цели улучшения качества предоставляемых медицинских услуг был создан новый вид предпринимательской деятельности под названием «оказание медико-гостиничных услуг» в ходе изменения «Закона о развитии туризма» ("Tourism Promotion Act"). С этого времени в Южной Корее появился новый тип организаций - медицинские отели, суть которых сводится к одновременному выполнению двух основных функций: предоставление услуг, аналогичных тем, которые мог бы предложить отель (размещение в номерах, услуги по приготовлению пищи и так далее), а также оказание различных видов медицинских услуг [1, с. 7].

Кроме того, правительство Южной Кореи отлично понимало, что сфера медицинского туризма - это крайне популярная в мире отрасль, следовательно, необходимо предпринимать дополнительные усилия по повышению конкурентоспособности страны на мировой арене по привлечению иностранных пациентов. И для этой цели идеально подошел лозунг «кадры решают все». Еще в 2013 году корейское правительство первым в мире внедрило международную систему координаторов медицинских туров в рамках национальной системы технической квалификации для подготовки специалистов в области медицинского туризма. Это нововведение смогло воздействовать сразу на два направления: как на тех, кто оказывает медицинские услуги, так и на тех, кто их потребляет. Для работников отрасли результаты их работы стали оцениваться в соответствии с определенными критериями: при достижении должного уровня профессионализма им стали предоставляться сертификация и общественное признание. Такие изменения позволили заметно улучшить качество жизни и социальный статус работников данной сферы с точки зрения оплаты труда и продвижения по службе, а также

повысить производительность труда с помощью определенных навыков и функций. Для потребителей же весьма ощутимо поднялся уровень качества и комфорта оказываемых туристических и медицинских услуг [6, с. 1079].

Международная система координаторов медицинских туров нацелена на дальнейшее развитие Южной Кореи в качестве ключевого игрока на международном поле в сфере медицинского туризма. Во многом данная задача достигается благодаря тому, что страна смогла создать обширную систему кадров, основу которой составляют специалисты своего дела: координаторы, маркетологи, врачи международной специализации, медсестры и иные. В обязанности большинства сотрудников входит владение родным языком зарубежных пациентов, ведь только так можно обеспечить высококачественные медицинские услуги. Международная система координаторов медицинских туров занимается маркетингом медицинского туризма для поддержки корейских и международных медицинских учреждений, консультированием по различным вопросам медицинского туризма, управлением рисками и административной работой [6, с. 1080].

Нельзя не упомянуть и о таком важном факторе, как роль ключевых органов государственной власти Южной Кореи в ходе развития медицинского туризма в стране. Речь идет, в первую очередь, о двух ключевых в данной области министерствах: Министерство культуры, спорта и туризма Республики Корея, а также Министерство здравоохранения и благосостояния Республики Корея. Так, именно они стали новыми лидерами в медицинском туризме наряду с медицинскими учреждениями, прилагающими разнообразные усилия для более эффективной индустриализации отрасли. Если на ранних этапах развития рассматриваемой области ключевое значение указанных государственных органов сводилось преимущественно к оказанию косвенной поддержки, например, к разрешению соответствующих юридических вопросов путем внесения поправок в законы страны, а также в организации таких мероприятий, как семинары и конференции по медицинскому туризму, то позднее их роль весьма сильно поменялась. Их усиливающееся влияние привело к тому, что они стали оказывать прямую поддержку на национальном уровне путем адаптации основ зарубежного маркетинга, разработки стандартов процедур due diligence, привлечения дополнительных кадров, а также создания различных вспомогательных учреждений и организаций [4, с. 870].

Таким образом, становится очевидно, что в Южной Корее становление отрасли медицинского туризма прошло весьма интересный и необычный путь: фундамент для рассматриваемой сферы был заложен государством и его органами, тогда как пиком своего развития отрасль обязана частными организациям. Но при всем при этом, значимость Министерств не теряется на фоне последних: напротив, государственные и частные структуры идут рука об руку, принося пользу как обществу в целом, как и индивидуальным лицам.

В конечном итоге корейское государство консолидировало в себе сразу несколько ключевых факторов, которые помимо грамотной правовой регламентации, также способствовали росту и развитию отрасли медицинского туризма. Среди них целесообразно выделить следующие. Во-первых, это наличие высокоразвитых информационных технологий: обмен документами без бумажного носителя, ведение электронных историй болезни, работа без пленок, быстрая скорость передачи данных, высокий уровень технической оснащённости в медицинских организациях. Во-вторых, это создание крайне благоприятных условий пребывания в стационаре для пациентов: персонал в клиниках отличается высоким уровнем подготовки и доброжелательностью, владеет несколькими иностранными языками, а случае необходимости всегда приглашается переводчик. В-третьих, это качество врачей и их личные умения: корейские врачи - это элита общества, поскольку только 1% выпускников средних учебных заведений поступают в медицинские ВУЗы, после которых они проходят стажировки в лучших клиниках США и Европы в течение 7-8 лет. Наконец, это крайне высокий научно-образовательный уровень в Южной Корее, который уже давно достиг самых топовых международных значений [7, с. 478].

В заключении настоящей работы целесообразно отметить, что Южная Корея представляет из себя государство, в котором сложились идеальные предпосылки для развития медицинского туризма как в качественном, так и в количественном плане. В настоящей момент данная страна Юго-Восточной Азии имеет невероятно развитию нормативно-правовую базу, всячески поощряющую эволюции рассматриваемой отрасли. Кроме того, аспекты неправового характера, рассмотренные в предыдущем абзаце, в купе с крайне выгодным сотрудничеством государственных органов и частных компаний закономерно приводят к тому, что медицинский туризм в Южной Корее выступает крайне перспективной сферой хозяйствования, что вполне успешно доказывается на практике в последние годы.

Список используемой литературы:

1. Xu, Q., Purushothaman, V., Cuomo, R., Mackey, T. A bilingual systematic review of South Korean medical tourism: a need to rethink policy and priorities for public health? BMC Public Health. 2021. 21. Pp.: 1-17.

2. Medical Tourism Index 2020-2021 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.medicaltourism.com/mti/home.

3. Рыбникова Д.Д. Тенденции развития промышленности Республики Корея в контексте четвертой индустриальной революции // Восточная Азия: прошлое, настоящее, будущее. 2020. №7. С.: 290-299.

4. Yu, J., Lee, T., Noh, H. Characteristics of a Medical Tourism Industry: The Case of South Korea. Journal of Travel & Tourism Marketing. 2011. 28. Pp.: 856-872.

5. K-ETA Apply [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.k-eta.go.kr/portal/apply/index.do?locale=EN.

6. Seo, B, Park S. Policies to Promote Medical Tourism in Korea: A Narrative Review. Iranian Journal of Public Health. 2018. 47. Pp.: 1077-1083.

7. Тастанбекова Ш.О. Мировой опыт развития и продвижение медицинского туризма на примере Южной Кореи // Вестник КазНМУ. 2016. №4. С.: 477-481.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.