Научная статья на тему 'Правовое регулирование кадрового обеспечения предприятий АПК Алтайского края'

Правовое регулирование кадрового обеспечения предприятий АПК Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование кадрового обеспечения предприятий АПК Алтайского края»

ска. Агрономы занимаются озеленением в парках города и на отдельных предприятиях. работают на овощных станциях, в краевом экологическом центре.

Таким образом, несмотря на свободный, жестко не регулируемый характер трудоустройства, молодые специалисты АГАУ оказываются востребованными как в сельской местности края, так и в городской. Вместе с тем отмечается достаточно низкая мотивация к работе в сельской местности.

Улучшение ситуации с трудоустройством выпускников АГА У можно достичь при реализации следующих рекомендаций:

1. Целесообразно пересмотреть основные положения целевого договора с целью усиления заинтересованности выполнения его условий как студентами, так и заказчиками (в лице предприятий).

2. Для студентов, обучающихся не на целевой основе, необходимо создать базу данных о вакансиях рабочих мест на предприятиях и в организациях, расположенных как в сельской, так и в городской местностях края, ¡ю специальностям, получаемым в АГАУ.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК АЛТАЙСКОГО КРАЯ

О.Г. Пимбурская

Одним из важнейших элементов решения проблемы кадрового обеспечения АПК является четкая, соответствующая современным социально-экономическим условиям нормативно-правовая база.

Федеральное законодательство устанавливает лишь общие принципы кадрового обеспечения АПК, оставляя решение конкретных задач на уровне регионов. На уровне учебных заведений высшего и среднего профессионального образования данные отношения регулируются многосторонними договорами.

Проведенный анализ нормативно-пра-вовых актов (НПА) позволяет выделить пять основных направлений по регулированию обеспечения кадрового потенциала.

Целевая подготовка специалистов АПК в учебных заведениях и их трудоустройство

В настоящее время наименее урегулированными являются вопросы распределения целевых договоров, а также практического выполнения обязательств выпускника о его трудоустройстве у заказчика-работодателя. Региональные власти ведут большую работу в данном направлении и предлагают следующий способ решения проблемы. Юридические лица, подписав-

шие трехсторонний договор о целевой подготовке студента и впоследствии не трудоустроившие выпускника, лишаются права заключения нового трехстороннего договора. Данная мера позволяет усилить ответственность предприятий-заказчиков за невыполнение условий договора, но при этом должны быть детализированы причины нарушения положений договора. Необходимо разработать и юридически закрепить механизм контроля за фактическим трудоустройством выпускников, так как современная нормативно-правовая база позволяет предоставлять ложные сведения в краевые органы власти.

По нашему мнению, в ряду важнейших причин такой ситуации можно назвать недостаточный уровень правовой культуры и отсутствие развитой потребности в правовых знаниях как у студентов, так и у работодателей. Нами рассматривается правовая культура личности как совокупность: правосознания и правового мышления; правомерного поведения; результатов правомерного поведения и правового мышления.

Правосознание и правовая культура личности формируются в процессе правового воспитания, которым должны заниматься государство, образовательные учреждения, общественные институты, орга-

пизации и все остальные институты общества. Процесс передачи юридических знаний и опыта осуществляет воздействие на сознание и поведение человека, формирует у пего позитивные представления, взгляды, ценностные ориентации, чувства, эмо-

Перечень нормативно правовых актов, специалистов АПК и их трудоустройство

ции. Все это способствует воспитанию законопослушности, влияет на соблюдение, исполнение и использование индивидом юридических норм. Отражение данных направлений в нормативно-правовых актах приведено в таблице 1.

Таблица 1 регулирующих целевую подготовку в сельскохозяйственных предприятиях

Нормативно-правовые акты Целевой набор Распределение целевых договоров Содержание целевого договора Т рудоустройство выпускников

Федеральные нормативно-правовые акты

Федеральный Закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» + - - -

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 05.04.2001 г. № 264) + - - -

Постановление Правительства РФ от 10.07.2000 г. № 117 «О совершенствовании кадрового обеспечения АПК» + - - -

Постановление Правительства РФ от 19.09,1995 г. № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональном образованием» + - - +

Постановление Минтруда РФ N° 73, Госкомвуза РФ № 7 от 27.12.1995 г. «О типовых контрактах» - - + +

Приказ Минобразования РФ от 14.01.2003 г. № 50 (с и змеи, и пополней, от 09.02,2004 г.) «Об утверждении порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) РФ, учрежденные федеральными органами исполнительной власти» + -

Приказ Минобразования РФ и Минтруда РФ от 24.07.2000 г. № 2285/187 (с изменен, и дополнен, от 15.03.2002 г.) «О реализации Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования» - - - +

Нормативно-правовые акты Алтайского края

Постановление администрации Алтайского края от 18.02.2003 г. № 71 «Об условиях трудового соревнования районов, хозяйствующих субъектов, специалистов и работников по профессиям АПК Алтайского края» - - - ■г

Постановление администрации Алтайского края от 17.07.2000 г. № 556 «О государственном заказе на подготовку кадров для отраслей народного хозяйства Алтайского края» - - -г- +

Постановление администрации Алтайского края от 12.07.2000 г. № 547 «О совершенствовании работы с кадрами в АПК Алтайского края в новых экономических условиях» - - - +

Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 04.12.2000 г. № 367 «О программе кадрового обеспечения АПК Алтайского края на 2001-2005 годы» - + - + 4 [

Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 01.03.1999 г. № 47 (а ред. от 03.04.2002 г.) «Об утверждении Положения о целевом наборе студентов в высшие учебные заведения, расположенные на территории Алтайского края» + +

Государственная поддержка руководителей и специалистов АПК

Государственпая поддержка руководителей и специалистов АПК фактически регулируется только законодательством Алтайского края (табл. 2). Денежные доплаты гарантируются руководителям, направленным в сельскохозяйственные организации главным управлением сельского хозяйства администрации Алтайского края. Порядок выплаты ежемесячных доплат к заработной плате другим специалистам сельскохозяй-

ственных предприятий, направленным па работу в экономически слабые хозяйства, не разработан.

До настоящего времени ие принят Закон Алтайского края «О социальных гарантиях и льготах руководителям к специалистам предприятий АПК Алтайского края», предусмотренный «Программой кадрового обеспечения Алтайского края на 2001-2005 годы».

Таблица 2

Нормативно-правовые акты, регламентирующие государственную поддержку руководителей и специалистов АПК

Нормативно-правовые акты Предоставление жилья Денежные доплаты Другие льготы

Постановление администрации Алтайского края от 18.02,2003 г. № 71 «Об условиях трудового соревнования районов, хозяйствующих субъектов, специалистов и работников по профессиям АПК Алтайского края» - + -

Постановление администрации Алтайского края от 21.05.2002 г. № 271 «О порядке реализации постановления администрации Алтайского края «О государственной поддержке руководителей и специалистов АПК Алтайского края» - + -

Постановление администрации Алтайского края от 07.12.2001 г. № 755 «О государственной поддержке руководителей и специалистов АПК Алтайского края» + + +

Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 04.12.2000 г. № 367 «О программе кадрового обеспечения АПК Алтайского края на 2001-2005 годы» _і_ + +

Социальная поддержка граждан, проживающих в сельской местности,

и обеспечение их занятости

Многие положения НПА по вопросам социальной поддержки жителей сельской местности (табл. 3) не соответствуют современным социально-экономическим отношениям либо носят декларативный характер. Например, Закон РСФСР от 21,12.1990 г. № 438-1 «О социальном раз-

витии села» (ред. от 28.04.1993 г. № 4888-1) предоставляет семьям, переселяющимся в трудонедостаточные районы для работы в сельском хозяйстве, «льготное право приобретения в кредит автомобиля..., холодильника, телевизора».

Таблица 3

Перечень нормативно-правовых актов по социальной поддержке сельских жителей

Нормативно-правовые акты Предос- тавление жилья Денежные доплаты Другие льготы

1 2 3 4

Федеральные нормативно-правовые акты

Закон РСФСР от 21.12.1990 г. Кя 438-1 «О социальном развитии села» (ред. от28.04.1993 г. №4888-1) Т

Временные правила предоставления средств федерального бюджета (на безвозвратной основе) на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (утв. Правительством РФ 29.05.2003 г.) -г - -

Окончание табл. 3

1 2 3 4

Постановление Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года» + - 1

Постановление Правительства РФ от 26.04.1994 г. № 533 «О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность» -і- -Ь +

Нормативно-правовые акты Алтайского края

Закон Алтайского края от 10.03.2004 г. № 5-ЗС «Об утверждении краевой целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» + - +

Закон Алтайского края от 05,11.2001 г. № 87-ЗС «О государственной региональной молодежной политике в Алтайском крае» - -

Краевая целевая программа «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае на 2004-2010 годы» (утв. Законом Алтайского края от 02.09.2004 г. № 19-ЗС) + ■ -

Постановление администрации Алтайского края от 18.02,2003 г. № 71 «Об условиях трудового соревнования районов, хозяйствующих субъектов, специалистов и работников по профессиям АПК Алтайского края» - -г -

Постановление администрации Алтайского края от 12.07,2000 г. № 547 «О совершенствовании работы с кадрами в АПК Алтайского края в новых экономических условиях» +

Формирование механизма управления и развитие системы кадрового обеспечения АПК

Организационные мероприятия по формированию и укреплению структуры и механизма управления и развития системы кадрового обеспечения АПК в настоящий момент регулируются только подзаконными актами (табл. 4). Закон Алтайского края

«О совершенствовании работы с кадрами в АПК края в новых экономических условиях», предусмотренный «Программой кадрового обеспечения Алтайского края на 2001-2005 годы» не принят.

Таблица 4

Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих процессы формирования механизма управления и развития системы кадрового обеспечения АПК

Нормативно-правовые акты Формирование кадровой потребности Профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров Создание резерва кадров руководителей

Федеральные нормативно-правовые акты

Постановление Правительства РФ от 10.07.2000 г. № 117 «О совершенствовании кадрового обеспечения АПК» - - +

НПА Алтайского края

Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 04.12.2000 г. Щ 367 «О программе кадрового обеспечения АПК Алтайского края ка 2001-2005 годы» + + +

Постановление администрации Алтайского края от 12.07.2000 г. «О совершенствовании работы с кадрами в АПК Алтайского края в новых экономических условиях» + ч- +

Постановление администрации Алтайского края от 11.05.2000 г. № 373 «Об утверждении формы примерного договора о профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации» - +■ -

Выводы и предложения

1. В ходе изучения законов и подзаконных актов выявлено, что органы законодательной и исполнительной власти Алтайского края провели большую работу в целях правового регулирования кадрового обеспечения предприятий АПК Алтайского края. Однако некоторые нормативноправовые акты федерального значения не соответствуют современным социально-экономическим условиям. Наименее разработанным в правовом отношении является вопрос социальной поддержки граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение их занятости.

2. На фоне «старения» квалифицированных кадров АПК особую значимость приобретает вопрос целевой подготовки молс-

дых специалистов и их закрепления на предприятиях АПК. Один из способов изменить сложившуюся ситуацию - это совершенствовать договоры, заключаемые между учебными заведениями, главным управлением сельского хозяйства администрации Алтайского края, студентом, обучающимся по целевому набору, и заказчиком - работодателем будущего выпускника.

3. Учитывая уровень правовой грамотности и правовой культуры населения необходимо более детально (по сравнению с типовым договором) определить права и обязанности сторон, ответственность сторон в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения своих обязательств, предусмотреть способы обеспечения исполнения обязательств.

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ КАДРАМИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Ю.Н. Назаркина

Одним из условий успешности и высокой результативности деятельности организаций является их обеспеченность квалифицированным персоналом, и прежде всего управленческим.

Отечественными учеными доказано, что удельный вес фактора квалификации кадров в росте производительности груда составляет около 30%, отдача каждого рубля, вложенного в образование, составляет 3-6 руб., а регулярное системное повышение квалификации работников какой-либо отрасли народного хозяйства снижает потребность в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием в среднем на 25%.

В последние десятилетия обеспечение сельскохозяйственных предприятий высококвалифицированными кадрами руководителей и специалистов является одной из главных проблем. Наряду с неблагоприятными экономическими и социальными факторами внешней среды на эффективность производства влияет кадровая политика сельскохозяйственных предприятий.

За последние 5 лет в Алтайском крае наблюдается тенденция уменьшения численности руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий (по сравнению с 1999 г. в 2003 г. уменьшилась на 3680 чел., с 2002 г. - на 1514 чел,). Это происходит, с одной стороны, из-за уменьшения количества предприятий и общей численности занятых в сельском хозяйстве, с другой стороны, из-за оттока специалистов по причинам неудовлетворенности условиями труда. Всего по краю дефицит кадров руководителей и специалистов в сельскохозяйственных предприятиях в 2003 г. составил 1029 чел. (5,2%), в т.ч. руководителей и их заместителей - 17 чел., главных специалистов - 456, специалистов - 242, руководителей среднего звена - 217 чел.

Единственным высшим аграрным учебным заведением, являющимся поставщиком специалистов для АПК Алтайского края, является АГАУ. Рассмотрим потенциальные возможности но удовлетворению потребности сельскохозяйственных предприятий в специалистах (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.