Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАПИТАЛЬНЫХ И НЕКАПИТАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАПИТАЛЬНЫХ И НЕКАПИТАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / НЕКАПИТАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТРОИТЕЛЬСТВО / РАЗМЕЩЕНИЕ / CAPITAL CONSTRUCTION FACILITIES / NON-CAPITAL FACILITIES / LEGAL REGULATION / CONSTRUCTION / PLACEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Асилалов Джабраил Захарович

В современных общественных отношениях градостроительная деятельность занимает важное место, требует особого внимания, порядка и законодательного регулирования. Одними из ключевых элементов в этой сфере являются объекты капитального строительства и некапитальные объекты, определение которым дается в Градостроительном кодексе Российской Федерации. Важно различать капитальные и некапитальные объекты, поскольку их регулирование имеет существенное значение для организации процесса строительства и использования территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Асилалов Джабраил Захарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF CAPITAL AND NON-CAPITAL FACILITIES

In modern public relations, urban development occupies an important place, requires special attention, order and legislative regulation. One of the key elements in this area are capital construction and non-capital facilities, which are defined in the Urban Planning Code of the Russian Federation. It is important to distinguish between capital and non-capital facilities, since their regulation is essential for the organization of the construction process and the use of the territory.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАПИТАЛЬНЫХ И НЕКАПИТАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ»

Евразийская адвокатура. 2024. № 4 (69). С. 77. Eurasian advocacy. 2024;(4(69)):77.

Актуальные проблемы адвокатской практики

Научная статья УДК 349.442

doi 10.52068/2304-9839_2024_69_4_77

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАПИТАЛЬНЫХ И НЕКАПИТАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ АСИЛАЛОВ Джабраил Захарович

Аспирант Государственного университета землеустройства 105064, г. Москва, ул. Казакова, д.15, Российская Федерация

Аннотация: В современных общественных отношениях градостроительная деятельность занимает важное место, требует особого внимания, порядка и законодательного регулирования. Одними из ключевых элементов в этой сфере являются объекты капитального строительства и некапитальные объекты, определение которым дается в Градостроительном кодексе Российской Федерации. Важно различать капитальные и некапитальные объекты, поскольку их регулирование имеет существенное значение для организации процесса строительства и использования территории.

Ключевые слова: объекты капитального строительства, некапитальные объекты, правовое регулирование, строительство, размещение

Для цитирования: Асилалов Д.З. Правовое регулирование капитальных и некапитальных объектов // Евразийская адвокатура. 2024. № 4(69). С. 77. https:// doi.org/10.52068/2304-9839_2024_69_4_77

Actual Problems of Advocacy Practice

Original article

LEGAL REGULATION OF CAPITAL AND NON-CAPITAL FACILITIES ASILALOV Dzhabrail Zakharovich

Postgraduate Student at the State University of Land Management 105064, Moscow, Kazakova str., 15, Russian Federation

Abstract: In modern public relations, urban development occupies an important place, requires special attention, order and legislative regulation. One of the key elements in this area are capital construction and non-capital facilities, which are defined in the Urban Planning Code of the Russian Federation. It is important to distinguish between capital and non-capital facilities, since their regulation is essential for the organization of the construction process and the use of the territory.

Keywords: capital construction facilities, non-capital facilities, legal regulation, construction, placement For citation: Asilalov Dz.Z. Legal Regulation of Capital and Non-Capital Facilities = Eurasian advocacy. 2024;4(69):77. (In Russ.). https://doi.org/10.52068/2304-9839_2024_69_4_77

В современном мире существует множество различных объектов, которые могут быть классифицированы как капитальные и некапитальные. Каждый из них имеет свои особенности и характеристики, которые определяют их статус и значение в градостроительном и гражданско-правовом аспекте.

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации, к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, строительство которых не завершено.

Капитальный объект - это прежде всего объект, созданный в результате строительства, ко-

торый имеет особое значение для экономики и инфраструктуры города или региона. Как правило, к таким объектам относятся более сложные с точки зрения строительных процессов объекты, которые имеют длительный срок службы и высокую стоимость.

Одновременно с этим в Градостроительном кодексе Российской Федерации дается определение некапитальным строениям и сооружениям, к которым относятся объекты, не имеющие прочной связи с землей, конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую

© Асилалов Д.З., 2024 Распространяется по лицензии Creative Commons Attribution NonCommercial License 4.0 (CC BY-NC).

сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Некапитальные объекты, напротив, представляют собой объекты, которые не имеют длительного срока службы и могут быть легко перемещены или заменены. Некапитальные объекты характеризуются как быстровозводимые и имеющие низкую стоимость по сравнению с капитальными объектами.

В градостроительном аспекте капитальные объекты играют ключевую роль в формировании городской среды и инфраструктуры. Они определяют архитектурный облик города, обеспечивают жителей необходимыми условиями и удобствами, а также способствуют развитию экономики и социальной сферы. Некапитальные объекты, в свою очередь, выполняют вторичные функции и обеспечивают комфорт и удобство для жителей.

Процесс создания объектов капитального строительства, а именно экспертиза проектной документации, получение разрешения на строительство, получение разрешения на ввод в эксплуатацию, согласование архитектурного облика полностью урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации, специальными законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, что нельзя сказать о некапитальных объектах. Следовательно, объекты капитального строительства являются объектами строительного надзора со стороны уполномоченных органов, тогда как надзор за размещением некапитальных объектов не осуществляется.

Исчерпывающий перечень некапитальных объектов, их возможные характеристики, а также архитектурные решения законодательно также не определены.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Таким образом, установленные градостроительные регламенты не имеют прямого действия на некапитальные объекты, а косвенно могут влиять, исходя из их действия, на земельные участки, на которых располагаются такие объекты.

В гражданско-правовом аспекте капитальные и некапитальные объекты также имеют противоположное правовое регулирование.

Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 141.3 Гражданского кодекса Российской Федерации здания и сооружения являются недвижимыми вещами. Здания и сооружения создаются в результате строительства.

Отдельно определение зданию и сооружению дается в Федеральном законе от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Так, согласно пунктам 6 и 23 части 2 статьи 2 указанного закона, здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных; а сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Таким образом, получается, что сооружения могут быть и капитальными, и некапитальными, все зависит от процесса, в результате которого они создаются.

Также путем сопоставления положений норм гражданского и градостроительного законодательства можно сделать вывод, что некапитальные объекты не относятся к недвижимым вещам, то есть являются движимым имуществом. Гражданско-правовой оборот некапитальных объектов осуществляется по правилам движимого имущества.

Вместе с тем понятия «объект капитального строительства» и «объект недвижимого имущества» не следует считать тождественными. Понятие «объект недвижимого имущества», или «объект недвижимости», имеет более широкое значение.

В 2013 году Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также указал, что термин «объект капитального строительства» является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому им нельзя подменять правовую категорию «объект недвижимого имущества», имеющую иные отраслевую принадлежность, объем и содержание (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13 по делу № А76-1598/2012).

Некапитальные объекты не подлежат постановке на государственный кадастровый учет, сведения о регистрации прав на такие объекты не подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости. Сделки с некапитальными объектами осуществляются по правилам движимого имущества.

Некапитальные объекты лишены возможности подключения к сетям газораспределения (Постановление Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547), а также возможности получения лицензий на отдельные виды деятельности.

Вместе с тем согласно статье 132 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. То есть, получается, что некапитальный объект в составе предприятия может быть объектом кадастрового учета и регистрации прав.

Основная проблема заключается в том, что на практике указанные выше признаки капитальных и некапитальных объектов, а также относимость объекта к недвижимому или движимому имуществу посредством визуального осмотра установить невозможно.

Как отмечается в информационном письме Росреестра от 28.12.2023 № 11-03201/23, «более

четких качественных характеристик объектов недвижимости, а также иных критериев, позволяющих отнести объект к объектам недвижимого имущества либо к объектам, не являющимся таковыми, действующее законодательство не содержит, равно как не наделяет полномочиями по разграничению движимых и недвижимых вещей какие-либо органы власти, организации.

В этой связи и в целях определения возможности отнесения вещи к объекту недвижимости следует обратить внимание на сложившуюся судебную практику».

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 при решении вопроса о признании вещи недвижимостью независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее необходимо установить наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.

В итоге необходимо отметить, что определение капитальности / некапитальности требует специальных познаний, а также проведения исследования (экспертизы).

Такие исследования (экспертиза) могут проводить организации, эксперты и кадастровые инженеры, имеющие соответствующую квалификацию в области строительства и кадастровой деятельности.

К примеру, согласно пункту 2 части 2 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», кадастровый инженер обязан отказаться от заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ в случае, если объект, в отношении которого заказчик кадастровых работ предполагает выполнение таких работ, не является объектом недвижимости, в отношении которого осуществляется кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

За внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка законом предусмотрена административная и даже уголовная ответственность.

При определении объекта в качестве капитального или некапитального необходимо установить:

- наличие прочной связи с землей, а именно заглубленного фундамента, или подземного этажа;

- наличие инженерных коммуникаций, позволяющих использовать объект постоянно, независимо от сезона и погодных условий;

- наличие возможности разобрать и (или) переместить объект без соразмерного ущерба его назначению.

Таким образом, вывод в отношении объекта, а именно заключение составляется по итогам всестороннего исследования объекта.

При рассмотрении судами споров, связанных с самовольными постройками или об оспаривании прав на объекты, судами для определения правовой природы объекта назначается строительно-техническая экспертиза.

Так, согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2023 № 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке», статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяется на объекты, которые в силу прямого указания закона подчинены режиму недвижимых вещей, но не являются таковыми в силу своих природных свойств (например, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания), объекты движимого имущества (например, нестационарные торговые объекты), неотделимые улучшения земельного участка (в том числе замощения, ограждения).

Таким образом, правовые последствия и дальнейшая судьба объекта зависят от того, к какой категории относится объект - к капитальным или некапитальным.

В целях урегулирования порядка размещения некапитальных объектов, зачастую являющихся объектами благоустройства, органами государственной власти и местного самоуправления принимаются различные правовые акты, имеющие как общее, так и отраслевое регулирование.

Так, в 2014 году принято постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», которое содержит перечень различных объектов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Или, к примеру, принятое Правительством Москвы постановление от 13.11.2012 № 636-ПП содержит огромный перечень объектов, не явля-

ющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов.

Однако указанные правовые акты имеют действие и устанавливают порядок только в отношении участков государственной и муниципальной собственности и не распространяются на земельные участки частной собственности.

В целях гармонизации развития городской территории и установления единого порядка размещения некапитальных объектов на земельных участках частной и федеральной собственности Правительством Москвы принято постановление от 05.06.2024 № 1255-ПП. Указанное постановление устанавливает требования к размещению некапитальных объектов и порядок согласования архитектурно-художественного решения таких объектов, а также демонтажа таких объектов, размещенных с нарушением порядка. Вступает в силу данное постановление с 01.09.2024.

Таким образом, Москва стала первым субъектом, который решил полностью зарегулировать отношения, связанные с размещением некапитальных объектов.

Подводя итог, хочется отметить, что развитие института некапитальных объектов наравне с объектами капитального строительства играет важную роль в развитии экономики России, особенно в условиях санкционного давления. Принятие нормативно-правового документа федерального уровня, предусматривающего установление критериев и класса некапитальных объектов, а также их размещение в зависимости от разрешенного использования земельных участков, послужило бы толчком для развития и упорядочивания отношений, связанных с такими объектами, не только в столице, но и в других субъектах Российской Федерации.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://pravo. gov.ru/constitution.

2. Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 03.06.2006 № 74-ФЗ. М.: Юридическая литература, 2018.

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ (с изм. и доп. от 21.07.2014, № 219-ФЗ). М.: Юридическая литература, 2017.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-

ФЗ (ред. от 30.12.2015, № 457-ФЗ). М.: Юридическая литература, 2015.

5. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.01 № 136 (с изм. и доп. от 30.12.2015, № 460-ФЗ). М.: Юридическая литература, 2016.

6. О государственной регистрации недвижимости: Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.16 с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант 2017».

7. Варламов А.А. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособ. / ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству». М., 2014. С. 395.

References

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsena-rodny"m golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrenny"mi v xode obshherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) [Elektronny^ resurs]. URL: http://pravo.gov.ru/ constitution.

2. Vodny"j kodeks Rossijskoj Federacii: Federakny^ zakon ot 03.06.2006 № 74-FZ. M.: Yuridicheskaya literatura, 2018.

3. Gradostroitekny^ kodeks Rossijskoj Federacii: Federakny^j zakon ot 29.12.2004 № 190-FZ (s izm. i dop. ot 21.07.2014, № 219-FZ). M.: Yuridicheskaya literatura, 2017.

4. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast" pervaya): Federakny'j zakon ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 30.12.2015, № 457-FZ). M.: Yuridicheskaya literatura, 2015.

5. Zemekny'j kodeks Rossijskoj Federacii: Federakny'j zakon ot 25.10.01 № 136 (s izm. i dop. ot 30.12.2015, № 460-FZ). M.: Yuridicheskaya literatura, 2016.

6. O gosudarstvennoj registracii nedvizhimosti: Federakny'j zakon ot 13.07.2015 № 218-FZ (red. ot 03.07.16 s izm. i dop., vstup. v silu s 02.01.2017). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy" «Konsuktant 2017».

7. Varlamov A.A. Sistema gosudarstvennogo i munidpaknogo upravleniya: ucheb. posob. / FGBOU VPO «Gosudarstvenny"j universitet po zemleustrojstvu». M., 2014. S. 395.

Статья поступила в редакцию 01.07.2024; одобрена после рецензирования 10.07.2024; принята к публикации 10.07.2024.

The article was submitted 01.07.2024; approved after reviewing 10.07.2024; accepted for publication 10.07.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.