Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРАУДФАНДИНГА КАК ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРАУДФАНДИНГА КАК ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДФАНДИНГ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ ПЛАТФОРМА / CROWDFUNDING / INVESTMENT ACTIVITIES / INVESTMENT LEGISLATION / METHODS FOR ATTRACTION OF INVESTMENTS / LEGAL REGULATION / FINANCING MECHANISM / LAW OF OBLIGATIONS / INTERNET PLATFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парукова Екатерина Вячеславовна

В статье проанализирована специфика правового регулирования краудфандинга в Республике Беларусь и иных странах, в том числе в Российской Федерации. Изучены подходы участников краудфандинговых отношений к их правовому регулированию, обусловленные отсутствием правовых норм, непосредственно регламентирующих данные отношения, что вынуждает руководствоваться общими нормами обязательственного права прямо либо по аналогии. Высказано предположение о целесообразности точной правовой регламентации краудфандинговых правоотношений, внесения соответствующих изменений в нормы инвестиционного законодательства, а именно закрепления краудфандинга в качестве способа осуществления инвестиций, что будет содействовать развитию бизнеса и перспективных отраслей экономики страны, положительным образом скажется на инвестиционном климате и инвестиционной привлекательности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF CROWDFUNDINGAS AN INVESTMENT ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The article analyzes the legal regulation of crowdfunding in the Republic of Belarus and other countries including the Russian Federation. The absence of legal norms regulating the crowdfunding relations forces the participants of these legal relations to be guided by the general rules of law of obligations directly or on the basis of analogy. The proposed legal regulation of these relations will contribute to the development of business and promising branches of the economy of the state and will have a positive effect on the investment climate and investment attractiveness of the Republic of Belarus as well.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРАУДФАНДИНГА КАК ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

УДК 347.73(476)

DOI 10.34822/2312-3419-2020-2-68-74

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРАУДФАНДИНГА КАК ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Е. В. Парукова

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, Гомель, Республика Беларусь E-mail: vitaminushka@mail. ru

В статье проанализирована специфика правового регулирования краудфандинга в Республике Беларусь и иных странах, в том числе в Российской Федерации. Изучены подходы участников краудфандинговых отношений к их правовому регулированию, обусловленные отсутствием правовых норм, непосредственно регламентирующих данные отношения, что вынуждает руководствоваться общими нормами обязательственного права прямо либо по аналогии. Высказано предположение о целесообразности точной правовой регламентации краудфандинговых правоотношений, внесения соответствующих изменений в нормы инвестиционного законодательства, а именно закрепления краудфандинга в качестве способа осуществления инвестиций, что будет содействовать развитию бизнеса и перспективных отраслей экономики страны, положительным образом скажется на инвестиционном климате и инвестиционной привлекательности государства.

Ключевые слова: краудфандинг, инвестиционная деятельность, инвестиционное законодательство, способы привлечения инвестиций, правовое регулирование, интернет-платформа.

Для цитирования: Парукова Е. В. Правовое регулирование краудфандинга как инвестиционной деятельности в Республике Беларусь // Вестник Сургутского государственного университета. 2020. № 2 (28). С. 68-74. DOI 10.34822/2312-3419-2020-2-68-74.

LEGAL REGULATION OF CROWDFUNDING AS AN INVESTMENT ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF BELARUS

E. V. Parukova

Francisk Skorina Gomel State University, Gomel, Republic of Belarus E-mail: vitaminushka@mail. ru

The article analyzes the legal regulation of crowdfunding in the Republic of Belarus and other countries including the Russian Federation. The absence of legal norms regulating the crowdfunding relations forces the participants of these legal relations to be guided by the general rules of law of obligations directly or on the basis of analogy. The proposed legal regulation of these relations will contribute to the development of business and promising branches of the economy of the state and will have a positive effect on the investment climate and investment attractiveness of the Republic of Belarus as well.

Keywords: crowdfunding, investment activities, investment legislation, methods for attraction of investments, legal regulation, financing mechanism, law of obligations, Internet platform.

For citation: Parukova E. V. Legal Regulation of Crowdfunding as an Investment Activity in the Republic of Belarus // Surgut State University Journal. 2020. No. 2 (28). Р. 68-74. DOI 10.34822/2312-3419-2020-2-68-74.

ВВЕДЕНИЕ

В связи с бурно проходящими процессами информатизации, развитием новейших технологий и внедрением сети Интернет во все сферы жизнедеятельности общества появляются

новые способы финансирования (привлечения инвестиций) для реализации различных проектов, как коммерческих, так и некоммерческих.

Одним из таких способов привлечения инвестиций, набирающих все большую по-

пулярность, является краудфандинг, или «всенародное финансирование».

Согласно словарю новейших иностранных слов Е. Н. Шагаловой, краудфандинг - это «коллективное сотрудничество, основанное на доверии людей, которые объединяют свои деньги или другие ресурсы, как правило, через Интернет, чтобы поддержать проекты, в том числе благотворительные и политические» [1, с. 216-217].

Цели консолидации таких ресурсов: оказание помощи при чрезвычайных ситуациях, финансирование малого и среднего предпринимательства, помощь в реализации инновационных проектов в сфере образования, науки, здравоохранения и др.

Краудфандинг сегодня - это принципиально новый механизм финансирования (инвестирования) через Интернет, основными преимуществами которого являются простота, доступность и массовость.

Однако отсутствие правовых норм, непосредственно регламентирующих данные правоотношения, вынуждает их участников руководствоваться прямо либо по аналогии общими нормами обязательственного права. Это свидетельствует об актуальности темы представленного исследования, целью которого является изучение краудфандинга как способа инвестирования и привлечения инвестиций для выработки единого подхода к определению данного понятия и его законодательного закрепления. Решение указанных вопросов позволит повысить инвестиционную привлекательность страны и поднять на более высокий уровень перспективные инвестиционные проекты, не получающие должного финансирования ввиду отсутствия гарантированности и законодательного регулирования таких отношений и, соответственно, отсутствия законодательно определенного механизма защиты их субъектов.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Объектом исследования является краудфан-динг, рассматриваемый в качестве механизма финансирования и способа инвестирования посредством использования сравнительно-правового метода, а также методов анализа, индукции и дедукции и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Краудфандинг - это в первую очередь деятельность, осуществляемая посредством сети Интернет. В связи с внедрением хозяйственной деятельности в интернет-пространство точная правовая регламентация данных отношений будет содействовать развитию бизнеса и перспективных отраслей экономики государства и положительно скажется на инвестиционном климате и инвестиционной привлекательности Республики Беларусь.

Опыт использования краудфандинга как системы финансирования уже был успешно реализован в иностранных государствах, что подтверждает позитивный прогноз его развития в Республике Беларусь.

Государственная программа инновационного развития на 2016-2020 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2017 г. № 31 (далее - Указ № 31), предусматривает развитие интернет-платформ (краудфандинга) в качестве инструмента взаимодействия потребителей и производителей товаров и услуг, инвесторов и соискателей инвестиций (гл. 5) [2]. То есть законодатель рассматривает краудфандинг в качестве связующего звена между инвесторами и соискателями инвестиций для реализации определенного проекта либо оказания помощи, не определяя при этом правовой формы данного взаимодействия, конкретно не называя участников подобных отношений, направленных на реализацию перспективных и значимых для экономики Республики Беларусь проектов, субъектами инвестиционной деятельности.

Рассмотрение краудфандинга с точки зрения инвестиционного законодательства позволит определить возможность отнесения данной формы взаимодействия инвесторов и соискателей инвестиций к способам осуществления инвестиций. При этом необходимо рассматривать возмездный краудфан-динг, предполагающий взаимную передачу имущества или выплату денежных средств, и безвозмездный краудфандинг, когда инвесторы не получают ничего, кроме морального удовлетворения от результатов такой деятельности.

Понятие краудфандинга и его разновидностей, предполагающих возможность финан-

сирования различных проектов как с возмездной направленностью, так и без нее (то есть без цели получения в будущем прибыли либо иной имущественной выгоды), необходимо соотнести с понятием инвестиционной деятельности с целью определения возможности отождествления природы данного вида финансирования со способами инвестирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь и соответствующим правовым регулированием. При рассмотрении всех форм и видов краудфандинга возникает вопрос о возможности и целесообразности отождествления данного понятия с инвестиционной деятельностью, со способами осуществления инвестиций, так как при изучении и анализе этих понятий прослеживаются близкие до степени смешения признаки.

В последние годы сбор средств с помощью краудфандинга осуществляется по следующим основным направлениям: лечение и реабилитация; финансирование перспективных коммерческих проектов; благоустройство (в том числе создание детских площадок); финансирование политической деятельности; благотворительность; финансирование в сфере науки, литературы, искусства, спорта и др. [3]. Но разграничение таких понятий, как «субъект краудфандинга», «инвестор», «жертвователь», «спонсор», является определяющим для решения вопроса о возможности применения к регулируемым правоотношениям соответствующих правовых норм.

Возникает вопрос о возможности отнесения пожертвований к разновидностям краудфан-динга и, соответственно, к способам осуществления инвестиций, ссылаясь на законодательное определение инвестиций, где целью может служить не только получение прибыли (дохода), но и достижение иного значимого результата. С точки зрения действующего законодательства инвестор путем приобретения, создания (в том числе путем строительства) объектов недвижимого имущества, приобретения прав на объекты интеллектуальной собственности, приобретения акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, а также с помощью других способов инвестирования может преследовать совершенно иную цель, не связанную с получением прибыли,

а направленную на достижение иного значимого результата.

Если краудфандинг отнести к способу осуществления инвестиций, то с точки зрения договорного сопровождения таких правоотношений все будет гораздо проще, так как они будут регулироваться в том числе и инвестиционным законодательством. Более того, инвестор будет иметь возможность пользоваться теми гарантиями, привилегиями и преимуществами, которые инвестиционное законодательство предоставляет инвесторам, но только при условии реализации таких проектов на территории Республики Беларусь.

Если рассматривать краудфандинг как вложение денежных средств либо иного имущества (имущественных прав) в развитие определенного проекта с целью получения имущественной выгоды (возмездный краудфандинг), то можно констатировать в такой деятельности наличие всех признаков инвестирования, содержащихся в законодательных актах Республики Беларусь, и, следовательно, отождествлять данные понятия для применения к указанным правоотношениям правовых норм, регламентирующих инвестиционную деятельность.

Однако анализ норм Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» позволяет говорить об инвестиционной деятельности, осуществляемой не только с целью получения прибыли (доходов), но и в целях достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием [4]. То есть такой вид инвестирования имеет все признаки безвозмездного краудфандинга. Поэтому возможность отождествления данных понятий с целью соответствующей правовой регламентации правоотношений краудфандинга и применения соответствующих гарантий для субъектов данных правоотношений является острой темой не только среди юристов и правоприменителей, но и в обществе в целом, так как, согласно статистическим данным, за последние годы краудфандинг как способ вложения денежных средств и иного имущества (имущественных прав) набирает обороты и пользуется все большей популярностью.

Толкование вышеуказанных норм не позволяет однозначно определить безвозмездный краудфандинг как инвестирование в иных целях, не предусматривающих получение прибыли (доходов), что, соответственно, имеет негативное отражение как в правоприменительной практике, так и в определении подлежащих применению механизмов защиты прав инвесторов.

В Республике Беларусь существуют различные интернет-платформы для возмездного (коммерческого) и безвозмездного (некоммерческого) краудфандинга [5].

Но отсутствие правовых норм, непосредственно регламентирующих данные правоотношения, вынуждает участников краудфан-динга руководствоваться прямо либо по аналогии общими нормами обязательственного права.

Так, правоотношения краудфандинга с точки зрения договорных отношений можно разделить на две группы:

- отношения промежуточного звена (отношения между инвесторами и участниками интернет-платформы, которые законодательно регламентируются по-разному, например, договором об оказании услуг);

- отношения между инвестором и конечным получателем средств либо имущества.

Если называть краудфандинг способом привлечения инвестиций, то логичным является определение правового статуса лиц, осуществляющих финансирование соответствующих проектов с целью получения прибыли или достижения иных целей, не связанных с получением прибыли (доходов). Позволяет ли законодательство Республики Беларусь в таком случае считать инвестором лицо (неопределенный круг лиц), осуществляющее финансовые вложения посредством сети Интернет для развития и реализации определенных проектов?

Анализ норм Указа № 31 позволяет выделить в правоотношениях коммерческого краудфандинга субъектов, занимающихся организацией финансирования проекта; соискателей финансирования; организаторов конкурса для предоставления инвестиций; инвесторов, оказывающих финансовую поддержку соответствующим проектам посредством интернет-платформы. В правоотношениях

некоммерческого краудфандинга - операторов интернет-платформы, привлекающих средства на безвозмездной основе, а также лиц, предоставляющих средства без встречного предоставления.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь договорные конструкции, применяющиеся на сегодняшний день для регулирования правоотношений краудфан-динга, не в полном объеме учитывают всю их специфику.

Правоотношения по безвозмездному крауд-фандингу регулируются нормами гражданского законодательства, в частности нормами, регламентирующими договор дарения (ст. 543 Гражданского кодекса Республики Беларусь), пожертвования (ст. 553 Гражданского кодекса Республики Беларусь) [6], договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи (п. 5 Указа Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи»). Однако в соответствии с указанными нормативными правовыми актами ограничивается субъектный состав данных правоотношений, так как спонсорская помощь может быть оказана только организациями или индивидуальными предпринимателями, а краудфандинг предполагает возможность финансирования любыми субъектами, и в большинстве случаев, как показывает статистика, речь идет о физических лицах [7].

Для правовой регламентации возмездного (коммерческого) краудфандинга применяются нормы гражданского законодательства, регулирующие договор купли-продажи с предварительной оплатой (ст. 457 ГК Республики Беларусь), договор займа (ст. 760 ГК Республики Беларусь).

Если краудфандинг предусматривает такое условие, при котором товар будет передан инвестору, независимо от размера его платежа и конечной стоимости самого товара, то применение норм, регулирующих договор купли-продажи с предварительной оплатой, не представляется возможным. Учитывая специфику краудфандинговых правоотношений и принцип свободы договора (ст. 391 ГК Республики Беларусь), стороны могут заключить договор возмездного участия в краудфандинге.

Однако отсутствие нормативной регламентации данных правоотношений и соответствующей судебной практики не позволяет говорить о механизмах защиты прав субъектов краудфандинга (например, если краудфандинг предусматривает приобретение токенов инвестиционного проекта, удостоверяющих имущественные и распорядительные права).

Рассмотрение вопроса о правовом регулировании данных правоотношений в других государствах позволяет выделить некоторые особенности.

К примеру, в Эстонии краудфандинг осуществляется с помощью дистанционного договора - соглашения, заключенного между получателем средств и инвестором, о передаче вещей либо об оказании услуг [8].

В соответствии с инвестиционным законодательством Франции интернет-платформы, финансируемые посредством краудфан-динговых механизмов, являются инвестиционными консультантами либо финансовыми посредниками, подлежащими специальной регистрации в государственном регистре страховых брокеров [5].

Для сравнения: в соответствии с законодательством Российской Федерации краудфан-динг является деятельностью, связанной именно с организацией финансирования, привлечением различных ресурсов. Сущность данной деятельности состоит в том, что краудфандинг предполагает оказание услуг по предоставлению, с одной стороны, инвесторам, с другой - лицам, привлекающим инвестиции, доступа к информационным ресурсам в сети Интернет (инвестиционной платформы) для заключения с использованием этой системы договоров, на основании которых привлекаются инвестиции (услуги по организации финансирования) [9].

А так как речь идет о взаимодействии различных субъектов коммерческих и некоммерческих правоотношений исключительно посредством использования сети Интернет, то заключение договоров посредством краудфандинга как механизма привлечения инвестиций стало в Республике Беларусь еще более удобным с 01.02.2019 в связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Рес-

публики Беларусь», закрепившего изменения в содержании статей 161 и 404 ГК Республики Беларусь о письменной форме договора, предусматривающие возможность заключения договора в электронной форме, а именно с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей [10].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на высокую степень эффективности краудфандинга как способа привлечения инвестиций (финансовых ресурсов), ни законодательство Республики Беларусь, ни область практического применения краудфандинга не дают его точного определения.

Однако законодательное закрепление, прямое нормативное регулирование и определение конкретных механизмов защиты прав участников соответствующих отношений, в том числе инвесторов, позволят обеспечить гарантированность и защиту их законных интересов.

На основании изложенного представляется целесообразным законодательное закрепление краудфандинга как способа осуществления инвестиций путем внесения соответствующих изменений в ст. 4 «Способы осуществления инвестиций» Закона Республики Беларусь «Об инвестициях».

Данная норма позволит рассматривать краудфандинг как способ осуществления инвестиций. С точки зрения договорного сопровождения указанных правоотношений это даст возможность их участникам руководствоваться нормами инвестиционного законодательства, регламентирующего основания, порядок заключения и реализации инвестиционных договоров (договоров об осуществлении инвестиций), так как применяющиеся на сегодняшний день для регулирования правоотношений краудфандинга договорные конструкции не в полном объеме учитывают всю их специфику. Также появится возможность пользоваться теми гарантиями и привилегиями, которые предоставляет инвесторам действующее инвестиционное законодательство, но только при условии реализации соответствующих проектов на территории Республики Беларусь.

Более того, инвестор для защиты своих прав в правоотношениях краудфандинга получит возможность регулировать инвестиционные споры с использованием механизмов защиты, предусмотренных инвестиционным законодательством.

Указанные изменения позволят повысить инвестиционную привлекательность страны

ЛИТЕРАТУРА

1. Шагалова Е. Н. Словарь новейших иностранных слов. М. : АСТ-Пресс Школа, 2019. 576 с.

2. О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы : указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2017 г. № 31. Доступ из ИПС «Эталон».

3. Краудфандинг как способ финансирования инновационных проектов в Республике Беларусь. URL: https://rep.polessu.by/bitstream/123456789/ 10679/ 1/10.pdf / (дата обращения: 01.11.2019).

4. Об инвестициях : закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-3. Доступ из ИПС «Эталон».

5. Профессионально об актуальном. Краудфандинг: понятие и перспективы применения. URL: http://www.pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2019/ february/32656/ (дата обращения: 04.11.2019).

6. Гражданский кодекс Республики Беларусь : 7 декабря 1998 г. № 218-3 : принят Палатой представителей 28 октября 1998 г. ; одобрен Советом Респ. 19 ноября 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18 декабря 2018 г. № 151-3. Доступ из ИПС «Эталон».

7. О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи : указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300. Доступ из ИПС «Эталон».

8. Краудфандинг: понятие и перспективы применения. URL: https://ilex.by/news/kraudfanding-ponyatie-i-perspektivy-primeneniya/ (дата обращения: 05.11.2019).

9. Закон о краудфандинге: с 2020 г. инвесторов и лиц, привлекающих инвестиции, ждут ограничения. URL: https://www.eg-online.ru/artide/404885/ (дата обращения: 15.11.2019).

10. О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь : закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 135-3. Доступ из ИПС «Эталон».

и поднять на более высокий уровень перспективные инвестиционные проекты, которые сейчас не получают должного финансирования ввиду отсутствия гарантированно-сти и законодательного регулирования данных отношений и, соответственно, отсутствия законодательно определенного механизма защиты их субъектов.

REFERENCES

1. Shagalova E. N. Slovar noveishikh inostrannykh slov. Moscow : AST-Press Shkola, 2019. 576 p. (In Russian).

2. State program of innovative development of the Republic of Belarus for 2016-2020: Decree of the President of the Republic of Belarus of January 31, 2017. No. 31. Accessed through Information retrieval system "ETALON-ONLINE". (In Russian).

3. Crowdfunding as a way of financing innovative projects in the Republic of Belarus. URL: https://rep.polessu.by/bitstream/123456789/10679/1/ 10.pdf/ (accessed: 01.11.2019). (In Russian).

4. About investments: law of the Republic of Belarus of July 12, 2013. No. 53-Z. Accessed through Information retrieval system "ETALON-ONLINE". (In Russian).

5. Professionally about the actual. Crowdfunding: concept and prospects of application. URL: http://www.pravo. by/novosti/novosti-pravo-by/2019/february/32656/ (accessed: 04.11.2019). (In Russian).

6. Civil code of the Republic of Belarus: of December 7, 1998, No. 218-Z: adopted by the House of Representatives of October 28, 1998; approved by the Council of the Republic of November 19, 1998: as amended by the Law of the Republic of Belarus of December 18, 2018, No. 151-Z. Accessed through Information retrieval system "ETALON-ONLINE". (In Russian).

7. The provision and use of grant assistance (sponsorship): Decree of the President of the Republic of Belarus of July 1, 2005, No. 300. Accessed through Information retrieval system "ETALON-ONLINE". (In Russian).

8. Crowdfunding: concept and application prospects. URL: https://ilex.by/news/kraudfanding-ponyatie-i-perspektivy-primeneniya/ (accessed: 05.11.2019). (In Russian).

9. Crowdfunding law: since 2020, investors and investment attractors will face restrictions. URL: https://www.eg-online.ru/article/404885/ (accessed: 15.11.2019). (In Russian).

10. On amendments and additions to certain laws of the

Republic of Belarus: law of the Republic of Belarus dated July 17, 2018, No. 135-Z. Accessed through Information retrieval system "ETALON-ONLINE". (In Russian).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Парукова Екатерина Вячеславовна - магистр юридических наук, аспирант, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, Гомельский государственный университет им. Ф. Ско-рины, Гомель, Республика Беларусь.

E-mail: vitaminushka@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Ekaterina V. Parukova - Master of Laws, Postgraduate, Senior Lecturer, Department of Civil Law Disciplines, Francisk Skorina Gomel State University, Gomel, Republic of Belarus.

E-mail: vitaminushka@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.