НОВЕЛЛЫ ПРАВА И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
Правовое регулирование краудфандинга в продюсерской деятельности
Пухалев Алексей Николаевич,
доцент, кафедра продюсерства в области исполнительских искусств, ФГБОУ ВО «Российский государственный институт сценических искусств» E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются существующие классификации краудфандинга, его современное состояние, включая тенденции развития отечественного краудфандинга в связи с появлением в российском законодательстве нового института цифровых прав. Оценивая правовой эксперимент по выработке законодателем надлежащего правового обеспечения данного вида общественных отношений, автор приходит к выводам об отсутствии в действующем законодательстве дефиниций «краудфандинг», «токен», «смарт-контракт»; нераспространении на деятельность интернет-платформ краудлендинга законодательства о микрофинансовой деятельности; недостатке специального правового регулирования отношений некоммерческого краудфандинга. Признавая наличие взаимосвязи между продюсерской деятельностью и краудфандингом, в первую очередь, некоммерческим, автор выделяет не связанные с продюсерской деятельностью интернет-платформы крауд-лендинга, осуществляющие финансирование с целью извлечения прибыли, а не создания результата интеллектуальной деятельности.
Ключевые слова: краудфандинг, продюсерская деятельность, краудинвестинг, краудлендинг, токен, цифровые права.
Краудфандинг - «народное финансирование» (от англ. crowd funding, crowd - «толпа», «множество», «зрители», «народ» и funding - «финансирование»)^] является способом финансирования проектов и начинаний, реализуемого посредством аккумулирования добровольно предоставляемых физическими или юридическими лицами финансовых ресурсов на базе сети Интернет.
Практика гражданского оборота демонстрирует непрекращающееся увеличение количества общественных отношений, возникающих в сфере краудфандинга: от благотворительности (помощь при стихийных бедствиях, издание книги, запись музыкального альбома, создание фильма, встреча с поклонниками и проч.) и поддержки политических кампаний до финансирования предпринимателей и коммерческих организаций с целью получения прибыли от совместных инвестиций или сбора денежных средств в целях оплаты труда адвоката и компенсации издержек по оказанию им юридической помощи [2]. При этом отечественное законодательство так и не выработало определения для понятия «краудфандинг», что представляется таким же парадоксальным, как и отсутствие определения «продюсерской деятельности»1.
Между тем в юридической литературе предлагаются самые разнообразные классификации краудфандинга, что объясняется широким кругом правоотношений, входящих в его систему, а также проблемой соотнесения краудфандинга с уже существующими институтами гражданского права в сфере имущественных отношений. Так, выделяют благотворительный краудфандинг, условно-возвратный краудфандинг, краудинвестинг и краудлендинг (В.А. Кузнецов [3, с. 65]); безвозмездный или условно-безвозмездный краудфан-динг, условно-возвратный краудфандинг и безусловно-возвратный краудфандинг (Д.А. Котен-ко [4, с. 141]); благотворительная модель, условно-возвратная модель, модель предварительного приобретения, краудинвестинг и краудлендинг (А.О. Клинов [5, с. 92]) и другие.
На наш взгляд, отправной точкой всех указанных классификаций является признание двух ос-
1 Понятию и правовой природе продюсерской деятельности
посвящены отдельные публикации автора. Е
См.: Пухалев А.Н. Гражданско-правовые отношения К
в продюсерской деятельности // Евразийский юридический §
журнал.- 2017.- № 5 (108). С. 153-155; Пухалев А.Н. Правовой а
статус продюсера / А.Н. Пухалев, О.К. Кремлева, // ФЭС: Фи- К
нансы. Экономика. Стратегия.- 2017.- № 4. С. 19-26. >
CM
со
новных видов краудфандинга: некоммерческого и коммерческого.
Первый предполагает коллективное финансирование в общественно- полезных целях (социальных, культурных и благотворительных). Второй ставит перед собой цель извлечение прибыли и предполагает возмездный характер взаимоотношений сторон.
Примерами зарубежных интернет-платформ, использующих форму некоммерческого краудфандинга, являются интернет-площадки: 1. «Kickstarter», позволяющая собирать денежные средства на благотворительной основе (искусство, дизайн, музыка, фильмы и проч.); 2. «Indiegogo», осуществляющая коллективный сбор средств на благотворительность, стартап, хобби либо даже личные финансовые нужды; 3. «Charity. gofundme», специализирующаяся исключительно на сборе средств для благотворительных проектов [6].
Аналогичными интернет-площадками некоммерческий краудфандинг представлен и в России. Так, например, «Planeta.ru», одна из крупнейших некоммерческих краудфандинговых платформ, позволяет издать книгу, записать музыкальный альбом, снять фильм, запустить продукт, продвинуть изобретение, организовать встречу поклонников артиста и т.д. [7]. Еще одной интернет-площадкой является «Boomstarter.ru»: платформа для бизнеса, технологий, творчества и социальных проектов (дизайн, еда, игры, издания, искусство, мероприятия, мода, музыка, общество, спорт, театр, технологии, фильмы и видео, фотография, хореография)1. Совершенно очевидно, что реализуемые с помощью некоммерческого краудфандинга проекты указывают на его тесную связь с продюсерской деятельностью.
Среди нормативно-правовых актов, специально регулирующих отношения краудфандин-га, особо следует выделить Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -«ФЗ № 259») [8], а также Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - «ФЗ о цифровых финансовых активах») [9].
Системное толкование ст.ст.2, 5, 8 ФЗ № 259, а также п. 2 ст. 26 ФЗ о цифровых финансовых активах позволяет сделать вывод о том, что не-
1 Указанную платформу также следует отнести к «некоммерческому краудфандингу», поскольку все проекты могут быть реализованы только как «приватные», что, в свою очередь предполагает, что доступ к ним можно получить только путём перехода по прямой ссылке, при этом заключение инвестиционных соглашений не предусматривается. См.: BOOMSTARTER // Правила [Электронный ресурс]. URL: https://boomstarter.ru/help/guidelines (дата обращения: 10.07.2020); BOOMSTARTER // Пользовательское соглашение [Электронный ресурс]. URL: https://boomstarter.ru/terms-of-use (дата обращения: 24.02.2020).
коммерческий краудфандинг в России lex specialis не регулируется. Специальное правовое регулирование получили лишь общественные отношения в сфере коммерческого краудфандинга.
При этом следует отметить, что, например, в сфере киноиндустрии принятие ФЗ № 259 совпало с замедлением активно развивавшегося до этого момента коммерческого краудфандин-га. Так, до вступления в силу ФЗ № 2592 указанная сфера была представлена такими краудинве-стинговыми проектами, как например, «Cinematix» Константина Хабенского и «BeProducer» Федора Бондарчука.
Платформа «Cinematix» появилась в России в конце июня 2018 года и позволила инвестировать денежные средства в съемки кинофильмов с использованием технологии блокчейн. Поддержка кинопроектов осуществлялась инвесторами через покупку токенов Cinematix.io (CINX), посредством которых производились все взаиморасчеты [10]. В настоящее время проект прекратил свое существование3.
В отличие от «Cinematix» интернет-платформа «BeProducer» Федора Бондарчука является действующей и используется, в первую очередь, для коллективного сбора средств на создание фильмов, мультфильмов, телесериалов и даже театральных постановок [11]. Взаимоотношения сторон коммерческого краудфандинга на указанной выше интернет-платформе схематично выглядят следующим образом: 1. продюсеры размещают заявки о привлечении инвестиций; 2. инвесторы выбирают понравившиеся проекты и вкладывают в них свои денежные средства, взамен чего получают токены; 3. если в ходе сбора средств необходимая сумма не собрана, денежные средства возвращаются инвесторам; 4. «после завершения проката держатели токенов фильма получают выплаты пропорционально своим токенам» [11].
По состоянию на февраль 2020 года площадка «BeProducer» завершила сбор средств для двух проектов: 1) «Вторжение»: новый фантастический фильм Ф. Бондарчука (продолжение кинокартины «Притяжение»), и 2) «Лед 2» (режиссер Ж. Крыжовников) [11]. Следует отметить, что несмотря на формальную активность площадки, сбор денежных средств на новые проекты, также как и в случае с платформой «Cinematix», в настоящее время не производится.
В отличие от уже названных платформ крау-динвестинга «BeProducer» и «Cinematix» интернет-платформы отечественного коммерческого краудфандинга, построенные по модели краудлен-динга, на наш взгляд, непосредственно с продю-серской деятельностью не связаны, однако также могут использоваться для финансирования созда-
2 01.01.2020
3 По состоянию на февраль 2020 года проект «заморожен», страницы в Twitter, Facebook также не активны. См.: Cinematix переносит премьеру // Коммерсантъ [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3713158 (дата обращения: 24.02.2020).
ния и (или) использования одного либо нескольких объектов авторского и смежных прав. Например, онлайн-платформа Альфа-Банка «Поток» позволяет кредитовать малый и средний бизнес посредством выдачи трёх видов займов: 1) «Классический» (для пополнения оборотных средств, на срок до 6 месяцев и ставкой от 17,3% до 22,3% годовых); 2) «Финансирование факторинговых операций» (займ под поставку товаров в федеральные ритейловые сети на срок до 2 месяцев); и 3) «Займы на исполнение госконтрактов» (на срок до 12 месяцев и ставкой до 25,2% годовых) [12]. Правилами площадки предусмотрено, что договоры займа заключаются в электронной форме, при этом «Поток» стороной договора не выступает, а является лишь посредником, оператором инвестиционной платформы по кредитованию. В настоящее время с помощью данного сервиса 10 тысяч инвесторов ежемесячно размещают до 400 млн рублей займов [13].
Аналогичной площадкой краудлендинга является российский онлайн-сервис «ГОРОД ДЕНЕГ». Компания входит в рабочую группу при Центре компетенций по нормативному регулированию цифровой экономики Фонда «Сколково», а также в рабочую группу Центрального банка РФ по регулированию краудфандинга [14]. Компания является посредником, позволяющим сторонам при помощи собственной Интернет-площадки заключить договор займа на пополнение оборотных средств, приобретение, обновление или ремонт оборудования, транспортных средств, недвижимости, выкуп доли в бизнесе, а также на личные нужды. Среди указанных онлайн-платформ особое место занимает <^аг1Тгаск» - площадка, позволяющая помимо выдачи займов приобрести доли или акции компании [15].
Несмотря на наличие между сторонами заёмных отношений, Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» на деятельность интернет-платформ краудлендинга не распространяется, поскольку данные площадки выступают лишь посредниками, по смыслу закона не осуществляющими микрофинансовой деятельности [16]. Указанные общественные отношения регулируются ФЗ № 259, предполагающим следующие способы инвестирования: предоставление займов; приобретение эмиссионных ценных бумаг, размещаемых с использованием инвестиционной платформы; приобретение утилитарных цифровых прав; а также приобретение цифровых финансовых активов [17].
Необходимость правового обеспечения новых цифровых технологий привела к появлению в 2018 году различных законопроектов (Проект Федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», Проект Федерального закона № 419090-7 «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ», Про-
ект Федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах») [18].
Несмотря на критику со стороны юридического сообщества, многие из них уже приняты и вступили в силу. Однако вопреки бурным дискуссиям в процессе их рассмотрения, в окончательные тексты законов так и не были включены востребованные практикой определения токена и смарт-контракта, содержавшихся, например, в Проекте Федерального закона «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» [19]. Вместо токена законодательство предлагает использовать термин «цифровые права». Вместе с тем, в ФЗ о цифровых финансовых активах с 01.01.2021 года предусмотрены оборот цифровой валюты (крипто-валюты) и возможность использования «информационной системы на основе распределенного реестра» [20] (технологии блокчейн).
Отдельно следует отметить, что неурегулированный ФЗ № 259 и ФЗ о цифровых финансовых активах некоммерческий краудфандинг в области продюсерской деятельности продолжил свое развитие и после принятия указанных законов, чего нельзя сказать о коммерческом краудфандинге: в сфере киноиндустрии платформы «Стетайх» и «BeProducer» фактически не работают, равно как и не появляются новые интернет-платформы. Действующие же платформы краудлендинга занимаются кредитованием малого и среднего бизнеса, напрямую не связанным с продюсерской деятельностью.
На наш взгляд, помимо спада экономической активности в связи с распространением новой ко-ронавирусной инфекции (COVID-19) и требований ФЗ № 259, ужесточивших регулирование данной сферы отношений (требования к собственному капиталу оператора инвестиционной платформы, включение в реестр операторов инвестиционных платформ Банка России и проч.), другими причинами сложившейся ситуации является отсутствие у законодателя четкой правовой позиции в отношении нормативного регулирования токенов, смарт-контрактов, технологии блокчейн и крипто-валюты, а также сложность определения указанных терминов для целей правового регулирования.
Хотелось бы надеяться, что правовой эксперимент с закреплением в отечественном законодательстве института цифровых прав все же позволит со временем выработать адекватное потребностям рынка правовое обеспечение, способствующее развитию коммерческого краудфандинга для отечественных и зарубежных продюсеров.
Литература
о
"О
1. Словарь иностранных слов / под ред. И. Мо- Д стицкого. 2014. Е
2. Разъяснение Комиссии по этике и стандартам К по вопросу использования адвокатом механиз- » ма краудфандинга // Вестник Федеральной па- у латы адвокатов РФ, № 4. 2018. А
CM
со
3. Кузнецов В.А. Краудфандинг - актуальные вопросы регулирования // Деньги и кредит. 2017. № 1.
4. Котенко Д.А. Краудфандинг - инновационный инструмент инвестирования // Журнал «Закон». 2014. № 5.
5. Клинов А.О. Правовое регулирование краудфандинга в России и за рубежом // Журнал «Закон». 2018. № 2.
6. Kickstarter [Электронный ресурс]. URL: https://www.kickstarter.com (дата обращения: 10.07.2020); Indiegogo [Электронный ресурс]. URL: https://www.indiegogo.com (дата обращения: 10.07.2020); Charity.gofundme [Электронный ресурс]. URL: https://charity.gofundme.com (дата обращения: 10.07.2020).
7. Коллективное финансирование идей [Электронный ресурс]. URL: https://planeta.ru/ (дата обращения: 10.07.2020).
8. «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
9. «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ// «СПС КонсультантПлюс».
10. Государство. Бизнес. IT. // Интернет-сайт «Tadviser» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.tadviser.ru/index.php/Компания: Cinematix / (дата обращения: 10.07.2020).
11. Часто задаваемые вопросы // Интернет-сайт «Beproducer» [Электронный ресурс]. URL: https://beproducer.pro/faq (дата обращения: 10.07.2020).
12. ПОТОК // Описание платформы [Электронный ресурс]. URL: https://investor.potok.digital/faq#6 (дата обращения: 17.07.2020).
13. Альфа-Банк привлек партнера для развития краудфандинговой платформы «Поток» [Электронный ресурс]. URL: https://alfabank.ru/press/ news/2019/10/9/57006.html (дата обращения: 17.07.2020).
14. Город Денег // Инвестиции в целевые займы бизнесу [Электронный ресурс]. URL: https:// townmoney.ru/investors/ (дата обращения: 17.07.2020).
15. StartTrack Инвестиционная площадка [Электронный ресурс]. URL: https://starttrack.ru/ (дата обращения: 17.07.2020).
16. «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» [Электронный ресурс]: подп. 1) п. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».
17. «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные ак-
ты Российской Федерации» [Электронный ресурс]: ст. 5 Федерального закона от 02.08.2019 № 259-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
18. «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Проект Федерального закона № 424632-7 // СПС «КонсультантПлюс»; «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» [Электронный ресурс]: Проект Федерального закона № 4190907 // СПС «КонсультантПлюс»; «О цифровых финансовых активах» [Электронный ресурс]: Проект Федерального закона № 419059-7 // СПС «КонсультантПлюс».
19. «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» [Электронный ресурс]: Проект Федерального закона, подготовленный Минэкономразвития России // СПС «КонсультантПлюс».
20. «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]: п.п. 2, 7 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
LEGAL REGULATION OF CROWDFUNDING IN PRODUCTION
Pukhalev A.N.
Russian State Institute of Performing Arts
The article examines the existing classifications of crowdfunding, its current state, including tendencies in the development of domestic crowdfunding in response to a new institution of digital rights adopted by Russian legislation. After evaluating the legislator's legal experiment on the development of an appropriate legal support of this type of social relations, the author comes to the following conclusions: the current legislation has not worked out the definitions of "crowdfunding", "token" and "smart contract"; legislation on microfinance activities does not apply to the activities of Internet crowdfunding platforms; there is a lack of special legal regulation of non-commercial crowdfunding relations. Recognizing the existence of an interrelatedness between producing activity and crowdfunding, primarily of non-commercial type, the author identifies not related to producing activity Internet crowdfunding platforms that provide funding for profit-making reasons, but not for creating a result of intellectual activity.
crowdinvesting,
Keywords: crowdfunding, producing activity, crowd-lending, token, digital rights.
References
1. Dictionary of foreign words / ed. I. Mostitsky. 2014.
2. Explanation of the Commission on Ethics and Standards on the use of the crowdfunding mechanism by the lawyer // Bulletin of the Federal Chamber of Lawyers of the Russian Federation, no. 2018.
3. Kuznetsov V.A. Crowdfunding - topical regulatory issues // Money and Credit. 2017. No. 1.
4. Kotenko D.A. Crowdfunding is an innovative investment tool // Zakon magazine. 2014. No. 5.
5. Klinov A.O. Legal regulation of crowdfunding in Russia and abroad // Zakon magazine. 2018. No. 2.
6. Kickstarter [Electronic resource]. URL: https://www.kickstart-er.com (date accessed: 07/10/2020); Indiegogo [Electronic resource]. URL: https://www.indiegogo.com (date accessed: 07/10/2020); Charity.gofundme [Electronic resource]. URL: https://charity.gofundme.com (date accessed: 07/10/2020).
7. Collective funding of ideas [Electronic resource]. URL: https:// planeta.ru/ (date of access: 10.07.2020).
8. "On attracting investments using investment platforms and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" [Electronic resource]: Federal Law dated 02.08.2019 No. 259-FZ // SPS "ConsultantPlus".
9. "On digital financial assets, digital currency and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" [Electronic resource]: Federal Law of July 31, 2020 No. 259-FZ // SPS "ConsultantPlus".
10. State. Business. IT. // Website "Tadviser" [Electronic resource]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Company: Cinematix / (date of access: 10.07.2020).
11. Frequently asked questions // Internet site "Beproducer" [Electronic resource]. URL: https://beproducer.pro/faq (date accessed: 10.07.2020).
12. STREAM // Description of the platform [Electronic resource]. URL: https://investor.potok.digital/faq#6 (date accessed: 17.07.2020).
13. Alfa-Bank has attracted a partner for the development of the Potok crowdfunding platform [Electronic resource]. URL: https:// alfabank.ru/press/news/2019/10/9/57006.html (date of access: 17.07.2020).
14. City of Money // Investments in targeted loans to business [Electronic resource]. URL: https://townmoney.ru/investors/ (date accessed: July 17, 2020).
15. StartTrack Investment site [Electronic resource]. URL: https:// starttrack.ru/ (date of access: 17.07.2020).
16. "On microfinance activities and microfinance organizations" [Electronic resource]: sub 1) clause 1 of Art. 2 of the Federal Law of 02.07.2010 No. 151-FZ // SPS "ConsultantPlus".
17. "On attracting investments using investment platforms and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" [Electronic resource]: Art. 5 of the Federal Law of 02.08.2019 No. 259-FZ // SPS "ConsultantPlus".
18. "On amendments to parts one, two and article 1124 of part three of the Civil Code of the Russian Federation" [Electronic resource]: Draft Federal Law No. 424632-7 // SPS "Consultant-Plus"; "On attracting investments using investment platforms" [Electronic resource]: Draft Federal Law No. 419090-7 // SPS "ConsultantPlus"; "On digital financial assets" [Electronic resource]: Draft Federal Law No. 419059-7 // SPS "Consultant-Plus".
19. "On alternative ways of attracting investments (crowdfunding)" [Electronic resource]: Draft Federal Law, prepared by the Ministry of Economic Development of Russia // SPS "Consultant-Plus".
20. "On digital financial assets, digital currency and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" [Electronic resource]: pp. 2, 7 Art. 1 of the Federal Law of July 31, 2020 No. 259-FZ // SPS "ConsultantPlus".