ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИПТОВАЛЮТЫ В РОССИИ
П.А. Русанова, магистрант
А.В. Лошкарев, канд. юрид. наук, доцент
Самарский государственный экономический университет
(Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11202
Аннотация. Статья посвящена анализу современного состояния правового регулирования криптовалюты в России, а также перспективы его развития. Рассмотрены принятые законодательные акты и их значение в правовом поле цифровой валюты. Показано, что единого мнения по поводу правого статуса криптовалюты в настоящее время нет, приведены примеры отнесения цифровой валюты к различным объектам гражданских прав.
Ключевые слова: криптовалюта, правовое регулирование, цифровая валюта, цифровые финансовые активы.
В настоящее время вопрос правового регулирования криптовалюты становится все более актуальным, что связано с высокими темпами распространения электронных валют на финансовых рынках стран международного сообщества. Одним из первых видов криптовалюты был Вксот, создателем которого считается Сатоши Никамото, опубликовавший файл, в котором был описан принцип работы новейшей для всего мира платежной системы [1].
Согласно статистическим данным на август 2020 года, в мире существует около 2322 видов криптовалюты, общая капитализация которых составляет около 349 млрд. долларов [2]. При этом постоянно появляются новые виды электронной валюты, что обостряет необходимость правового регулирования криптовалюты, для предотвращения преступных действий на финансовом рынке.
К основным опасностям, которые могут ожидать граждан и государство, в случае отсутствия мер правового регулирования криптовалюты, относятся:
- Во-первых, криптовалюта может быть использована в качестве средства для уклонения от уплаты налогов;
- Во-вторых, все финансовые криптова-лютные операции производятся анонимно, что дает широкие возможности преступникам использовать цифровую валюту в собственных целях;
- В-третьих, использование криптова-люты может повлиять на появление новых преступных способов отмывания денежных средств.
В 2014 году Банк России определил, что операции с цифровой валютой носят спекулятивный характер, осуществляются на «виртуальных биржах» и несут высокий риск потери стоимости. Также в заявлении Банка России было указано, что криптова-люта считается денежным суррогатом, использование которых запрещено, согласно ст. 27 ФЗ №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации». Стоит отметить, что использование криптовалюты на территории России, а также обмен цифровой валюты на рубли, по мнению Банка России, может расцениваться как финансирование терроризма [3].
В 2014 году Министерство финансов РФ разместили на портале общественных обсуждений проект ГО 00/03-17205/0814/21-14-4 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому были внесены предложения по изменению и редакции ст. 27 ФЗ №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации». Предложенные изменения были направлены на запрет выпуска денежных суррогатов (в том числе, криптовалюты) на территории РФ, запрет на их использование в качестве средства платежа или же обмена на рубли и иностранные валюты, а также введение
административной и уголовной ответственности за финансовые операции, связанные с использованием цифровой валюты [4]. В предложенный законопроект были внесены поправки, которые не получили положительной оценки со стороны Минэкономразвития России, и в результате рассмотрения со стороны Государственной Думы проект так и не получил.
В декабре 2015 года в Государственную Думу на рассмотрение был представлен законопроект N 957581-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который содержал новую модель Кодекса об административных правонарушениях РФ. В данном законопроекте впервые было представлено определение денежного суррогата, который обозначался как «выпускаемый (эмитируемый) на территории Российской Федерации объект имущественных прав, в том числе и в электронном виде, предназначенный для использования в качестве средства платежа и (или) обмена, и непосредственно не предусмотренный в качестве официального средства платежа на территории Российской Федерации» [5]. Законопроект был рассмотрен Государственной Думой в первом чтении, но был отклонен 25 июля 2018 года.
3 октября 2016 года ФНС России опубликовало официальное письмо, в котором также был рассмотрен правовой статус криптовалюты на территории Российской Федерации. В письме было указано, что в современном российском законодательстве не закреплены легальные понятия «криптовалюта», «денежный суррогат» и «виртуальная валюта». Отсутствие точных определений данных понятий, по мнению ФНС России, затрудняет правовое регулирование операций с криптовалютой, т.к. налоговые органы не получают информацию об операциях с криптовалютой и не могут отслеживать их осуществление на территории Российской Федерации. При этом ФНС России, ссылаясь на мировой опыт правового регулирования криптова-люты, внесли инициативу по внесению изменений в ФЗ №173-Ф3 и №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма». Внесенные изменения и закрепленные определения субъектов контроля на рынке цифровой валюты, должны были стать основой правового регулирования криптова-люты на территории Российской Федерации.
Одним из важнейших законов в правовом поле криптовалюты и иных видов цифровой валюты на территории РФ является принятый 22 июля 2020 года ФЗ №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах»). Он вступает в силу с 1 января 2021 года и к основным его положениям можно отнести следующие:
- Цифровыми финансовыми активами признаются ценные бумаги, выпуск, учет и обращение которых возможен только через блокчейн.
- Цифровые финансовые активы могут выступать в качестве объекта залога и сделок купли-продажи. Другими словами, их возможно использовать для обмена между собой или на другие виды цифровых ценных бумаг.
- Биржа, банк и иные финансовые организации, которые намерены заниматься выпуском цифровых финансовых активов и проведением операций с ними - должны быть зарегистрированы в реестре Банка России.
- Биржи, банки, блокчейн-платформы должны получить лицензию на осуществление всех разрешенных операций с цифровыми финансовыми активами, для этого их уставный капитал должен составлять не менее 50 млн. рублей.
- Цифровыми валютами признаются обычные криптовалюты, например, Вксот.
- Цифровые валюты, согласно законодательству, выступают в качестве платежного средства, но они не могут быть использованы в качестве средства оплаты товаров или услуг, т.к. криптовалюты на территории РФ не являются государственной денежной единицей.
- Покупка цифровой валюты возможна через зарубежные биржи.
- Криптовалюта, купленная через зарубежные биржи, может быть задекларирована в качестве имущества.
- Государственные служащие не могут иметь цифровые финансовые активы и валюты, выпущенные за рубежом [6].
Если говорить о цифровой валюте и правах с точки зрения гражданского законодательства, необходимо отметить ФЗ №34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (о цифровых правах), принятый 12 марта 2019 года. В данном законе было дано определение понятия «цифровое право» (юридический аналог термина «токен»), которое закреплено в новое статье 144.1 ГК РФ «Цифровые права».
Таким образом, согласно действующему закону, цифровые права представляют собой «обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам» [7].
По мнению П. Крашенникова, закрепление понятия "цифровое право" в Гражданском кодексе позволит определить его место в системе объектов гражданских прав, допустить оборот этого объекта, в том числе куплю-продажу, а также предоставить защиту гражданам и юридическим лицам по сделкам с цифровыми правами [8].
В результате принятия, описанного выше закона, к перечню объектов гражданских прав были добавлены цифровые права. При этом необходимо отметить, что вопрос отнесения непосредственно крип-товалюты к объектам гражданских прав до сих пор остается открытым, т.к. в ФЗ №34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» отсутствует понятие «цифровые деньги», к которым ранее и относились различных виды цифровых валют.
В судебной практике известны случаи, когда криптовалюту относили к «иному имуществу», которое может быть включено в конкурсную массу должника (напри-
мер, в деле №А40-124668/2017 о банкротстве физического лица), но также известны случаи, когда цифровую валюту не относили к объектам гражданского права или же рассматривали в качестве имущественных прав.
Таким образом, единого мнения по поводу правовой природы криптовалюты с точки зрения гражданского права до сих пор нет. Например, по мнению В.С. Гришаева, криптовалюту необходимо считать электронными деньгами, т.к. она обладает частью функций, которые присущи данной разновидности денег [9]. При этом А.К. Чурилов считает, что криптова-люта является товаром в цифровом формате и «процесс обмена биткоинов на товары следует рассматривать как заключение между сторонами договора мены, а на услугу - смешанного договора с элементами купли-продажи и возмездного оказания услуг» [10].
В связи с этим, принятый ФЗ №34-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», на моя взгляд, требует доработки для его использования в судебной практике РФ.
Необходимо отметить, что правовое регулирование криптовалюты и блокчейн-технологий, на базе которых она существует, является важной частью развития цифровой экономики на территории Российской Федерации. В связи с чем, на законодательном уровне необходимо продолжить разработку нормативно-правовых актов, регулирующих оборот финансовых цифровых активов и цифровых валют на территории Российской Федерации.
В процессе разработки законопроектов также стоит учитывать, что цифровая валюта имеет важное значение в притоке иностранных капиталов на территорию России, а также в развитии цифровой экономике государства в целом. В связи с этим, в процессе формирования правового поля цифровых финансовых активов и цифровой валюты необходимо учитывать опыт других стран, который может быть успешно применен на территории Российской Федерации.
Библиографический список
1. Рыжов Н.А. Анализ перспектив правового регулирования криптовалют в рамках обеспечения национальной и международной безопасности // Юрист. - 2018. - №5.
2. Кудряшова Е. В. Правовое регулирование криптовалют: выбор вектора развития // Финансовое право. - 2018. - №6.
3. Information of the Bank of Russia dated January 27, 2014 «On the use of» virtual currencies in making transactions, in particular, Bitcoin». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 06.10.2020).
4. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mmfm.gov.m/m/document/?id_4=23139-
proekt_federalnogo_zakona_o_vnesenii_izmenenii_v_otdelnye_zakonodatelnye_akty_rossiiskoi _federatsii (дата обращения: 06.10.2020).
5. Проект Федерального закона N 957581-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=139890#0326973589401316 4 (дата обращения: 06.10.2020)
6. Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/ (дата обращения: 06.10.2020).
7. Федеральный закон от 18.03.2019 Ш4-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320398/ (дата обращения: 06.10.2020).
8. Овчинников А.И., Фатхи В.И. Правовое регулирование криптовалют в России: современное состояние и перспективы развития // Гражданско-правовая аналитика, семейное право, земельное право. - 2018. - №4. - С. 154-157.
9. Гришаев С.П. Эволюция законодательства об объектах гражданских прав. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CMB&n=17893#03888809189250 575 (дата обращения: 06.10.2020).
10. Чурилов А.К. К вопросу о правовой природе криптовалюты // Хозяйство и право. -2016. - №9 - С. 93-99.
LEGAL REGULATION OF CRYPTO-CURRENCY IN RUSSIA P.A. Rusanova, Graduate Student
A.V. Loshkarev, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)
Abstract. The article is devoted to the analysis of the current state of legal regulation of cryptocurrency in Russia, as well as the prospects for its development. The adopted legislative acts and their significance in the legal field of digital currency are considered. It is shown that there is currently no consensus on the legal status of cryptocurrency; examples of attributing digital currency to various objects of civil rights are given.
Keywords: cryptocurrency, legal regulation, digital currency, digital financial assets.