Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАРКЕТПЛЕЙСОВ: НА ПРИМЕРЕ ВАЙЛДБЕРРИЗ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАРКЕТПЛЕЙСОВ: НА ПРИМЕРЕ ВАЙЛДБЕРРИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
418
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
маркетплейс / цифровой агрегатор / владелец агрегатора информации о товарах (услугах) / цифровая торговля / электронная коммерция / marketplace / digital aggregator / owner of the aggregator of information about goods (services) / digital commerce / e-commerce

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Высогурская Тамара Викторовна

В статье исследуется вопрос правового регулирования функционирования маркетплейсов. Изучается нормативная база по этой тематике и на ее основе дается правовая характеристика маркетплейсов в современном законодательстве Российской Федерации. Автором исследуется ответственность субъектов, осуществляющих деятельность в рамках функционирования маркетплейсов. В качестве примера рассматривается деятельность такого маркетплейса, как Вайлдберриз. По результатам исследования разработаны предложения и рекомендации по правовому регулированию функционирования маркетплейсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF MARKETPLACES: THE EXAMPLE OF WILDBERRYS

The article examines the issue of legal regulation of marketplaces functioning, studies the regulatory framework on this topic and on its basis gives a legal characteristic of marketplaces in the modern Russian legislation. The author investigates the responsibility of the entities that carry out activities within the framework of marketplaces functioning. As an example, the activity of Wildberries marketplace is considered. Based on the results of the study, the author provides suggestions and recommendations on the legal regulation of marketplaces functioning.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАРКЕТПЛЕЙСОВ: НА ПРИМЕРЕ ВАЙЛДБЕРРИЗ»

Высогурская Тамара Викторовна

tommy.01 @bk.ru

Волгоградский институт управления - филиал Российской академии

народного хозяйства и государственной службы при Президенте

Российской Федерации Юридический факультет, 5 курс Научный руководитель: к.ю.н., доцент Агибалова Е.Н.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАРКЕТПЛЕЙСОВ: НА ПРИМЕРЕ ВАЙЛДБЕРРИЗ

Vysogurskaya Tamara Viktorovna

tommy.01 @bk.ru Volgograd Institute of Management Law Department, 5th year undergraduate student Scientific advisor: Agibalova E.N., PhD in Juridical Sciences, Associate

Professor

LEGAL REGULATION OF MARKETPLACES: THE EXAMPLE OF WILDBERRYS

Аннотация. В статье исследуется вопрос правового регулирования функционирования маркетплейсов. Изучается нормативная база по этой тематике и на ее основе дается правовая характеристика маркетплейсов в современном законодательстве Российской Федерации. Автором исследуется ответственность субъектов, осуществляющих деятельность в рамках функционирования маркетплейсов. В качестве примера рассматривается деятельность такого маркетплейса, как Вайлдберриз. По результатам исследования разработаны предложения и рекомендации по правовому регулированию функционирования маркетплейсов.

Ключевые слова: маркетплейс, цифровой агрегатор, владелец агрегатора информации о товарах (услугах), цифровая торговля, электронная коммерция.

Abstract. The article examines the issue of legal regulation of marketplaces functioning, studies the regulatory framework on this topic and on its basis gives a legal characteristic of marketplaces in the modern Russian legislation. The author investigates the responsibility of the entities that carry out activities within the framework of marketplaces functioning. As an example, the activity of Wildberries marketplace is considered. Based on the results of the study, the author provides suggestions and recommendations on the legal regulation of marketplaces functioning.

Keywords: marketplace, digital aggregator, owner of the aggregator of information about goods (services), digital commerce, e-commerce.

Маркетплейсы (от английского marketplace - рынок) в настоящее время буквально захватили сферу продаж. Вывески Вайлдберриз, Озон, ЯндексМаркета можно увидеть буквально на каждом углу. По объемам продаж через данные платформы проходят огромные суммы. Так, согласно данным информационной группы «Интерфакс», маркетплейс Вайлдберриз увеличил оборот в 2022 году на рекордные 98 % и достиг 1,67 трлн. рублей [10]. Исходя из данных, опубликованных в пресс-релизе Озон, у этого маркетплейса товарооборот вместе с услугами за 2022 год увеличился на 86 % - до 832,2 млрд. рублей, а выручка выросла на 55 % и составила 277,1 млрд. рублей [6]. ЯндексМаркет, будучи одним из основных направлений деятельности компании Яндекс, тоже набирает обороты: объем продаж в 2022 году составил 307,7 млрд. рублей [5]. Таким образом, маркетплейсы буквально захватывают мир электронной коммерции, и постепенно они вытесняют оффлайн и онлайн-магазины, привлекая продавцов и потребителей универсальным сервисом.

Вопросом правового регулирования деятельности маркетплейсов законодатель занимается относительно недавно. Так, в 2019 году были внесены изменения в Закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» [2] (дале - Закон о ЗПП), которые определили правовой статус и обязанности товарных агрегаторов в сети Интернет, в число которых попали и известные маркетплейсы.

В основных понятиях Закона о ЗПП раскрывается, что владелец агрегатора информации о товарах (услугах) - это организация либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами сайта или программы, которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца о заключении договора купли-продажи товара, заключить такой договор, а также произвести предварительную оплату путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

Проанализировав судебную практику, мы пришли к следующим выводам. Чаще всего судебные споры в сфере деятельности маркетплейсов происходят по следующим причинам:

1) условия оферты маркетплейса ущемляют права продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов;

2) нарушаются авторские и исключительные прав третьих лиц;

3) распространятся контрафактная продукция;

4) имеют место претензии потребителя к самому товару.

Первое, что стоит заметить, это тот факт, что в своей оферте маркетплейс Вайлдберриз (далее также - ВБ) устанавливает за собой право

в одностороннем порядке в любой момент изменять нормы договора (оферты). Однако односторонний порядок изменения условий договора в соответствии со ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается [1]. Зачастую такие изменения маркетплейсом условий договора приводят к многочисленным спорам. Например, в 2021 году шел знаковый для многих пользователей площадки судебный спор между Вайлдберриз и ООО «Ламобайл». Спор возник в связи с изменившимися не в пользу продавцов правилами расчета вознаграждения. А именно: было предусмотрено взимание дополнительного вознаграждения в пользу проекта Вайлдберриз в случае, когда в период проведения на сайте маркетинговых мероприятий цена реализованного товара, установленная продавцом, превышает допустимое значение розничной цены, рассчитанное Вайлдберриз согласно правилам расчета размера вознаграждения. Истец ООО «Ламобайл» требовал признать незаконными такие изменения, однако суд встал на сторону маркетплейса.

Нарушение авторских и исключительных прав также не является редкостью на площадке Вайлдберриз. Так, известен случай подачи индивидуальным предпринимателем искового заявления к обществу с ограниченной ответственностью по поводу нарушения его исключительного права путем размещения к продаже на Вайлдберриз игрушек «Синий трактор», право на которые принадлежало истцу. Согласно материалам дела, ответчик продавал детские игрушки с признаками контрафакта. Как на сами товары, так и на их упаковку был нанесён товарный знак известного сериала «Синий трактор». Ответчик не получал согласие на использование изображений персонажей и товарного знака «Синего трактора» у правообладателя. Суд посчитал ответчика виновным в нарушении исключительных прав и обязал его возместить убытки [9].

Контрафактная продукция на Вайлдберриз вообще является отдельной и весьма насущной проблемой. Компания BrandMonitor устроила контрольную закупку в 50 популярных маркетплейсах России и выявила, что 70 % приобретенного товара - контрафакт [4]. Добросовестные продавцы применяют различные способы для удостоверения легальности и оригинальности их товаров. Стоит отметить, что законность осуществления торговой деятельности на ВБ обеспечивается следующими документами:

• сертификатом соответствия,

• декларацией соответствия,

• отказным письмом.

Закон отдельно устанавливает, какой именно документ необходим для того или иного товара. При этом не стоит забывать, что между документами есть существенные различия, которые влияют на порядок сертификации.

За отсутствие указанных сведений ВБ активно штрафует продавцов. Отсутствие таких документов для товаров, подлежащих обязательной сертификации, грозит санкциями не только от маркетплейса, но и от Роспотребнадзора (ст. ст. 14.4, 14.7, 14.43, 14.45, 14.46 КоАП РФ [3]).

Нередки и споры между площадкой ВБ и потребителем. В последнее время практически каждый покупатель сталкивается с необоснованными удержаниями за возврат товара. Одно дело, когда такое происходит за возврат товара, удовлетворяющего нормам качества. Однако известны случаи платного возврата / отказа от товара с браком. Сегодня сумма штрафа за отказ забрать товар из пункта доставки Вайлдберриз может достигать 1000 рублей, но это касается не всех товаров, а только крупногабаритных, остальные товары можно вернуть за 100 рублей.

Роспотребнадзор не оставил без внимания данную проблему и отметил, что бесплатный возврат товара должен быть предоставлен потребителю в случае выявления брака или предоставления агрегатором недостоверной информации [7]. Таким образом, если нет брака, но товар возвращается, то эта услуга имеет право быть платной. ВБ также дали собственное разъяснения этому обстоятельству, заявив, что данные меры являются лишь борьбой с недобросовестной конкуренцией. Впоследствии маркетплейс и вовсе отменил платный возврат для некоторых клиентов с «чистой репутацией» - большим процентом выкупов и с минимальной долей возвратов. Однако в итоге никаких официальных заявлений о введении бесплатного возврата от ВБ нет. Хоть он действительно и существует, но не всегда и не у всех (даже со 100 % выкупом у покупателя и его большой суммой). Логика предоставления бесплатного отказа от товара ВБ не обоснована, и эта возможность выглядит как временная акция для некоторых пользователей. Полагаем, что в этом вопросе необходим дополнительный контроль и надзор за деятельностью данного агрегатора.

Политика Озон в этом случае абсолютно противоположная (и благоприятная для потребителей). Отказ от товара на Озоне является бесплатным. Заплатить за возврат необходимо лишь в случае заказа товара из-за границы (Ozon global), во всех остальных случаях плата за возврат не взимается. Конечно, для продавцов данное обстоятельство не всегда является положительным. Многие из них жалуются, что в итоге число возвратов огромное, зачастую товары приходят с испорченной упаковкой, а порой и само качество товара ухудшается. Но Озон вводить платные возвраты не планирует.

Таким образом, изучив информацию о функционировании маркетплейсов (нормативную, теоретическую, медийную, судебную практику), представляется возможным выработать предложения и рекомендации для усовершенствования законодательства, регулирующего деятельность владельцев цифровых агрегаторов и недопущения в нем

пробелов, которые приводят к ошибкам в правоприменении, многочисленным беспочвенным спорам, отсутствию справедливости и равенства в отношениях с контрагентами.

Во-первых, необходимо отдельное законодательное закрепление понятия «маркетплейс». В настоящее время понятие «маркетплейс» упомянуто лишь в приказе Минкомсвязи России от 15 июня 2020 г. № 280 «О внесении изменений в перечень социально значимых информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [8], утвержденного приказом Минкомсвязи России от 31.03.2020 № 148, в котором содержится перечень социально значимых информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в числе которых и упомянут маркетплейс как самостоятельный социально значимый информационный ресурс.

Во-вторых, необходим отдельный нормативно-правовой акт, регулирующий деятельность маркетплейсов. Из-за недостатка законодательной базы большинство отношений регулируются договорными положениями, которые ставят продавца и покупателя в невыгодные условия. Существуют либо общие положения о розничной купле-продаже, либо относительно новые положения Закона о ЗПП, устанавливающие немногочисленные нормы, регулирующие деятельность владельцев цифровых агрегаторов.

В-третьих, необходимо ввести дополнительные меры ответственности для самого маркетплейса. На данный момент Вайлдберриз ответственен лишь за предоставление недостоверной или неполной информации о товаре или продавце потребителю. Однако на практике чаще всего эта информация публикуется на платформе продавцом, что исключат ответственность маркетплейса. Одного подобного основания для привлечения к ответственности маркетплейса недостаточно. Необходимы дополнительные меры, например, штраф за утерю товара и компенсация его стоимости продавцу; штраф за просрочку перечисления денежных средств продавцу или сотрудникам маркетплейса; штраф за допущение нарушения авторских или исключительных прав третьих лиц, путем размещения продавцами объектов интеллектуальной собственности на маркетплейсе, когда цифровой агрегатор по истечении определенного времени не проверил и не удалил данные сведения. В отношениях со своими сотрудниками Вайлдберриз обезопасил себя также тем, что заключает с ними гражданско-правовой, а не трудовой договор. Однако, углубившись в природу данных правоотношений, можно выявить все основные признаки трудовых отношений: лицо лично выполняет трудовую функцию, она четко определена, оплата труда сдельная (так, за сортировку одного товара работник получает 5-15 рублей). Поэтому есть основания полагать, что гражданско-правовой договор в данном случае

заключается только с целью снижения маркетплейсом собственной ответственности.

В заключении отметим, что с каждым днем технологический прогресс меняет мир. Право, являясь важным регулятором отношений, не должно отставать и упускать такие изменения. Оно должно грамотно внедряться в новые явления. Законодателю подобные новшества нужно отслеживать и вовремя создавать нормы, которые будут регулировать ту или иную сферу новых общественных отношений, в числе которых -связанные с функционированием маркетплейсов.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

2. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.11.2022) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.

4. Маркетплейсы: как регулируется их работа в России // Право RU [Электронный ресурс]. - URL: https://pravo.ru/story/239011/ (дата обращения: 13.04.2023).

5. Отчет «Яндекса» за 2022 год: фокус на эффективности // Тинькоф журнал, 2023 [Электронный ресурс]. - URL: https://journal.tinkoff.ru/news/review-yndx-2022/ (дата обращения: 12.04.2023).

6. Отчет Ozon за 2022 год: бизнес продолжает расти, но инвесторам отчет не понравился // Тинькофф журнал, 2023 [Электронный ресурс]. -URL: https://journal.tinkoff.ru/news/review-ozon-2022/ (дата обращения: 12.04.2023).

7. Платный отказ - возврат в Вайлдберриз теперь 50, 100 и даже 1000 рублей. Проблема и решение // Texterra [Электронный ресурс]. - URL: https://texterra.ru/blog/platnyy-otkaz-vozvrat-v-vayldberriz-problema-i-reshenie.html (дата обращения: 13.04.2023).

8. Приказ Минкомсвязи России от 15 июня 2020 № 280 «О внесении изменений в перечень социально значимых информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденный приказом Минкомсвязи России от 31.03.2020 № 148» // Судебные и нормативные акт РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minkomsviazi-rossii-ot-15062020-n-280/ (дата обращения: 24.10.2023).

9. Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 сентября 2021 г. по делу № А56- 57565/2021 // Судебные и нормативные акт РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/3EYPi6zZGDgX/ (дата обращения: 24.10.2023).

10. Ритейлер Wildberries в 2022 году увеличил оборот на 98 %, до 1,67 трлн. рублей [Электронный ресурс]. - URL: https://www.interfax.ru/business/886224 (дата обращения: 16.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.