ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 332.54
Наталья Рулева,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры землепользования и кадастров,
Государственный университет по землеустройству, г. Москва
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
<хх>о<><>о<><х><><><><><><>о<><>о<><х>^^
Статья посвящена изучению изменений законодательства, регулирующего кадастровую деятельность, в соответствии со вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2015 г. № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров».
S u m m a r y
Article is devoted to studying of changes of the legislation regulating cadastral activity according to entry into force of the Federal law from 12/30/2015 № 452-FZ «About modification of the Federal law «About the State Immovable Property Cadastre» and article 76 of the Federal law «about education in the Russian Federation» regarding improvement of activity of cadastral engineers».
Ключевые слова: кадастровая деятельность, кадастровые работы, кадастровый инженер, саморегулируемые организации кадастровых инженеров, национальное объединение, страхование гражданской ответственности кадастрового инженера.
Keywords: cadastral activity, cadastral works, cadastral engineer, self-regulatory organizations of cadastral engineers, national association, insurance of a civil liability of the cadastral engineer.
Изменения основного закона, регулирующего кадастровую деятельность, Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) заслуживают особого внимания, так как с 2010 г. в России сложился институт кадастровых инженеров, и с тех пор организация их деятельности не полностью была обеспечена нормами правого регулирования.
Кадастровая деятельность с 01.07.2016 г. кардинально претерпевает изменения, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2015 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров».
Первым из изменений следует отметить изменение определения «кадастровая деятельность» ч. 4 ст. 1 Закона о кадастре, в котором закрепляется то, что кадастровая деятельность это не только кадастровые работы в отношении недвижимого имущества по подготовке документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения, но и оказание услуг в установленных Законом о кадастре случаях. К таким случаям Закон о кадастре в ч. 4.2 ст. 1 относит перечисленные работы к услугам.
Положения ст. 29 Закона о кадастре принципиально меняют
подход к получению статуса кадастрового инженера, где на первое место выдвигается условие о том, что «кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации (СРО) кадастровых инженеров». То есть физическое лицо, при наличии положительных условий (8 пунктов), указанных в ч. 2 ст. 29 Закона о кадастре, может стать членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров и это дает ему право называться «кадастровым инженером». Если вспомнить пока еще действующую редакцию Закона о кадастре, то «кадастровым инженером» можно было считать «управомочен-ное лицо, выполняющее в отношении недвижимого имущества работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе», а условие быть кадастровым инженером - иметь действующий квалификационный аттестат «кадастрового инженера» [2].
На наш взгляд, такой подход был более правильным, заслуживал оценки кадастрового инженера, прежде всего, как квалифицированного специалиста, а не члена сообщества.
С 01.07.2016 г. на кадастровых инженеров, имеющих действующий квалификационный аттестат «кадастрового инженера», для вступления в саморегулируемую организацию не будут распространяться некоторые условия ч. 2 ст. 29 Закона о кадастре, а именно: наличие опыта работы в качестве помощника кадастрово-
№ 3/ 2016
9
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
го инженера, а также сдача теоретического экзамена, подтверждающего наличие профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности. Остальные, перечисленные условия в ч. 2 ст. 29 Закона о кадастре обязательны для тех, кто еще не является членом саморегулируемой организации.
Заслуживают внимания и такие изменения в Законе о кадастре, как проведение экзамена в целях подтверждения наличия у претендента профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности. Такой экзамен в соответствии с ч. 4 ст. 29 Закона о кадастре организуется национальным объединением, создаваемым СРО кадастровых инженеров.
Закон о кадастре дополнен следующими статьями - ст. 29.1 и 29.2, которые раскрывают права, обязанности и ответственность кадастрового инженера при осуществлении свой деятельности.
Достаточно большую часть изменений в Законе о кадастре занимают вопросы саморегулируемых организаций кадастровых инженеров - ст. 30, 30.1, 30.2. Национальному объединению посвящена внесенная в Закон о кадастре ст. 30.3, в которой определена цель создания объединения, определены условия создания объединения, права и обязанности национального объединения, а также подробно расписаны органы его управления [2]. Однако цель создания национального объединения, для обеспечения формирования единых подходов к осуществлению кадастровой деятельности, повторяет собственно положения самого Закона о кадастре, а «проводить предварительную экспертизу проектов нормативных правовых актов РФ в области кадастровых отношений» (п. 5 ч. 5 ст. 30.3 Закона о кадастре), требует дополнительных нормативных разработок для его реализации.
Статьей 3.2 Закона о кадастре определен государственный надзор за деятельностью СРО кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - государственный надзор), который осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, а именно Росреестром.
Порядок ведения органом государственного надзора государственного реестра СРО кадастровых инженеров, перечень включаемых в него сведений и перечень сведений, подлежащих размещению на официальном сайте органа государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, введен ст. 30.4 Закона о кадастре.
Регулирование кадастровой деятельности и деятельности СРО кадастровых инженеров, национального объединения, осуществление государственного надзора определяет ст. 30.5 Закона о кадастре, где достаточно подробно прописан порядок исключения СРО или национального объединения из реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
Переходный период для кадастровых инженеров, имеющих действующий квалификационный аттестат, и для действующих СРО кадастровых инженеров, заканчивается с 01.07.2016 г. по 01.12.2016 г. С 1 декабря 2016 г. кадастровые инженеры должны
привести свою деятельность в соответствие с Законом о кадастре. Саморегулируемые организации кадастровых инженеров должны также привести свою деятельность в соответствие с требованиями Закона о кадастре, с вступившими в силу изменениями от 30.12.2015 г.
С 1 января 2020 г. начнет применяться требование об образовании кадастровых инженеров, имеющих действующие аттестаты на момент вступления в силу Закона о кадастре в редакции от 30.12.2015 г., в виде обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в области кадастровых отношений (один раз в три года).
Кадастровому инженеру, имеющему действующий квалификационный аттестат «кадастрового инженера» не оставлено выбора по своему усмотрению осуществлять свою деятельность, как следовало из предыдущей редакции Закона о кадастре. Обязательства вступления в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров (ч. 1 ст. 29 Закона о кадастре), наличие действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности (п. 7 ч. 2 ст. 29 Закона о кадастре) налагают на кадастрового инженера дополнительные затраты как финансового, так и юридического характера, что в условиях экономического кризиса в стране, нестабильности условий приобретения заказов на кадастровые работы могут повлечь за собой отток большого количества кадастровых инженеров.
В такой период законодателю следовало бы поддержать рынок услуг кадастровых работ, а не ужесточать требования к их деятельности.
Литература
1. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 28.11.2015).
2. Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» [Электронный ресурс]: от 30.12.2015 г. № 452-ФЗ // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
4. Варламов А.А., Гальченко С.А., Аврунев Е.И. Кадастровая деятельность: учебник / под общ. ред. А.А. Варламова. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. 256 с. (Высшее образование. Бакалавриат).
5. Липски С.А., Гордиенко И.И., Симонова К.В. Правовое обеспечение землеустройства и кадастров: учебное пособие. М.: Компания КноРус, 2016. 432 с.
6. http://roscadastre.ru
10
Международный сельскохозяйственный журнал